Все чаще стали обращаться к психологу родители с детьми-подростками, которые наносят острыми предметами, лезвием, ножницами, всем, что попадет под руку различные порезы на своем теле, как правило, в закрытых местах, таких как предплечье, бедра и других.
Резка – это популярный способ подросткового способа причинить себе боль, без намерения совершить самоубийство. Эта проблема приобретает массовый характер. Зачем подростки режут свое тело? Как им помочь избавиться от желания причинить себе боль? В этой статье, я попытаюсь ответить на эти и другие вопросы, связанные с этой проблемой.


Зачем подростки режут свое тело.

Единого ответа о причинах самоповреждения нет. Различного рода специалисты едины в одном мнении, что чаще это делают девочки и что резка, это способ испытать сильные эмоции и боль, а также в том, что это делают подростки, у которых есть трудности в выражении своих эмоций, закрытость, замкнутость, страдающие от недовольства собой и своим положением в обществе. Все они имеют перепады настроения, волнообразное состояние покоя и взрыва негативных эмоций, с которыми не справляются.

Подростки как бы замирают в некоем «полуживом состоянии», и резка своего тела, дает им ощущение, что ты «живой», хотя бы на какое-то время, а физическая боль отвлекает их от боли душевной, которую они испытывают постоянно. Для них резка, это способ освобождения от накопленных эмоций, когда чаща их терпения переполняется.

Подростки, выбравшие такой путь освобождения от накопленных эмоций, как правило, чувствуют себя очень одинокими, беспомощными, они живут в постоянном стрессе и беспокойстве, разрезая свое тело, они как бы выпускают свои эмоции и нежелательные чувства, как будто вскрывают нарыв, только не физический, а душевный. Этот способ освобождения от эмоциональных страданий быстро становится для них привычкой.

Случай из практики. В кабинет вошли мама и ее дочь лет четырнадцати. Мама худенькая, стройная, молодая, миниатюрная женщина, а девочка наоборот, крупного телосложения, немного полноватая, выглядит старше своего возраста, совсем не похожа на свою мать. Весь вид девочки, просто кричит о том, что она очень неуютно себя чувствует в своем теле, она даже волосами пытается закрыться от этого мира, практически не поднимет головы, но пытается рассказать что-то о себе. Мама дотрагивается до ее локтя и все время говорит: «Извини, дай лучше я расскажу». Девочка, после этого как будто корчится от боли, ее лицо, закрытое волосами, выражает страдание.
Мама рассказывает о проблеме, которая привела их к психологу, говорит о том, что они некоторое время назад уже обращались к другому специалисту, и что после его посещения на какое-то время им обеим стало лучше. Психолог рекомендовал маме быть внимательней к девочке, больше проводить с ней время, и сказал ей о том, что ее ребенок психически абсолютно здоров. Так же специалист предложил занятия с самой девочкой, но после кратковременного «улучшения», они к нему больше не вернулись. Обратились вновь и уже к другому специалисту, когда случаи нанесения порезов участились и приняли угрожающую форму.

У девочки явно эмоциональные проблемы, она очень неуютно чувствует себя в своем теле, особенно рядом со своей мамой, которая выглядит так, как выглядеть должна она, она комплексует от своих форм, растущей не по годам груди, пытается все это скрыть, за мешковатой одеждой. Мама, в глубине души, тоже не принимает ее такой, она все время пытается за нее сказать, объяснить, по-своему, помочь решить эту «стыдную» ситуацию. У них есть множество причин, которые, возможно, помогли усугубить и без того не очень уверенное положение девочки в мире людей: это и развод родителей, их переезд в другой город, смена трех школ за короткий срок.

Здоров ли психически подросток, который наносит себе порезы на теле.

Этот вопрос больше всего волнует родителей, столкнувшихся с этой проблемой. Безусловно, эмоционально ребенок не в порядке, но чтобы выяснить какие, именно причины привели его к тому, что он начал резать свое тело, необходима комплексная диагностика психоэмоционального состояния подростка.

Подросток может, страдать психическими заболеваниями, такими как биполярное расстройство, у него может быть хроническая депрессия, при таких расстройствах возможно нанесение физического ущерба себе или другому. Однако это не относится ко всем, кто страдает психическими заболеваниями, и чаще встречается у детей, которые страдали тяжелой травмой или жестокостью в детстве.
Причиной может быть интроверсия, дети, которые не могут свободно выражать свои мысли, подавляют чувство гнева, привязанности или разочарования, склонны навредить себе как способ выразить эти чувства. Это может быть способ выразить разочарование, накопившееся в течение длительного периода времени. Они хотят, чтобы кто-то обратил на него внимание и понял их чувства. Им очень нужна помощь, но они слишком застенчивы, закрыты, для того чтобы сказать кому-либо об этом прямо. Поэтому они режут себя, ожидая, что люди каким-то образом поймут их внутреннее состояние.
Компульсивное расстройство, при котором, получая ранения, мозг получает необходимое количество эндорфинов, который является, своего рода, нейрохимическим стимулятором, обеспечивающий ощущение благополучия, он же помогает снять стресс или эмоциональную боль. Когда подростки осознают, что резка может мгновенно облегчить его душевную боль, у них развивается привычка или компульсивное поведение. Всякий раз, когда они испытывают душевную боль, они неосознанно развивают неконтролируемое желание нанести себе рану.

Некоторые подростки чувствуют себя героями, способными на такие действия, это даже возвышает их в глазах других детей. Они объединяются в социальных сетях в группы поддержки на основании того, что каждый член группы на себе испытал и мучительные эмоциональные проблемы, и найденный способ избавления от этих мучений. Они чувствуют себя особенными, не понятыми другими людьми.
Все дети, которые наносят вред себе, нуждаются в любви и помощи. Поэтому, если вы родитель и задаетесь вопросом, как помочь своему ребенку, который режет себя, не ругайте их. Не пытайтесь успокоить их, останавливая их слезы и призывая взять себя в руки. Они не могут это сделать под давлением своего эмоционального состояния. Но прежде всего, необходимо выявить или исключить психическое заболевание у своего ребенка, посетив психиатра. Все родители опасаются, что ребенка поставят на учет, но получить консультацию психиатра можно в частной клинике. Не будет лишним посетить невролога и обследовать ребенка на предмет неврологических проблем.

Собрав полный анамнез состояния ребенка, отведите его к специалисту психологу, с которым можно свободно разговаривать на любую тему, которому они могут доверять. Специалист поможет ребенку научиться, другим способом освобождаться от нервного напряжения, выражать свои эмоции, приобрести уверенность в своих силах, а также планированию, самоконтролю, умению обсуждать свои проблемы с близкими людьми, восстановить сон, при его нарушении, все это является положительными механизмами преодоления эмоциональных трудностей. Психолог научит его справляться со стрессом, и постепенно ваш подросток научится позитивно реагировать на каждую ситуацию своей жизни.
Самоповреждение – относится к негативному механизму преодоления эмоциональных трудностей. Некоторые подростки режут себя, потому что чувствуют, что могут убежать от давления ситуации, в которой они находятся. Однако они не понимают, что это лишь временное облегчение. Иногда дети совершают такие поступки, чтобы избежать сильных чувств, особенно тех, которые вообще не принимаются обществом.

Также это может быть способом привлечения внимания, в тех случаях, когда они чувствуют, что их не любят, не принимают, эти мысли и заставляют их чувствовать себя подавленными. Подсознательно, они причиняют себе вред, чтобы обратить на себя внимание тех людей, от которых они и ждут этой любви и безусловного принятия. Обычно они имеют тайное желание заставить почувствовать вину близких за небрежное отношение к ним и за то, что они так чувствуют себя.

На что следует обратить внимание, если вы подозреваете, что ваш подросток может причинять себе вред:

  1. Ваш ребенок носит одежду только с длинными рукавами, а так же наотрез отказываются надеть короткие брюки, платья или шорты, даже в жаркие дни.
  2. Злится и уходит от разговоров, когда у него спрашивают о порезах на теле.
  3. Отказывается надевать купальный костюм, не ходит на пляж, речку или в бассейн, хотя раньше делал это с удовольствием.
  4. Ваш ребенок хранит в своей комнате бритву, зажигалку, предметы, которыми он может повреждать себя.
  5. Становится скрытным, много времени проводит в своей или в ванной комнате.
  6. Если вы заметили хранение вещей с пятнами крови.
  7. Он общается с другими детьми, которые делают себе порезы на теле.
  8. Если кто-то обращает ваше внимание на то, что с вашим ребенком не все в порядке (кто-то из родственников, учителя, одноклассники и другие).

Что нельзя делать при общении с подростком, который режет свое тело:

  • Нельзя на него кричать и заставлять его не делать это.
  • Нельзя применять родительские меры воздействия, такие как лишение его того, чем он любит заниматься.
  • Угрожать ему тем, что расскажете всем, чем он занимается, стыдить его.
  • Доказывать ему свою правоту в любом вопросе, только потому, что вы, являетесь его родителем.

Подросток уже не ребенок, но он еще не взрослый, ему требуется руководство надежного взрослого – родителя – друга. Станьте надежным другом для своего ребенка. Говорить им о том, что делать и что делать не следует – плохая затея. Включайте их в свою жизнь, включайтесь в их жизнь. Общайтесь!

Если Вы заметили, что у Вашего ребенка-подростка есть проблемы, которые Вы не можете, решить привычным образом, или не знаете как – обращайтесь, вместе мы сможем помочь вашему подростку.

Спасибо за внимание к моим статьям, Ваши спасибо и отклики.

Записаться на очную консультацию можно здесь: https://www.b17.ru/zhuravlyova/#contact

Получить онлайн-консультацию здесь:

Удовольствие посреди боли — но если эту боль убрать

— Чаще всего систематическое поведение берет начало в подростковом возрасте?

— Да, в этом возрасте эмоции становятся сильными, и эти дефициты — неумение себя успокоить или утешить другими способами — проявляются особенно ярко. Поэтому подростки экспериментируют с новыми способами — алкоголь, наркотические вещества, туда же — компьютерные игры, импульсивные покупки, переедание, диеты, многое другое.

Эти способы иногда помогают, да, но у них негативная оборотная сторона, все понятно: жизнь пройдет мимо, станешь алкоголиком и зависимым. В то же время, выпил — и чувствуешь себя более уверенным в компании; не знаешь, куда деться, скучно и не с кем погулять, потому что тебя недолюбливают одноклассники — пошел на компьютере играть, там прикольно.

Это становится работающими методами, когда уже есть довольно мощные эмоциональные потребности, но нет других понятных способов их удовлетворять.

У большинства со временем это проходит или отходит на второй план — они находят другие, более экологичные способы как-то справляться. Некоторые не находят и продолжают это делать — в результате, например, спиваются или продолжают резаться.

— Есть примерная статистика — у какой доли людей такое поведение сохраняется и во взрослом возрасте, когда оно уже причиняет социальный дискомфорт?

— Самоповреждение — довольно неприятный процесс. Если спросить человека: представь, ты себя хорошо чувствуешь, у тебя нет к себе каких-то серьезных претензий, ты вполне удовлетворен тем, какой ты человек, у тебя есть ощущение собственного достоинства, есть взаимопонимание и тебя устраивают отношения с близкими и друзьями, ты способен в достаточной степени контролировать себя и свое поведение, умеешь при необходимости успокоиться, ты умеешь себя развлечь и ведешь ту жизнь, какую бы ты хотел. Если бы все это у тебя было, стал бы ты заниматься самоповреждением? Я не видел человека, который бы ответил утвердительно при такой формулировке.

Но если спросить просто — тебе это нравится? — многие говорят: да, я получаю от этого удовольствие, мне это нравится. Но это удовольствие на контрасте: мне становится легче, я чувствую себя сильным, я шрамами показываю другим людям, как я страдаю.

То есть это удовольствие посреди боли — но если эту боль убрать… Последние данные говорят, что клинически значимое расстройство в течение жизни отмечается у 4-6% людей в общей взрослой популяции, в более молодых группах процент выше: у молодых взрослых — 10%, у подростков — около 20-30%.

— Люди, как правило, повреждают себя в незаметных местах?

— Очень по-разному и зависит от контекста. Кто-то режет себя там, где никто не может заметить, кому-то важно, чтобы другие люди видели, что у него есть внутренняя боль, это такая часть идентичности.

Важно, чтобы терапевт имел опыт работы с этой проблемой

— Если родители или партнер сами не справляются и аккуратно предлагают близкому терапию, то какой она должна быть — к кому идти?

— Есть нюансы. Важно понимать, что стадия развития психотерапии сейчас такова, что личность специалиста зачастую более важна, чем модель, в которой он работает. Есть универсальные вещи, которые делают хорошие специалисты, работающие при этом в разных терапевтических школах и разных модальностях.

В принципе существует терапия, специально разработанная под помощь людям с самоповреждениями — это диалектическая поведенческая терапия, которой я как раз занимаюсь. Изначально она была разработана для женщин с самоповреждениями, специально «заточена» под эту тему, потом ее «докрутили» и для работы с мужчинами. Протоколы для работы с самоповреждениями есть и в когнитивно-поведенческой терапии. Это более широкий термин, а диалектическая поведенческая терапия — это ее узкое ответвление. Но это не значит, что другие методы терапии не эффективны.

Существуют проблемы с исследованиями, есть проблема так называемого вердикта птицы Додо — по аналогии с «Алисой в стране чудес», где герои играли в крокет и птица Додо затем сказала: все победили и все должны получить призы.

Примерно так сейчас обстоят дела в психотерапии — мы можем найти исследования, подтверждающие эффективность практически каждого вида терапии. Все победили и все должны получить призы. И сейчас в профессиональном сообществе пытаются понять, где тот или иной метод действительно эффективен, а где его просто сильнее пролоббировали или он по историческим причинам оказался популярен в конкретной стране или в определенных профессиональных советах, отвечающих за рекомендации. Много копий ломается на эту тему.

Важно, чтобы терапевт имел опыт работы с этим кругом проблем, в какой бы модальности он ни работал — то есть опыт работы с самоповреждениями, а не только с паникой или тревогой, например.

Плюс при выборе психотерапевта важны рекомендации и репутация, свидетельствующие о том, что это вменяемый специалист, который не будет говорить что-нибудь из серии: «А про свою маму ты подумал?»

Потому что случается, сами терапевты иногда приходят в ужас от самоповреждения или суицидальных попыток и мыслей. Не все имеют, с одной стороны, достаточную смелость, а с другой — достаточную подготовку, чтобы работать с такими вещами.

Что это такое?

Многие считают, что наносить себе физический вред свойственно в основном подросткам последних десятилетий. Вероятно, из-за информационной перегруженности и большого количества насилия с экранов телевизоров. Но это не совсем так, еще в древние времена были известны разные способы истязания собственного тела. В основном это было характерно для религиозных фанатиков, которые считали, что страдания тела очищают душу. Ведь в каком-то смысле физическая боль действительно может на время приглушить душевную. Да и в литературе нередко романтизируют образ бесстрастного человека, утратившего смысл жизни, которому хочется снова почувствовать хоть что-то, и тогда он в отчаянии наносит себе физические повреждения. Но что это такое на самом деле, откуда берутся подобные мысли и стремления?

На самом деле самоповреждение – это нанесение преднамеренных повреждений своему телу по каким-либо внутренним причинам, но без суицидальных намерений. Оно встречается как симптом некоторых психических расстройств. Такими расстройствами могут быть пограничное расстройство личности, сильное депрессивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, биполярное расстройство, шизофрения, булимия, анорексия и т. д. Но самоповреждения могут наблюдаться и у людей без клинического диагноза. Однако часто это бывает связано с проблемами психического здоровья, депрессией, тревожностью.

Самые распространенные виды самоповреждений:
• порезы на запястьях, бедрах и ладонях;
• сильное расцарапывание кожи, до крови;
• прижигание;
• удары головой о стену или бросание своего тела на твердые поверхности и предметы;
• пережатие частей тела;
• сдавливание головы, самоудушение;
• намеренное препятствование заживлению царапин и других ран, их регулярное вскрытие;
• прокалывание кожи иглами и другими колющими предметами;
• проглатывание несъедобных предметов.

Самоповреждения бывают 3 типов:

1. Импульсивное – когда человек, чаще всего подросток, испытывает сильнейший наплыв эмоций и под их влиянием наносит себе повреждения. Такое случается неожиданно, без желания и намерения это сделать, автоматически, необдуманно.

2. Стереотипное. Чаще всего люди со стереотипным типом самоповреждений наносят себе ушибы. Подобное ритмичное монотонное нанесение себе вреда чаще всего характерно лицам с задержкой в развитии и страдающим аутизмом разной степени тяжести.

3. Умеренное или компульсивное – когда человек наносит себе физический вред под воздействием навязчивых мыслей. Оно может присутствовать у лиц любого возраста.

В чем причина?

Есть 2 теории, связанные с физиологией, которые объясняют, почему такое поведение может повторяться:

1. Серотониновая теория: некоторые люди хуже могут справляться со стрессом, поскольку у них в головном мозге недостаточно серотонина. У таких людей боль улучшает самочувствие, поскольку она вызывает подъем серотонина.

2. Опиатная теория: во время ранений или ушибов действует противоболевая система мозга. Вырабатываются опиаты, они являются основным природным обезболивающим. Благодаря им боль немного притупляется, а еще эти вещества могут вызывать эйфорию. Люди, причиняющие себе физический вред регулярно, могут подсесть на эти эффекты.

Но кроме внутренних есть еще и внешние причины самоповреждений. За фасадом данного поведения часто стоят попытки совладать с эмоциональным дискомфортом. На самом деле совершенно любые стрессовые ситуации могут стать мотивом истязать свое тело. Такими причинами могут быть:
• внутрисемейные проблемы (развод, жестокое обращение, пренебрежение, излишняя строгость родителей, частые ссоры, тирания мужа или жены и т. д.);
• пережитое сексуальное насилие;
• ощущение собственного бессилия, сильнейшей обиды (под влиянием проблем, которые нельзя решить прямо сейчас и которые не зависят от тебя. В таких случаях человек ощущает иллюзию утраченного контроля над ситуацией и ложно считает самоповреждение решением).

Почему одни подростки находят нормальные способы справиться с эмоциональными состояниями, а другие нет?

Низкая самооценка. Подростки, которые систематически наносят себе порезы, чаще всего имеют низкую самооценку. Они не видят в себе ничего ценного, считают себя никчемными, некрасивыми, ни на что не способными, глупыми и неинтересными.

Высокая планка, излишний перфекционизм. Условия, при которых подросток мог бы расслабиться, порадоваться и быть довольным собой, невыполнимы. Виноваты в этом завышенные требования и ожидания со стороны семьи, друзей, школы, любимого человека. Имеет значение среда жесткой конкуренции, в которой он находится. При этом предметом конкуренции могут быть учебные достижения, стандарты красоты и статус в молодежной иерархии. У таких подростков сформировано подсознательное убеждение, что все должно быть сделано идеально. В противном случае ты достоин наказания и нет тебе прощения.

Эмоциональная уязвимость. Больше всего к самоповреждениям склонны те, у кого царит холодность в семье. Своеобразная культура отношения к эмоциям приводит к подобному поведению. У этих подростков низкий уровень эмоциональной компетентности и большие трудности в понимании собственных эмоций, их выражения. Они растут с неправильной установкой в отношении эмоций. В их семьях царят запреты на выражение обиды, злости, грусти, проявление слабости. Они не приучены обращаться за помощью и эмоциональной поддержкой к близким людям.

Методы психологической помощи

Если пациент не в состоянии самостоятельно понять причину проблемы, он может выяснить это вместе с психологом. Ведь зачастую люди, в особенности подростки, не могут объяснить, почему они себя ранят. В результате предпосылки подобного поведения можно выяснить лишь при помощи глубинного психоанализа.

Далее алгоритм лечения подбирается индивидуально. В лечении можно использовать медикаменты, такие как антидепрессанты, транквилизаторы и т. д. Разумеется, медикаментозное лечение строго контролируется врачом. В основном для эффективной борьбы с самоповреждением используется когнитивно-поведенческая терапия. Чтобы пациент мог скорректировать свое поведение, психотерапевты рекомендуют потихоньку заменять привычку резать или прижигать себя на другие, нетравматичные действия. Например, если возникнет желание навредить себе, можно приучить себя рвать бумагу на части. Или можно надеть на запястье резинку и дергать за нее каждый раз, когда захочется сделать себе больно. Другими вариантами замещения могут быть пробежки, удары по боксерской груше, крики в подушку или в безлюдных местах и т. д.

Самый эффективный и полезный способ отвлекаться от навязчивых мыслей – заменять их тем, что вам нравится делать. Например, с помощью физических упражнений, танцев, игрой на музыкальных инструментах, лепки из глины и прочее. В том случае, если человек вредит себе в надежде испытать боль или другие эмоции, поможет холодный душ. Он выступит отличным усилителем ощущений.

Первая помощь при ранах различной глубины

1. Ссадины и осаднения желательно промыть водным раствором антисептика и обработать Фукарцином или зелёнкой. Такие раны лучше оставлять открытыми, но если есть вероятность повторного ранения или инфицирования раны, лучше закрыть раневую поверхность бинтом.

2. Неглубокие порезы (например, порез пальца) должны быть промыты антисептическим раствором (Хлоргексидином, Мирамистином, перекисью водорода). Затем надо обработать края раны зелёнкой, наложить сухую повязку. Перевязки стоит делать не чаще одного раза в сутки.

3. Глубокие раны (то есть более 2 см длиной и 0,5 см глубиной), а также раны с расходящимися краям промываются водным антисептическим раствором. Края обрабатываются зелёнкой, накладывается стерильная салфетка, поверх неё накладывается давящая повязка.

4. Если в результате пореза пострадал крупный сосуд, нужно определиться с типом кровотечения:

  • для артериального кровотечения характерно быстрое истечение алой крови. Как остановить кровь при порезе с таким кровотечением? Чтобы сделать это в домашних или походных условиях, можно взять бинт и наложить его выше места пореза над артерией. Затем хорошо зафиксировать, прижав артерию бинтом и наложить повязку. Возможно пережатие артерии пальцами. При этом её всегда необходимо прижимать к кости.

    Если вы накладываете жгут, необходимо помнить, что его нельзя оставлять на конечности более двух часов во избежание неприятностей (омертвения тканей). Сразу напишите записку с точным указанием времени наложения жгута;

  • для венозного кровотечения характерно медленное истечение тёмной крови. Если рана на руке или ноге, конечность нужно поднять выше уровня раны. Давящая повязка накладывается ниже места повреждения.

Бывает, что при последующих перевязках трудно снять повязку. В этом случае необходимо размочить её Хлоргексидином или перекисью водорода, затем осторожно, не срывая, снять бинт и обработать рану повторно.

Самоповреждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *