В отечественной истории трудно найти более переломную и масштабную по последствиям реформу, чем отмена крепостного права. Идея избавиться от тормозившего развитие страны пережитка посещала и Александра I, и Николая I, но решился на неё только Александр II. Отменяя крепостное право, он пытался найти золотую середину между интересами дворян и крестьян. Император справедливо опасался, что посягательство на сложившееся веками право собственности может спровоцировать серьёзное недовольство. Поэтому в итоговой версии реформа предусматривала такое количество привилегий дворянству, что заметного облегчения от «освобождения» крестьяне не ощутили. Их жизнь не изменилась, а в отдельных случаях даже стала тяжелее из-за выкупных платежей.
VATNIKSTAN продолжает цикл статей о жизни русского крестьянства во второй половине XIX века. В прошлый раз мы говорили о деревне до реформы 1861 года. Сегодня в фокусе внимания быт и повседневность крестьян после отмены крепостного права.
Освобождение крестьян
Манифест был оглашён в храмах на масленичную неделю. Главным документом реформы являлось «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», а действие его подкреплялось региональными актами.
Реформа значила, что несколько десятков миллионов крестьян, вчерашние бесправные люди, которых можно было продать, подарить или отделить от семьи, учинять физическую расправу, получили свободу, а именно: свободно распоряжаться своим трудом, заниматься ремеслом, торговлей, индивидуальным предпринимательством, приобретать собственность на своё имя, пользоваться всеми правами подданного Российской империи и стать «свободным сельским обывателем».
«Положение» содержало следующие условия реформы:
- крестьяне теперь — временнообязанные;
- крестьянские дома, хозяйственные постройки и пристрои, движимое имущество — их личная собственность;
- у крестьян появилось выборное самоуправление со своей иерархией;
- помещики обязаны были предоставить крестьянам земли в пользование: наделы
- предоставлялись сельским обществам, которые и распределяли землю между крестьянами лично;
- крестьяне платили барщину или оброк за землю в течение 49 лет и не имели права отказаться;
- размер надела указывался законом и проверялся мировыми посредниками.
И.И. Игнатьев. «Няня». 1-я четверть ХХ века.
Реформу осуществлял Главный комитет об устройстве сельского населения через губернские отделения под руководством, собственно, губернатора. В такие отделения входили четыре местных дворянина и два представителя от правительства, но только не крестьяне — свобода была получена только на бумаге.
Крестьяне всё ещё оставались зависимыми от помещиков. Почему?
Из-за неготовности государства решительно отвечать на земельный вопрос. Главным документом, регулировавшим вопросы землепользования на местах, была Уставная грамота. Её подписывали помещик и крестьянин. Причиной несостоятельности таких грамот было неравноправное разрешение земельных вопросов: хоть они и урегулировали споры между двумя сторонами, крестьяне всё равно оставались в невыгодном положении, вынужденные выкупать свою же землю. Установились так называемые временнообязанные отношения.
Остановимся на них немного подробнее. В уставной грамоте содержались сведения о земле и повинностях крестьян с учётом последней ревизии, о величине земельных отрезков, их расположении после ликвидации крепостничества и о пользовании крестьянами земель, ранее принадлежавших феодалам. В грамоте определялись условия и способы (оброк, барщина) выкупа.
Проблема разделения и распределения земли была самой сложной при подготовке реформы. Создатели реформы и все к ней причастные сломали немало копий за каждый пункт.
В итоге земельный вопрос и вопрос о полевом наделе больнее всего прошлись именно по крестьянам, потому что правительственная политика относительно выкупа земель у помещика так и не поменялась.
До отмены крепостного права в распоряжении крестьянина находились земельные участки трёх типов: усадьба со всеми постройками, кусок общего чересполосного поля и участки общего пользования, находившиеся в общем пользовании у всей деревни и обычно отводившиеся под пастбища, выгоны, сенокосы. Размеры участков пользования варьировались от одной области к другой. В чернозёмных районах надел был минимальным ввиду плодородной земли, и здесь основным видом отработки повинностей была барщина. В промышленных же губерниях был выгоден оброк.
И.Е. Репин. «В избе». 1895 год.
А ещё для каждой области составили положения об отмене крепостного права с учетом региональной специфики. Устанавливались собственные мерки выкупа и минимальные и максимальные размеры надела. Минимальный надел составлял не менее одной трети от максимального надела, и помещик не имел права давать земли менее этой трети. По своему усмотрению собственник мог увеличить максимальный надел, а мог и уменьшить. Размеры наделов также варьировались от региона к региону.
Разница в размере надела между губерниями была велика. Формально по всей стране он равнялся 1–12 десятинам на душу населения (как мы помним, ревизии учитывали только мужчин). В нечернозёмных районах максимум составлял до 7 десятин, а минимум — 0,75−1 десятину, в чернозёмных соответственно 6 — 2,75. Если у крестьянина было меньше земли до реформы, то помещик был обязан добавить участок земли из личных земель, а если у крестьянина было земель выше нормы, то излишки отрезались и отходили к помещику. В среднем на душу населения приходилось 3,3 десятины.
В результате подобных операций с землёй возникли отрезки и прирезки. Последнее было редким явлением, тогда как отрезание лишних частей земли было сплошь и рядом.
«…когда только что пошли слухи о предстоящей крестьянской передряге…, когда наступил срок для составления уставной грамоты, то он без малейшего труда опутал будущих «соседушек» со всех сторон. И себя, и крестьян разделил дорогою: по одну сторону дороги — его земля (пахотная), по другую — надельная; по одну сторону —его усадьба, по другую —крестьянский порядок. А сзади деревни —крестьянское поле, и кругом, куда ни взгляни, — господский лес… Словом сказать, так обставил дело, что мужичку курицы выпустить некуда» — М. Е. Салтыков-Щедрин
Так, по сравнению с дореформенным временем, в Павловском уезде Воронежской губернии у крестьян отрезали 43% излишков, тогда как по самой области отрезано было 26%; в Тверской губернии отрезали 22%, в Смоленской — 16. Надел увеличился только у 6,7% крестьян.
«Теперь… иное имение и без лугов, и с плохой землёй даёт большой доход, потому что оно благоприятнее для землевладельца расположено относительно деревень, а главное, обладает «отрезками», без которых крестьянам нельзя обойтись, которые загораживают их земли от земель других владельцев» — А. Н. Энгельгардт, помещик из Смоленской губернии
Государство, пытаясь удовлетворить интересы и крестьян, и помещиков, не смогло удержать равновесие, и чаша весов склонилась в сторону помещиков. Неудивительно, что сложившаяся ситуация породила острые конфликты.
Последствия
Переход к широкомасштабному выкупу наделов начал осуществляться через 20 лет после реформы, поскольку несговорчивые помещики, гонясь за выгодой, наотрез отказывались заключать выкупные сделки с крестьянами. На январь 1881 года в Российской империи оставалось временнообязанными свыше 1,5 миллионов крестьян.
Лично свободные, они никак не могли откупиться или заключить сделку и отрабатывали барщину или оброк.
Размер барщины и оброка зависел от величины земельного участка. Для максимального размера участка барщина составляла 40 дней отработок в год для мужчин и 30 для женщин. Оброк — 12 рублей в год в губерниях «федерального значения», а в остальных местностях снижалась до 8 рублей.
В.М. Максимов «Бедный ужин» . 1879 год.
Правительство понимало, что большинство крестьян не в состоянии выплатить всю сумму сразу, и поэтому ввело своеобразные льготы на выкуп — при заключении добровольной сделки крестьяне выплачивали только 20% от изначальной суммы (например, 20 копеек с 1 рубля). Оставшиеся 80% расходов государство брало на себя и вкладывало в банк на имя помещика в виде ценных бумаг. Ценные бумаги приносили 6% дохода помещику, что приравнивалось к доходу от оброка. 1 января 1883 года император Александр III подписал указ о ликвидации временнообязанного состояния крестьян. 80% от вложенной суммы не исчерпывалось ценными бумагами, а записывалось на крестьянина как ссуда, и сельский труженик должен был уже не помещику, а государству.
«…чтобы собственник от неё не убежал, чего, по обстоятельствам дела, вполне можно было ожидать, пришлось поставить «освобождаемого» в такие юридические условия, которые очень напоминают состояние если не арестанта, то малолетнего или слабоумного, находящегося под опекой» — М. Н. Покровский
Ссуду выплачивали 49 лет по 6% в год. Бремя выкупных платежей оказалось ещё тяжелее крепостного, а отменены они были только после революции 1905–1907 гг. К 1906 году крестьяне успели выплатить полтора миллиарда рублей за земли, стоимость которых была в 3 раза меньше — 500 млн.
«Выкуп выгоден не крестьянам, а помещикам», — М. Н. Покровский
Реформа не привела к мгновенному или быстрому результату, как того хотели её создатели. Крестьяне только на словах почувствовали изменения, а в действительности ничего не было, и даже физические наказания от помещиков усилились. Историк М. Н. Покровский указывал, что крестьяне перестали называться крепостными, начали называться временнообязанными, и на этом вся реформа закончилась, принеся выгоду только помещикам, увеличившим фонд личных земель.
Ряд авторов сходились на том, что свобода у крестьян ненастоящая, и что подписанные 19 февраля 1861 года документы хоть и уничтожали юридическое понятие крепостного права, но не уничтожали социальный институт, складывавшийся веками. Этот институт носили в себе сами крестьяне, которые не знали и не умели жить по-другому, не знали грамоты и были поэтому политически неосведомлёнными. То же самое можно сказать о помещиках, которые не желали принимать прогресс и предпочитали сохранять сложившийся порядок до точки невозврата — первой российской революции — институт, который появился как запрет на бесчинства и хаотичные передвижения по стране во время Смуты.
Крестьянское самоуправление после реформы
После реформы быт крестьян мало чем изменился. События проходили в рамках общины, но всё же в общественной жизни деревни появилось такое явление, как сельские сходки.
В. М. Максимов. «Бабушкины сказки». 1867 год.
Манифест предусматривал создание принципиально новой системы управления — системы крестьянского самоуправления. Она вводилась параллельно с системой выкупных платежей.
Крестьянское самоуправление на уровне сельского общества составляло первую ступень нового управления. Второй была волость.
Сельское общество до нескольких поселений крестьян. В сельском обществе на сходе управляющим избирался староста, а в управлении он опирался на домохозяев его схода.
Волость, соответственно, объединяла несколько сельских обществ. Волостной сход представлял собой сход сельских и волосных должностных лиц, выборных от каждых десяти дворов, волостного старшины и волостной крестьянский суд.
И сельское общество, и волость не являлись административно-территориальными единицами Российской империи, а больше были похожи на специализированные административные округа, созданными после отмены крепостного права специально для осуществления крестьянского самоуправления.
Сходы были вполне традиционными, но реформа упорядочила их, составив четкую иерархию: сельские сходки, сходки общины (при условии, что она включала несколько селений), волостные собрания.
Иногда на сходки созывал специально назначенный человек, обходя дома лично, или же с помощью рога.
«В Ивашевской волости Ростовского у. нарядчик трубит в специальный рог три-четыре раза, выходя на середину селения. Когда народ соберётся, ему объясняют, куда требуют: на деревенскую сходку или сельский сход. Созыв при помощи рога производится только в летнюю пору. Рог хранится у деревенского выборного, который отдает его в случае надобности нарядчику, а затем вновь забирает себе (во избежание стихийных, незапланированных сходов)».
На сход собирались взрослые мужчины селения. Но и женщинам на сходы путь не был заказан — нередко жена заменяла отсутствующего супруга, приходила вдова, если в доме больше не было взрослых мужчин. Собрания проходили по воскресным и праздничным дням.
На сходах обсуждался широкий круг проблем и дел: передел полей, устройство дорог, выгон скота, покосы, назначение опекунов сиротам или детям с безответственными родителями. Попечителем ребенка выбирали человека с обязательно хорошей репутацией. На некоторых сходах проводились аукционы, происходило исключение людей из общины за проступки.
Сходы собирались чаще в случаях бедствий — эпидемий, неурожаев. На волостных собраниях выбирали обычно старост.
При обсуждении прежде всего слушали умудрённых опытом и жизнью стариков.
Как изменилось физическое существование крестьян после реформы?
Жилище крестьян новой пореформенной России осталось таким же — и в планировке, и в аскетичном обустройстве. Чем дальше на север, тем меньше по размеру поселения. В степных условиях поселения зависели от величины водного источника, рядом с которым обычно и строились.
Самыми «зажиточными» регионами были Оренбургская, Самарская, Уфимская губернии, Сибирь, Новороссия. В целом по стране был очень низкий уровень жизни. Средняя продолжительность жизни к концу XIX века составляла у женщин 33 года, а у мужчин 31 год. В развитых европейских странах она была на 10–15, а то и на 20 лет выше.
В. Г. Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861 год.
К концу века в деревнях появились каменные дома, построенные зажиточными крестьянами. В южных краях преобладали малороссийские мазаные хаты. Материальное положение человека внешним видом избы: изба бедняка была обветшалой, без бани, с одним только сараем у дома, в котором содержалась обычно худая корова и три-четыре овцы. Изба богатого крестьянина — всегда добротно выстроенная, аккуратная, новая и окружённая многочисленными пристройками, включающими баню и амбар. В сарае у таких крестьян всегда было две-три лошади, три-четыре коровы с несколькими телятами, пара десятков овец, свиней и кур.
Если раньше носили домотканую одежду, то промышленное развитие вскоре после реформы позволило крестьянам шить и носить одежду из покупных фабричных тканей.
Внутреннее убранство избы не зависело от достатка — оно и в конце XIX века оставалось таким же аскетичным, как и в середине. Что было в избе крестьянина? Та же многофункциональная печь, те же лавки по стенам и полати у печи, тот же красный угол диагонально от печи, та же солома, если пол был земляным.
В деревне большое распространение получало новшество — керосиновые лампы для освещения. Постепенно они вытеснили лучины.
Рацион крестьянина не изменился. Основу питания составляли дары земли, и изредка в нём появлялось мясо, обычно по праздникам. Заполучив в редкие дни мясо — обычно в заговение — бедные крестьяне могли объесться до резей в желудке. Пословица «Щи да каша — пища наша» продолжала себя оправдывать, не теряя актуальности. Основными овощами стали картофель и капуста, а дополнением к ним шли горох, фасоль и чечевица. Морковь и свёклу выращивали мало. Даже такую простую вещь, как пшеничные блины, небогатые крестьяне могли себе позволить только по праздникам.
Повседневным напитком была вода, изредка квас. После реформы постепенное распространение в деревне начал получать чай и чаепитие. А состоятельные крестьяне покупали самовары и чайные наборы.
Во второй половине XIX века стала чаще наблюдаться тенденция пищевых табу. Элементом общественного крестьянского сознания стало представление «чистой» и «нечистой». Так, нечистой пищей считалась конина, а чистой — говядина. Запреты забывались, стоило начаться настоящему голоду: скот резали, продукты экономили, а в хлебное тесто добавляли различный подножный корм — картофельную ботву, лебеду, гречиху, мякину, лебеду, солому. Если достаток был повыше, добавляли и муку — просяную, овсяную, ячменную.
Когда не было массового голода, существование крестьян всё равно оставалось больше голодным, чем сытым, особенно весной и летом. Количество и калорийность пищи зависели и от церковного календаря — пост или «мясоед». Питание зажиточных и бедных крестьян и различалось только количеством употребляемой пищи, а не её качеством и разнообразием.
«Имеют ли дети русского земледельца такую пищу, какая им нужна? Нет, нет и нет. Дети питаются хуже, чем телята у хозяина, имеющего хороший скот. Смертность детей куда больше, чем смертность телят, и если бы у хозяина, имеющего хороший скот, смертность телят была так же велика, как смертность детей у мужика, то хозяйничать было бы невозможно. А мы хотим конкурировать с американцами, когда нашим детям нет белого хлеба даже в соску? Если бы матери питались лучше, если бы наша пшеница, которую ест немец, оставалась дома, то и дети росли бы лучше и не было бы такой смертности, не свирепствовали бы все эти тифы, скарлатины, дифтериты. Продавая немцу нашу пшеницу, мы продаём кровь нашу, т. е. мужицких детей» — А. Н. Энгельгардт
Изменение семейной иерархии
В понятие крестьянского двора в большинстве случаев входило больше, чем одна семья. Такой большой семьёй управлял «большак» — старший по возрасту и положению мужчина в семье. Он управлял всем хозяйством и отвечал за двор перед народом, судил поступки домашних и их наказывал. Он распределял дела на день и сильно бранил за хозяйственное упущение или потерю.
Семейная иерархия выстраивалась по жёсткому правилу — от старшего к младшему. Вверху стоял «большак», затем его жена — «большуха», за ними шли их старший сын и его жена. Самой унижаемой и обижаемой в семье была «молодуха». На каждое дело она должна была спрашивать благословения у родителей мужа, ей помыкали все старшие члены семьи, и самая сложная работа традиционно доставалась ей. Даже чтобы выйти на улицу и пойти в гости, молодухе требовалось просить разрешения.
В. М. Максимов «Кто там?» 1879 год
Большак терял свой авторитет с наступлением старого возраста и сделавшись нетрудоспособным. Сыновья на все его попытки управлять делами и командовать говорили: «Не твоё дело, ты теперь не работаешь, значит, и нечего везде совать свой нос». Большуху также отстраняли от дел и выключали из семейной жизни. Её могли попрекнуть куском хлеба, не покупали новую одежду на замену изношенной.
В воспитании детей крестьяне были строгими и мало эмоциональными. Считалось, что если слишком много ласки давать ребенку, то он будет плохо слушаться.
Детство ребенка из крестьянской среды трудно назвать счастливым. Больше половины новорождённых умирали в первый же год жизни из-за недостаточного ухода и повальной безграмотности женщин в плане ухода за маленьким ребенком и гигиены в целом. Интуитивно крестьяне понимали, что при такой высокой детской смертности их может выручить только рождение максимального количества детей. Такая «политика рождаемости» привела к большому количеству взрослых детей в семье и последующим земельным конфликтам.
О целенаправленном воспитании детей говорить не приходится. Большую часть времени дети до 5 лет были предоставлены сами себе или своим невольным нянькам — старшим братьям или сёстрам, которые могли упустить из внимания своего воспитанника. Потеря внимания ничем хорошим не заканчивалась — ребенка могла искусать злая собака или даже съесть свинья.
В. Е. Маковский. «Крестьянские дети». 1890 год.
В своих играх дети не всегда оставались детьми — они подражали взрослым и их поведению. Мальчики играли в верховых, строили и защищали крепости, играли в подвижные игры «догонялки». Девочки лепили пироги из песка, устраивали свадьбы. Такие игры закладывали конкретную модель поведения в головы детей и определяли будущую жизненную роль. Мальчики — выносливые и упорные солдаты, защитники, умеющие постоять за себя и других, а девочки, конечно же, были будущими матерями и женами.
В первой части уже упоминалось о низком положении женщин при крепостном праве. Что же изменилось после его отмены? Женщины стали «поднимать голову». Несмотря на то, что от агрессивного мужа, избивающего её, крестьянка избавиться в суде не могла, она могла претендовать на имущество мужа после его смерти — на «вдовью долю». Дочь могла получить часть семейного наследства наравне с братьями, что раньше было невообразимо, а иногда и управление хозяйством могло перейти в руки женщины, если её муж не был уже способен к управлению.
Реформа являлась важной вехой в истории Российского государства, но по большей части она имела больше политическое и экономическое влияние, нежели социальное. Тем не менее, был сделан важный первый шаг к разрушению старых устоев и развитию России как прогрессивного государства. Реформа также заложила основы развития капитализма и дальнейшего разрушения сословного деления общества, подготовив почву для развития и укрепления пролетариата как нового класса.
Больше о русском крестьянстве читайте в нашем материале «Быт крестьян начала XX века в объективе Вадима Шульца»
Реформа 19 февраля 1861 года
В результате была определена дата отмены крепостного права в России — 19 февраля 1861 года. Что же дала крестьянам эта реформа, стали ли они свободными? На этот вопрос можно ответить однозначно, реформа 1861 года сделала жизнь крестьян намного хуже. Конечно же, царский маницест, подписанный им в целях освобождения простых людей, наделил крестьян правами, которыми те не обладали никогда. Теперь помещик не имел права обменять крестьянина на собаку, бить его, запрещать жениться, торговать, заниматься промыслом. Но проблема для крестьян заключалась в земле.
Земельный вопрос
Для решений земельного вопроса государством были созваны мировые посредники, которые направлялись на места и там занимались разделом земли. В подавляющем большинстве работа этих посредников заключалась в том, что они объявили крестьянам, что по всем спорным вопроса с землей те должны договариваться с помещиком. Договор этот должен был быть составлен письменно. Реформа 1861 года наделила помещиков правом при определении земельных участков отбирать у крестьян, так называемые «излишки». В результате у крестьян осталось только по 3,5 десятины(1) земли на ревизорскую душу(2). До реформы земли было 3,8 десятины. При этом помещики отбирали у крестьян лучшую землю, оставляя тем только неплодородные земли.
Самое парадоксальное в реформе 1861 года заключается в том, что дата отмены крепостного права известна точно, но все остальное весьма туманно. Да, манифест формально наделил крестьян землей, но фактически же земля осталась во владении помещика. Крестьянин получал лишь право выкупить тот земельный участок, который назначен ему помещиком. Но при этом сами помещики наделялись правом самостоятельно определять разрешить или не разрешить продажу земли.
Выкуп земли
Не менее странно определялась и сумма, по которой крестьяне должны были выкупить земельные участки. Эта сумма высчитывалась исходя из оброка, который получал помещик. Например, богатейший вельможа тех лет Шувалов П.П. получал в год оброк 23 тысячи рублей. Значит крестьяне, для того, чтобы выкупить землю, должны были заплатить помещику столько денег, сколько нужно для того, чтобы помещик положил их в банк и ежегодно процентами получал бы те самые 23 тысячи рублей. В результате, в среднем одна ревизорская душа должна была заплатить за десятину 166,66 рублей. Поскольку семьи были большими, то в среднем по стране одна семья за выкуп земельного участка должна была заплатить 500 рублей. Это была неподъемная сумма.
На «помощь» крестьянам пришло государство. Государственный банк выплачивал помещику 75-80% необходимой суммы. Остальную часть платили крестьяне. При этом они обязывались в течение 49 лет рассчитаться с государством и выплатить требуемые проценты. В среднем по стране за один земельный участок банк выплачивал помещику 400 рублей. При этом крестьяне отдавали банку деньги в течение 49 лет на сумму практически в 1200 рублей. Государство практически втрое увеличивало свои деньги.
Дата отмены крпостного права это важный этап в развитии России, но он не дал положительного результата. Только к концу 1861 года в стране вспыхнули восстания в 1176 имениях. К 1880 году 34 российские губернии были объяты крестьянскими восстаниями.
Только после первой революции в 1907 году, власть отменила выкуп земли. Землю стали предоставлять бесплатно.
1 – одна десятина равна 1,09 га.
2 – ревизорская душа – мужское население страны (женщинам земля не полагалась).
Предыстория
Процесс закрепощения крестьян был протяженным и проходил в течение нескольких веков. Начался он в XV в., когда Иваном III был установлен закон, по которому уход крестьянина от помещика был возможен при условии выплаты «пожилого» (пошлины) и только в неделю до или после так называемого Юрьева дня, то есть в день окончания пахотных работ – 26 ноября. Затем Иван Грозный устанавливает «заповедные лета», которые запрещали уходить крестьянам от помещика даже в Юрьев день. Таким образом, позже этот процесс только усиливался — положение крестьян становилось все хуже, а права помещиков все возрастали. Вопрос об отмене крепостного права, которое тормозило как минимум экономическое и культурное развитие страны, периодически поднимался, но никто из императоров не решался его отменить, во многом из-за страха потерять поддержку знати, которая яро противилось этому, поэтому были изданы указы, лишь немного облегчающие положение крестьян.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Временнообязанные крестьяне 410 руб.
- Реферат Временнообязанные крестьяне 280 руб.
- Контрольная работа Временнообязанные крестьяне 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1
В начале XIX в. доля крепостных помещичьих крестьян от общего населения страны составляла 57-58 %, а к концу царствования Николая I она уменьшилась до 37 % По переписи 1857-1859 гг. крепостных крестьян было 23,1 млн человек.
Александр II (1855-1881 гг.) понимал, что необходимо переходить к решительным действиям, поскольку крепостная система находилась в большом кризисе, а крестьянские волнения регулярно вспыхивали. Несколько лет Александр II со своим окружением готовили проект реформы. Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, были опубликованы 19 февраля 1861 г.
Основными положениями реформы были:
- крестьяне из крепостных переходили в положение временнообязанных;
- крестьяне получали выборное самоуправление;
- имущество крестьян было признано их личной собственностью, а также они получали личную свободу;
- помещики предоставляли крестьянам в пользование земельный надел, за который крестьянин должен был выплатить оброк или отбывать барщину.
Это были общие условия, а для каждой области были выпущены «Местные положения», которые учитывали специфику региона.