Курс лекций «Нравственность – сила нации» (методические материалы для внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности) (далее Курс лекций) по содержанию – социально-педагогический и патриотический; по функциональному предназначению – общекультурный, воспитательный; по форме организации – групповой; по времени реализации – краткосрочный в пределах учебного года.

Курс лекций разработан в поддержку «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р), которая в качестве приоритетной задачи Правительства Российской Федерации в сфере воспитания детей называет «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

Курс лекций разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010, и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». В них указано на необходимость изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая должна обеспечить: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, что должно ориентировать на становление личностных характеристик обучающегося (любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; готового к сотрудничеству, осознающего ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством; осознанно выполняющего и пропагандирующего правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни).

Важность духовно-нравственного воспитания детей лежит в основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ, где указано, что воспитание – «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Новизна Курса лекций состоит, во-первых, в том, что это один из первых курсов лекций, целью которого является донесение до учащихся средней и старшей школы и другой молодёжной аудитории значения духовных и нравственных ценностей как фундамента для развития здоровой, счастливой, высоконравственной личности, а также обучение практическому применению этих ценностей в жизни.

Во-вторых, Курс лекций, имея светский характер, не привязан к конкретной религиозной системе взглядов и применим для любой аудитории слушателей, что является его несомненным достоинством, учитывая многоконфессиональный и полиэтнический состав населения Российской Федерации.

В-третьих, новизна Курса лекций заключается в оригинальном подборе тем лекций, которые:

– фокусируют внимание на факторах, оказывающих существенное влияние на мировосприятие человека, особенно в подростковом и юношеском возрасте (например, часто прослушиваемая громкая музыка с определенным ритмом);

– затрагивают возникающие в жизни каждого человека ситуации, этичное поведение в которых определяет качество жизни человека: отношения в семье; взаимоотношения между мужчиной и женщиной; отношение к труду и деньгам и т.п.

В-четвертых, освещается определяющая роль музыки в формировании культурного уровня общества и преобладающих в нём моральных ценностей (или их недостатка/отсутствия).

Актуальность Курса лекций обусловлена тем, что в последние десятилетия акцент в системе образования делался на получение знаний и практических навыков, необходимых современному человеку, и меньше внимания уделялось вопросам этики и формирования личности ребёнка.

В развитие идей, заложенных «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», Курс лекций исходит из того, что первоочередная задача образования и воспитания – сформировать высоконравственную, ответственную личность с активной жизненной позицией, осознанно подходящую к получению знаний, выбору профессии и любому другому выбору в своей жизни.

Педагогическая целесообразность Курса лекций объясняется тем, что он методически оправдан разными формами и методами донесения и закрепления материалов. Групповые занятия в форме цикла лекций, практикумов с выполнением практических заданий позволяют детям среднего и старшего школьного возраста достаточно полно воспринять идеи нравственности и признать необходимость нравственного выбора в жизни каждого человека. Групповая форма позволяет соотнести свою реакцию с реакцией сверстников и получить от них положительное подтверждение. Организация лекций в форме цикла лекций, практикумов позволяет возвращаться к ранее поднятым темам и рассматривать их с разных сторон, одновременно напоминая о главной задаче человека – решать все возникающие в жизни задачи на основе нравственных ценностей. Практические задания во время лекций и практикумов позволяют переключать и удерживать внимание слушателей и помогают соотнести преподаваемый материал с результатами практической работы в классе.

Вместе с тем форма подачи материала не требует наличия специального оборудования или учебных материалов (необходимо лишь наличие компьютера и проектора для просмотра видеоматериалов), что делает Курс лекций общедоступным.

Результатом усвоения содержания Курса лекций должно стать: формирование у детей нравственно-этической позиции, более ответственное отношение детей к своим поступкам и отношениям с другими людьми, улучшение их социальной адаптации и предотвращение антисоциального поведения, улучшение психологического здоровья детей.

Цели Курса лекций:

– развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия, дружелюбия и т.д.);

– формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

– воспитание у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

– содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

– формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России.

Задачи Курса лекций:

1. Заложить в сознание детей понимание необходимости иметь систему жизненных ценностей, сделать её приоритетом соблюдение морально-этических норм и строить жизнь в соответствии с ней;

2. Помочь детям утвердить свою систему ценностей, которая основана на необходимости следования нравственным принципам (либо показать привлекательность и важность такой системы ценностей, если ребёнок по каким-либо причинам не сформировал правильное представление о жизненных ценностях);

3. Показать универсальный характер (по содержанию, во времени и в пространстве) духовно-нравственных ценностей и их непреходящее значение, в том числе значение для будущего;

4. Донести до сознания детей типичные последствия нравственного поведения, а также поступков, не основанных на нормах морали, основываясь на анализе и сравнении;

5. Обосновать для детей важность выбора добра и мотивировать их на следование нравственным идеалам в повседневной жизни. Доказать детям созидательную силу такого выбора и пользу от поступков и дел, основанных на положительной мотивации добра;

6. Показать на примерах из жизни выдающихся личностей, а также слушателей курса привлекательность проявления нравственных чувств и нравственного поведения, а также широкие возможности для этого в повседневной жизни и в отношениях с семьёй, друзьями, товарищами в коллективе. Заложить основы нравственного поведения в отношениях между полами, утвердить традиционные семейные ценности и т.д.;

7. Помочь обнаружить внутренний «механизм различения» добра от зла – совесть;

8. Показать формирование своего характера, своей личности как одну из главных задач каждого человека; вместе с детьми выявить влияние характера и силы личности человека на его гражданскую позицию, судьбу и роль в жизни других людей и своей страны;

9. Развивать умение гармонично взаимодействовать с другими людьми, замечать и понимать состояние и чувства других людей, проявлять вежливость в общении;

10. Развивать уважение к другим культурам и их представителям, дружелюбие ко всем людям;

11. Утвердить значение такой нравственной категории, как «любовь к Родине», на основе положительных примеров из истории России, вспомнить вместе с детьми формы проявления патриотизма, в том числе доступные в их возрасте, и нацелить детей на созидательную деятельность как акт служения Отечеству;

12. Определить место труда в системе жизненных ценностей как самостоятельной духовной ценности; выявить недостатки подхода к значению труда и денег в «обществе потребления».

Отличительные особенности данного Курса лекций заключаются в том, что многие концепции, заложенные в него, разработаны на основе трудов философов-гуманистов Н.А. Бердяева, С.С. Соловьева, А. Швейцера и идей современного философа-гуманиста Т.Н. Микушиной, основателя философско-этического учения, направленного на возрождение нравственности в обществе.

Лекции освещают темы, актуальные для каждого человека; все занятия предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но в большой степени нацелены на формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют формированию у детей собственного мнения на негативные социальные явления в обществе, такие как насилие, агрессию, употребление наркотиков и т.д., а также позволяют более осознанно подходить к жизненным ситуациям, требующим нравственного выбора, и сравнивать свою позицию с позицией других учащихся.

Возраст детей, для которых предназначен Курс лекций: от 13 до 15 лет. Материалы лекций разработаны для учащихся 7-8 классов.

Учебно-тематический план

Раздел, тема Количество часов
Нравственные ориентиры 3
1.1 О счастье 1
1.2 О Любви 1
1.3 О труде и деньгах 1
Нравственные традиции прошлого – фундамент современного общества 2
2.1 Единство нравственных заветов в духовных учениях и религиях мира 1
2.2 Что посеешь, то пожнешь 1
Духовно-нравственные ценности России (историко-патриотический цикл) 3
3.1 Император Николай II. Крестный путь 1
3.2 Чистота помыслов – чистота души. О царской семье 1
3.3 О России с любовью 1
Секреты музыки 2
4.1 Музыка – искусство или оружие? 1
4.2 Мозг любит тишину (о звуке и шуме в нашей жизни) 1
Свобода от зависимостей 2
5.1 О сквернословии 1
5.2 Свобода от интернет-зависимости 1
5.3 Когда игры заканчиваются. О компьютерных играх 1
Итоговый практикум 1
ИТОГО 14

Свернуть

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *