Обозреватель «РГ» решила разобраться, как относиться к этим прорицаниям, для чего обратилась к профессору Московской духовной академии, доктору богословия Алексею Осипову.

Алексей Ильич, выяснить, кто такие Косма Этолийский и Паисий Святогорец, легко. Да, их святость никто не оспаривает. Но, выходит, раз они святые, то и их пророчества уже неловко подвергать сомнению…

Алексей Осипов: Почему? А разум на что дан? Святые отцы говорят: где нет рассуждения, там нет добра.

То есть, сомневаясь в предсказаниях святого или в его чудотворных способностях, мы его не оскорбляем?

Алексей Осипов: Да ни один святой не оскорбится, если человек пожелает выяснить достоверность всех обстоятельств, связанных с его пророчествами или чудесами. А вот находящийся в прелести, то есть возомнивший себя святым — да! И этим себя выдаст! Древний учитель монашества Иоанн Лествичник предупреждал: «Когда мы… желаем… вверить наше спасение кому-нибудь, то еще прежде вступления на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, мы должны рассматривать, испытывать и даже искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача — на больного, вместо бесстрастного — на человека, обладаемого страстями, вместо пристани — в пучину и таким образом не найти готовой погибели». Вот с какой осторожностью нужно подходить ко всякому духовному руководителю, а также и к его словам, и уж тем более пророчествам. Рассмотри! Испытай! Даже искуси! Но не принимай все на веру, безрассудно. Есть притча, как к монаху-праведнику явился дьявол в образе ангела, чтобы соблазнить его. Дьявол сказал: «Я — архангел Гавриил, посланный к тебе!» Но монах ответил: «Недостоин я того, чтобы ко мне посылались ангелы». И дьявол исчез. Святые учили: «Если даже и действительно явился бы тебе ангел или даже Сам Иисус Христос, не принимай это легковерно, но скажи: я, живущий во грехах, не достоин видеть ни ангела, ни тем более Господа! И Господь не только не осудит тебя, но, напротив, похвалит за смирение». Есть повествование про великого подвижника Симеона Столпника. Этот аскет достиг вершин духовной жизни. И вот к нему явился демон, принявший вид ангела, на огненной колеснице и сказал: «Симеон, Господь послал меня к тебе, чтобы взять тебя на небо, как был восхищен на небо пророк Илья». Симеон Столпник поверил лгуну и уже занес ногу, чтобы ступить на колесницу. Но перекрестился — и колесница вместе со всем дьявольским наваждением исчезла. Симеон Столпник потом всю жизнь каялся за свое превозношение. То есть нужно с большой осторожностью и рассудительностью относиться ко всем сообщениям о видениях,чудесах, пророчествах, от кого бы они ни исходили. А у нас как: потекло по иконе — уже Божье чудо, благодать, ажиотаж! Особенно в перестройку такое творилось! Потому что большинство, не зная, что подобные явления бывают по трем причинам, а не только от Бога, рассматривает все как Божье чудо.

Пророчества не имеют конкретной привязки к месту и дате. Это слова, обращенные в будущее, а оно зависит от нас

Но разве сам факт того, что человеку даны необычайные способности, например предсказывать, не свидетельствуют о том, что он — от Бога?

Алексей Осипов: Святые отцы предупреждали легковеров: будьте осторожны, бесовская сила может и предсказывать. Взять хотя бы Сведенборга, знаменитого шведского ясновидца. Известен случай, когда он во время званого обеда в Гетеборге вдруг объявил, что в Стокгольме начался пожар. Сидит со всеми за столом и рассказывает, как пожар вплотную приблизился к его дому. Проходит пара часов, и он произносит: «А вот огонь погасили». И ведь все точно! Но Сведенборг постоянно и зримо общался с бесами, и он был завзятым эротоманом — ясно, от кого шли все его пророчества?

Но ведь даже из таких предсказаний можно извлечь какую-нибудь пользу?

Алексей Осипов: Если у вас острый аппендицит, дикая боль и вы выпиваете болеутоляющее, временная польза наступит, боль утихнет. Но продолжать и дальше давать таблетки, не делая операцию, значит погубить больного. Так и тут. В чем смысл нашей жизни? В спасении нашей души. И все вопросы надо рассматривать с такой точки зрения: насколько то, что мы делаем, спасает нашу душу? Или губит ее. Наша душа по своей природе жительница какого мира? Духовного. Но сейчас, в нашей земной жизни, она закрыта нашей плотью, хотя по своей природе духовна. Поэтому в принципе, при каких-то условиях, о которых мы не знаем, она может получать информацию из мира духовного, в котором все известно: и прошлое, и настоящее, и будущее. Но какова эта информация? Нострадамус, когда его спрашивали, как он все узнает, откровенно отвечал, что видит все как бы в блестящем зеркале. Будто смотрит через линзу, где как бы в тумане великие и грустные события, происшествия. Апостол Павел — вдумайтесь, апостол! — учил: «Теперь (то есть в этой жизни) мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно». И все эти ванги, нострадамусы, да, что-то иногда угадывали. И это касалось внешних событий. Но если дело касается духовного состояния человека, чему они, не очищенные от страстей, могут научить? Только направят спрашивающего на путь гибели, сказав ему то, что принесет неисцелимый вред его душе.

Потому что сами на этом пути?

Алексей Осипов: Потому что они видят как сквозь мутное стекло. А святым открывается свет.

И эта святость — результат огромного духовного труда, как у Амвросия Оптинского, к примеру?

Алексей Осипов: Если кто-то вдруг заявит: «Я сейчас подниму 200 кг», его засмеют. Потому что прежде нужно потренироваться. В духовной жизни так же. Тренируйся! Аскет — это духовный спортсмен, подвижник. По-гречески «аскео» означает «упражняюсь». Аскетика — наука о правильном подвижничестве. А ничего не понимающие думают: какая разница — святой, не святой, если предсказывает! Да? Ну, тогда иди к слепому хирургу — тут и поймешь, в чем разница! Только уже поздно будет. Кстати, святые отцы единогласно пишут, что самым великим чудотворцем будет антихрист. И все примут его за Христа — вот беда легковерия и невежества!

То есть чудеса, пророчества бывают от Бога, от силы, враждебной Богу, и… Какая третья?

Алексей Осипов: По вере самого человека. Святитель Игнатий Брянчанинов рассказывал, как в женский монастырь пришел разбойник, переодевшийся в монаха, хотел выведать, где что. А его приняли за святого, омыли ему ноги, а потом этой водой еще и обрызгали сестер монастыря. И одна монахиня, слепая, от этой воды тут же прозрела. Пришел бандит, но она верила, что это святой подвижник. Значит, причина ее исцеления была не в святости бандита, а в силе ее веры.

А разве такая вера не губительна?

Алексей Осипов: Смотря в каких вопросах. Вера в истину спасает. Вера в ложь губит.

Но здесь-то была ложь! Святой на самом деле оказался разбойником.

Алексей Осипов: В данном случае вера была правильной, ведь она этого разбойника даже не видела: слепая! Ей сказали, что он святой, и она верила. Во что? В святость! Не в бандита, а в силу святости. Поэтому и произошло чудо. Так что чудеса могут совершаться и не по причине святости того, от кого якобы шло исцеление, а по вере человека. Помните, в Евангелии идет Христос, и Его окружает толпа. Вдруг Он останавливается, спрашивает: «Кто прикоснулся ко мне?» А это больная женщина прикоснулась к нему с полной верой, что исцелится. Так и случилось. А другие и толкались рядом со Христом, да не исцелялись. Многие забывают или даже и не знают того, что чудо может происходить по вере человека, и нередко начинают прославлять совсем не святого. И что опасно: народ ищет чудес и легко попадается не только на обманщиков, но и на лжестарцев. Чудо и тут может произойти с тем, кто уверовал в такого «святого», но какой великий вред своей душе может он получить от наставлений подобного лжесвятого. Ибо вера в ложь губит. О таких «старцах» еще в XIX веке писал святитель Игнатий Брянчанинов: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия»! А теперь их, наверное, побольше.

Но если предсказывают точно святые, как относиться к их словам о судьбах мира?

Алексей Осипов: (иронично) Да, для нас самое важное — что будет со всем человечеством! А я-то вечно жить буду. Каждому дано точное пророчество, оно известно: ты обязательно умрешь! Вот о чем надо бы подумать: как сдать здесь экзамен жизни, чтобы вступить в тот мир? А не о том, что будет или не будет со всем человечеством.

Потому что в твоей личной истории от тебя хоть что-то зависит?

Алексей Осипов: Все! Человеку дана свобода в выборе добра или зла. Человеку открыто, как нужно жить, чтобы получить уже здесь, а не только в вечности, счастье, которое мы так ищем, но так редко испытываем. Человеку даны заповеди, соблюдай их. Но нет, это не интересно. А вот что говорят пророчества — это обязательно надо узнать!

На публикации заповедей рейтинга не сделаешь. А вот если расписать, что вот-вот начнется война, и крови прольется так много, что «трехгодовалые телята будут в ней плавать», да еще привязать эти предсказания к сиюминутным событиям, внимание гарантировано.

Алексей Осипов: В том-то и дело, что в подобного рода пророчествах привязки к конкретной дате и месту нет. А есть слова, обращенные в будущее. И поколение за поколением, рассматривая что-то похожее на то, что происходит в их жизни сейчас, легко принимают все на свой счет. Читая пророчества, надо иметь в виду следующее. Во-первых, даже святые не всегда говорили от Бога. Нельзя воспринимать святых как Христа или апостолов, а их слова — как слова Самого Бога. Единичные высказывания одного-двух святых могут быть просто их мнением, которое не гарантировано от ошибок. Но если по какому-то вопросу мы видим согласный голос многих святых, говорящих независимо друг от друга, тогда мы имеем полное основание считать, что здесь действительно откровение Божие. И тут прежде всего важно узнать, откуда исходит предсказание, каков его источник. Действительно ли оно было сказано самим святым или было передано кем-то? Например, кем переданы пророчества Серафима Саровского?

Алексей Осипов, профессор Московской духовной академии. Фото: Из личного архива Алексея Осипова.

Мотовиловым.

Алексей Осипов: Да, человеком, который тридцать лет был бесноватым. Но ведь и просто тот факт, что это свидетельства одного человека, уже требует большой осторожности. Посмотрите, насколько строги и отточены правила Серафима Саровского, которые он оставил нам сам. И сравните их со свидетельствами Мотовилова, в которых можно найти вещи невероятные, да и просто соблазнительные. Но особенно важно знать совет святых, который касается тех ситуаций, когда мы не можем понять: от Бога ли происходящее? От дьявола? Святые в таких случаях настойчиво рекомендуют: не знаешь, как быть, не хули, потому что вдруг это от Бога, но и не принимай, потому что это может быть и от дьявола. Не хули и не принимай! Останься бесстрастным, чтобы не погрешить против истины.

Не моя мера рассуждать, правда это или нет?

Алексей Осипов: К сожалению, у нас часто не рассуждение, а гадание на кофейной гуще. Посмотрите, кто только не толкует Апокалипсис, а ведь он поавторитетнее любого пророчества святых. Ну и чем тут все обычно заканчивается? Какие фантазии, какие страсти, какое упорство на своем мнении! Так и хочется вспомнить слова аввы Исаии: «Кто понимает и исполняет слова Писания по своему разуму, настаивая упорно, что именно так должно понимать и исполнять их, тот не ведает славы и богатства Божиих. Напротив тот, кто, и понимая, говорит: «Не знаю с точностью слова Божия, потому что я ограниченный человек», — тот воздает славу Богу».

Ни чудо, ни пророчества нельзя принимать без рассуждения

Да уж, конец света на основании Апокалипсиса нам обещают достаточно регулярно. Но ведь есть слова Христа: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Получается, дата конца света неизвестна даже ангелам, а значит, и святым. А потом в качестве признаков конца света Господь дает не какие-то временные отрезки, а духовные константы. Например, оскудение любви. Получается, дата конца света известна только Господу, и, возможно, она скользящая, то есть зависит и от нас, нашего духовного состояния?

Алексей Осипов: В Библии есть книга пророка Ионы, в ней поучительный рассказ о богатом городе Ниневия, жители которого развратились. И Бог велел Ионе идти туда и сказать, что через три дня они будут уничтожены. Ниневийцы поверили пророку Ионе, покаялись, и Ниневия уцелела. Таков духовный закон. Потому и нет указания времени конца света. Конец зависит от общего духовного и нравственного состояния человечества. Но хочу еще раз подчеркнуть: каждый из нас знает, что у нас впереди свой личный конец света, и это первостепенно! Все мы знаем, что умрем. Знаем, как жить. Знаем, что нужно каяться, и это будет спасением и для меня…

Лично!

Алексей Осипов: …и для всех. И для моего народа. Потому что каждый добрый поступок одного уже имеет большое значение для всех. Ибо каждый человек — это клеточка организма, а не песчинка в куче.

Получается, духовное состояние не только всего народа, но даже и одного из нас является фактором, способным повлиять на спасение здесь, в земном измерении?

Алексей Осипов: Перечитайте библейскую историю про Содом и Гоморру. Помните, как Аврааму явились три ангела, и он со старшим разговаривал: «Господин, если в Содоме найдется 50 праведников, Ты не уничтожишь Содома?» «Нет». «А ради 45 праведников?» «И ради 45 праведников не уничтожу». Авраам доходит до 10. И Господь обещает пощадить Содом ради 10 праведников, на этом прекращая разговор. Но даже 10 праведников не нашлось в Содоме, город был уничтожен. Значит, есть мера. Есть мера…

При которой сохраняется некий баланс между добром и злом, не позволяющий миру рухнуть?

Алексей Осипов: Именно так. Но нам эта мера неизвестна. Мы же не видим состояния душ человеческих.

Но раз мир пока еще балансирует, пока не рухнул, каждый из нас может стать тем условным десятым праведником, от которого зависит, устоим ли?

Алексей Осипов: Лучше всего эту мысль сформулировал замечательный мыслитель XIX века И.В. Киреевский: «Каждая нравственная победа в тайне одной христианской души есть уже духовное торжество для всего христианского мира».

Досье «РГ»

Равноапостольный Косма Этолийский (1714-1779 гг.) прославился не только праведной жизнью, но и предвидением будущего — он предсказал появление телефона, самолетов, воздушных бомбардировок. Греки с трепетом передают пророчества Космы, связанные с освобождением Балкан от порабощения турками. Часть этих прорицаний, связанная с конкретными географическими точками, уже исполнилась и, наверное, именно поэтому вот уже несколько поколений греков ждут осуществления оставшихся пророчеств. Ждут и верят в них. Тема возвращения Константинополя так популярна, что об этом даже сложили песню, гимн борьбы против иноземного владычества:

Помоги, святой Георгий,

Помоги, святой Косма,

Вновь нам взять Константинополь

И святой Софии храм.

Святой Георгий — Георгий Победоносец — покровитель христианского воинства, а святой Косма стал вдохновителем национального освобождения. Так что история с пророчествами Космы Этолийского давняя, даром, что мы в России узнали о них недавно. Вера в предсказания святого Космы усиливается еще и тем, что он, при жизни известный как праведник и чудотворец, в 1779 году принял мученическую смерть. А вот Паисий Святогорец — наш современник (1924 -1994 гг.). Успев в молодости три с половиной года послужить даже в армии- радистом, монах Паисий всю оставшуюся жизнь провел на Святой горе Афон. Не только для греков, для всех православных Паисий Святогорец был духовным магнитом, великим молитвенником и праведником. По свидетельству очевидцев, Паисий говорил о пророчествах неохотно. Но все же сохранились его толкования предсказаний святого Космы и некоторые его собственные прорицания.

Детство и юность Паисия Святогорца

Паисий Святогорец родился 25 июля 1924 года, в селении Фарасы, в многодетной семье. Его отец, Продромос Эзнепидис, был человеком верующим. В обыденной жизни он занимался крестьянскою деятельностью, плавкой железа. По складу характера Продромос отличался отвагой, патриотизмом и справедивостью. Мать Паисия, Евлогия, глубоко верующая, трудолюбивая женщина, происходила из рода Франгопулосов и состояла в родстве с ныне прославленным Арсением Каппадокийским.

При Крещении родители хотели назвать сына в честь деда, но преподобный Арсений, прозрев его будущую жизнь и желая дать ему свое благословение, настоял на имени Арсений.

Ввиду притеснения православных со стороны турецких мусульман и по причине обмена населением между Турцией и Грецией семья Арсения (Паисия) вместе с единоплеменниками вынуждена была отправиться в эмиграцию. По прибытии в Грецию переселенцы какое-то время ютились в порту Пирея, затем — в крепости острова Керкира. Здесь умер и был погребен преподобный Арсений. Наконец, беженцы добрались до города Коницы, где и осели.

С детства Арсений (Паисий) мечтал стать монахом, приобщался к молитвенному деланию, учился смиренномудрию и воздержанию. Родители часто рассказывали ему о преподобном Арсении, чьё имя он носил от Крещения, и кого потом сам Арсений ставил в пример.

Научившись грамоте, Арсений часто читал Священное Писание и Жития Святых. Рассказывают, что иногда, возвращаясь из школы, он сходу брался за эти священные пособия, забыв про еду. Случалось, что его старший брат, видя чрезмерную, как ему казалось, увлечённость Арсения, прятал книги, но Арсений проявлял удивительную настойчивость: доходило до того, что он убегал читать в лес. Уже тогда он пытался использовать опыт святых в своей практике.

Начальную школу он закончил неплохо, однако дальше учиться не стал; в его селении не было гимназии. Подражая Христу, как известно воспитывавшемуся, в доме плотника, Арсений стал учиться плотницкому ремеслу. Одно время он работал с наставником, а впоследствии организовал собственную столярную мастерскую. Помимо предметов домашнего быта, он мастерил вещи церковного употребления и гробы. За последние он не брал платы, выражая своё сострадание и проникаясь болью тяжёлых утрат.

Утверждают, что в пятнадцатилетнем возрасте Арсений удостоился чудесного явления Спасителя, что ещё больше утвердило его в ревности о Господе и благочестии. Вскоре он обратился в епархиальное управление с просьбой о вступлении в монашество, но беседовавший с ним представитель ответил, что ему необходимо подрасти.

Во время Гражданской войны коммунисты заточили было Арсения в тюрьму, но впоследствии, разобравшись, освободили. В виду участия братьев в войне, Арсений вынужден был взвалить на себя бремя крестьянских работ, став помощником и опорой для матери. Мысль о вступлении в монашество пришлось отложить.

Я привык к боли

Старец Паисий у стены своей кельи. Афон. Фото с сайта poimin.gr

В октябре 1994 года у старца случился заворот кишок. Ему пришлось лечь в больницу на обследование, в результате которого обнаружилась последняя стадия рака. Когда старцу Паисию сообщили о диагнозе, он неожиданно воскликнул: «Принеси-ка мне какой-нибудь платочек, и я пущусь в пляс! Я станцую танец: «Будь здоров, прощай, несчастный этот мир!» Я не танцевал ни разу в жизни, но сейчас пущусь в пляс от радости, что приближается смерть!»

4 февраля 1994 г. отцу Паисию сделали операцию, опухоль толстой кишки удалили, но рак уже поразил печень и легкие.

В больнице один святогорский монах спросил у старца: «Геронда, вам больно?» Старец ответил: «Я привык к боли. Болезни принесли мне такую пользу, какую не принесла вся монашеская жизнь».

Молитва исполняется, если она становится жертвой

Молитва исполняется, если она становится жертвой

О. Паисия спрашивали: «Почему вы не молитесь о том, чтобы Бог исцелил вас? Ведь мы в вас так нуждаемся!» Старец отвечал: «Что? Обманывать Бога? Ведь я же сам просил Его о том, чтобы Он дал мне эту болезнь».

Старец часто утешал и молился об исцелении тех, кто болен раком. Но и сам был готов перенести то же испытание, от которого сегодня страдает столько людей. По словам самого о. Паисия, молитва исполняется, когда она становится жертвой:

«Если мы просим чего-то у Бога и при этом сами ничем не жертвуем, то наша просьба недорого стоит.

Если я сижу сложа руки и говорю: «Боже мой, прошу Тебя, исцели такого-то больного», а сам при этом не иду ни на какую жертву, то я все равно что бросаю слова на ветер.

Если же у меня есть любовь, если у меня есть жертва, то Христос, увидев их, исполнит моё прошение — конечно, если это пойдёт на пользу другому.

Ко мне приходят некоторые люди и просят: «Исцели меня, я слышал, что ты можешь мне помочь». Однако эти люди хотят получить помощь, не прикладывая никаких усилий. К примеру, ты говоришь человеку: «Не ешь сладкое, соверши эту жертву, чтобы тебе помог Бог». А они тебе отвечают: «Почему? Неужели Бог не может помочь мне и без этой жертвы?»

Такие люди не могут пожертвовать чем-то даже для себя самих. Где уж там они пожертвуют собой ради другого!

Но есть и такие, кто не ест сладкого, чтобы Христос помог страдающим от сахарного диабета, или не спят, чтобы Христос дал немного сна тем, кто страдает бессонницей. Поступая так, человек вступает в родство с Богом. И тогда Бог подает людям Свою Благодать».

Тропарь преподобному Паисию Святогорцу

Глас 5. Подо́бен: Собезнача́льное Сло́во:

Боже́ственныя любве́ о́гнь прие́мый, / превосходя­́щим по́двигом вда́лся еси́ весь Бо́гови, / и уте­ше́­ние мно́гим лю́дем был еси́, / словесы́ боже́­ственными наказу́яй, / моли́твами чудотворя́й, / Паи́сие Богоно́се, / и ны́не мо́лишися непреста́нно // о всем ми́ре, преподо́бне.

Тайны русского старчества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *