Наверняка Вы, как и многие граждане нашей страны, любите отдыхать на курортах Турции. Если это так, тогда знайте, что на территории этой страны со времен Византийской империи сохранилось несчетное количество святых мест. О некоторых из них мы расскажем Вам сегодня.

Патара, Миры Ликийские и Демре

Церковь Святого Николая в Демре

Почему мы объединили эти три местечка в одном пункте? Потому что все они связаны с именем святителя Николая, хорошо известного нам как Чудотворца. Поехали, прогуляемся по жарким улочкам древних византийских городков.

Святитель Николай родился в городе Патара, на берегу Средиземного моря. Время стерло этот населенный пункт с лица земли. И сегодня Вы можете полюбоваться чудом сохранившимися улицами, арками, барельефами и архитектурой античных построек песочного цвета. Но это не помешает насладиться степенной атмосферой древности, которую дополняют палящее солнце и морской бриз. Да, здесь родился святитель Николай.

А вот нести свое служение ему довелось на территории Мир в провинции Ликия. Кстати, в Мирах Ликийских проповедовал апостол Павел по пути в Рим. 43 года святитель Николай служил епископом в городе вплоть до своей смерти. Здесь-то святой и отметился знаменитым поступком, когда в течение трех ночей тайком подбрасывал в дом доведенного до отчаяния бедняка мешочки с деньгами. Кстати, именно этот случай послужил поводом к появлению легенд о Санта Клаусе, прообразом которого был святитель Николай, защитник и покровитель всех маленьких детей.

Похоронен святитель Николай под храмом, который в наши дни территориально относится к городку Демре. После смерти святого на месте его кончины возвели одноименную церковь, а верующие стали стекаться к мощам любимого епископа на поклонение. Событие было отмечено Богом: с началом почитания у могилы святого произошло несколько чудесных исцелений больных людей.

В православной традиции святителя Николая называют «скорым помощником» людям в нуждах и скорбях. Еще бы, святой помогал людям при жизни, спасая их от нищеты и голода, морских бурь и даже смертной казни. Но и по отшествии в иной мир Николай Чудотворец продолжает оставаться помощником всем верующим людям. Чтобы дело спорилось, а печаль уходила, на Руси было принято просить о помощи святых Божиих. И обязательно приглашать к молитве священнослужителей. Ведь таким образом и молитва сильнее, и есть возможность сотворить милостыню в пользу храма. Потому и у Вас есть замечательная возможность обратиться вместе со священником с прошением к Николаю Чудотворцу у его святых мощей в городе Бари:

И да поможет Бог по молитвам святителя Николая Вам и Вашим близким.

София Константинопольская (Стамбул)

София Константинопольская

Это чудо храмовой архитектуры было построено по указу равноапостольного царя Константина (о котором мы подробнее еще поговорим сегодня) в самом центре Константинополя в 324 году. Святой император воздвиг крупнейшую для эпохи церковь рядом со своей резиденцией. В соборе святой Софии – Премудрости Божией служил, например, святитель Иоанн Златоуст.

К сожалению, в наши дни храм не действует. Во время захвата Византии османами Софийский собор стал мечетью, но в наши дни здание является музеем, и богослужения в его стенах не совершаются. Паломники имеют возможность свободного посещения базилики. Гостей поразит масштаб постройки и ее красота, дошедшая до нашего взора сквозь тысячелетия. Святой Константин создавал не просто храм, но рукотворный образ Божьего величия и могущества. И, надо сказать, у императора это получилось. А мы можем только смотреть и восхищаться, как святой царь любил Господа.

Храм Константина и Елены (Мустафапаша)

Святые Константин и Елена

На Руси христианство началось со святой Ольги и взросло посеянными семенами веры в ее внуке Владимире. А в Византии мама царя Константина Елена воспитала сына достойным проповедником Христа. Елена удостоилась чести обрести на святой земле Крест, на котором был распят Спаситель. По просьбе сына святая царица основывала храмы и монастыри на значимых местах евангельских событий.

Константин создал первое христианское государство в мире и прекратил гонения на последователей Истинного Бога. Трудно даже приблизительно оценить как прижизненный вклад в дело распространения христианства по территории империи, так и исторические последствия этих решений. Очевидно, что представители царской династии, Константин и Елена, были особо отмечены Господом. Их жизнь сопровождалась сверхъестественными знамениями и событиями. Например, перед решающей битвой за власть над империей царю Константину на небе явился огненный крест с обещанием победы над врагом.

Святым равноапостольным Константину и Елене молятся об укреплении в вере, избавлении ближних от духовных заблуждений и благополучии детей. Вы можете обратиться с молитвой у мощей святых в монастыре в их честь:

Болгарская церковь архидиакона Стефана (Стамбул)

Церковь Стефана

Стефан был первым христианским мучеником, убитым за веру в Иерусалиме вскоре после Вознесения Иисуса Христа. А вот храм в его честь представители Болгарской Православной Церкви возвели в Стамбуле лишь в конце XIX века. Вы спросите: ну и что же интересного в этом строении, которое явно уступает храмам и городам первого тысячелетия?

Дело в том, что церковь Первомученика Стефана полностью построена из чугуна. Заявленный вес конструкций, из которых собирали здание, равен 500 тоннам. Подобных храмов в мире почти не осталось, зато полюбоваться на архитектурную достопримечательность и помолиться под ее железными сводами Вы можете, посетив Стамбул.

Церковь Богородицы во Влахерне (Стамбул)

Церковь Богородицы

В V веке в Константинополе появилась церковь Пресвятой Богородицы, получившая название Влахернской по имени предместья столицы Византии. Храм удостоился чести стать хранилищем Ризы Божией Матери, а также Её чудотворной иконы. Образу приписывают неоднократную защиту Константинополя от нападений сил неприятеля в разные века. Написал икону апостол и евангелист Лука.

Два удивительных события связывают Влахернскую церковь с нашими предками. Да-да, славяне неоднократно и с переменным успехом совершали набеги на Византию в бытность язычниками. Так, в 864 году 200 русских кораблей подошли к берегам Константинополя, что стало для греков полной неожиданностью. По всем законам человеческой логики византийская столица и ее гарнизон были обречены. Но император Михаил обратился за помощью к Богородице: вместе с патриархом он положил Ризу Божией Матери в воду, что вызвало внезапный шторм, уничтоживший славянское войско!

Во Влахернском храме немногим позже произошло еще одно чудесное событие, которое легло в основу празднования Покрова Пресвятой Богородицы, а спустя века стало одним из самых любимых церковных торжеств среди верующих нашей страны. Покров Девы Марии символизирует защиту Небесной Владычицы всех ее детей-христиан от бед, скорбей и печалей. А еще в России и по сей день на Покров играют свадьбы, а перед образом молятся об удачных женитьбе и замужестве, а также семейном счастье.

Икона Божией Матери «Покров Пресвятой Богородицы»

Если желаете попросить Богородицу о помощи в этих важных для людей нуждах, подайте записку на молебен к иконе Покрова Пресвятой Богородицы:

Да поможет Милосердный Бог и Его Матерь в Ваших прошениях!

Неизведанная Турция. История этой страны тесно связана с летописью православной Церкви. Некогда забытые, занесенные песками христианские святыни снова притягивают многочисленные группы паломников. Возможность побывать в местах, где некогда проповедовали сами апостолы, появилась и у наших соотечественников.

Каппадокийский пейзаж: причудливые узоры, сложившиеся под многовековым воздействием ветров и дождей

Пляжная Турция с рекламных туристических буклетов. Такой предстает страна только на первый взгляд. Ведь бывшая Османская империя — это территория древнейшей христианской цивилизации, Византии. С этой землей прочно связана жизнь и история Церкви с самых первых веков ее существования. Здесь жили и проповедовали святые апостолы Петр, Павел, Иоанн, Филипп, Андрей, а их последователи сформировали крупнейшие христианские общины. В древнем городе Миры Ликийские служил епископом и совершал чудеса святитель Николай Чудотворец. Именно здесь жили такие христианские святые, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Малая Азия — родина великомучеников Георгия, Пантелеимона, мученика Иоанна Русского, особо почитаемого Греческой церковью.

Один из пещерных храмов, представляющий интерес и для археологов, и для паломников

Но когда мы говорим о православной Турции, то подразумеваем не только духовное наследие, связанное с историей Церкви. Здесь находятся и материальные свидетельства давно ушедшего времени. И с этой точки зрения, прежде всего, представляют интерес пещерные храмы Каппадокии.

Один из храмов, построенных теми, кто укрывался от гонений римских императоров. Церковь (впрочем, как и жилище) вырубалась в скалах из очень мягкого камня, который хорошо поддавался обработке и после взаимодействия с воздухом затвердевал

Это удивительный край, расположенный в самом центре современной Турции. Когда-то, миллионы лет назад, здесь кипела вулканическая деятельность: миллиарды тонн пепла, лавы и глины обрушились на землю. Время, дожди и ветра за последующие тысячелетия сформировали уникальный пейзаж. А пещеры, образовавшиеся в лавовых конусах, стали идеальным местом для отшельнического скита, стены и своды которого украшали разноцветными фресками.

Фреска в храме Святого Онуфрия, на которой изображены святые великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат

Сейчас невозможно установить доподлинно, в честь какого святого был освящен тот или иной храм. В путеводителях они носят причудливые имена, рожденные фантазией местных жителей. «Змеиная церковь» называется так потому, что на ее фресках запечатлены великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат в образе воинов, поражающих большого змия. Название «Церковь с сандалиями» происходит от двух выемок в форме человеческих ног, находящихся внутри храма у входа. А в «Темной церкви» действительно царит полумрак, потому что в ней нет ни одного окошка. Но турецкие гиды, наделяя церковь тем или иным прозвищем, не говорят ничего о ее прошлом потому, что эти древнейшие христианские храмы пятьсот лет были практически занесены песком.

Храм святой Софии в Стамбуле. Долгое время служил мечетью, а потом был закрыт. Сейчас действует как музей

И это неудивительно, ведь история этих мест складывалась драматично: сменялись правители, страна переживала войны. В результате население изменялось не только количественно, но и «качественно»: после Первой мировой войны произошел принудительный обмен населением между нынешними Турцией и Грецией. В результате чего во многих регионах греческого населения совсем не осталось. Сегодня численность христиан на этой территории, некогда христианской по преимуществу, составляет лишь 0,2% населения. Следствием этого стало медленное угасание духовной жизни там, где когда-то жили первые христиане. Но во многом благодаря русским паломникам интерес к христианским святыням на турецкой территории возродился.

Римский амфитеатр. Руководитель паломнической группы м. Евгения читает молитвенное правило

Потому нужно ли говорить, что материальные и духовные памятники, связанные с Православием, представляют сейчас интерес не только для ученых. И такой «туризм» приносит пользу не только самим приезжающим, но и местному населению, которое начинает интересоваться истоками собственной светской и религиозной культуры. А по мере того как растет интерес к турецким святыням, оживляется жизнь в той же Каппадокии.

Город Эфес: знаменит тем, что здесь проходили Вселенские соборы, проповедовали Иоанн Богослов и апостол Павел. На снимке — церковь, возведенная на том месте, где жила Богородица

И один из результатов этого — договоренность между Константинопольской Православной Церковью, Русской Православной Церковью и турецкими властями. Православные паломнические группы получили возможность совершать Божественные литургии и молебны в древних византийских храмах. В их числе церкви в Мирах Ликийских, Эфесе, Каппадокии, Тарсе, Антиохии Сирийской, которые сегодня имеют статус музея. Поэтому присутствие паломников в этих местах — это, быть может, единственный способ сохранить о них память и не допустить, чтобы вера Христова исчезла там, где проповедовали сами апостолы. Ведь если прекратится паломничество в Турцию, то может последовать постепенное разрушение и забвение этих святынь.

Курьез из современной жизни. Ограждение перед иконной лавкой, где пишутся образы по византийской традиции

.
.

Фото Владимира ЕШТОКИНА

Ссылки

  • Ефес и Иераполь. Фоторассказ о. Константина Пархоменко
  • Святыни Малой Азии: Стамбул
  • Святыни Малой Азии: Стамбул (часть 2)
  • Святыни Малой Азии: Миры Ликийские и Памуккале (гробница апостола Филиппа)
  • Святыни Малой Азии: Каппадокия
  • Святыни Малой Азии: Каппадокия (часть 2)
  • Православные храмы Турции
  • На берегах Босфора, часть 1. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)
  • На берегах Босфора, часть 2. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)
  • Хождение в Иерусалим и Царьград черного дьякона Троице-Сергиева монастыря Ионы по прозвищу Маленького
  • Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть I
  • Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть II
  • Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть III
  • Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть IV

Православие в Турции

Христианство (а после церковного 1054 года и собственно православие) — основная религия на территории современной Турции в III-ХV веках. Бывшее до XX века значительным православное меньшинство (греки, а также арабы) с 1920-х годов претерпело резкое сокращение и ныне сохраняется в Стамбуле и островах. Вся территория Турции находится в пределах церковной юрисдикции Константинопольского патриархата (Хатай прежде входил в Антиохийский патриархат).

История

В регионе, ставшем впоследствии территорией Турции, в I и II веках проповедовал ряд апостолов и мужей апостольских, в частности Андрей Первозванный, который почитается как основатель Константинопольской церкви; здесь проходили заседания всех церковных соборов, признаваемых в православии вселенскими. Согласно новозаветной книге Деяния (11:26), впервые именование христиан в отношении последователей Христа было применено в Антиохии (ныне Турция, близ города Антакья).

К началу ХХ века в Малой Азии, равно как и в Восточной Фракии уже преобладали мусульмане, хотя православное большинство (71 %) сохранилось в районе Айдына (г. Смирна/современный Измир) и Трапезунда (Трабзона); православные также составляли значительное меньшинство населения Константинополя (столицы Османской империи).

По условиям греко-турецкого обмена населением 1923 года православные греки обязаны были покинуть Турцию, а мусульмане — Грецию; исключения составляли мусульмане Западной Фракии в Греции, с одной стороны, и православные греки в Константинополе — с другой. Бо́льшая часть последних покинула страну после погрома 1955 года.

Современное положение

На 2011 год по оценкам некоторых исследователей число православных в Турции составляет 0,008 % от численности населения страны (т. е около 5897 человек).

На территории Турецкой Республики в настоящее время имеется 5 епархий Константинопольской Православной Церкви:

  1. Константинопольская архиепископия, возглавляемая Патриархом: Стамбул и окрестности;
  2. Халкидонская митрополия: азиатская часть Турции
  3. Имврская и Тенедская митрополия: острова Имврос и Тенедос
  4. Принкипонисская митрополия: Принцевы острова
  5. Деркская митрополия.

Святые

  • св. ап. Павел
  • св. ап. и ев. Иоанн Богослов
  • св. ап. Филипп
  • св. свт. Николай Мирликийский
  • св. прав. Иоанн Русский
  • св. прп. Феодор Студит

История зарождения

Падение Османской Империи в начале XX века спровоцировало ряд кровопролитных войн. Термин геноцид официально не употребляется при описании этих событий, но миллионы армян и греков были вынуждены оставить веками обжитые территории и покинуть Турцию. Подавляющее большинство исповедовало православие.

15 сентября 1922 года при поддержке младотурков была основана Автокефальная Турецкая православная церковь. Идея создания принадлежит знаменитому реформатору и военачальнику Мустафе Кемалю Ататюрку. Инициатива должна была выполнить 3 задачи:

  • Разрыв отношений нового государства с патриархатом Константинополя.
  • Создание церкви с национально-патриотическим уклоном для оставшихся греков и албанцев.
  • Контроль государства над «ненадежным» религиозным меньшинством.

Главой был назначен уроженец Малой Азии Павел Карахисаридис. Он провозгласил себя патриархом, принял имя Эфтим I и взял турецкую фамилию Эренерол.

Первые время после основания новому патриарху удалось собрать незначительное количество прихожан из православных турков. Греки новую церковь не приняли. Последующие годы численность национальной религиозной организации только сокращалась.

Часто, когда говорят о религии и Турции, возникает лёгкое замешательство. Ведь многие знают, что Турция – это мусульманская страна. Однако веселье Анталийских курортов, женщины, успешно занимающиеся карьерой, относительно свободное проявление нежных чувств на улицах городов никак не вяжутся с привычным нам образом мусульманского государства. Какую же религию исповедуют в Турции?

Какая религия является официальной в Турции?

В 1928 году основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк подписал указ, которым отделил государство от религии. Таким образом, Турция стала первой мусульманской страной, в которой религиозные общины не имеют права участвовать в политической жизни страны. Кроме того, в Турции каждому жителю гарантирована свобода вероисповедания. Несмотря на это, сила традиций велика, и в настоящий момент 96% населения Турецкой Республики исповедует ислам.

Ислам в Турции.

Введённый в 1928 году принцип светскости существует и до сих пор, однако с 1970-х годов в стране наметился обратный курс на муслимизацию страны. Несмотря на то, что законы шариата в Турции не действуют, сейчас большое внимание уделяется строительству новых мечетей (их уже более 78 тысяч), открытию специализированных мусульманских школ, развитию курсов по изучению Корана. Так же, хотя в Турции и нет закона, предписывающего женщине одеваться определённым образом, всё же большое число женщин предпочитают носить традиционные мусульманские закрытые одежды.

Ислам и туризм в Турции.

Несмотря на это, в курортных зонах и крупных городах всё ещё царит свобода нравов. Хотя ислам запрещает употребление алкоголя, почти все известные спиртные напитки находятся в Турции в открытой продаже. Так же здесь всегда открыты для посещений различные бары, рестораны, ночные дискотеки, часто организуются концерты звёзд эстрады.

Ещё во времена Османской Империи турки были известны своей терпимостью к иным вероисповеданиям. Именно поэтому и сегодня в Турции к другим религиям относятся достаточно спокойно. Однако, находясь на территории мусульманского государства, следует с уважением относиться к его обычаям и традициям. Так, в деревнях или городах, далёких от туризма, лучше выбирать более закрытую одежду, не увлекаться алкоголем, не разглядывать чужих женщин и мужчин.

Какие религии исповедуют на территории Турции?

Сегодня помимо ислама в Турции свободно исповедуют христианство (0,6% населения) и иудаизм (0,1%), а на юго-востоке можно встретить деревни езидов, которые исповедуют собственную синкретическую религию.

Поделиться записью

Святыни Турции: на море, к Богу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *