• Траур Библейская энциклопедия
  • Траур, плач Словарь библейских образов
  • Плач, оплакивать Библейская энциклопедия
  • Скорбь об умерших Сокровищница духовной мудрости
  • Как утешают нас Святые отцы Н. Василиадис
  • Профессору М., который не празднует Крестную Славу из-за траура свт. Николай Сербский
  • Приличествует ли траур христианской смерти? Светлана Воронцова
  • Как выдержать горе при смерти близкого человека? Дмитрий Семеник
  • Письмо к П.С. Мысли по поводу кончины С-на О-ча и утешение скорбящим о нем

Тра́ур (нем. trauer — скорбь, печаль) — скорбь по умершим.

Святитель Феофан Затворник: «Давайте плакать о почившем… Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни».

В церковной традиции усопший человек в течение сорока дней после кончины именуется новопреставленным. Первым считается день кончины, даже если смерть произошла за несколько минут до полуночи.

Сколько времени длится траур в разных странах

Длительность траурного периода часто зависит от культурных особенностей региона, где проживает человек.

В Древнем Риме скорбели по преставившемуся не дольше 10 месяцев. Если умершему ребёнку было меньше 10 лет, то траур соблюдали столько месяцев, сколько ему было полных лет на момент кончины. В этот период допускалось участие в ежегодных празднествах и на свадьбах.

В Средневековой Франции существовал особый похоронный этикет. Так, королеве воспрещалось покидать покои в которых ей сообщили печальную весть на протяжении целого года. Вдовы знатных вельмож первые 9 дней проводили на ложе, а затем целый месяц им предписывалось сидеть только на чёрной ткани. Мужчины ограничивались ношением траурной повязки на рукаве в течение 6 месяцев.

В Китае и Корее наверняка самый длительный период траура для домочадцев. На протяжении 3-х лет родные обязаны носить только одежды из небелёного холста. К каждому приёму пищи полагалось ставить дополнительный прибор – для усопшего.

В Японии скорбят 49 дней. В это время возносятся молитвы, дабы душа умершего обрела упокоение и нашла своё место в Чистой Земле. Если скончался член императорской семьи, то по всей стране объявляется национальный траур. Соблюдать его следует год.

В Греции особо строго соблюдался траур вдовами. Чёрные одежды женщине следовало носить до конца своей жизни или до следующего замужества. Требования к мужчинам были более демократичными. Они носили траурную повязку 40 дней и не брили своё лицо в знак скорби.

Организация похорон

Траур по умершему в наши дни

Реалии современного общества зачастую отодвигают религиозные и культурные традиции на второй план. В частности, работодатели могут выразить своё недовольство при явном ношении траурных одежд, не соответствующих дресс-коду. Не каждому клиенту spa-салона или заведения общественного питания понравится, если его будут обслуживать со скорбной миной и в чёрных одеяниях. Как избежать конфликта и соблюсти траур? Ниже будут даны несколько рекомендаций по этому поводу.

Откажитесь от внешнего проявления скорби. Поверьте, усопшим важнее ваши искренние чувства, а не внешняя их демонстрация. Просто в перерыве уделите время для произнесения молитвы за упокоение души или просто предайтесь воспоминаниям.

Носите траурную повязку вне рабочего времени. При наличии униформы на предприятии – одевайте её без дополнительных элементов. Чёрная повязка на руке будет резко контрастировать с розовым костюмом. А края косынки могут попасть в движущиеся части механизма и стать причиной производственной травмы.

Замените цвет на траурном атрибуте. Белый, синий, зелёный, фиолетовый также считаются траурными цветами наряду с чёрным. Белая повязка на лоб будет смотреться органичнее в офисе, как и тёмно-фиолетовый галстук.

Важно! Никто не вправе диктовать вам, сколько времени носить траур по своему близкому. Данное решение вы принимаете лично, и оно не подлежит осуждению.

10 Января 2019 .relink{ display:flex; flex-wrap:wrap; max-width:1000px; margin:0 auto; } .relink__item { width:25%; margin:0 3%; padding-bottom:32px; } .relink__view div{ box-sizing:border-box; background-size:contain; background-repeat:no-repeat; background-position:50% 50%; width:100%; height:100%; transition:transform ease 0.3s; } .relink__view div:hover{ transform: scale(1.05); } .relink__view{ width:100%; height:196px; overflow: hidden; } .relink__view:before { content: «»; padding-top: 80%; float: left; } .relink__content { text-align:center; margin:8px auto 0; } @media screen and (max-width: 768px) { .relink__item { width:48%; } } @media screen and (max-width: 480px) { .relink__item { width:100%; margin-right:0; } }

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Белый траурный цвет

Порой в качестве траурного можно встретить белый цвет. В странах европейских культур умершего зачастую оборачивают в белый саван, в гроб укладывают белую постель, юных девушек, умерших преждевременной смертью, принято облачать в белое подвенечное платье.

В некоторых культурах и религиях главным цветом траура является не черный, а белый: например, в исламе или у древних славян. В Испании белое платье одевает вдова, оплакивающая своего ушедшего мужа, в то время как свадебное платье обычно красное. В Казахстане скорбящая вдова обычно одевается в черное платье, но повязывает белую косынку.

Белый цвет в качестве цвета скорби также распространен на Дальнем Востоке и в Индии. Там он символизирует чистоту, свет и печаль. В Японии, к примеру, даже поминальная трапеза состоит из еды белого цвета, а аборигены островов Океании принято обмазывать свое тело в белую глину в знак скорби.

Сколько дней носят траур по усопшему?

Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела.

Имеет ли значение количество цветов, приносимых на могилу?

Нет, не имеет. Это светский обычай, к церковной жизни он не имеет никакого отношения.

Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, частично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, некоторые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

Верно ли поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего.

Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия. Надо совершать дела милосердия за усопшего: раздавать вещи умершего, покупать священные книги и дарить верующим со дня его смерти до сорокового дня и после него.

***

Из книги свщисп. Никодима (Милаша) «Православное церковное право»:
В греко-римском законодательстве было обращено большое внимание на год траура, который жена должна была носить после смерти мужа, вследствие чего ей строго воспрещалось выходить замуж в продолжении этого времени. Предписания греко-римского законодательства в этом отношения были вполне приняты и церковью. Самый траур выражал уважение, которое жена должна отдавать памяти своего мужа; он был установлен и для мужа после смерти жены. Относительно жены траур предписывался еще в виду того, чтобы не возникало никаких сомнений об отце ребенка, который мог бы родиться после смерти мужа. Новейшее законодательство сократило этот срок на шесть месяцев со дня смерти мужа.

***

Что делать, когда мусульманин при смерти

Умирающего нужно положить на правый бок лицом в сторону Киблы. Кибла («ориентация») – это направление на священную Каабу, главную мусульманскую святыню, она находится во внутреннем дворе Запретной мечети (Масджид-аль-Харам) в Мекке. Допускается расположить умирающего ногами в сторону Мекки и приподнять ему голову.

Если по каким-то причинам не удается устроить человека в направлении Киблы (или невозможно его установить), положите его так, чтобы было удобно.

Последнее, что должен произнести правоверный перед смертью, это Шахада («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его»). Если умирающий не может говорить, то находящийся рядом единоверец шепчет молитву ему на ухо. После слов Шахады мусульманин не должен говорить больше ничего. У некоторых народов есть обычай дать человеку перед смертью глоток чистой воды (или немного гранатового сока).

Затем над умирающим читают 36-ю суру (Йа Син), которую пророк называл «сердцем Корана». Богословы придают этой суре большое значение. Считается, если прочесть ее во время смерти и на похоронах, это облегчит участь покойника и даже смягчит допрос на Судном дне.

Тем, кто присутствует при последних минутах человека, запрещено вести себя неподобающим образом: громко рыдать, бить себя в грудь, рвать на себе одежду. Даже разговаривать следует вполголоса.

Как похоронить правоверного мусульманина

Похоронные обряды (джаназа) описаны в Сунне Пророка Мухаммада. После того как врач засвидетельствовал смерть, покойному закрывают глаза, разминают и вытягивают руки и ноги, подвязывают тканью нижнюю челюсть. Затем с усопшего снимают одежду и кладут его в направлении Киблы, полностью накрыв покрывалом.

После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением 4 вещей:

  • омыть его тело (гусль);
  • обернуть его в саван (такфин);
  • совершить за него заупокойную молитву;
  • похоронить.

Перечисленное является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) мусульман населенного пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех верующих населенного пункта.

Дни и сроки

По исламской традиции мусульманин должен быть похоронен до захода солнца в день кончины. В случае когда смерть пришла ночью, допускается хоронить на следующий день.

Если правоверный умер во время морского путешествия, Шариат велит отложить похороны с тем, чтобы предать усопшего земле. Однако, если до берега слишком далеко, допускается погребение в воде после соблюдения ритуалов омовения.

Приведение тела в порядок

Покойника обязательно следует омыть. В обряде могут принимать участие только мусульмане. Люди, омывающие (гусуль) и очищающие (тахарат) тело, должны быть одного пола с усопшим. Единственным исключением являются супруги: муж может мыть жену, а жена мужа. Если нет никого нужного пола (или нет воды в достаточном количестве), то от омовения отказываются. В этих случаях проводят лишь таяммум (очищение песком или землей). Также не моют тела шахидов (воинов, погибших за веру).

Для обряда нужна чистая вода и вода с кедровым порошком. Руководит процессом гассал – надежный, религиозно грамотный человек. Ему помогают как минимум 3 помощника. При мечети и на кладбище есть специальные комнаты, где можно провести тахарат и гусуль.

В помещении зажигают благовония, на твердое ложе лицом к Кибле кладут покойного. Гассал должен трижды вымыть руки и надеть перчатки. Покойнику закрывают половые органы отрезом ткани (смотреть на них нельзя), гассал с нажимом проводит по телу от груди до живота, чтобы освободить кишечник, омывает половые органы.

Следующий этап – гассал меняет перчатки, омывает лицо умершего, протирает рот, протирает и чистит нос. Затем омываются руки по локоть (начиная с правой), моется тело, ноги, затем голова и борода.

Покойного перекладывают на левый бок и трижды обмывают тело. Переворачивать усопшего ничком запрещено, поэтому его приподнимают и омывают спину, просто сливая воду. В завершение покойника располагают на ложе лицом вверх, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки и ноги.

Омовение выкидыша

Если выкинутый плод подавал хоть какие-то признаки жизни, то его погребают, как взрослого мусульманина. Если плод мертвый, но срок беременности был больше 4 месяцев, то хоронят как взрослого, но не читают молитву. Иначе для погребения плод просто заворачивают в ткань.

Обертывание в саван

Мусульманина недопустимо предавать земле в одежде, исключение возможно для шахидов или в том случае, если нет ткани для савана. Материю предпочтительно использовать белую, но ни в коем случае не шелк. Мужчину нужно завернуть в 3 отреза ткани, каждый должен быть такого размера, чтобы можно было укутать тело целиком (так об этом говорится в хадисе от Аиши).

Для женщин готовят 5 отрезов: один для обертывания тела ниже пояса, один для головы, один для тела выше пояса, оставшиеся для окутывания целиком.

Если на момент кончины верующий был паломником (находился в состоянии ихрама), то его голову не надо укрывать. Мусульманке в этом случае оставляют открытым лицо.

Место захоронения и могила

Правоверных хоронят только на мусульманских кладбищах или на специально выделенных участках других погостов. Запрещено погребение на мусульманских кладбищах усопших, принадлежавших к другим конфессиям. Категорически недопустимо кремировать тела тех, кто верит в Аллаха.

Глубина захоронения должна быть такой, чтобы скрыть человека с поднятыми руками, ширина же примерно 80 см. В могиле (кабр) обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. Покойника нужно уложить на правый бок лицом к Кибле, желательно, чтобы щекой он прижимался к земле.

Надгробие не должно возвышаться больше, чем на пядь (так сказано в Сунне), не допускаются никакие изображения и фотографии. Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом).

Похоронная молитва и погребение

Мусульман хоронят без гробов. Умершего на специальных носилках (тобут) несут к могиле. Приглашенный имам начинает чтение поминальной молитвы (джаназа-намаз). Без произнесения джаназа-намаза погребение не признают состоявшимся. Для прочтения молитвы верующие встают в 3 ряда лицом в сторону Мекки и произносят священные слова про себя.

После моления покойника снимают с носилок и укладывают в могилу. Тело укладывают в кабр вперед головой, не возбраняется опускать со стороны Киблы. Над усопшей женщиной все время держат покрывало, потому что ее никто не должен видеть. Покойного располагают в могиле обязательно на правом боку лицом к Мекке.

Все присутствующие бросают по горсти земли, затем могилу закапывают и насыпают невысокий холм, проливают немного воды. В головах покойного на захоронение устанавливают табличку с именем умершего.

Почему сидя

Ниша в кабре должна быть такого размера, чтобы тело помещалось в ней в позе поясного поклона (так предписывает Сунна). Из-за этого у других народов возникло поверье, будто бы мусульман хоронят сидя.

Посещение могил мусульманскими женщинами

Шариат нигде напрямую не запрещает женщинам-мусульманкам присутствовать на похоронах и посещать могилы. Тем не менее это считается неуместным. О нежелательности говорится в хадисах № 938, 1219, в хадисе от Али. Когда же задают вопрос, можно ли беременным приходить на погребение и на кладбище, совет воздержаться становится запретом.

На какой день после смерти поминают

Первые 3 дня после кончины мусульманина семье выражают соболезнования (тазию). В это время обязательно читают Коран и раздают садаку (платки, сласти или деньги). Не нужно приносить соболезнования больше одного раза. Возбраняется оставаться ночевать в доме, если там проводится тазия.

В день похорон в доме умершего устраивают поминальную трапезу. Во время поминок негромко беседуют, вспоминают хорошее об усопшем, читают Коран. Не допускается громко и неумеренно выражать свою скорбь по покойному, рыдать и вскрикивать. Нельзя употреблять алкоголь. Не нужно ставить фотографию покойника и прибор для него.

Часто срок траура продлевается на 40 дней. В это время недопустимо посещать увеселительные мероприятия, смотреть телевизор. Мужчины часто не бреются в знак скорби. По истечении этого времени можно открыть зеркала, запрет на посещение зрелищ и развлечений снимают, жизнь понемногу входит в свою колею.

Поминальные обычаи у различных мусульманских народов

Похоронные ритуалы разных мусульманских народов отличаются и друг от друга, и от заповеданных Шариатом.

В Татарстане

У татар приняты умеренные поминки, в основном обряд состоит из чтения молитв об умершем. Считается, что чем больше народу молится о покойнике, тем больше у него шансов попасть в Рай. Обычно поминовение происходит дома, после завершения ритуала всем присутствовавшим раздают садаку и собирают угощение со стола.

В Азербайджане

У азербайджанских мусульман принято устраивать поминальную трапезу в день похорон. Прийти может любой, специально никого не приглашают. Накрывают обильный стол, тратятся даже больше, чем на свадьбу.

В Казахстане

По обычаю на прощальном обеде должны присутствовать все, кто знает о кончине. Родственникам покойного часто приходится брать кредиты, чтобы организовать пышные и обильные поминки, трапеза превращается в разгульное пиршество.

В Киргизии

Традиции киргизских мусульман схожи с азербайджанскими и казахскими. Поминальным обедом, который должен включать обязательно большое количество блюд, угощают всех пришедших. Считается, что это смягчит и порадует душу покойного.

Поминальный стол

У разных народов различные кушанья являются традиционными для прощальной трапезы. У азербайджанцев и турков обязательна халва, татары ставят на стол сласти, фрукты, лапшу, суп из баранины. Категорически запрещены алкогольные напитки. Священнослужители озабочены тем, с каким размахом верующие организуют поминки. Некоторые муллы составляют списки рекомендованных блюд, чтобы пресечь лишние траты.

Специальные дни

Особо поощряется Шариатом собираться верующим и читать мавлид за душу покойного. Если проводить такие собрания в высокочтимые дни и месяцы, это особенно хорошо. Однако лишним будет специальное выделение 7, 40 и 52-го дней.

Сколько длится мусульманский траур

Коран велит быть в трауре 3 дня, однако многие мусульманские народы продлевают этот срок до года. Это не является обязательным. Дольше всех должна соблюдать траур жена.

Как должны вести себя верующие

Смерть – это воля Всевышнего, поэтому принять ее надо со смирением. Нельзя скорбеть долго и нарочито, рыдать, кричать, рвать на себе волосы и одежду. Печаль должна быть светлой и короткой.

Назначение платков

Траурный платок необходимо при себе иметь каждой женщине или девушке, присутствующей на похоронах. Косынкой покрывают голову во время отпевания, проведения церемонной процессии и погребения. Считается, что с непокрытой головой женщинам нельзя заходить на кладбище, так как это осквернит память усопшего.

Обычно надевают черные косынки на похороны, изготовленные из шелка, атласа, хлопка, гипюра или шерсти, последние актуальны, если церемония проходит в зимнее время. Церковные каноны не запрещают на платках иметь орнамент вышитый золотыми либо серебряными нитями, что позволяет женщинам выглядеть красиво и в тоже время сдержано на траурной церемонии. Однако обычно косынки имеют выраженный рисунок в тон самого изделия. Яркая вышивка категорически запрещена.

Современные фасоны траурных головных уборов, позволяют женщине смотреться элегантно и отлично подходят к любому фасону одежды. Платок можно хранить длительное время, в таком случае косынку выбирают из качественного материала, который можно стирать. Также, у женщины есть право выбора, сохранить платок после окончания траура или сжечь. Выбрав хранение, аксессуар кладут в недоступное место.

Обычно косынка, имеет стандартный размер 75 на 75 сантиметров, шарф 30 на 140 сантиметров, однако пожеланию, размер может быть разным, это не противоречит христианским обычаям.

Не все были приверженцами спиритизма, не все заходили так далеко в представлениях о продолжении жизни после смерти, как английские или американские спириты и их предшественники. Наконец, не все разделяли экзальтацию, присущую семейству де Ла Ферронэ. Однако не было в XIX в., несомненно, почти никого, кого рано или поздно не посетило бы новое чувство: невозможность смириться со Смертью другого человека — и кто не проявил бы этого чувства.
В Музее Виктории и Альберта в Лондоне есть замечательная коллекция украшений. В одной из витрин собраны те, которые имеют отношение к похоронам или Увековечению памяти об усопшем.
Георгианский траурный медальон

Викторианское траурное кольцо

Ряд этих украшений, простирающийся с конца XVI до конца XIX в., позволяет проследить эволюцию от «memento mori «к «сувениру». Старейший из экспонатов представляет собой портативное, но все же довольно громоздкое «memento mori» елизаветинской эпохи: маленький золотой гробик размером с табакерку, а в нем серебряный скелетик. При виде этого произведения искусства человек предавался медитациям о неминуемой кончине, что полностью соответствовало тогдашней традиции трактатов, духовно подготавливавших к смертному часу.
Далее идет уже настоящее украшение: золотой кулон, опять-таки в форме гробика, и в нем локон умершего. На крышке медальона сделана крошечными буквами надпись по-английски: «П.Б. умер в 1703 г. в возрасте 54 лет». В течение столетия гробик перешел из «memento mori» в «меморию», «сувенир», сохраняющий память об умершем и материальную частицу его самого; изменилось и содержимое: скелетик, призванный напоминать о бренности всего сущего, сменился прядью волос любимого человека.
Другое миниатюрное изделие рубежа XVII- XVIII вв. соединяет в себе оба мотива. Оно изображает маленькое двухярусное надгробие: внизу, на каменной плите, покоится скелет в виде уже знакомой нам лежащей статуи, а наверху двое ангелов возносят к небу медальон, где за недостатком места вместо портрета усопшего красуются его инициалы, фон же образует переплетение его волос. Скелет относится еще к традиции «memento mori», остальное — к новой традиции «сувениров».
Оба эти украшения в своем роде уникальны. Зато в очень многих произведениях ювелиров XVII в. повторяется с незначительными вариациями мотив миниатюрного надгробия — не мрачного памятника в интерьере церкви, а стелы или погребальной урны античного образца, рядом с которой заплаканная женщина, а с ней ребенок или маленькая собачка. Нетрудно узнать здесь уже упоминавшуюся «mourning picture», сведенную до размеров миниатюры. Фон часто сделан из волос умершего.
И так, тема все та же — надгробие. Но его вид и функция изменились. Это мемориал, который можно посетить, как посещают друга в деревне. На смену страху смерти и побуждению к благочестивым медитациям пришло воспоминание о покойном. На одном из украшений, датируемых 1780 г., стоит надпись: «Пусть святые обнимут тебя с любовью, подобной моей». В XIX в. изображение надгробия, в свою очередь, исчезает. Украшение этого времени — простой медальон, очень часто с портретом усопшего и одним-двумя его локонами. Из прядей волос делают также цепочки и браслеты. Прядь волос сама по себе становится носителем памяти о дорогом умершем. Тема смерти как бы стирается, а остается — заменителем тела — его нетленный фрагмент.
Еще один прелестный медальон, поздневикторианский.

ЧТО ТАКОЕ ТРАУРНЫЕ УКРАШЕНИЯ?
Часто во время траура надеваются драгоценности, которые принадлежали умершему, в знак памяти о нем. Многим людям ношение вещей, принадлежавших любимому человеку, каким-то образом облегчает участь скорбящего. Самые ранние траурные драгоценности были найдены в Европе и относятся к XV-XVI векам. Это кольца и брошки со вставками в виде черепов. В XVIII веке стали очень популярны украшения из волос умершего. С XIX века траурные украшения становятся весьма разнообразными. Это кольца, браслеты, колье, серьги, булавки для галстуков, браслеты и цепочки для часов, кошельки, сумочки, трости, траурные манжеты на женских шляпках из связанных и завитых страусовых перьев, вышивки из стекляруса на траурных платьях.
ТРАУРНЫЕ УКРАШЕНИЯ ИЗ ВОЛОС
Во многих религиях и верованиях волосы издавна считались символом жизни, а потому были связаны с похоронными традициями во многих культурах. Это доказывают росписи египетских гробниц, где изображены сцены, показывающие фараонов и цариц, меняющих заколки для волос как символ бессмертной любви. В Мексике индейские женщины держали волосы, выпавшие во время расчесывания, в специальном сосуде, который после их смерти укладывали с ними в могилу, для того чтобы душа не устала в поисках отсутствующих частей тела, и таким образом задержался ее переход в другой мир. Ремесло изготовления украшений из волос попало в Европу в средние века. В конце XVIII века в Англии их делали из локона, под которым располагалась надпись «В память», и все это окаймлялось жемчугом.
Украшения из волос стали модными в США во время гражданской войны. Когда солдат уходил из дома, то оставлял прядь (иногда больше) волос в семье. Если солдат погибал, то из его волос делали траурное украшение, например колье. Упоминание о таком колье есть в романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Чаще всего локон помещался в медальон. Медальоны делали из золота или металла, покрытого черной эмалью, иногда на них была надпись «На память» и инициалы или имя погибшего. Известная исследовательница моды тех времен англичанка леди Годи, посвятившая своим исследованиям серию книг, поддерживала продвижение моды на украшения из волос. Об этом говорит выдержка из книги выпуска 1850 года: «Волосы — это одновременно и самый изящный, и самый современный материал, который может пережить нас, подобно любви. Они настолько легкие, мягкие и так далеки от мыслей о смерти, что, имея локон волос, принадлежавший ребенку или другу, мы можем посмотреть в небеса и сказать: «Твоя часть сейчас здесь, со мной, что практически то же самое, если бы ты был сейчас рядом». Книга леди Годи напоминала читателям, что в соответствии с траурным этикетом на второй день траура можно было носить брошь или браслет, сделанные из волос, с застежкой из золота или металла, покрытого черной эмалью. Даже цепочку от часов или простую золотую пряжку разрешалось носить во время траура, только если в их оформление были включены волосы.
Изделия из волос изготавливались за круглым столом, в центре которого было отверстие. В зависимости от высоты стола работа проходила сидя или стоя. Высота рабочих столов для женщин обычно составляла 81-84 сантиметра, а для мужчин — 1 метр 22 сантиметра. Подготовка материала являлась важной частью процесса. Сначала волосы кипятили в воде с содой в течение 15 минут. Эта процедура позволяла обезжирить волосы и сделать более прочными. Потом их сортировали по длине и разделяли на пряди по 20-30 волосков. Для большинства украшений требовались длинные волосы. Например, для браслета среднего размера нужны были волосы длиной 50-70 сантиметров. Почти все украшения делались с использованием формы, которая была присоединена к центральному отверстию рабочего стола, или с использованием твердого материала. Когда украшение было готово, его отправляли к ювелирам для изготовления оправы.
ТРАУРНЫЕ КОЛЬЦА
Одним из наиболее распространенных траурных украшений были и остаются кольца. Еще у древних славян перед погребением их снимали с усопшего, чтобы они не сдерживали душу, выходящую из тела. Снятые кольца носили родственники покойного в знак траура по нему. Древние варяги носили кольца во время траура, оберегая себя от различных негативных воздействий духа умершего. В средние века в Европе траурные кольца преподносились членами семьи умершего друзьям. Одно из ранних таких украшений, дошедших до нас, — английское кольцо XV столетия, украшенное черепом, червем и именем покойного. Основная идея головы смерти (черепа) использовалась в траурных кольцах до XVIII века. Кольцо, преподнесенное родственникам после казни Чарльза I в 1649 году, демонстрирует глубоко вырезанное изображение короля на одной стороне, а череп и корону — на другой. Внутри кольца надпись: «Слава Англии умерла».
В XVII-XVIII веках преподнесение траурных колец было символом положения в обществе. Многие зажиточные люди включали в свои завещания инструкции о том, какими должны быть кольца, и сколько должно быть их сделано. Английский летописец и должностное лицо Военно-Морского флота Сэмюэль Пепис (1633-1703) пожелал, чтобы на его похоронах были розданы 129 колец траура. В XVIII столетии траурные кольца делали в виде спиралей с использованием белой эмали при смерти неженатого человека и черной — женатого. Имя, возраст, даты рождения и смерти были написаны на спирали. Кроме того, там помещались изображения похоронных урн, гробов, змей, ветвей плакучей ивы, скорбящих женских фигур, миниатюры оплаканных в окружении маленьких жемчужин. В России XVIII века траурные кольца вручались всем пришедшим на похороны.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРАУРНЫХ УКРАШЕНИЙ
Классическим материалом, используемым для этих целей, является черный янтарь, или гагат. Он используется в этом качестве в течение тысячелетий. Черный янтарь — твердый, подобный углю, материал. Его формирование относится к тому времени, когда полузатопленный лес погружался на дно океана и заваливался грязью. Посредством высокой температуры, давления и химического воздействия древесина преобразовалась в компактное, хрупкое черное вещество. Этот камень использовался еще древними египтянами и греками. В средние века существовало поверье, что его блестящая поверхность отводит злые взгляды, а нагретый гагат отгоняет змей и злых духов. Лучший черный янтарь был добыт в начале XIX века в графстве Йоркшир в Англии. Ювелиры сочли этот камень легким и чрезвычайно подходящим для гравирования. Из него выходили прекрасные большие медальоны, брошки, браслеты и ожерелья. После ранней смерти мужа, принца Альберта, королева Виктория постановила, что только драгоценности из гагата должны были носиться при дворе в течение первого года траура. На сегодняшний день существует дефицит черного янтаря, поэтому изделия из него имеют большую ценность. Наиболее ранние экземпляры украшений находятся в частных коллекциях. Из-за нехватки гагата стали появляться его имитации. Одна из них — французский черный янтарь. Это черное стекло, производимое в США с 1893 года. Оно тяжелее настоящего гагата и используется главным образом для изготовления бусинок и мелких изделий. В Соединенных Штатах также производился материал, сделанный на основе оникса, который обрабатывался кислотами и колеровался для придания ему тусклого черного цвета. Чуть позже появились изделия из окрашенного рога и эбонита. В 1842 году в Париже был представлен еще один заменитель черного янтаря — гуттаперча. Это черный или коричневатый резиновый материал, сделанный из сока малайского дерева. Очень прочный, он пришелся по вкусу викторианцам, а потому многие медальоны, брошки, браслеты и трости были сделаны из него. Кроме гагата и его имитаций, для изготовления траурных украшений использовались и используются черный турмалин (шерл), черный гранат (меланит), черный обсидиан — природное вулканическое стекло, непрозрачные камни — агат, оникс, хризоберилл, а иногда даже бриллиант.
Ношение траурных украшений предписывалось только на время строгого траура. Во время нестрогого траура и полутраура разрешалось носить жемчуг, аметисты, изделия из серебра.
Можно говорить о том, что конец XIX — начало XX века стали закатом траурных ювелирных изделий. Это было связано со смертью королевы Виктории, началом Первой мировой войны и феминистским движением.
Сегодня правила траура не так строги, хотя ограничения в ношении украшений все-таки существуют. Сейчас во время траура можно надеть жемчужные серьги, бусы, скромную небольшую брошь, изделия из серебра или тусклого золота и, конечно же, из черного янтаря.
БРИЛЛИАНТЫ ИЗ ПРАХА ЧЕЛОВЕКА
Новую тенденцию в изготовлении траурных украшений ввела в обиход американская компания «LifeGem Memorials». Она предложила родственникам умершего услугу изготовления бриллиантов из праха, оставшегося после кремации. «Таким образом, — считают специалисты фирмы, — фраза: «Он навсегда останется с нами» приобретает буквальное значение». Изготовление бриллиантов из праха становится возможным потому, что основным его составляющим является углерод, одно из аллотропных изменений которого — алмаз. Работа над камнем длится 16 недель. Технология изготовления классических бесцветных бриллиантов пока не освоена, можно получить желтые, голубые и алые. Чтобы камни получились качественными, компания рекомендует пользоваться услугами аккредитованных похоронных агентств.
Один, вернее три, клиента уже воспользовались этой услугой. Прах скончавшегося в апреле 2003 года английского геолога Брайана Тенди из города Рединг в графстве Беркшир был отправлен в США, где из него изготовили бриллиант с бледно-желтым оттенком. С этим камнем, который специалисты оценивают в 4150 долларов, будет изготовлено кольцо для вдовы. Еще четыре камня поменьше, также полученные из праха Брайана Тенди, пойдут на изготовление серег для двух дочерей покойного. «Мы долго об этом размышляли, — говорит вдова Лин Тенди. — Ведь каждый бриллиант в своем роде уникален, он обладает индивидуальностью — точно так, как отец Гейл и Клэр. И это напоминание о своем отце они всегда и везде смогут носить с собой».
Гранаты из Богемии, особенно ценились огненно красные чешские гранаты (пироп)
частично отсюда:

Траур

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *