Тема урока: Чудо Преображения
Цель урока:
— сформировать у учеников представление о Преображении как чуде, произошедшем на Соловках.
Задачи:
— рассмотреть понятие Преображения;
— расширить кругозор учеников;
— выделить различные смыслы, которыми наделялось понятие Преображения;
— воспитать у учеников бережное отношение к памятникам русской культуры.
Оборудование:
Доска, мультимедийное оборудование (презентации), нарезки с текстом, картинки, учебник.
Ход урока
I. Вводная часть.1. Присоединение.
Учитель – Приветствие (здравствуйте, очень рада вас всех видеть, сегодня нам с вами предстоит интересная работа).
2. Актуализация знаний.
Учитель — Прошлый урок (какой раздел вы сейчас изучаете, что изучали на прошлом уроке?).
Повторение. Самостоятельная работа. Начало изучения темы «Чудо Преображения».
II. Основная часть.
Постановка проблемы: случайно ли монастырь назван во имя Преображения? Нет ли здесь скрытого смысла, понятного не всем и не сразу?
ПРЕОБРАЖЕНИЕ. Один из двенадцати основных православных праздников в память чудесного преображения всего облика Иисуса Христа во время молитвы (6/19 августа). Праздник Преображения Господня.
ПРЕОБРАЗИТЬ — изменить образ, форму, вид чего-нибудь; сделать иным, лучшим. Творческий труд преобразил человека. Зима преобразила всю природу.
Сравнение: природа (человек, море) до и после Преображения. Дивные храмы, мощные стены, ладное пение.
АФО — тренинг в рабочей тетради (Чудо Преображения, стр. 33)
Подведение итогов: выставление отметок.
Д/З: сочинение на тему: «Почему историю Соловков можно назвать поучительной».
Конспект урока «Чудо Преображения»
Волкова И.Ю.
с. Рослятино

Соловецкий монастырь находится на Соловецких островах в Белом море. Точный адрес: Россия, Архангельская область, Приморский район, Соловецкое сельское поселение, посёлок Соловецкий, Соловецкие острова.

Добраться на Соловки можно через Архангельск (из аэропортов Васьково и Талаги или через Северное морское пароходство) или Кемь (из порта в пригороде Кеми — Рабочеостровска).

Карта архипелага

Официальный сайт Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря

Основатели Соловецкого монастыря

В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.

В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему».

Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу.

Читайте также — Священник Александр Волков: В 1971 году митрополит Никодим и будущий Патриарх приехали на Соловки…

Устроитель Соловецкого монастыря преподобный Зосима

Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь.

Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями.

Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове.

В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне.

Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.

Преподобный Герман и Соловецкий монастырь

В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Ученики хотели привезти его тело в монастырь, но из-за распутицы на дорогах вынуждены были совершить погребение на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Спустя пять лет (в 1484 году) при игумене Исайи мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель.

Преподобный Герман раньше других иноков побывал на Соловках. Он сопровождал на острова преподобных Савватия и Зосиму, был «сподвижником в духовной жизни, сотрудником в устроении обители и участником в их видениях и откровениях». Устное повествование преподобного Германа о первых соловецких подвижниках записал в конце XV — начале XVI века иеромонах-книжник, а позже игумен Досифей, ученик преподобного Зосимы. Рукопись легла в основу текста жития первоначальников Соловецких, Савватия и Зосимы, составленного в 1503 году бывшим митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой, который находился в то время в Ферапонтовом монастыре.

Разрушение Соловецкого монастыря

XX век принес святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН (расформирована в 1939 году). На Соловки ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения — офицеров и солдат. Новая власть отправляла сюда своих политических противников, неугодных ей представителей творческой интеллигенции. С начала 30-х годов на острова начинают доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины.

Добровольное заточение

После закрытия монастыря около 60 человек братии добровольно оставались в лагере в качестве вольнонаемных. Они работали «инструкторами» на монастырских промыслах. Богослужения разрешалось совершать в церкви преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище. В 1932 году последние соловецкие монахи были высланы с архипелага, а богослужения запрещены. «… Не стало больше окутывавшей остров оберегаемой от века тишины; место смиренных монахов и просветленных богомольцев заступили разношерстные лагерники и свирепая охрана; уже меркли тени прежних молельников за Русь и на развалинах скитов и часовен воздвигали лобное место для всего народа, — душа и сердце продолжали испытывать таинственное влияние вершившейся здесь веками жизни… несмотря ни на что! Влияние, заставлявшее вдумываться в значение подвига и испытаний», — пишет соловецкий узник Олег Васильевич Волков.

Мученики

Среди высших иерархов Русской Православной Церкви, томившихся на Соловках, были митрополиты, архиепископы, епископы и архимандриты. Большинство из них в 1932 — 1938 годах были умучены, расстреляны, погибли на Соловках или в местах пересылки. Невозможно перечислить имена всех соловецких узников, с упованием на Господа мужественно стоявших за веру и Отечество. Более тридцати новомучеников и исповедников Соловецких были прославлены Церковью и канонизированы юбилейным Архиерейским Собором 2000 года. Среди них имена священномучеников Евгения, митрополита Горьковского (1937); Александра, архиепископа Семипалатинского (1937); Илариона, архиепископа Верейского (1929); Петра, архиепископа Воронежского (1929); преподобномучеников архимандрита Вениамина (1928) и иеромонаха Никифора (1928).

Воспоминания

«Воспоминания очевидцев, которые сами прошли через застенки лагеря особого назначения, свидетельствуют, насколько силен был дух православных людей, которые томились здесь… Верующие люди считали для себя великой честью находиться на месте подвигов преподобных основателей — Зосимы, Савватия и Германа, несмотря на великие невзгоды, которые им приходилось переносить, несмотря на все унижения, которые выпадали на их долю. И ныне вся Русская Православная Церковь воспевает и прославляет подвиги первооснователей нашей обители вкупе с трудами, испытаниями и страданиями новомучеников и исповедников Соловецких», — говорит архимандрит Иосиф, с 1992 года наместник возрождающегося Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

Соловки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *