Ольга и Игорь: история знакомства

Погост Выбуты в 15 км от Пскова вверх по Великой считается родиной великой княгини. Добраться сюда не так уж сложно: на нужном повороте есть пусть единственный, но указатель. По утрам ходит рейсовый автобус, навигатор и яндекс-карты, пусть не с первой попытки, находят это местечко.

Чуть ниже погоста Выбуты остров разделяет реку Великую на два рукава. Правый рукав реки, более глубокий, носит название «Ольгины ворота», левый (мелкий, с каменистым дном) — «Ольгины слюды» (из-за наслоений известняка на дне реки, слуда — подводный камень). В этом месте, по преданию, и произошла встреча юной Ольги с князем Игорем.

Житие повествует, что однажды князь Игорь охотился недалеко от селения, где жила Ольга. Подойдя к берегу реки Великой, Игорь заметил на другой стороне реки место, очень удобное для охоты. Ему хотелось переправиться туда, но не было лодки. Вскоре он увидел на реке юношу в лодке и закричал, чтобы тот перевез его через реку. Когда они ехали, Игорь, взглянув на гребца, увидел, что это не юноша, а молодая красивая девушка в мужской одежде. Красота девицы возбудила в князе нечистые желания.

«Прошу тебя, князь, послушай меня и оставь свои дурные мысли, которых следует стыдиться», — отвечала Игорю девица на его постыдные предложения. «Вспомни, что ты князь и тебе, правителю и судье народа, следует быть примером добрых дел. Как ты, делая сам зло, можешь запретить другим делать зло и справедливо судить в своем княжестве? Оставь же свое постыдное намерение, за которое тебя, хотя ты и князь, осудят и возненавидят все честные люди. Знай и то, что хотя я здесь одна и бессильна в сравнении с тобой, но ты меня не одолеешь и не достигнешь того, чего желаешь. Моею защитою будет глубина этой реки: я не допущу обесчестить себя».

Такой ответ образумил и пристыдил Игоря, так что он во все время остального пути от стыда не смел говорить с Ольгой. Потом, когда князь собрался жениться, к нему приводили множество девушек, но он помнил ту, которую встретил на реке, и послал сватов к ней.

Выбуты: брод и разрушенные мосты

Под Выбутами веками находилось очень важное для Пскова место — брод. Смотришь с берега — кажется, что вот он, его видно. Только, кроме мелководной переправы, есть тут и пороги. Не зная брода, соваться в воду мы не стали, хотя рассказывают, будто местные жители пользуются им до сих пор, а нам было как раз нужно на другую сторону.

В старые времена во время военной опасности псковичи посылали сюда заставы. Например, тут в 1407 году псковичи встретили немцев, поставив для заграждения («затвора») бродов переносные ограды из жердей. Такие ограды в старину назывались «вор», «ворон», или «воры» («а броды всибяху затворены ворами»). Здесь же, по преданию, князь Игорь впервые увидел свою будущую жену Ольгу.

Гораздо легче, чем брод, найти тут разрушенные мосты. Выше и ниже по течению стоят могучие остовы опор, когда-то по этим мостам могли ездить весьма габаритные фуры. Может быть, даже танки. Въезд на один из таких мостов кончается огромной воронкой: явно разрушился он не от запущенности, а от снаряда или мины. Местные рассказывают, что ближайший к погосту Выбуты мост— немецкий, взорванный советскими войсками.

Ольгин (литовский) брод

В районе Выбут на старых картах обозначены два брода: один пешеходный — от д. Кузнецово к д. Волженец. Он существует и поныне и называется литовским. Летом и осенью этот брод перёходят пешком.

Другой брод обозначен на картах у бывшего села Покровского выше по течению реки. В. Д. Смиречанский в 1914 году сообщает, что в его время был известен еще один брод — ниже Выбут, но выше д. Ерошиха, который сейчас активно не используется и на картах не отмечен. Других мест для переправы вброд в Нижнем Повеличье нет.

В старые времена во время военной опасности псковичи посылали к бродам сюда заставы, чтобы замкнуть ключевые позиции города. Битва 1394 г., при этом, происходила, вероятнее всего, именно у этого, единственного удобного брода через реку. Так, под 1480 г. в летописи отмечено, что при нападении немцев на Псков пригороды с помощью стояли на броду на Выбуте7.

Ольгины сады, Ольгины погреба

Здесь же в районе Волженца показывали также места Ольгиных Садов и Ольгиных Погребов, но где точно, того предание не сохранило.

Ольгин лес

Есть тут и Ольгин лес, в июне-июле полный земляники.

Покровское

В четырех километрах выше Выбут, на том же левом берегу Великой, некогда существовало сельцо Покровское. По преданию, это село было отчиной Ольги, то есть наследственным владением. Место это не случайное — здесь имелся второй, менее удобный брод через Великую.

Рассказывали, что там стоял ею же основанный Покровский монастырь.

Этот монастырь в одно из нападений разорили литовцы, затем развалины монастыря были смыты рекою.

Выбуты: храм

Основная достопримечательность Выбут сегодня — храм пророка Илии. Он виден издалека на подъезде к деревне (кстати, до поворота на Выбуты ходят аж три автобуса из Пскова:»Псков –Покрутище», №107 «Псков – Палкино» и №137 «Псков – Филатова Гора»).

Церковь в Выбутах классическая «псковская» — одноглавая, с щелевидными окнами-бойницами. Только на боковых стенах вверху оставлены большие окна. Дата строительства Ильинской церкви неизвестна, и только по архитектуре ее относят к XV веку (табличка на храме говорит о XV веке без всяких сомнений). Однако в Третьяковской галерее есть образ пророка Илии из церкви в Выбутах, датированный XIII веком, а значит, церковь (например, деревянная предшественница нынешней) здесь стояла и раньше.

Сейчас в храме идет реставрация, внутрь не то что не пускают — не войти, да и пыльно. В проем видно только, что белые стены храма испещрены «дырочками» — отверстиями голосников, улучшающих в храме акустику. Паломники пишут записки и ставят свечи рядышком в небольшом деревянном Никольском храме. Иконы здесь довольно своеобразные, стилистически не очень подходящие ни к древности белокаменного храма, ни к деревенской простоте деревянного. Зато запоминаются. Смотритель храмов по имени Владимир объясняет, как заказать требы, и обсуждает с паломниками пророчества старцев о грядущих бедствиях.

Всем разрешают подниматься на двухпролетную звонницу — она стоит обособленно и отодвинута от реки, чтобы не заслонять храм. Можно даже позвонить в колокола, но мы не решились: все же не Пасха.

Когда поднимаешься на звонницу, прямо перед глазами оказываются новодельные мозаики с образами пророка Илии, святой княгини Ольги и ее внука, равноапостольного князя Владимира, на стенах Ильинского храма.

У храма — кладбище (хотя исторически слово «погост» означает место сбора дани для князя). Вдоль оградки лежат древние каменные кресты. Дальше — небольшой археологический раскоп. Кстати, об археологах. Сотрудники Псковского археологического центра копают в Выбутах ежегодно уже 25 лет. Найдены остатки древнего неукрепленного поселения и курганного могильника X – начала XI века, расчищены остатки жилищ и хозяйственных построек. Среди находок оказались орудия труда, ремесленные изделия, предметы рыболовного и охотничьего промысла, гребни, перстни, украшения, а также многочисленные осколки древней глиняной посуды. Считается, что поселение в Выбутах существовало с IX–X до XVIII века. Здесь жили балтские племена, а затем их сменили славяне.

Никольская церковь

Когда-то рядом с церковью во имя пророка Ильи был теплый придел во имя Николы Чудотворца. Он был разрушен.

Воины-десантники Псковской дивизии своими руками выстроили вновь храм святителя Николая Чудотворца; они оказывают помощь и в восстановлении древнего храма Илии Пророка XV века.

Ольгинская церковь (не сохранилась)

Местное предание, записанное в 1990 году, сообщает, что в былые времена в Выбутах стояла деревянная церковь св. Ольги. Потом рядом с ней построили каменную Ильину церковь, но народ по-прежнему ходил в деревянную и, в конце концов, ее сожгли, так что всем пришлось ходить в каменную церковь.

Со временем и каменная церковь стала недостаточно вместительной для наплыва народа. И вот тогда, в 1914 году 11 июля, то есть в Ольгин день, был заложен двухэтажный храм (1914-1917 гг.; арх. Перетяткович М. М.) в честь Благоверной княгини Ольги Российской. При закладке храма присутствовали тогдашний Преосвященнейший епископ Евсевий, все руководство города и губернии во главе с губернатором камергером бароном Медемом и Великая Княжна Ольга Константиновна, в замужестве — королева Греции. С ней были также Великие князья Константин и Игорь Константиновичи.

Храм был не только заложен, но и сооружен. Но в связи с началом Первой мировой войны работы по отделке были приостановлены, и в таком виде храм достоял до 30-х годов, а затем был разрушен.

Его руины и частично вскрытые фундаменты и сейчас можно видеть рядом с Ильинской церковью.

Памятный знак-камень

От двухэтажного Ольгинского храма ныне сохранились лишь заросшие руины. На лужайке перед храмом в 1993 году, в 1090-летний юбилей города Пскова, установлен памятный знак: красивый гранитный камень с табличкой, указывающей, что Выбуты — родина княгини Ольги.

Ольгин камень

Камни в окрестностях Пскова чем-то похожи на соловецкие и напоминают о ледниковом периоде. Могучие камни. Один из таких камней, по преданию, имел отпечаток стопы святой равноапостольной княгини Ольги. В 1930-е храм Илии Пророка в Выбутах закрыли, а более вместительную церковь святой Ольги, сооруженную в 1914 году по инициативе Великой княжны Ольги Константиновны Романовой, разрушили. Однако местные верующие продолжали паломничество к сокрытому в лесу Ольгиному камню. Об этом узнали, и огромный камень-следовик тоже был взорван в 30-е годы XX века. Сейчас на его месте установлен памятный знак в виде пирамиды из валунов, увенчанный кованым крестом.

Говорят, коммунисты не без труда нашли Ольгин камень, чтобы его взорвать, и не без труда взорвали. Паломники тоже не всегда легко его находят. Археолог, встреченный у раскопа, и вовсе сказал нам, что без проводника не найти. Организованная паломническая группа, несмотря на присутствие местного гида, тоже не собиралась плутать по лесам и искать камень.

Всего лишь с третьей или четвертой попытки мы опытным путем выяснили, что дорожки, уходящие чуть левее деревни, виднеющейся за алтарем храма Илии Пророка, в принципе к остаткам камня и ведут. Путь автомобилю преградила непонятного назначения борозда, проделанная трактором поперек дорожки, и чуть меньше километра мы прошли пешком между низкорослых сосенок. На высокой сосне непосредственно у монумента кто-то повесил игрушечных ангелочков — так высоко, словно они сами туда залетели, и так по-детски наивно, словно украшал новогоднюю елку.

Если пройти от Выбут 4,5 км вверх по Великой, то можно попасть в село Покровское. По преданию, это село было вотчиной Ольги. Тут когда-то был основанный ею монастырь, но в одно из нападений разорили литовцы, затем развалины монастыря были смыты рекой.

Ольгин колодец

Во времена, когда переправа вброд считалась делом обычным, а сама будущая княгиня Ольга ездила по реке на лодке и могла послужить перевозчиком охотившемуся князю, могло быть и правда не важно, по ту сторону реки живет человек или по эту. Есть версия, что святая Ольга родилась не в Выбутах, хотя об этом и говорят все мемориальные таблички, а на правом берегу реки Великой, в нынешней деревне Вольженец (или Ольженец).

Берег вдоль деревни назывался Ольгинским. На этом берегу, под крутым речным обрывом вытекает из скалы Ольгин ключ, вода которого, по преданию, помогает при глазных болезнях. Согласно легендам, Ольга, «будучи еще крестьянской девицей, ходила за водой и умывала в нем каждое утро «свое светлое личико».

С той поры источник приобрел свойство исцелять верующих, умывших в нем лицо и глаза. До середины XIX века сюда был большой наплыв паломников со всей России.

Здесь же в районе Волженца раньше показывали также места Ольгиных садов и Ольгиных погребов, но где точно — предание не сохранило. Есть версия, что юная Ольга воспитывалась у богатой тетки ниже по реке в деревне Пристань. В Вольженце неподалеку от источника есть место, где установлена божница с иконами, но что она отмечает, непонятно. Живущая рядом старушка оказалась настолько древней, что никак не могла разобрать наши вопросы.

Говорят, что если пройти от берега (от колодца) 200 метров перпендикулярно по дороге, а потом еще чуть-чуть вправо, можно найти невидимый Ольгин дворец. Кто-то даже проводит на этом месте ночь с 23 на 24 июля, чтобы увидеть эти постройки воочию, но большинство людей любовь к княгине Ольге все-таки приведет вечером и утром в храм. Если на том месте и были видны следы фундамента, сейчас окончательно заросли травой. Там не пашут и не строят, поскольку, по рассказам местных жителей, все бытовое, что строилось на этом месте, вскоре сгорало: это Ольгина земля.

Будник

В 8 км к северо-востоку от д. Ерусалимская, на берегу реки Черёхи находится деревня Будник. Здесь, по местному преданию, также жила княгиня Ольга и здесь же родился князь Владимир, сын князя Святослава и внук Ольги, креститель Руси. В Никоновской летописи есть короткое упоминание : «…и бе рождение Володимеру в Будутине веси, томо бо во гневе отслала Олга, село бо бяше еа тамо, и умираючи дале его святей Богородици». Есть серьезные основания полагать, что летописная «весь Будутина» и современный Будник — это один и тот же пункт.

Местные крестьяне показывают камень на берегу Черёхи, почитавшийся как место рождения Владимира. Верхняя часть камня повреждена, но местные жители рассказывали, что в конце XIX в на камне был след, то есть, камень, несомненно, древний. Недалеко от камня найдены фрагменты лепной и раннекруговой керамики.

От Будника вверх по реке Черёхе шел водный путь до д. Виделeбье со старинным погостом и церковью. Легенда гласит, что первая церковь на этом месте была основана также княгиней Ольгой.

Недалеко от Будника, в 4 км к юго-юго-востоку, на берегу речки Дубины известна деревня Плаксино, которая, по рассказам стариков, также была связана с именем княгини Ольги. На противоположном берегу речки известна сопка — высокая погребальная насыпь IX-X вв.

Пристань

По преданию, детство и юность святой Ольги проходили вокруг Выбут на расстоянии около 10 км. Воспитывалась она у богатой тетки ниже по реке в деревне Пристань на левом берегу Великой.

Основание Пскова

Некоторое количество ольгинской топонимики и соответствующих легенд есть и на территории самого города Пскова.

Под 947 годом Иоакоимовская летопись упоминает о пребывании Ольги в здешних местах: «Ольга, оставя в Киеве сына своего, сама со многими вельможи иде к Новугороду и устрои по Мсте и по Поле погосты и по Луге оброки и дани уложи. И ловища ея суть по всей земле, а сани ея стоят в Плескове и до сего дни»10.

Вероятно, княгиня Ольга не раз бывала на своей исторической родине и в один из таких своих заездов и основала средневековый город Псков на месте кривичского племенного городка в устье Псковы. Как известно, псковский летописец утверждает, что город Псков уже был ко времени прихода Рюрика и братьев, то есть в 862 году, что хорошо согласуется с археологическими данными о славянском поселении здесь около этого же времени.
Наверное, прав русский историк князь М. М. Щербатов, который писал о том, что Ольга «… обновила строением церькви во имя святыя Троицы град Псков», то есть на месте племенного «городка» основала нормальный раннегородской центр со всеми присущими ему функциями — административной, военной, торговой, ремесленной и идеологической (основание христианской церкви во имя Святой Троицы). Судя по самой ранней из найденных здесь скандинавских вещей, это произошло в диапазоне 910-930 гг.

Если принять раннюю дату крещения самой княгини Ольги около 920 года при императоре Романе I, то дата основания такого раннесредневекового города сужается до диапазона 920-930 гг.

Между прочим, В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» упоминает вскользь, что и Новгород тоже основала княгиня Ольга. Самые ранние слои Новгорода датируются 920-ми — 930-ми гг. Х века, и там тоже есть скандинавские вещи.

Ольгина Гора (не сохранилась)

Среди выбутских достопамятностей имеется и единственный раз упоминаемая в Псковской летописи Ольгина гора, где в 1394 году во время военного столкновения псковичей с новгородцами произошел бой и «бояръ много на Выбуте избиша».

Можно думать, что Ольгина Гора, контролировавшая перекресток водного и сухопутного (с единственным удобным бродом) путей, представляла собой укрепленный населенный пункт, к средневековью (по крайней мере — к концу XIV в.) превратившийся в городище. Во всяком случае, окрестности Ольгиной горы, составлявшие округу Выбут, в конце IX-Х вв. были, безусловно, плотно заселены: об этом свидетельствуют не только погребальные памятники, но и известные здесь селища с лепной керамикой (часть Ерошихинского селища смыта рекой; возможно, аналогичная судьба постигла и еще какие-то поселения). Это городище располагалось в 12 км от варяжского Пскова Х в. и могло быть одним из его предшественников подобно тому, как Рюриково городище под Новгородом или Городок на Ловати были, соответственно, предшественниками Новгорода и Великих Лук.

Ольгина гора смыта водой реки уже к 1480 г.

Вверх по течению от Выбут

Самое большое количество преданий связывалось с д. Волженец или Ольженец, Ольгенец, Волжино, Выдор в полутора километрах от дер. Горы.

Ольгин дворец

Еще начале XX века здесь были видны развалины большой прямоугольной каменной постройки. И до сих пор видны останки фундамента. По преданию, это был Ольгин дворец, а возможно, и церковь.

Крестьяне считали это место святым и не распахивали его, хотя развалины находились посреди поля, и хотели даже на этом месте устроить часовню в честь святой княгини Ольги.

Даже сейчас (с расширением границ самой деревни) постройки обошли его.

Родина святой Ольги

«Книга Степенная царского родословия» — источник ХVI века, но своими сведениями восходящий к более раннему периоду, — сообщает, что родом княгиня Ольга была из «веси», то есть деревни, Выбутской, что в 12 км выше по реке Великой от города Пскова. Деревня эта ныне не существует, осталось только селище — археологический культурный слой на месте деревни Х века и последующего древнерусского времени1.

В районе Выбут река Великая делает изгиб, и всего в районе этого 4-километрового изгиба по обоим берегам реки существует 19 мест, которые преданиями так или иначе связываются с именем княгини Ольги. Впервые эти предания стал записывать известный псковский историк Николай Казимирович Богушевский. Однако существовали эти предания здесь много раньше, судя по всему, со времени пребывания здесь самой княгини Ольги.

«Ольгинская топонимика» Псковской земли, большей частью концентрируется в районе выбутских порогов на реке Великая. Предания повествуют сразу о четырех пунктах, с которыми связывается рождение будущей княгини: деревни Горка, Ольгино (Волженец), Ерусалимская и погост Выбуты. Село Покровское, по преданию, было ее «отчиной».

Что означает слово «Выбуты»

Название «Выбуты» один из исследователей2 объяснял тем, что выше по течению от церкви, близ д. Волженец, песчаное дно реки сменяется известняковым, и что здесь выступает, выбивается из земли каменная порода и дно поднимается на этом участке на 2-3 сажени, то есть на 4-6 м. Это каменистое возвышение тянется на дне реки мимо выбутской церкви далее вниз по течению на 1/2 версты (500 м) и кончается подводным обрывом, после которого опять идет песчаное дно. Вниз по течению от острова на 3 версты «… плитняк дна реки постоянно пластами (слюда) отрывается, дно понижается и образует выбои, пороги, ступни, водопады, ямы, завалы. Вода, пробегая по этим уступам и преградам, бушует, шумит, рвется вперед с огромной силою, побеждая препоны».

Сейчас известно, что названия типа «выбуты» встречаются и в других местах. По писцовым книгам конца XVI века выявлен ручей Выбута. Известна пустошь Выбутова в бывшем Крестецком уезде Новгородской губернии. В «Толковом словаре» В.И. Даля название Выбуты производится от слова «выбут» — «бутить, заваливать яму, ров или воду камнем и землей».

Встречается и другое объяснение названия Выбуты. Выбои, ямы, рытвины, камни в реке Великой, делающие постоянный сильный бой волн и шум, могли дать означенной местности и само название «Выбуты»

Найти Вольженец

Яндекс-карты не знают и навигаторы не ведают, как ехать в Вольженец. Понятно только, что если не рискуешь пересекать реку вброд, придется вернуться в Псков и начать поиски с его окраины.

Рейсовый автобус в Вольженец не ходит, указателей на повороте с дороги Псков-Остров тоже нет. Мы несколько раз проскакивали нужную развилку, а уже за пару километров от нее никто из местных жителей и не подозревал о существовании деревни Вольженец. Лишь безуспешно облазив лесные тропы, доступные скорее трактору, чем автомобилю, мы поняли, что всего лишь неправильно оценили масштаб карты. Сворачивать к реке нужно буквально через пять минут после выезда с трассы, а не через 10-15, причем не на тропы или асфальт, а на широкую грунтовку. По ней в Вольженец может проехать не только трактор, но и большой автобус. Но, видимо, деревню со святым источником святая Ольга показывает только тем, кому хочет, или в награду за упорство: мы ведь не зря искали Вольженец два дня.

«Истоком Православия» называют русские православные верующие святую равноапостольную княгиню Ольгу, святой лик которой с шестнадцатого столетия является одним из самых любимых образов на Русской Земле. Княгиня, а также её внук равноапостольный князь Владимир, который принятием Христианского вероисповедания и распространением его на Днепровские берега избавил Русь от мрака идолопоклонства, и продолжая дело друг друга, княгиня и Владимир являются в развитии Киевской Руси олицетворением материнского и отцовского божественного истока.


Забота о духовном просвещении народа
Видя, как становилась и развивалась могущественная в то время Византия, она ясно поняла, чтобы государство процветало нужно не только заботится государственном экономическом развитии и военном могущества. Ольга понимала, что только единство в духовном аспекте жития сможет объединить весь народ государства и явить собой твердую почву для появления народности. Всевышний указал ей верное решение, и, поручив заботу о Киевской Руси своему почти взрослому отпрыску, княгиня, возглавив многочисленный флот поплыла в Царьград, для того, чтобы своими глазами увидеть мирские блага, ставшие результатом веры, и вместе с тем завязать дипломатические отношения и показать военную силу. Дорогие Друзья, рады Вам напомнить, что на наших страницах Вы легко и недорого можете купить икону Ольга!
Духовное рождение во святой купели
В Византии княжна поразилась огромному количеству церквей и красоте проводившихся в них служб. Она восхищенно внимала хоровому пению и узнавала для себя новые термины – покаяние, богослужение, крест и святой лик. Преподобную крестил патриарх Константинопольский Феофилакт, и в момент проведение такого таинства Ольгиным крестным отцом стал сам правитель Византии Константин Багрянородный. После проведения обряда княжна получила имя Елена, так звали праведную мать царя Константина Великого, которая обрела Живительный Крест Всевышнего и занималась продвижением христианской веры в Римской империи. И взяв пример с нее, окрещенная Праведница, после прибытия в Киевскую Русь, начала проповедовать христианство на своей земли.


Христианские труды в Киевской Руси
На Родину Святая привезла довольно много святых образов и церковных книг. Также с ней в Киевскую Русь прибыли и христианские богослужители, которым отводилась роль крещения жителей Киева, которые поклонялись в те времена божествам. По приказу княгине в столице Руси на месте захоронения первого православного верующего княжеского рода Аскольда построили собор Святого Николая, в который поместили подаренный императором Константином святой лик. Преподобная очень много сделала и для восхваления киевлянами Животворящей Троицы. Согласно одной легенде, которая гласит, что вблизи своей родной деревни на брегах речки Великой она увидела три направленных с небес солнечных луча и сразу ж приказала, воздвигнуть в этом месте собор во имя Святой Троицы и предсказала, что спустя время будет здесь великий торговый город. Ольга поставила Господний крест и воздвигла собор, который и положил начала строительства города Пскова. В центре же Киеве Святая княгиня воздвигла собор Преподобной Софии, который посвятили в 960 году. Основной его реликвией стал считаться крест, который привезла Ольга из Византии, после своего крещения. Создан был этот крест из Живительного Дерева Господа, и принес он много чудодейственных избавлений.


Душевная печаль княгини
Но не судилось ещё Киевскому государству освободится от темного идолопоклонства и просветится лучом христианства. Согласно летописям, было на Руси множество изрядно государственных мужей и воевод, которые не признавали истинную веру, и их числе и был князь Святослав, подросший и возмужавший к тем годам отрок. Как ни пыталась княгиня склонить к христианству, как ни просила пройти таинство крещение, Святослав все равно не соглашался. Но при этом он не запрещал своим подданным принимать христианство и иным не разрешал над ними гнушаться. Спустя время к Святославу перешло все управление государством, а Преподобная полностью посвятила свою жизнь Всевышнему и благотворительным делам. Государству она уделяла время только тогда, когда сын отправлялся в военные походы.
Канонизация и общецерковное почитание
В середине пятнадцатого века «начальницу истинной веры на Русской земле» в церкви причислили к лику святым. И в этом же году подтвердили её всенародное восхваление. С того времени и берет начало создание икон Святой. Необходимо отметить, что за все становление православия в число женщин, которые были причисленные к образу святых, вошла и Пресвятая Ольга. Святой образ, суть которого содержится в самом изображении, являет собой праведницу Господнею, которая в правой руке держит крест, обозначает веру, а в левой находится образ церкви, символизирующий её проповедническую деятельность и обращение своего народа в православие, которые поклонялись языческим божествам. Такие же атрибуты изображаются и на святых образах других праведников, к примеру, святой княжной Тамары.


Иконы, почитаемые и любимые
Преподобную княгиню почитают как духовную матерь всех славянских людей, потому что именно она положила начало распространения христианства на русской земле. Большое количество церквей, были построены в память об Святой Ольги. Такие храмы на протяжении многих лет посещают верующие, чтобы помолится перед святым ликом Пресвятой Ольги. И в наше время не прекращается поток верующих, которые хотят преклониться к ее образу. Наибольшим благоговением пользуется, к примеру, лик равноапостольной княгине в столице России в придомовом соборе, расположенным в Туристическом центре Столичного Патриархата он же и является самым высоким собором Москвы. Этот храм находится на самом верхнем этаже пятнадцатиэтажного отеля «Университетский», который каждый день посещают тысячи православных верующих, приезжающих со всех уголков России. Также большим почитанием славится и святой лик княгине в Петербурге, находящимся в воздвигнутым во имя ее храме, расположенный в городе Стрельне. Данная святыня, построенная в Михайловском сквере, который раскинулся на берегах Финского залива, сюда постоянно приезжают великое множество верующих. И многим западает в душу святой лик, на котором она изображается держащей крест, подаренным ей царьградским монахом. Этот образ и является иконой Преподобной.


О чем молятся перед этим образом?
Считается, что молитвенное прошение пред святым образом святой Ольги может даровать людям премудрость в жизненных ситуациях и посылает им Свою Божью милость, в таком количестве, которое необходимо всякому из обратившихся в его жизни наполненной тревогами и соблазнами. Еще Святой Праведнице возносят мольбы об усилении России, о покровительстве и смягчении сердец. Существуют свидетельства о случаях, когда с помощью святого лика Преподобной избавлялись от психологических недугов. В каких случаях может помочь икона Святой? Верным ответом считается то, что такая мольбами может помочь практически во всех случаях, при условии, что ваше прошение идет из самого сердца и произносится искренне.

Выбуты — родина Ольги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *