РПЦ предупреждает об опасности передела церковного имущества на Украине после решения Вселенского патриархата о предоставлении автокефалии украинской церкви. РБК разбирался, каким образом может измениться статус культовых объектов Фото: Зураб Джавахадзе / ТАСС

Что решил синод

В понедельник, 15 октября, в Минске соберется синод Русской православной церкви, на котором он решит, чем ответит на действия Вселенского (Константинопольского) патриархата. В четверг, 11 октября, синод Константинопольского патриархата подтвердил намерение предоставить автокефалию украинской церкви, а также отменил решение 1686 года, которым Константинопольский па​триарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве, — то есть тем самым признал Украину своей канонической территорией. Об этом говорится в официальном заявлении Вселенского патриархата.

Синод также установил каноническое общение с двумя украинскими церквями — Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Таким образом, с патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко) была снята анафема, наложенная Русской православной церковью в 2008 году.

Кто оспаривает статус-кво

Вопрос о том, что будет с собственностью существующих на Украине православных церквей после возникновения единой поместной церкви, является одним из самых болезненных в теме возможной автокефалии УПЦ. Филарет неоднократно заявлял, что после того, как украинская церковь станет независимой, здания, которые сейчас занимает Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), в том числе лавры, перейдут в собственность новой поместной церкви. Так, в августе в интервью телеканалу «Прямий» он заявил, что у Московского патриархата вообще нет никакого имущества на территории Украины.

Представители РПЦ, в свою очередь, неоднократно говорили о том, что попытки передела собственности приведут к насилию и даже «кровопролитию».

На Украине действуют три православные церкви, и до вечера четверга только одна являлась канонической​, то есть признанной другими поместными церквями, — УПЦ МП. Она входит в состав РПЦ, но с 1990 года является самоуправляемой. Эта церковь также является крупнейшей и не поддерживает автокефалию. По данным Министерства культуры Украины на начало 2017 года, УПЦ МП имела в своем распоряжении по всей стране 11 392 храма и собора, к ней относилось 12 328 общин верующих (при этом всего у РПЦ вместе с приходами за рубежом 36 878 храмов и иных помещений, где совершается божественная литургия). В ведении православной церкви Киевского патриархата — 3784 храма и 5114 общин. Ее главу Филарета Москва считает раскольником. Третья по численности общин и храмов на Украине — УАПЦ: у нее 1195 общин и 868 храмов.​

В пользовании УПЦ Московского патриархата также находятся Киево-Печерская и Почаевско-Успенская лавры — они имеют особое культурное и религиозное значение. Киево-Печерская лавра является одним из четырех уделов Богородицы наравне с греческим Афоном. По словам Филарета, когда украинская церковь получит независимость, «то лавру — и одну, и другую — передадут украинской церкви». «Потому что это украинская святыня», — заявил он в августовском интервью.

Решение об автокефалии грозит еще больше расколоть Украину, теперь по конфессиональному признаку, и спровоцировать массовые попытки захвата храмов и монастырей под предлогом «добровольного перехода» в искусственно созданную структуру, заявил РБК председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион. «Лидер раскольников Денисенко уже сейчас открыто заявляет о притязаниях на Киево-Печерскую и Почаевскую лавры; раздаются угрозы националистов о том, что на Покров — 14 октября — они пойдут громить и отнимать эти монастыри. Такие действия неминуемо приведут к всплеску насилия», — сказал он.​

Кому принадлежат лавры

И Киево-Печерская, и Почаевская лавры находятся в пользовании УПЦ МП, но их собственником является государство. Это подтверждается данными государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество Украины.

Первые решения о передаче лавр в пользование православной церкви относятся к концу 1980-х — началу 1990-х годов. Председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП архиепископ Климент в разговоре с РБК ссылается на решение президиума Верховного совета УССР от 1988 года. Тогда, в тысячелетнюю годовщину русского православия, УПЦ МП были переданы в пользование комплекс зданий и сооружений Дальних пещер Киево-Печерской лавры. Два года спустя, в 1990 году, УПЦ МП получила и комплекс Ближних пещер.

Архиепископ Климент подтверждает — риск того, что государство начнет «передел собственности и захват святынь», существует. «Если сегодня эта тема звучит, очевидно, что нет ничего невозможного, — сказал он РБК. — Государство пишет законы для себя, и, я думаю, мы никогда не сможем спорить с государством». «Киевский патриархат не может претендовать на то, что у него не отбирали», — пояснил позицию в разговоре с РБК глава пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов. Он указывает, что после распада СССР преемником разоренной РПЦ на Украине является УПЦ МП, поэтому только она исторически может владеть церковным имуществом в стране.

В июле 2013 года кабинет министров Украины под руководством Николая Азарова передал 79 зданий и сооружений лавры, среди которых были лабиринты Ближних и Дальних пещер, в «безвозмездное пользование» Украинской православной церкви Московского патриархата. При этом тогдашний министр культуры Украины Леонид Новохатько, комментируя это решение, подчеркивал, что «все объекты заповедника остаются в государственной собственности», а те, что перечислены в перечне, «передаются в бесплатное пользование»

Киево-Печерская лавра (Фото: Мирослав Ротарь / РИА Новости)

Верхняя лавра по-прежнему относится к заповеднику, ею управляет Министерство культуры Украины.

Активы УПЦ на территории лавры

Киево-Печерская лавра — одна из главных православных святынь и один из древнейших монастырей в Киевской Руси. Была основана в 1051 году при Ярославе Мудром, то есть меньше чем через сто лет после принятия на Руси христианства. На территории лавры находятся мощи десятков святых, а также могилы богатыря Ильи Муромца и Нестора Летописца (традиционно считается автором «Повести временных лет»).

Мужской монастырь, в котором проживают 220 монахов, занимает Нижнюю лавру, Верхняя лавра — государственный заповедник. «Вход на территорию монастыря (Нижняя лавра) всегда был бесплатным и остается таковым», — говорится на сайте Киево-Печерской лавры. Монастырь принимает пожертвования.

Вход на территорию заповедника (музейного комплекса) Верхней лавры платный (входной билет стоит 30 гривен — около 70 руб.). «Плата за вход взимается в пользу государственного музейного комплекса», — указано на сайте монастыря.

На территории лавры находятся несколько мастерских — иконописная, столярная, просфорная, свечная, швейная и гончарная. Они занимают корпуса, которыми пользуется УПЦ, и предлагают на продажу продукцию (кроме прочего делают на заказ домашнюю мебель). Эта продукция реализуется в магазинах на территории лавры. Те из них, что не относятся к музею, например в корпусах № 44, 68 и 71, управляются УПЦ.

На территории лавры находятся три гостиницы для паломников — в корпусах № 54, 56 и 58. Стоимость двухместного размещения на одну ночь — 1000 гривен (около 2300 руб.), сказали РБК в отделе бронирования одного из корпусов. При них же располагаются несколько трапезных. Согласно решению правительства эти гостиницы и кафе — в ведении УПЦ.

На странице заповедника указано, что его посещают сотни тысяч человек в год. До 700 тыс. человек в год, уточнял ранее его директор. Представитель монастыря сказал РБК, что собственный подсчет паломников не ведется, однако их больше, чем посетителей заповедника.

Аренда или пользование

Никакой конкретики об условиях пользования в решениях кабинета не приводится. В начале октября этого года директор департамента по делам религии и национальностей Министерства культуры Украины Андрей Юраш в интервью изданию «Главком» заявил, что и Киево-Печерская и Почаевская лавры были переданы УПЦ в аренду на 50 лет.

Кроме того, по словам Юраша, договоры об аренде могли быть заключены с нарушениями, и это возможное основание для их пересмотра, причем во внесудебном порядке. «Здесь нет оснований для суда. Государство предоставило аренду, и в прерогативах государственных органов решать его дальнейшую судьбу, — сказал он. — Этот вопрос в компетенции кабинета министров». РБК направил запрос в Министерство культуры Украины на имя Андрея Юраша с просьбой сообщить подробности условий договоров аренды, а также уточнить, оговорены ли условия досрочного расторжения. Юраш ответил, что этот вопрос находится в компетенции управления охраной культурного наследия Минкульта Украины, но там на запрос РБК не ответили.

В соответствии с законом «О свободе совести и религиозных организациях» на Украине нельзя арендовать культовые сооружения, говорит украинский историк Елена Сердюк, до 2015 года — генеральный директор национального заповедника «София Киевская». «Начиная с лютеранской кирхи и заканчивая кенассами и синагогами наше законодательство не предполагает договоров аренды, только пользования», — говорит она.​

Ст. 17 этого закона гласит, что культовое имущество, которое находится в госсобственности, может быть передано религиозным организациям в безвозмездное пользование либо возвращено в собственность по решению местных органов власти. Поэтому никакого договора аренды быть не могло, говорит Юрий Решетников, в 2009–2010 годах возглавлявший департамент по делам религии и национальностей Министерства культуры Украины. По его мнению, вопрос о возможной передаче прав пользования лежит не в правовой, а в политической плоскости.

Юраш имел в виду «срочный безоплатный договор пользования», объяснил РБК адвокат юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Грибов. В соответствии с законодательством Украины культовые сооружения государственной формы собственности передаются в пользование на договорных условиях, добавляет он. «Если договором не предусмотрено безоговорочное право на его расторжение в одностороннем порядке, то его расторжение возможно только в судебном порядке», — добавляет юрист.

Глава юридического отдела УПЦ МП отец Александр Бахов отказался сообщить РБК, оговорена ли в договоре о пользовании возможность его расторжения в одностороннем порядке, переадресовав вопрос в синодальный отдел информационно-просветительского отдела УПЦ.​​ Председатель этого отдела архиепископ Климент посоветовал за подробностями об условиях пользования УПЦ Киево-Печерской лаврой​ обратиться в Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник. В юридическом отделе заповедника не смогли оперативно ответить РБК, может ли договор пользования быть расторгнут в одностороннем порядке.

«Исторически эти здания принадлежали УПЦ МП. Было принято решение вывести полностью все государственные организации и передать все в безвозмездное пользование УПЦ. И оно было выполнено, и сейчас эта церковь на законных основаниях пользуется этими зданиями. За исключением тех зданий, которые остались под музеем. Это была никакая не аренда, здания были переданы в безвозмездное пользование. Это была, по сути дела, реституция (возвращение незаконно захваченного имущества. — РБК)», — заявил РБК бывший премьер-министр Украины Николай Азаров, комментируя подписанное им решение о передаче лавры в пользование УПЦ.

Что будет с остальным имуществом

В случае с церквями украинское законодательство считает собственником храмового здания общину (в России, например, храмовым зданием управляет епархия). То есть, если украинская церковь получит томос, приходы УПЦ МП, если они захотят, смогут проголосовать о переходе к другой церкви, причем решение будут принимать сами прихожане, а не епископы. По словам Филарета, после дарования автокефалии к независимой церкви присоединятся более половины всех приходов Московского патриархата, а это около 5600 храмов. Более того, говорит он, и большинство епископов Московского патриархата настроены перейти к новой поместной церкви.

Оценить масштабы возможного перехода можно с помощью социологических данных. По данным исследования, проведенного Центром Разумкова весной 2018 года (*.pdf), прихожанами церкви Киевского патриархата считают себя 28,7% опрошенных граждан республики, церкви Московского патриархата — 12,8%. Прихожанами Украинской автокефальной церкви назвали себя 0,3% опрошенных, 23,4% заявили, что они «просто православные», а 1,9% затруднились с ответом. В Московском патриархате, впрочем, данные этих опросов не признают. » совершенно не соответствуют действительности», — ранее говорил РБК председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Киево-Печерская Лавра

Украинская Православная Церковь, самоуправляемая Церковь с правами широкой автономии в составе Московского Патриархата

  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Украина, Республика Крым России
  • Богослужебный язык: основной церковнославянский
  • Календарь: юлианский
  • Кафедральные соборы: Антоние-Феодосиевский в Киево-Печерской Лавре (также в Лавре резиденция митрополита и учреждения Митрополии), Воскресенский в г. Киеве (строится)
  • Предстоятель: Блаженнейший Онуфрий, Митрополит Киевский и всея Украины
  • Состав: 106 архиереев; 53 епархии; 12409 священнослужителей (2019) , 12069 приходов (2017), 258 монастырей (2019) ; 17 духовных учебных заведений (2017) ; 30 млн. членов (2009)
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Карта епархий на Украине по состоянию между 20 июля и 25 августа 2012 г. С сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству monasterium.ru

Епархии

  1. Киевская
  2. Александрийская
  3. Балтская
  4. Белоцерковская
  5. Бердянская
  6. Бориспольская
  7. Винницкая
  8. Владимиро-Волынская
  9. Вознесенская
  10. Волынская
  11. Горловская
  12. Джанкойская
  13. Днепропетровская
  14. Донецкая
  15. Житомирская
  16. Запорожская
  17. Ивано-Франковская
  18. Изюмская
  19. Каменец-Подольская
  20. Каменская
  21. Кировоградская
  22. Конотопская
  23. Кременчугская
  24. Криворожская
  25. Луганская
  26. Львовская
  27. Могилёв-Подольская
  28. Мукачевская
  29. Нежинская
  30. Николаевская
  31. Новокаховская
  32. Овручская
  33. Одесская
  34. Полесская
  35. Полтавская
  36. Ровенская
  37. Ровеньковская
  38. Роменская
  39. Северодонецкая
  40. Симферопольская
  41. Сумская
  42. Тернопольская
  43. Тульчинская
  44. Уманская
  45. Феодосийская
  46. Харьковская
  47. Херсонская
  48. Хмельницкая
  49. Хустская
  50. Черкасская
  51. Черниговская
  52. Черновицкая
  53. Шепетовская

Исторический очерк

Первое учреждение Украинской Православной Церкви относится к 1917-1918 годам. В период революционно-националистических волнений в распадающейся Российской империи Всероссийский Поместный Собор в 1918 году постановил чтобы епархии в пределах Украины образовали церковную область «с особыми преимуществами на началах автономии» или Украинский экзархат Московской Патриархии, возглавляемый митрополитом Киевским и Галицким, Патриаршим Экзархом Украины . Автономия была в 1921 году ликвидирована по указу святителя патриарха Московского и всея России Тихона, но Украинский экзархат продолжал существовать как особая единица в составе Русской Православной Церкви. Начиная с 1917 года возникновение многочисленных автокефалистских расколов на Укриане стремящихся к выходу из состава Всероссийской Церкови постоянно тревожило церковную жизнь.

Автономная Украинская Православная Церковь вновь образовалась в условиях немецкой оккупации, когда связь с Московским священноначалием оказалась вынужденно прерванной. Эта автономия существовала в в 1941-1944 годах.

Наконец, в преддверии распада СССР, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 25–27 октября 1990 года в ответ на обращение украинского епископата к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и всему епископату Русской Церкви даровал Украинской Православной Церкви независимость и самостоятельность в управлении.

Основные сведения

Украинская Православная Церковь — наследница давней Киевской митрополии и Украинского экзархата Русской Православной Церкви.

Предстоятель Украинской Церкви — митрополит Киевский и всей Украины с титулом «Блаженнейший». Его резиденция находится в Киево-Печерской Успенской Лавре.

Священный Синод УПЦ учреждает и отменяет епархии в пределах Украины, духовные школы, избирает кандидатов на свободные епископские кафедры, благословляет открытие монастырей, обсуждает и решает все другие вопросы внутренней жизни УПЦ в период между Архиерейскими Соборами УПЦ.

Архиерейский Собор УПЦ, согласно Уставу об управлении УПЦ, является высшим органом соборного управления. Архиерейский Собор УПЦ самостоятельно и независимо избирает Предстоятеля УПЦ — митрополита Киевского и всей Украины.

В УПЦ периодически собирается Всеукраинский Церковный Собор при участии епископата, представителей духовенства, монахов и мирян УПЦ для обсуждения самых важных вопросов внутренней жизни УПЦ.

Украинская Православная Церковь — наибольшее религиозное общество в Украине.

Наибольшие монастыри: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, Свято-Успенская Почаевская Лавра. Это общеправославные христианские святыни и места массового паломничества.

Украинская Православная Церковь — Церковь-мученица: сотни тысяч христиан пострадали в результате репрессий со стороны богоборческой власти в СССР, тысячи священнослужителей, монахов и мирян были расстреляны, засланы в сибирские лагеря. Среди них — священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, убитый большевиками в 1918 году. Были разрушены много храмов, монастырей, запрещена церковная благотворительность.

В настоящий момент УПЦ возвращаются храмы, монастыри и имущество, раньше национализированное государством. Возобновляется социальная диакония УПЦ: церковноприходские школы, больницы, молодежные организации и движения, уход за старыми и инвалидами, помощь бедным и тому подобное.

На канонической территории УПЦ действуют две непризнанные Поместными Православными Церквями раскольнические юрисдикции Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ-КП) и Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ). Большая часть их приходов расположена в западных областях Украины (Галиция, Волынь). На этих же территориях действует Украинская греко-католическая Церковь (УГКЦ). Активизировалась деятельность псевдорелигиозных и оккультных сект, которые практикуют прозелитизм среди православных Украины.

Статистика

  • нач. 1996 — большинство пастырей и мирян — свыше 6500 приходов — сохранили верность канонической Украинской Православной Церкви; главными раскольническими организациями (главным образом на территории Галиции, Ровенской, Волынской и Киевской областей) были Киевский патриархат (УПЦ КП) с 1332 приходами и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) с 1209 приходами
  • 1 января 2009 — приходов — 11358; священнослужителей — 9573, из них: священников — 8938, диаконов — 635; духовных учебных заведений — 22, из них: академий — 2, семинарий — 7, училищ — 13; монастырей — 191, из них: мужских — 96, женских — 95, в них насельников — 5103, из них: в мужских — 1955, в женских — 3148; печатных изданий — 85, из них: газет — 61, журналов — 24; интернет-изданий — 170; воскресных школ — ок. 5000 .
  • 4 февраля 2011 — 45 епархий; 70 архиереев (45 правящих, 19 викарных, 6 на покое); более 11 тыс. приходов; более 10 тыс. священнослужителей; 205 монастырей (107 мужских и 98 женских с более 5 тыс. насельников); 1 духовная академия, 1 богословская академия, 7 духовных семинарий, 13 духовных училищ; издается 66 церковных газет и 24 журнала; действуют 230 церковных интернет-изданий; регулярно выходят в эфир 22 православные телепрограммы
  • 2012:
    • 10 декабря — действует 115 мужских монастырей и 101 женский. В них проходят послушание 5 004 насельника и насельницы: 1 864 в мужских и 3 140 в женских обителях.
    • 19 декабря — 47 епархий; 81 архиерей (47 правящих, 25 викарных, 9 на покое); 11 393 прихода, 10 963 священнослужителей (10 187 священников, 776 диаконов); 216 монастырей, в которых несут послушание 1 320 монахов (из них 937 в священном сане) и 2 312 монахинь
  • 2014:
    • 5 января — 53 епархии; 85 архиереев (епархиальных — 53, викарных — 23, на покое — 9; митрополитов — 23, архиепископов — 26, епископов — 36); приходов — 11465; монастырей — 224
    • 31 декабря — 53 епархии; 85 архиереев (епархиальных — 53, викарных — 25, на покое — 7; митрополитов — 27, архиепископов — 26, епископов — 32); приходов — 11908; священнослужителей — 11970; монастырей — 228 . 17 духовных учебных заведений: 1 духовная академия, 7 духовных семинарий, 7 духовных училищ, 1 богословский университет, 1 богословский институт, 1 кафедра богословия
  • 30 ноября 2017 — 53 епархии; 92 архиерея (52 епархиальных, 33 викарных, 7 на покое); 12 069 приходов; 12 283 священнослужителя (11 312 священников, 971 диакон); 251 монастырь на территории Украины; 4 412 монашествующих (1685 монахов и иноков, 2727 монахинь и инокинь); 17 духовных учебных заведений в которых на дневном отделении обучается 1 429 студентов
  • август 2019: 100 архиереев, 12 409 священнослужителей, 258 монастырей; за прошедшие пять лет епископат увеличился на 15 человек, клир — на 439 человек, количество приходов — на 154 (несмотря на запрет регистрировать приходы Украинской Православной Церкви в Министерстве культуры), количество монастырей — на 30

Предстоятели

Ставропигии

  • Киево-Печерская Успенская Лавра (мужская)
  • Почаевская Успенская Лавра (мужская)
  • Глинская Богородице-Рождественская пустынь (мужская)
  • Городненский Александро-Невский монастырь (с 20 декабря 2012 , женский)
  • Городницкий Георгиевский монастырь (мужской)
  • Житомирский Анастасиевский монастырь (женский)
  • Зимненский Святогорский Успенский монастырь (женский)
  • Немировский Троицкий монастырь (женский)
  • Севастопольский Паисиевский монастырь (мужской)
  • Чоповичский Афонский монастырь (женский)

Ранее бывшие ставропигиальными

  • Кагарлыкский Варваринский монастырь (15 марта 2013 — 1 апреля 2015 , женский, ныне в ведении Белоцерковской епархии)

Использованные материалы

  • Официальный сайт

«На брифинге в Киеве рассказали об изменениях в Украинской Православной Церкви, произошедших за пять лет предстоятельства Блаженнейшего митрополита Онуфрия на Киевской кафедре», официальный сайт Русской Православной Церкви, 17 августа 2019,

«Доклад митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 2017 года)», официальный сайт Русской Православной Церкви, 30 ноября 2017,

Членская страница Русской Православной Церкви на сайте Всемирного совета церквей,

См. Собрание определений и постановлений, вып. IV, М., 1918, 15-19.

Данные оглашенные патриархом Московским и всея Руси Алексием II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1997 году. См. Цыпин В. А., прот., Кравец С. Л., «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года», Православная энциклопедия, т. 3, с. 559-563,

Доклад митр. Киевского Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 года,

Отчет о работе Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по делам монастырей за 2012 год,

Доклад Управляющего делами Украинской Православной Церкви архиепископа Бориспольского Антония на заседании Священного Синода УПЦ 20 декабря 2012 г.,

«Звіт Керуючого справами Української Православної Церкви за 2013 рік», сайт пресс-службы Украинской Православной Церкви, 5 января 2014,

Звіт Керуючого справами УПЦ за 2014 рік, сайт Синодального информационного отдела УПЦ, 31.12.2014:

Звіт Голови Учбового Комітету при Священному Синоді УПЦ єпископа Ірпінського Климента про діяльність Комітету у 2014 році, официальный сайт Учебного комитета при Св. Синоде УПЦ, 24.12.2014:

Начальная дата — воспринятие титула от митрополита Варшавского Дионисия, конечная — присоединение к Русской Зарубежной Церкви.

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 апреля 2018 года синод Константинопольского патриархата рассмотрел прошение президента Украины Петра Порошенко о создание автокефальной (самостоятельной) поместной церкви в стране и принял решение обсудить этот вопрос с церквями православного мира.

Ранее, 17 апреля, Порошенко заявил, что написал письмо Константинопольскому патриарху Варфоломею I (Архондонису) с просьбой о предоставлении томоса (указа) об автокефалии так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о православных церковных юрисдикциях на территории Украины.

В настоящее время на территории современной Украины действуют каноническая самоуправляемая Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), а также две крупные неканонические религиозные организации: Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

До Февральской революции 1917 года единственной православной церковью на территории современной Украины была единая каноническая Православная российская церковь Российской империи (с 1943 года — Русская православная церковь Московского патриархата, РПЦ МП).

Украинская автокефальная православная церковь

С ростом украинского национализма летом 1917 года часть православных священников на Украине выступила за создание автокефальной церкви, украинизацию богослужения и др. Лидером движения стал протоиерей Василий Липковский, который вскоре был лишен священного сана за раскольническую деятельность.

1 января 1919 года директория Украинской народной республики во главе с Владимиром Винниченко приняла закон «Об автокефалии Украинской православной церкви и ее высшего правительства». Через своего посла в Турции украинские власти попытались добиться признания УПЦ Константинопольским патриархатом, но успеха не достигли.

Позднее, уже при поддержке большевиков на Украине были зарегистрированы первые украинские приходы. Московский патриархат во главе с патриархом Тихоном рассматривал действия сторонников создания автокефальной украинской церкви как раскол.

5 мая 1920 года представители Всеукраинской православной рады и активисты украинского националистического движения провозгласили Украинскую автокефальную православную церковь. Ни один из православных епископов участия в принятии этого решения не принимал. 14 октября 1921 года сторонники УАПЦ созвали Всеукраинский православный церковный собор, участниками которого стали только 64 священника и 17 диаконов.

Представитель Московского патриарха митрополит Михаил (Ермаков) отказался присутствовать на соборе. Он отверг кандидатуры, предложенные активистами Рады, и заявил: «Я гадюк в епископы не посвящаю». В итоге так называемые украинские епископы были возведены в сан в обход канонических правил, в частности Липковский сам «посвятил» себя в епископы. УАПЦ не была признана ни одной из канонических православных церквей.

До середины 1920-х годов советские власти поддерживали развитие УАПЦ, надеясь таким образом ослабить Православную российскую церковь. Однако с 1929 года ОГПУ начало массовые аресты активистов УАПЦ. В 1930 году организация объявила о самороспуске.

В 1942 году на территории Украины, находившейся под немецкой оккупацией, деятельность УАПЦ была восстановлена. После отступления немецких войск с Украины, представители УАПЦ эмигрировали и основали свои епархии в местах компактного проживания украинской диаспоры, в первую очередь в США и Канаде.

В 1989 году во Львове вновь было официально провозглашено восстановление УАПЦ. В 1990 году в Киеве прошел поместный собор религиозной организации, был принят ее устав, а возвратившийся из эмиграции в США митрополит Мстислав (Скрипник) провозглашен патриархом Киевским и всея Украины. В настоящее время УАПЦ возглавляет митрополит Макарий (Малетич).

Украинская православная церковь Киевского патриархата

В ноябре 1991 года митрополит Филарет (Денисенко), возглавлявший УПЦ МП, созвал собор епископов, который обратился к Московской патриархии с просьбой предоставить УПЦ «полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию». Однако вскоре после собора часть иерархов отозвала свои подписи под обращением. В апреле 1992 года Архиерейский собор РПЦ предложил митрополиту Филарету покинуть свой пост. Тот согласился, пообещав провести выборы нового главы УПЦ. Однако 7 апреля 1992 года, вернувшись в Киев, Филарет объявил о своем отказе подчиняться Московскому патриархату.

27 мая 1992 года в Харькове собрался собор УПЦ Московского патриархата, который сместил Филарета с должности предстоятеля церкви, лишил его Киевской кафедры и отчислил за штат с запретом служения «впредь до решения Архиерейского собора Матери-Церкви». 11 июня 1992 года Архиерейский собор РПЦ постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире <…> за жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, учинение раскола в Церкви» и др.

Сам Филарет этого решения не признал. Поддержку ему оказали украинские власти, в частности президент Украины Леонид Кравчук. Киевская милиция совместно с членами украинской националистической организации УНА-УНСО (запрещена в РФ) не допустила в митрополичью резиденцию делегацию УПЦ МП, которая пришла принять дела у низложенного митрополита. При поддержке украинских националистов Денисенко сохранил контроль над кафедральным Владимирским собором в Киеве. Кравчук и президиум Верховной рады объявили незаконными решения харьковского Архиерейского собора УПЦ МП.

Для легитимации собственного статуса Филарет при поддержке украинских властей провел Всеукраинский православный собор, на котором было объявлено об объединении его сторонников с Украинской автокефальной православной церковью в так называемую единую Украинскую православную церковь Киевского патриархата. Филарет стал заместителем главы новой организации, которым был объявлен находящийся в США патриарх УАПЦ Мстислав (Скрипник). Однако настоящего объединения де-факто не произошло: в 1993 году, после смерти Мстислава, большинство представителей УАПЦ покинули Киевский патриархат. 20 октября 1995 года Филарет был избран патриархом УПЦ КП.

В 1992 году в ходе поездки в Стамбул (Турция) Филарет безрезультатно пытался договориться о признании УПЦ КП Константинопольским патриархатом. Однако в июле 1993 года Константинопольский патриарх Варфоломей I официально заявил, что признает только одного канонического митрополита Киевского — Владимира (Сабодана).

21 февраля 1997 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви Филарет был отлучен от церкви и предан анафеме, поскольку «не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал… раскольническую деятельность».

16 ноября 2017 года Денисенко обратился с письмом к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (Гундяеву) и епископату РПЦ. В нем предлагалось «положить конец существующему противостоянию» и отменить «яко не бывшие» все «прещения и отлучения». 30 ноября 2017 года для ведения переговоров с УПЦ КП Архиерейский собор РПЦ учредил специальную комиссию, которую возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев). 1 декабря 2017 года на пресс-конференции в Киеве Филарет Денисенко сообщил, что целью его переговоров с РПЦ является автокефалия украинской церкви.

При этом, по словам Филарета, он продолжает вести переговоры об автокефалии с Константинопольским патриархатом. Кроме того, он заявил о необходимости принятия поправок в уже действующий закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», целью которых является ограничение в правах УПЦ МП. В частности, одна из таких поправок дает право властям Украины запрещать религиозные организации за сотрудничество с центрами, находящимися в «государстве-агрессоре».

Притеснения канонической православной церкви на Украине

После смены власти на Украине в феврале 2014 году Киевский патриархат проводил крайне агрессивную политику по отношению к приходам Московского патриархата, системный характер приобрел захват его храмов. По данным УПЦ МП, за 2014-2016 годах она потеряла 40 храмов, которые перешли в подчинение Киевского патриархата. В 2017 году 17 храмов Украинской православной церкви Московского патриархата подверглись нападениям радикалов, а с начала 2018 года было совершено уже 10 новых нападений.

В 2016 году в Верховную раду было внесено два законопроекта — «О статусе религиозных организаций» и «О свободе совести и религиозных организациях», согласно которым УПЦ МП может быть запрещена, ее приходы конфискованы, а деятельность церкви поставлена под контроль государства.

В первом законопроекте, авторами которого стали представители коалиции «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта», предлагалось назначать митрополитов и епископов только по согласованию с органами власти. Кроме того, в одной из статей документа было прописано, что если представители конфессии будут сотрудничать с религиозными центрами, находящимися в России, власть получит право полностью запретить ее деятельность на Украине.

Во втором проекте, подготовленном депутатами «Народного фронта», «Блока Петра Порошенко» и «Самопомощи», парламентарии предложили законодательно регулировать принадлежность лиц к религиозной общине. Например, прописать термин «самоидентификация» и уточнить минимальное количество представителей религиозной общины, по решению которых может быть изменена подчиненность храмов конфессиям.

Более 300 тыс. граждан Украины подписали требование не допустить принятия в Раде этих документов. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) обратился к лидерам стран «нормандской четверки» (Россия, Украина, Германия и Франция), генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и папе римскому Франциску с призывом воспрепятствовать дискриминации православных на Украине.

18 мая 2017 года под давлением общественности Рада отложила обсуждение законопроектов, однако официальных комментариев о снятии документов с дальнейшего рассмотрения не последовало.

Управление УПЦ МП

УПЦ МП в своей деятельности руководствуется томосом (благословенной грамотой) патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года и собственным уставом.

Высшая власть в УПЦ МП принадлежит общецерковному Собору, состоящему из архиереев, клириков, монашествующих и мирян. В период между ними созываются Соборы епископов УПЦ. На постоянной основе церковью управляет Священный Синод, возглавляемый митрополитом Киевским и всея Украины. Он состоит из десяти епархиальных архиереев — семи постоянных и трех временных членов (последние — вызываются на сессию поочередно каждые полгода). Предстоятель УПЦ МП избирается пожизненно епископатом церкви и благословляется патриархом Московским и всея Руси.

Зачем Украинская церковь откололась от Русской

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *