Робот подготовил для Вас подборку материалов, близких к этой теме. Посмотреть Эмма Кетова
Факультет Истории и права, 3 курс
Изменения, которые происходят в настоящее время, коснулись всех сфер жизни общества. Педагогическая сфера также не осталась в стороне. Рассматривая федеральный закон «Об образовании Российской Федерации», мы видим, что система образования должна быть направлена на развитие личности выпускника, на создание соответствующих условий для его самоопределения и самореализации. Поэтому на данный момент необходимо решить проблему самоопределения и самореализации личности. Сейчас создаются школы, которые будут соответствовать таким требованиям, и примером таких школ может служить «Школа самоопределения».

А.Н. Тубельский и его школа

Александр Наумович Тубельский – Заслуженный учитель Российской Федерации, президент «Ассоциации демократических школ» (Россия), кандидат педагогических наук, директор «Школы самоопределения» (школа № 734 города Москвы) . Нововведения, принёсшие школе широкую известность, начались в 1985 г. с появлением в школе Александра Наумовича, поэтому эту школу часто называют школой Тубельского.
«Школа самоопределения» – системное образовательное учреждение, обучающее ребят 3-17 лет. Обучение совмещается с работой по формированию индивидуального содержания образования. Это одна из ярчайших не только в России, но и в мире доступных школ, имеющая собственную конституцию.
Цели обучения в школе Тубельского:
— поиск учениками своего «Я», самоопределение учащихся;
— участие ребенка в различных сферах деятельности, таких, как познавательная деятельность, трудовая, общественно-организаторская, а так же художественно-творческая и спортивная деятельность;
— обучение детей обязательным дисциплинам;
— развитие способности правильно формулировать и выражать свои мысли;
— формирование у ребенка взгляда на общество и представления себя в нем;
— физическое развитие;
— подготовка учащихся к трудовой деятельности.
Особенностью школы является идея свободного выбора, формирование способностей учеников к самореализации и самоопределению. Изучая обязательные предметы и получая знания, которые необходимы учащимся для познания общей картины мира, при этом им предоставляется право самостоятельно выбирать предметы. Преподаватели помогают найти проблему для более тщательного изучения, индивидуальный темп и способы ее решения, организуют совместную и разделительную деятельность учащихся и учителей. Дети обучаются по учебному плану, который для каждого составляется индивидуально.

Становление личности в школе Тубельского

Процесс становления человеческой личности и процесс обучения как процесс определения и образования образа «Я», реализуется в соответсвии со следующими правилами.
1. Личностно ориентированное образование (личностный смысл учебы). Каждый педагог раскрывает смысл предмета или курса, понимание содержания предмета, личное представление о деятельности, в которой содержание этого предмета дает начало образованию и становлению личности. Усваивая необходимый материал учебного предмета, каждый учащийся определяет личностный смысл, и в этом заключается его деятельность, формируется мыслительная деятельность, а не просто изучаются отдельные алгоритмы и понятия.

2. Межпредметные погружения: преподаватели, работающие в одном классе, на протяжении двух-трех дней работают над общими и универсальными понятиями и умениями.
3. Оценивание своей деятельности.
4. Экзамен на определение способностей к творчеству.
5. Взаимодействие в творческой деятельности учеников разного возраста.
6. Некое образовательное пространство, наполненное различными вещами, символами и материальными объектами, которые несут свою культурную осмысленность.
7. Место педагогической деятельности в искусство-исследовательском направлении .

Особенности организации учебно-воспитательного процесса

В работе «Школы самоопределения» имеется ряд организационных особенностей.
В дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию у ребенка органов чувств, а так же способности и умению владеть своим телом. Условием для данного развития является деятельность ребенка в социальной, культурной, природной и естественной среде. В различных возрастных группах дети вместе со своими преподавателями проживают различные жизненные события, как индивидуальной, так и коллективной жизни. Сюда можно отнести: смену времен года, праздники, различные ролевые и сюжетные игры. Так же внимание уделяется посадке растений и наблюдением за тем как они растут, изобразительному искусству, занятиям, включающим ручной труд, занятия физической культурой и музыкой.
В начальной школе начинается обучение литературе, грамматике и арифметике. Это обучение происходит в индивидуальном темпе, для каждого учащегося а, при всем этом особенное внимание школы уделяется средствам, с помощью которых происходит выражение чувств, интересов и опыта учеников, а так же условиям для процесса рефлексии и способности выстраивать свою деятельность.
Значительной задачей преподавателя является воздействие на ученика и побуждение его к осмыслению способов для индивидуальной работы. Когда преподаватель находиться вместе с учащимся, то происходит обсуждение их предстоящей работы.
Раз в неделю учащиеся посвящают себя трудовой деятельности. При этом они сами для себя определяют виды трудовых занятий, это могут быть занятия кулинарией, шитьем, работой в библиотеке, и другие. А спустя пару месяцев свое занятие можно поменять. Отсюда, следует, что на протяжении нескольких лет ученик реализует свои способности в различных видах деятельности.
В старшей школе подготовка ведется по индивидуальным планам, составленным самим учеником, кроме некоторых обязательных предметов.

В четверг, 11 января, классы школы №734 имени Тубельского остались пустыми. У ворот учебного заведения с самого утра собралась толпа возмущенных родителей – не хватало разве что вил с факелами.

Мы выслушали обе стороны конфликта. Похоже, это вовсе не частный случай, а портрет целого явления — народившейся школьной демократии. Но чтобы увидеть всё полотно, придется немного погрузиться в детали.

Кто против кого?

У родителей учеников конфликт с новым директором, Сергеем Москаленковым. Он пришел в школу в мае прошлого года. До этого школой руководила Юлия Грицай, которая училась еще у самого основателя школы, профессора-педагога Александра Тубельского. Новый директор до назначения никакого отношения к этой школе не имел и выглядел варягом, которого «десантировали» из департамента.

И что же, только из-за этого надо устраивать скандал на всю Москву? Нет, не только. У родителей, по их словам, накопилось.

— Всё лето 2017 года мы пытались ввести нового директора в курс того, что было в школе сверх минимального стандарта образования, гарантированного федеральным законом, — рассказывает Вера Абардовская, мама учеников школы Тубельского.

Что имеется ввиду? По сути, родители хотели одного – чтобы в авторской школе все осталось по-старому. Чтобы сохранились учителя, образовательные наработки и учебные методики — таких традиций довольно много и все они нестандартные. Например, это «погружения», когда ученики занимаются одним-единственным учебным предметом в течение всей недели. Или самоуправление – в школе есть своя Конституция и законы, и даже Суды чести, на которых решаются школьные проблемы.

– Но диалог не получался, — говорит мама-активистка Абардовская.

Тут интересный момент: новый директор вовсе не ликвидировал то, чем гордилась школа. Просто он оказался чуть более самостоятелен в своих решениях, чем предыдущий директор.

Раньше у нас была демократия, а теперь — авторитаризм! — негодуют родители.

Школьный «майдан” полыхнул, когда по решению директора из холла убрали спортивный уголок.

Что кому мешало?

— Этот комплекс был спроектирован известным методистом и преподавателем школы Сергеем Реутским, его наработки сейчас есть во многих школах страны. Комплекс был построен при участии учителей, психологов и родителей, — рассказывает Вера Абардовская. – Он был куплен на деньги родителей через некоммерческую организацию (она собирает пожертвования на те проекты, которые не могут быть оплачены из бюджета) и передан школе на баланс.

Казалось бы, чем помешал директору спортивный уголок? Это просто полоса препятствий с турниками, сетками и спортивными матами — на перемене вместо «зависания” в смартфоне ребенок может размяться. Детям же нужно постоянно двигаться, а тут такая замечательная возможность!

— Школа должна обеспечивать безопасность детей, — скучно, но вполне убедительно объясняет свое решение директор Сергей Москаленков (к слову, раньше он преподавал ОБЖ). — В декабре был случай, когда ребенок во время занятий в этом спорткомплексе получил травму (какую именно, директор не уточняет — Ред.). И я сразу принял решение о демонтаже, чтобы не ждать еще полгода до следующих каникул. Комплекс долго (с 90-х годов — Ред.) эксплуатировался, и никто точно не знает, когда и как его ремонтировали. Так что при всей гениальности задумки он был небезопасным.

Кстати, и сам разработчик спорт-уголка признавал: некоторые упражнения на нем, действительно, довольно рискованные. И делать их можно только в присутствии педагогов. После сообщения министра образования Ольги Васильевой о 200 с лишним смертях детей в школах в течение года лучше не рисковать. Дети получают травмы на самых, казалось бы, безопасных снарядах, даже под присмотром педагогов. А как в данном случае обеспечить безопасность на переменах? А никак. Невозможно к каждому ученику приставить по личному секьюрити. Но родители директора не поняли и устроили забастовку.

***

Конфликт, вроде бы, понятен. И он, скорее всего, разрешится мирным путём: спорткомплекс планируется восстановить в более безопасном виде. Причем за бюджетные деньги. Для этого школа уже объявила конкурс на 400 тысяч рублей.

Родители добились встречи с директором в присутствии представителя Департамента образования, а дети вернулись на учебу.

Но есть опасения, что и нашу библиотеку тоже снесут — она хоть и соответствует всем санитарным нормам, но не отмечена в планах БТИ, — предупреждает Татьяна Смирнова, председатель родительского комитета школы.

Так что успокаиваться родительская общественность 734-й «революционной”, похоже, не собирается.

Но и директор не намерен отступать.

Я готов к диалогу, но против того, чтобы только одна сторона призывала делать то, что считает нужным, привычным и проверенным, — заявил Москаленков.

ОФИЦИАЛЬНО

В Департаменте образования «КП” сообщили, что на 25 января назначено заседание Управляющего совета школы. Заседание пройдет в полностью открытом режиме с трансляцией в интернет. «Все спорные вопросы обязательно должны быть решены в диалоге всех заинтересованных сторон”.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН

«Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»:

«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации».

Статья 44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

«Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»:

«Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации».

Статья 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ВЗГЛЯД с 6-го ЭТАЖА

Демократия, похожая на анархию

Ксения КОНЮХОВА

Честно говоря, во всей этой ситуации директор выглядит вполне здравомыслящим человеком. И создается впечатление, что он гораздо больше заботится о здоровье детей, чем их собственные мамы и папы.

С другой стороны, они попали в бюрократическую ловушку. Все законодательство — за то, чтобы родители учеников максимально вовлекались в управление школой. Но при этом ответственность за все несет директор. Решение принимает родительский комитет, а отвечает, в том числе в суде, руководитель образовательного учреждения.

Таков федеральный закон.

И такие вот забастовки теоретически могут вспыхнуть в любой школе. Конечно, «первая ласточка” не случайно проявилась именно в школе Тубельского. Авторский подход выдающегося основателя как раз в том и состоял: научить принимать важные решения, активно участвовать в жизни школы, не оставаться равнодушным к тому, что происходит вокруг. Но при этом дети должны научиться брать на себя ответственность за свои поступки. А здесь же выходит, что родители хотят решать всё демократически, но случись что — они же первые и побегут в полицию писать заявление на директора. Для понимания и переформатирования отношений между школой и родителями явно потребуется время. Демократия у нас, как мы помним из истории, поначалу сильно похожа на анархию, а право высказать свое мнение зачастую подменяется вседозволенностью без здравого смысла.

Выводы

Федеральные государственные образовательные стандарты, собственные педагогические прерогативы требуют внедрения в образовательный процесс инновационные формы, методы работы с детьми. Работу по личностному самоопределению, определению будущей профессиональной перспективы лучше всего начинать с раннего возраста. Резюмируя вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что заложенные концептуальные основы обучения «Школы самоопределения» раскрывают пути решения актуальной в современном обществе проблемы самоопределения и самореализации личности. Благодаря приобретенным при обучении навыкам в различных вида труда, ученик способен лучше социализироваться и соответствовать задачам модернизации российского образования, отражающим воспитание образованного, конкурентоспособного, творческого гражданина.
Использованные источники
1. Александр Тубельский. Биография. – URL: http://persones.ru/person-12058.html (дата обращения 10.12.2014),
2. Храпченкова И.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. педвузов. – Новосибирск: НГПУ, 2011. –101 с.Робот выяснил следующее: со статьёй «Школа самоопределения (А.Н. Тубельский)» тематически связаны:

  • Школа-парк (школа М.А. Балабана)
  • Школа адаптирующей педагогики
  • «Школа завтрашнего дня» Д. Ховарда
  • Авторские школы
  • Развитие самостоятельности школьников в художественно-творческой деятельности

Для ссылки:
Кетова Э. Школа самоопределения (А.Н. Тубельский) // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/1/shkola_samoopredelenija_a_n_tubelskij/14-1-0-370 (дата обращения: 25.06.2020).

Смешанное обучение в России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *