Биография

Тэффи – писательница, творившая в самых разных литературных жанрах. Ее произведениями зачитывались и последний русский царь, и вождь мирового пролетариата. Современные читатели узнают себя и приятелей в увлеченных шопингом мещанах и страдающих от любви дворянах. Биография литератора, язык и герои которой не устарели за 100 лет, полна загадок и мистификаций.

Детство и юность

Надежда Лохвицкая (настоящие имя и фамилия самого успешного «сатирика в юбке») родилась в городе на Неве весной 1872 года. О точной дате рождения идут споры, как и о том, сколько было детей в семье. Документально подтверждено, что у Нади имелись одна младшая (Лена) и три старшие (Варя, Лида и Маша) сестры и один старший брат (Коля).

Отец будущей писательницы был специалистом по конституционному праву и успешно совмещал амплуа адвоката, профессора, литературного популяризатора юриспруденции, т. е. занимал приблизительно такое положение, как 120 лет спустя Анатолий Собчак или Михаил Барщевский. Мать имела французские корни. Когда Наде исполнилось 12 лет, отец семейства скончался.

Тэффи в годы Первой мировой войны / Журнал «Аргус», Живой Журнал

Надин прадед Конрад (Кондратий) Лохвицкий писал мистические стихи, и фамильная легенда рассказывала о магическом даре, который передается только по мужской линии, а если им завладеет дама, то заплатит за это личным счастьем. Девочка с ранних лет любила книги и даже пыталась изменить судьбу персонажей: в юности Надя съездила ко Льву Толстому и попросила писателя не лишать жизни Андрея Болконского. Первые стихи родились у Надежды Лохвицкой во время обучения в гимназии.

Девушка не была красавицей и вышла замуж за первого претендента. Брак с Владимиром Бучинским принес Надежде двух дочерей – Леру и Лену и сына Янека, но матерью «демоническая женщина» оказалась неласковой. Дожив до 28 лет, Лохвицкая ушла от мужа. Бучинский в отместку лишил Надю общения с детьми.

Книги

Разлученная с отпрысками Лохвицкая, в отличие от Анны Карениной, не стала бросаться под поезд, а вернулась к юношеской мечте о литературе и в 1901 году дебютировала в журнале «Север» стихотворением «Мне снился сон безумный и прекрасный». К моменту публикации произведения сестра начинающего литератора, Мария, уже была известной поэтессой, творившей под псевдонимом Мирра Лохвицкая. Надежда задумалась об оригинальном литературном имени.

View this post on Instagram

A post shared by Мастерская TE-ART (@te_art_masterskaja) on Feb 11, 2019 at 5:49am PST

Писательница Тэффи

Происхождение псевдонима Тэффи Лохвицкая-младшая объясняла по-разному. Первая версия – Надежда вспомнила о необычайно глупом, но очень везучем знакомом, которого приятели звали Стэффи, и для конспирации отбросив начальную букву, придумала имя, под которым стала знаменитой. Вторая версия – псевдоним позаимствован Лохвицкой из рассказа Киплинга о шаловливой, заслуживающей порки девочке.

Шутливость обеих версий соответствовала амплуа, принесшему Надежде популярность: писательница, умевшая писать стихи, сочинять и переводить пьесы, создавать романы и мемуары, прославилась как автор коротеньких рассказов, в которых сочетались сатира и лиризм.

Программа «Книжная полка» — «Надежда Тэффи. Биография и творчество»

Если Мирра Лохвицкая стала литературной предтечей поэтов-женщин Ахматовой и Цветаевой, то Тэффи – новой звездой стиля, созданного Антоном Чеховым. Как горько иронизировала Надежда:

«Поэзия – моя любовь, а юмористическая беллетристика – кормилица».

Король российского юмора Аркадий Аверченко ценил творчество конкурентки и печатал фельетоны и юморески Тэффи в своем издательстве «Сатирикон». Миниатюры писательницы выходили также в «Русском слове» и «Речи». Название «Тэффи» носили духи и шоколадные конфеты.

Юморески Надежды Тэффи сочетали увлекательность детективов с назидательностью басен. В рассказах «Преступник» и «Жизнь и воротник» героями овладевает страсть к вещам. Но если в первом 5-летний воришка раскаивается и твердо встает на путь исправления, то во втором «модный воротничок» начинает крутить прежде порядочной барышней.

View this post on Instagram

A post shared by ?Алеся Кичко (@alesiakichko) on Mar 13, 2019 at 6:18am PDT

Сборник рассказов Тэффи «Тонкие письма»

В произведениях «Счастливая любовь», «Демоническая женщина» и «Катенька» герои обманывают окружающих и в итоге самих себя. В рассказе «Счастье» тональность совершенно другая, чем в перечисленных юморесках – теперь это смех сквозь слезы: к власти приходят Шариковы, и бывший кухаркин ухажер грозит расстрелом семье за случайно сохранившийся портрет Керенского.

Лохвицкие не приняли Октябрьскую революцию. Брат Николай стал сподвижником Колчака, а Надежда Александровна через Одессу и Константинополь иммигрировала в Париж. Жизнь на чужбине была не сладкой, но дар предвидения и решительность Тэффи, вероятно, спасли писательницу от смерти в большевистских застенках.

Критика

К произведениям Тэффи в литературных кругах относились крайне положительно. Писатель и современник Тэффи Михаил Осоргин считал её «одним из самых умных и зрячих современных писателей». Скупой на похвалы Иван Бунин называл её «умницей-разумницей» и говорил, что её рассказы, правдиво отражающие жизнь, написаны «здорово, просто, с большим остроумием, наблюдательностью и чудесной насмешливостью».

Хотя стихи Тэффи ругал Валерий Брюсов, считая их слишком «литературными», Николай Гумилёв отмечал по этому поводу: «Поэтесса говорит не о себе и не о том, что она любит, а о том, какой она могла бы быть, и о том, что она могла бы любить. Отсюда маска, которую она носит с торжественной грацией и, кажется, иронией». Кроме того, её творчество высоко ценили Александр Куприн, Дмитрий Мережковский и Фёдор Сологуб.

Литературная энциклопедия 1929—1939 сообщает о поэтессе крайне размыто и негативно:

Культ любви, сладострастия, густой налет восточной экзотики и символики, воспевание различных экстатических состояний души — основное содержание поэзии Т. Изредка и случайно звучали здесь мотивы борьбы с «самовластьем», но социальные идеалы Т. были крайне неопределенны. С начала 10-х гг. Т. перешла к прозе, дав ряд сборников юмористических рассказов. В них Т. поверхностно критикует некоторые обывательские предрассудки и привычки, в сатирических сценках изображает жизнь петербургского «полусвета». Иногда в поле зрения автора попадают представители трудового народа, с к-рыми соприкасаются основные герои; это большей частью кухарки, горничные, маляры, представленные тупыми и бессмысленными существами. Кроме стихов и рассказов Т. написала и перевела ряд пьес. Первая пьеса «Женский вопрос» была поставлена петербургским Малым театром; несколько других шло в разное время в столичных и провинциальных театрах. В эмиграции Т. написаны рассказы, рисующие дореволюционную Россию, все ту же мещанскую жизнь. Меланхолический заголовок «Так жили» объединяет эти рассказы, отражающие крушение надежд белоэмиграции на возвращение прошлого, полную бесперспективность неприглядной эмигрантской жизни. Рассказывая о «сладких воспоминаниях» эмигрантщины, Т. приходит к ироническому изображению дореволюционной России, показывает тупость и никчемность обывательского существования. Эти произведения свидетельствуют о жестоком разочаровании писательницы-эмигрантки в людях, с к-рыми она связала свою судьбу.

— Литературная энциклопедия

Культуролог Н. Я. Берковский: «Её рассказы похожи на её современников, Бунина и Сологуба, такая же некрасивая, больная, страшная жизнь, но у Тэффи она ещё добавочно и смешная, что не уничтожает общего ноющего впечатления. Неприятны рассказы о детях, которым всегда перепадает в Тэффиных рассказах дотерпевать страдания взрослых (мерзости взрослых): дети это в чужом пиру похмелье. Что говорит о маленьком росте этой писательницы при всех её дарованиях, это больное чувство, вызываемое её писаниями. Я твёрдо стою на том, что нет искусства без оптимизма».

Примечания

Литература

  • Тэффи в библиотеке Максима Мошкова
  • Тэффи стихи, биография в Антологии русской поэзии
  • Тэффи стихи, биография на Стихии
  • Очерк о Тэффи в Независимой газете
  • Биография Тэффи на сайте peoples.ru

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Тэффи

Имя при рождении:

Надежда Александровна Лохвицкая

Псевдонимы:

Тэффи

Дата рождения:

24 апреля (6 мая) 1872

Место рождения:

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:

6 октября 1952 (80 лет)

Место смерти:

Париж, Франция

Гражданство:

Российская империя, Франция

Род деятельности:

прозаик, поэт, переводчик

Годы творчества:

1901—1952

Жанр:

сатира, фельетон

Язык произведений:

русский, французский

Произведения на сайте Lib.ru

Произведения в Викитеке.

Тэффи на Викискладе

Не следует путать с премией ТЭФИ.

Тэ́ффи (настоящее имя Наде́жда Алекса́ндровна Ло́хви́цкая, по мужу Бучи́нская; 24 апреля (6 мая) 1872 года, Санкт-Петербург — 6 октября 1952 года, Париж) — русская писательница и поэтесса, мемуарист, переводчик, автор таких знаменитых рассказов, как «Демоническая женщина» и «Ке фер?». После революции — в эмиграции. Сестра поэтессы Мирры Лохвицкой и военного деятеля Николая Александровича Лохвицкого.

  • 1 Биография
  • 2 Псевдоним
  • 3 Творчество
    • 3.1 До эмиграции
    • 3.2 В эмиграции
  • 4 Библиография
    • 4.1 Издания, подготовленные Тэффи
    • 4.2 Пиратские издания
    • 4.3 Собрания сочинений
    • 4.4 Другое
  • 5 Критика
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Биография

Надежда Александровна Лохвицкая родилась 24 апреля (6 мая) 1872 года в Санкт-Петербурге (по другим сведениям в Волынской губернии) в семье адвоката Александра Владимировича Лохвицкого (1830—1884). Училась в гимназии на Литейном проспекте.

В 1892 году, после рождения первой дочери, поселилась вместе со своим первым мужем Владиславом Бучинским в его имении под Могилёвом. В 1900 году, уже после рождения второй дочери Елены и сына Янека, разошлась с мужем и переехала в Петербург, где начала литературную карьеру.

Публиковалась с 1901 года. В 1910 году в издательстве «Шиповник» вышла первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник «Юмористические рассказы».

Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон». Сатира Тэффи часто носила очень оригинальный характер; так, стихотворение «Из Мицкевича» 1905 года основано на параллели между широко известной балладой Адама Мицкевича «Воевода» и конкретным, произошедшим недавно злободневным событием. Рассказы Тэффи систематически печатали такие авторитетные парижские газеты и журналы как «Грядущая Россия», «Звено», «Русские записки», «Современные записки». Поклонником Тэффи был Николай II, именем Тэффи были названы конфеты. По предложению Ленина рассказы 1920-х годов, где описывались негативные стороны эмигрантского быта, выходили в СССР в виде пиратских сборников до тех пор, пока писательница не выступила с публичным обвинением.

После закрытия в 1918 году газеты «Русское слово», где она работала, Тэффи отправилась в Киев и Одессу с литературными выступлениями. Эта поездка привела её в Новороссийск, откуда летом 1919 года она отправилась в Турцию. Осенью 1919 она была уже в Париже, а в феврале 1920 в парижском литературном журнале появились два её стихотворения, в апреле она организовала литературный салон. В 1922—1923 жила в Германии.

С середины 1920-х жила в гражданском браке с Павлом Андреевичем Тикстоном (ум. 1935).

Умерла 6 октября 1952 года в Париже, спустя два дня её отпели в Александро-Невском соборе в Париже и похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. После эмиграции сатира и юмор постепенно перестают доминировать в её творчестве, наблюдения над жизнью приобретают философский характер.

Псевдоним

Существует несколько вариантов происхождения псевдонима Тэффи.

Первая версия изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы: «Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но — что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился <…> один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального дурака признанный. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался)», писательница «решила подписать пьеску свою «Тэффи»». После успешной премьеры этой пьесы в интервью журналисту на вопрос о псевдониме Тэффи ответила, что «это… имя одного дур… то есть такая фамилия». Журналист заметил, что ему «сказали, что это из Киплинга». Тэффи, вспомнившая песенку Киплинга «Taffy was a walshman / Taffy was a thief…» (рус. Тэффи из Уэльса, Тэффи был вором), согласилась с этой версией..

Эту же версию озвучивают исследовательница творчества Тэффи Э. Нитраур, указывая имя знакомого писательницы как Стефан и уточняя название пьесы — «Женский вопрос», и группа авторов под общим руководством А. И. Смирновой, приписывающих имя Степан слуге в доме Лохвицких.

Другой вариант происхождения псевдонима предлагают исследователи творчества Тэффи Е. М. Трубилова и Д. Д. Николаев, по мнению которых псевдоним для Надежды Александровны, которая любила мистификации и шутки, а также являлась автором литературных пародий, фельетонов, стал частью литературной игры, направленной на создание соответствующего образа автора.

Также существует версия, что свой псевдоним Тэффи взяла потому, что под её настоящей фамилией печаталась её сестра — поэтесса Мирра Лохвицкая, которую называли «русской Сафо».

Личная жизнь

Писательница стремилась оставаться загадкой и ограничивала доступ журналистов к личной жизни, а на вопросы о возрасте отвечала, что чувствует себя 13-летней. Известно, что женщина увлекалась мистикой и очень любила кошек, особенно последнего питомца, страдавшего от ожирения. В зрелые годы Тэффи пыталась наладить общение с подросшими детьми, но из троих отпрысков на контакт пошла только старшая Валерия.

Документальный фильм «Женщины в русской истории: Тэффи»

Читатели, жаждавшие познакомиться с королевой русскоязычного юмора, при общении с Тэффи разочаровывались – кумир имела меланхоличный и раздражительный характер. Однако с собратьями по перу писательница была добра и щедра. Созданный Тэффи во французской столице литературный салон стал центром притяжения русских эмигрантов, его завсегдатаями были острослов Дон-Аминадо и прозаик Алексей Толстой.

Ужиться с дамой, знавшей себе цену и весьма рассеянной в быту, удалось второму супругу – сыну бывшего калужского фабриканта Павлу Александровичу Тикстону. Надежда Александровна считала второго мужа лучшим человеком на земле, а когда болезнь обездвижила его, трогательно ухаживала за супругом. В последние годы жизни писательницы заботы о ее материальном обеспечении взял на себя филантроп С. С. Атран.

Смерть

Слухи о кончине Тэффи, пережившей фашистскую оккупацию Франции, витали задолго до ухода Надежды Александровны из жизни. В 40-х годах 20 века Михаил Цетлин опубликовал некролог памяти писательницы. Но умерла Тэффи только в 1952 году, успев создать перед уходом в вечность очерки о знакомых знаменитостях и цикл рассказов о животных.

Могила Тэффи / Википедия

Причиной смерти стал приступ стенокардии. Могила Надежды Тэффи находится на парижском кладбище Святой Женевьевы.

Библиография

  • 1910 – «Семь огней»
  • 1912 – «И стало так»
  • 1913 – «Восемь миниатюр»
  • 1914 – «Дым без огня»
  • 1920 – «Так жили»
  • 1921 – «Сокровища земли»
  • 1923 – «Шамран. Песни Востока»
  • 1926 – «Взамен политики»
  • 1931 – «Авантюрный роман»
  • 1931 – «Воспоминания»
  • 1936 – «Ведьма»
  • 1938 – «О нежности»
  • 1946 – «Все о любви»
  • 1952 – «Земная радуга»

Первая церемония вручения премии состоялась 5 мая 1995 года в помещении МХАТ имени А.П.Чехова. Ведущими первой церемонии были Арина Шарапова (тогда ведущая «Вестей» на РТР) и Владимир Познер. В качестве почетных гостей на церемонии присутствовали президент CNN Тед Тернер, коллега и партнер Познера по телемостам Фил Донахью, актер Эл Мартинес (исполнитель роли Круза Кастильо в культовом для российских зрителей сериале «Санта‑Барбара»), скульптор Эрнст Неизвестный и др.

Для первого конкурса «ТЭФИ» члены Академии утвердили двенадцать номинаций.

На первый конкурс было представлено 153 работы из 13 телекомпаний и 10 городов страны. 7 из 12 призов достались Российскому телевидению — РТР, который был первым каналом, транслировавшим церемонию.

Первая «ТЭФИ» «За особый вклад в развитие телевидения» была присуждена посмертно Владиславу Листьеву, погибшему за два месяца до вручения премии

В двух номинациях победила телекомпания НТВ: за «Новогоднее ТВ» в номинации «лучшая развлекательная программа» и Владимир Лусканов — в номинации «лучший репортер». Специальный приз «За мужество» члены Академии присудили корреспонденту НТВ Елене Масюк.

По регламенту, к участию в конкурсе принимается телевизионный продукт, произведенный в России и впервые прошедший в эфире на территории страны в период с 1 июня по 31 мая. Предоставляемые работы должны быть на русском языке или переведены на него (закадровый голос, субтитры, дубляж). Представляющая организация ‑ канал‑вещатель или производитель (телевизионные компании, студии, продюсерские центры, объединения и пр.) — может выдвинуть по одной работе в каждую из номинаций конкурса.

Победителю вручается статуэтка, выполненная по эскизу Эрнста Неизвестного ‑ вариация известной работы скульптора «Орфей».

С марта 2001 года процедура определения лауреатов изменилась: состав академии расширился до 120 человек, а в голосовании, по результатам которого определяются победители, стали принимать участие 500 человек; также появилась отдельная » ТЭФИ» для регионов, победители которой автоматически попадают в финал общероссийской «ТЭФИ».

С 2003 по 2007 год определение победителей проходило непосредственно в ходе торжественной церемонии вручения призов. С помощью системы электронного голосования члены Академии голосовали прямо в зале. Результаты голосования демонстрировались на специально установленных экранах. В 2007 году в ходе торжественной церемонии компьютерная система выбирала из всех членов АРТ несколько составов жюри для выбора победителей по определенному количеству (блоку) номинаций. Каждая группа выборщиков состояла из 21 члена АРТ. Голосование было открытым, его результаты в режиме on‑line отражались в концертном зале на сценических экранах непосредственно во время проведения церемоний. С 2008 года оглашение лауреатов Премии будет осуществляться непосредственно со сцены во время Торжественной церемонии, путем «вскрывания» конвертов. Подсчет голосов по определению финалистов и победителей Конкурса традиционно будет производить международная компания «Эрнст энд Янг».

В 2007 году в ТЭФИ были введены новые номинации: в частности, «интервьюер» и «ситком». А номинации «звукорежиссер», «художник‑постановщик» и «продюсер» было решено разделить. Голосование было решено проводить исключительно по профессиональным гильдиям и тайно. При этом результаты будут передаваться в аудиторскую компанию, а конверт с именем победителя распечатываться только на церемонии ТЭФИ.

В 2007 году на конкурс было представлено 455 работ. Премия была присуждена по 42 номинациям. Приз «За личный вклад в развитие российского телевидения» получил Николай Дроздов. Специальный приз Академии Российского телевидения члены «АРТ» присудили программе «ВЗГЛЯД» телекомпании «ВИD» ‑ к двадцатилетию выхода в эфир.

Ежегодно победители в номинациях по культурно‑просветительской, публицистической и информационной тематике получают гранты Благотворительного фонда Владимира Потанина на прохождение стажировки в компании «Би‑Би‑Си» (Великобритания).

В 2008 году по сравнению с 2007 годом возросло количество номинаций Конкурса «ТЭФИ‑2008». Теперь премия будет присуждаться по 50 номинациям.

В этом году восемь профессиональных гильдий («Создатели развлекательных программ и ток‑шоу», «Создатели программ для детей, просветительских и образовательных программ», «Продюсеры», «Документалисты», «Дизайнеры, промоутеры и художники‑постановщики», «Игрового кино», «Операторы, режиссеры и звукорежиссеры», «Создатели информационных программ, репортеры и комментаторы»), которые состоят из членов Академии Российского телевидения, будут определять и утверждать тройки финалистов и победителей конкурса путем тайного голосования.

Как стало известно из сообщений СМИ, Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК) в этом году не номинировала свои работы на премию «ТЭФИ». Ранее «ТЭФИ» покинула другая федеральная телекомпания ‑ НТВ (в последней премии она уже не участвовала), а также телеканал ТНТ. Как сообщил президент АРТ Владимир Познер, ТНТ вышел из состава академии российского телевидения по причине того, что ни разу не получал «ТЭФИ». Телеканал НТВ покинул «ТЭФИ» из корпоративной солидарности.

В 2007 году транслировать «ТЭФИ» отказались ВГТРК и Первый канал, сославшись на то, что этот год предвыборный. Поэтому церемонию «ТЭФИ» зрители увидели только на канале СТС.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Все справки>>

Тэффи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *