В Википедии есть страница «скорбь».

Как скорби людей согласуются с Божественным человеколюбием?

Тот факт, что путь в Царствие Божие лежит через скорби, Господь засвидетельствовал ясно и определённо (Деян.14:22). Но значит ли это, что Бог желает видеть человека скорее скорбящим, нежели счастливым? Следует ли из этого, что Богу в принципе нравится, когда человек охвачен печалью? — Отнюдь нет.

Согласно Божественному Откровению, человек создан для счастья, а не для скорби. Именно поэтому первозданный Адам был поселён в благоухающем Раю. Причиной же его постыдного изгнания послужил грех. Спасение человека, единение его с Богом с дохристианских времен ассоциировалось в пророческой проповеди с радостью и ликованием (Пс.117:15).

Ещё более явственно эта связь обнаружилась во времена Нового Завета. Так, первый призыв Благовестника Гавриила, адресованный Деве Марии, звучал: «радуйся» (Лк.1:28) (см.: Благовещение). Впоследствии Сам Господь Иисус Христос желал Своим ученикам совершенной радости (Ин.15:11). Наконец, вечное блаженство обещано всем праведникам и составляет один из важнейших предметов христианской надежды.

Почему же тогда путь в Царство Небесное сопряжен с множеством скорбей?

С одной стороны, это обстоятельство обусловлено греховностью мира, не желающего жить в соответствии с нравственным законом и готового вести брань с представителями Царства Добра. В этой связи Спаситель предупреждал Своих апостолов: «вы восплачете и возрыдаете» (Ин.16:20).

С другой стороны, непосредственным виновником и источником скорби нередко является тот, кто, собственно, и испытывает скорбь. Скажем, если человек злоупотребляет спиртным или, что хуже, потребляет наркотическое зелье, он сам обрекает себя на материальные трудности, болезни, осуждение со стороны ближних. Чем не повод для скорби?

Но бывает, что и Бог нарочито подводит человека к тем или иным формам страдания, например, с целью наказания, с целью избавления грешника от греха.

По учению Священного Писания, скорбь может благотворно сказаться на состоянии человеческой души (Рим.5:3-6). Например, болезнь может ограничить человека в возможности грешить (1Пет.4:1), а может послужить средством для вразумления, для испытания духа, духовной закалки. Заметим, что некоторые люди только тогда и обращаются к Богу, когда испытывают сильную скорбь.

Конечно, из всего сказанного не следует автоматически, что чем больше человек испытывает скорбей, тем ближе он к Богу, ближе ко спасению.

Мнение о том, что всякая скорбь, как таковая, полезна, ошибочно. Особенно часто подобное суждение можно услышать в отношении болезней, мол всякая болезнь происходит от Бога, всякая болезнь — благо. Но если бы это и действительно было бы так, для чего тогда Христос исцелял обращавшихся к Нему хромых, слепых, прокаженных? Для чего и мы молимся об исцелении ближних, почему задумываемся о собственном здоровье, соблюдаем правила гигиены, отсекаем вредные привычки?

Человек не должен изобретать для себя скорби искусственно. Так он может надломить свои душевные и физические силы, довести себя до состояния уныния и отчаяния.

***

«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». (Ин.16:33).

«Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.» (Рим.5:3-6).

«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». (Деян. 14:22)

«Если скорби нам кажутся великими, это значит, что мы не предались воле Божией». преподобный Силуан Афонский

См. СТРАДАНИЯ, БОЛЕЗНЬ, СЧАСТЬЕ

Макарий Египетский

Макарий Египетский

«Скорби и испытания служат на пользу человеку и делают душу испытанной и твердой, если она с достоинством и решительно, с надеждой и доверием к Богу переносит напасти, с нераздвоенной верой ожидая избавления от Господа и его милосердия»

Не терять надежду. Этим отличается благоразумная душа, понимая, что все в земном мире временно, а по-настоящему держаться нужно за Бога.

Понимать, что скорби могут быть нападками потусторонних сил в случае духовного возрастания верующего. Дьявол не хочет, чтобы мы были с Богом, поэтому всячески нам старается навредить. Переживания, сомнения, печаль, депрессия и уныние становятся не чем иным, как призывом как усилить свою духовную жизнь.

Скорби нужно рассматривать как инструмент трезвения. Именно страдания и лишения открывают человеку тленность, временность и бесполезность земной жизни перед лицом вечности. Святой писал, что в скорбях еще более открывается любовь человека к Богу, за что верующий будет вознагражден небесными дарами.

Любую скорбь можно победить терпением. Выработав это качество, Вы вскоре с удивлением заметите, что большая часть «атакующих» душу скорбей на самом деле такими даже не является. Ряд наших переживаний становится откликом поврежденной души на невозможность и дальше продолжать потворствовать страстям. То есть, мы часто скорбим по греху.

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст

«Если у тебя есть грехи, они легко попаляются и истребляются скорбью. Если же есть у тебя добродетель, от скорби она сделается светлее и блистательнее»

Архиепископ Константинопольский испытал в своей жизни немало взлетов и падений. Святой Иоанн жил в столице крупнейшего государства мира, он был вхож в императорский дворец и обладал огромными возможностями. Но свои дни Иоанн закончил в ссылке, оклеветанный и осужденный. Старый, больной, терпящий насмешки конвоиров, учитель Церкви умер со словами «Слава Богу за все». Пожалуй, он сможет рассказать нам, как переносить скорби и лишения.

Зная о жизни будущего века, как-то даже неприлично рассуждать о скорбях для праведных и спокойствии для грешников здесь, считает Златоуст. Вслед за земной жизнью наступит время Суда, где каждый человек получит по своим заслугам. Поэтому христианин должен сосредотачиваться не на анализе внешнего мира, а на своей духовной жизни.

Спокойное перенесение скорбей сегодня формирует мир в нашей душе. Именно это состояние будет вечным, если, конечно, мы научимся ровно ко всему относиться и за все благодарить Бога.

Иоанн призывает следить за состоянием души, а не тела. Если человек в любой непонятной ситуации начинает нервничать, раздражаться и переживать, то это обрекает его на несчастье уже в нынешней жизни, не говоря о будущей.

Любая скорбь становится безобидной, если человек усиленно молится. Благодаря регулярному разговору с Богом человек избавляется от всех постигших его несчастий. Кстати, скорбную молитву святой называет более возвышенной и угодной Богу.

Совсем не переживать невозможно, говорит Златоуст. Но вот делать в этом состоянии что-то, противоречащее нашей вере не стоит. Поэтому всякую скорбь стоит «гасить» молитвой, чтобы не натворить в этом пограничном состоянии глупостей.

О людях, которых скорби портят, Златоуст говорит как о слабых. При этом святой отмечает, что отсутствие скорби принесло бы им еще больший вред. Дело не в обстоятельствах, а в малодушии.

Нил Синайский

Нил Синайский

«Не отказывайся от нищеты и скорби – этой пищи для молитвы нетягостной»

Константинопольский префект Нил, ученик Иоанна Златоуста, в зрелом возрасте вместе с женой принял решение посвятить себя Богу. Он раздал все свое имение и состояние нищим, а остаток жизни провел аскетом в синайской пустыне. Мог ли Нил не скорбеть, расставаясь со столичной жизнью, комфортным жилищем, деньгами и званием? Рассказываем, что святой писал о перенесении невзгод и печалей.

Очевидно, что святой Нил понимал дикость привязанности к мирской жизни, которая временна. Поэтому подвижник призывал спокойно относиться к радостям и скорбям как к приходящим и уходящим состояниям.

Во время скорби нужно сосредотачиваться на доброй надежде на Бога. Ведь все происходит именно по Его воле и направлено на помощь нашим душам.

Не стоит жаловаться Богу на свои проблемы, а вот молиться во время скорбей с надеждой на счастливый исход необходимо.

Духовные дары зачастую связаны с перенесенными скорбями. Они выступают своеобразной тренировкой, в которой «прокачиваются» мышцы души.

Для чего люди скорбят

Скорбное состояние, плач о потере родного человека, щемящее чувство безысходности в груди — подобные эмоции бывают связаны с определенными жизненными событиями. Поэтому нельзя дать однозначного ответа «для чего». Чувство горя, связанное с утратой, означает сильную привязанность. Это неосознанное состояние, выход из которого довольно сложен и длителен.

Посмотрите видео, в котором разъясняется, почему людям приходится страдать, преодолевать трудности и испытания.

Как проходят скорби

В психологии принято различать несколько стадий:

  1. Отрицание — когда субъект не верит в произошедшее. На этом этапе глубокий душевный порыв обвинить себя в произошедшем может сменяться озлобленностью на окружающих, которые, по мнению скорбящего, не «уберегли» усопшего. Для данного периода также характерны противоречивые чувства восприятия действительности, будь то категоричное отрицание случившегося, либо наоборот полное погружение в переживания, вплоть до истерического состояния.
  2. Принятие — проявляется у скорбящего осознанием реальности утраты. В этот период обычно переосмысливаются отношения с ушедшим близким человеком, наступает период сожаления о каких-либо неосуществленных планах, общих мечтах. Зачастую на этой стадии присуще чувство сожаления о «недосказанных» словах, невыполненных обещаниях и прочее.
  3. Освобождение — скорбный «отпускает» усопшего из своей жизни. Появляется снова интерес к жизни, новые увлечения, знакомства. Остается легкая грусть о человеке и о прошлом, связанным с ним.

Что можно делать

По обыкновению, скорбящему человеку легче справляться с горем когда с уходом близкого меняется и окружающее пространство.

Что можно делать, дабы облегчить душевные страдания:

  • вымыть дом;
  • убрать личные вещи усопшего;
  • раздать одежду покойного нуждающимся;
  • сменить обстановку, переставить мебель;
  • сменить место жительства;
  • заняться творчеством;
  • завести домашнее животное.

Что запрещено

Считается, что плачь по усопшему удерживают душу в этом мире и мешает отойти в Царствие Божие. О том, чего нельзя делать после похорон, лучше проконсультироваться со священнослужителем. Он даст подробное объяснение о правилах поведения после смерти близкого и о традиционных действиях.

Как перенести скорби

Зачастую психологи не рекомендуют вмешиваться в естественный процесс осознания утраты, если ему не сопутствуют какие-либо патологические признаки. Бывает, человеку довольно тяжело самому справиться с депрессией и горем, тогда он может обратиться к психологу за квалифицированной помощью.

Пережить данный период жизни могут помочь близкие люди, различные группы по интересам, возможно даже смена места жительства. Не замыкайтесь в себе, поговорите с близкими, займитесь работой, найдите хобби по душе. Возможно даже вести дневник, в котором подробно описывать свои чувства и перечитывать, осознавая внутренние изменения. Многие люди, потерявшие близких, находят утешение в церкви, молитвах.

Считается, что лучше всего помогает святая икона Богородицы Всех скорбящих радость.

Текст молитвы:

Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем беспомощным всегда готовая помоще и верное прибежище!

Тебе, о, Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости Ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити.

Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыша, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняeши, и душам их мир и утешение подавши.

Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас, недостойных, от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческая, буди нам помощница неотступная во все дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранена Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Несколько способов преодолеть скорбь:

  1. Бывает, что схоронит близкого, да заскучает так, что сам следом помирает… Читают на еду и питье, на умывание: «Господи, благослови! На золотых горах стоит Божья Матерь у раба (имя) в головах. Никола Угодник в ногах, Святые Ангелы по бокам. Спасают раба Божьего (имя) от печали, от тоски по неживому, по мертвому дому. Иди, тоска, не стой, в сердце не ной, в груди не боли, в висках не коли. С рабом (имя) Божья Матерь и Николай Угодник. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»
  2. На пороге своего дома пересыпают песок с руки на руку, говоря: «Раб (имя), возьми себе сыпучего песку, а с меня по тебе тоску. Аминь.»
  3. Затем песок несут на кладбище и оставляют там.

Каждый волен по-своему пытаться облегчить это состояние. Главное — не отчаиваться и со временем мир заиграет новыми красками, а на душе воцарится мир и покой.

Видео

Посмотрите видеоролик, в котором рассказывается, для чего человеку посылается скорбь и как ее пережить.

Краткий перечень самых распространенных в наше время грехов, из которых нужно вспомнить и выбрать те, к которым вы причастны. Далее необходимо покаяться в них, перед священником, Богу в Таинстве Исповеди. Исповедь совершается во время вечернего богослужения. Рекомендуется приобрести в иконных лавках литературу «В помощь кающимся», «Опыт построения исповеди». Готовиться к исповеди можно по разным источникам, как вам удобно. Либо по 10 заповедям, либо по 8 главным страстям, либо по 20-ти мытарствам.

Чревоугодием:
Объядение. Пьянство. Нарушением постов, а также среды и пятницы (они по важности приравниваются к Великому посту, как дни воспоминания страданий Христовых). Тайноядение (бывает тайноядение и невинное, используемое для того, чтобы не соблазнить других). Греховным тайноядение бывает, когда едят и пьют тайком от хозяев пищу или питие – этот вид греха является воровством; нежелание делиться пищей с ближним по жадности и скупости; тайнопитие алкоголя, которое часто приводит к запоям. Лакомство (излишнее пристрастие к изысканным яствам). Вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям. Курение. Наркомания (токсикомания и т.п.)

Любодеянием:
Блудное разжение. Блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение им, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд (сожительство до брака) и прелюбодеяние (измена в браке). Грехи блудные противоестественные (гомосексуализм, половые извращения, оральный и анальный секс, рукоблудие и т.п.). Смотрение порнографии. Соблазнение на грех. Предоставление места для блуда.

Сребролюбием:
Любление денег. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание о богатстве. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие (удержание чужих вещей с последующим присвоением). Неверие Богу, не упование на Его промысел. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление подарков. Лихва (взяточничество). Жестокосердие ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой. Жадность. Грабеж. Мошенничество. Ростовщичество (давание денег в долг с процентами). Недовольство своим положением, ропот.

Гневом:
Вспыльчивость, принятие гневных помыслов (мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума). Непристойный крик. Спор. Бранные, жестокие и колкие слова. Рукоприкладство (избиение), толкание. Убийство, аборты и склонение к аборту (мужья, дававшие согласие на аборт, тоже причастны к этому греху). Памятозлобие. Ненависть. Вражда. Мщение. Оклеветание. Осуждение. Возмущение. Обида ближнего. Укорение.

Печалью:
Огорчение. Тоска. Сомнение в обетованиях Божиих. Неблагодарение Богу за все случающееся. Малодушие (боязнь за свою участь, кривить душой и поступить против совести; малодушен тот, кто падает духом от постигших его неприятностей, гонений, притеснений, скорбей и болезней). Нетерпеливость. Несамоукорение. Скорбь на ближнего. Ропот. Отречение от креста, покушение сойти с него (самоубийство и мысли о нем).

Унынием:
Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием. Всякого рода негою. Празднословие (пустые разговоры о житейской суете). Шутки. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

Тщеславием:
Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных суетных почестей. Любление красивых одежд, стремление к роскоши. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Любоначалие (страсть повелевать, тщеславное желание господствовать над другими). Стыд исповедовать грехи свои, скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство (хитрость, коварство). Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума (упование лишь на свое мнение, доверие лишь к себе, пренебрежение советами и т.п., когда без рассуждения отвергаются советы, заранее определяя во всем свою правоту). Лицемерие. Ложь. Лесть. Духовная прелесть (состояние духовного заблуждения сопровождающаяся тонкой формой лести самому себе, мечтательностью, гордыней, мнение о своем достоинстве и совершенстве). Человекоугодие (грех против первой заповеди, состоящий в том, что угождают людям в такой степени, что для того не радят об угождении Богу). Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство (поощрение, содействие чему-то предосудительному, неодобряемому, например потворство лентяям). Бессовестность. Кичение.

Гордостью:

Гордыня. Магия. Хождение к бабкам и целителям. Астрология (в том числе и чтение гороскопов). Вера в сны. Самонадеянность. Самомнение. Своеволие. Высокомерие. Идолопоклонство. Гадание. Кощунство (издевательство, надругание над святыней). Сквернословие. Божба (клятва именем Бога). Нарушение обещания данного Богу. Чертыханье (употребление слов связанных с бесами). Неуважительное отношение к Священному Писанию. Пропуск без уважительной причины и по лености воскресного богослужения. Работа в церковные праздники. Тунеядство. Оскорбление родителей, не почитание их. Не молился за своих умерших родителей и свой род. Непочтение к старшим и учителям. Не пригласил священника к родным перед смертью по небрежению и неверию. Не воспитание детей в вере православной. Своими грехами соблазнял ближних. Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Превозношение. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца (грубое, плотское их состояние), пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум (трата ума направленная не на спасение, а на ложь и всякую неправду). Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Жестокосердие ко всему живому. Ненависть. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Безбожие. Лжеучение. Ложная философия. Ересь. Невежество. Смерть души.

скорбь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *