Михайлова Дарья
Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон. Звучащие картины»

Педагогическая цель: Знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России, формирование знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.

Планируемые результаты (предметные): Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению, научить различать виды колокольных звонов по звучанию.

Личностные результаты: Выявление взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Универсальные учебные действия (метапредметные)Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий; развивать слух, память.

Познавательные: выявление выразительности и изобразительности в музыке; определять и сравнивать характер и настроение музыкального произведения; сопоставление музыкальных произведений; знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Коммуникативные: формирование умения адекватно передавать информацию, аргументировать свою точку зрения; воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус, умение формулировать собственное мнение.

Основные понятия и термины:М. П. Мусоргский, колокола, набат, трезвон, благовест.

Образовательные ресурсы: Мультимедийная презентация, учебник музыки, аудиозаписи, видеозапись, наглядности.

— Здравствуйте, ребята.

Прозвенел для нас звонок –

Начинаем наш урок.

— Я надеюсь, что сегодня на занятие вы пришли с хорошим настроением.

— Давайте поделимся друг с другом улыбками.

— Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

— На ваших парах должны лежать тетрадь, учебник, дневник и пенал.

— С произведениями каких композиторов вы познакомились на прошлом уроке? (П. И. Чайковского «Нянина сказка», «Мама», С. С. Прокофьева «Сказочка»)

— Я хочу узнать, как же вы запомнили эти произведения.

— Сейчас мы поиграем в игру.Правила таковы: я вам буду включать произведение, а вы должны будете определить, что же это за произведение. Но вам нельзя будет произносить ни одного слова.

— Итак, начнем нашу игру.

— Ребята послушайте внимательно стихотворение:

Много лет живете вы, колокола,

Много знаете о жизни на Руси,

Много сможете, наверно, рассказать,

Что нельзя забыть и что нельзя простить…

— О чем это стихотворение? (О колоколах на Руси)

— Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов.

— Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей)

Сл. 1

— Тема нашего урока «Великий колокольный звон».

— Какие новые знания вы получите на уроке? (Ответы детей)

— Сегодня на уроке мы познакомимся с разновидностями колокольных звонов, научимся различать колокольные звоны.

Сл. 2

— Колокола – символ Руси. Раньше каждый город, каждая крупная деревня считали обязательным иметь свою церковь с колоколами и не жалели денег на ее постройку.

— Что такое колокол? (Колокол – ударный музыкальный инструмент)

— Где мы можем услышать колокол? (В храме, на улице)

— Как вы думаете, когда появились колокола? (Ответы детей)

Сл. 3

— Сейчас вы посмотрите видеоролик, и ответите на вопросы. Будьте внимательны.

— С какого века ведет начало история появления колокола? (С бронзового века)

— От куда родом самый древний колокол? (Из Китая)

— Для чего используют колокола? (Сигнальный инструмент, для прислуги, церемоний, ритуалов, будили горожан, оповещали о радостных и печальных новостях)

— На какой цветок похожи колокола? (На полевой цветок – колокольчик)

Сл. 4

— Ребята, самый большой колокол не только в России, но и в целом мире был отлит в Москве в XVIII в. русскими мастерами Иваном и Михаилом Моториными. Это – Царь-колокол. Его вес – почти 202 тонны, высота – более 6 метров.

— Как называется самый большой колокол в мире? (Царь – колокол)

— Где же он был отлит? (В Москве)

— Каждый колокольный звон имеет свое название. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

— Первый звон с которым мы познакомимся, называется набат. Набат — тревожный сигнал для сбора народа, по случаю пожара или срочной помощи.

— Послушайте как звучит набат.

— Как звучит звон колоколов? Какие чувства у вас вызывает? (Тревожно, мрачно)

— Следующий колокольный звон называется трезвон. Трезвон — это характерный ритмический звон с одновременным использованием всех основных групп колоколов. Трезвон зовет людей на праздник.

— Послушайте как звучит трезвон.

— Как звучит звон колоколов? Какие чувства у вас вызывает? (Радостно, празднично)

— Следующий колокольный звон называется благовест. Благовест – это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме.

— Послушайте как звучит благовест.

— Как звучит звон колоколов? Какие чувства у вас вызывает? (Спокойно, величественно)

Сл. 5

— Сейчас мы с вами прослушаем «Праздничный трезвон. Красного Лаврского трезвона». Сядьте как слушатели и приготовьтесь ответить на вопросы.

— Как вы думаете, какой звон в этом произведении — праздничный или тревожный? (Праздничный)

— К какому виду колокольного звона он относится? (К трезвону)

— Совершенно верно – это был трезвон. Красный Лаврский трезвон. Красный – значит красивый, праздничный.

— Один ли колокол исполняет трезвон или несколько колоколов? (Несколько колоколов)

— У каждого колокола есть свой звук. Чем больше размер колокола, тем ниже тембр его голоса, а издаваемый им звон будет ярче и громче, чем у маленького колокольчика.

— А что такое тембр голоса? (Тембр — это окраска звука)

— Какой тембр и звон будет у большого колокола? (Низкий тембр, яркий и громкий звон)

— Какой тембр и звон будет у маленького колокола? (Высокий тембр, тихий и глухой звон)

-Так же у каждого звона есть свой ритм.

— Что же такое ритм? (Ритм – это чередование сильных и слабых долей)

— Выйди все из –за парт:

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели вновь за дело.

— Присаживайтесь.

— Сейчас вы прослушаете колокольный звон из оперы «Борис Годунов» русского композитора М. П. Мусоргского.

— Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Борис Годунов был русским царем.

— Сядьте как слушатели.

— Ваша задача внимательно прослушать и ответить на вопросы:

• К какому звону относится данный звон из оперы? (Набат)

• Каким вы услышали звон в произведении? (Тревожным)

• О чем он мог рассказать – о горе, несчастье или празднике? (О несчастье)

• Какой характер у этого звона? (Величественный, сильный, тревожный, мрачный)

• О чем может сообщать звон такого характера? (Предупреждает об опасности, о чем-то плохом)

— Царствование Бориса Годунова было тревожным и неспокойным, впереди его ждало много трудностей. Об этом нам колокола и говорят.

— Ребята, слышали ли вы в произведении звучание настоящего колокола? (Нет)

— Верно мы слышали оркестр, который имитировал нам звучание колокола (Имитация — подражание). То есть инструменты звучали подобию колокола.

— Многие композиторы изображали в своих произведениях звучание колокола с помощью оркестра и других инструментов

— Кто написал произведение, которое мы только что прослушали? (Модест Петрович Мусоргский)

— Какое настроение у этого произведения? (Печальное, мрачное)

— В чем разница между этим произведением с «Праздничным трезвоном»? (Разница в динамике, в характере, в настроении)

Сл. 6

— Откройте учебник на стр. 40-41.

— Посмотрите на картины двух русских художников Исаака Левитана «Вечерний звон» и Аристарха Лентулова «Небосвод».

— Что изображено на этих картинах? (Левитан – церковь, река, садящееся солнце,люди в лодке: Лентулов – радуга, много церквей)

— Сравним эти картины.

— Что можно сказать о картине Исаака Левитана? (Плавные линии, мягкие краски, контраст желтого цвета осенней природы и белого цвета церкви)

— Что можно сказать о картине Аристарха Лентулова? (Четкость рисунка, буйство ярких красок, многоцветье радуги)

— Еще раз посмотрим на картины Левитана и Лентулова и попробуем услышать колокольные звоны. А помогут нам в этом слова подсказки, которые даны вам в учебнике.

— Каким же будет колокольный звон на картине Левитана «вечерний звон»? (Задушевный, нежный)

— Каким будет колокольный звон на картине Лентулова «Небосвод»? (Праздничный, радостный)

— Какому звону созвучна картина Левитана «Вечерний звон»? (Благовест)

— Какому звону созвучна картина Лентулова «Небосвод»? (Трезвону)

— Молодцы ребята!

— Что такое колокол? (Ответы детей)

— Какие виды колокольных звонов вы знаете? (Ответы детей)

— Что такое набат? (Ответы детей)

— Как называют колокольный звон, который возвещает благую весть о начале богослужения в храме?

— Какие произведения прослушали? (Ответы детей)

— На какой цветок похожи колокола? (Ответы детей)

— Как называется самый большой колокол в мире? (Ответы детей)

— Для чего служит колокол? (Ответы детей)

— Если вам понравился урок – поднимите вверх правую руку, а если урок вам не понравился – поднимите вверх левую руку.

— Наш урок окончен.

— До свидания!

— Повторить текст песни «Смуглянка».

У Марии Патаповой за плечами 11 классов школы и карьера, которой может позавидовать иной музыкант-гастролер. Машины выступления два раза в день слушает едва не весь Тракторозаводский район! В храме Святителя Василия Великого девушка звонит в колокола, и «Хорошие новости” провели с русской красавицей целый рабочий день.

Не место красит человека!

В храме нет колокольни, то есть башенки с выходом на все четыре стороны. Здесь устроена звонница, смотрящая на запад. Колокола каменск-уральской фирмы «Пятков и Ко” установлены относительно недавно и, рассказывает Мария, новодельные инструменты очень голосистые, высокого качества.

В звонницу ведет очень крутая узкая лестница. Летом еще ничего, а вот зимой на люке за ночь могут собраться такие сугробы, что бьющему в колокола пробиваться приходится действительно с боем.

Конечно, Маша Патапова стала звонарем не случайно: она из русской православной семьи, отец девочки — священник. Впрочем, иногда семейная линия в профессии и не прослеживается. «Как ваша фамилия? Коган? Это как русская фамилия Попов. Кстати, из десяти звонарей у нас половина были евреи. Вам это льстит?”

На чердаке хранится всяческая мелочевка вроде хомутиков, веревок и тому подобное. Дверь очень красивая, да только лесенки к ней нет.

Для безупречной работы всех механизмов звонницы требуется постоянная профилактика. Смазка подвесов и блоков, подтяжка провисших веревок. «У вас есть шлицевая отвертка? По ступенькам не хочется бегать, а инструмент внизу остался…” Отвертка есть.

Наука о колоколах — кампанология

На часах без четверти пять, Маша подготовила рабочее место звонаря и теперь у нас есть пятнадцать минут на экскурсию. Первым делом объясняет, что звонарь играет скорее ритмический рисунок, нежели мелодию, хотя и какой-то мотив наиграть можно. Дело в том, что колокольни не настраиваются как пианино и звонарь не оперирует такими музыкальными понятиями, как «тональность”, «ноты”.

Русские звонари играли еще за несколько веков до фундаментального труда Баха — хорошо темперированного клавира — который и лег в основу всей современной музыки и нотной грамоты вообще. Важнее то, что над нотами — настроение, характер, акценты, темперамент и движение.

И, конечно, не бывает такого, чтобы два колокола с одной фабрики, сделанные в один день, звучали абсолютно одинаково, давали абсолютно одинаковый тон (ноту) и тембр (характер звучания).

Натянутые шнуры сходятся на металлических скобах, вбитых в деревянный столб (он называется пульт); таким образом, все колокола, развешенные вокруг, у музыканта под рукой.

Вот такая «рабочая стойка”. Несколько колоколов покрупнее управляются ногами: левую звонарь ставит на педали (на нижней части фото), а на правой стоит и балансирует. Под коленным сгибом правой ноги проходит еще одна веревка и музыкант «дергает” ее, перенося центр тяжести вперед-назад.

Раньше Маша давила педали туфлями на шпильках. Звонить весьма удобно, а вот забираться по вышеупомянутой лестнице — не очень. Теперь старается обходиться без каблуков.

Это язык самого большого колокола звонницы в сравнении с мужской кистью руки. Языки крепятся внутри колоколов металлическими карабинами или, как в этом случае, брезентовыми ремнями.

Три любимых колокола Маши («любимые, потому что веселые”) подвязаны самыми яркими веревками — ярко-голубыми. Голоса этих колоколов в миксе (т.е. в общей звуковой картине) соответствуют высоким тембрам в церковном хоре, то есть по сути они поют сопрано и тенорами. Поскольку Мария здесь совсем своя и знает по именам всех певчих, она и колоколам раздает прозвища согласно голосу: «Вот этот большой, например, Ярослав, потому что дьякон отец Ярослав у нас бас”.

Как рассказал нам эксперт Александр Акулов, традиционные системы подвеса русских колоколов не предполагают подведение каких-то сервоприводов. А в Европе подвешивают иначе и там сейчас колокольни переводят на автоматику, звонари уже не нужны.

Маша ориентируется во времени по наручным часам, но иногда получает сигнал к началу звона снизу, из храма: загорается лампочка и раздается электрическое щебетание.

Служба службой

Ключ на старт, сейчас Маша будет звонить благовест — мерно бухать в самый большой колокол, извещать о начале церковной службы. Защитные наушники и перчатки — обязательные элементы униформы.

После благовеста начинается перезвон — вот уж где звонарь может проявить себя во всей красе! Как иронически выражаются музыканты-академики, хороша та импровизация, которая заранее тщательно отрепетирована.

Маша перемешивает между собой заранее заготовленные рисунки и фрагменты и нанизывает их, как бусины, на свое настроение, на свой сильный, молодой, свободный дух. Руки ее летают быстро-быстро, а глаза закрыты.

Закончив перезвон, Мария перестает жмуриться и улыбается: «Вот такая смена, всего минут пятнадцать на все про все”.

Почем звонить в колокол?

Звонарь получает зарплату. Хватает ровно на трамвай из дома на работу и обратно. Разумеется, вовсе не в деньгах счастье звонаря. Сами колокола тоже не сказать, что безумно дороги: рекомендуемый производителем самый большой набор обойдется чуть-чуть дороже, чем Toyota Camry в люксовой комплектации.

Маша уходит с работы чуть похрамывая. «Стоять на одной ноге трудно, а вообще половина тела как будто немеет. Ни в какой спортзал ходить не надо… Хотя нет, можно фитнесом заниматься, но для симметрии”, — шутит девушка. Храм Святителя Василия Великого расположен по адресу Ленина, 6, неподалеку от ДК ЧТЗ.

За экскурсию от всей души благодарим большого эксперта колокольного звона Александра Акулова и звонаря Марию Патапову.

Правда и мифы о воздействии колокольного звона на организм человека

Храм Богоявления Господня г. Миасс Челябинской епархии

Человеческое ухо – уникальный орган. Он не только способен различать колебания воздуха в огромном диапазоне частот, от 16 до 20 000 колебаний в секунду, но и слышать звуки, отличающиеся по силе более чем в 3 миллиона раз! Именно на такую величину отличается самый тихий звук – порог слышимости – 1 дБ – от самого громкого, который может повредить орган слуха – 130 дБ.

Как громкие, так и тихие звуки оказывают огромное влияние на физическое и психическое состояние человека. Определенным образом действует на организм человека и колокольный звон.

В оценке этого действия часто можно встретить два крайних варианта.

Первый вариант чаще всего высказывается носителями атеистического или агностического мировоззрения, людьми, которым колокольный звон «мешает». Они считают, что колокола создают повышенный шум, представляющий определенную вредность для здоровья населения, а звонари непременно должны глохнуть и рано умирать. Один из комментариев на форуме о действии колокольного звона так и звучит: «умирают мучительной смертью от виброболезни».

Второй вариант – утверждение, что колокольный звон имеет целительную силу и исцеляет практически от всех болезней. О целебной силе колокольного звона говорят и пишут православные, неоязыческие, оккультные, биоэнергологические и прочие издания и сайты.

Конечно, можно с определенностью говорить о том, что звон обладает положительным действием на здоровье человека. Однако стоит ли заболевшему человеку вместо визита к врачу обращаться к биоэнерготерапевту с колокольчиками или выбирать место под звучащим колоколом?

Учитывая изложенные мнения, необходимо ответить на два основных вопроса. Первый: возникают ли во время колокольного звона вредности для звонаря, прихожан и жителей окружающих домов? Второй: Каковы механизмы воздействия звона на организм человека и какие изменения при этом воздействии можно считать доказанными с точки зрения медицины?

Допустимый уровень постоянного шума, который не представляет опасности для здоровья человека, согласно принятым нормативам, составляет 40 дБ ночью и 55 дБ в дневное время. Исследования разных авторов второй половины XX века показали, что повышенный уровень шума вызывает расстройства во всех отделах системы звуковосприятия – от волосковых клеток улитки до коры головного мозга. Особенно вредным является действие импульсных шумов. Статистически доказано, что у людей, работающих в условиях импульсного шума, тугоухость наступает в 2-5 раз чаще, чем у тех, кто работает в условиях шума с постоянными характеристиками.

Экспериментальными исследованиями было установлено, что кратковременное, продолжительностью до 15 минут, воздействие шума на орган слуха вызывает в нем лишь компенсаторно-приспособительные изменения – усиление кровообращения и обменных процессов. Более длительная экспозиция шума обусловливает истощение компенсирующих механизмов и питательных веществ, утомление центральной нервной системы. Все изменения обратимы, если период воздействия шума составляет не более часа, а человек здоров. При экспозиции шума более 4 часов происходят необратимые изменения в клетках спирального органа.

Установлено также, что наиболее чувствительно ухо человека к средним и высоким звукам, которые и обладают при высоком уровне громкости повреждающим действием. Низкие звуки при одной и той же силе кажутся человеку более тихими, чем высокие, и повреждающий момент от их действия наступает гораздо позже .

В условиях шумных производственных предприятий и прочих шумовых помех часто пользуются средствами индивидуальной защиты – берушами и наушниками. Их эффективность различна в зависимости от материала и конструкции, снижение уровня шума при их применении составляет от 9 до 35 дБ. Такая защита часто хорошо предохраняет от острой звуковой травмы, однако при длительной экспозиции шума этой защиты бывает недостаточно. Существуют специальные беруши с системой акустического подавления сигнала, но они достаточно дорогостоящи (около 170 долларов).

Рассмотрим колокол с точки зрения на него как источник шума.

Рис. 1. Спектр звучания колокола «Полиелейный» через 2 сек. после удара.

Рис. 2. Спектр звучания колокола «Полиелейный» через 2 сек. после удара.

Из представленных спектрограмм (рис. 1, 2) видно, что громкость основного тона 16-тонного колокола через 2 секунды после удара составляет 105 дБ, а через 10 секунд после удара – около 90 дБ. Расчеты показывают, что громкость звучания этого колокола при ударе не должна превышать 120 дБ.

Известно также, что громкость звучания колокола не имеет прямой зависимости от силы удара языка, с определенного момента усиление удара не вызывает увеличения громкости. Кроме того, в медицинской литературе не описаны случаи острого повреждения органов слуха от звука колокола, которое может наступить при громкости от 130 дБ. Поэтому можно говорить о том, что максимум громкости звука колокола – около 120 дБ.

В литературе и на разных интернет-сайтах чаще всего приводятся цифры громкости звука колокола от 0 до 250 дБ. Эти сведения явно недостоверны, поскольку известно, что 140 дБ – это звук старта космической ракеты, а при 180 дБ человек просто не выживает.

Кроме того, спектр звука колокола, даже небольшого размера, не бывает высокочастотным, то есть высота наиболее громкого тона колокола редко превышает 2 кГц.

Экспозиция звука церковного колокола обычно не превышает получаса, за исключением особых случаев – праздника Пасхи, Светлой Седмицы, колокольных праздников и фестивалей. В этих случаях, если человек находится на звоннице более часа, можно рекомендовать ношение берушей или наушников. Однако нужно помнить, что эти индивидуальные средства защиты, во-первых, не являются защитой достаточно полной, а во-вторых, искажают восприятие звучания колокола. Дело в том, что беруши в большей степени заглушают высокочастотные сигналы, которые в колокольном звоне негромки, но придают звуку яркость и колорит.

Что касается громкости звона на расстоянии, то, как правило, жители окружающих домов слышат его на уровне 55-85 дБ. Это достаточно громкий звук, который может раздражающе действовать на тех, кому он неприятен, однако непосредственного вреда на организм человека при краткой длительности звучания оказать не может.

Для звонаря звон в условиях открытой колокольни и продолжительностью согласно уставу и предписаниям Типикона также безопасен. Продолжительность жизни звонаря часто бывает большей, чем средняя по населению, и это можно подтвердить, в частности, возрастом двух сельских звонарей, показанных в фильме Л. Клинцовой «Обратный отсчет. Магия звука» (2013 г.), которые прожили 79 и 85 лет.

То, что церковные колокола приносят духовную пользу, бесспорно. В церкви колокол несет много функций, полезных для духовного мира человека. Он выполняет роли: миссионерскую, литургическую, молитвенную, педагогическую, объединяющую и другие. Но имеет ли он влияние на физическое здоровье человека?

Можно считать доказанными два механизма влияния колокольного звона на человеческий организм.

Первый – это влияние через духовную составляющую. Церковный колокол призывает к очищению души и соединению её с Богом в Таинствах. А болезни плоти, как известно, часто происходят от нечистоты духовной – греха.

Второй – влияние звона как музыки на психическое состояние человека.

Исследованиями физиологов доказано, что музыка разного рода влияет на человека по-разному. Маршевая музыка тонизирует, способствует мобилизации сил. Прослушивание музыки композиторов-классиков, особенно В.-А. Моцарта, улучшает память и мобилизует умственные способности, позволяет снять нервное напряжение. Подобные изменения фиксируются и у людей после прослушивания колокольного звона и православных песнопений. Лечение музыкой и колокольным звоном используется с давних пор, и современные врачи его используют – в комплексе лечения, особенно часто в психотерапии. Психиатр, д. м.н. с успехом использовал колокола для симптоматической терапии онкологических больных – звон уменьшал боль, страх и чувство тоски.

Существует также ряд теорий, объясняющих и обосновывающих целебное действие колокольного звона, но не подтвержденных убедительными доказательствами. Рассмотрим две из них.

Первая, наиболее простая – утверждение, что колокола излучают, кроме звуковых волн, еще и ультразвуковые и инфразвуковые.

Действительно, если посмотреть на частотный спектр звука колокола (рис. 1, 2), видно, что линия осциллограммы не заканчивается нулевым значением ни справа, ни слева. Однако если низкочастотные колебания у конца звуковой шкалы сохраняются достаточно интенсивными, то высокочастотные стремятся к нулю. Безусловно, и инфра-, и ультразвуковые колебания присутствуют в частотном спектре колокола, но с учетом рассеивания, отражения и дифракции на границе сред – воздуха и человеческого тела – интенсивность и количество проникающих ультразвуковых волн ничтожно малы. О воздействии же инфразвука известно, что он вызывает у человека чувство усталости, страха, депрессии, паники. Вероятно, поэтому физиологические явления, связанные с действием инфразвука, до сих пор недостаточно изучены.

Вторая, более сложная – микролептонная теория. В 1989 г. академиком была опубликована статья, в которой он выдвинул теорию о существовании микролептонов – субатомных частиц, размером в 20 раз меньше электрона. Считается, что микролептоны убивают болезнетворные микробы и вирусы, благоприятно воздействуют на человека, возможно, являются носителем мыслей. Сторонники теории считают, что она подтверждается нормализацией энергетического поля, выявленного методом газоразрядной визуализации (ГРВ) (рис. 3) и улучшением показателей мозговых ритмов.

Однако ряд серьезных ученых отрицают доказанность микролептонной теории, и она до сих пор не признана мировым научным сообществом. А «чтение мыслей» действительно возможно, и такая методика разработана в НИИ психоэкологии РФ. Основана она не на микролептонной теории, а на научном синтезе – сочетанном применении нейрофизиологии, психологии, компьютерного психоанализа, математики.

Рис. 3. Энергетическое поле человека до и после действия колокольного звона, зафиксированное методом ГРВ.

Действие акустических параметров колокольного звона на организм человека, как и сами параметры, до сих пор изучены недостаточно. С определенностью мы можем говорить лишь о некоторых, несомненно, положительных, аспектах этого действия.

Список литературы:

Профессиональные болезни верхних дыхательных путей и уха / под ред. , . С-Пб, «Гиппократ», 2009 г. . Русские православные колокольные звоны в синтезе храмовых искусств. М, «Композитор», 2009 г. Интернет-ресурсы.

Спецпроект «Звонница” — кто звонит в колокола?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *