Текст Ст. 38 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Комментарий к Ст. 38 Конституции Российской Федерации

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В статье 72 сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей не только являются частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение.

В данной норме не выделен институт отцовства (в отличие от ч. 2 ст. 7 и ст. 72 Конституции РФ), в силу, как представляется, особой значимости защиты института материнства, незаменимости, особенно в начальный период детства, матери для нормального развития ребенка. Семейное законодательство, опираясь на Конституцию РФ, в ч. 1 ст. 1, объединяя отцовство, материнство, детство и семью в одну статью, говорит, что все они находятся под защитой государства. И это не случайно, ведь термины «материнство» и «отцовство», как и «детство», неотделимы от понятия семьи, поэтому рассматривать их необходимо в контексте единого института «защиты семьи, материнства, отцовства и детства».

Детство — это период возрастного развития от рождения до 18 лет либо иного возраста, с которым закон связывает дееспособность в гражданско-правовом смысле. Материнство — реализованная способность женщины к рождению, вскармливанию и воспитанию детей*(164). Отцовство — кровное родство между отцом и его ребенком (детьми)*(165). Семья — это социальный институт и одновременно общественный механизм репродукции человека. Понятием «семья» охватываются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, старшими и младшими в семейной иерархии и основанная на указанных отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью*(166).

Терминологически защита семьи, материнства, отцовства и детства понимается в нескольких значениях. Во-первых, это отношение к ним как к ценности, во-вторых, создание необходимых условий для развития семьи, материнства*(167), отцовства и детства, в-третьих, охрана в случае нарушения их прав и законных интересов. Термин защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеет двоякое значение. С одной стороны, он включает предусмотренные меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов, с другой стороны, может рассматриваться в узком смысле слова — как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке*(168).

Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой — обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Семья в комментируемой статье находится на третьем месте, в отличие от п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 (в ред. от 5 октября 2002 г.) были утверждены Основные направления государственной семейной политики, в которых сформулированы отношение государства к семье и пути разрешения проблем семьи и детства. Она исходит из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, из необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества, из учета потребности судом.

Защита материнства — одна из приоритетных задач российского государства. В настоящее время женщины особенно остро нуждаются в поддержке государства. Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты развития семьи, материнства и детства. Одной из важнейших задач государства является правовая защита материнства от неблагоприятных воздействий, максимальное сохранение физического и психического здоровья матери и ребенка.

Предметом особой заботы и защиты государства, общества, законодательства, помимо материнства, является детство. Особенность положения ребенка в семье и за ее пределами заключается в его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью. Традиционно охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных, возлагается на родителей либо на лиц, их заменяющих*(169).

В связи с тем что дети являются одной из самых незащищенных групп населения, следует оказывать внимание ребенку и как личности, и как члену общества, наделенному определенными правами. В статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано, что государства — члены совета Европы обязуются «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры»*(170). Следовательно, забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична, а реализация прав и обязанностей родителей «принимается во внимание». В российском законодательстве обеспечение прав и свобод детей, защита их законных интересов является прерогативой родителей и лишь в случае недобросовестности последних, выразившейся в неисполнении данных обязательств либо злоупотреблении ими, государство берет на себя ответственность за замещение родительских функций.

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен и в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация. К базовым законам, закрепляющим права детей в России, относятся Конституция РФ, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»*(171) и Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»*(172). Их объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка.

2. Право родителей на воспитание ребенка объявляется законом и как их обязанность (ст. 63 СК РФ

). Таким образом, в законодательном порядке отражены два аспекта воспитания детей: частноправовой, поскольку оно является одной из личных потребностей человека, и публично-правовой, так как общество заинтересовано в качественном воспитании детей и ему не безразлично, каких членов общества «продуцирует» семья*(173).

Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I и III групп, лица пенсионного возраста). Семья, как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи*(174). Семейный кодекс РФ предусматривает приоритетную защиту нетрудоспособных членов семьи, а также содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 87, 89, 90, 93-98).

3. Часть 3 комментируемой статьи обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ч. 1 ст. 87 СК РФ); аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК РФ) и т.д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке (ч. 2 ст. 87 СК РФ и др.).

Нетрудоспособность родителей означает достижение ими пенсионного возраста либо наличие инвалидности. Нуждаемость родителей в помощи со стороны детей возникает, когда их собственных средств не хватает для поддержания своего материального состояния на уровне прожиточного минимума.

При взыскании алиментов в пользу нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей обязателен учет материального, семейного положения как родителей, так и детей, а также любых других заслуживающих внимания интересов сторон. Определяя размер алиментов, подлежащих уплате в пользу родителей, суд обязан установить источники дохода каждой из сторон, выяснить наличие иждивенцев, других лиц, которых обязаны содержать алиментнообязанные лица, и пр.

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Пункт 2 статьи 1 не применяется к бракам граждан РФ, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Другой комментарий к Ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации

  1. В ст.1 СК РФ сформулированы основные начала семейного законодательства, большинство которых следует из принципов, установленных в Конституции РФ. Так, п.4 ст.1 СК РФ корреспондирует п.2 ст. 19 Конституции РФ, согласно которому государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Принцип равенства прав супругов в семье дополняет правило п.3 ст.19 Конституции РФ о том, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  2. Согласно ст. 38 КРФ материнство и детство, а также семья в целом находятся под защитой государства. В частности, как указывается в преамбуле Федерального закона об основных гарантиях прав ребенка, государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Забота о детях и их воспитание составляют равное право и обязанность родителей.
  3. Правило п.1 ст.1 СК РФ о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи соответствует установленному в ст.23 Конституции РФ праву каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
  4. Отличительным признаком семейных отношений является их глубоко личный характер, построение их на чувствах взаимной любви и уважения.
  5. Российское семейное законодательство исходит из признания брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния. О заключении брака см. ст.10-15 СК РФ и комментарий к ним.

Права и обязанности ребенка согласно Конституции РФ

Ребенок имеет три категории прав и обязанностей:

  1. Гражданские. Никто не может нарушить или прекратить их действие, даже суд.
  2. Социальные. Этими возможностями малыш пользуется с первой минуты жизни. Это право на пользование медицинскими услугами, обучение и т. д.
  3. Экономические. Этими правами маленький гражданин может воспользоваться только с 14 лет и только с соглашения законных представителей. Полностью распоряжаться экономическими правами гражданин может только с 18 лет.

Права и обязанности ребенка с рождения

С первого дня жизни ребенок наделен большим количеством прав, прописанных в Конституции:

  • право на жизнь, прописанное в п.1 ст. 20 Конституции РФ. В этом случае подразумевается запрет на убийство, а также то, что жизнь гражданина должна охраняться государством;
  • на свободу. Этот закон прописан в п.1 ст 29 , где говорится о том, что «каждому гарантируется свобода мысли и слова»;
  • на охрану здоровья и медицинскую помощь, о чем гласит п.1 ст. 41;
  • на воспитание в семье. Каждый маленький гражданин имеет возможность получить защиту со стороны родителей и их заботливое отношение. Об этом гласит ст. 54, п. 2;
  • на образование. В п.п. 1, 23 ст. 43 прописано, что дети могут получать бесплатно дошкольное, основное общее, среднее профессиональное образование, а также высшее на конкурсной основе;
  • на жилище. Ст. 40 п. 1 предусматривает факт того, что каждый гражданин не может произвольно быть лишен крова;
  • право собственности и наследования. Пунктами 1-4 ст. 35 Конституции указано, что владеть имуществом может любой гражданин РФ вне зависимости от возраста. Кроме этого, все имеют право получать наследство. В некоторых случаях доля по наследству является обязательной для ребенка.

Кроме прав, маленький гражданин облагается и обязательствами, которые также прописаны в Конституции, в числе которых:

Права и обязанности ребенка с 14 лет

С 14 лет законные возможности детей несколько расширяются, однако, некоторая их часть может быть реализована только с согласия законных представителей: родителей или опекунов.

Так, с 14 лет подросток:

  • имеет возможность трудиться при наличии письменного согласия законных представителей, о чем говорится в п.1 ст. 37. Общая продолжительность трудового дня — не более 4 часов в свободное от учебы время;
  • вступать в молодёжные общественные организации;
  • самостоятельно совершать выбор своего места жительства (с согласия законных представителей), о чем говорится в ст. 27, п. 1.

Обязательства подростка также расширяются. Гражданин по достижении 14-летнего возраста должен соблюдать трудовое законодательство и распорядок труда при условии, что он работает:

  • по достижении 14 лет, подростки, работающие по трудовому договору, обязаны выполнять все предписания документа, заключенного с организацией, соблюдать все правила и устав компании (или молодежного объединения);
  • подросток несет ответственность за нарушение предписаний, описанных в трудовом договоре, уставе образовательного учреждения, молодежной организации, за возмещение причиненного вреда.

Права и обязанности ребенка с 16 лет

Достигая возраста 16 лет, гражданин приобретает дополнительные возможности и обязательства. Согласно п.п. «ж” и «к” ст. 72 Конституции РФ, вопросы семейного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В соответствии с этим положением Конституции и ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ, субъектам РФ предоставлено право принимать законы, действующие на территории конкретного субъекта и устанавливающие порядок и условия вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет.

С 16 лет гражданин обязуется соблюдать все обязательства, прописанные в Конституции и иных кодексах РФ, Федеральных Законах, законодательных актах и т. д., касающиеся детей, достигших возраста 16 лет.

До достижения совершеннолетия у ребенка, в частности, у мальчика, появляется ещё одна обязанность: мальчик должен защищать Отечество, согласно ст. 59 Конституции РФ. Для этого В 17 лет гражданин должен встать на учет в военкомат.

Конвенция ООН о правах ребенка

Возможности детей прописаны в Конвенции о правах ребенка — международном правовом документе, определяющем привилегии и возможности детей в странах, принявших решение подписать данный документ.

Конвенция состоит из трех частей, включает в себя 54 статьи, которые регламентируют различные стороны защиты прав детей.

Подписать Конвенцию могут все государства, даже те, которые не входят в состав ООН. Первая часть:

  • ст. 1-4 прописывают понимание слова «ребенок», подробно прописывают его интересы, их приоритетность и возможность защиты со стороны участвующих государств;
  • ст. 5-11 прописывают права на жизнь, имя, гражданство, возможность знать своих родителей, а также получать заботу с их стороны;
  • ст. 12-17 дают понимание об обязанностях государства помогать законным представителям ребенка, а также об обязанностях охранять детей от неправомерного обращения с ними со стороны родителей или опекунов;
  • ст. 28-31 прописывают возможность детей на свободный выбор образования, религии, культуры, языка и т. д.;
  • ст. 32-36 определяют обязанности государства ограждать детей от незаконного употребления наркотических веществ, алкоголя, также от эксплуатации и торговли детьми и т. д.;
  • ст. 37-41 прописывают запрет на реализацию смертной казни и пожизненного заключения детей, которым не исполнилось 18 лет. В этих же статьях прописаны права государства о защите несовершеннолетних во время военных действий.

Вторая часть:

  • ст. 42-45 излагают сведения о Комитете о правах ребенка, о его организации, функциях, а также обязывают государства информировать граждан своей страны о Конвенции.

Третья часть:

  • в ст. 46-54 излагается о решении проблем, возникших при соблюдении правил Конвенции.

Сегодня во многих государствах соблюдение прав ребенка строго отслеживается законом. При нарушении конституционных или конвенциональных положений каждый гражданин несёт ответственность перед законом.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Каждый родитель хочет заботиться о своем ребенке как можно лучше, применяя самые действенные методы воспитания. Вкладывая очень много сил, времени и материальных ресурсов. Заботу о детях можно условно разделить на две категории: забота о физическом развитии и забота о психологической составляющей личности ребенка.

Забота о физическом развитии

  • • обязательно включает в себя заботу о здоровье и сюда входит вся ответственность родителя за подходящую пищу, необходимые прививки, гигиену и научение этому ребенка;
  • • соблюдение режима дня и научение ребенка основам правильной жизнедеятельности, включающим в себя: правила сна, регулярного приема пищи и умения отдыхать при признаках переутомления или усталости;
  • • по мере роста ребенка родитель должен учить его оказывать себе элементарную первую помощь при различных бытовых травмах и несложных заболеваниях вроде простуды;
  • • приучение ребенка к здоровому образу жизни исключающим прием вредных для здоровья веществ типа алкоголя или курения табака; также стоит разъяснять вред любых наркотических средств.

Забота о психическом развитии

Психологическое здоровье включает в себя очень много факторов и конечно, все их охватить воспитанием ни один родитель не в состоянии. Тем не менее, родители могут заложить основы адекватного психического развития ребенка путем ненасильственного воспитания.

Вот несколько пунктов, которые помогут понять как нужно заботиться о ребенке, чтобы он мог сформировать здоровую личность:

  • • критика должна быть конструктивной и относиться к действиям ребенка, а не к его личностным особенностям;
  • • ребенок должен знать 24 часа в сутки, что родитель его любит;
  • • дети быстро научаются всем особенностям поведения и привычкам родителей, поэтому стоит отслеживать свои негативные стороны, чтобы ребенок не перенял их;
  • • лучше учить ребенка тому, что правда во многих случаях выгоднее лжи, поскольку твердые факты всегда служат опорой в любом деле;
  • • если у родителя что-то случилось и он в плохом расположении духа, то он не должен переносить свой негатив на ребенка, выражая недовольство, или крича на него из-за собственной эмоциональной бури внутри;
  • • когда ребенок что-то с увлечением рассказывает нельзя резко обрывать его, обесценивать его слова, лучше внимательно выслушать и эмоционально поучаствовать в его переживаниях;
  • • научить ребенка извиняться за плохой поступок хорошо, но нужно учить и сочувствию к жертве обстоятельств, так закладывается эмпатия.

Кроме того, необходимо обсуждать с ребенком основы безопасного поведения в общественных местах. Можно придумывать истории, как ребенок справится, если вдруг потеряется на улице, в парке, в лесу — что он будет делать, чтобы быстрее разыскать близких или дом. Также необходимо, чтобы дети знали наизусть номер телефона хотя бы одного их родителей, свою фамилию и адрес проживания. Нужно также рассказывать, что не все окружающие люди добрые и от некоторых лучше держаться подальше.

Забота о ребенке понятие многогранное и в каждой культуре имеет свои особенности. Но главная цель родителей — помочь маленькому человеку выжить и сформировать здоровую, свободную личность, приспособленную ко взрослой жизни.

Проверка мотивов

Когда мы видим, что наш ребёнок в чём-то нуждается: мечтает о таком же велосипеде, как у друга, или хочет научиться играть на гитаре, например, мы стараемся дать ему это. И мы действительно можем ребёнку помочь, когда ориентируемся на его потребности. Но, к сожалению, многими родителями движет воспоминание о том, в чём они сами нуждались в детстве, и они пытаются через своего ребёнка помочь себе маленькому, оставшемуся в прошлом. Такая забота получается однобокой – в ней много контроля, но не хватает тепла, потому что реальный адресат остался незамеченным. Ребёнок оказывается в одиночестве и неудовлетворённости, а родитель под видом заботы о нём на самом деле заботится о ком-то другом, да ещё из другого времени. Беда в том, что такая неосознанная подмена обычно происходит с очень хорошими родителями, которые изо всех сил стараются сделать так, чтобы их ребёнку было хорошо.

Такой ошибки можно избежать, если обратить внимание на некоторые моменты и в первую очередь на самого ребёнка.

  • 1. Конституционное право как отрасль права
  • 2. Предмет и методы конституционного регулирования
  • 3. Конституционно-правовые нормы
  • 4. Конституционно-правовые отношения: понятия и основные черты
  • 5. Источники конституционного права Российской Федерации
  • 6. Конституция: сущность и содержание
  • 7. Прямое действие конституции
  • 8. Функции конституции
  • 9. Соблюдение и охрана конституции
  • 10. Конституционное право как наука
  • 11. Развитие отечественной конституции
  • 12. Основные черты Конституции Российской Федерации 1993 г
  • 13. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
  • 14. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
  • 15. Основы конституционного строя Российской Федерации
  • 16. Человек, его права и свободы
  • 17. Российская Федерация — демократическое государство
  • 18. Российское государство — федеративное государство
  • 19. Принципы социального и правового государства по Конституции Российской Федерации
  • 20. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  • 21. Принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов
  • 22. Правовые формы разграничения полномочий и взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов
  • 23. Правовые основы принятия в состав Российской Федерации и образования нового субъекта федерации в России
  • 24. Народовластие как основа конституционного строя Российской Федерации
  • 25. Избирательное право: понятие и структура
  • 26. Принципы избирательного права в Российской Федерации
  • 27. Избирательные системы и их использование в формировании органов государственной власти Российской Федерации
  • 28. Избирательный процесс в Российской Федерации: общая характеристика
  • 29. Выборы в Российской Федерации, их значение; образование избирательных округов
  • 30. Избирательные комиссии в Российской Федерации
  • 31. Выдвижение кандидатов как стадия избирательного процесса
  • 32. Регистрация кандидатов, статус кандидатов и их доверенных лиц
  • 33. Информирование избирателей и предвыборная агитация
  • 34. Финансирование выборов в Российской Федерации
  • 35. Голосование и определение результатов голосования
  • 36. Недействительные и несостоявшиеся выборы
  • 37. Референдум и право участия граждан в референдуме
  • 38. Порядок организации и проведения общероссийского референдума
  • 39. Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации
  • 40. Разделение властей и единство системы органов государственной власти в Российской Федерации
  • 41. Президент Российской Федерации как глава государства, основные направления деятельности
  • 42. Порядок избрания Президента Российской Федерации
  • 43. Полномочия Президента Российской Федерации
  • 44. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации
  • 45. Органы при Президенте Российской Федерации
  • 46. Администрация Президента Российской Федерации. Совет Безопасности РФ
  • 47. Государственный Совет Российской Федерации
  • 48. Акты Президента Российской Федерации, порядок их опубликования и вступления в силу
  • 49. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации и его структура
  • 50. Порядок формирования Совета Федерации
  • 51. Структура Совета Федерации
  • 52. Полномочия Совета Федерации
  • 53. Структура Государственной Думы
  • 54. Выборы депутатов Государственной Думы
  • 55. Полномочия Государственной Думы
  • 56. Порядок формирования и работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • 57. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • 58. Правительство Российской Федерации как исполнительная власть
  • 59. Порядок формирования Правительства Российской Федерации
  • 60. Ограничения членов Правительства и отставка Правительства Российской Федерации
  • 61. Компетенция Правительства Российской Федерации
  • 62. Организация деятельности Правительства Российской Федерации
  • 63. Взаимоотношения Правительства РФ с Президентом РФ, законодательной и судебной властями и органами государственной власти субъектов РФ
  • 64. Ведущие министерства и ведомства
  • 65. Законодательный процесс в Российской Федерации, общая характеристика. Законодательная инициатива как первая стадия законодательного процесса
  • 66. Порядок рассмотрения и принятия законопроектов в Государственной Думе
  • 67. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Особенности принятия федеральных конституционных законов
  • 68. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов
  • 69. Акты, издаваемые Правительством Российской Федерации
  • 70. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
  • 71. Судебная система в РФ
  • 72. Основы статуса судей в Российской Федерации
  • 73. Конституционный Суд Российской Федерации
  • 74. Конституционное судопроизводство в Российской Федерации
  • 75. Решения Конституционного Суда Российской Федерации
  • 76. Верховный Суд Российской Федерации
  • 77. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
  • 78. Прокурорский надзор в Российской Федерации
  • 79. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  • 80. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 81. Правовой статус органов законодательной власти субъектов Российской Федерации
  • 82. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • 83. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
  • 84. Взаимодействие органов законодательной и исполнительной властей субъектов Российской Федерации
  • 85. Местное самоуправление в РФ
  • 86. Органы и должностные лица местного самоуправления
  • 87. Принципы территориальной организации местного самоуправления
  • 88. Система муниципальных правовых актов
  • 89. Экономическая основа местного самоуправления
  • 90. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
  • 91. Гражданство в Российской Федерации и его принципы
  • 92. Основания приобретения гражданства РФ. Приобретение гражданства РФ по рождению
  • 93. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке
  • 94. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
  • 95. Восстановление в гражданстве РФ. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ
  • 96. Основания прекращения гражданства РФ. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства РФ
  • 97. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
  • 98. Двойное гражданство. Гражданство и брак
  • 99. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
  • 100. Права иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации
  • 101. Политическое убежище в Российской Федерации
  • 102. Правовой статус беженцев в Российской Федерации
  • 103. Конституционный статус человека и гражданина в РФ и институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ
  • 104. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
  • 105. Личные (гражданские) права и свободы по Конституции Российской Федерации
  • 106. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу мысли и слова
  • 107. Право на частную жизнь, неприкосновенность жилища, свободу передвижений и место жительства
  • 108. Свобода совести и вероисповедания
  • 109. Основы правового статуса религиозных объединений
  • 110. Политические права и свободы граждан Российской Федерации
  • 111. Право на объединения
  • 112. Основы правового статуса объединений и их формы
  • 113. Правовой статус политических партий
  • 114. Право на проведение собраний, митингов, демонстраций
  • 115. Свобода информации и печати
  • 116. Социально-экономические и культурные права и свободы по Конституции Российской Федерации
  • 117. Право на экономическую деятельность
  • 118. Защита материнства, детства и семьи
  • 119. Конституционные обязанности человека и гражданина Российской Федерации
  • 120. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации

Защита материнства и детства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *