Пошаговое приготовление

  1. Шаг 1:

    Насыпьте в миску для теста (большую) соль и примерно стакан муки. Залейте кипятком и перемешайте. Это заварная опара, она должна быть чуть гуще теста на оладьи. Заварите и дайте остыть.

  2. Шаг 2:

    В поллитра воды добавьте дрожжи. Не перемешивая, дайте постоять минутку, дрожжи осядут на дно.

  3. Шаг 3:

    После этого перемешайте и оставьте на 5 минут.

  4. Шаг 4:

    Добавьте дрожжевую воду в заварную опару и перемешайте.

  5. Шаг 5:

    Добавляя муку, начинайте замес теста.

  6. Шаг 6:

    Как тесто вобрало муку — добавляйте еще и месите.

  7. Шаг 7:

    Тесто должно получиться тугое, как пластилин. Оставьте тесто под влажным полотенцем подходить. На это нужно от 2 до 4 часов. В процессе можно обмять тесто один раз.

  8. Шаг 8:

    Готовое тесто нужно выкатать. Для этого тесто выкладывается на стол и раскатывается скалкой. Затем складывается пополам и опять раскатывается. И так повторяется много раз, пока тесто не вернет консистенцию пластилина. После этого отмеряются кусочки для низов (нижней части просфор). Взвесьте кусочки — нужно 20 штук по 100 грамм. Накройте их, чтобы они не сохли. Остатки тоже уберите, они пригодятся.

  9. Шаг 9:

    Сразу же, не давая тесту подойти, подкатайте кусочки в шарики (немного приближая их к цилиндрической форме). Переложите заготовки на противни (батюшка их подготовил — разогрел, смазал воском и остудил). Когда все низа готовы, накройте противни полотенцами — сначала сухим, а потом мокрым.

  10. Шаг 10:

    Для верхов раскатайте остатки теста толщиной примерно 0,5-0,7 см.

  11. Шаг 11:

    Вырежьте кружочки стаканом. Переложите верха на доску и так же накройте полотенцами. Оставьте все подходить.

  12. Шаг 12:

    Когда заготовки подошли, намочите низа водой.

  13. Шаг 13:

    Верха проштампуйте специальными печатями и наложите на низа аккуратно.

  14. Шаг 14:

    После этого шилом сделайте проколы сквозь верха и низа до самого противня — так просфоры не расползутся при выпекании. Проколы делают так — сначала в центре 4 раза, потом по лучам от первых проколов с краев, и потом еще по внешнему краю между первыми 4-мя проколами. Немного прижмите просфоры по центру, чтобы верх был плоским.

  15. Шаг 15:

    Поставьте просфоры в духовку. Пеките 35-40 минут при 230 градусах.

  16. Шаг 16:

    Готовые просфоры хорошо укутывают полотенцами (покрывалами) и дают дойти и полностью остыть.

Здравствуйте, дорогие читатели. Многие люди каждое воскресенье отправляются в церковь для того, чтобы поставить свечи и помолиться за своих родных. Но далеко не все настолько часто бывают в храме Божьем, поэтому многие вещи так и остаются для них загадкой. Если вы были в церкви на Пасху, то наверняка пробовали такое церковное угощение, как просфора. Конечно, далеко не все слышали о таком названии, называя его просто «церковным хлебцем». Но если вы все-таки посещаете церковь, то вам необходимо знать, как и когда кушают просфору. Такая информация ни для кого не будет лишней. Но прежде всего, следует разобраться, что такое просфора, и почему она так важна для церкви. Как известно, готовится она на пшеничной муке и святой воде, что как раз и делает эти хлебцы такими особенными.

Именно с помощью них человек может не только очиститься от грехов, но и приблизиться к Богу.

Для того, чтобы, находясь в церкви, не попасть в неудобную ситуацию, необходимо более подробно ознакомиться с таким церковным угощением, как просфора – что это и для чего, когда кушать.

Получив ответ на эти вопросы, вы поймете, насколько важным является этот процесс для верующих людей, ведь существует немало правил, которых нужно придерживаться в процессе употребления просфоры.

Если просфора испортилась, что с ней делать?

Как правило, просфора не может заплесневеть, так как она приготовлена на святой воде. Но иногда случается и так, что хлеб может попросту зачерстветь. Этот процесс не поможет предотвратить никакая святая вода.

Конечно, употреблять хлеб в таком виде нельзя, да и вряд ли у вас это получится. Но обратите внимание, что выбрасывать церковный хлеб строго запрещается.

Поэтому, если уже так произошло, что хлеб каким-то образом испортился, то необходимо утилизировать его следующим образом:

✔ Сожгите оставшийся пропавший хлеб.

✔ Закопайте остатки хлеба в сырую землю.

✔ Отправьте в проточную воду.

Оставшийся хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусор, помните об этом. Кроме перечисленных вариантов, можно еще отнести хлеб в церковь. Отдайте хлеб служителям церкви, ведь только они знают, что делать с тем хлебом, который уже пришел в негодность.

Наверное, последний вариант является наиболее простым, так как вам не придется проводить странные обряды сожжения или закапывания церковного хлеба. Оставлять испорченный хлеб в своем доме также не рекомендуется.

Далеко не все ходят в церковь каждую неделю, а некоторые и на праздники ее не всегда посещают. Поэтому далеко не каждый знает о том, что такое просфора, и как она правильно употребляется.

Но независимо от того, ходите вы в церковь регулярно, или посещаете ее только на праздники, вы должны знать о том, как, и когда употребляется просфора. Кроме того, если вам представится такая возможно, съесть ломтик этого священного хлеба, то вы должны знать правила его употребления.

Кроме того, вы должны понимать, что выбрасывать священный хлеб строго запрещается, даже если он каким-то образом испортился. Если вы от незнания избавились от хлеба, просто выбросив его в мусорное ведро, то такое действие приравнивается к греху.

Русский

В Викиданных есть лексема шлафрок (L180388).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. шлафро́к шлафро́ки
Р. шлафро́ка шлафро́ков
Д. шлафро́ку шлафро́кам
В. шлафро́к шлафро́ки
Тв. шлафро́ком шлафро́ками
Пр. шлафро́ке шлафро́ках

шлаф-ро́к

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: —.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. устар. домашний халат ◆ Он большой хлебосол и балагур; живет, как говорится, в свое удовольствие; зиму и лето ходит в полосатом шлафроке на вате. И. С. Тургенев, «Два помещика», 1847 г. (цитата из Викитеки) ◆ С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. И. А. Гончаров, «Обломов», 1859 г. (цитата из Викитеки)

Синонимы

  1. шлафор

Антонимы

    Гиперонимы

    1. халат

    Гипонимы

      Родственные слова

      Ближайшее родство

      Этимология

      Происходит от нем. Schlafrock «домашний (спальный) халат», далее из Schlaf «сон» + Rock «юбка».

      Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Белорусскийbe: шлафрок м.
    • Немецкийde: Schlafrock
    • Сербскийsr (кир.): шлафрок м.
    • Украинскийuk: шлафрок м.

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

      Белорусский

      Морфологические и синтаксические свойства

      шлафрок

      Существительное, мужской род.

      Корень: —.

      Семантические свойства

      Значение

  1. шлафрок ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от нем. Schlafrock «домашний (спальный) халат», далее из Schlaf «сон» + Rock «юбка».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    Сербский

    Морфологические и синтаксические свойства

    шлафрок

    Существительное, мужской род.

    Корень: —.

    Семантические свойства

    Значение

  1. шлафрок ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от нем. Schlafrock «домашний (спальный) халат», далее из Schlaf «сон» + Rock «юбка».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    Украинский

    Морфологические и синтаксические свойства

    шлафрок

    Существительное, мужской род.

    Корень: —.

    Семантические свойства

    Значение

  1. шлафрок ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от нем. Schlafrock «домашний (спальный) халат», далее из Schlaf «сон» + Rock «юбка».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    Предыстория появления домашнего халата

    Указом Петра I, изданном в январе 1700 года, всем боярам, дворянам и высшим чиновникам в обязательном порядке предписывалось заменить национальные русские одеяния на модное европейское платье. За основу модных традиций сначала использовали венгерскую моду, затем царь переключил свое внимание на немецкие и французские наряды. Это, естественно, вызвало волну негодования у не желавших перемен в моде жителей Руси. Для образца прямо на улицах выставляли манекены с нарядами.

    Вам будет интересно:Военный свитер: модели, расцветка

    Непослушание каралось по всей строгости. Старинные длинные одеяния обрезались привселюдно ножницами, а их владельца позорили, ставя на колени. Если новая одежда была человеку не по карману, ему давали на накопление средств два года. Для точного отсчета времени на старом славянском платье ставили клеймо с датой. В качестве ежедневной следовало носить немецкую одежду, а на праздники рекомендовали надевать французские наряды.

    Просфорой, или просвирой, называется круглый церковный хлеб небольшого размера, испеченный из муки и воды с добавлением соли. На верхней части просфоры ставится печать с изображением восьмиконечного Креста Христова и надписью: «Се Агнец Божий, вземляи грехи всего мира». Во время чтения Полунощницы и Часов совершается Проскомидия, когда священник вынимает из просфор частицы за живых, достойно звания христианского живущих православных христиан-старообрядцев, и за усопших в вере и благочестии. В конце Литургии (обычно во время ограждения молящихся св. Крестом, а в некоторых храмах — несколько раньше) просфоры, из которых были вынуты частицы, раздаются верующим для потребления (вкушения), иногда, в больших приходах, в разрезанном виде. Беря просфору, следует помнить, что она является не простым хлебом, а одной из святынь, так как имеет отношение к Телу и Крови Господа. Поэтому брать ее и употреблять (т.е. съедать) не следует тем, кто по грехам своим не может прикасаться к церковным святыням (об этом уже говорилось выше). Тем же, кто достойно касается святыни, следует относиться к просфоре с благоговением и страхом Божиим. Вот как говорится об этом в одном из древнерусских наставлений: «Когда потребляешь просфору, взяв ее у священника после Литургии, помни, как ее употребить: со всей осторожностью, стоя, а не сидя; и надо постелить чистый плат и над ним потребить. Или над столом, или над чем-либо чистым, чтобы по твоей небрежности не падали крохи и не были бы затоптаны, хлеб бо той свят есть. И чтобы достойно вкусить просфору, нужно того дня все церковное правило «слушать», т.е. молиться: Вечерню, Павечерницу, Полунощицу, Утреню, Часы и Обедню… («Сын церковный. Памятник древнерусской церковной литературы: славянский текст и перевод с комментариями». М., 1995, с. 164) . Нужды ради (болезнь, дальность расстояния от храма) многие накануне праздника не приходят в храм, а желают вкусить святыни, таковым нужно дома молиться за церковную службу, как указано в книге «Молитвенник» в главе «О домашней молитве».

    Потребление просфоры должно быть спокойным, без поспешного проглатывания. Затем потребивший молитвенно благодарит Господа, совершая три поклона с крестным знамением, первые два — в пояс, а третий — в землю. При этом произносят молитву: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си (поклон). Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си (поклон). Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си (поклон земной)».

    Дора, или антидор (с греческого буквально «вместо дара»), — просфора, а вернее, остатки (называемые еще «подножие») той просфоры, из которой на Проскомидии был вынут св. Агнец для последующего (в Литургии верных) освящения священнослужителем (иереем или епископом) и преложения Духом Святым в истинное Тело Христово.

    Церковный обычай раздавать «дары» восходит к христианской древности, когда в каждый воскресный день за Литургией во исполнение заповеди Спасителя: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19) — были причащающиеся (не только младенцы) Св. Тайн Тела и Крови Христовых. Не сподобившимся «сих страшных Даров» (Симеон Солунский), но живущим достойно звания христианского св. Церковь, как бы взамен Св. Тайн, предлагает меньшую святыню на благословение и очищение души и телу. Как и когда это совершается? После причащения себя (во время пения причастных стихов) священнодействующий раздробляет «подножие» по потребности: каждый священник примерно знает, сколько достойных могут приступить к этой святыне; при необходимости можно присовокупить и просфору Богородичную, и другие, из числа семи. После заамвонной молитвы, во время пения (или чтения) 33-го псалма, священнослужитель (епископ или иерей) раздает «дары» народу. Раздавая дору, он складывает персты руки так, как на благословение и крестное знамение, и берет дору тремя перстами, т.е. большим, безымянным и мизинцем, и к каждому приходящему говорит: «Милостив и щедр Господь, пищу дал есть боящимся Его» (Пс. 110, 4). Приходящий кланяется священнослужителю в пояс (без крестного знамения), затем, перекрестившись с молитвой Исусовой, принимает в правую свою руку св. дары, поддерживая левою, целует дающую руку священнослужителя, отходит на свое место и, не крестясь, потребляет дары с благоговением. Как правило, в тех приходах, где это имеет место, потребив св. дары, молящийся берет свою просфору, перекрестившись, целует ее во св. Крест и потребляет со страхом Божиим. После потребления доры и просфоры молится, как было указано выше. А благословенный Всенощный хлеб (если он есть) предлагается молящимся во время целования Креста. Как подходить ко Кресту, будет сказано ниже. Поцеловав св. Крест, берут благословенный хлеб и, потребив его, благодарят Бога следующей молитвой и поклонами: «Твоих даров достойны сотвори нас, Богородице Дево (поклон), презрящи согрешения наша (поклон), и подающи исцеления, иже с верою приемлющим благословение Твое, Пречистая» (поклон земной).

шлафрок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *