Психологические особенности развития старшеклассников

Возраст учащихся старших классов находиться в приделах 15-17лет. Данный период в возрастной отечественной психологии относится к ранней юности. Этот возраст характеризуется набором психологических особенностей. Основные возрастные особенности учащихся старших классов начинают складываться уже в 8-9 классах общеобразовательной школы.

Юность – это переход во взрослую самостоятельную жизнь. Психологи выделяют границы ранней юности, то есть старшего школьного возраста, с 15 до 18 лет, и поздней — от 18 до 23 лет. Психологические новообразования данного возраста – развитие самосознания, самоопределение в профессии, переход к взрослой жизни. 1

В период ранней юности устанавливаются профессиональные интересы. Растет потребность в труде, активность в обществе и строятся, более конкретные планы на жизнь. Детство и юность в развитии личности стоят на одной ступени. Постепенный переход из одной стадии в другую делает подростков более независимыми от взрослых. Старшеклассники активно пытаются самоутвердиться в обществе сверстников, социуме. В коллективе учащихся, помимо повседневного общения, в этом возрасте нарастает потребность в налаживании интимных, близких индивидуальных взаимоотношений и привязанностей.

Исследовательница Р. Бенедикт в своих работах пришла к выводу, что тип перехода от детства к взрослости зависит от того, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, которые предъявляет данный вид общества к типичному ребенку и взрослому.

В каждом возрастном периоде, на взгляд автора, наблюдается сосуществование различных ступеней развития. Здесь остаются следы предшествующего этапа развития, но уже возникают новые явления, которые могут стать типическими и получить становление в последующие возрастные периоды.

Одной из наиболее явно выраженных психологических особенностей старшеклассников является то, что развитие познавательных функций и интеллекта претерпевает не только количественные, сколько качественные изменения. Происходят сдвиги в структуре мыслительных процессов. Становится важно не то, какие задачи решает человек, а то каким образом он это делает.

И. Л. Бим отмечает, что часто старшеклассник сочетает в себе черты еще недавнего подростка и формирующиеся признаки юношеского возраста. В этом возрасте неразрывно соединяются еще не утраченная детскость с проявлениями активного взросления. Взрослость находит выражение в интенсивном становлении личности, в росте ее самосознания и самоопределения. У старшеклассника уже складываются определенные принципы поведения. Формируется образ своего собственного «Я», складываются ценностные ориентации, мотивация деятельности, мировоззрение личности. Четко начинает проявляться различие интересов и склонностей.

Период юности Э. Эриксон связывает с кризисом идентичности. Данный кризис происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из отлаженных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым взрослением, свои главные перспективы и путь развития, т.е. определенную цельность личности. Молодым людям предстоит определить то какими они хотят себя видеть сами. Также важно для них понять, что ожидают от них окружающие люди и общество.

В некоторых случаях юноши и девушки стремятся к «негативной идентичности». Чувство противоречия толкает подростка на отождествление себя с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть взрослые и сверстники. Э. Эриксон считает, что в поиске собственной идентичности лучше даже идентифицировать себя с людьми асоциального поведения, чем вообще не обрести своего собственного Я, своей идентичности.

Основной психологической характеристикой старшего школьного возраста можно с уверенностью считать направленность в будущее. Это касается различных сторон психической жизни. Старший школьник стоит на пороге социальной взрослости. У старшеклассников появляются конкретные жизненные планы, мотивы деятельности. Более реальным становятся представления о требованиях общества к личности старшеклассника. Для школьника становится более весомым мнение взрослых, в том числе и учителей. Растут требования к личности, профессиональным знаниям и умениям учителя. Поведение старшего школьника все больше становится целенаправленно-организованным, сознательным и волевым.

Все большую роль играют сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и своего рода жизненные принципы. Появляются элементы мировоззрения, возникает устойчивая система ценностей. Появляется интерес к внутреннему миру – своему, других людей, отмечается умение ставить себя на место другого человека и сопереживать ему. С точки зрения протекания отдельных психологических процессов старший школьный возраст принципиально не отличается от периода взрослости. Существенная разница имеется лишь в эмоциональной жизни, более импульсивной, менее подчиненной другим мотивам и слабее регулируемой сознательно. Однако старший школьник может быть уже способен к глубоким переживаниям и серьезным чувствам.

Современный старшеклассник – продукт сегодняшней жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. По своему физическому развитию сегодняшние школьники 17 лет соответствуют молодым людям 22 лет 30-х годовXX века.

Т. Томэ предлагал в своих работах различать два принципиально разных типа развития в юношеском возрасте: прагматический и творческий. Для первого характерна ориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение. Такое развитие нельзя назвать действительно индивидуальным развитием, потому что личность такого молодого человека стремится к гомеостатическому равновесию.

Второй путь можно назвать путем сознательного саморазвития. Ю.Б.Гиппенрейтер, развивая идеи А.Н. Леонтьева,который отмечал сознательное самоопределение как об основное содержание «второго рождения» личности в юности. Самоопределение юноши отличается тем, что он уже начинает действовать. Он реализует эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начинает осваивать выбранную для себя профессию.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований. Происходитукрепление и совершенствованиетех процессов развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника. Мышление старшего школьника имеет уже личностный, эмоциональный характер.

Божович Л.И. отмечает, что интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте. Назначение периода юности в жизни каждого человека состоит в том, чтобы расширить горизонты познания реального мира, других людей а так же себя самого. Молодым людям необходимо выработать ко всему этому свое отношение, найти свое место в обществе и определить жизненные задачи. Отсюда интерес старшеклассников к универсальным законам природы и человеческого бытия. Они стремятся постигнуть теоретические и методологические основы научных дисциплин. Возникает острый интерес к познанию человеческих возможностей и внутреннему миру человека, склонность к самоанализу и самооценке, приобретается навык рефлексии.

Старшеклассник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. В этом возрасте наблюдается улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия индивида. Происходит большая дифференцированность его эмоциональных реакций, и приобретаются новые способы выражения эмоциональных состояний, повышение самоконтроля и саморегуляции. Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом.

Одним из главных новообразований в психике старшеклассника по сравнению с подростком является его направленность на будущее, попытки осмыслить с этих позиций свое настоящее. Особенно четко проявляется интерес к мировоззренческим, общественным проблемам, но наряду с этим и разного рода практической деятельности и спорту.

Основное в становлении личности старшеклассника — открытие собственного мира, которое проявляется в форме переживания своей индивидуальной целостности и неповторимости. Внутренний мир становится для него ценностью. Осуществляется бурное развитие самосознания и по мнению Э.Эриксона, юношеский возраст строится вокруг кризиса личностной идентичности — чувство индивидуальной само тождественности, единства. Индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбора из вариантов развития тот единственный, который может считать своим. Уровень идентичности тесно связан с индивидуально- личностными чертами старшеклассников.

Для старшеклассника характерен глубокий самоанализ, самооценка всех качеств и способностей. Если в подростковом возрасте самооценка определялась внешними показателями достижений, то в 16 лет появляются собственные критерии значимости. Школьники оценивают себя с позиции своей внутренней шкалы ценностей. Старшеклассники в большей степени понимают себя, чем подростки. Настроение становится более устойчивым и осознанным.

Самооценка становится выше, чем в подростковом возрасте. Возникает чувство собственного достоинства, происходит стабилизация личностных особенностей. Вместе с осознанием своей уникальности приходит чувство одиночества. Отсюда растет потребность в общении, потребность сопоставить себя с образом типичного ровесника. Старшеклассник, познавая окружающий мир, возвращается к себе, осуществляет поиск ответа на сложные вопросы жизни: «Для чего я живу», «В чем смысл жизни» расширяется система ценностей, формируется нравственный стержень. Юношеское моральное сознание содержит внутренние противоречия. Юношеский максимализм, категоричность оценок принимаются с демонстративным скепсисом. Юноши легко подвергаются моральному релятивизму: если все является относительным, значит все дозволено, все можно понять и оправдать.

У старшеклассника возникают важные личностные качества: осознанность, самостоятельность, независимость Он ставит и активно решает наиболее сложные жизненные проблемы. Рефлексия собственного жизненного пути, стремление к самореализации приводит к появлению новых социальных потребностей: найти свое место среди других, выделиться, быть особенным, играть определенную роль в обществе. Возникает ответственность не просто за себя, а за себя в общем деле, за общее дело и за других людей, следовательно, же, новообразованием этого возраста является самоопределение себя в человеческом обществе, осознание своих возможностей и стремлений, своего предназначения в жизни.

Взаимоотношения со взрослыми становятся более ровными и менее конфликтными. Общение со взрослыми происходит на уровне доверия Старшеклассники хотели бы видеть в родителях друзей и советчиков Школьники нуждаются в помощи старших. У них возникает особый интерес к общению со взрослым, так как некоторые вопросы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им не хватает опыта преобладают такие темы общения со взрослыми: выбор профессии, жизненные перспективы обучения, взаимоотношения с окружающими, увлечения, вопросы морали причем дифференцируются темы, которые обсуждаются с отцом и матерью, в зависимости от их компетентности. Старшеклассники, независимо от пола, больше искренние в общение с матерью, чем с отцом. Общение с родителями, часто делится на личное и деловое общение.

Отношения с учителями становятся более сложными и дифференцированными. В образе идеального учителя на первое место выходят его индивидуальные человеческие качества — способность понять. На втором месте стоит профессиональная компетентность, на третьем — умение справедливо управлять. У старшеклассников взаимоотношения учителя и учащихся строятся только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу.

И.С. Кон отмечает, что общение с ровесниками чрезвычайно важно в этот период. Оно выполняет другие функции, чем общение с взрослым. Общение с ровесниками происходит на уровне исповеди. Взаимоотношения делятся на дружеские и товарищеские. Юношеская дружба выполняет функцию психотерапии, поддержки, самоуважения. В этот период возрастает избирательность, соответственно, уменьшается количество друзей. В основе стремления к дружбе лежит потребность в самораскрытии, понимании другого и себя другим. Содержанием такого общения есть реальная жизнь: проблемы совместной учебной деятельности, общественная работа, совместный досуг, развлечения, спорт.2

В дружбе с ровесником проявляется стремление к равноправному общения. Для ранней юности характерна идеализация друзей и самой дружбы. Юношеская дружба не только склонна к исповеди, но и очень эмоциональная. Часто даже те, кто имеют друзей, переживают одиночество из-за неспособности выразить в общении полноту чувств.

Однако в дружбе юношей отчётливо проявляются и противоречия этого возраста. Юношеская потребность в интимности сильна именно потому, что принципиально не насыщаема. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами юноши всегда считают настоящую дружбу редкой.

Известная неопределённость и неустойчивость представлений о собственном «Я» рождают желание проверить себя путём разыгрывания каких-то несвойственных ролей, рисовки, самоотрицание. Юноша страдает от того, что у него не хватает средств и возможностей выразить свой внутренний мир. Но беда не столько в недостатке средств, сколько в реальной неясности, незавершённости своего «Я». По этому поводу высказывался американский психолог Э. Дауван, в своих работах пишет, юноша не выбирает дружбу, его буквально втягивает в него. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств их объекта. При всей их исключительности, дружеские отношение в таких случаях обычно кратковременны. Людей выбирают в качестве объектов, а затем бросают, нисколько не заботясь об их чувствах, заменяя другими лицами. Оставленные объекты быстро и полностью забываются, но форма отношения к ним обычно воспроизводится в отношении к новому объекту вплоть до мельчайших деталей, с точностью, похожей на одержимость.

Общение – это канал информации, по которому юноша узнает многие необходимые вещи, вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Формируются коммуникативные качества. И, наконец, общение – это специфический вид эмоциональных контактов. Осознание групповой принадлежности формирует у молодежи чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Для старшеклассников характерно эмоционально-личностное отношение к коллективу. Особенно большое значение придается его сплоченности, причем требование это бывает максималистским.

С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметное разделение общения в самом классном коллективе.

В юношеском возрасте очень велика потребность в свободном общении. Свободное общение не просто способ проведения досуга, но средство самовыражения личности, установления новых контактов, новых знакомств.

Т.П. Абакирова отмечает, что старшеклассники должны владеть следующими умениями:

-умение ориентироваться в партнёрах, объективно воспринимать окружающих людей, понимать их настроение и характер;

-умение сотрудничать в различных видах деятельности, коллективно ставить цели, планировать пути их достижения, совместно выполнять, организовывать и оценивать достигнутое.3

Динамика развития в старшем школьном возрасте зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. Уже в переходный от подросткового возраста к юношескому периоду возникает особый интерес к общению со взрослыми людьми.В старших классах эта тенденция усиливается.

Структура групп общения и степень их сплоченности во многом зависит от уровня развития взаимоотношений между юношами и девушками. Первичными ячейками общения являются однополые группы мальчиков и девочек. Две такие группы, не теряя своей внутренней общности, постепенно могут образовывать смешанную компанию. Позже внутри этой компании складываются пары из юношей и девушек.

В жизни парней однополая группа занимает гораздо больше, чем в жизни девушек. Привязанность к ней сохраняется и поддерживается даже после возникновения смешанной компании. Оценку мужских качеств личности юноши дает коллектив сверстников.

Разные виды общения могут сосуществовать, выполняя разные функции. Однако их удельный вес и значимость с возрастом меняются. Разные формы и места общения, сменяя друг друга, сосуществуют в зависимости от психологических потребностей.

Юноша всегда ждет новых знакомств, приключений, переживаний – «ожидаемые общения». Неосознаваемое, внутреннее беспокойство иногда гонит его из дома. Он стремится туда, где люди, ожидает чего-то нового, неожиданного. Но часто эти ожидания не сбываются. И тем не менее он опять стремится к людям.

Наряду с возрастающей значимостью групповой жизни, в ранней юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Самое главное в юношеской дружбе – ее глубина, устойчивость и интимность. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она является школой самораскрытия и понимания другого человека.

От друга старшеклассник ждет оценок, не только близких к своим, но и превышающих их, более критических. Это значит, что дружба выполняет специальную функцию поддержания самоуважения личности.

Однако в дружбе старшеклассников отчетливо проявляются и противоречия этого возраста. Юность одновременно самая искренняя и самая неискренняя пора. В юности сильна потребность быть в согласии с самим собой, бескомпромиссность, полное самораскрытие. Собственное «Я» личности — неустойчивое и расплывчатое, что порождает желание проверить себя путем разыгрывания ролей, самоотрицания.

Прежде всего, дружба является эмоциональной привязанностью. Личная близость в этот период важнее, чем общность предметных интересов. Дружба важна для старшеклассников, потому что в общении с друзьями они встречают поощрение самостоятельности и взрослости.4

Подлинная интимность личности наблюдается при совмещении жизненных целей двух индивидов и сохранении индивидуальности. Если этого нет, то в отношениях с друзьями существует напряженность. Юноша мечется между желанием активно общаться с другом и боится потерять себя в этом общении.

Юношеский эгоцентризм сужает общение, когда друзья, находясь рядом, не слышат друг друга. Потребность в самовыражении часто перевешивает интерес к собеседнику.

Психология юношеской дружбы тесно связана с особенностями личности. Ранее созревание девушек способствует раннему появлению сложных форм самосознания, а, следовательно, и потребности в интимной дружбе. Потребность в глубокой интимной дружбе возникает у девушек на 1,5 – 2 года раньше, чем у юношей.

Девушки чаще испытывают дефицит интимности, их дружба более эмоциональна. Для юношей важнейшей группой людей еще остаются сверстники своего пола. Разнополая дружба, в юности существенно отличается от однополой привязанности. В слове «друг», как правило, завуалирована зарождающаяся симпатия и даже любовь.

Подводя итоги, рассмотрения особенностей личности старшеклассников, можно сделать вывод о том, что главное психологическое приобретение ранней юности – это утверждение своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, старшеклассники открывают целый мир новых эмоций. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости, возрастает потребность в общение и интимной дружбе. У старшеклассников появляется стремление к самореализации, которое приводит к зарождению новых социальных потребностей, таких как найти свое место среди других, выделиться и выполнять определенную роль в обществе.

Старший школьный возраст. Особенности развития

Старший школьный возраст – это возраст от 15 до 18 лет

Старший школьный возраст характеризуется совершенно новой для детей социальной ситуацией. Все познавательные процессы сформированы еще в подростковом возрасте. В старшем школьном возрасте и в дальнейшем они будут только укрепляться и совершенствоваться. Главное для старшего школьника теперь другое — выход во взрослый мир, овладение профессией, а значит, нахождение своего места в мире. Доминантой становится выбор и овладение профессией, поскольку от этого зависит дальнейшая жизнь, которую избирает человек на пороге взрослой жизни. Соответственно новая доминанта изменяет отношение к учению, заставляя соотносить свои старания и практическое их применение. Как правило, школьники старшего возраста к окончанию школы уже определяются со своей будущей профессией, хотя, конечно, многие еще колеблются, надеются на своих родителей. Но, в основном, для них уже ясно, чем бы они хотели заниматься. Это определяет круг учебных интересов. У многих меняется отношение к школьным предметам. Они отдают предпочтение тем, которые им нужны для будущей профессии. Иногда это бывает и в ущерб остальным предметам, иногда школьник совмещает необходимое и полезное.

Ведущее место в учебной деятельности у старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к взрослой жизни. Познавательные мотивы связаны с широкими социальными мотивами. На первый план выдвигается произвольная мотивация. Старший школьник в выборе способов деятельности руководствуется уже сознательно поставленной целью.

В старшем школьном возрасте завершается половое развитие. В физическом отношении тоже все спокойно, все функции развиты, и школьник готов к физическим и умственным нагрузкам. Главным становится поиск смысла жизни. Ведь выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и многопредметность нашего обучения. Школьники овладевают философией, они стремятся познать окружающий мир, выявить основные его закономерности. Знания являются основой для формирования отношения школьников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе. Основным рефреном в обучении старшеклассников выступает самостоятельность. Этому посвящены и приемы, используемые учителями школ для формирования навыков самообразования у школьников — работа с учебным материалом; работа со справочным материалом; использование компьютерных технологий в поиске материала; написание рефератов, рецензий и аннотаций и многое другое.

Формирование мировоззрения — важнейший этап развития детей старшего школьного возраста. Обретение своей собственной позиции усиливает социальную направленность школьников. В отличие от подростков, для которых особое значение имеют их поступки, у старших школьников особое значение приобретают их взгляды и ценностные ориентации, их мнения по любому поводу. В этом и проявляется их самостоятельность. Молодые люди не только стремятся к взрослости, но они понимают, что взрослость уже пришла. Им важно показать свое отличие от других, свою оригинальную позицию, оригинальное мнение или оригинальную деятельность. Их «выпячивание» себя уже лишено подростковой бравады, наоборот, они стремятся продемонстрировать свой ум, свои обширные знания, свою оригинальную оценку. Уровень самосознания старшеклассников возрастает. Они более критичны как к другим, так и к себе. Считая себя взрослыми, они предъявляют высокий уровень требовательности к учителям, родителям, окружающим их людям. Соответственно возрастает и возможность самовоспитания. Оценивание себя и сравнение с идеалом заставляет старших школьников довольно строго относиться и к оценке своих качеств.

На уровень самовоспитания старших школьников влияет ряд противоречий, которые во многом затрудняют этот процесс. К ним можно отнести, к примеру, такие, как восприимчивость к своей оценке окружающих и нежелание показывать свою неудовлетворенность; стремление к идеалу в глобальных, «мировых» делах и беспринципность в малом, повседневном; формирование стойкости и мужества и проявления слабости и «ребячества» и пр.

В общении со сверстниками и взрослыми старшие школьники тяготеют к дискуссионным формам. Причем тема для дискуссии может быть любая. Главным для них является отстоять свою собственную точку зрения. Основные темы лежат, конечно, в нравственно-этической плоскости. Это своеобразная подготовка к переходу во взрослый мир. Искания старшеклассников, как правило, эмоционально окрашены, экспрессивны. Они горячо и страстно отстаивают свое мнение.

Старший школьный возраст — это время поиска смысла жизни, открытий и экспериментов, готовность проникать в сущность вещей, явлений, устанавливать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы.

Рекомендуем посмотреть:

Средний школьный возраст. Особенности развития

Духовно-нравственное воспитание учащихся

Эстетическое воспитание в старших классах

В Новосибирской области подросток не захотел идти в школу и сжег ее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *