Сегодня наиболее трудным для родителя является воспитание целомудрия. Ведь даже само это слово выпало из школьного лексикона: мы знаем, что такое половое воспитание, пол, а «целомудрие» — как понятие и как явление — не обозначено для современного подростка. О воспитании целомудренного чувства в детях мы беседуем с академиком РАО, доктором психологических наук Виктором Ивановичем Слободчиковым.

— Виктор Иванович, чтобы приблизиться к правде воспитания целомудрия в ребенке, расскажите в общих чертах, врожденное ли это качество или приобретенное? Где искать основания целомудрия? Целомудрен ли новорожденный ребенок?

— В этом вопросе я бы сознательно хотел уйти от отождествления этого понятия с девственностью. «Целомудрие» человека необходимо рассматривать в широком смысле: гармоничности и иерархичности его в целом. К сожалению, понятное как будто бы всем слово, прямо означающее «цело» и «целостность», в бытовой трактовке рассматривается именно как целостность тела, а разрушение целомудрия воспринимается как утрата невинности. Целомудрие в самом широком понимании было в человеке единственный раз на белом свете — в момент Сотворения Адама: все в нем было совершенно, гармонично, иерархично. В результате грехопадения в человеке сразу же разрушилась гармоничность и
иерархия: каждая инстанция стала бороться за власть, тело фактически оккупировало душу, поставив ее на службу себе, а вместе они начали противостоять духу, блокировать его, навязывая свои смыслы и цели. Хотя современный человек входит в этот мир с заложенной способностью к целомудрию, это качество должно когда‑то проявиться в человеке, по аналогии с фотографическим изображением, проступающим на фотобумаге, и постепенно наращиваться.

Создав мужчину и женщину, Господь сразу создал и дом целомудрия — семью. И если мы говорим о воспитании целомудрия в наши дни, прежде всего надо обратить внимание на то, как устроена наша семья, каков отец и какова мать, в каких отношениях они находятся между собой, к детям, что они детям предлагают и предъявляют? Целомудрие развивается в детях только благодаря примеру родителей, то есть все начинается с нас — это не злобная среда корежит и уничтожает целомудрие в ребенке, а в первую очередь неправильное его воспитание! Целомудрие не записано в генотипе, не «живет» оно и в моральных предписаниях. Никакие поучения, предписания и призывы «будь хорошим, будь воспитанным, будь вежливым, будь таким‑то», как в песне «стань таким, как я хочу», — ничего не дают! Целомудрие — это Божий замысел о человеке и существует в устройстве совместной жизни детей и взрослых. Как взрослые без детей — бессмысленные существа, так ребенок без взрослых — существо невозможное. Потому первая заповедь родителя, первая задача взрослых людей — посмотреть на свое собственное жизнеустройство: правильно ли мы живем. Действия ребенка определяются той объемной картиной мира, которая складывается у него в родительском доме! Следовательно, целомудрие, как внутреннее фундаментальное качество человека, усваивается (заметим, не присваивается!) ребенком через совместное бытие взрослых и детей.

«Живя» между нами, оно становится тем внутренним остовом, той абсолютной ценностью и силой, которая позволяет устоять, защититься подрастающему человеку в любых жизненных ситуациях. Если разрушить эту детско-взрослую общность, то все упования на целомудрие просто бессмысленны, потому что не останется тех самых жизненно необходимых условий.

— Какие угрозы наиболее опасны для целомудрия ребенка?

— Ввиду трехчастности человека удар по целомудрию может прийтись в любое место. Например, телесная чувственность возбуждает у него душевно-духовное, а у кого‑то растление может начаться на душевном уровне — с эмоций, переживаний, картинок и т. д. Известно, что кроме памяти времени существует импринтинг, то есть память-печать, когда картинка из детской жизни отпечатывается в подсознании, а потом всплывает и оказывается провокатором действий человека в дальнейшей его жизни.

Прямая угроза целомудрию — попустительство и безответственность родителей, когда им просто лень думать: все пустяки, «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»! В воспитании цельного восприятия мира, то есть целомудрия, важна любая мелочь: например, многие современные игрушки направлены на разрушение, на отчуждение и обособление ребенка от семьи. Вместо того чтобы поиграть с ребенком, современная мамаша нередко сует ему игрушку лишь для того, чтобы он отстал от нее: «Ты с ней повозись, а я пока в это время займусь другими важными делами». А ведь через игрушку ребенку открываются грани мира, в который ему предстоит войти и жить!

Поймите, нам необходимо вернуть самим себе исходные смыслы нашего существования, только тогда может состояться осознание того, что воспитание ребенка — это колоссальная ответственность, колоссальное искусство и труд, предполагающие видение перспективы растущего человека: «Я уже сейчас, пока моему только родившемуся ребеночку дня два, должен задуматься о том, что будет с ним в двадцать или тридцать лет».

Сегодня же родителя ставят в условия, когда он должен, знает он или не знает, умеет или не умеет, озаботиться лишь тем, как профессионально подготовить ребенка сначала к школе, затем младшего школьника профессионально подготовить к старшей школе, далее — профессионально подготовить к вузу. Идет тотальная «профессионализация»: родители озабочены, как максимально вооружить ребенка компетенциями — только в этом случае он будет социально более «успешен». О каком целомудрии может идти речь, когда маленького человека форматируют и специализируют под запросы и ожидания извне? Вот чем заменили задачу нормального взращивания жизнеспособного, жизнестойкого, жизнелюбивого, а значит, целомудренного человека — ее свели, в лучшем случае, к медицинскому обиходу! А это нарушение в воспитании, которое я бы сформулировал в виде свое­образного антропологического закона: «Всякая преждевременность: интеллектуальная, физическая, эмоционально-чувственная, — носит растлительный характер».

Психологи развития знают, что сегодняшнее действие аукнется не завтра, даже не послезавтра, а значительно позднее. Этого чутья времени и отсроченности последствий лишен современный родитель. Слово «растление» означает умертвление (от «тления» — умирания), вызывание того, что является молекулой, причиной смерти. То есть преждевременность — не просто разрушение целомудрия, это его умерщвление.

Нынешнее тотальное физическое нецеломудрие, я уж не говорю о нравственном нецеломудрии, стало результатом того самого ускоряющегося процесса всякой преждевременности в воспитании. Его участниками являются и родители, и общество — все должны понимать свою меру ответственности.

Мы не осознаем даже, что поддаемся какому‑то негласному приказу, непреодолимому импульсу: «надо успеть, надо не опоздать». А что это означает? Это означает: забыть про Бога, семью, отца с матерью — всё потом, они никуда не денутся, главное — «туда» не опоздать, главное — «туда» успеть! А на деле оказывается: «туда» успел, а в руках ничего не осталось. Удивляются, например, почему это вдруг девица поехала на кастинг в Москву, а потом не знает, как вернуться в свою собственную деревню к родителям! Да здесь, на кастинге, они «умерли» в ее сознании, хотя физически живы, — между ребенком и родителями пропасть образовалась!

— Если говорить о воспитании целомудрия в мальчиках и девочках, есть ли разница в подходах?

— Без понимания исходной точки, природы мужчины и женщины в замысле Божьем, мы не сможем всерьез разобраться в том, что творится с нами.

Каждый новорожденный приходит в этот мир с задачей осуществления в нем замысла Божия. К огромному сожалению, многие упрощают задачу воспитания целомудрия в детях: «Дайте рецепт, как это сделать». А задача более глобальна: надо воспитывать не абстрактное целомудрие, а мальчика-мужчину-отца и девочку-женщину-жену! Бессмысленно говорить о целомудрии мальчика, если нет воспитания мальчика-мужчины и отца. Бессмысленно говорить о целомудрии девочки, если нет воспитания девочки-женщины, и не просто женщины, а еще и матери. Дело в том, что «мальчик» — это девичья фамилия «мужчины», как «ребенок» — девичья фамилия человека, а «девочка» — девичья фамилия «женщины».

Целомудрие мальчика и целомудрие девочки связаны с воспитанием, культивированием идеальных мужского и женского образов бытия. Воспитание целомудренного мальчика-мужчины означает создание у него правильного понимания жизни, цельного представления о мире. Его целомудрие заключается, прежде всего, в обладании качествами, которые являются средством защиты от соблазнов, нападений и растлительных ситуаций извне, в умении понять и вовремя избежать их. Мужчина — это глава, но не начальник, он одновременно и муж, и отец для своей жены. Глава — это краеугольный камень, строитель семьи. По­этому в воспитании мальчиков надо исходить из той ответственности и тех жизненных задач, которые им предстоит решать.

Приснопамятный протоиерей Борис Ничипоров, православный священник, психолог, педагог, общественный и научный деятель, впервые всерьез рассмотрел этот вопрос с духовной точки зрения, а не с точки зрения только возрастно-половых особенностей мужчины или женщины. До него в лучшем случае описывали поведенческие особенности мальчиков и девочек: например, почему первым присуще играть в машинки, а вторым — в куклы. А что же за этим стоит, что это значит? Мужчина и женщина, тот и другая имеют свою миссию в совместном строительстве семьи — малой Церкви. Построение семьи зиждется на двух столпах: мужчине и женщине, отце и матери, и весь вопрос в том, как эти столпы растут, то есть как из мальчика и девочки вырастить достойных строителей дома целомудрия!

В своей книге «Введение в христианскую психологию» отец Борис воспитание мальчиков называет краеугольным камнем педагогики и говорит: «Какие воспитываются нынче у нас мальчики — от этого будет зависеть вся судьба державы нашей». Важнейшим моментом воспитания целомудрия у мальчика, по его мнению, должно стать воспитание патриотизма, которое означает осознание родной земли как своей, а себя — ответственным за нее, за ее благосостояние, осознание себя в диалоге с живой историей земли, в ряду поколений, населявших эту землю. Это, наконец, формирование готовности, не осуждая, простить ошибки отцам и дедам и искупить их своей жизнью. Последнее можно назвать выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом. Отмечает он еще два основополагающих мужских качества, которые необходимо воспитывать в мальчиках. Это мужество — фундамент характера мальчика, и жертвенность — вершина его духовного облика.

И далее он перечисляет важные нравственные качества, психологические способности, которые, на его взгляд, актуальны для воспитания сегодняшних мальчиков: понятие о грехе, опыт покаяния в Боге; опыт благодати, радости и покоя после искренней молитвы, близость с природой, жертвенность, чувство стыда и жалости, терпимость к любой другой позиции на фоне спокойного и глубокого осознания своей — и все это должно быть развернуто, по его мнению, во времени, опытно. Отец Борис особенно подчеркивает, что отсутствие духовного воспитания рождает в детях праздность души. «Праздность, пустота, невостребованность души возникает даже и при формальной загруженности детей в различных школах, секциях и кружках. Но свято место никогда не бывает пусто. Чисто энергетически душа ребенка постепенно заполняется энергиями, имеющими безблагодатную, а часто и откровенно демоническую природу. С этим связаны излишняя мечтательность и романтизм, сопряженные нередко с частичной потерей чувства реальности. Глубина депрессивности у многих сегодняшних детей все чаще сочетается с суицидальными тенденциями. Он говорит, что причиной тому являются отсутствие мужества и праздность, отмечая, что у современных мальчиков и девочек есть общий нравственный порок — это праздность души, а механическая занятость в кружках и секциях лишь отчасти решает проблему этой пустоты души.

Целомудрие: значение слова

Целомудрие — довольно широкое понятие. В словаре Ожегова «целомудрие» трактуется как девственность, а также строгая нравственность, чистота.

В «Энциклопедическом словаре» педагога «Основы духовной культуры» Безруковой В. С. даётся следующее объяснение целомудрия: «Положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся в невинности, целостной мудрости, в чистоте помыслов и сохранении девственности девушки до выхода замуж. Это одно из высочайших человеческих качеств, ценившееся в русской православной культуре как добродетель, как духовность, как святость поведения. Целомудрие девушки — это сохранение своей природной целостности, избежание блуда, нечистоты сексуальных отношений. Православие предупреждает, что нецеломудрие, т. е. ранние и беспорядочные половые связи приводят к болезням, горечи, опустошению души, развалу прочности семейной жизни. Целомудренные люди различают любовь истинную и ложную, духовную и телесную; они знают, что такое «верность» и «жертвенность».

«Большой толковый словарь русских существительных» Бабенко даёт такую трактовку целомудрия: «Свойство человека, обладающего высокими нравственными качествами, нравственной безупречностью (честностью, правдивостью, бескорыстием, непорочностью)».

Миланский епископ Амвросий Медиоланский в IV веке выделял три формы целомудрия: целомудрие девственности, целомудрие супругов и целомудрие вдовства. По его словам, каждая из этих форм важна и ни одна из них не является добродетельней другой. На Руси же чаще употребляли слово «честь». Нам всем известна пословица «Береги платье снову, а честь смолоду». В качестве синонимов слова «целомудрие» часто используют такие слова, как «девственность, честь, нравственность, невинность, чистота, непорочность».

К целомудрию взывает любая религия, считается, что обет целомудрия необходим для духовного роста человека и является неотъемлемой частью нравственности. Слово «целомудрие» содержит в своём составе два слова — «целое» и «мудрость», что часто трактуется как объединение в одно целое духа и тела, то есть человек перестаёт руководствоваться лишь инстинктами и смотрит на жизнь шире и глубже, что и являет собой мудрость. Целомудрие, как и любой обет, необходимо соблюдать на трёх уровнях: тела, речи и ума. Целомудрие на уровне тела — это в основном скромное одеяние и поведение; на уровне речи — это отсутствие скверных слов, двусмысленных фраз, сексуального подтекста, нравственная наполненная смыслом речь; на уровне ума — отслеживание и пресечение возникновения похотливых мыслей.

Нужно понимать, что никто не говорит об отсутствии сексуальных отношений вообще, речь о чистоте отношений между мужчиной и женщиной, о том, что не стоит делать соитие основой отношений или низводить его до низменного неуважительного отношения друг другу. Наоборот, данный акт должен быть наполнен высочайшим смыслом творения.

Целомудрие женщины

Женская природа кардинально отличается от природы мужчины. Именно женщине присущи такие качества, как нежность, умение привносить прекрасное, заботиться, создавать уют. Все эти качества необходимы для исполнения своего предназначения, связанного с материнством, воплощением новой жизни в этот мир. Что бы ни говорили современники, материнство — это ключевая способность женщины, отличающая её от мужчины. И для реализации этой способности её жизнь должна быть иной, не такой, как у сильного пола. Поведение женщины, речь, внешний вид — всё, что она делает, носит совершенно другой характер, оно направлено на созидание, творение, улучшение, поддержание гармонии в этом мире. Жизнь женщины должна способствовать улучшению рода. Женская энергетика гораздо сильнее мужской, она способна изменить практически любого мужчину как в лучшую, так и в худшую сторону, в зависимости от того, куда сама нацелена. По этой причине, когда говорят о целомудрии, в первую очередь делают акцент на женщинах. Есть мнение, что если женщина жалуется, что муж пьёт или бьёт, то прежде всего ей нужно искать причину в себе. Хорошая жена способна пробудить в муже потенциал и сделать так, чтобы рядом с ней он его реализовал. Целостной и мудрой может стать только целомудренная женщина, та, что в первую очередь преследует интересы мужа, как та, кто ЗА мужем, и семьи. Естественно, у такой женщины и муж будет достойным человеком, и дети у них вырастут хорошими людьми.

Отсутствие женского целомудрия нарушает всеобщее спокойствие, поскольку именно женщина всегда олицетворяла собой мир, спокойствие, нежность, заботу, уют, материнство. В подсознании каждого человека образ женщины вызывает чувство безопасности. Например, если человек идёт поздно вечером и видит компанию, в которой есть женщина, автоматически данная компания воспринимается как менее опасная, чем чисто мужская. То есть само наличие женщины может гармонизировать пространство одним своим присутствием. Но несёт ли современная женщина этот образ, соответствует ли ему. В первую очередь это проявляется через внешний вид. Сейчас даже скромные девушки зачастую откровенно одеваются. Мамы и бабушки уже не рассказывают детям о верности одному и единственному мужу, о сохранении своей чистоты до свадьбы, о важности полной семьи.

Женское целомудрие, прежде всего, выражается во внешнем виде женщины, в её поведении, в верности мужу, в заботе о детях, в ведении домашнего хозяйства, в радостном покое и состоянии духа. Приходя домой к такой жене, муж чувствует успокоение, с какой бы «битвы» он не вернулся. Дом — это то место, куда хочется возвращаться, где тебя понимают, ждут, тебе всегда рады, именно женщина и создаёт эту атмосферу. Где бы такая женщина ни появилась, окружающее пространство станет более дружелюбным и светлым.

Что такое «целомудрие в девушке»

Целомудрие в девушке выражается как скромность, нравственность, сохранение девственности до свадьбы. Целомудренная девушка не употребляет алкоголь, не курит, не сквернословит, обладает кротостью, не смотрит нагло в глаза, особенно мужчинам, скромно смеётся и одевается. Но это не значит, что она скучная и неинтересная, она может быть достаточно активной по жизни, просто её интересы лежат в другой плоскости.

Сейчас бытует мнение, что быть целомудренной девушкой — это сохранить девственность до совершеннолетия. Это, несомненно, важно с точки зрения созревания психики и полноценного физического развития организма, однако не совсем то, о чём мы говорим. Целомудрие в девушке должно сохраняться не по возрасту, а до замужества, тогда она не потеряет честь, а передаст её мужу. О целомудрии в девушке говорит её понимание, что соитие с мужем — это дверь в её новые качества: материнство и становление женщиной.

Другими словами, целомудрие — это не просто остаться девственной до совершеннолетия, это дождаться своего единственного, отдаться ему после замужества и хранить ему верность до конца своих дней. Здесь стоит прояснить, что замужеством считается не столько штамп в паспорте, сколько то, когда влюблённые дали друг другу обеты и объявили миру о своих отношениях.

Часто девушки между собой рисуются, что, мол, «всё у них было», хотя на самом деле не было. Хочется таких девушек попросить не стыдиться своей чистоты, а, наоборот, гордиться своей неприступностью. На самом деле молодым людям гораздо больше нравятся и вызывают уважение скромные, а не распущенные девицы. Целомудренные девушки, как правило, не испытывают трудностей в создании семьи, чего нельзя сказать об их антагонистах.

БЛУД — это любая интимная близость до брака. А если муж и жена изменяют друг другу — это ещё более тяжкий грех ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ. Сюда же относится сожительство, рукоблудие и прочий разврат.

Почему-то принято считать, что тема целомудрия и девства касается только женщин. И часто именно их винят во всех грехах и последствиях блуда. Но надо признать, что мужчина в этом вопросе несёт ОГРОМНУЮ ответственность, потому что сам Господь наградил его особым статусом: быть главным — значит ЗА ВСЕ держать ответ. И что же получается? Тот, кто должен подавать пример благочестивой доброй жизни, охранять женщину от зла — соблазняет, оскверняет её, врет и предаёт?

«Это нужно для здоровья, воздержание вредно, девушки сами лезут и стали очень доступными, и в конце концов грех на женщине, а мужчина тут не при чем. Да и все друзья засмеют, если я буду не как все» — как только мужчины не оправдывают грех блуда. Грош цена таким друзьям. И вообще ни с кем и никогда не обсуждайте свою личную жизнь (кроме покаяния на Исповеди у батюшки).

А что касается здоровья, то его нам даёт ТОЛЬКО Бог! Кто и когда от греха и грязи стал здоровее и счастливее? Горе тем врачам, выдумавшим эти лживые теории, толкая мужчин к смертному греху. Оправдание, что «блуд для здоровья» — это так же безумно, если сказать, что мол пойду изобью до смерти с десяток-другой человек, зато мышцы подкачаю, зарядку сделаю. Блуд — это такой же страшный грех, как и убийство!!!

Во все века на Руси мужчины славились своими высочайшими духовными качествами и христианскими добродетелями — силой духа, благородством, смирением, достоинством, великодушием… Александр Невский, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Николай II и сонм святых, среди которых великие полководцы, воины, князья — все они были верующими православными людьми — это гордость страны, ведь они спасали свои семьи и Родину, умирали за Христа, не жалея жизни и проявляя высшую степень любви и благородства.

А что сейчас? Чем сейчас кичатся современные мужчины в большинстве своём: карьерой, деньгами, машинами и что самое страшное — количеством соблазнённых женщины? Разве грязь и материальные блага, добытые неправедным путём — это показатель успеха? Заметим также, что никогда ранее мужчины не были так озабочены своим внешним видом (обычно это удел женщин). Для чего?

Особенно остро тема блуда касается тех мужчин, кто чего-то в этой жизни добился — какого-то статуса, положения, финансовых успехов. Женщины для них становятся вещами и чем больше их, тем лучше — и это уже маниакальная страсть. На женщин спорят, их коллекционируют, ненужных выкидывают. Многие из таких мужчин начинают верить в себя до такой степени, что по своему безумству идут против САМОГО БОГА и Его Святых Заповедей! Смешно и страшно. Один ангел тоже когда-то возгордился так, что навсегда стал бесом.

Многие мужчины сетуют на то, что сейчас мало порядочных женщин — почти все легкодоступные. Сложно оспорить. Но, положа руку на сердце, достойны ли гулящие мужчины чистых порядочных девушек? Поэтому блудники выбирают блудниц. Обычно у гулящих мужчин девиз один: «Наше дело не рожать — насладился и бежать». А страшные последствия блуда, в частности АБОРТ — это мужской грех! Мужчина прямой соучастник детоубийства.

Что получается? Мужчина, который призван быть настоящим духовным воином, становится просто марионеткой в руках дьявола? А женщины, также во тьме ходящие, легко попадают в эти смертельные сети лжи, порока и извращений. Что самое жуткое — сами искушают сильный пол. И что получают? Слезы и страдания, унижение, предательство и бесконечные измены. Если мужчина блудит до брака и не раскаивается в этом, став мужем, он не остановится и возможно будет блудить ещё больше. Бежать надо от таких «мужчин»! Они сами тонут в греховном болоте и женщин тянут в эту пропасть.

Не надо подстраиваться под беснующийся мир, который уже давно сошёл с ума. Надо слушать только свою совесть и БОГА! Есть выражение: «Умер в 30, погребён в 60». Блуд страшен тем, что делает из нас духовных мертвецов, когда сердце каменеет, а грех становится нормой. Это начало конца… А если не дай Бог война??? Смогут ли защитить Родину те, кто привык предавать, кто погряз в блуде и чьи мысли только об «этом»? Законченные блудники обычно жалкие трусы. Храбрый и сильный мужчина никогда не скатится до блуда и предательства. А что делают с предателями на войне?

Безответственность, инфантильность и страшная безумная ГОРДЫНЯ прячется за мужским блудом. Это гнусное воровство, уподобление животным. Стремление за блудными наслаждениями можно сравнить с наркоманской зависимостью, причём уже смертельной стадии. Это словно собака, которая лижет языком железную пилу и, уже истекая кровью, не может остановиться. Это ОЧЕНЬ ОПАСНАЯ ИГРА! Рушатся семьи, отцы уходят из семьи, бросают родных детей, устраивают бойни и скандалы, предают, меняют женщин в несметном количестве и на что надеются? Если мужчина глава семьи, то ЭТО ОН ВИНОВАТ, потому что главный.

Ни один грех, особенно такой тяжкий как блуд, не останется без наказания и воздаяние будет очень страшным. Духовные законы работают, даже если человек не верит в них. Как священник, исповедуя сотни мужчин разного возраста и статуса свидетельствую: неминуемое горе, беды и болезни приходят в жизнь блудников. И часто мужчина сам понимает, что ему очень плохо, больно и одиноко, даже когда внешне все кажется хорошо. Он не догадывается почему так сильно мается душа… Но дай Бог, если человек все-таки успевает покаяться, решительно бросает грех блуда и встаёт на путь исправления. Ведь после смерти покаяния уже не будет. А смерть может прийти в любой момент.

Целомудрие, молитва, жизнь с Богом, участие в Таинствах Исповеди и Причастия — это колоссальная и единственно-спасительная сила. Недаром на веру и Церковь так нападают, потому что только Бог может нас спасти. Дьявол же сделает все возможное, чтобы нас погубить! А через блуд — самый действенный и простой способ уничтожить человека и довести его до полного отчаяния. И здесь нет никакого среднего состояния. Или ты вор или не вор. Или ты убийца или не убийца. Или ты с Богом или ты с дьяволом. Выбор за нами…»

Священник Петр Гурьянов

Целомудрие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *