Либретто балета «Спартак»

Спартак

Сцены из римской, жизни. Балет в четырех действиях

Автор балета — Арам Ильич Хачатурян
Либретто Н. Волкова.
Балетмейстер Л. Якобсон.
Первое представление: Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 27 декабря 1956 г.
Действующие лица
Спартак. Фригия. Эгина. Гармодий. Красе. Умирающий раб. Лентулл Батиат. Глашатай. Египтянка. Африканец. Нумидиец, Галл. Афинский шут. Этруски, гадитанские девы, гетеры. Мимы. Центурионы. Сподвижники Спартака.

Римский полководец Красс возвращается из похода с победой. Ликующая толпа приветствует прославленных в боях легионеров.

В золотую колесницу Красса впряжены пленные рабы. Среди них — фракиец Спартак. Его исполинская фигура полна силы и достоинства. Рядом с ним — его возлюбленная, молодая фракийка Фригия, и юноша Гармодий.

В толпе римской знати патрициев и сенаторов, встречающих Красса,— его наложница, куртизанка Эгина.

Рынок рабов. Торг начинается продажей египетской танцовщицы. Ее разлучают с матерью. Спартака и скованного с ним цепью Гармодия покупает владелец школы гладиаторов Лентулл Батиат. Горестна минута расставания Фригии и Спартака. Фригию покупает Эгина.

Цирк. В центре амфитеатра — ложа Красса и Эгины. Начинаются бои гладиаторов. Сражаются галл, нумидиец и африканец. Раненый нумидиец просит даровать ему жизнь, но толпа требует убить его. На арену выходят два гладиатора. Один из них гибнет; умирая, он посылает проклятие Риму. Всеобщее внимание привлекают два отряда: гладиаторов. Закипает яростный бой. Чудеса храбрости и ловкости показывает Спартак. Он побеждает, ему восторженно рукоплещет толпа.

Площадь перед дворцом Красса. Фригия изливает» Спартаку свое горе, жалуется на тяжкую жизнь в неволе и разлуке.

Под покровом ночи Спартак условливается со своими сподвижниками о тайной встрече. Их замечает Эгина. Желая раскрыть их замысел, она очаровывает одного из заговорщиков — юного Гармодия.

Празднество в честь бога Сатурна (сатурналии). Толпа славит его вакхическими плясками. Из дворца на роскошных носилках выносят Красса. Один из рабов, несущих носилки, споткнулся. Красе приказывает убить его. Телохранитель Красса пронзает раба кинжалом. Все в ужасе замирают.

На тайной встрече Спартак призывает своих сподвижников начать восстание. Верность делу борьбы за освобождение заговорщики скрепляют клятвой.

Спартак проникает в каменную тюрьму гладиаторов. и зовет заключенных поднять восстание: лучше смерть на поле брани, чем на арене цирка, на потеху толпе! Вот уже разбиты цепи, снята стража. Спартак открывает ворота тюрьмы и уводит за собой восставших.

Широкой огненной рекой разливается по Италии восстание рабов. Победу за победой одерживают войска Спартака. Римляне склоняют «орлы» — знаки своих легионов — перед вождем восставших рабов.

Военачальники Спартака возвращаются из похода с пленными легионерами, награбленным добром, бочонками вина и гетерами. Среди гетер скрывается Эгина. Она приводит Гармодия в палатку пирующих военачальников.

Неожиданно появляется Спартак. Он приказывает немедленно изгнать из лагеря гетер. Гармодий протестует. Между группой военачальников и Спартаком возникает ссора. Давно назревавший конфликт приводит к расколу лагеря. Группа недовольных военачальников вместе со своими воинами покидает лагерь Спартака. Эгина увлекает за собой Гармодия. Со Спартаком остаются только верные делу свободы его сподвижники.

Пир у Красса. Эгина рассказывает полководцу, что ей удалось привести рассорившегося со Спартаком Гармодия, а также о расколе среди восставших. Красе отдает приказ напасть на лагерь отколовшихся от Спартака.

Эгина остается наедине с Гармодием. Проходит ночь. Пир возобновляется. Красе велит привести Гармодия. Распахиваются пурпурные занавеси. Гармодий с ужасом видит распятых на крестах гладиаторов, своих недавних сподвижников. Он понимает, что его предала Эгина, и порывается убить ее, но его схватывают и закалывают. Красе и Эгина покидают пиршество.

Рабы во главе со Спартаком стремительно врываются во дворец. Им навстречу радостно устремляются Фригия и рабы Красса.

В сражении с легионерами Красса Спартак терпит поражение и отступает. Фригия благословляет его на новые битвы; она подает Спартаку щит, целует его меч. Она сердцем предчувствует надвигающуюся катастрофу.

Римляне наступают. Окруженные несметными полчи­щами, гибнут в жестоком бою спартаковцы. Гибнет и Спартак.

Звучит сигнал отбоя. Войска римлян уходят.

Ночь. Мгла окутывает поле битвы. Появляется скорбная Фригия, отыскивающая тело Спартака. В зловещей тишине она оплакивает павшего героя.

Первый педагог

С самого детства за танцовщиком закрепилось прозвище «Васька», разумеется, из-за фамилии: «Помню, взрослые мне говорили «Васька, давай спляши нам»», — вспоминал Васильев. Мальчик с удовольствие откликался на просьбу, но никогда не планировал заниматься танцами серьезно и о сцене совсем не помышлял. В балет он попал абсолютно случайно — один из друзей позвал семилетнего Вову с собой в Кировский дом пионеров, где он впервые увидел своего будущего педагога по танцам: «Вдруг вошла дама, совершенно не из этой эпохи, с гладко зачесанными, черными как смоль волосами, с пучком на голове. Она мне показалась удивительно красивой, с подтянутой фигурой, от нее был легкий аромат духов, которых я никогда раньше не ощущал». Педагог Елена Романовна Россе очень быстро обратила внимание на новичка в свое группе, который начал вместе со всеми изучать вальс и делал это лучше других детей: «Она мне сказала «Ну-ка, иди сюда маленький». И попросила остаться, поскольку должна была прийти старшая группа, чтобы я позанимался с ними. В ней было все прекрасно, и я не мог этому не поддаться», — рассказывал Владимир Викторович. В итоге домой Васильев вернулся, когда на улице уже стемнело, за что получил выговор от родителей, которые запретили сыну ходить на танцы. Но он их не послушал и начал тайком посещать уроки Россе. Лишь через месяц мальчик признался маме, что ходит в танцевальный кружок, да еще и является лучшим учеником в классе. Так родительский запрет был снят.

Свадьба под угрозой

Со своей супругой и коллегой по сцене Екатериной Максимовой Васильев познакомился еще во время поступлении в хореографическое училище. В старших классах танцовщики сблизились, а когда оба стали работать в «Большом» — разошлись. Старые чувства снова вспыхнули лишь через три года. 3 июня 1961 года влюбленные расписались. Правда, регистрация брака чуть не сорвалась. Сначала невеста забыла паспорт, а потом по дороге в ЗАГС попала в жуткую пробку, образовавшуюся из-за похорон какого-то партийного лидера. «Свадьбы практически не было. Ни я, ни Катя не хотели шумихи, чтобы все пели, плясали, радовались. Ей тогда казалось это диким», — рассказывал в интервью Васильев. После ЗАГСА молодожены разъехались в разных направления: «Расписались и отправились каждый в свою квартиру: она — в Брюсовский, а я — на Осипенко. Отправились по двум причинам: первая — не было у нас своей комнаты, вторая — на следующий день была премьера балета «Лесной песни», в котором мы были заняты в разных составах», — вспоминал танцовщик. Правда, на второй день после свадьбы руководство отправило Максимову и Васильева в Париж, разумеется, по работе, но им все же удалось устроить себе небольшой медовый месяц во французской столице.

Дважды изгнанный

Из Большого театра Владимира Васильева увольняли дважды, и всякий раз это становилось для него полной неожиданностью. Первое расставание с ГАБТ произошло 1988 году с легкой руки Юрия Григоровича, который отправил на пенсию не только Васильева с супругой, но и других именитых танцовщиков: Мариса Лиепу, Майю Плисецкую, Нину Тимофееву и т. д. Однако через несколько лет Владимир Викторович вернулся в «Большой», правда, уже не в качестве танцовщика: «Это произошло неожиданно. Никогда не думал, что стану директором Большого театра. Просто после распада Союза наступили времена, когда искусство, как, впрочем, и многое другое, оказалось в большом упадке. Театр раздирали противоречия, какие-то бесконечные распри… Поэтому нужен был приход человека, который бы имел имя в искусстве и мог объединить противоборствующие стороны. Выбор пал на меня. Три часа со мной разговаривал тогдашний премьер правительства Виктор Степанович Черномырдин, уговаривая занять пост не только художественного руководителя, но и директора театра. Я согласился», — рассказывал артист в интервью. В этой должности он проработал целых пять лет. Именно Васильев настоял на строительстве Новой сцены театра, когда начались разговоры о реконструкции «Большого».

О своем очередной увольнении Владимир Викторович узнал по радио, когда был на даче. Его должность упразднили, и он снова покинул ГАБТ.

Кшесинская

Судьба не раз сводила Владимира Васильева с выдающимися людьми. В 60-е во время гастролей в Париже танцовщик познакомился с легендарной Матильдой Кшесинской. «Вдруг на веранду выходит сухонькая маленькая старушка, похожая на мышку. С тоненькой косичкой-«крысиным хвостиком» и очень живыми черными глазками-угольками, глазками-блесточками», — вспоминал Васильев в интервью журналу «Семь дней». Буквально с первых минут знакомства Матильда Феликсовна обратилась к своему визитеру со странной просьбой: «Видите мою шейку? Вот потрогайте!» Молодому артисту ничего не оставалось, как сделать то, о чем его попросила балерина. Вернувшись в гостиницу, Васильев сказал жене: «Представляешь, я сегодня любовницу Николая II по шейке гладил!»

Место для души

Отдыхал танцовщик нечасто, но если выпадал такая возможность, то вместе с женой всегда ездил в «Щелыково» — санаторий Союза театральных деятелей. Это было любимое место семейства Васильева-Максимовой и не только их. В стенах санатория отдыхали многие известные люди, которые позже стали друзьями Владимира Викторовича. Именно там он познакомился с Юрием Яковлевым, Ией Саввиной и Владимиром Этушем.

Не только танец

Кроме танца в жизни Васильева уже много лет есть еще одно серьезное увлечение, или, как он сам его называет, «страсть». Владимир Викторович любит рисовать. За плечами хореографа не одна персональная выставка не только в России, но и за рубежом. «И в танце, и в живописи я учился и продолжаю учиться всю жизнь. Как надо и как не надо. У самых разных художников. Моим учителям несть числа. Если говорить о том, кого я люблю и особо выделяю в живописи, то это и Возрождение, и импрессионизм, и наши передвижники, и авангард, да и вообще все замечательные известные и не столь художники, у которых есть для меня главное — образность с множеством полутонов, есть таинство», — рассказывал Васильев в интервью телеканалу «Культура».

«Кармен» впереди

«Я всегда хотел поставить оперу «Кармен». Но пока это тоже остается в мечтах», — рассказывал незадолго до юбилея Васильев. Несмотря на возраст, он до сих пор остается в профессии. Например, к собственному юбилею Владимир Викторович поставил новый спектакль «И воссияет вечный свет» на «Реквием» Моцарта, который планировали показать в Казани и на сцене Большого театра, однако из-за пандемии премьеру пришлось отложить. В итоге в день рождения танцовщика на официальном канале ГАБТ на YouTube будет показан один из самых знаковых балетов в репертуаре Васильева — «Спартак».

Спартак (балет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *