Александр Иванов, «Явление Христа народу», 1837-1857 год, Третьяковка. Фото: https://ru.wikipedia.org

Название Явление Христа народу
Страна, художник Россия, Александр Иванов
Год 1837-1857
Жанр библейская живопись
Где хранится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы холст, масло

Долгих двадцать лет писал Александр Иванов свой шедевр «Явление Христа народу». Набросок за наброском, набросок за наброском, находясь в постоянном поиске духовного начала. Мастер несколько раз изменял первоначальную композицию, переписывал множество этюдов.

В итоге полотно стало законченным сюжетным повествовательным произведением. Встреча человеком божественного, преображение и формирование веры.

Сюжетом картины стала история из евангелие о том, как явился безутешным и скорбящим людям Спаситель Иисус. Всю передняя часть полотна занимают люди, разных возрастов и социального положения. Эти люди собрались на берегу священной реки, чтобы послушать Иоанна Крестителя.

Пророк повествует людям о скором избавлении от печали и страданий и показывает на движущегося к людям Иисуса Христа. Люди, пока что с недоверием и страхом смотрят в сторону приближающейся фигуры Спасителя.

Вдали виднеются горы в туманной пелене, синие волнующиеся воды. Как будто бы сама природа отрицает происходящее явление.

Во время работы над полотном у художника неожиданно обострилась старая болезнь, мастер начал терять зрение. Именно это, похоже, помешало мастеру закончить работу над картиной. Но и в таком виде, произведение впечатляющее.

Глядя на картину, невольно задумываешься о том, как же на самом деле устроен мир, вспоминаешь строки из евангелие, наступает прозрение и смирение.

Полотно мастеру заказала Академия художеств, картину очень ждали, и приобрели ее даже в таком, незавершенном виде. Более шестисот этюдов с натурщиков написал мастер, прежде чем уложить все в полотно. Все сюжетные этюды Александра Иванова выкупил для своей картинной галереи Павел Третьяков.

На следующий год живописец поехал с картиной в Санкт-Петербург, на выставку в Академию художеств, где поразил специалистов и любителей искусства мощным сюжетом. Через два месяца после выставки мастер ушел из жизни. «Явление Христа народу» стала последним шедевром художника.

Толпа пришедших на берег Иордана для обряда крещения евреев, посредине сам Иоанн Креститель. Библейские персонажи выдержаны автором в точности с их описанием. Креститель показывает в сторону пустыни, откуда в сторону людей спускается Спаситель. Его поступь уверена, а лицо наполнено любовью и светом.

Среди людей в разноцветных одеждах есть будущие ученики Христа. Дрожащие обнаженные и полуобнаженные люди, готовящиеся принять крещение в водах Иордана. Местность пустынна и только у воды есть несколько деревьев.

Полотно поистине представляет собой историческое и религиозное культурное достояние.

Картина Явление Христа народу в Третьяковской галерее

В чем уникальность «Явления Христа народу»?

Иоанн Креститель указывает людям на приближающегося Христа.

Иванов не просто так выбрал этот фрагмент из Библии для главной картины своей жизни.

Это невероятно важное событие, которое разделило историю христианского мира на «до» и «после».

Отсюда такое желание проработать каждое лицо, каждую эмоцию. Иванов жаждал показать нам реакцию людей в такой момент.

Кто-то испытывает радость и надежду на лучшую жизнь. Ведь иудеи ждали прихода Мессии несколько столетий!

Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь «Дрожащие»).

Кто-то тут же засомневался: а Мессия ли это. И даже если Мессия, сулит ли это им что-то хорошее.

Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь «Апостолы»).

А для некоторых слова Иоанна — удар по самолюбию. Для священников этот Мессия — ненужный конкурент.

Александ Иванов. Явление Христа народу. Деталь (фарисеи).

Каждое лицо выражает конкретные эмоции. В этом, конечно, Иванов превзошёл себя и опередил своё время.

Ведь не этого ожидали от художника. В первой половине XIX века балом правил академизм. Это приглушённые цвета и герои с чётко прописанными ролями. Они испытывают одну, максимум две эмоции. Остальные же персонажи идут фоном, чаще с равнодушными лицами.

А тут целая симфония цвета и эмоций. Что-то от импрессионизма. Когда каждый испытывает свою эмоцию, как будто вне воли художника. И все это подчеркивается невероятным разноцветьем.

Чтобы Вы понимали, насколько Иванов противоречит сам себе в технике, посмотрите на его раннюю работу «Явление Христа Марии Магдалине».

Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения. 1834. Русский музей, Санкт-Петербург.

В этом и состоит уникальность работы. Она олицетворяет эволюцию в русской живописи, которую в одиночку совершил Иванов.

Биография Иванова

Александр Иванов был рожден в семье художника в 1806 г. Проходил учебу в Императорской Академии Художеств. За успехи в изобразительном искусстве, будучи еще юношей, он получает множество медалей и похвальных отзывов. После «Общество поощрения художников» решило отослать Иванова в Рим, чтобы он совершенствовался в искусстве.

Именно тут художник и написал свой грандиозный шедевр «Явление Христа народу». Это сочинение Иванова на тему религии в Италии получило большой успех. Но вот в России полотно встретили вначале холодно.

Лишь прогрессивные люди, дискутируя возле холста, признали в картине великий образ абсолютно нового направления в живописи. Через короткий промежуток времени после демонстрации произведения Иванов заражается холерой и умирает.

После чего император Александр Второй за 15000 р. выкупает картину. В дальнейшем она переезжает в Москву, где попадает в Третьяковскую галерею. Холст расположен там и сегодня.

Тема произведения

Иванов долго вынашивал идею нарисовать картину, которая изображает явление Мессии. Читая Евангелие, он решил написать полотно с библейским сюжетом. До этого такая тема в живописи использовалась итальянским художником Доменико Гирландайо в картине «Крещение святым Иоанном Христа».

Больше 20 лет продолжался труд художника. За несколько лет до этого он нарисовал картину «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Прежде чем приступить к написанию шедевра, Иванов нарисовал около 650 этюдов. Он упорно подбирал прототипы персонажей картины среди знакомых и обычных людей на улицах.

Каждый образ, как считал художник, должен представлять собой огромный мир с тяжелой судьбой. Трудясь над шедевром, он много раз менял изначально придуманную им композицию. В этом случае он отрекается от правил академической живописи. В свойственном лишь ему стиле Иванов реалистично изображает лица всех персонажей, передавая эмоции. Значительных успехов он также добивается в передаче объемности.

Описание полотна

На первом плане находится группа иудеев, пришедших к водам Иордана, чтобы послушать Крестителя, смыть с себя грехи и принять крещение. Здесь изображены люди различных вероисповеданий, сословных классов и возрастов. Насколько сильные отличия между иудеями, нарисованными на полотне, настолько сильно отличны эмоции на их лицах: одни смотрят на Иоанна с умилением и тревогой перед явлением Христа, другие с недоверием и саркастической насмешкой, третьи с ненавистью и злостью.

В картине Иванов изображает богатого престарелого человека с рабом, у которого на шее находится веревка. Он сидит на корточках около хозяина и подает ему одеяние. Удивительно то, с каким вниманием раб внимает Иоанну. Смотря на него, можно убедиться, что он будет одним из ярых поклонников христианства. Так сильно впечатляют его слова пророка.

Возле Крестителя находятся апостолы: седобородый старик и женоподобный рыжий юноша. В толпе также есть Предтечи и «сомневающиеся». Это красивый юноша с черной бородой, глаза его смотрят вниз. Он закутывается в длинный зеленый хитон. Выражение его лица указывает на колебание и недоверие в речах Крестителя.

Еще один «сомневающийся» — седобородый человек в темной накидке, который вслушивается в речи Пророка. Возможно, это язычники, пришедшие послушать проповедь об Иисусе. Слева от них находится обнаженный мальчик и старик, который опирается на палку. Они только что провели обряд омовения в водах Священной реки и с упоением слушают Крестителя.

Справа группа людей, они смотрят на спускающегося Иисуса. Среди них находятся агрессивно настроенные первосвященники, которые являются староверами. Их лица выражают неприязнь к новой религии и полное равнодушие к происходящим событиям.

Выразительны изображения первого плана. Это полуголый юный человек с длинными рыжими волосами, он смотрит на Иисуса. Возле него находятся «дрожащие» мальчик с отцом. Они только окунулись в Иордан, приняв крещение. Дальше в толпе можно увидеть римских воинов, которых прислали смотреть за порядком, девушки, раскаивающийся грешник в бордовой накидке.

Фигура Пророка

Согласно Евангелие, Иоанн долго ходил по пустыне, питаясь подножным кормом, одеваясь в шкуры зверей, подготовившись так к праведной жизни вдалеке от людей. Вот и на полотне Пророк изображается сильным и высоким длинноволосым и бородатым мужчиной.

У Крестителя исхудавшее лицо, впавшие глаза, которые выдают в нем человека, долго находящегося в одиночестве. На нем шкура верблюда и светлая накидка из грубой ткани. Уверенный и твердый взгляд, высокий лоб, выносливые ноги и руки указывают на внутреннюю силу Пророка. Он показывает людям фигуру человека, показавшегося на выжженной равнине.

Это Иисус, которого продолжительное время ожидали последователи Иоанна. В руке Пророк держит крест, символизирующий новую веру.

Изображение Иисуса

Основная фигура этой картины — Иоанн Креститель. При этом Христос показан вдалеке. Но автор не преуменьшает его значимость в композиции. Художник представляет Иисуса как человека в обычной одежде. Но все в этой фигуре указывает на «сына Божьего»: и величественный шаг, и таинственность контуров, которая контрастирует с горными очертаниями.

Разглядеть лицо Христа практически невозможно, поэтому неясно, какие эмоции находятся на нем. Кажется, что здесь присутствует все: величие, покой, умиление, отрада. Фигура Иисуса выразительна и при этом неясна и размыта. Мессия несет загадочность и необъяснимость.

Это такая задумка художника. Он показал Мессию так по нескольким причинам:

  • Он решил акцентировать не лицо и фигуру Иисуса, а реакцию толпы на явление Христа.
  • Непосредственно христианство в те времена людям казалось таким же загадочным и необъяснимым.
  • Краткий анализ

    Аудитория не сразу смогла понять идею художника, глубокий смысл, который заложен в картине. Потому эту работу вначале приняли холодно. Зрители привыкли видеть везде героизм, в любой его форме. А тут автор нарисовал настоящих людей с их реальными эмоциями. Для общества это было абсурдом! Этого в живописи публика еще не видела.

    Проводя кратко анализ, можно выделить, что пытался показать автор в своей картине. А именно: как много всевозможных переживаний и чувств бывает у людей, которые готовятся к одному из главных событий в их жизни.

    В каждом персонаже композиции — огромный мир, который состоит из эмоций, чувств, переживаний. Смотря на любого героя, можно легко представить, чем живет конкретный человек, какой он религии, какой его внутренний мир.

    Судьба картины

    В 1857 г. работа над большой картиной завершилась. Размеры полотна потрясают: 5,4×7,5 м. В 1858 г. художник решил поехать в Питер, чтобы показать шедевр зрителям. Деньги на перевоз масштабной картины дала княжна Елена Павловна. Выставка этюдов проходила в Академии Художеств.

    Это полотно не было однозначно оценено. Официальные лица отнеслись очень холодно. Но на общественность оно смогло произвести огромное впечатление. Прогрессивная молодежь той эпохи признала в Иванове талантливого художника, который открыл новый прием в искусстве. Спустя 1,5 месяца после демонстрации картины художник умирает от холеры.

    Через 2 часа после его смерти Царь Александр II покупает шедевр за 15 тыс. р. Это была приличная сумма на то время. Он ее пожертвовал Румянцевскому музею. Для этой большой картины был построен отдельный павильон. В 1925 г. Румянцевский музей распускают. Полотно передается в Третьяковскую галерею.

    Интересные факты:

  • Это полотно — отчет художника за государственный пансион в Италии. За границу его отправили на 4 года для совершенствования в живописи. Но Иванов сумел растянуть «стажировку» на 20 лет, работая над шедевром «Явление Христа народу».
  • Для одной из фигур позировал Гоголь. Это купающийся человек, который находится ближе к Иисусу. На большой картине сходство практически не видно. Но на этюдах оно присутствует.
  • Старик с левой стороны находится в набедренной повязке белого цвета, но на отражении она кажется красной.
  • Среди центральных фигур виден странник с посохом в широкой серой шляпе, так автор нарисовал сам себя.
  • Последние дни жизни Иванова были наполнены отчаянием и унижением. Известно, что ему не выплатили обещанный гонорар за картину. Ценители искусства критиковали ее. После смерти художника император милостиво наградил его орденом Св. Владимира.
  • Основную часть времени мастер работает над картиной в Италии. Что удивительно, шедевр так и не был завершен. Это обусловлено прогрессирующим заболеванием глаз художника, а также изменением его миропонимания. В конце работы живописец разуверился, что религиозная проповедь, которая несет истину с помощью искусства, поспособствует преображению людей. Однако и в этом незавершенном виде картина представляет собой уникальный шедевр классического монументализма.

    Предыдущая Культурология»Мона Лиза» — описание картины Леонардо да Винчи

    Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
    Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения. Посетители приобретают льготный билет и посещают музей в порядке общей очереди.

    • пенсионеры (РФ и СНГ). По пенсионному удостоверению гражданина РФ или документу, удостоверяющему личность, с указанием даты рождения, социальной карта москвича;
    • учащиеся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (РФ и СНГ) по продленному на текущий учебный год студенческому билету или социальной карте учащегося;
    • студенты высших учебных заведений РФ, а также иностранные студенты, обучающиеся в российских высших учебных заведениях. По продленному на текущий учебный год студенческому билету. Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров»;
    • студенты, владеющие картой ISIC, вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке. По карте ISIC;
    • члены многодетных семей (РФ и СНГ). По удостоверению многодетной семьи, свидетельствам о рождении детей или справке, выданной органом в сфере социальной поддержки населения, паспорту РФ.

    Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

    • лица, не достигшие 18-летнего возраста. По свидетельству о рождении (для граждан РФ, не достигших 14-летнего возраста), национальному или заграничному национальному паспорту;
    • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров». По продленному на текущий учебный год студенческому билету соответствующего учебного заведения или справке с места обучения с указанием факультета (если факультет не указан в студенческом билете);
    • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ). По удостоверению соответствующей категории;
    • военнослужащие срочной службы Российской Федерации. По военному билету с записью, подтверждающей прохождение военной службы по призыву;
    • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ). По удостоверению о присвоении соответствующего звания;
    • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ). По удостоверению соответствующей категории и удостоверению участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
    • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
    • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
    • художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств. По удостоверению члена соответствующей организации;
    • члены Международного Совета музеев (ICOM). По членской карте ICOM;
    • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ. По удостоверению музейного сотрудника, удостоверению члена общественного совета при Министерстве культуры России;
    • волонтеры программы «Спутник». По карте «Спутник» в комплекте с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность;
    • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
    • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента)(граждане России и стран СНГ);
    • один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
    • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

    Бесплатные билеты можно получить в кассах в предварительной продаже и в день посещения, а также онлайн в одном заказе с одним платным (полным или льготным) билетом.

    «Явление Христа народу» Иванова

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *