Рубрика: Молитва, Основы веры

Молитва Святому Духу

В ежедневное молитвенное правило включена молитва «Царю Небесный». Она обращена Святому Духу, третьему Лицу Пресвятой Троицы.

Слова этого молитвословия являются стихирой — коротким песнопением в честь праздника. Ее читают на вечерней службе в праздник Пятидесятницы. Точные сведения об авторе, времени и месте написания этой молитвы отсутствуют. Ее появление можно отнести к 8-9 веку.

Святой Дух в образе голубя (витражное окно в Соборе Святого Петра, Ватикан)

Написание первых молитвословий Святому Духу восходит ко времени Второго Вселенского собора (381). Тогда опровергли ересь пневматомахов, которые отрицали божественность Святого Духа. В христианстве окончательно утвердилось равное поклонение и славословие Святого Духа вместе с Отцом и Сыном. Святителем Григорием Богословом были составлены первые молитвы к Пресвятой Троице.

«Святой Григорий Богослов, которого часто называют «певцом Пресвятой Троицы», говорит в своих богословских поэмах:

«С тех пор, как, отрешившись от житейского, предал я душу светлым небесным помыслам, и высокий ум, восхитив меня отсюда, поставил меня далеко от плоти, скрыл меня в таинницах небесной скинии, осиял мои взоры светом Троицы, светозарнее Которой ничего не представляла мне мысль, Троицы, Которая с превознесенного престола изливает на всех общее и неизреченное сияние, Которая есть начало всего, что отделяется от превыспреннего временем, с тех пор я умер для мира, а мир умер для меня».

Под конец своей жизни он выражает желание быть «там, где моя Троица в полном блеске Ее сияния… Троица, даже неясная тень Которой наполняет меня волнением» («Очерк мистического богословия Восточной Церкви», профессор Владимир Николаевич Лосский, 1903-1958).

Молитва «Царю Небесный»

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Догмат о Пресвятой Троице

Все православное учение о Боге заключается в догмате о Пресвятой Троице. Согласно ему, единый Бог имеет три ипостаси (Лица). Это Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос, именуемый в Евангелии Бог Слово) и Бог Святой Дух.

Под единством Бога понимается единство Его природы. Бог Святой Дух не является третьей «частью» Бога. Как и Пресвятая Троица — это не собрание трёх «богов». Бог всегда Един, даже когда говорят о Нем как об Отце, Сыне и Святом Духе. Знание о бытии Бога не исчерпывает тайны Пресвятой Троицы. Ведь Бог по Своей сущности непознаваем. Однако по Его действиям люди частично познают личные качества Бога.

«Кто до точности вникает в глубины таинства, тот, хотя объемлет некоторое скромное по непостижимости понятие боговедения, не может однако уяснить словом этой неизреченной глубины таинства: как одно и то же числимо и избегает счисления, и разделенно зримо и заключается в единице, и различаемо в ипостаси и не делимо в подлежащем» (святитель Григорий Нисский, 335-394).

Божья благодать

Благое воздействие Бога на человека понимается как Божья благодать. Ее еще называют благодатью Святого Духа. По учению Церкви, именно Он, Дух Утешитель, раздает людям «животворящие» благодатные дары.

«Бог, хотя Сам преимущественно на небесах, но Животворящим Духом Своим, как бы лучами Своими, сообщается всей разумной твари — Ангелам и человекам, проникая их духовное существо, освящая, оживляя, укрепляя и возращая, подобно солнечным лучам, проникающим органические и растительные тела, оживляющим и возращающим их. Как солнце, само будучи на небе, освещает всю землю, сообщая свет всякой и самой ничтожной твари и вещи, так и Господь ипостасным светом Своим просвещает всех людей, ибо Он есть Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (Евангелие от Иоанна, 1:9)» (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).

Молитвенное обращение к Богу

Именование в молитве Святого Духа Богом — это не отделение Святого Духа от остальных личностей Пресвятой Троицы. Здесь важно правильное понимание догматов Церкви о единстве Бога. При помощи молитвы православные разговаривают, беседуют с Богом. Так верующие христиане возносят хвалу и благодарение Господу. Они просят у Него различные блага для души и тела.

«Мы молимся Богу потому, что Божественный источник воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14), никогда не иссякает и постоянно утоляет нашу духовную жажду. Мы молимся, потому что слышим, как Господь отвечает нам на горячую молитву. И если нам недостает веры, силы духа, если не так отчетливо мы ощущаем присутствие Бога в нашей жизни, то нет иного средства приблизить Его к себе, как только неустанно молиться Господу» (патриарх Московский и всея Руси Кирилл).

Молитва «Царю Небесный»: толкование текста

Молитва Святому Духу начинается со слов «Царю Небесный». Это является исповеданием Святого Духа как истинного Бога, равного Отцу и Сыну. Будучи Всемогущим, Он незримо правит мирозданием.

Далее в молитве Святой Дух именуется Утешитель. Будучи Милосердным Богом, Он посылает утешение людей, находящимся в бедах и затруднительных ситуациях.

Со слов Спасителя, Бог — это Дух истины (Евангелие от Иоанна, 15:26). Дух Святой дает людям знание об истине и правде. Правильное понимание, что есть истина, что правильно и неправильно, открывает человечеству путь ко спасению.

Будучи Всевидящим Богом, Святой Дух одновременно пребывает везде, наполняя все Собою. Это и выражают слова «Иже везде сый и вся исполняяй».

«Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную. Но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование. Иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога» (иерей Феодор Людоговский).

Всемогущий Бог подает людям все необходимое. Верующие обращаются к Нему как к источнику всех благодеяний, милостей и добра.

«Дух Святой назван Сокровищем благих потому, что Он раздает Божественные силы, необходимые человеку для благочестивой жизни. Верующие могут получать от Святого Духа благодатных даров столько, сколько смогут принять и вместить. О Святом Духе сказано, что благодатные дары свои Он разделяет каждому верующему особо, как Ему угодно (1Кор.12:11). Дары эти и составляют драгоценное, незаменимое сокровище для христиан» (священник Иоанн Анурьев).

Источником жизни для людей на земле является Бог, поэтому в молитве Его называют Подателем жизни.

Прошение вселиться «в них» заключает в себе желание верующих сотворить души свои Божьим храмом. В этих словах также заключается просьба о присутствии Святого Духа посреди людей. Это необходимо, чтобы они были единой Церковью.

Христиане просят очищения «от всякой скверны», то есть от грехов и страстей. Только достигнув такого духовного состояния, можно будет наследовать Небесное Царство.

Что значит «Иже везде сый и вся исполняяй”?

Это значит, что Он везде, повсюду, всё наполняет, ибо по-славянски слово «исполняяй» значит то же, что по-русски «наполняющий”. Вот в это надлежит нам вникнуть. Нам надо познать, что Дух Святой вездесущ и всё наполняет, что Им живёт вся тварь, ибо Он жизни податель.

Не знают и знать не могут учёные, откуда явилась жизнь. Это величайшая загадка для науки. С самых древних времён пыталась мысль научная проникнуть в тайну жизни и объяснить, как из природы мёртвой вдруг возникла жизнь. Откуда она? На первой странице книги Бытия читаем, что вначале сотворённая Богом «земля была безвидна и пуста”, большую часть её составляла вода, и «Дух Божий носился над водою”. Это значит, что Он сообщал водам творческую энергию, необходимую для того, чтобы в них возникла жизнь. Жизнь возникла в воде силою и наитием Святого Духа.

«Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их”.

Небеса созданы Словом Божиим, Духом Божиим. Духом уст Бога созданы все Силы Небесные: Словом Господним утверждены небеса, и Духом уст Его все Силы их.

Дух Божий оживил и первое тело человека, созданное Им из персти земной, тело Адама, ибо сказано в Писании, что в это тело вдунул Бог дыхание жизни. Только Дух Святой всё живит, только от Духа Святого начинается всякая жизнь, и тщетно искать другой источник жизни.

Что такое душа человеческая? Что такое дух человеческий? Человек создан по образу и подобию Божию. Но ведь Бог бестелесен! Конечно, не по телу являемся мы образом и подобием Божиим, а по Духу. Дух человеческий есть дыхание Духа Святого.

Но не думайте, что только дух человеческий имеет начало от Духа Божия. Всё создано, всё живёт и всё движется только той духовной энергией, источником которой является Сам Дух Святой. Духовной энергией, силой Духа Святого, которая есть источник и всякой энергии материальной, – только этой духовной энергией живёт и движется весь мир. Духовная энергия, Дух Божий всё проникает, всё освящает, всё одухотворяет. И в животных, и в растениях есть малая частица Духа, ибо и в них жизнь, а где жизнь, там и Дух Святой. Вместе с жизнью они получили слабое дыхание Духа Святого.

И не только в живых существах, а во всей природе – природе, которую люди слепо называют мёртвой, природе неорганической – в скалах, в реках, в волнах морских, необозримых пустынях живёт и движет всем – Дух Святой, ибо Он «везде сый и вся исполняяй”.

Если бы не живил Дух Святой всю природу, органическую и неорганическую, то не могло бы существовать всё мироздание в той дивной стройности и величии его, в которых предстаёт оно перед нашим взором. Нельзя допустить, чтобы мир не был создан Богом. Мир был создан излиянием любви Божией, а любовь Божия – это и есть то, что я называю энергией духовной. Всё создано, и всё движется любовью Божией, любовью Духа, «о Нём же живём и движемся и есмы”. Всё живёт, всё движется, всё одухотворяется Духом Святым, ибо Он «везде сый и вся исполняяй”.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какое значение имеет для нас и для всей природы та дивная Божия красота, которая во всём мире сияет? Откуда красота? Зачем красота? Неужели мы можем думать, что красота имеет только цель практическую, утилитарную? Неужели можно сказать, что самцы птиц, имеющие прекрасное оперение и поющие так, как не поют самки, обладают этой красотой только для того, чтобы привлекать самок? Конечно, нет.

Неужели мы можем думать, что ласкающие взор цветы сияют красотой только для того, чтобы привлекать своими красками и ароматом насекомых для оплодотворения их цветочной пыльцой? Конечно, нет. Красота во всём мире сияет, красоту являет нам Бог и в самых нежных, самых слабых существах. Разве не видели вы никогда, какая милая, кроткая, чистая красота глядит на вас из лепестков и венчиков незабудок и фиалок, этих нежных и голубеньких цветочков, этих крошек Божиих? Неужели не видели вы, как эти цветочки смотрят на вас своими ясными глазами? Неужели не ощущали вы, какая кротость, чистота и красота в этих малых Божиих созданиях? Неужели не задумывались вы, что эти Божии крошки – беленькие, розовые, голубенькие – учат нас чистоте и кротости, какой они сами полны? Надо иметь очень грубое сердце, чтобы не слышать этого голоса Божия, так ясно звучащего в красоте материальных форм природы.

Неужели не задумывались вы над тем, что звёздное небо, в котором сверкают бесчисленные звёздные миры, имеет глубокое духовное влияние на наши сердца своей красотой? Ведь глядя в беспредельное звёздное небо, мы воспринимаем идею бесконечности и вечности. Тихий внутренний покой, радостная улыбка при созерцании дивных красот утренней и вечерней зари, конечно, тоже от Духа Святого.

Когда мы глядим на могучие грозные скалы, вершины которых скрыты за тёмными тучами, когда в бурный день стоим у моря и видим, как ураган гонит по нему огромные волны, штурмующие прибрежные скалы, разве не трепещет сердце наше от созерцания могущества и силы природы? Ничтожными и слабыми чувствуем мы себя тогда. Так смиряет и поучает нас Дух Святой красотой Божиих творений. Так раскрывается перед нами глубокая истина Слова Божия: «Дух все проницает”.

Если природа таит в себе столько красоты, силы, мощи и молча проповедует о ней, то что же сказать об источнике этой силы и красоты – что сказать о Самом Господе?

Он источник этой красоты и мощи, Он всё проникает, всё наполняет. Вся красота – и та чистая и нежная, которая учит нас кротости и чистоте, и то грозное величие сил природы, которое приводит нас в трепет, – всё это есть не что иное, как мощное проявление одухотворённости всей природы, о которой я говорю. Во всей природе Дух Святой, Он во всём живёт, Он «везде сый и вся исполняяй”, всё проникнуто силой Духа Божия и любовью Его.

Слепы и глухи те, кто не чувствует величия красоты, кто не чувствует дыхания Духа Святого во всём, что окружает нас, и потому безответны они. Даже если не слышали они проповеди о Боге, то сама природа проповедует о Нём. А они говорят, что нет Бога, что природа создалась благодаря случаю. Что может быть более пустым, чем эти слова? Как это случай может создать такую великую гармонию беспредельного мироздания?

«Величайший дар для человека – это как раз и есть дар Духа Святого”.

(Из программы «ЕДИНЕНИЕ”)

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,
Иже везде сый и вся исполняяй,
Сокровище благих и жизни Подателю,
прииди и вселися в ны,
и очисти ны от всякия скверны,
и спаси, Блаже, души наша”.

Впервые с молитвой Святому Духу я познакомился, читая книгу «Эзоосмос” Анастасии Новых. Возможно, я не столь многое понял в ней умом, но внутри она проникла до самой глубины. Я почувствовал необычайный душевный трепет, огромную благодарность за всё, всё, чем одарил нас Бог, за всю Его Любовь к нам, чадам Его. Затем я не раз возвращался к этому месту в книге, каждый раз переживая данный эпизод словно вживую. Глубоко под землёй, в пещере, на фоне усталости после длинного, тяжёлого пути по лабиринтам подземных лазов – и вдруг такой торжественный, такой проникновенный момент, наполненный некой живительной силой, исходящей из самых недр, из глубины, из самого источника. Как и молитва.

«– Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. А-ми-и-инь…

Его голос разлился по залу, заполняя пространство своим торжественным звучанием. Батюшка помолчал, очевидно, прислушиваясь к эху, и, явно оставшись им вполне довольным, стал читать молитву Святому Духу:

– Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Звук, расходившийся по залу, действительно производил потрясающий эффект. Даже мурашки по коже бегали от столь мощных вибраций голоса отца Иоанна, раздающегося из темноты. Этот звук порождал какое-то внутреннее вдохновение, пробирал до глубины души, как будто заставлял каждую клеточку тела вибрировать ему в унисон. Когда отец Иоанн закончил читать молитву, наступила абсолютная тишина, благодаря которой последние слова, как эхо, повторялись в собственном сознании, до мелочей точно воспроизводя тембр голоса батюшки. Словно завороженные, мы сидели, не шелохнувшись, наслаждаясь этим изумительным звуковым эффектом. Батюшка так разошёлся, что стал проводить целую церковную службу. Он менял интонацию и постепенно перешёл на тихое, однотонное пение молитв. Его голос стал бархатистым, мягким, убаюкивающим. Я прикрыла глаза. Лёгкая дремота охватила моё сознание”.

(Анастасия Новых, «Эзоосмос”)

Сегодня же, в день Святого Духа, есть огромное желание поделиться проповедью архиепископа Луки (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) под названием «Царю Небесный, Утешителю…”. Жизненный путь святителя Луки удивителен. Сам он… он – Человек. Человек с большой буквы. Всё-таки способна Земля-матушка рождать ТАКИХ сынов, пополняющих ряды Войска Божьего. Значит, и мы, его современники, способны на многое.

Проповеди архиепископа Луки записывали из первых уст сами люди, перепечатывали, передавали из рук в руки. В советские времена, конечно же, всё это делалось тайно, с огромным риском для жизни. Но таковой была вера прихожан в живое слово, наполненное силой Божьей. Хочется нести это слово дальше…

Молитва «Царю Небесный”: место в молитвенной жизни православных

Согласно православной традиции, на совершение любого дела верующие призывают Божье благословение. Для этого читается молитва «Царю Небесный».

Также эта молитва входит в состав ежедневного молитвенного правила. Она неоднократно звучит во время различных богослужений.

Исключение составляет период от субботы перед Пасхой до дня Пятидесятницы. С пасхального богослужения до 40-го дня после Пасхи (Вознесение Господне) молитву «Царю Небесный» заменяют на праздничный тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Затем до праздника Пятидесятницы через 10 дней после Вознесения. В этот день Церковь вспоминает ожидание апостолами обещанного Христом Святого Духа.

«Молитва «Царю Небесный» – это молитва не только призывания на помощь, но это молитва и исповедание, и самоосуждение, и обещание быть достойным тех благодатных даров Святого Духа, которые Он ниспосылает нам» (митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим Нечаев).

Метки: молитва «Царю Небесный», молитва Святому Духу, Царю Небесный Утешителю

Царю Небесный, Утешителю Душе истины…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *