О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую.

Страшный суд. Иероним Босх

Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда праведники спросят Его со смирением: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?»

Царь же скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне».

Страшный Суд. В.М.Васнецов. Западная стена Владимирского собора в Киеве. 1885-1896

Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»

Но Царь скажет им: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».

Синьорелли (Signorelli) Лука Ад. Фреска из цикла Страшный суд

Страшный суд. Джотто. Фрагмент

Страшный суд. Джотто. Фрагмент

Страшный суд. Джотто. Фрагмент

И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Страшный суд. Джотто

Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

Рогир ван дер Вейден (1400-1464). Страшный Суд.

Пизано Джованни. Страшный суд. Рельеф кафедры собора в Пизе.

Страшный суд. Стефан Лохнер

Страшный суд. Ганс Мемлинг

Страшный суд. Микеланджело Буанарроти

Христос Пантократор и Страшный суд. Италия, 1300 г. Мозаика в Баптистерии Сан Джованни во Флоренции

ДИОНИСИЙ: СТРАШНЫЙ СУД Земля и Море отдают мертвецов.

Страшный Суд. XI—XII вв. Синай.

Икона»СТРАШНЫЙ СУД»XIV века. Москва, Музеи Кремля.

Икона»СТРАШНЫЙ СУД» Украина. ? век

Икона»СТРАШНЫЙ СУД» XVI век. Украина.

Второе и страшное пришествие Господа нашего Иисуса Христа, судити живым и мёртвым Середина XVI века.Из церкви Покрова погоста Лядины (Каргопольский район Архангельской обл.)

Икона»СТРАШНЫЙ СУД»Польша, конец XVI — начало XVII вв.

Страшный суд. Середина XVI в.

Страшный суд. 1580 г.

Страшный суд. Середина 15 в.

Икона Страшный суд с Сотворением мира и историей Адама и Евы . Конец XVIII века.

Cтрашный (Последний) суд. Польша, икона XVII в.

Второе пришествие.Греция.Около 1700 г

Страшный суд. 17 в. Фреска

Страшный суд Румыния, подписана 1899 г

Страшный Суд. Болгария. Вторая половина XIX в. Великое Тырново. Монастырь Преображения.

Страшный суд. Украина

Образ второго и страшного Христова пришествия. Фрагмент Северное Поонежье, XVIII век

Страшный суд. Храм во имя святителя Николая чудотворца, с. Смышляевка

Миниатюра Синодика XVII в.

Души праведных в руке Божией.Сольвычегодский Благовещенский собор.

Страшный суд. 18 век. Поволжье

В.М. Васнецов. Страшный суд. 1896-1904 гг.

Страшный Суд (по фреске В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве)

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 25, 31-46.

Текст: протоиерей Серафим Слободской

Сюжет Страшного суда в картинах художников

Итак, как видно, для верующих христиан является очень важной композиция, где изображен Страшный суд. Икона и роспись на стенах храмов – это не единственное, где проявлялась эта тема. Она была и есть очень популярной у художников. Это довольно яркая тема, которая нашла свое место и в живописи.

К примеру, у Микеланджело есть фреска, выполненная на эту тему. Она находится в Сикстинской капелле. Хотя это и был заказ папы, но сам живописец выполнил ее на свой манер. На ней изображены обнаженные тела, откровенно описана анатомия мужчин. Это в дальнейшем даже привело к конфликту.

Также очень известным является триптих Иеронима Босха. Это очень сильная картина, которая некоторым образом воздействует на смотрящего. Считается, что никто, кроме Босха, впоследствии не сумел так передать то, что никто из живущих не видел воочию. Сюжет на картине делится на три части. В центре – изображение самого суда, слева находится рай, а справа – ад. Каждая композиция очень реалистична.

Конечно, это не все мастера кисти, которые использовали библейский сюжет Страшного суда в своих картинах. Очень многие были вдохновлены апокалиптическими композициями, после чего пытались создать свое виденье этого. Не все придерживались библейских моментов, проявляя свою фантазию. Таким образом, появилось множество вариаций Страшного суда, которые были далеки от канонов.

Изображение кисти Васнецова

Виктор Васнецов в свое время создал немало картин на религиозную тему. Одной из них была фреска Страшного суда в Киевском Владимирском соборе, а также в Георгиевском соборе.

Икона Страшного суда Васнецова в Киевском соборе появилась первой. В написании автор не использовал уже устоявшиеся каноны, поэтому изображение выглядит несколько театрально, хотя и построено на основе библейских и святоотеческих текстов. В центре композиции находится ангел, который держит весы в руке. По одну сторону от него находятся грешники и геенна огненная, в которую они, собственно, и падают. По другую сторону находятся молящиеся праведники.

Как видно на изображении, среди грешников находятся богатые, цари, люди духовного сословия. Автор хотел этим показать, что перед Богом все равны в момент истины. Для всех людей будет справедливое решение в последний час. Вверху изображения находится сам Господь, который держит Евангелие и крест. Рядом с ним находится Божья Матерь и Иоанн Предтеча.

Вторым было написано полотно для Георгиевского собора. Его сюжет остался неизменен и, по словам многих, кто видел картину впервые, производил ошеломляющее впечатление. Именно это полотно имело бурную историю во времена Советского Союза. На закате его существования картина была с трудом реконструирована и возвращена на старое место.

Изображение кисти Рублева

Еще одним знаменитым произведением Страшного суда была фреска Рублева, которая изображена в Московском Успенском соборе. Там было много его росписей, помимо этой. Многие были выполнены вместе с Даниилом Черным. В некоторых деталях автор отступил от традиций, особенно когда писалась икона Страшного суда. Рублев изобразил тех людей, которые пришли на суд, совсем не страдающими, а надеющимися на милость.

К слову сказать, все облики на фреске очень одухотворенные и возвышенные. В это непростое время происходило слишком много событий, которые способствовали возрождению духовности человека.

Таким образом, фреска производила очень легкое впечатление и несла надежду. Это привело к тому, что человек не стал испытывать страх от предстоящего суда, а представлял его царящую справедливость. Конечно, до наших времен она сохранилась не полностью, но то, что осталось до сих пор, поражает своей глубиной.

Картины ада

Обычно расположены в нижней трети композиции, выделяются как узнаваемыми образами, так и определенными цветами. Черти часто пишутся однотонно, темными или даже черными красками. Сатана восседает на звере, держа в лапах душу Иуды. Муки грешников могут изображаться в отдельных клеймах. К верхнему ярусу, где находятся первые люди, из пасти зверя поднимается змей — это символическое изображение греха. Вместо него может быть нарисована река огня.

Грешники, которые находятся в огненном потоке, могут представлять разные социальные группы (цари, монахи, знать). Византийские мастера изображали князя тьмы как старца с неприятным лицом, наполовину одетого. Тело его может быть пепельного цвета. Зверь, на котором он сидит, имеет либо одну, либо две головы, пожирающие грешников.

Роспись Рублева

В западноевропейской традиции изображение «Страшный суд» обычно напоминает о кострах инквизиции. То есть зачастую является именно способом устрашения. Бог изображается гневающимся, а грешники четко разделяются с праведниками. В русской традиции «Страшный суд» напоминает скорее о божьем милосердии. Четкого разделения агнцев и козлищ на православных образах с подобным сюжетом обычно нет.

Именно в таком «милосердном» стиле работал, как известно, и самый почитаемый иконописец Руси — Андрей Рублев. О его личности известно, к сожалению, очень мало. Однако, конечно же, такой известный церковный художник не мог пройти мимо очень популярных, часто изображавшихся в его времена, сцен икон «Страшный суд». Рублевым эти канонические сюжеты были выбраны для украшения собора Успения Богородицы во Владимире. Известно, что рисовать свою фреску он начал в 1408 году. Изображен Страшный суд Рублевым был на западной стене храма.

Руку с весами канонического сюжета иконописец поместил на торце входной арки вверху. Под ней художник нарисовал пророков Даниила и Исайю. Самого Христа Рублев изобразил на голубом фоне в своде над аркой. Еще выше иконописец нарисовал двух ангелов, сворачивающих старое небо в свиток. Звери, олицетворяющие уходящие царства, изображены Рублевым в арке, ведущей под купол. Шествие ветхозаветных праведников в рай под предводительством Петра художник расположил в южном своде над иконостасом. Напротив этой сцены Рублев изобразил сам рай. Первые обитатели его — Адам и Ева — нарисованы иконописцем у подножья престола с Евангелием и ризой.

Что повлияло на возникновение сюжета

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали и откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Сюжет иконы Страшного суда на Руси

В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря, который находится в Киеве. В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе, в церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе. И это не случайно, так как считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало крещению Руси. Об этом факте упоминается в «Повести временных лет”.

Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.

Описание сюжета

Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона «Страшный суд”, описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое место.

Обычно в верхней части иконы размещен образ Иисуса, по обеим сторонам которого находятся апостолы. Все они участвуют в процессе суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех.

Далее под изображением Иисуса находится престол (Этимасия). Это судейский трон, на котором могут быть размещены копье, трость, губка, Евангелие. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.

Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые пройдут Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также Сатана.

Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).

Толкование сюжета

Икона Страшного суда, толкование которой кому-то может показаться жутковатым, имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде, председательствовать в котором будет Иисус Христос, сын Божий. Это случится во время его Второго пришествия.

После суда человеку будет прямая дорога либо в ад, либо в рай, согласно его поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не для устрашения человека, а для того чтобы он задумался над своими деяниями, совершенными грехами. Также не стоит отчаиваться и терять надежду, нужно просто раскаяться и начать меняться.

Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней

До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика с этой темой.

Также существуют древние изображения и на Руси. К примеру, в Московском Кремле Успенского собора находится самая ранняя икона «Страшный суд” (фото представлено ниже). Также такие росписи можно найти в некоторых храмах (о них говорилось выше).

Какое значение имеет икона для верующих

Икона Суд Божий, исходя из общих толкований может вызывать чувство испуга, ужаса, но каждого человека, хочет он того или нет, в конце концов ожидает Страшный суд, где будут оценены все деяния.

Верховный судья там – Иисус Христос, именно ему во время Второго пришествия предначертано решить судьбу человека, отправив душу в вечный покой или мучения.

Главное, в чем заключается суть всего изображенного – не напугать, а заставить человека переосмыслить, как он живет, что делает, верит ли и искренне кается, совершив ошибку.

Поэтому церковное значение иконы Апокалипсиса – осознание грехов и покаяние.

Молитва перед иконой

Эту икону обычно не рассматривают как образ для чтения молитвы. Она несёт скорее мотивационную нагрузку. Но всё же никто не запрещает молиться и перед ней, если хочется.

Самое логичное решение — прочесть перед ней молитву «Отче наш», либо специальную — о спасении души.

Молитва иконе Страшного суда ориентирована на искупление грехов не только с помощью созерцания, но и произношением заветных слов, подтверждающих искренние намерения. Вот почему молиться перед иконой положено за невольные и вольные прегрешения, дабы получить возможность пройти в Небесное Царство, а также допускается поминание умерших грешников.

Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых: сице днесь, прежде даже не приити дневи осуждения моего, у святаго Твоего Жертвенника предстоя пред Тобою, и пред страшными и святыми Ангелы Твоими, преклонен от своея совести, приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй. Виждь, Господи, смирение мое, и остави вся грехи моя, виждь яко умножишася паче влас главы моея беззакония моя. Кое убо не содеях зло? Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в души моей? Всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Но безмерно есть множество щедрот Твоих, и милость неизреченна незлобивыя Твоея благости, и несть грех, побеждающь человеколюбие Твое. Темже, Пречудный Царю, незлобиве Господи, удиви и на мне, грешнем, милости Твоя, покажи благости Твоея силу и яви крепость благоутробнаго милосердия Твоего, и обращающася приими мя, грешнаго. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу.

Приими мя, пребезмерне и словом, и делом, и похотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе. И якоже во единонадесятый час пришедших приял еси, ничтоже достойно соделавших, тако приими и мене, грешнаго: много бо согреших, и осквернихся, и опечалих Духа Твоего Святаго, и огорчих человеколюбную утробу Твою, и делом, и словом, и помышлением, в нощи и во дни, явленне же и неявленне, волею же и неволею. И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя.

Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание. Ты убо, Господи, утвердил еси на мне страх Твой, аз же лукавое пред Тобою сотворих, Тебе убо единому согреших. Но молю Тя, не вниди в суд с рабом Твоим. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Аз бо есмь пучина греха и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети на высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа. Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою: непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком. Кто возставит мя, в сицевая злая и толикая падшаго согрешения?

Господи Боже мой, на Тя уповах: аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми Спаситель, и по щедротам Твоим и милостем Твоим, ослаби, остави, прости ми вся, елика Ти согреших, яко многих зол исполнися душа моя, и несть во мне спасения надежды. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и не воздаждь ми по делом моим, и не осуди мя по деянием моим, но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя. Даруй ми слезы сокрушения и умиления сердечнаго, возводящая падшия ко своему наследию, ими же очищуся от всякаго греха, ибо страшно и грозно место имам проити, тела разлучився: множество тогда, мрачное и безчеловечное демонов срящет мя, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй, но дела моя осудят мя. Сего ради прежде конца в покаянии приими мя и никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть.

Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: ум мой светом разумения Святаго Евангелия Твоего просвети, душу любовию Креста Твоего озари, сердце чистотою словесе Твоего убели, тело мое Твоею страстию безстрастною исцели, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя к деланию заповедей Твоих, и даруй ми бодренным сердцем и трезвенной мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающему пришествия светлаго и явленнаго дне Твоего. Ты убо еси, Господи, Свет, паче всякаго света, Радость, паче всякия радости, Упование, паче всякаго упования, Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков. Аминь!

Отче наш

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Давным-давно всю землю скрывал густой Лес. В нём таилось множество чудес и жили говорящие звери. На высоких холмах и вдоль полотен светлых рек деревья росли до самого медного неба; Солнце играло золотом в кудрявых кронах, раздавало сияющие нимбы. Быстроногие лани да легкокрылые соколы мчались наперегонки с ветрами, а ветра теребили холки и перья…
Однако в глубинах лесных, в древних опасных чащах всё живое болело и мучилось. Так, реки замедляли свой бег, замирали, и бескрайние зловонные болота запревали; злые деревья заступали воздушную тропу ветрам, чёрные сучья подцепляли струи дуновений, и, крича угрозы, слали подальше. Звери в чащах тоже хмурились, ничто вокруг их не радовало: тонкие скользкие змеи прятались под корнями мёртвых деревьев, злобное шипение встречало проползающих мимо пауков: «Ползите прочь! Корни наши, вам никто не рад!» И пауки, яростно шикая в ответ, забирались от корней по мёртвым стволам высоко вверх, где вьются прочные белые сети. Кроме мух и жуков порой в них залетают крохи-птицы, коих глупость погнала чрез хмурые лесные глубины…
Змеи, пауки, летучие мыши да всякие насекомые, любители грязи с гноем, были не единственными жителями болот. Соседи — грязно-зелёные хладнокровные перепончатые, жабы да лягушки — больше всех обожали болотные жижи! Днями напролёт жёлтые пуза выглядывали из тухлой воды, широкие рты пускали густые пузыри, лопающиеся с трудом… По ночам же бескрайние топи оглашал громкий хор: миллионы квакушек неустанно и яростно спорили друг с другом обо всём в их маленьком мире. Даже летучие мыши, не спящие в тёмное время, раздражённо взывали к тишине.
Но сегодняшняя ночь особенная — особая и новость, которую обсуждает всё болото.
— Слышали, слышали?! Среди Старых Кочек жабья стража поймала зелёного за совершением страшного преступления!
— Ах, я всегда не любила этих зелёных! Они такие… противные!.. Брр!
— Да-да, они совсем не такие, как мы, коричневые и бородавчатые! Они ненормальные…
— А что этот зелёный сделал-то? Ну же, Желтозоб, рассказывай!
И множество выпуклых гнойно-жёлтых глаз уставились на самую толстую жабу, вальяжно развалившуюся на трухлявом пне перед ними. Махнув мясистой лапой, Желтозоб призвал собравшихся к тишине и булькающим голосом начал размеренно, наслаждаясь всеобщим вниманием к своей персоне:
— О, я вам сейчас всё расскажу, да!.. Этот… мерзкий зелёный, во-первых, зелёный, и за одно это уже требует наказания. Но мы же цивилизованные жабы и за одну только зелёность мы всего лишь презираем этих лягушек, но не более. Так вот, этот зелёный виноват ещё и тем, что осмелился выплыть из-под опавших листьев на самый болотный свет и признаться в любви молодой жабе! И ради неё, как говорят, он даже хотел изваляться в грязи настолько, чтобы спрятать свой гадкий зелёный цвет и стать похожим на нас, истинных жителей гнилых топей! Представляете, насколько этот лягушонок обнаглел и потерял уважение к нам?!
Жадно слушающие до этого момента жабы разразились громким кваканьем, даже рыком, как будто были каким-то диким лесным зверем! И потребовали сейчас же привести виновного во всех грехах. И, когда тот взошёл на пень и предстал перед ними, рык толпы стал ещё сильнее — из-за его зелёной кожи.
— Негодяй! Не уважаешь наш жабий род хладнокровных!..
— Зелёный! Да как таких, как ты, только свет носит?! Вас надо ещё при рождении топить!..
— Ну надо же — посмел признаться в любви благородной жабе!.. Мерзавец!!
— Что, хочешь стать похожим на нас, коричневых и бородавчатых?! Не позволим!
— Да, не позволим! Вся грязь — наша! Гниющие топи издревле при-надлежат жабьему роду! Только нам можно пить их мутные воды! А таким, как ты, в болоте нет места!
— Да, таким, как ты, в нашей грязи нет места!..
Жабы квакали и кричали всё громче и громче, и Желтозоб — самый толстый и бородавчатый из всех жаб — снова махнул лапой, призывая к тишине. И, довольный, булькающим голосом сказал:
— Жабы! Жабы, успокойтесь! Мы же цивилизованные ластоногие! Надо судить этого зелёного по справедливости. Позволим теперь ему сказать что-нибудь в своё оправдание.
Желтозоб ухмыльнулся своим широким жабьим ртом и скосил выпученные белые глаза на подсудимого. Тот же, поймав этот взгляд, вздохнул тихо и начал негромко:
— Ну, раз уж вы решили слушать… Да, надо мной висят все эти грехи, в которых вы меня обвиняете, и я прекрасно осознаю это. И поэтому могу сопротивляться искушениям, не поддаваться страстям, бороться! А моя борьба даёт мне надежду на победу в самой главной битве — над самим собой. Вы же… — обвиняемый обвёл строгим взглядом всех стоящих перед пнём, так что каждый ощутил в сердце своём укор совести, — …вы боитесь признать над собой свои грехи от того, что боитесь сражаться! О, вы настолько страшитесь, что даже не хотите предполагать саму возможность этой битвы, она напрочь вылетает из ваших голов! И как будто остаётся только незнание, абсолютное непонимание, что делать со своими пороками… Вы — трусы! Вот кто вы! — голос незаметно для самого подсудимого повысился до крика, и теперь уже искры злобного презрения летели из чёрных глаз, — И не вам обвинять меня в моих грехах, потому что трусы грешны больше всех остальных!..
Толпа взревела единым лютым зверем и, стащив за зелёные лапки этого бесстыдного лягушонка, убила его на месте. Потом все расплылись по домам, всё ещё продолжая по пути чертыхаться и негодовать… А, когда бледный диск Луны посеребрил чёрные ветви корявых деревьев, на берег болота впервые за много лет выползли несколько десятков лягушек и жаб. Так, вместе, поддерживая друг друга и прижимаясь друг к другу тельцами, они стали карабкаться вверх по берегу, пролезать под опавшими листьями, перепрыгивать через высунувшиеся из земли корни и обвалившиеся сучья… И с каждым их шагом гнилые топи оставались всё дальше и дальше, потому что в болотной грязи было не место выбравшим справедливость.
Давным-давно землю скрывал Лес, где таилось множество чудес и жили говорящие звери. Склоны гор застлали светлые рощи, вдоль медлительных блестящих лент рек деревья росли очень высокие: кудрявые кроны доставали до самого медного неба!.. Лягушки и жабы добрались сюда. Вместе. Чистая вода приняла, окутала, перепончатые лапы загребли. Впервые в жизни болотники ощутили счастье! Плывя всё дальше и дальше, они встречали Солнце.
31 января 2014 года.

Жабий суд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *