Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №52 Приморского района Санкт-Петербурга

Малая Конференция проектных и исследовательских работ

учащихся начальной школы Приморского района

«Юный исследователь»

Тема работы:

Минута… Это много или мало?

Выполнила: Капинос Анна,4 –Б класс

Руководитель: Полежака

Лариса Николаевна,

учитель начальных классов

ГБОУ гимназия №52

Санкт-Петербург

стр.

Введение 2

Теоретическая часть 3

Исследование гипотез 4

Заключение 5

Библиографический список 6

Приложение 1 7

Приложение 2 8

Приложение 3 9

Введение

Минута. … Это много или мало? Моя бабушка до сих пор часто ворчит на меня, за то, что я попусту трачу время и любит повторять «Минута час бережёт». Сейчас мне захотелось разобраться, что можно успеть за одну минуту, и почему важно экономить время. Я провела свои исследования и предлагаю убедиться, действительно ли минута имеет такое огромное значение и так ли важно ценить каждое мгновение. Как же это сделать?

Цель работы:

  • Узнать, чего стоит одна минутка, на что я попусту трачу своё время и научиться ценить время.

Задачи:

  • Узнать, какова цена одной минуты в жизни человека?
  • Выяснить, чего может стоить потеря одной минуты времени на производстве.
  • Исследовать, что может сделать за 1 минуту школьник?
  • Выяснить, на что я трачу попусту своё драгоценное время.
  • Приучаться ценить каждую минуту и следить, чтобы время не расходовалось зря.

Объект исследования: человек и время.

Актуальность:

  • Время нельзя убивать, т.е. проводить его без пользы. Важно выработать у себя чувство времени, научиться использовать разумно каждое мгновение.
  • Человек, умеющий ценить даже минуту, может успеть сделать больше дел и принесет пользу всем.

Гипотеза:

  • Если считать, что одна минута – мало, что за эту единицу времени ничего не успеть сделать.
  • Предположим, что одна минута – много, то какова цена минуты и стоит ли беречь время?

Методы исследования:

  • Изучение научно-познавательной и художественной литературы о роли времени и цене минуты.
  • Эксперименты с целью определения: одна минута – это много или мало в жизни школьника?
  • Выводы о том, можно ли экономить время?

Теоретическая часть

Людям дорого время, и они определяют его по часам. В разные эпохи они пользовались различными часами. Иногда говорят: «Много воды утекло с тех пор», и мы понимаем, что прошло много времени. А говорят так потому, что в древности существовали водяные часы. Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько вытекло воды из одного сосуда в другой.

Подобно водяным часам были устроены песочные часы: из верхнего сосуда постепенно высыпался песок в нижний. В старину на морских судах использовались часы, которые назывались склянками. Матрос, дежуривший у этих часов, через каждые полчаса ударом в колокол возвещал о времени – «отбивая склянки».

Позднее появились механические, а затем и электронные. Иногда время определяют по бою часов. Отсюда старинное выражение » битый час».

Время нельзя убивать, т.е. проводить его без пользы. Важно выработать у себя чувство времени, научиться использовать разумно каждый час, каждую минут. Человек, умеющий ценить даже секунду, многого может достичь.

Вот что говорили о времени известные люди.

«Небрежный человек всё делает вдвойне». (А.В.Суворов)

«Кто не умеет с толком употреблять своё время, тот первым жалуется на его нехватку»

(Жан-Жак Руссо )

Народная мудрость гласит : «Делу время, а потехе – час», «Потерял минутку, потеряешь и час».

Надо стараться соотносить к своей жизни, каждый день эти мудрые высказывания.

Для меня наиболее интересной и захватывающей книгой о времени стала прочитанная во втором классе «Сказка о потерянном времени» Е.И. Шварца . «Человек, который не умеет ценить время, не замечает, как стареет», — главная мысль произведения. Не хочу, чтобы со мной или с моими друзьями произошло что-то подобное. Очень часто мы не задумываемся о том, как прошел день, что нового я успел сделать, увидеть, понять. Надо прочувствовать ценность каждой минуты!

Исследование гипотезы

Сколько стоит минута? Одна минута… В сутках – 1440, в году – 525600. Стоит ли думать о такой мелочи? Многие ребята считают: не стоит. Между тем, если вдуматься, минута – отнюдь не мелочь!

Если из крана вытекает 10 капель в 1 минуту, то за год из крана вытечет 2000 литров

За 1 минуту заводы в России выпускают почти 4 машины.

За 1 минуту типографии в России выпускают 2700 экз. книг.

За 1 минуту в России изготовляют 22 тыс.кв.м. ткани (см. приложение 1).

А что может сделать за одну минуту простой школьник? Я решила провести эксперимент среди моих одноклассников (см. приложение 2). Задавая ребятам различные задания: сколько слов можешь прочитать за 1 минуту, можешь ли переодеться на физкультуру за минуту и т.д., я смогла оценить полученные результаты и сделать выводы. Если хочешь добиться успеха, то необходимы определенные навыки и умения, которые вырабатываются только с опытом.

В сутках, как известно 24 часа.

Восемь часов – на сон, ещё восемь (с дорогой туда и обратно) – на школу. Остаётся ещё восемь часов. Много ли за это время можно успеть?

Кроме общеобразовательной школы я занимаюсь спортивными танцами и в музыкальной школе. Мне всё это очень нравится, но кроме этого хочется погулять с друзьями, посмотреть телевизор, почитать. Как всё успеть? Моя мама говорит, что для того чтобы всё успевать нужно получать удовольствие от своих занятий и уметь чувствовать время. Мы провели эксперимент: замерили время, которое я трачу утром, когда собираюсь в школу, а мама вспомнила, как это было в первом классе (смотри приложение 3). Сразу видно, что я учусь рационально расходовать своё время, больше успевать (убирать самой постель), не отвлекаться и тем самым добиваться существенной экономии времени. Эти утренние полчаса я трачу или на сон или на чтение.

Мне больше всего подошли следующие способы экономить время .

Утром не всегда хочется вставать. Но подниматься – то всё равно придётся, поэтому я встаю сразу по будильнику.

Готовлюсь к утру с вечера. Самое неблагодарное дело – утром в спешке собирать школьную сумку, разыскивать нужную тетрадку или соображать, какую надеть блузку. Накануне я стараюсь готовить все, что может понадобиться утром. Масса времени уходит на поиски вещей, лежащих не на месте. Поэтому для всего должно быть своё место.

Я не люблю длительные бессмысленные разговоры по телефону, лучше с глазу на глаз или в компании.

Уроки я делаю внимательно и оперативно, не отвлекаясь, потому что мне нужно спешить на дополнительные занятия. Я не люблю пропускать или опаздывать, поэтому стараюсь не отвлекаться и делать всё, что задано в школе сразу. Сложнее с занятиями музыкой, я играю на флейте, и у меня не всегда получается сразу настроится на домашний урок по специальности.

Я учусь чувствовать время, потому что знаю, мне это поможет в дальнейшем больше успевать и стать успешной в жизни. Ибо, «Хорошее употребление времени делает время ещё более драгоценным» (Ж.Ж.Руссо). Когда я об этом забываю и отвлекаюсь, на помощь приходит моя бабушка со словами: «Минута час бережёт».

Заключение

Откроем последнюю страницу моего исследования: «Научная организация труда – волшебная сила». Мудрец сказал: «Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. А если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь».

Чтобы стать успешным, к любому делу нужно подходить осознанно, учитывая свои способности; научиться ценить время, правильно его распределять, чередовать свой труд и отдых. Во многом человеку, если он хочет добиться успеха, в труде, поможет научная организация труда. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени, умение ценить каждую минуту.

В результате своих исследований, я пришла к выводу:

  • Для того чтобы успеть сделать за 1 минуту что-то важное, нужно приобретать определённые навыки и умения, развивать творческие способности, работать над собой.
  • Рационально используя драгоценные минутки, можно успеть сделать гораздо больше полезных дел и ещё останется время на увлечения.

Библиографический список

1. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.: Эксмо, 2013. – 816 с.

2. Пипуныров В.Н. История часов с древнейших времен до наших дней – М.: Наука,1982. – 496 с.

3. Воронцов В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. – М.: Молодая гвардия, 1976. – 624 с.

4. Мазнин И.А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

5. Шварц Е.И. Сказка о потерянном времени. – М.: ПрофПресс, 2012–82с.

6. Архангельский Г. А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. — 240 с.

7. Поисковая система yandex.ru

8. ru.wikipedia.org

Приложение 1

Стоимость одной минуты

Если из крана вытекает 10 капель в 1 минуту, то за год из крана вытечет 2000 литров воды.

Потеря одной минуты рабочего времени в производственной среде равна утрате результатов дневного труда 200 тысяч человек.

За одну минуту производиться промышленной продукции на 1,4 млн. рублей;

электроэнергии – на 2,7 млн. кВт/ час;

газа – 1019 тыс. куб. метров.

За 1 минуту заводы в России выпускают 4 машины.

За 1 минуту типографии в России выпускают 2700 экз. книг.

За 1 минуту в России изготовляют 22 тыс.кв.м. ткани

Приложение 2

Что может сделать за одну минуту школьник?

ИССЛЕДОВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ

НЕОБХОДИМЫЕ НАВЫКИ

Сколько слов за минуту может прочитать четвероклассник?

87% учащихся прочитали более 100 слов в минуту

Навыки быстрого чтения

Можно ли за 1 минуту найти информацию в интернете?

8 человек из 10 справились с заданием

Владение ПК в совершенстве

Возможно ли за 1 мин. выполнить цепочку математических вычислений?

75% выполнили задание на отлично

Знание вычислительных приёмов и таблиц

Переодеться в течении 1 мин. на физкультуру?

6 человек из 10 успели переодеться за 1 минуту

Умение быстро переодеваться

Выучить строфу стихотворения?

50% учащихся выполнили задание

Тренировка памяти

Сделать оригами?

Все ребята кружка выполнили задание

Творческие способности

Приложение 3

Учет времени при сборах утром

Россия долго металась между разными системами исчисления времени: летнее время, перевод стрелок, теперь у нас постоянное зимнее время. Но многие люди, особенно жители крупных городов недовольны — зачем нам солнце в 3-4 часа утра? В городах (а 74 процента жителей России — горожане) ритм жизни сдвинут в сторону вечера. Но даже летом в мегаполисах тьма приходит рано и загоняет горожан по домам. Какой режим для России оптимален? Об этом мы решили спросить хронобиолога Михаила Борисенкова, доктора биологических наук, руководителя лаборатории Института физиологии Коми научного центра Уральского отделения РАН.

Ученые составили таблицу, с помощью которой наглядно видно, сколько светлого времени суток мы получаем при различных режимах «работы» солнцаФото: Наиль ВАЛИУЛИН

— Общество хронобиологов России выработало консолидированное мнение, что постоянное зимнее время (в ЕС его называют научно более правильно «стандартное время») является наиболее оптимальным для человека, как вида, — говорит Михаил Борисенков. — Солнечный свет утром основной синхронизирующий сигнал для биологических часов практически всех живых организмов. Этот факт давно и подробно описан и является общепризнанным хронобиологами — учеными, изучающими биологические ритмы. Важно, чтобы в период начала фазы активности организм получил световой сигнал, запускающий биохимические и физиологические процессы, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Самым оптимальным световым сигналом для биологических часов является утренний рассвет.

Зимнее и летнее время.Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

— Но ведь мы видим что зимнее время очень многих не устраивает: чуть ли не каждый год в Госдуму вносятся законопроекты о переходе на летнее время или возвращении к сезонному переводу стрелок. Многие регионы явочным порядком переходят в другой часовой пояс фактически возвращая себе летнее время…

— Просто перейти на зимнее время недостаточно: в этом случае обязательно появятся группы людей, которым такая система исчисления социального времени будет не удобной. Что я имею в виду? С моей точки зрения, вторым этапом преобразований системы исчисления социального времени в России должно быть уменьшение размеров (и соответственно увеличение количества) часовых поясов. В этом случае социальные, солнечные и биологические часы будут в большей степени синхронизированы. К сожалению, при преобразовании системы исчисления времени в России ученых в лучшем случае ставили в известность или привлекали к экспертизе специалистов, далеких от хронобиологии.

Рассвет в разных городах мираФото: Дмитрий ПОЛУХИН

Генетика лишь на 30 процентов определяет, «сова” ты или «жаворонок”

— Возможно ли найти решение, которое бы устраивало всех?

— Даже если будут выполнены рекомендации хронобиологов, все равно останется некоторый дисбаланс между солнечными, социальными и биологическими часами. Это обусловлено тем, что значительная часть территории России расположена в высоких широтах, поэтому наблюдаются значительные сезонные колебания продолжительности светового дня. Кроме того, большая часть населения проживает в городах и основную часть времени проводит в помещениях. Вдобавок, в течении жизни хронотип человека подвержен значительным возрастным изменениям (дети и пожилые люди как правило являются жаворонками, а подростки и молодые люди, совами). Можно перечислить еще целый ряд внешних и внутренних факторов, вызывающих рассогласование между социальными солнечными и биологическими часами. Но должен подчеркнуть, что хроническое нарушение режима сна-бодрствования (10 и более лет) является фактором риска развития злокачественных новообразований и сердечно-сосудистых заболеваний.

— Считается что 20 процентов людей «совы” , 20 — «жаворонки”, остальные — «голуби” (это промежуточный хронотип). Но есть гипотеза, что в мегаполисах под воздействием ритма жизни все больше становится людей вечернего хронотипа. Это совпадает с вашими наблюдениями?

— Симметричное распределения частот встречаемости «сов” и «жаворонков” в настоящее время можно встретить достаточно редко, наверное в приэкваториальных странах. В России среди молодых людей частота встречаемости лиц с поздним хронотипом выше, чем с ранним хронотипом. Однако важно подчеркнуть, что хронотип человека на 70 % определяется внешними факторами и лишь на 30 % обусловлен генетически. Иными словами, большинство изменений режима сна и бодрствования человека обусловлены внешними факторами. К примеру, в выходные дни взрослый человек ложится спать гораздо позже, чем в будние, поскольку ходит в гости, посещает вечеринки, смотрит фильмы и т.д. Иными словами, такие изменения режима сна-бодрствования у человека происходят постоянно, и единого решения, оптимального для всех групп населения, скорее всего найти невозможно.

Из-за социального джетлага «совы” хуже учатся и чаще впадают в депрессию

— Как сказывается на здоровье расхождение внутренних биоритмов человека с социальным временем, по которому нам приходится жить?

— Это негативно отражается на самочувствии, когнитивных функциях и здоровье человека. Наиболее подробно этот вопрос изучен на примере сменного режима труда. Недавно описан еще один тип рассогласования, получивший название «социальный джетлаг», это несовпадение внутренних часов организма с окружающим ритмом жизни. Он оказывает более слабое негативное действие на организм человека, но гораздо шире распространен и преимущественно встречается у подростков и молодых людей — в возрастной группе, в основном занятой учебой. Нами показано, что у 87 % населения Европейского севера России в возрасте от 10 до 24 лет наблюдается социальный джетлаг. Чаще его испытывают люди с поздним хронотипом, именно поэтому совы хуже учатся в школе, более предрасположены к депрессии и ожирению. По этой причине для хронобиологов очевидно, что система исчисления времени в России должна быть такой, чтобы при этом количество сов среди молодежи было бы минимальным. Повторюсь, что генетически обусловленных сов лишь 30%, все остальные случаи можно отнести к группе людей, которые изменили свой режим сна-бодрствования под действием тех или иных внешних факторов. А значит, есть надежда, что при определенных усилиях можно изменить свой режим сна-бодрствования в нужную сторону.

— Каким образом?

— Некоторые вопросы — например по часовым поясам, надо решать на уровне государства. Другие с успехом можно решать на муниципальном уровне. Например, эффективным средством профилактики социального джетлага является регулирование времени начала занятий в учебных заведениях. В США в некоторых штатах уже приняты законы, запрещающие начинать занятия в старших классах средних школ раньше 9:00. Я думаю, что это один из примеров, который стоило бы перенять нам. Есть приемы, которые каждый человек может использовать для подстройки своих биологических часов к ритму социальной жизни. Например, существуют будильники с функцией искусственного рассвета (постепенное в течение 30 минут увеличение интенсивности света сразу после пробуждения). Можно самому соорудить такой будильник используя в качестве солнца искусственные источники света. Но при этом нужно иметь в виду, что в нем должен присутствовать свет длиной волны 450 нанометров. Наиболее подходят для этого люминесцентные лампы с белым светом.

Коронавирус позволил россиянам индивидуально перейти на летнее время

Благодаря переходу на удаленку у миллионов людей появилась возможность самим выбирать удобный для себя режим: теперь не так важно, чтобы рабочий день и светлое время суток совпадали максимально (подробности)

У меня нет времени — что означает эта фраза

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *