Православныя веры светильницы,
монашества непоколебимии столпи,
земли Российския утешителие,
преподобные старцы Оптинстии,
любовь Христову стяжавши и душу
свою за чада полагавшии…

11/24 октября празднуется Собор преподобных отцев и старцев, в Оптиной Пустыни просиявших.

Собор преподобных Оптинских старцев

Святые отцы говорили: «Лучше жить с духовником на торговой площади, чем одному в пустыне». И еще: «Духовное сиротство тяжелее плотского». Преподобный Макарий писал: «Достижение спасения точно состоит в приобретении руководителя и отсечении своей воли и разума».

Иногда говорят, что мирянам достаточно просто жить по заповедям. Да, заповедь дана нам, но в жизни она может исполняться в разных обстоятельствах по-разному. И не всегда легко понять, что происходит: искушение ли это или то, чего хочет от тебя Господь.

Духовная жизнь не означает только пребывание в облаках, она заключается в раскрытии законов духовной жизни, насколько они применимы к данному человеку в его ситуации, в его условиях. И Оптинские старцы раскрывали эти духовные законы мирским людям, помогали им понять и осмыслить жизненные обстоятельства, наставляли их на пути к спасению.

Все Оптинские старцы были духовными руководителями мирян. Духовное руководство, окормление происходило лично и через переписку, через наставления. Преподобный Иосиф писал: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией… за молитвы великих наших отец».

Преподобные старцы Оптинские окормляли всю Россию более века и продолжают наставлять нас, своих потомков, продолжают молиться за нас. Приникнем же к их наставлениям и поучениям как к воде живой и целительной.

***

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) Преподобный Лев:

  • Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних – нам есть о чем попещись: свои язвы греховные смердят, надобно о них прилежать. За других вы ответа не дадите, а за себя.
  • Кто дела свои чувствует по Бозе, тому и здесь недурно, и там хорошо.
  • Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия.

Преподобный Моисей:

  • Если кому когда милование какое-нибудь сделаете – за то помилованы будете.

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) Преподобный Антоний:

  • Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам.
  • Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к приобщению Святых Таин или ожидает встретить какой-нибудь праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы день тот проведен был не в радости о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различны, но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех, и кроме блуда и кроме иного искушения, оскверняет не тело точию, но и самую душу нашу.
  • Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами бысть, еже бысть. И если бы муж ваш действительно был не хорош, то спросите себя по совести пред Богом: «Да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?» И совесть ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностию воле Божией, будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали.

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) Преподобный Макарий:

  • Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость, который доволен заменить и прочие.
  • Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы казалось быть и неправильным оскорбление, а считать его орудием Промысла Божия, посланного нам показать наше устроение.
  • И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению.

Преподобный Иларион:

  • Ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою.
  • Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) Преподобный Амвросий:

  • Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви.
  • Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы как заляжем на землю – и встать не можем.
  • Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
  • Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте предаться воле Божией.
  • Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с Божией помощью человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собой и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.
  • Пред судом Божиим имеют значение не характеры, а направление воли. Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом и потому или похваляются, или порицаются; но на суде Божием характеры, как природные свойства, ни одобряются, ни порицаются. Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру и ценит сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и побеждался чем. И опять, судит нерадение о сем Един, ведый тайная сердца и совесть человека, и естественную его силу к добру, и окружающие его обстоятельства.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) Преподобный Иосиф:

  • Если видишь погрешность ближнего, которую ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью – она исправляется кротостью.
  • А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится.
  • Как устроились обстоятельства, так и должно жить, потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не просто случайно, как думают многие современные нам новомодные умники, а всё делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении.
  • Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем роптать.
  • Имей, что нужно и необходимо, а лишнего не собирай, а если не будешь иметь да будешь скорбеть, то что толку? – лучше держись середины.
  • Сильнее всего в человеке действует противоречие. По своему желанию человек иногда и трудное что сделает, а скажи ему легкое что сделать, то сейчас же расстроится. А надо слушаться.
  • Как не должно искать чести, так не должно и отказываться от нее живущим в обществе для пользы других. Налагаемая честь есть также от Бога.
  • Каждому тот поступок ближнего кажется великим, который обличает его самого в чем-нибудь.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) Преподобный Анатолий (Зерцалов):

  • Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога – хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся.
  • Всё терпи – будешь и сама мирна, и другим доставишь мир! А начнешь считаться – мир потеряешь, а с ним и спасение.
  • Сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть.
  • Без зимы не было бы весны, без весны не было бы и лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть – и составляется так помалу путь спасения.
  • Будем принимать всё от руки Божией. Утешит – поблагодарим. И не утешит – поблагодарим.
  • Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка… и гадят.
  • Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) Преподобный Варсонофий:

  • Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий.
  • Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию.
  • Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Смысл настоящей жизни мы вполне поймем в будущем веке. Как осмотрительно надо относиться к ней, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу, лист за листом, не отдавая себе отчета в том, что там написано. Нет случайного в жизни, всё творится по воле Создателя.
  • Нужно помнить, что Господь всех любит и обо всех печется, но если, и по человечески рассуждая, опасно дать нищему миллион, чтобы не погубить его, а 100 рублей легче могут поставить его на ноги, то тем более Всеведущий Господь лучше знает, кому что на пользу.
  • Самое трудное – молитва. Всякая добродетель от прохождения обращается в навык, а в молитве нужно понуждение до самой смерти. Ей противится наш ветхий человек, и враг особенно восстает на молящегося.
  • Мне приходится слышать жалобы на то, что мы переживаем теперь трудные времена, что теперь дана полная свобода всяким еретическим и безбожным учениям, что Церковь со всех сторон подвергается нападкам врагов и страшно за нее становится, что одолеют ее эти мутные волны неверия и ересей. Я всегда отвечаю: «Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда – гибель».

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922) Преподобный Анатолий (Потапов):

  • Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Службам надо учиться! Скучен, потому что не заботятся о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма – не был бы он скучен.
  • Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!

Преподобный Нектарий:

  • Главное – остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».
  • Нельзя требовать от мухи, чтобы она делала дело пчелы, – каждому человеку надо давать по его мерке. Нельзя всем одинаково.

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) Преподобный Никон:

  • Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем.
  • Не следует добиваться человеческой правды. Ищи только правды Божией.
  • Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком.
  • Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит всё.

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!

Брат спросил старца:

— Какое бы мне делать доброе дело и жить с ним?

Старец отвечал:

— Бог знает, что — добро. Я слышал, что некто из старцев спрашивал авву Нестероя: «Какое бы доброе дело сделать мне?» Авва отвечал ему: «Не все ли дела равны?» Писание говорит: «Авраам был страннолюбив, — и Бог был с ним; Илия любил безмолвие, — и Бог был с ним; Давид был кроток, и Бог был с ним». Итак, смотри, чего желает по Богу душа твоя, то делай и блюди сердце Твое.

Источник и продолжение: http://tvspas.ru/pritchi/index.php?ELEMENT_ID=29336

Для желающих усовершенствоватьсяв добродетели и удалиться от греха

Истинная свобода человека
Свобода – избавление от страстей. (Авва Исаия)
Будучи создан свободным и призван к свободе, не допускай себя раболепствовать нечистым страстям. (Авва Фалассий)
Свободен тот, кто не рабствует сластям и чувственным удовольствиям, но душою в рассуждении и целомудрии господствует над плотию. (Св. Антоний Великий)
Человек, не сделавшись истинным христианином, делает не то, что хочет, а то, чего не хочет, – он в рабстве у своих страстей.
Можно среди уз быть свободным духом, равно как и на престоле можно быть рабом страстей. (Иннокентий архиепископ Херсонский)
Бесы вводят нас в грех всегда лживым мечтанием. Так мечтанием обогащения и корысти настроили они нечестивого Иуду предать Господа и Бога… (Св. Исихий Иерусалимский)
Свободен и блажен тот, кто в чистоте и презрении временного. (Св. Антоний Великий)
Добрый, если и служит, свободен, а злой, хотя бы царствовал, есть раб, и притом такой, у которого не один господин, а столько господ, сколько пороков. (Блаж. Августин)
Свободен только тот, кто стяжал свободу внутреннюю, равно раб тот, хотя он и богач, кто во власти страстей и пороков.
Не будь же рабом того, чего владыкою сделал тебя Бог.
Тот истинно свободен, кто живет для Христа: он стоит выше всех бедствий. Если он сам не захочет себе сделать зла, то другой никогда не будет в состоянии сделать ему это. (Св. Иоанн Златоуст)
Чем менее желаний, тем менее оков.
Не тот свободен, кто может делать, что хочет; но тот свободен, кто может хотеть того, что должно ему делать.
Мир и жизнь в миру
Убедись, что ничего не значат ни богатство, ни здоровье, ни слава, ибо есть люди, которые бы могли разбогатеть, но не приобретают ничего, изнуряют тело и живут не в славе, а в презрении и смирении. (Св. Иоанн Златоуст)
Мир сей, подобен кораблю, украшенному великолепно, на который смотреть хорошо, но ездить в нем опасно.
Великая буря свирепствует на житейском море. Сбросим с себя все принадлежащие суетному миру, будем взывать молитвой к Богу, чтобы не потонуть в яростных волнах этой бури. Если человек не обнажится от мирских привязанностей извне и от страстей, которыми отягощена душа его внутри, он не может спастись от гибели в волнующемся море. (Авва Исаия)
Много цветов на дереве, да много ли дадут плодов; так и мир – много нам обещает, да мало дает.
Что покров, на глаза наложенный, то помыслы мирские и воспоминания житейские для ума, или ока души. (Св. Симеон Новый Богослов)
В этом мире каждый как путник пользуется землей, как гостиницей – единственное его богатство это благочестие и добродетель, которое он возьмет с собой. (Св. Иоанн Златоуст)
Всеобщая добродетель состоит в том, чтобы быть странником и пришельцем в этом мире. (Св. Иоанн Златоуст)
Мир любит отводить от пути истинного, но ни когда не приведет к цели, – умеет возбудить жажду, но не может насытить души, – все обещает, но под конец большей частью, сам все отнимает.
Мир дает своим рабам столько тяжких владык, сколько есть нужд и прихотей, страстей и привычек. (Св. Филарет митрополит Московский)
Поврежденный грехами человек удобно прилепляется к земным удовольствиям, забывая, что истинное наслаждение его, истинная его жизнь есть Бог вечный, а не приятное раздражение плоти. (Св. Иоанн Кронштадтский)
Кто ищет здесь покоя, в том не может пребывать дух Божий. (Схиигумен Савва Псково-Печерский)
Не имей пристрастия не только к пище и питию, к одежде, к просторному и благоукрашенному жилищу, к богатой утвари домашней, но и к своему здоровью, даже к своей жизни не имей ни малейшего пристрастия, предав жизнь свою в волю Господню. (Св. Иоанн Кронштадтский)
Пристрастие ко временной жизни, к здоровью, ведет ко многим уклонениям от заповедей Божиих, к потворству плоти, к нарушению постов, к уклонению от добросовестного выполнения обязанностей службы, к унынию, нетерпению, раздражительности. (Св. Иоанн Кронштадтский)
Соблазны мира никогда не прекращаются, доколе мир есть то, что он есть. (Св. Филарет митрополит Московский)
Живая рыба плавает против воды, а мертвая вниз за водой. Истинный христианин идет против потока греховного века, а ложный увлекается его быстротой.
Образ мыслей и чувствований, наиболее одобряемый, нередко есть наиболее опасный. (Св. Филарет митрополит Московский)
Люди подобны облакам, которые с переменой ветров носятся туда и сюда по воздуху. (Св. Василий Великий)
Интересы духа времени это те, которых не было вчера и не будет завтра.
Дух времени – дух лжи и обмана. Ныне он хвалит то, завтра другое; над правилами и мыслями, которые считал он образцовыми за пять лет пред сим, смеется он ныне, а спустя другие пять лет, если не прежде, станет смеяться над теми, от которых в восторге ныне. (Филарет архиепископ Черниговский)
Будь в миру, как Лот в Содоме, где все беззаконновали, но он им не подражал, и делал, что святой воле Божией угодно было: делай и ты так, не подражай тому, что злой мир делает. (Св. Тихон Задонский)
Страх человеческий должен быть препобеждаем страхом Божиим. (Прот. П. Соколов)
Никогда не делай ничего постыдного, хотя оно нравится многим, и не оставляй доброго дела, хотя оно и ненавистно порочным. (Св. Григорий Богослов)
Сквозь бурю злословия и клеветы (которую почти всегда злой мир поднимает на своих нелюбимцев), нужно пробегать так же спокойно, как спокойно солнце и луна совершают свое течение на небе, когда собаки лают на них с земли. (Прот. И. Толмачев)
Лучше и несравненно лучше от единого Бога любимым быть, нежели от всего мира. (Св. Тихон Задонский)
Когда человек утратит сочувствие к миру, – мир утратит влияние на человека. (Св. Игнатий Брянчанинов)
Презри мир сей с прелестью его, и возлюби единого Бога и вечный живот: и будешь жить в мире, как Лот в Содоме, невредим. (Св. Тихон Задонский)
Удалиться от мира не то значит, что бежать от семейства, или от общества, а оставить нравы, обычаи, правила, привычки, требования, совершенно противоположные духу Христову, принятому и зреющему в нас. (Св. Феофан Затворник)
Как никого не спасает одно внешнее пребывание в пустыне: так и не погубляет никого внешнее жительство в миру. (Св. Филарет митрополит Московский)
Не место спасает человека, а произволение. Адам, праотец наш, в раю пал, а Лот праведный и в Содоме себя сохранил. (Св. Ефрем Сирин)
Будь дружен со всеми людьми, а мыслью своей пребывай один. (Св. Исаак Сирин)
Удалившийся в пустыню не должен сожалеть о мире, им оставленном; а призванный жить в миру не должен говорить, что здесь невозможно спастись.
Как ночь не погашает звезд на небе, так нечестие мира не затмевает умов верных, утверждающихся на тверди слова Божия. (Блаж. Августин)
Можно и жить в миру, но не быть от мира. (Ин. 15, 19)
Суета земная
Беги создания, если хочешь иметь Создателя.
Суета сует – стяжание обилия золота, толпы слуг, гордость и тщеславие, высокомерие и надменность – ибо все это произошло не от Бога и не имеет доброй цели. (Св. Иоанн Златоуст)
Не принимай с медом ядовитые вещества. (Св. Василий Великий)
Какую пользу принес мне мир? И что приобретают ныне те, которые находятся в миру? Поистине ничего, но нагими вселившись во гробах, они нагими и воскреснут, и все восплачут о том, что оставив истинную жизнь, Свет мира, – оставив Христа, они возлюбили тьму. (Св. Симеон Новый Богослов)
Опьянение от суетной многозаботливости иссушает голову. (Авва Исаия)
Здешняя слава, земное богатство и благородство – одни детские игрушки. (Св. Григорий Богослов)
Рожденный в мир сей пусть не думает, что он родился для того, чтобы наслаждаться сим миром и вкушать его радости, ибо, если бы эта была цель рождения, то он не умирал бы. (Св. Симеон Новый Богослов)
Как ночи следуют за днями, так и зло за добром. (Св. Марк Подвижник)
Глаза свиньи имеют такое природное устройство, чтобы обращаться к земле, и никак не могут взглянуть на небо. Так у тех, кои услаждаются чувственными удовольствиями, душа, ниспадшая в тину сладострастия, с трудом может взирать к Богу, или мудрствовать что-либо достойное Бога. (Древний Патерик)
Чем дальше человек отступает от всякого земного утешения, тем более он приближается к Богу.
Сладость временная готовит человеку горесть вечную, если кто неразумно к ней пристращается. (Св. Димитрий Ростовский)
После нескольких минут наслаждения предстоит вечность мучений. (Св. Филарет митрополит Московский)
Приятно настоящее, но оно есть сон в сравнении с будущим. (Духовный Маргарит)
Что значит наслаждение земными удовольствиями в сравнении с состоянием будущего блаженства, как не сновидение одного дня с целой жизнью? Не безумен ли был бы человек, который бы из-за того, чтобы увидеть приятный сон, решился терпеть наказание во всю жизнь? (Св. Иоанн Златоуст)
Душа приходит в кружение: когда приведет себе на мысль вечное, избирает добродетель, когда же обратит взор на настоящее, предпочитает удовольствия. Здесь прохлада для плоти, а там её порабощение. Здесь пьянство, а там – пост. Здесь смех, пляска, блуд, а там – слезы, молитва, девство. (Св. Василий Великий)
Неизвестность будущего
Памятуй бывшее; положись на Господа в будущем; употребляй во благо настоящее. (Св. Филарет митрополит Московский)
В будущем нет ничего для нас известного, кроме одной неизвестности.
Не любопытствуй о будущем, но располагай настоящим в пользу. Какая тебе выгода предвосхитить ведение? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не предузнал. А если оно скорбно – какое для тебя приобретение наперед томиться скорбью. (Св. Василий Великий)
Преступно излишнее любопытство о будущем и прибегание для удовлетворения этого любопытства к преступным средствам. Греховна также, не угодна Богу и излишняя заботливость о будущем, эта нетерпеливость наша при ожидании радостного, или уныние при ожидании скорбного, обличающие в нас малодушие и недостаток упования на Промысел Божий.
Время и вечность
Если кто потеряет золото или серебро, то он вместо него может найти другое; если же потеряем время, живя в праздности и лености, то не сможем найти другого взамен потерянного. (Авва Дорофей)
Время летит, а вечность приближается.
Когда меня не спрашивают, что такое время, я знаю, что оно; а когда я хочу его объяснить, я уже не знаю его более. (Блаж. Августин)
Вечность есть всегда и никогда, то есть, всегда будет и никогда не кончится.
Помни всегда вечность – и ничего в мире не пожелаешь. (Св. Тихон Задонский)
Живи, помышляя о том, что жизнь твоя кончится – и ты не будешь привязан к этой жизни. Живи, помышляя о вечности, которая последует за временной жизнью – и будешь жить по-христиански.
Живи так, как будто тебе сегодня умереть; действуй так, как будто ты вечно жить будешь.
Дорожи временем. Оно дороже золота: им покупается блаженная вечность.
Не теряй ни одной минуты, чтобы не купить на неё что-нибудь для вечности.
Лови минуты, чтобы уловить годы и не упустить всей жизни. (Кирилл епископ Мелитопольский)
С пользой смотри, с пользой слушай, с пользой говори, с пользой отвечай. (Св. Василий Великий)
Когда вытекает ваше вино, вы печальны, а когда теряете время, вы веселы!? (Блаж. Августин)
Нет времени, которым безопасно можно было бы пренебрегать, ибо во всякое время можно спастись, или погибнуть. (Св. Филарет митрополит Московский)
Время есть некоторым образом как бы ярмарка: мы можем там купить, что желаем. Но если мы не воспользуемся им для нашей выгоды, то не можем купить ничего более. (Св. Григорий Богослов)
Горе ленивому! Взыщет того времени, которое употребил худо и не найдет уже. (Св. Нил Синайский)
Юность
Бог хочет, чтобы ты посвятил в службу Ему всю свою жизнь, а не худшую часть ее. Кто ожидает старости, чтобы посвятить себя Богу, тот ясно показывает, что он хочет сберечь для добродетели только такое время, которого он не может употребить ни на что более. (Прот. И. Толмачев)
Многие говорят, что они предадутся Богу в летах более зрелых: но достигнут ли они до этих лет, как надеются? Или, если и достигнут, то, так ли легко им будет перемениться, как думают?
Чем позднее покаяние, тем оно тягостнее.
Вы обманываетесь, если думаете, что страсти утихнут вместе с юностью. Сколько найдется стариков, зараженных постыдными пристрастиями первых годов своей жизни! Сколько поседевших честолюбцев, которые не жалуются на усталость, с ненасытной жадностью гоняясь за почестями, а эти почести только увеличат издержки при их погребении и прибавят несколько лишних слов в их эпитафиях! Сколько вспыльчивых, в коих ни охлаждение крови, ни истощение сил, нимало не уменьшили прежней их раздражительности, доводившей до бешенства! Сколько сластолюбцев, которые, несмотря на дряхлость лет, питают еще в костях своих потаенное пламя, которое угаснет только с их жизнью! Как жалки эти рабы своих жестоких повелителей!
Старайся в юных летах отсекать свои худые наклонности, привычки и страсти, еще не глубоко пустившие свои корни в сердце твоем. Чем более будешь отлагать, тем труднее будет браться за это необходимое дело спасения своей души.
И хорошую привычку и худую питает время, как дрова питают огонь. (Св. Петр Дамаскин)
Грех – горный поток, который чем далее бежит, тем более увеличивается. (Филарет архиепископ Черниговский)
Привычки, снисканные в детстве, подобны буквам, вырезанным на корне молодого дерева; вместе с ними они растут, увеличиваются и даже составляют часть его самого.
Как дерево, чем больше будет, тем с большей трудностью исторгается из земли – так и чем более усилится и утвердится греховный обычай, тем с большей трудностью от него освобождается человек. (Св. Тихон Задонский)
Усердно приноси Христу труды юности твоей, и возрадуешься о богатстве бесстрастия в старости, ибо собираемое в юности питает и утешает изнемогающих в старости. (Св. Иоанн Лествичник)
Старость
Целомудрие в старости – уже не целомудрие, а невозможность предаваться невоздержанию. (Св. Василий Великий)
Цветущие юностью надеются достигнуть глубокой старости, а состарившиеся ничего не могут ожидать себе, кроме смерти. (Анфиса, мать Златоуста)
Мы прошли все возрасты жизни, не сделавшись благонравнее, мы были младенцами, отроками, юношами и мужами, но никогда не были добродетельными; уважим, по крайней мере, старость свою и, приближаясь к пределу жизни, постараемся быть умеренными, трезвыми и справедливыми, чтоб хотя бы конец наш соделался для нас началом спасения. (Клемент Александрийский)
До сих пор мы не сделали ничего, начнем труд (душевного спасения) хотя бы теперь. (Кирилл епископ Мелитопольск
Отношение к земным благам
Человек не доживает и до ста лет, а суетится на тысячу.
Скоро гибнут насекомые, когда прельщаются блеском ночного светильника: скоро гибнем и мы, когда обольщаемся красотой суетных благ!
Кто слишком уважает настоящее, тот никогда не удостоится видеть будущие блага. (Св. Иоанн Златоуст)
Ничего не имеет тот, кто не стяжал спасения, хотя бы весь мир принадлежал ему. (Св. Тихон Задонский)
Когда разлучишься с телом, тогда будешь сожалеть, что столько имел попечения о том, что не приносит тебе никакой пользы. (Авва Исаия)
Напрасно человек хочет утешаться тем, что пройдет скоро; напрасно хочет он прилепляться к тому, что с ним не пребудет вечно; напрасно хочет прилагать сердце свое к тому, что исчезает, как тень. (Св. Димитрий Ростовский)
Видимая временна (2 Кор. 4, 18). Что же смотреть на видимое? Какая польза строить на песке, писать на воде, гнаться за ветром или бегущей тенью? для чего корыстолюбивый, честолюбивый, завистливый, несытыми глазами хотят поглотить весь мир? Прежде, нежели они могут насытиться, исчезнет мир, и прежде, нежели мир исчезнет, исчезнут они от мира. (Св. Филарет митрополит Московский)
Оставь искать суету, пока она тебя не оставит. (Св. Тихон. Задонский)
И в мир ничего не вносим, и из мира ничего не вынесем.
Нагим вступает человек в земную жизнь, а выходит из нее, покинув и само тело.
Не очень ищи себе утешения в том, что дано тебе очень на малое время; а истинного утешения в Боге, – это утешение навсегда при тебе останется. (Св. Димитрий Ростовский)
Великое зло для человека, что он хочет наслаждаться предметами, которыми нужно только пользоваться и, наоборот, хочет пользоваться теми, какими бы должен услаждаться. (Блаж. Августин)
И два глаза имея, мы не можем смотреть вдруг и на небо и на землю, и назад и вперед: тем более, имея одно сердце, мы не можем прилепляться и к Богу, и к созданию. (Св. Тихон Задонский)
Любовь к земным вещам есть смола, связывающая крылья духовные.
Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобно откормленным птицам, понапрасну имея у себя крылья, влачатся по земле вместе со скотами. (Св. Василий Великий)
Кто связан пристрастием к земным благам, тот не обладатель, а обладаемый. (Блаж. Августин)
Не попустим бессмертной душе пристрастием погребать себя в земле, в которой и тело наше не должно навсегда оставаться. (Св. Филарет митрополит Московский)
Если презришь все мирское, будешь драгоценнее целого мира. (Св. Иоанн Златоуст)
Будем желать, это позволено нам Богом, – будем желать и благ временных, но без страсти, без привязанности к ним; будем испрашивать их у Господа, но без настойчивости и нетерпеливости; будем трудиться для их приобретения, но без излишней заботливости, и, когда Ему будет угодно, расстанемся с ними без сожаления и сетования.
В какой мере кто добровольно лишает сам себя мирских благ, в такой сопровождает его Божие милосердие. (Св. Исаак Сирин)
Труд
Что узда для коня, то работа для нашей природы.
Бог дал тебе руки не для того, чтобы ты принимал от других, а чтобы трудился и сам давал нуждающимся. (Св. Иоанн Златоуст)
Если простираешь руку к работе, то пусть язык поет, а ум молится; ибо Бог требует, чтобы мы всегда памятовали о Нем. (Св. Нил Синайский)
Жизнь есть труд; труд есть жизнь.
Умеренные труды телесные много полезны в возделывании добродетелей, от бездействия же распложаются пороки. (Авва Исаия)
Для пропитания себя будем работать в уповании на Бога. Не скорби о труде; многие, ничего не делая, тяготились самою беззаботностью. (Св. Ефрем Сирин)
Сам Ангел Господень поучал молитву чередовать с трудом. (Св. Антоний Великий)
Ежедневное пропитание приобретай не припрятанными деньгами, но собственным трудом. (Св. Иоанн Кассиан)
Ты не лучше Павла, не лучше Петра, которые никогда не имели покоя, но провели всю жизнь в голоде, жажде и наготе. Если ты хочешь получить то же, что и они, то иди тесным путем. (Св. Иоанн Златоуст)
Трудолюбив тот, у кого не бывает лишнего времени. (Св. Нил Синайский)
Нищета подобна курьеру: она скоро настигает ленивого. (Прит. 6, 11)
Кто не любит работать, тот бездействием питает страсти и пожеланиям дает свободу устремляться к сродным им предметам, что наипаче обнаруживается во время молитвы. (Св. Нил Синайский)
Знай, что если, будучи здоров, ты живешь на чужой счет, то поедаешь достояние бедных и немощных. (Св. Григорий Богослов)
Дела служения своего исполняй благообразно и тщательно, как будто служишь Христу. (древние иноческие уставы)
Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся – так точно душа и тело человеческие портятся от праздности.
Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит. (Св. Тихон Задонский)
Ленивая и праздная жизнь то же, что праздная и невозделанная нива, на которой не растет ничего, кроме трав негодных. (Филарет архиепископ Черниговский)
В поте лица съедать свой хлеб – Божия эпитимия. (Св. Феофан Затворник)
Вставая поутру, говори самому себе: «Тело работай, чтобы тебе прокормиться; душа трезвись, что бы тебе наследовать Царствие».
Кто в силах, тот должен работать и делиться с имеющими нужду. Ибо, кто не хочет работать, тот не признается достойным и есть. Человек, подражай земле, приноси плоды для других, как и земля приносит тебе. (Св. Василий Великий)
Иисус Христос нес на Себе телесные труды, апостол Павел – непрерывно трудился, и для каждого благочестие должно почитать не причиной к бездействию, но побуждением к большим трудам. (Св. Василий Великий)
Апостол повелевает трудиться, а не делающему даже не есть. (древние иноческие уставы)
Не должно в праздности есть хлеб, потому что способен работать. (древние иноческие уставы)
Настоящая жизнь вся предоставлена трудам и подвигам, а будущая – венцам и наградам. (древние иноческие уставы)
Надобно всякое дело совершать как бы оно делалось пред очами Господа и всякую мысль слагать, как бы Господь назирал ее. (древние иноческие уставы)
Апостол учит жить тихо, на своем месте, не любопытствовать молве и басням житейским, исправлять больше себя, работать своими руками, не желать даров и подаяний, удаляться от бесчинных. (Св. Иоанн Кассиан)
Труд и молитва, молитва и труд, – вот самое должное и самое лучшее пользование даваемым нам ежедневно от Бога временем.
По заповеди Божией уделяй один день из седмицы для всецелого служения Богу; в остальные же дни старайся хотя известные часы уделять от своих трудов и занятий и посвящать их молитвенной беседе с Богом, преимущественно и непременно утром, по восстании от сна, и вечером, перед сном. (Св. Иоанн Златоуст)
Общение с добрыми или порочными людьми
Злой и коварный человек подобен углю, который если не обожжет, то замарает.
Обращающийся со святыми и сам освятится.
Человек, входящий к продавцу благовоний, заимствует приятный запах: и обращающийся с благочестивыми мужами нечувствительно привыкает подражать их добродетелям. (Св. Антоний Великий)
Обращайся с людьми так же внимательно, как с посланниками Великого Царства, и так же осторожно, как с огнем. (Схиигумен Савва Псково-Печерский)
Сближайся с праведными, и через них приблизишься к Богу. (Св. Исаак Сирин)
Не так дым и смрадное испарение ест глаза, как обращение со злыми уязвляет душу. (Св. Иоанн Златоуст)
Злой человек, когда сам себе враг, что может сделать и другим, как не зло же?
Лучше со зверями жить, нежели с злыми людьми. (Св. Иоанн Златоуст)
Воробей воробья заманивает в западню: и грешник подобного себе вовлекает в глубину зол. (Св. Ефрем Сирин)
Как дрянная вода делает ни к чему не гожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей, добродетельных по жизни и нраву. (Св. Антоний Великий)
Как имеющий проказу заражает чистого, так обращение со злыми портит и развращает добрых людей.
Такова уж немощь человеческая, что добрый человек, вступив в общество злых, становится сам злым: между тем как эти редко делаются добрыми. (Св. Иоанн Златоуст)
Легче заимствовать порок, нежели передать добродетель, так как скорее заразишься болезнью, нежели сообщишь другому свое здоровье. (Св. Григорий Богосло

Дружба
Друг тем и отличается от льстеца, что один для услаждения беседует, а другой не удерживается и от того, что может огорчить. (Св. Василий Великий)
Не своди знакомства с человеком лукавым. Дружба с лукавым – дружба с диаволом. (Св. Антоний Великий)
С теми, которые посещают тебя только для препровождения времени, говори о Христе, о смерти, о будущей жизни, о суде и об аде: тогда они или пойдут от тебя домой с назиданием, или больше не будут приходить к тебе отнимать время.
В ком сердце твое вполне не уверено, к тому не прилепляйся сердцем твоим. (Авва Пимен)
Ко всем имей приятельское расположение, но не всех имей советниками.
Не всем открывай помыслы свои, а только тем, которые могут врачевать душу твою. (Св. Антоний Великий)

Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни. «Вера есть осуществление ожидаемого…» Когда око веры, как свет, сияет в сердце у человека, тогда ясно, светло и чисто созерцает он и Агнца Божия, за нас закланного и даровавшего нам святое и пречистое Тело Свое для всегдашнего причащения… во оставление грехов. Преподобный Ефрем Сирин (27,384). Одно дело – при достаточных основаниях к вере требовать видения, как бы в задаток, чтобы потом поверить. Это не сообразно с самим существом и достоинством веры, подобно тому, как и между людьми плохо верят, если требуют задатка. Это дерзость, почти неверие, хотя, может быть, не совсем чуждое желания веровать. Это не одобрено в Фоме. Но совсем другое дело веровать без видения, и вследствие послушания веры, как дар, как награду, как подкрепление, как живительное исцеление, получить видение. Так Первомученик Стефан веровал, исповедал веру перед гонителями, предал себя смертной опасности за веру и тогда «увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 55). Нет никакой пользы видеть Господа телесными очами, когда слеп ум, когда вера – эта сила духовного зрения не действует. Напротив, когда действует вера, отверзаются Небеса, становится зримым Сын одесную Отца, везде сущий по Божеству и все исполняющий, неизреченный. От веры – послушание, от послушания – смирение, от смирения – духовный разум, который – извещенная вера. Нужно предаться водительству веры. При этом водительстве в свое время, после значительных подвигов благочестия, Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум духовный. Духовный разум состоит в познании истины верой. Сперва приобретается познание веры; вера, усвоившись христианину, изменяет его разум откровением ему истины, которая – Христос. Ничто, никакое искушение, нанесенное людьми и духами, возникшее из падшего естества, не должны смутить. Источником непоколебимости и силы да будет вера в Бога… Малодушие и смущение рождаются от неверия. Но как только подвижник прибегнет к вере – малодушие и смущение исчезают, как ночная тьма на восходе солнца. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (112, 148). Что значат эти слова: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20, 17)? Ты, видя Меня, считаешь только человеком и еще не знаешь равенства Моего с Отцом: не прикасайся ко Мне, как к простому человеку, не принимай Меня такой верой, но познай во Мне Слово, равное Отцу. Взойду к Отцу – и тогда прикасайся. Для тебя Я взойду тогда, когда ты примешь Меня как равного Отцу. Пока же считаешь Меня меньшим, Я еще не взошел к Отцу для тебя. Да услышит Церковь, образом которой была Мария, да услышит, что она слышала. Все мы прикасаемся, когда уверуем. Он уже восшел к Отцу, сидит одесную Отца. Это исповедует ныне вся Церковь, веруя в «возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». Это слышат крещаемые и этому веруют еще до Крещения. Когда они веруют. Мария прикасается Христу. Это понимание неясно, но спасительно: оно закрыто для неверующих, а для стучащего верою открыто. Сам Господь Иисус Христос и там, и с нами; и с Отцом, и в нас; и от Него не отступает, и нас не оставляет; и учит нас молиться, как Наставник, и внимает нашей молитве вместе с Отцом, как Сын. (Блаженный Августин 116, 683). Апостол Павел говорит: «Языки суть знамение не для верующих, а для неверующих» (1Кор. 14, 22): то есть чудесный дар говорить разными неизученными языками ниспослан от Бога для людей, еще не уверовавших, чтобы через дарование знания языка преподать им наставление в вере и в то же время чудесным дарованием удостоверить их в Божественности веры. Но для тех, которые уже уверовали, это знамение не нужно. По мере того как Божественная вера распространялась на земле, чудесное дарование языков сокращалось. И, следовательно, исчезновение этого дарования не есть оскудение благодати, но прекращение нужды в нем. Господь не одобряет в верующих искания очевидных, удостоверяющих знамений, но приписывает особенное достоинство вере, которая их не требует: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Филарет, митрополит Московский (114, 61).

Цитаты и высказывания святых отцов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *