Святая Гора продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами. Вниманию читателей предлагается вторая часть беседы с одним из самых известных афонских богословов, насельником монастыря Григориат иеромонахом Лукой. Отец Лука известен как автор множества публикаций в периодической печати и нескольких книг. Среди них особенную известность приобрела его монография «Диоскор и Севир. Ересиархи-антихалкидониты».

Лука Григориатский

— Правдиво ли утверждение, что в канун прихода антихриста не будет духовных отцов (старцев), и христиане будут вынуждены сами заботиться о своём спасении?

— Последние времена – время великой апостасии . Святые отцы с трепетом описывают ужасный масштаб отступничества человечества от Бога. Но в тоже время свидетельствуют, что христиане последних времён будут выше, чем мученики периода первых гонений на Церковь. Бог даст им бόльшую благодать.

И тут у меня возникает вопрос: разве смогут они достигнуть столь высокого духовного состояния без Церкви? Нет. Церковь последних времён будет живой и благодатной. Об этом свидетельствует и «Апокалипсис».

А раз будет Церковь – будут и архиереи, священники, монахи и миряне. То, что их будет мало и они будут гонимы, не так важно. Сам Спаситель говорил нам «не бойся, малое стадо». Даже в последние страшные времена православные смогут найти точку опоры и получить поддержку от духовных отцов. Полагаю, что Господь особым образом позаботится и утешит христиан. В том числе и через духовников, которые будут рядом с ними.

Такое явление, как апостасия, может повредить многим из нас, но лишь тем, кто не будет жить духовно и иметь настоящей связи с Богом. Тех, у кого будет жажда Христа, желание быть с Господом, Благодать Божия не оставит никогда.

Вспомним советскую эпоху. В опубликованных книгах мы читаем, как мало было старцев и духовников, которые могли поддержать православный народ. Но несмотря на это у мирян, которые жаждали быть с Господом, духовные наставники были! Несмотря на огромные и казалось бы непреодолимые препятствия.

Старец Паисий

— В тоже время даже в наше время многие христиане, ссылаясь на то, что настоящих старцев и духовников не осталось, не имеют постоянного духовного руководителя.

— Такое состояние несёт в себе большую опасность. Это гибельное заблуждение!

Мы должны найти не великих старцев и духовников, а самого себя. Следует смиренно попросить у Господа дать нам духовного наставника. И сколь бы мал он не был (в добродетели, в известности…), Господь за наше смирение благословит и направит через него нашу духовную жизнь.

Виновато не отсутствие старцев, а отсутствие у нас желания по-настоящему жить духовной жизнью. Если мы будем искренне хотеть быть со Христом, Господь может из камней воздвигнуть духовников и старцев.

К нам в монастырь иногда приходят и спрашивают: есть ли на Афоне сегодня такие, как старец Паисий Святогорец? Но так ставить вопрос неправильно. И сегодня есть много старцев и монахов-подвижников. Но проблема кроется внутри нас. Сможем ли мы просто и смиренно спросить о том, что нас интересует? Сможем ли оказать послушание?

Старец Паисий

Старцы были и будут всегда.

Миряне и монахи нашего времени должны стремиться к тому чтобы со смирением и послушанием внимать своему духовному отцу, а не проводить свою жизнь в поисках великих старцев.

Особенно это касается иноков. По словам Святых отцов, лишь по трём причинам монах может уйти из своей обители и искать нового духовного наставника: если игумен еретик, если в монастырь открыт доступ для женщин или в нём проживают малые дети.

— Каким сегодня должно быть место исихастской традиции в жизни монахов и мирян?

— Исихастская традиция – квинтэссенция Православной Церкви и основа жизни православного христианина.

Вспомним житие святителя Григория Паламы.

Однажды в Верийской пустыне он подружился с одним простым старцем, безмолвником Иовом. Тот, слушая однажды святого Григория, выражавшего мысль, что не только подвижники, но и все христиане должны молиться непрестанно, не соглашался с ним и возражал, что непрестанная молитва есть долг только монахов, а не мирян. Григорий Палама, не желая оскорбить старца и не любя многословия, замолчал. Но едва только возвратился Иов в свою келью и стал на молитву, ему явился ангел и сказал:

– Не сомневайся, старец, в истине слов Григория – он говорил и говорит правду; так умствуй и ты, и другим передавай.

Исихастская традиция включает в себя не только творение умной молитвы («Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»), но и весь спектр духовной жизни. Это и борьба за очищение от страстей, и обретение противоположных им добродетелей.

Если мы потеряем связь с исихастской традицией, мы (миряне и монахи) собьемся с пути спасения. Забредём в безвыходный тупик различных западно-христианских доктрин.

Например, погрузимся в пиетизм – учение, согласно которому мы спасёмся через наши добрые дела. Гибельность этого подхода в самооправдании, которое препятствует нашему спасению.

Или в отрицание богодухновенности Писания и Предания. Или в обмирщение. Или во множество других течений, наводнивших западные Церкви.

Старец Паисий

Противоядие от искажения церковной жизни – верность исихастской традиции. Её главное содержание – стремление сохранить ум в трезвении, чтобы с помощью Божественной благодати мы могли очиститься от страстей и обрести противоположные им добродетели. Тогда мы в своём сердце возделаем подходящую почву, чтобы в нём мог поселиться Христос. Сам Спаситель говорит: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у Него сотворима».

В наше время некоторые монахи пишут богословские труды. Но это не является обычным и тем более главным делом для инока, на что ясно указывает преподобный Иоанн Лествичник. Мы (монахи) будем судимы не за то, что не богословствовали или не миссионерствовали, а за то, что не плакали о своих прегрешениях. Дело монаха – это покаяние.

Оптинские старцы

Общая обстановка в монастыре должна быть исихастской. Если в обители будет царить тишина и покаянный дух, тогда и посещающие монастырь паломники через участие в богослужении и лицезрении подвижнической жизни братии смогут получить настоящую духовную пользу и понять, в чем подлинный смысл жизни.

— Отец Лука, насколько необходимо творение Иисусовой молитвы для мирян?

— Великие русские старцы XVIII – XIX столетия настойчиво призывали мирян к творению умной молитвы и погружению в исихастский тип подвижнической жизни.

В современной Греции многие миряне также творят Иисусову молитву, хотя ещё сорок лет назад ничего подобного не было и в помине. В повороте христиан к исихастской традиции несомненна заслуга Святой Горы Афон.

Нектарий Эгинский

Духовная жизнь Греции первой половины XX столетия находилась под несомненным западным влиянием, и первым подвижником, переломившим это духовное пленение, был святитель Нектарий Эгинский (Пентапольский). Он ясно показал значение Иисусовой молитвы и исихастской традиции.

В России, на мой взгляд, разрыву с духовной традицией исихазма способствовало господство атеистической идеологии. Была утеряна связь с живым Святоотеческим наследием XIX столетия. Но я надеюсь, что с помощью Божией миряне вновь смогут прикоснуться к удивительной красоте духовной традиции исихазма. Востановить связь с наследием Сергия Радонежского и Паисия Величковского.

Прп. Паисий Величковский

На самом деле творение Иисусовой молитвы для мирян – дело несложное. Где бы они не находились и чтобы не делали они могут повторять слова «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Ежедневно они сталкиваются со множеством проблем и трудностей. Если при каждом испытании хотя бы несколько раз будут обращаться ко Господу, молитвой будет наполнен весь их день. Родители могут молиться за детей. Дети за успехи в учёбе. Молодые за старшее поколение. Все вместе за своё Отечество. Для молитвы есть множество поводов!

Первая часть беседы: Бесцельное путешествие по просторам интернета чрезвычайно опасно

Апостасия – вероотступничество.


Почитайте, статья из журнала «Покров» №8 (524) 2014 года, в интернете ее нет
Беседа игумена Киприана (Ященко) со слушателями Высших Богословских Курсов МПДА о последних временах.
Каждому из нас полезно четко понимать, что сейчас происходит в мире: на Украине, в Америке, какие процессы идут в нашей стране. Но это понимание необходимо не для удовлетворения любопытства, а для того, чтобы определиться самому, как мне-то, собственно, жить?
Когда Адам согрешил в раю, Бог задал ему первый вопрос: «Адам, где ты?» — что означало: «Ты со Мной или нет?» Это вопрос выбора, который Господь постоянно обозначает и перед каждым из нас. Каждый Божий день и час перед нами выбор: как нам поступить, что сказать, о чем подумать, молиться или нет, идти в храм или не идти и т.д. Суть выбора состоит в ответе на главный вопрос: с Богом мы или без Бога? И в зависимости от этого ответа складывается вся наша дальнейшая жизнь. Мы сами своим выбором задаем ей «русло»: куда она потечет далее.
Всякий наш грех — это отречение от Бога. А если мы отрекаемся от Бога, делаем то, что угодно не Ему, а доставляет усладу бесам, дьяволу, то мы совершаем дела антихристовы, его мы выбираем в свои управители, его ждем и его приход приближаем. Получается, что мы не со Христом, а против Христа. Антихрист — это человек, который окончательно отпал от Бога, его предтечи были всегда, об этом писал еще Иоанн Богослов (1 Ин. 4:3), и мы к ним можем так или иначе примыкать.

Есть люди, которые для себя четко определили: как бы ни сложились обстоятельства, как бы ни было все неблагоприятно, как бы враг ни подсовывал более срочные и важные дела, все-таки надо все время стремиться к Богу, не упускать случая помолиться и пойти в храм, ничего не начинать без Бога, за все благодарить Бога, и если уж нагрешили, стараться каяться. Господь милостив, и Его рука всегда протянута, и наше дело как истинных чад Христовых вцепиться в Его руку и не отпускать.
А есть такой тип людей, которые с почтением относятся к Евангелию, к Богу, даже к Церкви, как они говорят, только они «это не практикуют». У таких людей жизнь идет совершенно по другим законам, у них другие авторитеты и приоритеты: надо сделать карьеру, стать кем-то, чтобы признали мои заслуги, мне нужен хороший заработок и т.д. То есть мирская жизнь — это их идол, а Бог — всего лишь средство, чтобы достигнуть земных целей. Такие люди практически живут без Бога. Такой человек везде спешит, опаздывает, у него возникает чувство соревнования с кем-то. Цели и дела могут быть хорошими, полезными для народа, для государства, для мира, но поскольку человек делает это страстно и тщеславно, поскольку он не связан с Богом, то они и не полезны для него самого, спасения его души и душ ближних. И все его дела по духовным законам скоро рухнут, долго не просуществуют.
Современный человек в своем выборе зачастую подобен буриданову ослу: стоит на месте и не может выбрать, куда ему пойти, какая копна овса лучше. Так и человек, может так никакого выбора и не сделать: с Богом он или нет. Как говорят святые отцы, это состояние внутренней неопределенности, захватившее современников, — особое изобретение дьявола, знамение последних времен. Дьявол сейчас действует на людей очень тонко и подсовывает скрытые искушения, когда человек искушается тем, что у него теряется смысл деятельности, возникает уныние, печаль, «депрессия», как любят сейчас говорить, и он «залегает» на диван у телевизора и отказывается от всякой деятельности. Он принципиально против что-либо выбирать, а тем более что- то делать в подтверждение своего выбора. Сейчас это массовое явление, которое все больше нарастает, когда человек отказывается от всякой деятельности, он вообще ничего не хочет.
В фильме «Со мною вот что происходит» (победитель XX кинофестиваля «Лучезарный Ангел») представлено это безумное мировоззрение. Показан один день двух братьев: невероятная суета, нагромождение совершенно неосмысленных действий, даже и добрых, а когда день заканчивается. они уже и не знают, зачем все это было, зачем им так жить? Очень остроумно показан кадр, в котором можно увидеть себя. Так живут многие. Когда вдруг какой-то сбой, например, не происходит того, к чему ты стремился: повышения на работе. разговора с начальством, исцеления от болезни и т.д., — человек уже не понимает. куда бежать, чем заниматься? Но ведь смысл жизни не к этой суете…
Люди стремятся узнать волю Божию, приезжают к старцам, а сами не готовы выполнять волю Божию, о которой скажет старец. Потому что выбор быть с Богом всегда требует самоотверженности. Старец Кирилл (Павлов), духовник Сергиево- Троицкой Лавры, всегда очень зорко смотрел. например, почему человек хочет сменить место работы. Участвует ли в этом воля Божия? Наша воля не всегда нам полезна. А если наша воля совпадает с волей Божией, то Господь всегда все устроит должным образом и в отведенное время.

Отец Кирилл неоднократно повторял: сейчас мы живем во времена, когда все Евангелие уже исполнено, и сейчас уже ничто не препятствует пришествию антихриста и за ним пришествию Христа. Бояться этого не надо.
Даже если завтра придет антихрист, то сегодня наше дело — сеять, пахать, работать, потому что потом, когда ровно через 3,5 года после прихода антихриста придет Господь и начнется Страшный суд, с нас спросят, как мы исполняли заповеди Божии, как исполнили свое послушание.
В настоящее время существует очень много предсказателей, гадателей, лжепророков. А для чего нам нужны пророки и пророчества? Пророки приходили и располагали людей к покаянию, причем каялись даже целые города. Суть пророчества — это либо утешение в скорбях, либо открытие воли Божией. Пророчества произносятся для обличения людей, живущих без Бога, как призыв к покаянию. Также пророчества могут произноситься, как утешение во времена бед, смут, катастроф. В любом случае пророчества — это всегда обращение к нашей совести, чтобы ее разбудить и отрезвить, а совесть — представитель Бога внутри нас.
Иоанн Златоуст писал: «…человеческая природа всегда желает, ищет знать невидимое, особенно желает знать наперед о своих несчастьях, чтобы впоследствии от неожиданности не впасть в замешательство, но если вы будете внимать гадательным советам других, то будете недостойны расположения и милости Божией и этим приготовите сами для себя многочисленные бедствия».
Григорий Нисский отмечал: «У плотолюбцев в настоящей жизни есть некая рачительность о том, чтобы иметь сколько-нибудь ведения о будущем, при котором надеются или избежать бед, или же достигнуть желаемого; то посему, чтобы люди обращали взор не к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнавать будущее, как то: птицегадания, толкования знамений, прорицания, наблюдения внутренностей у животных, вызывание мертвых, исступления, наития божеств, вдохновения и многое другое сему подобное. И как скоро какой-либо род предвидения вследствие обмана признан истинным, обольститель демон представляет его обольщенному в оправдание лживого предположения».
Преподобный Нил Мироточивый говорил, что «многозаботливость будет помрачать чувства человека и делать его нечувственным ко спасению своему, чтобы он от множества плотских забот не мог ощущать спасения. То есть люди не будут ощущать ни желания вечной будущей жизни, ни страха вечного осуждения». В последние времена, говорил этот святой, «людей охватит голод, они не будут наедаться, они будут есть в 7 раз больше». И сейчас уже много людей говорит: «Ем и не могу наесться!» Раньше съедал столько, а сейчас все больше, и больше, и больше, а сытости нет. Человечество все больше и больше ест и все меньше наедается. Святые предсказывали такую особенность: продукты, говорили, будут такими, что ими человек не сможет насытиться. Мы это наблюдаем уже в наши дни.
Также преподобный Нил Мироточивый описывает одно из последних экологических бедствий, когда «вскипит море»: как кипит в кастрюле вода, так же будет кипеть море, и оно все выкипит до дна. Безответственное отношение человека к себе, к своей душе, к своей жизни на деле обращается страданием и гибелью всего сотворенного мира, животного и растительного.

Человек, осваивая пространства и просторы вокруг себя, как будто бы забыл о множестве безкрайних миров внутри себя, процветание внешнего прогресса в нашей технологичной цивилизации сопровождается все большим увяданием души и без- чувствием. Неутомимая жажда освоения внешних просторов искалечила внутренний мир человека, что повлекло и извращение взаимоотношений людей и обществ.
Что произойдет с Церковью? В последние времена, пишут святые, по плану антихриста все Церкви будут объединены в некую единую церковь, которую будет возглавлять первосвященник-антихрист, а на христиан будут тяжкие гонения, которые никогда раньше Церковь не испытывала.
И как же нам спастись в эти последние времена? Что нам нужно делать? Просто ожидать, когда они наступят? Как спастись?
Преподобный Лаврентий Черниговский, Паисий Афонский и другие старцы утверждали, что в последние времена будет спастись намного легче. Суть спасения будет состоять в том, чтобы устоять в вере. Мы живем в современном мире, где много соблазнов, и очень трудно нам от них отказаться. Враг нам предоставляет возможность всяких сомнительных удовольствий, не дает от мира сего отцепиться. Конечно, тем отшельникам, которые убегали от этих искушений в пустыни, было в каком-то смысле проще спастись. Однако кто преодолеет все эти непосредственные искушения, тот и будет в числе первых. Даже награда у них будет выше, чем у тех подвижников и отшельников, которые непрерывно молились и постились. Прежние, говорится, будут как светильники, а последние — как солнце.
Так уготовил Господь. В «Приношении современному монашеству» святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что в последние времена монахов не будет, в монастыре будет как в миру, а в миру как в аду. Но последние монахи, хоть и будут жить как в миру, они, если не будут совершать тяжких грехов и устремятся к Богу, получат награду выше, чем пустынники, молитвенники, которые спасались в древних монастырях. Поэтому не надо отчаиваться. И в аду можно спастись, и в раю можно погибнуть.
Как же нам противиться духу мира сего? Надо всячески потрудиться, чтобы приобрести добродетели. Но прежде всего надо иметь искреннюю любовь к Богу, а мы уподобляемся тем, кого любим. Надо уподобляться Христу!
Святой Андрей Кесарийский так говорит: «Когда лучшие избранные церковные учители, презревши землю, удалятся по причине бедствий в пустыню, тогда антихрист, хотя и обманется в них, воздвигнет брань против воинов Христовых, которые остались в миру, чтобы восторжествовать над ними, найдя легко уготовляемых их, как бы посыпаемых земным прахом и увлеченных житейскими делами. Но сии (христиане в миру — Asm.) многие победят антихриста, ибо искренне возлюбили Бога».
Отец Кирилл (Павлов) часто говорил, что, если вы будете с Богом, антихрист вас не увидит, вы будете для него незаметны. Кто-то, может, пострадает за Христа, а кто- то может оказаться совершенно незаметным. Еще отец Кирилл говорил, что будут отвозить на поездах на Север — не бойтесь, поезжайте, там вы все будете жить хорошо, будете с Богом, будете в своей среде православной. И ничего не смущайтесь. Как будут происходить эти события, так и спасетесь, даже быстрее спасетесь, чем в миру.

Всецелое вручение себя Богу, надежда на Него, прилежание в молитве — это главное. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Во времена скорбей и опасностей, видимых и невидимых, особенно нужна молитва: она, будучи выражением отвержения самонадеянности, выражением надежды на Бога, привлекает к нам помощь Божию. Всемогущий Бог соделы- вается деятелем молящегося в затруднительных обстоятельствах его и изводит из них раба Своего дивным Промыслом Своим. Богопознание, живая вера, благодатное смиренномудрие, чистая молитва — принадлежности духовного разума, они — составные части его. Напротив того, неведение Бога, неверие, слепота духа, гордость, самонадеянность и самомнение — принадлежности плотского мудрования. Оно, не зная Бога, не приемля и не понимая средств, предлагаемых Богом к получению Богопознания, составляет само для себя ошибочный, душепагубный способ к приобретению Богопознания, сообразно своему настроению: оно просит знамения с небес».
Преподобный Серафим Вырицкий наставлял: «В самые тяжелые времена удобно будет спасаться, кто в меру своих сил станет подвизаться молитвой Иисусовой, восходя от частого призвания имени сына Божия к молитве непрестанной».
Итак, любовь к Богу, молитва, третье необходимое свойство — это трезвение. Отец Кирилл нам говорил: приучитесь каждый день читать Евангелие. Сам он всегда с удовольствием читал Евангелие, его ум всегда точно плавает в Евангелии, если с ним начинаешь говорить, он отвечает словами Евангелия. Многие из тех, кто будут внимать Божественным Писаниям, читать их, иметь их в руках, вдумываться в них, избегнут обольщения антихриста. Господь ясно даст им познать козни и ложь обольщения, они избегнут его рук и скроются на горах, в расщелинах земных и со слезами и сокрушенным сердцем будут искать Того Человеколюбца, Который вырвет их из сетей и спасет от тягостных соблазнов невидимым образом. Правою рукою Своею прикроет их!
Старец Нектарий Оптинский так говорил: «Враг изменил грубые искушения, и теперь они стали утонченные. Они не вызывают из сердца ревность, не возводят его в подвиг, но держат его в каком- то нерешительном положении, в недоумении. Они томят, постепенно источают душевные силы человека, ввергают его в уныние, в бездействие и губят, соделывая жилищем страстей по причине расслабления». Это выражается в том, что, ожидая чего-то лучшего, люди говорят: «Вот когда пойду на пенсию, буду поститься, молиться, вот, когда храм у нас откроют, пойду, свечку поставлю…» Им всегда бес подсказывает какое-то условие, после чего он якобы дозволит им действовать, сделать шаг к храму. Все это, конечно, ловушка. Когда такой человек пойдет на пенсию, то, может, сил доплестись до храма у него уже и не будет. Поэтому мы должны при всяких условиях, благоприятных и неблагоприятных, стараться жить по заповедям Божиим и исполнять обеты пред Богом.
Самый главный способ вытерпеть все эти времена и жить сегодняшней жизнью
— это безропотное терпение скорбей. Это четвертая необходимая нам добродетель. Теперь нам даже не надо никаких подвигов совершать. Даже так святые отцы предупреждают: от подвигов в прелесть впадете, в тщеславие. Вы терпите только те скорби, которые на вас Господь посылает. Если вы не будете роптать, не будете унывать, печалиться, вот этим и спасетесь. И даже святость приобретете!

Преподобный Никон Воробьев говорил: «Спасаться же будете только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы. Даже могут погубить человека, он будет делать подвиги и погибнет, так как они невольно вызывают высокое мнение о себе и у подвизающихся рождается прелесть».
Еще один из способов — удаление от мира в пустыню, скрыться от людей. Некоторые уже себе такие дачные участочки приготовили или готовят, куда скрываться. Действительно, полгектара вполне хватит, чтобы прокормить семью, и это может быть некий «Ноев ковчег», который может оградить от тех искушений, которые станут уже нестерпимыми.
Преподобный Варсонофий Великий отмечал: «Христиане последних времен будут вынуждены стать отшельниками, мир окончательно отвергнет их, возненавидит их до крайней степени, как и Христа тогда возненавидел, так что они не смогут уже противостоять этой выраженной ненависти мира». Или у святителя Игнатия (Брянчанинова) читаем: «По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и-господства их, по причине забвения Евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством
— необходимо для желающего спастись удалением от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестью и влекущих весь мир в этот обман,
необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по Евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения раз- горячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело — Бога. Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! Блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это — великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно».
Еще один из способов, который старцы, в частности старец Паисий, советуют нам: это не делать зла. Если не можешь делать добро, то спасайся тем, что не делай зла. Вот у тебя есть такая возможность сотворить зло, а ты его не сделал — это тоже подвиг, это великий подвиг. Мог прегрешить, но не прегрешил, мог сделать зло, но не сделал. «Удерживаться в последние времена от зла будет настолько тяжело, что подобный подвиг справедливо будет приравниваться к мученичеству», — говорят святые отцы.
Кратко я попробовал описать широкими мазками, где мы находимся, куда движемся, что нас ожидает и что требуется от нас. Большое удивление вызывает то, что большинство людей ожидает пришествия антихриста, а святые отцы справедливо говорят, что это неправильно. Мы, христиане, должны ожидать пришествия Христа. И в Ветхом Завете все человечество ждало, что должен прийти Христос.
Если мы со Христом, живем Им, ждем Его, то те 3,5 года — 1260 дней, которые отпущены антихристу, — можно будет и потерпеть. А может быть, от нас этого и не потребуется, Господь нас помилует и приберет нас раньше, и мы все это не увидим.
Но все действия антихриста в мире сейчас уже запущены и все явны. Даже если сейчас выйти на улицу и спросить любого человека у нас или за рубежом, готов ли он поступиться, комфортом, ответ будет примерно такой: «На что ты меня толкаешь? Я мученичеством заниматься не буду. И жертвовать собой не буду».
Очень мало даже среди христиан тех, которые способны собой пожертвовать. Когда начнутся гонения, 90% ходящих в храм, бьющих себя в грудь и говорящих, что они христиане, разбегутся. Причем люди сознательно выберут погибель. Такова немощь человеческая, когда она не предает себя Богу.
Еще 10 лет назад отец Кирилл мне дал удивительное для меня задание, когда я преподавал в воскресной школе, он мне сказал: «Отец Киприан, твое главное дело — воспитывать детей в воскресной школе так, чтобы подготовить их к гонениям, чтобы в момент испытаний они не отреклись от Христа».
Господь ежеминутно дает нам совершать выбор — готовиться к этому главному выбору нашей жизни

Церковь последних времён будет живой и благодатной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *