Сухая статистика свидетельствует: шанс стать жертвой авиакатастрофы значительно ниже, чем погибнуть во время поездки на любом другом виде транспорта.

Авиационные происшествия и катастрофы, тем не менее, всегда вызывают большой резонанс и пугают граждан. Шокирует значительное число жертв: как правило, при крушении современного авиалайнера счет погибших идет на десятки.

Тут уж никакая статистика не помогает: эмоции берут верх над разумом.

Перед лицом авиакатастрофы все равны: и простые граждане, и политики, и звезды спорта и шоу-бизнеса.

АиФ.ru вспомнил трагедии, жертвами которых становились советские и российские знаменитости.

Хоккейная команда ВВС МВО

На заре истории советского хоккея в число лучших команд чемпионата СССР входил клуб ВВС МВО.

Покровителем команды летчиков являлся генерал авиации Василий Сталин, сын Иосифа Сталина.

7 января 1950 года хоккеисты на самолете Ли-2 вылетели в Свердловск, где должны были провести очередной матч чемпионата против местного «Дзержинца».

Ли-2, идентичный разбившемуся. Фото: Commons.wikimedia.org/ RuthAS

При заходе на посадку в аэропорту Кольцово в сложных метеоусловиях самолет потерпел катастрофу.

Погибли 6 членов экипажа и 13 пассажиров. В числе погибших оказались вратарь сборной СССР Харий Меллупс, брат знаменитого советского тренера Анатолия Тарасова Юрий Тарасов, один из лучших советских хоккеистов того времени Иван Новиков, чемпион СССР по хоккею с шайбой и обладатель Кубка СССР по хоккею с мячом Борис Бочарников.

Чудом уцелел легендарный футболист и хоккеист Всеволод Бобров, опоздавший на роковой рейс.

Кадр youtube.com/ Илья Питалев

Пародист Виктор Чистяков

Артиста Виктора Чистякова иногда называют первопроходцем в жанре музыкальной пародии в СССР. Уникальный голос позволял Чистякову одинаково точно воспроизводить партии как знаменитых певцов-мужчин, так и женщин-певиц.

Виктор Чистяков. Фото: Commons.wikimedia.org

Появившись на эстраде в конце шестидесятых, Чистяков за считаные месяцы превратился в звезду, без которой не обходились главные праздничные концерты и «Голубые огоньки».

В период с 1968 по 1972 годы Чистяков дал более 1000 концертов, причем его популярность только росла.

18 мая 1972 года Чистяков вылетел из московского аэропорта Внуково в Харьков, где должен был выступить на юбилее Театра оперетты.

Артист опоздал в аэропорт, но рейс задержали. Экипаж, узнав, что с ними должен лететь сам Чистяков, попросил вернуть уже убранный трап.

При заходе на посадку в аэропорту Харькова самолет Ан-10 разрушился на части и рухнул на землю. Погибли все, кто был на борту: 115 пассажиров и 7 членов экипажа.

Правительственная комиссия установила, что причиной катастрофы стало разрушение центроплана крыла в воздухе из-за разрыва нижней панели центроплана, вызванного усталостными трещинами стрингеров и обшивки. После данной катастрофы эксплуатация самолетов Ан-10 была приостановлена, а затем и полностью прекращена.

Виктору Чистякову было 28 лет.

Ан-10А борт СССР-11215. Фото: Commons.wikimedia.org

Футбольная команда «Пахтакор»

11 августа 1979 года в небе в районе Днепродзержинска на высоте 8400 м столкнулись два авиалайнера Ту-134А, следовавшие рейсами Челябинск — Кишинев и Ташкент — Минск.

Причиной катастрофы стали ошибки, допущенные авиадиспетчерами. Погибли 178 человек, находившихся на борту двух самолетов.

Среди погибших были 17 членов футбольной команды «Пахтакор» (Ташкент).

В их числе — 24-летний Владимир Федоров, бронзовый призер Олимпиады-1976 и чемпион Европы среди молодёжных команд-1976, 26-летний Михаил Ан, капитан молодежной сборной СССР, выигравшей чемпионат Европы, и многие другие талантливые спортсмены.

Эта трагедия считается одной из самых мрачных страниц в истории как авиации, так и мирового футбола.

Столкновение двух Ту-134 над Днепродзержинском, хвостовая часть одного из самолётов. Фото: Commons.wikimedia.org

Журналист Артем Боровик

9 марта 2000 года авиалайнер Як-40Д совершавший рейс VGV9651 по маршруту Москва — Киев, едва оторвавшись от взлетной полосы аэропорта Шереметьево, рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все девять человек, находившихся на борту.

Артём Боровик. Фото: Commons.wikimedia.org

В их числе оказался 39-летний Артем Боровик, один из самых популярных российских журналистов, президент издательского холдинга «Совершенно секретно».

Сын советского политического обозревателя Генриха Боровика, Артем Боровик работал журналистом в различных советских изданиях, в том числе в газете «Советская Россия» и в журнале «Огонёк», по заданию которого несколько раз ездил в Афганистан. В 1988 году в качестве журналистского эксперимента некоторое время служил в армии США, о чем затем написал книгу.

В девяностые годы газета и телепрограмма «Совершенно секретно» имели огромную популярность. Смерть Артема Боровика потрясла людей, шли разговоры о том, что журналист стал жертвой умышленного убийства. Однако специалисты пришли к выводу, что катастрофа произошла из-за сочетания двух факторов: ошибки пилота и халатности технических служб, которые не произвели обработку самолета антиобледенительной жидкостью.

Политик Александр Лебедь

28 апреля 2002 года в районе озера Ойское, на Буйбинском перевале (Красноярский край), потерпел катастрофу вертолет Ми-8. От полученных ранений скончался губернатор Красноярского края Александр Лебедь, летевший на открытие новой горнолыжной трассы.

Известность к генералу Лебедю пришла в августе 1991 года, когда во время так называемого «путча ГКЧП» он перешел на сторону Бориса Ельцина.

Затем Лебедь участвовал в миротворческой миссии в Приднестровье, после чего ушел в политику.

В 1996 году Лебедь еще раз помог Ельцину: заняв третье место в первом туре президентских выборов, он призвал своих сторонников поддержать действующего президента. В обмен на это Александр Лебедь получил пост секретаря Совета безопасности РФ «с особыми полномочиями».

В этом качестве летом 1996 года Лебедь от имени российского руководства подписал печально известные Хасавюртовские соглашения. В октябре 1996 года он был отправлен в отставку.

Летом 1998 года Александр Лебедь был избран губернатором Красноярского края.

Причиной катастрофы, в которой погиб губернатор, стало столкновение вертолета с проводами ЛЭП.

Экипаж вертолета, выживший катастрофе, предстал перед судом и был приговорен к различным срокам наказания.

Шоумен Артур Тумасян

3 мая 2006 года авиалайнер Airbus A320-211 авиакомпании Armavia, выполнявший рейс RNV967 по маршруту Ереван — Сочи, при заходе на посадку в сочинском аэропорту рухнул в Чёрное море в 6 километрах от берега. Погибли все находившиеся на его борту 113 человек: 105 пассажиров и 8 членов экипажа.

Среди погибших оказался продюсер телепередачи «Comedy club», автор сценариев картин «Самый лучший фильм» и «Самый лучший фильм-2», основатель и участник команды КВН «Новые армяне» Артур Тумасян.

32-летний шоумен не любил летать на самолетах, однако его род деятельности практически не оставлял ему выбора.

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета, расследовавшая катастрофу, пришла к выводу, что причиной крушения стали ошибки экипажа.

Генерал Геннадий Трошев

14 сентября 2008 года авиалайнер Boeing 737-505 авиакомпании «Аэрофлот-Норд», совершавший регулярный пассажирский рейс SU821 по маршруту Москва — Пермь, упал при заходе на посадку в пермском аэропорту. Погибли все находившиеся на его борту 88 человек: 82 пассажира и 6 членов экипажа.

Среди погибших оказался советник президента РФ, Герой России, генерал-полковник Геннадий Трошев.

Трошев получил известность, командуя группировкой российских войск на Северном Кавказе в ходе боевых действий в Чечне и Дагестане.

В Пермь Трошев летел в качестве почетного гостя на турнир по самбо вместе с первым вице-президентом Всероссийской федерации самбо Владимиром Погодиным.

Вывод комиссии по расследованию катастрофы был таков: непосредственной причиной крушения стала потеря пространственной ориентировки экипажем. Также был выявлен недостаточный уровень подготовки пилотов и низкий уровень организации лётной и технической эксплуатации самолётов данной авиакомпании.

Хоккейный клуб «Локомотив» (Ярославль)

7 сентября 2011 года авиалайнер Як-42Д авиакомпании «Як Сервис», совершавший международный чартерный рейс по маршруту Ярославль — Минск, рухнул через несколько секунд после отрыва от земли и полностью разрушился. Часть обломков и хвостовая часть упали в реку Туношна. Из 45 человек, находившихся на борту, выжил только инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов.

Этим рейсом в Минск на первый матч нового сезона Континентальной хоккейной лиги летела хоккейная команда «Локомотив» (Ярославль).

В ее составе были хоккеисты из России, Белоруссии, Швеции, Украины, Чехии, Словакии, Латвии, Германии, Канады.

Гибель «Локомотива» стала настоящим потрясением для любителей хоккея во всем мире. Ушли из жизни совсем юные таланты, такие, как 20-летние чемпионы мира среди молодежных команд Даниил Собченко и Юрий Урычев, и опытнейшие спортсмены, поигравшие в НХЛ: 36-летний Павол Демитра, 37-летний Карлис Скрастиньш, 36-летний Руслан Салей.

Согласно выводам комиссии, непосредственной причиной катастрофы явились ошибочные действия командира воздушного судна или второго пилота (доподлинно установить не удалось), непроизвольно нажимавшего на тормозные педали во время разбега. Это привело к возникновению пикирующего момента, не позволившего самолёту в нужное время поднять носовое колесо и начать отрыв от ВПП. Самолет сумел оторваться от земли с грунта, выкатившись за пределы взлетной полосы, но, поднявшись на несколько метров, начал сваливаться влево и упал. Были выявлены серьезные недостатки при переучивании пилотов для полетов на данной модификации самолета.

Два года назад, 25 декабря 2016 года, самолет Министерства обороны, направлявшийся в сирийскую провинцию Латакия с предпраздничной миссией, потерпел крушение в море над Сочи.

Погибли все: артисты ансамбля Александрова, журналисты, Елизавета Глинка (доктор Лиза), члены экипажа – всего 92 человека.

Расследование этой трагедии до сих пор не закончено, назначены новые экспертизы, следствие продлено до марта 2019 года.

Ту-154 Министерства обороны выполнял рейс Москва – Латакия в ночь с 24 на 25 декабря. Вылетали, как обычно, из аэропорта Чкаловский, откуда в Сирию отправляются все военные самолеты. В 2.30 самолет благополучно сел в аэропорту Адлера на дозаправку.

По плану она должна была быть в Моздоке, но из-за погодных условий в ту ночь аэродром был закрыт. Из Сочи вылетели в 5.25 в сторону Черного моря. Но уже через две минуты, в 5.27, самолет пропал с радаров и рухнул в море в шести километрах от берега.

Секретная операция

Это был обычный день – 24 декабря 2016 года. Артисты ансамбля Александрова готовились к командировке и Новому году. Солист хора Сергей Котляр провел этот день с семьей – женой Еленой и детьми, Марией и Арсением.

– Мы поехали с Серёжей, как у нас было запланировано, за подарками детям, на Новый год, купили их, – вспоминает Елена Котляр. – Серёжа зашел домой, видно было, что он очень переживает, волнуется. Подошел к Арсению и говорит: «Сеня, ты остаешься за старшего, ты меня понял?» Сеня посмотрел на Серёжу и говорит: «Да, папа, понял».

А потом они всей семьей поехали в храм Вознесения Господня. Он был для них самым важным и любимым местом. Здесь Елена познакомилась с будущим мужем – он пришел певчим в церковный хор.

– Большинство ребят, из ансамбля, были певчими в православных храмах. Они сочетали и свою основную работу, и пение в храме, была у них такая потребность, – говорит Елена.

Радик Закиров, Дмитрий Белоножка, Андрей Савельев и Сергей Котляр были друзьями – не разлей вода. Перед вылетом в Сирию все они пришли в этот храм на вечернюю службу. Каждый день они начинали и заканчивали молитвой.

У Сергея Котляра была дома икона Сергия Преподобного.

– Это Серёжин святой, к которому он всегда обращался, молился, – поясняет его вдова. – Так же и в последний день – приложился к иконе, попросил благословения на этот путь. На поездку в Сирию.

Мама артиста хора Кирилла Давиденко привыкла, что ее сын постоянно на гастролях, и уже перестала волноваться. Но перед этой поездкой, по ее словам, на душе было неспокойно.

– Я узнала, что будет такая командировка, что она готовится секретно, что они летят всего на один концерт на два часа. Я почему-то мужу сказала: «Давай поедем к Кирюше. А вдруг мы его больше не увидим?» – говорит Елена Давиденко.

Повод для беспокойства был. Кирилл рассказал ей, что перед полетом артисты проходили специальный инструктаж.

– Они должны были одеть всю черную одежду, потому что могли работать снайперы, – рассказывает она. – Мой сын взял красную шапку. Он, видимо, не расслышал или не понял, что это серьезно.

От Кирилла только та красная шапка вязаная и осталась.

Главный хормейстер ансамбля имени Александрова Константин Майоров был назначен старшим, он готовил список тех, кто должен был полететь в эту командировку. Всего на том борту было 64 «александровца» – в основном молодые и очень талантливые.

– Он когда писал этот список на кухне, я его спросила: «А зачем ты всех молодых-то пишешь?» – вспоминает его вдова Анна. – А он: «А старые не выдержат такой поездки». То есть поездка была очень серьезная и очень сложная.

«Разве это справедливо?»

Вместе с ансамблем в Сирию летел начальник и художественный руководитель ансамбля генерал-лейтенант Валерий Халилов. На этот пост он заступил в апреле 2016 года. А до этого 14 лет был главным военным дирижером страны.

Только он был способен мастерски управлять в День Победы на Красной площади огромным оркестром в полторы тысячи музыкантов, говорят о нем коллеги. Под его руководством ансамбль Александрова в первый раз вышел на сцену Большого театра.

26 декабря 2018 года в Российской академии музыки имени Гнесиных появится мемориальная доска с его именем. Родственники погибших восприняли эту новость очень болезненно, говорит Елена Давиденко.

– Понимаете, в Гнесинке, кроме Халилова, который там преподавал, учились еще 10 человек. И погибли они все вместе. Так почему же после смерти идет такое разделение, разве это справедливо? – спрашивает она.

После трагедии всем родственникам погибших александровцев в Минобороны вручили медали «Участника военной операции в Сирии», однако их не признали погибшими на войне, выдав родным на руки акт о несчастном случае на производстве.

– Мы не попали под гарантии закона «О статусе военнослужащих», потому что наши дети были вольнонаемными, и оказалось, что нам ничего не положено, – говорит Давиденко. – Вдовам и детям страховки выплатили сразу, а нам, матерям, приходится судиться с ФСС за пенсии.

Суды нам отказывают, потому что на момент гибели наших детей мы все работали. А чтобы тебе что-то дали нужно было быть безработным, а лучше бомжом. Совести ни у кого нет, говорят при этом, что все по закону.

Мама 29-летнего Жени Булочникова, который знал семь языков и прекрасно пел на пяти языках, – я не сомневаюсь, что он был бы очень большой звездой, – его мама получает пенсию восемь тысяч рублей. И больше ей ничего не положено. Мама другого погибшего звонит мне и говорит, что присматривает себе дом престарелых, потому что осталась одна и надеяться ей теперь не на кого. Но если все по закону, то как так получилось, что гражданских отправили на войну? Разве можно посылать гражданских на войну без контракта?..

Эта трагедия рукотворная. Кто-то очень сильно хотел выслужиться, поэтому наших детей послали в Сирию. Но ведь даже в Великую Отечественную весь ансамбль на войну не отправляли, артистов всегда берегли, посылали бригадами. Так зачем же они сделали это сейчас?..

Оказалось, что повезли их туда как ширму, как занавеску – некоторые ребята перед вылетом рассказали, что они и петь там не должны были, была приготовлена фонограмма, а они бы только открывали рот.

Могли артисты отказаться от этой секретной поездки?

– В ансамбле была железная дисциплина, никто никого не подводил, надо значит надо, считай, как в армии, – объясняют родители погибших александровцев.

К тому же у артистов ансамбля были очень маленькие зарплаты, и без командировочных им просто было не выжить. По этому поводу александровцы в 2016 году даже писали письмо министру обороны Сергею Шойгу (есть в распоряжении РС).

«Наше положение стало нестерпимым, вот уже три месяца мы живем на 11–13 тысяч рублей, и это продлится до июля, – написали артисты главе Минобороны. – Мы и раньше едва сводили концы с концами, получая вместе с грантом президента РФ 28–30 тысяч рублей, но в последние месяцы мы лишились и этой очень скромной по московским меркам надбавки».

Но это письмо ничего не изменило. После того как практически весь ансамбль погиб в авиакатастрофе, зарплаты для новых артистов резко подняли.

– Никто не хотел идти на такие копейки, так народ набирали на 90 тысяч рублей, многие родственники погибших плакали, когда узнали об этом, вспоминая, как вечно перебивались с хлеба на воду наши дети, – говорит Елена Давиденко.

После трагедии в Сочи сиротами остались 48 детей. Были бы они детьми военнослужащих, то кроме пенсии по потере кормильца им бы полагалась еще одна пенсия, а их родным – санаторно-курортное лечение.

– Мы писали Путину: наш случай показал, что нужен закон о погибших на службе Отечеству, но ответа не получили, – горько вздыхает Давиденко. – Получается, что Родина может тебя отправить куда угодно, хоть в самое пекло, но в случае твоей гибели твои близкие будут просто брошены.

Родственники погибших пытались судиться за компенсации в Великобритании. Их адвокат Игорь Трунов обратился в Высокий суд Лондона – по месту юридической регистрации компании MS Amlin, перестраховавшей пассажиров Ту-154 по договору с российской компанией СОГАЗ.

Каждый пассажир, по мнению защитника, мог рассчитывать на $ 350 тыс. Это требование вытекает из постановления N785 Европарламента и Совета Евросоюза от 21 апреля 2004 года, регламентирующего деятельность авиаперевозчиков, допущенных к полетам в страны Евросоюза.

Однако в Высоком суде Лондона истцам, по данным «Коммерсанта», дали понять, что после отравления Сергея Скрипаля рассчитывать на поддержку английского правосудия им не стоит, документы вернули.

Адвокат потерпевших обратился с аналогичным обращением в российский суд. На этот раз требования увеличены почти втрое – с $ 350 тыс. до $ 1 млн (в рублевом эквиваленте) за каждого погибшего.

По мнению Трунова, $ 650 тыс. представителям погибших должно доплатить ФГБУ «Государственная авиакомпания «223-й летный отряд» Минобороны». В соответствии с Гражданским кодексом РФ, следует из иска, перевозчик должен нести солидарную материальную ответственность перед пассажирами как «владелец средства повышенной опасности». Причем независимо от степени его вины в трагедии.

– Была надежда на справедливость в Лондоне, но нам «прилетело» за Скрипалей, – говорит Давиденко. – В то, что нам могут что-то присудить в российском суде, лично я вообще не верю, поэтому и не стала обращаться в суд.

Что не так с версией Минобороны?

31 мая 2017 года Министерство обороны России сообщило об официальных результатах расследования. По их версии, причиной авиакатастрофы стала ошибка командира воздушного судна майора Романа Волкова.

Эксперты создали модель последнего полёта Ту-154, в которую заложены траектория полёта лайнера и полученные с бортового самописца параметры работы всех его систем.

Оказалось, что уже на 50-й секунде Волков отклонил штурвал от себя, замедлив тем самым набор высоты. А потом резко перевел самолет, шедший в разворот с небольшим правым креном, в крутой левый крен, после чего снижение пошло втрое быстрее. На 73-й секунде полета на скорости 540 км/ч Ту-154 задел левым крылом поверхность моря, развалился на части и затонул.

Причиной катастрофы, по мнению специалистов Минобороны, скорее всего, стала дезориентация пилота в пространстве: якобы в темноте, над морем, он не контролировал визуально положение лайнера, поскольку не видел впереди ни ориентиров, ни горизонта. Вестибулярный аппарат «подсказал» пилоту, что машина слишком интенсивно набирает высоту, и летчик начал опускать нос самолета. Также, по всей видимости, у командира было иллюзорное ощущение ухода самолета вправо, которое он решил компенсировать поворотом штурвала влево.

– Переход с суши на море, особенно в сумерках, ночью – это очень сложно для человека. Если ясная хорошая погода, спокойное море, вы не отличите, море это или небо, – говорит заслуженный летчик-испытатель Магомед Толбоев. – Потому что звезды одинаково отражаются. У тебя начинается сбой, мозг не понимает поступающую информацию. Или отказывается обрабатывать информацию, или в соответствии с полученными сигналами дает ложный ответ.

Командир экипажа погибшего Ту-154 майор Роман Волков был летчиком первого класса. Общий налет − более трех тысяч часов. Военные летчики должны быть готовы к полетам в любых условиях. Мог ли он потерять пространственную ориентацию и направить самолет в море?

– Нам пытаются эту мысль внушить. Но какой летчик смотрит в окошко, да еще на взлете? Мы контролируем весь полет по приборам. А нам хотят рассказать, что летчики взлетели и смотрят в окошко. И теряют ориентацию. Вот кто так говорит – у него у самого потеря ориентации, ориентировки и всего остального. И совести еще к тому же, – убежден пилот первого класса Андрей Литвинов.

Не верят в вину Романа Волкова и родственники погибших.

– Год назад мы все были на мемориале, на открытии памятника ребятам, на котором написано: «Погибшим на службе Отечеству». Именно в этот день на могилу Романа Волкова, командира экипажа, был возложен венок от родственников-александровцев, на котором написано: «Мы не верим в вашу вину», – говорит Елена Давиденко.

Венок от родных погибших александровцев на могиле погибшего КВС Романа Волкова

Независимые эксперты сходятся в главном:

Роман Волков мог допустить роковую ошибку в пилотировании лишь в одном случае – если не знал, что самолет перегружен.

Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы Адлера произошел на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 км/ч. В разговоре с диспетчером командир корабля сообщил, что самолет «тяжелый».

Выяснились и другие подробности: после дозаправки в Адлере взлетный вес Ту-154 составил около 110 тонн вместо штатных 98. Перегруз – 12 тонн. Что это за груз, неизвестно до сих пор.

Во время полета самолет держится в воздухе за счет подъемной силы, образующейся из-за разности давления под и над крылом. Неправильная загрузка может нарушить центровку самолета и привести к потере управляемости. Случайный свидетель катастрофы видел, что лайнер летел с неестественно задранным носом, как мотоцикл, поставленный на заднее колесо. А через мгновенье задел поверхность моря хвостом.

Найденные после авиакатастрофы обломки самолета посторонним не показывали. Однако фотографии некоторых фрагментов попали в интернет и прессу. Они лишний раз доказывают, что хвост самолета был перегружен.

– Согнутые части обшивки, которая находится в районе грузового отсека, согнуты практически по прямой. Это могло быть вызвано за счет каких-то механических воздействий внутри. Например, груза, который тоже отогнул оболочку наружу, – полагает кандидат военных наук конструктор Игорь Табачук.

Независимые эксперты считают версию о неправильном распределении груза самой правдоподобной. Погибший экипаж за два месяца до катастрофы на том же самом самолете и с той же самой полосы благополучно взлетел и совершил посадку.

Но на этот раз все пошло иначе – и это стоило жизни 92 людям. Не исключено, что командир не справился с управлением, потому что не знал, что груз в самолете был распределен неравномерно.

Однако представители Минобороны факт перегруза на борту Ту-154 отрицают. И засекретили записи «черных ящиков», которые могли бы пролить свет на ситуацию с грузом на борту. Следствие вновь продлено до марта 2019 года.

Артисты ансамбля им. Александрова были молоды и очень талантливы

– Нас знакомят с документами по уголовному делу, но ничего не разрешают копировать или фотографировать, а неспециалисту очень сложно понять, что там вообще написано. К тому же с нас со всех взяли подписку о неразглашении, – говорит Елена Давиденко. После гибели сына она похоронила мужа: он не выдержал свалившегося на их семью горя и всего, что было потом.

– Ни я, ни многие другие родственники погибших не поверим в официальную версию катастрофы. Потому что произошло нечто экстраординарное, о чем нам не хотят говорить. Понимаете, у нас ни одного целого тела нет, мы хоронили миллиметры. Частичку черепа, кусочек предстательной железы, легкого.

Да, были какие-то более-менее целые тела, вип-персон, которые сидели рядом с кабиной летчиков. Но это всего несколько человек – кто без рук, кто без головы. А останки 12 человек просто нет, вообще ничего не нашли. А нам говорят, что самолет просто упал…

Но где тогда сиденья, где привязанные тела, они что – как стекла вдребезги разбились? Корейский «Боинг» упал с 10 тысяч метров в воду, и там были целые тела (речь идет о сбитом в 1983 году неподалеку от Сахалина корейском «Боинге». – РС). У нас же просто «мясная лавка» и почти нет обломков.

Кроме того, родственники не понимают, почему нет ни одного видео взлета и падения самолета.

– Все побережье утыкано гостиницами, всюду камеры, так неужели ничего не снято? Или снято, но оперативно изъято и нам это не хотят показывать? Многие родные были после трагедии в Сочи, разговаривали с очевидцами. Они говорили, что «очень сильно бахало». Что «бахало» и почему, скажут ли нам когда-нибудь, при условии что Минобороны заявило, что самолет развалился от удара о воду? – пересказывает опасения близких погибших Елена Давиденко.

Недавно родственников разбившихся в авиакатастрофе, признанных пострадавшими по уголовному делу, приглашали в СК, чтобы сообщить, что назначена очередная экспертиза.

– Для меня как для пилота это страшная загадка: какие они там проводят экспертизы? – говорит Андрей Литвинов. – Это Министерство обороны, они там будут еще проводить знаете сколько экспертиз, только чтобы не рассказать ту правду, которая не понравится руководству.

Вот поэтому правды мы не узнаем. Она на поверхности лежит, белыми нитками сшитая эта правда. Но они ее никогда не озвучат и не скажут об этом. Потому что это армия. Им надо друг друга прикрыть, а если сказать правду, то будут виноватые. И виноватых надо судить, надо, чтобы они ответили за свое разгильдяйство. А Министерство обороны этого делать не будет.

Судите сами: столько времени уже прошло, самолет подняли, обломки есть, черные ящики нашли – так в чем проблема? Озвучьте нам. А когда не озвучивают, когда вот все уже нашли и не озвучивают, значит, что-то там озвучивать они не хотят. Другой причины нет. Очередной «Курск»

Литвинов летал на Ту-154 восемь лет.

– Самолет достаточно надежный, но как мы, летчики, называли его всегда – самолет строгий. Т. е. он не прощает каких-то грубых ошибок, нарушений. Что, наверное, и получилось с этим самолетом.

Это либо перегруз и нарушение центровки, притом серьезной, либо на взлете вместо того, чтобы убрать шасси, убрали закрылки, – считает он.

– Если вместо шасси убрать закрылки, то у груженого самолета уменьшается подъемная сила и площадь крыла. У него еще недостаточно скорости, он еще не разогнался, и происходит срыв потока с крыла, самолет заваливается на какой-то бок, теряет подъемную силу и падает.

Впрочем, есть и другая версия.

Юрий Антипов, член Ассоциации технических экспертов России, убежден, что на борту был взрыв. И если это не теракт, то взорвался некий секретный военный груз, который перевозили на Ту-154 и из-за которого был перегруз, полагает он.

– После прилета в Адлер самолет очень долго был на дозаправке, около 3,5 часов, притом что штатный топливозаправщик с нуля залил бы авиатопливо за 20 минут, – рассуждает Антипов. – Известно, что никого из пассажиров из самолета не выпускали. В этот момент загружали некий военный груз, который не подлежит огласке. И тем, кто был на борту, видеть его было нежелательно. Анализ поднятых обломков, которые попали в интернет, показал, что в первом грузовом отсеке внутри было очень большое давление, из-за чего борт в районе грузового отсека был просто разорван. С правой стороны оставшийся металл был откинут вверх.

На левом борту грузового отсека обшивка стала черно-коричневой, что возможно только при воздействии очень высокой температуры.

А такую температуру мог создать только взрыв внутри грузового отсека. Были и другие моменты, которые тоже указывают на взрыв: оплавление части конструкции, части элементов. И вот если это все вместе сложить, то получится четкая картина, которая согласуется с показателями – большим разлетом обломков и большой фрагментацией тел пассажиров.

Родственники погибших александровцев говорят, что подавали множество ходатайств, чтобы следствие рассмотрело и эту версию, но все они были отклонены.

«Ужасно, страшно, не поддаётся описанию»: коллеги о гибели артистов ансамбля Александрова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *