Представления о браке и семье в христианстве и мусульманстве.

Национальная принадлежность человека определяет модель поведения, способы восприятия мира, а так же способы действия и характер отношения к наиболее значимым аспектам человеческого существования. В рамках семьи менталитет определяет следующие представления:

1. О нормах мужского и женского полоролевого поведения;

2. О смысле и содержании брака;

3. О способах воспитания;

4. О правилах, регулирующих отношения семьи с социальным окружением;

5. Содержание материнской и отцовской роли.

По мнению Л. Леви – Брюля люди разных национальностей по– разному воспринимают правила жизни, регулирующие отношения с родительской семьёй и выбор брачного партнёра. Рассмотрим это подробнее на примере христианской и мусульманской моделях семьи.

Христианская модель семьи .

В. Н. Дружинин обращает внимание на то, что христианское вероучение предлагает две модели семьи: «идеальную», божественную и реальную, земную «нормальную». Первая включает в себя Отца, Сына, и Мать ( Богородицу). В состав реальной семьи входит Иисус Христос, Иосиф Обручник и Дева Мария. Важно отметить, что в христианском вероучении Отец несёт ответственность за Сына: отправляет его в мир, с определенной миссией и возвращает его на небеса. В тоже время Сын обязан выполнить божественную волю, пройдя через все испытания и страдания. В «земной » христианской семье интересы матери и отца сосредоточены вокруг ребенка.

Главным основанием библейского портрета супружества является учение об онтологическом единстве мужа и жены в браке. Принципиальный источник всех христианских этических норм, касающихся жизни человека в семье, состоит в понимании брака как цельного, единого мира, где мужчина и женщина перестают существовать только как самостоятельные личности. Заключение брачного союза меняет онтологический статус человека, поднимает его, дополняет соединением со второй половиной. А поскольку согласно библейскому учению Господь изначально приготовил каждому из нас вторую половину, то вступление в брак понимается в христианстве как обретение целого, в чем, собственно, и состоит цель жизни.

Первым и самым главным библейским основанием законности брака, согласно Священному Писанию, является факт установления его Самим Господом: «И сказал Господь Бог: не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему..»И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа». Факт создания Евы из ребра Адама (а не из чего-нибудь другого: скажем, голени) принципиально важен в метафизическом смысле, поскольку он устанавливает изначальное равенство полов.

Вторым основанием христианского брака, носящим уже этический оттенок, является бегство от сексуального греха — блуда. Поскольку люди обладают сексуальной потребностью, им необходимо ее реализовывать. Господь дает только один вариант — в законном браке, с законными супругой или супругом.

В христианстве противоречивым и неоднозначным является отношение к женщине. С одной стороны, согласно Ветхому Завету, женщина – источник грехопадения мужчины. С другой – в Евангелии Дева Мария (Богородица)- положительный образ. Мария выступает свидетельницей земных страданий и свершений Христа. Её земная задача – воспитание сына, призванного свершить великую миссию. Её роль в «идеальной» семье – посредница между Богом и людьми, заступница за страждущих перед Богом.

Чистота интимных отношений . Вместе с браком Бог установил и интимные отношения супругов. Согласно Библии, физическая близость не только не является греховной, но напротив, предстает как Божья воля. Более того, самая первая заповедь, данная Богом людям, непосредственно касалась этой плоскости человеческих отношений:»И благословил их (мужчину и женщину) Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» Библия предписывает также воздерживаться от блуда — любых внебрачных физических отношений. В браке физическая близость чиста, а вне брака — порочна. Господь призывает хранить чистоту интимных отношений до заключения законного брака. Христианская установка на ограничение добрачных интимных связей, как и все остальные этические нормы в этой сфере, основывается на той идее, что каждому из нас Бог приготовил вторую половину. Она живет где-то; мы ее еще не знаем, не встретили, но она уже есть. Поэтому блуд, все добрачные связи рассматриваются как прелюбодеяние, как измена нашей половине. Не случайно само слово «невеста» происходит от старославянского корня «весть» и означает «не весть кто», то есть девушку, физически не известную жениху. Священное Писание неоднократно высказывает свое негативное отношение к гомосексуализму (содомскому греху).

Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагает четкое осознание каждым своего места: жене следует смиренно стать на второе место, мужу- взять на себя ответственность быть главой. Но, ни тот, ни другой из супругов не должен иметь в браке друг над другом абсолютной власти. Величайшая мудрость христианского брака- дать полную свободу тому, кого любишь. Тайна счастья христианских супругов заключается в совместном исполнении воли Божией, соединяющей их души между собой и с Христом. Христианский брачный союз имеет глубочайшее духовное основание, которым не обладают ни телесная близость, ни общие мирские интересы и деятельность.

Брак в исламе рассматривается как естественная связь между мужчиной и женщиной. Мужчину от природы влечет к женщине, а женщину – к мужчине. Ислам, созидая семейные узы, позаботился о том, чтобы построить отношения между двумя полами, основываясь на истинах первозданной природы (фитра). В мусульманском браке муж и жена – единое целое. Коран дает описание естественной связи между мужчиной и женщиной: «Ваши жены для вас – одеяние, а вы – одеяние для них…” (2:187). Приведенная метафора раскрывает сущность супружеских отношений между мужем и женой. В Исламе разрешена полигамия.

С самых истоков Ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения – это источник любви, сострадания и понимания. Самым важным в семейных отношениях является продолжение рода. Второй из важных аспектов – удовлетворение естественных потребностей физиологии в соответствии с моралью и законами Ислама. Третьей важной целью брака является взаимная помощь супругов в достижении друг другом умственной, эмоциональной и физической зрелости. И, наконец, одна из самых важных целей мусульманского брака – помочь вырасти грядущему поколению праведными, верующими людьми.

Ислам определил принципы выбора будущего супруга или супруги. Выбор жены должен основываться на набожности и моральных правилах. Необходимо, чтобы претендент обладал добрым нравом и был религиозным. Только одного из этих качеств недостаточно, так как успешная семейная жизнь возможна исключительно при наличии их обоих.

Забота о семье в Исламе проявляется в тщательно разработанной всеобъемлющей системе брака. Эта система, берущая начало до семьи, закрепляется браком и продолжается в семейных отношениях. Она состоит из божественных правил и руководств, которые четко обрисовывают права, обязанности и ответственность каждого члена семьи (как родителя, так и ребенка). Отсюда следует, что семейные отношения должны быть саморазвивающимися, взаимоконтролируемыми, милосердными и исполненными любви. Такая позиция Ислама относительно семьи исходит из фундаментальных принципов Корана, касающихся семейных отношений. Среди установленных шариатом ограничений есть ограничения в вопросах брака и семейных отношений:

Женщина носит одежду, полностью скрывающую наиболее привлекательные места ее тела. Моральные и этические нормы шариата запрещают посторонним мужчинам и женщинам смотреть друг на друга. Мужчинам запрещено смотреть даже на волосы посторонней женщины, не говоря уж о лице или руках.

Видеть срамные части тела посторонних запрещено ( даже через стекло и их отражение в воде). Тело друг друга ( все его части ) могут видеть муж и жена и те мужчины и женщины, которые считаются махрамами ( мать и сын, дочь и отец ).

При бракосочетании, если муж ставит условие, что женится на девушке, и если выясняется, что это не так, он имеет право расторгнуть брак.

Если мужчина за неимением жены нарушил запрет ислама, т.е. имел интимные отношения с женщиной, шариат требует, чтобы он женился на ней. Учитывая легкость мусульманского развода, это требование шариата не создает никаких хлопот для мужчины. Однако с точки зрения мусульманской этики такой поступок может иметь неприятные последствия, как для мужчины, так и для женщины, особенно если он станет известен посторонним, а именно общественное порицание, которое может повлечь отказ от вступления в брак с таким человеком.

Мужчина имеет право женить своего сына на дочери своей жены от ее первого брака, а отец и сын могут одновременно жениться на матери и дочери.

Шариат требует, чтобы совершеннолетнюю женщину по возможности быстрее выдавали замуж.

Ислам запрещает мужчинам вступать в брачный союз с определенными категориями женщин. Жениться на матери, родной сестре, теще – запрещено. Следует отметить, что в обыденной жизни на мусульманском Востоке нередки случаи, когда бесплодные женщины сами женят своих мужей на своих двоюродных, троюродных сестрах, чтобы семья имела продолжателей рода. При этом первая жена или сохраняет свое главенствующее положение среди других жен, или добивается, чтобы муж дал развод другой жене после появления детей, но может и потерять свое положение и даже получить развод от мужа.

Запреты шариата в семейно – брачных вопросах отличаются особой строгостью в отношении женщины. Эти правила преследуют цель защиты устоев ислама и обеспечения господства мужчины в семье.

Вообще же, понятие «брак» шариатом определяется следующим образом: брак – это заключение договора, по которому женщина перестает быть посторонней, «запретной» для мужчины, с которым она вступила в брачный союз.

Законодательство мусульманских стран устанавливает ряд условий заключения брачного договора и предъявляет определенные условия к его форме. Сторонами, заключающими брачный договор, признаются те самые лица, половые сношения которых этим договором узакониваются или должны быть узаконены в будущем. Предельного брачного возраста не существует. Лица, достигшие совершеннолетия, могут заключить брачный договор по собственному желанию, без вмешательства их опекунов, а также домогаться расторжения брака, заключенного без их согласия. Совершеннолетними считаются – юноши, достигшие 12-ти летнего и девушки 9-ти летнего возраста. Несовершеннолетние могут быть связаны. Без их согласия, брачным договором их родителями или валеями. Умалишенным не запрещается вступать в брак, но брачный договор должен быть заключен от лица умалишенного его родителями.

Вывод:

Итак, все отличительные черты мусульманского и христианского брака находятся в строгой зависимости от основных религиозных принципов. Каждая религия стремится по этой причине сообщить те или иные формы браку, ибо от них многое зависит. Каковы идеалы и направления религии, таковы и брачные отношения, установленные ею. Христианский и мусульманский браки, различаясь по духу, оказывают разное влияние на семью и общество, по-видимому, эти различия оказывают свое влияние и на мотивацию выбора брачного партнера.

Семья в России.

Как отмечает Н. Пазешкиан, «среднестатистическую» российскую семью нельзя отнести ни к восточной, ни к западной. Россия, являясь переплетением этих двух культур, сочетает во взглядах своих семей и восточную и западную ментальность.

Формально любая семья на Руси начиналась с обряда венчания. Собственно предбрачные отношения между будущими супругами, их качественное содержание играли второстепенную роль, поскольку в принятии решения о браке решающим было слово родителей. Инициатива женитьбы исходила от жениха, невесту же тщательно выбирали. Причем наиболее весомыми были материальные соображения и трудовые навыки невесты. Святые отцы говорили, что в браке надо стараться избегать грубых несоответствий в возрасте, образовании, внешних данных. Но вместе с тем никто никогда не углублялся в такие тонкости; никто не сверял параметры совместимости. Чудо брака для христиан состоит в том, что Господь часто соединяет, казалось бы, несоединимое.

У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая патриархальная семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Несколько брачных пар совместно вели хозяйство, владели имуществом. Со временем резкие социальные перемены привели к упадку патриархальной российской семьи. Авторитарная власть мужчины пошла на убыль.

Следует отметить, то в последнее время в структуре современной семьи произошли определённые изменения: уменьшились размеры семьи, уменьшилась значимость старшего брата и сестры, стали менее дифференцированы роли различных членов семьи в целом

Семья как хранитель культурных ценностей и традиций у таджиков.

Семья у мусульман среднеазиатского региона, как и в других странах зарубежного Востока, не автономная самодовлеющая единица, а ячейка стоящего над ней социального института — патронимии (семейно-родственной группы, ведущей свое происхождение от общего памятного предка, жившего семь — чаще пять поколений тому назад). Неразделенная семья включает в свой состав всегда две или более брачных пар, чаще супругов с одним или более женатыми сыновьями, их не состоящих в браке малолетних детей и других родственников или семьи двух и более женатых братьев, иногда и живущих с ними вместе других родственников. Глава семьи обычно отец, во втором случае один из братьев, теперь не обязательно старший, а наиболее предприимчивый. Следует всегда помнить, что каждая отдельная семья не представляет собой застывшую форму: неразделенная при выделе женатого сына или одного из двух женатых братьев превращается в малую, затем при женитьбе следующего сына (в отцовской семье) или следующего брата (в семье братьев) снова становится неразделенной. Полная малая семья после смерти одного из супругов становится неполной малой, а при женитьбе одного из сыновей — снова полной малой и т.п.

Хранителем культурных ценностей является старшее поколение патронимии. Старшее поколение передает хранимые им традиционные культурные ценности среднему и младшему поколению. Роль старшего поколения патронимии в этом велика.

У таджиков сохраняются (частью модернизируясь в соответствии с преобразованиями общества) многие традиционные особенности, уходящие своими корнями в глубокую древность.

Процесс преобразований противоречив. Стремясь сохранить традиции, семьи, входящие в одну патронимию, под влиянием изменяющихся социально-экономических отношений и культуры вынуждены в той или иной мере впитывать инновации. Патронимия в лице ее старшего поколения, стремясь сохранить этнические особенности, выступает против многих инноваций в семейно-бытовой сфере, создавая общественное мнение, осуждающее их, оказывая тем самым часто негативное влияние на молодое поколение.

При проведении семейных обрядов, учитывая близость родства и дружеских отношений, стараются назначать на выполнение наиболее престижных ролей самых близких родных жениха и невесты, чтобы они получили более дорогие подарки. Джура отца жениха и отца невесты также активно помогают при проведении хозяйственных работ и обрядов. Активны и джура жениха, особенно при совершении обрядов в его доме. У памирских народов отсутствует обряд общественного удостоверения девственности невесты, у горных и равнинных таджиков в этом убеждаются две старухи (по одной со стороны жениха и невесты). Очень интересен этот обряд у таджиков долины Сох. В настоящее время его уже не выполняют. Но еще в 40-60 годах публичное удостоверение девственности невесты первыми совершали джура жениха. Другой обряд, исполняемый по традиционному обычаю также в долине Соха — праздничное угощение, устраиваемое в доме жениха утром в день свадьбы только для незамужних сверстниц невесты. Это свидетельствует о наличии традиционных народных обычаев и обрядов в свадебном цикле. Все эти обычаи и обряды воспринимаются с детства. Старшее поколение передает их содержание и очередность ритуальных действий в обрядах младшему поколению

Общественность кишлака и городского квартала играет большую роль в поддержании традиции негативного отношения к разводам. Примирить супругов кроме членов их патронимии, друзей мужа и подруг невесты стремится и квартальный комитет. Семья у таджиков прочна. Негативное отношение к разводам воспитывается с детства. Под воспитательными действиями семьи, членов патронимии, джуры отца, общественности квартала в селе и городе формируется личность, закладываются ориентации, определенные общественным мнением окружающей микроэтнической среды, передающиеся от старшего младшему поколению.

Браки в Таджикистане заключаются в раннем возрасте. Разводы редки, быть может, потому, что свадьбы здесь обходятся очень дорого. Больше 60% населения живут за чертой бедности. Люди копят на свадьбу годами или берут в долг, а потом годами не могут расплатиться. Высокая цена брачной церемонии обусловлена количеством гостей (необходимо позвать всех друзей и родственников жениха и невесты) и количеством обрядов. Таджикская свадьба состоит из семи ритуалов, среди них:

— помолвка

— туйбарон — проводы жениха в дом невесты и обратно

— оши нахор — утренний плов для гостей и соседей

— вечеринка

— приглашение жениха в дом родителей невесты, а позже и невесты — в дом жениховых родителей.

В Таджикистане очень распространена практика ранних браков. Наибольшее количество ранних браков в республике было зарегистрировано в годы гражданской войны в Таджикистане. Чтобы уберечь дочерей от изнасилования, родители старались как можно скорее выдать их замуж. А теперь ранний возраст невесты дает ей возможность быстрее найти жениха. В некоторых регионах страны наиболее удачный «брачный возраст” — 15—16 лет.

Процент безбрачия в Таджикистане достаточно низок, к тому же имеет свои отличия. Если в европейских регионах среди лиц, никогда не вступивших в брак, преобладают мужчины, то в Таджикистане в основном остаются без семьи женщины. Возможно, потому что женщины традиционно были лишены права выбора, в том числе в браке. К тому же следует отметить, что уровень образованности влияет на перспективу семейных отношений. То есть образованные девушки на рынке невест имеют меньше шансов быть выбранными женихами. Поскольку предпочтение отдается девушке воспитанной в традиционной среде.

Зачем нужна крепкая семья: что это такое в жизни человека

Если мужчина или женщина стремятся выстроить нормальные семейные отношения или усовершенствовать уже имеющиеся, необходимо точно определить функции родственного союза:

  • Эмоциональное спокойствие. С годами человечество предъявляет все больше запросов к замужеству, касающихся эмоциональности. Каждый хочет чувствовать себя необходимым, ценным, незаменимым, желает уважительного отношения, поддержки, любви.
  • Готовность родить наследников. Супруги почти всегда мечтают о продолжении рода. Это естественная потребность, которая требует ответственности и выполнения всех обязательств по воспитательной программе и уходу. Также такое желание является инстинктом, главная энергия личности идет на воспитание и поддержание своих детей.
  • Комфорт. В нормальной семейной атмосфере любому индивиду жить легче. Когда люди вступают в брак, все обязанности и трудности становятся общими. Партнеры перестают быть одинокими, у них появляется цель в жизни – взаимная помощь.
  • Сексуальное влечение. Иметь такие связи можно, не обладая штампом в паспорте, однако, находясь в замужестве, мы получаем одобряемость социума для реализации потребности в сексе. Для большинства людей это важный аспект.
  • Ценностное разделение. Всем индивидам необходим близкий человек, который разделит все его взгляды, мнения, ценности и убеждения. Идеальное развитие взаимоотношений – общие интересы.
  • Доверчивость. Являясь семейным представителем, вы должны научиться доверять и не подрывать доверие другого члена. Без этого качества выстроить взаимопонимание невозможно.
  • Поддержка. Как мужчина, так и женщина всегда желают рассказать о трудностях своему возлюбленному человеку, пожаловаться на плохой день и получить взамен понимание и защиту.

Почему семья является важной жизненной целью человека: в чем проявляется важность

Если в школе нас учат различным дисциплинам, которые помогут в будущем построить карьеру и стать перспективной личностью, то дома родители дают нам воспитание, полезные привычки, установки и заботу, которой так не хватает во взрослой жизни. Какие важные действия выполняет семья:

  • Поддержит в любых начинаниях и ситуациях. Искренне порадуется за ваши победы и разделит невзгоды.
  • Является примером для социума. Видя идеальную пару с детьми, общество старается быть похожими, стремясь построить такие же взаимоотношения.
  • Радуется счастью каждого родственника. Зависть – это ненормальное поведение семейного представителя.

Значение родственного круга

Как бы над вами ни издевалась судьба, какие бы проблемы у вас ни были, за поддержкой всегда можно обратиться к близким людям. Они разделят с вами все невзгоды и поражения.

Психолог Дарья Милай

Родственное окружение можно сравнить с маленьким миром, где тебя безмерно любят, постоянно ждут и поддерживают. Здесь ты способен забыть о повседневных делах и суеты.

При планировании и рождении детей необходимо осознавать ответственность, находить компромиссные решения и оперативно разрешать все сложности. Вы должны быть примером для своего малыша.

Всегда ставьте близких на первое место. Уделяя больше внимания карьере, вы рискуете остаться одиноким и несчастным, чрезмерно думая о деньгах.

Причины создания семьи: для чего люди ее создают

Предлагаю вам рассмотреть основные посылы для формирования идеальных родственных отношений:

  • Способность полноценного семейства родить и воспитать здоровое потомство.
  • Разделение всех домашних обязанностей пополам.
  • Получение поддержки от близкого человека.
  • Обеспечение защищенности и безопасности.
  • Бескорыстное указание на недостатки для перевоспитания.

Главные составляющие для женщины – любовь, счастье, дети, для мужчины – карьера, обеспечение семейства, наследники. Чтобы представитель мужского пола чувствовал себя полноценной личностью, способной добиваться целей и успехов, ему необходима любовь спутницы и ее присутствие рядом. В детские годы такая роль предназначалась маме, но во взрослой жизни ее выполняет любящая жена.

Потребности женского пола

Женщина стремится выстроить нормальные семейные отношения для:

  • Социального статуса. Осознание выполнения своего предназначения – стать женой.
  • Непринужденного разговора с подругами. Они не видят в вас соперницу, так как вы уже заняты.
  • Наличия компании для походов в гости и на другие праздники.
  • Присутствия постоянного помощника. Жена может избавиться от нужды носить тяжелые сумки, разбираться в сложных ситуациях в одиночку, осуществлять ремонт, эти заботы теперь возлагаются на плечи сильного супруга.
  • Стремления следить за своей внешностью и фигурой, развивать кулинарные навыки. Каждой представительнице прекрасного пола приятны комплименты.
  • Завершения активного поиска партнера. Вам не придется больше тратить ценное время на нахождение идеального спутника – он у вас уже есть.
  • Продления рода. Для хорошего и полноценного развития ребенка необходимы два родителя – мама и папа.
  • Проявления нежности, заботы и любви. Ведь только эти чувства мы испытываем ко второй половинке.
  • Совместного развития и реализации. Общий интеллектуальный уровень, одинаковые взгляды на мир, стремление к самореализации — идеальные составляющие семейного счастья.
  • Бытового комфорта. Все расходы делятся пополам.
  • Наличия опоры, защиты и поддержки.

Потребности мужского пола

Теперь я постараюсь объяснить, а нужна ли семья мужчине? Безусловно, это круг, куда входят самые родные и близкие люди, территория, где можно отдохнуть, пополнить утраченную энергию. Что с этого имеет женатый человек:

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

  • Получает преданную советчицу, которая организует его отдых, заботится о нем, дает советы.
  • Способность создать большую семью и вырастить детей с хорошим воспитанием и характером.
  • Мужчина становится вожаком, берет под свою ответственность все заботы о родных, защищает интересы.
  • Создание семейного бюджета.

Признаки

Близкий круг обладает множеством свойств:

  • Принятие решения о замужестве и рождении детей осуществляется на добровольной, непринужденной основе.
  • Общими между супругами являются: финансы, жилье, хозяйство, автомобили, ценности.
  • Совместное потомство.
  • Следование закону и исправное соблюдение всех прав.
  • Наличие общей морали, психологической составляющей и нравственности.

Что значит семья и какая роль ей отводится в жизни всего общества и одного человека

Тесный круг близких людей выполняет массу функций, которые позволяют поддерживать его жизнедеятельность. Я приведу следующие:

  • Первостепенная или репродуктивная. Осуществляет социальные или личные задачи. Первая подразумевает увеличение численности людей, вторая – выполнение потребности в продолжении рода.
  • Поучительная. Сюда относятся воспитательные навыки и приобщение детей к социуму до наступления совершеннолетия. Родители передают ребенку все традиции,установки, ценностные ориентиры.
  • Финансовая. Взрослые обеспечивают свое чадо, предоставляя еду, кров, личные вещи. Представители небольшой общности с годами накапливают денежные ресурсы и впоследствии передают их своим наследникам.
  • Восстановительная. Каждый нуждается в чувстве защищенности, любви и заботе. Если не удовлетворить эти первоначальные нужды, могут возникнуть проблемы со здоровьем на физическом и психологическом уровне. Как следствия появляются депрессия, агрессивность, срывы. Все эти недуги приводят к разводу, плохому воспитанию детей.

Залог хороших отношений – неравнодушие, любовь, уважение, сплоченность. Все представители семейной общности должны ценить друг друга, с легкостью идти на компромиссы, вместе планировать проведение досуга и никогда не отчаиваться от черных полос в жизни и трудностей. Если стараться и не терять тягу к счастью, все нормализуется быстрее.

Психологический климат

Каждый человека по-своему толкует значение слова «семья». Одни почитают и уважают своих родственников, благодарят их и оказывают им помощь. Другие, наоборот, не стремятся поддерживать с ними отношения, так как не обнаруживают ценности. Все суждения зависят от воспитания.

Существуют два вида климата: благоприятный и неблагоприятный.

Климатическая составляющая выражается такими характеристиками:

  • эмоциональное ощущение;
  • взаимное понимание друг друга;
  • объединение и решение проблем коллективно.

Влияние на климат оказывают следующие проявления:

  • взаимоотношения родителей между собой и с детьми;
  • общение супругов с окружающими людьми.

Благополучное семейство символизирует поддержку, доброжелательность, заботу, повышенное чувство ответственности за близких, разделение интересов возлюбленного.

Ценностные ориентиры

Дружные и крепкие взаимоотношения – это небольшой кирпичик для постройки прочного и надежного фундамента для семейной общности. Ценности – это традиции, устои, моральные и нравственные принципы, по которым живет личность и никогда их не нарушает, только в редких случаях. Я перечислю вам основные:

Задайте вопрос

  • Искренность. Верность и честность – это устойчивая основа отношений, без которой невозможно построить крепкий и здоровый союз. Чтобы сохранить такую стабильность, необходимо принимать критику без истерик, здраво мыслить. Если вы спокойно реагируете на правду и пытаетесь справиться со своими недостатками, с вами близкий человек всегда будет искренним.
  • Уступчивость. Проявление лояльности – отличный способ избежать бессмысленных ссор.
  • Сплоченность. Каждому представителю семейства необходимо обладать своим личным пространством и иметь свою сферу деятельности. Но он обязан знать, что у него есть семья, про которую нельзя забывать, и периодически в нее возвращаться, оставляя позади проблемы на работе. Объединяться с близкими не составляет труда – достаточно провести вместе время.
  • Милосердие. Научитесь прощать людей и не испытывать обиду по мелочам. Отпускайте все невзгоды и непонимания, жизнь коротка, не стоит растрачивать ее попусту. Обидчивость отнимает время, энергичность, хорошее настроение и силы.
  • Щедрость. Важно, чтобы супруги воспитывали свое чадо, придавая особое значение добродушию. Не следует прививать ребенку чувство взаимовыгоды. Воспитанные личности обладают следующими качествами: тактичностью, искренностью, сочувствием, человечностью, добротой.
  • Традиционные обычаи. У каждой семьи они отличаются. Одни собираются каждый год, чтобы отметить день рождения родственника. Другие устраивают кинопросмотр по четвергам. Необходимо с детства приучать малышей чтить своих предков и следовать традициям. Нарисуйте вместе древо жизни – это поможет ребенку узнать своих близких получше.
  • Любознательность. Предоставьте возможность своему чаду изучать и познавать мир, отвечайте на бесконечные вопросы своего почемучки.
  • Социальность. Необходимо разговаривать обо всем и всегда с мужем, ребенком, близким родственником. Общение – это путь к доверию, которое, в свою очередь, поддерживает здоровые отношения.
  • Ответственность. Она развивается с возрастом, но воспитывать ее в детях необходимо с младенчества. Сначала заставьте их убирать разбросанные по всей комнате игрушки, затем поручите им уход за домашними питомцами. Обладая таким качеством, малышу будет легко следовать по жизненному пути.

В зависимости от ценностных ориентиров, хорошего климата, нравственных установок формируется здоровый семейный образ.

Что значит семья для детей

Для малыша это место занимает значительную позицию, именно там он произносит свое слово «мама», совершает свои достижения – первые шаги, полностью выученный алфавит. Родители всеми силами стараются дать ему все, в чем он нуждается – забота, любовь, поддержка, понимание, ласка. Они прививают ему моральные устои, рассказывают о традициях, способствуют познанию окружающего мира.

Дети не могут оценить всю ценность обладания полноценной семьей, пока не повзрослеют. Взрослые должны описывать ему значимость семейных отношений, чтобы малыш понимал, куда ему обратится в трудный момент за поддержкой.

Нужна ли семья человеку в современном обществе

В настоящее время люди стремятся объединяться и держаться группой, несмотря на возникающие сложности. Семейство – это целый организм, который обладает определенными стадии существования – рождение, развитие, смерть. Семейной общности придется пройти все этапы, которые предполагают наличие трудностей, проблем, которые безотлагательно требуют решений. Например, в период рождения малыша родители претерпевают изменения ролей, которые являются непривычными. Женщине приходится выбирать между карьерой и ребенком. Неправильно принятые решения могут повлиять на союз двух людей, а порой и привести к разводу.

Соблюдая некоторые правила, вы с легкостью сохранить брак и взаимопонимание:

  • Необходимо делиться с супругом своими переживаниями и находить вместе выход из затруднительных ситуаций.
  • Совместное времяпровождение придаст влюбленным сил, энергии.
  • Разделите обязанности по хозяйству, это способствует быстрой уборке дома, приготовлению обеда, ужина, завтрака.
  • Бюджет стоит вести вместе, это поможет рационально распоряжаться денежными средствами.

В этой статье я рассказала, зачем и почему люди хотят создать семью. Придерживайтесь моих рекомендаций, и вы точно сохраните союз, гармоничные и здоровые отношения и дадите своим детям должное воспитание. Если хотите получить более подробную информацию, записывайтесь на мою персональную консультацию.

Личная консультация

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Онлайн консультация

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Родители

Первая забота родителей, пишет святитель Тихон Задонский, – научить детей жить по-христиански: «Юное сердце, как ко злу склонное, на всякое зло стремится, когда страхом Божиим и уздою наказания не воздерживается… Бог не взыщет от тебя, учил ли ты детей своих светской политике и иностранным языкам; но взыщет, учил ли ты по-христиански жить, наставлял ли их благочестию».

Святитель пишет также о необходимости «внутреннего воспитания» детей, свидетельствует о том, что родители должны быть образцом для детей, что за плохое воспитание они не только будут наказаны неблагодарностью детей, – они дадут за это ответ перед Богом. «Родители, рождая детей телесно, должны растить их и духовно. Родители истинные не те, что родили, но те, что воспитали. Родители, чтобы воспитывать исправных детей, сами должны исправно жить. Родители, если не воспитывают детей по-христиански, являются их убийцами».

«Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. – А заслуга пред Богом – воспитать ребенка и соделать его… добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином».

Согласно историческим свидетельствам, при воспитании детей у первых христиан родители строгость всегда соединяли с любовью. Обсуждая поступки детей, родители всегда указывали на жизнь вечную, «откуда христиане должны ожидать наград и наказаний».

Особенное внимание родители обращали на то, чтобы дети не столько заботились о своей наружности, сколько о своих внутренних качествах.

Чтобы привить своим детям добрые навыки, родители постоянно брали их с собой на богослужения, посещали вместе с ними больных и заключенных в темницах.

Государство

История педагогики свидетельствует о том, что государство в христианских странах принимало деятельное участие в воспитании. Прежде всего принимались соответствующие законы и постановления, направленные на нравственное совершенствование народа. В этих законах и постановлениях проявлялась забота о целомудрии юношей и девушек: по воле правителей в воскресные и праздничные дни закрывались публичные зрелища. Государство заботилось также о чистоте веры, препятствуя распространению заблуждений, ересей, сект. Для христианского воспитания детей государство открывало школы и училища, выделяя для этого государственные средства. Таким образом, законы, постановления и действия государства были направлены на обеспечение христианского воспитания граждан.

Государство в России всегда выполняло функцию субъекта воспитания. Оно определяло политику в области воспитания и образования, формировало воспитательные институты, начиная с XIX века нормативно закрепляло содержание и организацию образования и воспитания во всех учебных заведениях. Практически все крупные государственные деятели России (как и ее духовные вожди) уделяли значительное внимание этому вопросу.

Православие стало основой русского воспитания и образования, сделало Россию одной из самых образованных стран в мире. Обучение религии на протяжении многих веков входило в обязательный состав учебного курса образовательных учреждений. Традиционное православное направление в образовании и воспитании никогда не переставало развиваться в России, передаваясь через менталитет русского учителя, через содержание образования, в частности, через произведения русской классической литературы, православные по своему духу.

Определение семьи

В самом общем представлении семья – это группа людей, связанных родственными узами и ведущими общее хозяйство. Данная структура создаётся с целью продолжения рода – в частности, для рождения и воспитания детей. Семейная группа в своей классической форме состоит из супругов и их детей, не вступивших в брак; в эту же структуру могут входить бабушки, дедушки и другие родственники, встречаются семьи без детей или без одного из супругов, с усыновлёнными и удочерёнными детьми и др. Члены этой структуры связаны между собой общим бытом, духовной связью, взаимными моральными обязательствами.

Общественные отношения считаются в биологии признаком продвинутости организмов. Общественные животные являются наиболее интеллектуально развитыми организмами, а также наиболее жизнеспособными. И чем более сложно устроено сообщество, тем более развитым считается данный вид животных. Таким образом, складывается впечатление, что деление человеческого общества на семьи является показателем высшего уровня развития цивилизации. В действительности это не так. Социальных групп внутри человеческого общества множество – это и нации, и профессиональные объединения, и политические, и даже группы по интересам; все они создаются лишь по мере необходимости, а затем отмирают, когда в них перестают нуждаться. Семья – лишь одна из форм организации общества, имеющая как свои достоинства, так и недостатки.

Функции семьи и их характеристика

Теперь встаёт вопрос: а для чего вообще человечеству нужны семейные союзы?

Не зря семейный союз именуется «ячейкой общества». Это означает, что он является как бы миниатюрной моделью «большого» общества, поэтому и функционал у него разнообразный.

Самые элементарные функции достались нам от животных предков. Это детородная и воспитательная функции. С деторождением всё понятно: семейный союз изначально создавался для организации размножения. Воспитание – более сложная функция, примитивные формы которой имеются лишь у млекопитающих, а также птиц и эволюционно близких к ним крокодилов. Воспитание предполагает подготовку потомства к взрослой жизни: это, в частности, защита, теоретическое и практическое обучение, приобщение к труду и социальным взаимодействиям.

Ещё одна функция семейного сообщества – реализация сексуальной потребности. Этот взгляд на брачный союз появился в древних цивилизациях, когда люди столкнулись с необходимостью контролировать половые контакты.

Следующая функция семьи – хозяйственно-бытовая. Члены семейного сообщества ведут общее хозяйство и совместно удовлетворяют материальные потребности друг друга. Семейный труд становится более эффективным и продуктивным, нежели одиночный.

Среди других функций семьи выделяются духовная (совместное духовное обогащение и проведение досуга), рекреационная (совместное восстановление физических и психических сил), социальная (социализация, социальный контроль, приобщение к культуре и морально-нравственным нормам), эмоциональная (удовлетворение потребностей в понимании, признании, защите и др.).

Понятно, что семейное сообщество у людей имеет значительно более глубокое значение, чем у животных. Малые группы у млекопитающих эволюционировали вместе с самими видами. У различных животных наблюдаются даже зачатки «высших функций» семейного союза, свойственных, казалось бы, только человеку. Так, у птиц самка и самец после «вступления в брак» строят совместное гнездо. У многих животных развита совместная «хозяйственная деятельность», в том числе с разделением труда: самец охотится, а самка охраняет детёнышей.

Социальный институт — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Система социального института

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

  • удовлетворение потребностей общества;
  • регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Структуру социального института образуют:

  • социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;
  • совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
  • система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
  • идеологические обоснования деятельности социального института;
  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

Признаки социального института

К признакам социального института относятся:

  • совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
  • система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
  • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
  • материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
  • общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

  • преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;
  • нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;
  • сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;
  • здания, аудитории, учебные пособия;
  • миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

  • экономические институты — разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;
  • политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
  • институты стратификации и родства — класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;
  • институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты материнства, усыновления и т.д.

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.

Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

Основные социальные институты

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

Семья — важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Церковь — религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

Право— социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.

Виды социальных институтов

Деятельность социального института определяется:

  • во-первых, набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;
  • во-вторых, интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества;
  • в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Важнейшими социальными институтами являются:

  • государство и семья;
  • экономика и политика;
  • производство;
  • культура и наука;
  • воспитание;
  • СМИ;
  • право и образование.

Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для обществасоциальных отношений, а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности — экономической, политической, духовной и социальной.

Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности:

  • реляционные;
  • регулятивные.

Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).

Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.

Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.

Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.

Функции социальных институтов

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.

Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные(физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении — достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.

В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института.

Общие функции:

  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
  • Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
  • Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
  • Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

Отдельные функции:

  • Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).
  • Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).
  • Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.
  • Политические институты, ведающие организацией политической жизни.
  • Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.
  • Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.
  • Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т. е.признания целесообразности их действий большинством населения. Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.

Институционализация общества

В этом случае в обществе резко нарастает нестабильность, угроза хаоса, энтропии, последствия которых могут стать катастрофическими. Так, усилившееся во второй половине 80-х гг. ХХ в. в СССР размывание социалистических идеалов,переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советского народа к старым общественным институтам. Последние не смогли выполнять свою стабилизирующую роль и рухнули.

Неспособность руководства советского общества привести основные структуры в соответствие с обновленной системой ценностей предопределила распад СССР и последующую нестабильность российского общества, т. е. устойчивость общества обеспечивается лишь теми структурами, которые пользуются доверием и поддержкой его членов.

В ходе развития общества от основных социальных институтов могут отделяться новые институциональные образования. Так, из социального института образования на определенном этапе вычленяется институт высшего образования. Из общественной правовой системы был создан Конституциональный суд как самостоятельный институт. Подобная дифференциация — один из важнейших признаков развития общества.

Социальные институты можно назвать центральными компонентами структуры общества, интегрирующими и координирующими множество индивидуальных действий людей. Система социальных институтов, отношений между ними является каркасом, который служит основой формирования общества, со всеми вытекающими последствиями. Каковы фундамент, конструкция, несущие составляющие общества, таковы его прочность, фундаментальность, монолитность, стабильность.

Процесс упорядочения, формализации, стандартизации общественных отношений в рамках старой структуры и создание новых социальных институтов называется институтализацией. Чем выше ее уровень, тем качественнее жизнь общества.

семья в христианской и мусульманской культурах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *