Обязательные предметы

Только государство определяет, какие предметы в школе являются основными:

  • русский язык;
  • литература;
  • математика;
  • иностранный язык;
  • история;
  • физическая культура;
  • музыка;
  • технология;
  • предметы естественнонаучного цикла.

Требования к образовательной программе отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Какие предметы в школе относятся к естественным наукам

К предметам естественнонаучного цикла относятся:

  • химия;
  • биология;
  • физика;
  • экология;
  • география;
  • естествознание;
  • астрономия;
  • в младших классах — окружающий мир.

Предметы в начальной школе

Чтобы морально подготовиться, родителям и самим младшеклассникам перед зачислением в учебное заведение следует узнать, сколько предметов преподают в начальной школе.

Первая ступень образования (1-4 классы) предполагает обязательное изучение 10 следующих предметов:

  • русский язык, родной (нерусский) язык;
  • литературное чтение, литературное чтение на родном (нерусском) языке;
  • иностранный язык;
  • математика;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • ИЗО;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура.

Пpoдoлжитeльнoсть уpoка в начальной школе должна быть:

  • в 1 клaссе в первой чeтвepти — 35 минут, со второй чeтвepти до конца учебного года — 40 минут. Допускается проведение не более четырех уроков в день;
  • вo 2-4 клaссaх — 40 минут. Дневной максимум — пять уроков в день.

Первый класс отличается двумя особенностями — отсутствием заданий на дом и оценок.

Все об учебной программе

Автором программы «Школа России» для начальной школы является преподаватель и аттестованный кандидат педагогических наук Андрей Анатольевич Плешаков, который смог собрать свой комплект в общий план для обучения с первого по четвертый класс в 2001 году. В настоящее время этот учебно-методический комплекс не только на все 100 процентов соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам, но и является одним из самых популярных среди других актуальных планов, благодаря регулярному усовершенствованию и обновлению.

Используемая литература

Основополагающей составляющей эффективности образовательной программы являются методические пособия, книги, рабочие тетради, конспекты и другая литература, по которой дети проходят обучение. Не секрет, что эти источники информации ежегодно проходят жесткий контроль, и в случае несоответствия ФГОС и их текущим изменениям они могут быть исключены из общего плана.

Это не означает, что используемая ранее литература мгновенно утратит свою актуальность, наоборот, она может быть в обиходе еще в течение пятилетнего срока. А чтобы не попасть в условный черный список, авторы вынуждены постоянно дополнять, менять или сокращать материал в своих учебниках, благодаря чему они могут полностью соответствовать общепринятым стандартам.

Не исключением в этом плане является и набор методических пособий, которые используются в программе Плешакова, и сегодня перечень включает в себя следующие учебники:

  • «Обучение грамоте и чтению» или «Русская азбука». Авторство этого букваря принадлежит профессиональным педагогам Горецкому, Кирюшкину, Шанько.
  • «Русский язык». На выбор предлагается две базовые линии, первую из которых составили Зеленина и Хохлова, тогда как вторая была написана Канакиной и Горецким. Разница между этими методичками незначительна, но она есть, и заключается она, прежде всего, в уровне подготовки первоклассников.
  • «Литературное чтение» Климановой. В программе очень много внимания уделяется любви и уважению своей Родины, поэтому предмет занимает в ней одну из ведущих ролей, включая внушительное количество рассказов и повествований с патриотическим уклоном, что весьма немаловажно.
  • «Математика» Моро. Считается, что этот учебник уступает тем методическим пособиям, которые предлагаются другими авторами и этот момент обязательно следует учитывать родителям, видящих своих детей перспективными в точных науках или желающих в процессе обучения делать упор именно на них.
  • «Окружающий мир». Автором этого учебника является сам основатель УМК Плешаков, что совсем неудивительно, ведь красной линией через всю программу обучения проходит именно прививание любви ребенка к окружающей среде. Такой подход особенно актуален в современном мире, когда очень остро стоит вопрос экологической обстановки, и автор настаивает на том, что культуру поведения и бережное отношение к природе нужно воспитывать с самого детства.
  • «Изобразительное искусство» также делится на две линии. Авторами первой из них для 1 и 4 класса являются Неменская, для второго класса — Коротеева, а для третьего — Горяева, Неменская и Питерских. Вторую линию составляли Шпикалова (с 1 по 4 класс включительно), Ершова (2 и 3 класс) и Величкина (3 класс). Как и по предыдущему предмету, тематический упор методических пособий сводится к отношению школьника к окружающей среде.

Все учебные пособия были выпущены популярным издательством «Просвещение», полностью соответствуя утвержденным на официальном уровне стандартам образования. Что касается оформления, то его характеристики выигрывают на фоне такого издательства, печатающего школьную литературу, как «Дрофа». Простые, в меру яркие иллюстрации, крупный и удобный для прочтения текст, примерный анализ и разбор каждой темы — ознакомиться с общей концепцией дизайна методичек и учебников для УМК Плешакова можно и в электронном виде, воспользовавшись для этих целей любым ресурсом онлайн.

Основные цели

Ключевая идея, которую проводит автор в своей программе заключается в том, что все учащиеся должны пройти школу духовно-нравственного воспитания, ориентированного на Россию и для нее. Такой подход имеет как свои достоинства, так и определенные минусы.

С одной стороны, разработка позволяет в легкой ненавязчивой форме развивать у детей дух патриотизма и искреннюю привязанность к своей стране. С другой, много внимания уделяется и личностному развитию ребенка, а также его адаптации внутри коллектива.

Что же касается недостатков программы «Школа России», то они заключаются в довольно узкой направленности, которая не всегда соответствует мировым тенденциям, несмотря на заявления автора. Среди прочих недочетов — упор на гуманитарные дисциплины в ущерб точным наукам, изучение которых проходит более поверхностно по сравнению с другими планами. Это означает, что родителям придется брать инициативу в свои руки, если, конечно, учитель начальных классов сам не будет корректировать эту особенность.

Кроме того, дети должны приходить в первый класс подготовленными в устном счете и письме, иначе в дальнейшем могут возникнуть незначительные трудности. В целом же технология обучения по этой программе считается одной из самых легких, если проводить сравнительную аналогию с другими популярными учебно-методическими комплексами. Что касается основных целей проекта, то они сводятся к выполнению следующих задач:

  • Максимальное развитие индивидуальности ребенка, его творческих навыков и способностей, а также раскрепощение внутри коллектива.
  • Усвоение основных предметов и базовых знаний, выработка навыков планирования этапности выполнения тех или иных задач, проектов или общей программы.
  • Формирование у учеников начальной школы устойчивого интереса к процессу обучения, а также умения вовремя и качественно выполнять задания различной степени сложности.
  • Приложение максимальных усилий для усвоения детьми основных правил безопасности и проведение уроков, нацеленных на выработку у учащихся здоровьесберегающих навыков.

Плюсы этой системы обучения заключаются в том, что в ней находится место и для инновационных приемов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка в соответствии со всеми современными тенденциями без какого-либо ущерба для традиционного образования. Кроме того, программа постоянно подвергается различного рода изменениям, которые позволяют детям учиться правильно расставлять приоритеты и развивать в себе навыки активного деятельностного мышления.

Принципы и проблематика

В основе учебно-методического комплекса лежит первоочередное развитие проблемно-поисковых и творческих навыков у учащихся начальной школой, причем на всех этапах общеобразовательного процесса. Проще говоря, ключевым приемом программы является искусственное создание проблемной ситуации с последующим коллективным или индивидуальным поиском наиболее эффективных методов ее решения.

Условно-поощрительная система и живой интерес, поддерживаемый особенностями проблематики, заставляют малышей принимать самое активное участие в ее устранении. Кроме того, формирование такого интереса и предоставление детям определенной свободы в поиске оптимальных решений развивают в них навыки самостоятельности, способности к планированию и, как следствие, уверенности в себе и собственных силах даже в случае развития чрезвычайной ситуации.

Способствует развитию всех перечисленных качеств и широкий ассортимент приемов, среди которых могут применяться и авторские идеи. Гибкость решений и высказывание разных точек зрения вырабатывают в детях лояльность к альтернативному мнению, что особенно актуально в современном обществе. Помимо прочего, в понятие толерантности входит культура диалога, которой также обучает детей в процессе изучения того или иного материала.

Нельзя не отметить и уникальность книг, по которым проходит обучение по рассматриваемой программе, ведь они умудряются совместить в себе принципы старой русской школы и новые приемы, при этом не выходя за пределы ФГОС. Но главным преимуществом этого набора учебных пособий, как целостной модели, является их фундаментальность и надежность, поэтому родители, отдающие своих детей в начальную школу с обучением по УМК «Школа России» могут быть абсолютно спокойны.

При более подробном рассмотрении характеристик этого комплекта пособий, стоит выделить:

  • Упор на личностное развитие с акцентом на высоком духовном и нравственном воспитании.
  • Формирование гражданской позиции, ориентирующей ребенка на приверженность ребенка собственной стране.
  • Учет всех изменений в глобальной системе образования с внедрением современных приемов.
  • Экоадекватная направленность, вырабатывающая бережливость в отношении окружающей среды с малых лет.

Особое внимание отводится и к семье, как еще одной родине ребенка. Изучение духовных ценностей также занимает в этой программе важную позицию, формируя в маленьком человеке любовь и уважение к старшим, желание и готовность защищать слабых и младших, а также помогать тем, кто нуждается в помощи.

«Гармония» под редакцией Н. Б. Истоминой

Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Предметы основного общего образования

Для учеников 5-9 классов актуален вопрос: какие предметы изучают в средней школе:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • математика, затем алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Обычно дети учатся пять раз в неделю. Шестой день может быть посвящен походам в музей, посещению выставок всем классом.

Урок длится 45 минут. Количество уроков в день в 5-6 классах не должно быть больше пяти, в 7-9 классах предел — шесть уроков. Однако на индивидуальные и гpуппoвыe консультации могут быть выделены дополнительные часы, которые не включаются в общую нагрузку.

Предметы для пятиклассников

Самые ощутимые изменения в школьной жизни и составе предметов ждут ребенка при переходе из четвертого класса в пятый. Остановимся подробнее на том, какие школьные предметы преподают в 5 классе:

  • русский язык, родной язык;
  • иностранный язык;
  • литература, родная литература;
  • информатика;
  • история Древнего мира;
  • математика;
  • обществознание;
  • музыка;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • технология (труд);
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • окружающий мир;
  • география;
  • ИЗО (рисование);
  • физическая культура.

Сколько предметов изучают в школе в 9 классе

В 9 классе 14 основных школьных предметов:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

В некоторых учебных заведениях дополнительно изучают экологию, музыку, технологию и черчение.

Предметы в 10-11 классах

В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.

Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.

Какие школьные предметы следует изучать углубленно

При поступлении на технические направления:

  • алгебру
  • геометрию
  • физику
  • информатику (ИКТ)
  • русский язык

При поступлении на гуманитарные направления:

  • русский язык
  • литературу
  • историю
  • обществознание
  • иностранный язык

При поступлении на естественнонаучные направления:

  • химию
  • биологию
  • математику
  • русский язык

Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.

И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:

  • алгебра;
  • астрономия;
  • биология;
  • география;
  • геометрия;
  • естествознание;
  • изобразительное искусство (рисование);
  • иностранный язык;
  • информатика (ИКТ);
  • истоки;
  • история;
  • краеведение;
  • литература;
  • литературное чтение;
  • математика;
  • мировая художественная культура (МХК);
  • музыка;
  • начальная военная подготовка;
  • общественно-полезный труд;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • основы духовно-нравственных культур народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • основы финансовой грамотности;
  • основы экономики (экономика);
  • проектирование;
  • психотренинг;
  • риторика;
  • родная литература;
  • родной язык;
  • русский язык;
  • статистика;
  • технология (труд);
  • физика;
  • физическая культура;
  • философия;
  • химия;
  • черчение;
  • экология.

Школьные предметы: список

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *