ВАСИЛИЙ СУХОМЛИНСКИЙ

Краткая биография и интересные факты из жизни украинского педагога.

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 в селе Васильевке (ныне Кировоградская обл) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Он учился в родном селе в школе и в 1933 году окончил семилетку. Летом 1933 года мать провела младшего сына Василия в Кременчуг. Сначала Василий Сухомлинский учился в медицинском техникуме, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабочий факультет, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. С 1935 г. начинается педагогический путь В. А. Сухомлинского.

В 17 лет он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт заочником и закончил его в 1938 году. Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 году во время Второй мировой войны добровольцем уходит на фронт. В январе 1942 года Сухомлинский был тяжело ранен, долго лечился и уже не смог вернуться к военной службе.

В июне 1942 года его назначили директором сельской средней школы, где он работал до марта 1944 года. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим районного отдела народного образования. Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году Сухомлинский становится директором Павлышской средней школы и работает а этой должности 23 года (до конца жизни). В 1948 году это была обычная, заурядная школа. 23 года стали самым плодотворным периодом его научно-практической и литературно-публицистической деятельности.

Обычную сельскую школу он превратил в настоящую педагогическую лабораторию, где добывал сокровища педагогической мудрости. В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Директор школы — руководитель учебно-воспитательного процесса». С 1957 г. — член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР. 1958 — заслуженный учитель УССР. 1968 — награжден званием Героя Социалистического Труда. В этом году избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. 2 сентября 1970 Василий Александрович Сухомлинский умер. Василий Сухоминський написал 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей. Василий Александрович ставил и решал проблему формирования у молодежи национального и эстетического мировоззрения. Об одном из путей успешного решения этой проблемы он писал, что в души детей должны войти лучшие народные традиции и стать святым законом. В его трудах часто находим выражения «мудрая человеческая любовь», «мудрость жить», «достоинство — это мудрость держать себя в руках». Педагог целенаправленно формировал у каждого воспитанника умение быть маленьким философом, осмысливать мир через красоту природы. Для Сухомлинского формирование эстетического чувства ребенка, его эмоциональной культуры — основная задача гуманистического воспитания. А восприятия и осмысления прекрасного — основа эстетической культуры, без которой чувство остаются глухими ко всему высокому и благородному. Книга «Сердце отдаю детям» имела публичное признание. Он писал: «Что было главным в моей жизни? Не раздумывая, отвечаю: Любовь к детям».

Архив монографий В.А.Сухомлинского

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.

Книга посвящена воспитательной работе с начальными классами. Другими словами, она посвящена миру детства. А детство, детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью. Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Не случайно он отмечал: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям».

В.А.Сухомлинский — достойный наследник гуманистической традиции. «В среде педагогов, — отмечал Сухомлинский, — можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка». Василий Александрович утверждал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать.

Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта — вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике.

Сухомлинский считал недопустимым применение оценки в начальных классах.

Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку,

потерял веру в себя.

Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научиться». Сознание ребенка — могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства.

В.А. Сухомлинский не только призывал к познанию личности ребенка, но и придавал большое значение мудрой власти наставников детей, так как непосредственное влияние воспитателя на воспитанника – необходимый и важный фактор воспитания. По мнению Сухомлинского нельзя воспитать человека, ничего не требуя от него, не формируя в его сознании понятий «нужно», «должен», «обязан».

В своем труде Сухомлинский проявил глубокое понимание диалектики педагогического процесса, причинно-следственных связей в нем, взаимозависимостей и взаимопроникновения всех сторон, элементов, составных частей воспитания – его задач, содержания, форм организации, средств, методов, приемов. Он доказывал, что если пренебречь хотя бы одним из звеньев целостной системы педагогического действия, то органическое единство этой системы нарушится. Только на основе гармонично построенного процесса воспитания возможно успешное формирование всесторонне развитой личности. Много ценнейших наблюдений, обобщений и выводов несет стройная дидактическая система, применявшаяся им. Эта система основывалась на прогрессивных достижениях мировой и отечественной педагогической мысли, в частности на творческом развитии дидактических выводов таких выдающихся педагогов, как Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, С.Т. Шацкий, на обобщении многостороннего опыта организации учебного процесса в советской школе.

Процесс обучения Сухомлинский предлагал стоить так, чтобы он постепенно, в соответствии с возрастными возможностями детей, вводил их в круг знаний, развивал их творческую мысль, уверенность в своих силах. Вместе с тем в работе «Сердце отдаю детям» он акцентирует внимание на том, что процесс обучения должен быть эмоционально окрашен, доставлять детям настоящую радость. «Я глубоко уважаю дидактику и ненавижу прожектерство. Но сама жизнь требует, чтобы овладение знаниями начиналось исподволь, чтобы учение – этот самый серьезный и самый кропотливый труд ребенка – был в то же время и радостным трудом, укрепляющим духовные и физические силы детей».

Известно, что в начальных классах, особенно первоклассники, занимаются охотно и с энтузиазмом, а затем этот энтузиазм порой угасает, и школьные занятия превращаются в серые будни. Посетителей Павлышской школы удивляло, что ее воспитанники работали как-то приподнято во всех классах – с 1 по 10. Эта атмосфера творческого, в меру напряженного учебного труда искусно создавалась слаженной работой педагогического и детского коллектива. Все педагогические поиски и построения, считал Сухомлинский, превращаются в крах, если нет у ученика желания учиться. А оно приходит только с успехом в учении. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха; усидчивость Сухомлинский называл вдохновением, помноженным на уверенность ребенка в том, что он достигнет успеха.

Сам процесс обучения, по Сухомлинскому, неизменно должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации, доступные для решения школьниками соответствующего возраста. Павлышский учитель и возглавляемый им педагогический коллектив немало сделали для развития этих педагогических идей, глубоко интересующих нашу школу и сегодня. В этой школе применялась тонко разработанная система творческой работы учащихся. Уже в начальных классах дети после занятий с педагогами в лесу, поле, школьном саду писали сочинения творческого характера, сочиняли сказки, где игра детской фантазии отражала порой в наивной форме сложные проблемы борьбы добра и зла, и, как правило, эти работы были окрашены в мажорные тона. По мере взросления школьников, умственного и нравственного их развития творческие работы учащихся усложнялись, тематически разветвлялись в соответствии с интересами и склонностями их авторов, но линия на всемерное развитие самостоятельной творческой мысли воспитанников продолжалась неизменно.

В.А. Сухомлинский считал очень важным держать педагогический процесс на уровне разумно рассчитанного напряжения, чтобы оно не было максимальным, ведущим к перенапряжению детских сил, их изматыванию, истощению нервной системы. Умственные силы и нервная энергия не бездонный колодец. Брать из этого колодца надо, по его мнению, очень осмотрительно, а главное постоянно пополнять источник нервной энергии ребенка. Вместе с тем не разумна и такая организация дела, при которой процесс приобретения знаний чрезмерно облегчается, и школьник не работает в полную меру своих возможностей. «Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием», — писал Сухомлинский. В это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясности мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей.

Известно, что чем выше продвигается по ступеням знания школьник, тем глубже и разностороннее у него должно развиваться абстрактное мышление. Ребенок мыслит образами. «Образное мышление, — считал Сухомлинский, — необходимый этап для перехода к мышлению понятиями. Я стремился к тому, чтобы дети постепенно оперировали такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность. Овладеть этими понятиями невозможно без исследования живых фактов и явлений, без осмысливания того, что ребенок видит своими глазами, без постепенного перехода от конкретного предмета, явления к абстрактному обобщению… Благодаря такой связи мышления с конкретными образами ребята приобретали навыки постепенного оперирования абстрактными понятиями. Конечно, это был длительный процесс, протекающий годы».

Сухомлинский справедливо считал, что умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание не конечная цель, а средство к ее достижению; что в современном мире без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей; что учение не может быть приятной игрой, доставляющей только удовольствия.

«Мы должны воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать не менее значительные трудности, чем преодолели их отцы, деды и прадеды. Уровень знаний молодого человека 70-90-х годов буде неизмеримо выше уровня знаний молодежи предшествующих десятилетий». И, следовательно, утверждает Сухомлинский, должна быть культура мышления, которую формирует в своих воспитанниках школа.

Методы преподавания, по Сухомлинскому, должны быть разнообразны и применяться в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного коллектива. Метод не самоцель, а средство к лучшему достижению цели, но наиболее разумным и эффективным путем.

Отметка, по мнению Сухомлинского, должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за нерадивость.

«Я всегда с большой тревогой думал, — писал он в труде «Сердце отдаю детям», — о психозе погони за отличными отметками, это психоз рождается в семье и захватывает педагогов, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае, мирится с четверками, и несчастный школьник, получая тройки, чувствует себя, чуть ли не преступником». По мнению Сухомлинского еще хуже ситуация, когда ребенок не видит успеха в учении, когда у него притупляется чувство собственного достоинства и он свыкается с мыслью, что ни к чему не способен. Но нельзя допускать и того, считал Сухомлинский, чтобы оценка баловала учащихся. В результате у школьников может сложиться легкомысленное отношение к учению.

В своем труде Сухомлинский значительное внимание уделял подготовке детей шестилетнего возраста к обучению в школе. Разработанная им тонкая и отлично действовавшая в Павлыше система такой работы, рассчитанная на согласованные действия семьи и школы в подготовке детей к новому периоду в их жизни – школьным годам, — крупное завоевание. Теперь, когда подготовка детей пяти-шестилетнего возраста к школе получила широкое развитие через детские сады, и посредством организации подготовительных групп при начальных школах, драгоценный опыт павлышского учителя заслуживает самого внимательного изучения. Органической частью дидактической системы, применявшейся Сухомлинским, является трудовое воспитание в широком смысле этого понятия и практическое осуществление принципов политехнического обучения во всем их многообразии. Он считал, что уже в школьные годы должна практически решаться задача сближения труда умственного с трудом физическим. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физического труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников. Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами о труде, так нельзя воспитывать его без серьезных умных слов. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умны, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

Поэтому значительную роль отводил не только предметам естественно-математического цикла, но и гуманитарным предметам, формирующим и направляющим духовную жизнь школьников, помогающим им осмыслить свой труд.

Трудовое воспитание и процесс обучения взаимосвязаны. Поскольку учение в жизни ребенка занимает главное место, с него, по мнению Сухомлинского, и надо начинать трудовое воспитание. С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду, в частности труду физическому, и выполнять посильные поручения, которые со временем становятся сложнее и ответственнее. Очень важно, чтобы общественно полезный труд был ребенку в радость. «Чувство радости, писал Сухомлинский, — доступно лишь тому, кто умеет напрягать силы, знает, что такое пот и усталость. Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда… В труде раскрывается богатство человеческих отношений. Воспитывать любовь к труду невозможно, если ребенок не чувствует красоты этих отношений». Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему.

В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей.

Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Детский труд таит в себе огромную облагораживающую силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он, считает Василий Александрович, не может стать недобрым человеком. Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания — нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду. Произведение «Сердце отдаю детям» отличает характерная особенность языка его произведений – простота и ясность изложения, эмоциональная приподнятость, порой публицистическая страстность. И, можно сказать, афористичность стиля педагога-писателя. Недаром так часто и охотно его цитируют в своих выступлениях и педагоги, и общественно-политические работники. Он очень современен, созвучен нашей эпохе.

Имя и труды выдающегося советского педагога хорошо известны в нашей стране и за ее пределами. Круг читателей широк и разнообразен: учителя и научные работники, партийные и комсомольские пропагандисты, родители, ищущие в его книгах ответ на порой нелегкие вопросы воспитания детей, и читатели, интересующиеся современными проблемами воспитания. Каждого из них привлекает обширное многообразие литературного наследия педагога-новатора и яркого публициста.

Сухомлинский придерживался мнения, что педагогика – высокое мастерство, основанное на теоретических знаниях, на сознательном использовании объективных закономерностей воспитания, но требующее одновременно проявления индивидуальности учителя, воспитателя, его вдохновения, инициативы, находчивости, изобретательности. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

В своем напутствии выпускникам, вступающим в жизнь, он говорил: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше сего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

В этих словах весь В.А.Сухомлинский — гуманист, мыслитель, педагог.

Сухомлинский полностью посвящает себя детям, главное для него — вырастить Человека, человека с большой буквы. И чтобы ребенок не просто прошел школу, а прошел школу жизни. Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Наиболее важным автор считает развитие в человеке уважения к себе, чувство собственного достоинства, без которых невозможно стать борцом за справедливость, невозможно быть настоящим патриотом. Сухомлинский пытается в первую очередь найти путь воспитать в человеке гражданина, способного положить жизнь за Родину. В основе лежит постоянный умственный и физический труд, развитие эстетических и духовных качеств, постоянное расширение кругозора. Василий Александрович понимал сущность воспитания в сближении с ребенком, в знании его проблем и радостей, в разделении его проблем и радостей. Мне очень понравились слова этого замечательного педагога: «Надо стать для ребенка, прежде всего другом, а потом его учить чему-то». И это правильно — без доверия не будет воспитания. Сухомлинский дает детям возможность рассуждать самим, чтобы истина предстала перед ними не как готовый вывод, преподнесенный педагогом. Автору нравится, что у детей возникают вопросы в процессе непосредственного общения с окружающим миром, старался, чтобы их было всё больше и больше. К каждому своему ученику Сухомлинский старался найти индивидуальный подход. Он развивал образное мышление детей, стремился к тому, чтобы дети постепенно оперировали такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство.

Главное в работе педагога – наблюдать за детьми, суметь проникнуть в мир их фантазий, ценить их индивидуальность, а не работать по шаблону, уважать мнение каждого ученика. Думаю, что каждый сегодняшний учитель, если он – настоящий Учитель, должен любить детей, действительно отдавать им своё безмерное, доброе, открытое сердце!

Опыт лучших педагогов убеждает, что самое главное в этой тонкой сфере воспитания — постоянная мыслительная деятельность – без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил».

Её величество Книга

Сухомлинский писал, что школа становится настоящим очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги, культ родного слова.

В Павлышской школе книге придавалось огромное значение. Личная библиотека самого Сухомлинского составляла 19 тысяч томов. Ею могли пользоваться и учителя, и ребята. Традиционный Праздник Книги, на котором принято было дарить друг другу книги, проходил в Павлышской школе 31 августа, накануне начала учебных занятий.

Родительская педагогика

Основные положения произведения:

  • семейному долгу надо учить с детства
  • надо долго трудиться физически и нравственно, чтобы добиться счастья
  • старшее поколение должно учиться говорить с младшим поколением о великом и прекрасном
  • учить детей умению ограничивать свои желания
  • взрослым делать то, что возвышает их в глазах их детей
  • дети — это счастье, созданное трудом родителей.

Автор рассказов и сказок

В. А. Сухомлинский написал множество рассказов для детей, например:

«Я больше не буду», «Жадный мальчик», «Котлетка как камень», «Металлический рубль», » Для чего говорят спасибо» «Стыдно перед соловушкой», «Трудно быть человеком», «Вьюга», «Обыкновенный человек» «А сердце тебе ничего не приказало», «Как синичка меня будит», «Лесной домик», «Жизнь птиц зимой» и другие.
Много рассказов посвящены матери: «Бессмертная мать», «Материнские глаза», «Седой волосок», «Оскорбительное слово», «Ненаглядный сынок», «Легенда о материнской любви» и другие.
В. А. Сухомлинским написано немало сказок для детей разного возраста, например: » Как звенят снежинки», «Хвастливый петушок», «Лепесток и цветок», «Как белочка дятла спасла», «Ветер, солнце и мороз», «Пусть будут и соловей, и жук» и другие. Во всех произведениях писатель ратовал за человечность в человеке.

Умер педагог 2 сентября 1970 г. в посёлке Павлыш. Похоронили его на школьном дворе.

Интересные факты из жизни Сухомлинского

  • Будучи ещё школьником, он советовал товарищам, что можно выполнять устные задания, когда они идут вместе домой: просто вспоминать, что говорил учитель на занятии.

Сначала критиковали, потом признали

Идеи народного учителя не соответствовали советской идеологии. Его гуманную педагогику относили к христианской, считали, что он проповедует абстрактный гуманизм, который не вписывался в социалистическую действительность. Василий Александрович не был верующим, но он не отрицал, что в мире природы есть божественное начало. Такое мировоззрение считалось довольно смелым. Его идеи критиковали. Но новатор не сдавал своих позиций и добивался поразительных достижений. Его труды стали актуальны сначала в учительском сообществе, а потом и в органах образования. Его опыт стал использоваться и в других общеобразовательных учреждениях. С течением времени пришло признание. Чтобы проявлять творчество в такой сфере, как педагогика, требовалось огромное мужество и выдержка.

Деятельность

Семнадцатилетним юношей начал Василий Александрович педагогическую работу. После окончания Полтавского педагогического института стал преподавателем украинского языка и литературы.

Во время Великой Отечественной войны В. Сухомлинского серьёзно ранили. Осколок снаряда находился в его груди всю оставшуюся жизнь. После госпиталя он хотел снова воевать, но комиссия признала его не пригодным к воинской службе. В. Сухомлинский прибыл на родину и с 1948 г. стал бессменным директором школы в посёлке Павлыш.

В 1955 г. на основе практического опыта он защитил положения своей научной работы «Директор школы – организатор учебно-воспитательного процесса».

У одного Мальчика был маленький друг – Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не выучил Мальчик уроки и собирается идти гулять – Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит Мальчику:

– Нельзя думать так, Мальчик. Сначала дело сделай, а потом иди гулять.

Стыдно станет Мальчику, он принимается за дело: выучит уроки, а потом идет гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.

Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он сидел за одной партой. Прошел один день, второй день – а мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал темный, как туча.

– Что я сделал или подумал плохого? – с тревогой спросил Мальчик.

– Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого… Но ты забыл о своем товарище.

Стыдно стало Мальчику, и он пошел к больному другу. Понес ему цветы и большое-большое яблоко, которое подарила ему мама.

Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть.

Зарубежная литература

  1. Гомер, «Илиада» и «Одиссея»;
  2. Эсхил, «Прометей прикованный»;
  3. Софокл, «Царь Эдип», «Антигона»;
  4. Еврипид, «Медея»;
  5. Аристофан, «Всадники»;
  6. «Рамаяна» (индийский эпос);
  7. «Песнь о Роланде» (французский эпос);
  8. «Песнь о Нибелунгах» (древнегерманский эпос);
  9. «Калевала» (финский эпос);
  10. «Эдда» (исландский эпос);
  11. Ирландские саги;
  12. Фирдоуси, «Шахнаме»;
  13. Данте Алигьери, «Божественная комедия»;
  14. Жозеф Бедье, «Роман о Тристане и Изольде»;
  15. Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль»;
  16. Мигель Сервантес, «Дон Кихот»;
  17. Уильям Шекспир, «Король Лир», «Гамдет», «Отелло», «Ромео и Джульетта»;
  18. Франческо Петрарка, сонеты;
  19. Готхольд-Эфраим Лессинг, «Эмилия Галотти»;
  20. Лопе де Вега, «Овечий источник»;
  21. Пьер Корнель, «Сид»;
  22. Жан де Лафонтен, басни;
  23. Мольер, «Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве»;
  24. Джон Мильтон, «Потерянный рай», «Возвращенный рай»;
  25. Даниель Дефо, «Робинзон Крузо»;
  26. Джонатан Свифт, «Путешествия Гулливера»;
  27. Иоганн Вольфганг Гете, «Фауст», «Страдания молодого Вертера»;
  28. Фридрих Шиллер, «Разбойники», «Коварство и любовь», «Вильгельм Teлль», «Baллeнштeйн»;
  29. Жорж Санд, «Грех господина Антуана»;
  30. Пьер-Жан Беранже, песни;
  31. Вальтер Скотт, «Айвенго», «Квентин Дорвард»;
  32. Джордж Байрон, «Паломничество Чайльд-Гарольда», «Шильонский узник», «Дон Жуан»;
  33. Виктор Гюго, «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеется», «Труженики моря»;
  34. Стендаль, «Красное и черное», «Пармская обитель»;
  35. Фердинанд Фрейлиграт, стихотворения;
  36. Георг Веерт, стихотворения;
  37. Оноре де Бальзак, «Гобсек», «Отец Горио», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде»;
  38. Чарльз Диккенс, «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Дэвид Копперфильд»;
  39. Уильям Теккерей, «Ярмарка тщеславия»;
  40. Адам Мицкевич, «Пан Тадеуш»;
  41. Генрих Гейне, «Книга песен»;
  42. Генрик Ибсен, «Бранд», «Кукольный дом», «Пер Гюнт»;
  43. Морис Метерлинк, «Синяя птица»;
  44. Шандор Петефи, «Витязь Янош»;
  45. Шарль де Костер, «Тиль Уленшпигель»;
  46. Алоис Ирасек, «Старинные чешские сказания»;
  47. Михай Эминеску, «Император и пролетарий»;
  48. Гюстав Флобер, «Воспитание чувств», «Госпожа Бовари»;
  49. Эжен Сю, «Агасфер»;
  50. Киносита Наоэ, «Огненный столб»;
  51. Эмиль Золя, «Жерминаль», «Западня»;
  52. Ги де Мопассан, «Жизнь», «Милый друг», «Пышка»;
  53. Альфонс Доде, «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона»;
  54. Гектор Мало, «Без семьи»;
  55. Марк Твен, «Приключения Тома Сойера»;
  56. Ганс Христиан Андерсен, сказки;
  57. Гарриет Бичер-Стоу, «Хижина дяди Тома»;
  58. Уолт Уитмен, стихи;
  59. Джеймс Фенимор Купер, «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан», «Пионеры», «Прерия»;
  60. Майн Рид, «Всадник без головы», «Морской волчонок»;
  61. Жюль Верн, «Пятнадцатилетний капитан», «Двадцать тысяч лье под водой», «Дети капитана Гранта»;
  62. Роберт Льюис Стивенсон, «Остров сокровищ»;
  63. Кнут Гамсун, «Пан», «Виктория»;
  64. Герберт Уэллс, «Война миров»;
  65. Шарль Перро, сказки;
  66. Братья Гримм, сказки;
  67. Вильгельм Гауф, сказки;
  68. Эрнст Теодор Амадей Гофман, сказки;
  69. Рабиндранат Тагор, «Крушение»;
  70. Лу Синь, «Подлинная история А-Кью»;
  71. Этель Лилиан Войнич, «Овод»;
  72. Генри Уодсворт Лонгфелло, «Песнь о Гайавате»;
  73. Теодор Драйзер, «Американская трагедия»
  74. Генрих Манн, «Верноподданный»;
  75. Джон Голсуорси, «Сага о Форсайтах»;
  76. Мартин Андерсен-Нексе, «Мортен Красный», «Дитте — дитя человеческое»;
  77. Джек Лондон, «Мартин Иден», «Северная одиссея»;
  78. Ромен Роллан, «Жан Кристоф», «Кола Брюньон»;
  79. Шолом Алейхем, «Огонь Барбюса», «Блуждающие звезды»;
  80. Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка»;
  81. Карел Чапек, «Мать», «Война с саламандрами»;
  82. Мария Пуйманова, «Игра с огнем»;
  83. Лион Фейхтвангер, «Семья Опперман», «Сыновья», «Иудейская война»;
  84. Анна Зегерс, «Седьмой крест», «Мертвые остаются молодыми»;
  85. Юлиус Фучик, «Репортаж с петлей на шее»;
  86. Эрнест Хемингуэй, «Старик и море»;
  87. Рафаэлло Джованьоли, «Спартак»;
  88. Луи Арагон, «Легенда о Габриэле Пери»;
  89. Пабло Неруда, стихотворения;
  90. Николас Гильен, стихотворения;
  91. Иоганнес Бехер, стихотворения;
  92. Хосров Рузбех, «Сердце, врученное бурям»;
  93. Дитер Нолль, «Приключения Вернера Хольта»;
  94. Юлиан Тувим, стихотворения;
  95. Леон Кручковский «Немцы»;
  96. Бертольт Брехт, «Добрый человек из Сезуана»;
  97. Эрих Мария Ремарк, «Три товарища»
  98. Антуан де Сент-Экзюпери, «Земля людей Экзюпери»;
  99. Эрскин Колдуэлл, «Мальчик из Джорджии»;
  100. Джон Стейнбек, «Зима тревоги нашей»;
  101. Джером Селинджер, «Над пропастью во ржи».

Список Сухомлинского

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *