Первые христианские общины появились в Восточном Средиземноморье в конце I в. до н. е. — в начале I в. н. е. Поскольку наиболее ранние христианские тексты, дошедшие до нас, были написаны на греческом языке, то на их создание непосредственно влияла эллинистическая культура, в том числе и риторика.

Первоначально христианство распространялось благодаря устным проповедям. Роль проповеди в истории христианства была чрезвычайно велика.

Первым в ряде христианских ораторов следует считать, наверное, самого Иисуса, проповедовал учение среди своих учеников. Один из известных римских ораторов и философов Лукиан (примерно 120- 190 гг.) Считал, что Христиане поклоняются некоему «распятому софисту».

Большое впечатление производили на слушателей притчи Христа. Например, завершение Нагорной проповеди:

«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподобится человеку благоразумному, который построил дом свой на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, — и он не упал, потому что был на камне основан. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, — уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и устремились на дом тот — и он упал., и было падение его великое » (Матф., 7, 24-27).

В свое время еще Аристотель рекомендовал использовать в ораторской практике басни и притчи. По его мнению, притча — это своеобразное сравнение, он считал ее приемом Сократа. То есть притчи в образной форме объясняли то, что непосредственно казалось непонятным или неприемлемым. Такая форма позволяла сделать содержание многозначительным и поэтому более универсальным.

Большой экспрессивностью характеризуются и письменные проповеди, то есть послания апостолов Христа, особенно апостола Павла. Его послание напоминают афористичный стиль Сенеки. Вообще тексты апостола Павла характеризуются новой разработкой формы диатрибы — проповеди-спора, в котором новые вопросы заставляют автора все время с разных сторон подходить к одной и той же центральной тезиса. Например, обращение Павла к иудея:

«Итак, ты, что другого учишь себя сам он не учишь! Проповедуя не красть, крадешь? Предписывая не оказывать прелюбодеяния, прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься Законом, презираешь Бога преступлением закона!» (Посл. К Рим. 2, 21-23).

Христианская проповедь соединила в себе многочисленные философские и религиозные учения своей эпохи. А дальше стала главным орудием церкви. Впоследствии проповедь окончательно превратилась в монолог и предназначалась для того, чтобы присутствующие просто слушали и воспринимали ее.

О влиянии риторики на становление искусства проповеди свидетельствует и тот факт, что почти все латинские апологеты и первые отцы церкви были риторами или учителями красноречия до принятия христианства. Однако после крещения они осуждали свою светскую профессию. Этим первые отцы церкви пытались отказаться в первую очередь от эстетической сущности языческих риторики. Изысканность выражения мысли часто противоречила простоте тех истин, которые стремились донести до слушателей (вспомним Евангельское «Блаженны нищие духом …»).

Одним из самых известных апологетов христианства был Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (примерно 160-220 pp.). Родился он в Северной Африке — в Карфагене. На становление его взглядов существенно повлияли произведения Сенеки и Цицерона. Причем не только своим содержанием, но и способом изложения материала. Он был известным судебным оратором в Риме. Христианство Тертуллиан принял, когда ему было 35 лет, и после этого вернулся на родину.

В своих проповедях нового вероучения Тертуллиан вообще отрицает разум и заменяет его парадоксальным мистическим чувством и сопереживанием:

«Распятый Сын Божий — не стыдно, потому что именно это вызывает стыд. И умер Сын Божий — это вполне достоверно, ибо нелепо. А похоронен, он воскрес — это верно, потому что невозможно».

Современник Тертуллиана Климент Александрийский (примерно 150-215 гг.) Пытался сблизить античную философию и христианское вероучение:

«… от веры она не отвлекает нас … наоборот, мы защищаемся философией как некоторым крепким заслоном, открывая в ней некоторого союзника, вместе с которым и обосновываем потом нашу веру». «Положение философов содержат истину, но только так, как ореховая скорлупа содержит питательное зерно».

То есть философия может быть только пропедевтикой к христианству.

В отличие от Климента Тертуллиан все время подчеркивает пропасть между верой и философией. Известен его принцип формулируется следующим образом: «Верую, ибо абсурдно!»

Формирование церкви — это важный период в развитии христианской риторики. Именно в это время в церковь приходят люди знатные, богатые и образованные. Отныне проповедь рассматривается уже не только как результат божественного вдохновения, но и как следствие высокого мастерства и знания. В частности, так считал Ориген (III в. Н. Э.), Который указывал на необходимость специальной подготовки проповедника. Правда, позже в VI в. философские взгляды Оригена было признаны еретическими.

Одной из интересных фигур последнего века античной риторики фигура Либания или Ливания (314-393 гг. Н. Э.), Признанного язицкого ритора и грамматика из Антиохии. Мастерство Либания последовали император Юлиан, а также его ученики Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, которые впоследствии приняли христианство. Всего известны имена 134 учеников Либания.

Прежде всего Либаний был учителем ораторского искусства. Следует отметить также, что он был противником «бессмысленного» красноречия, то есть красноречия ради него самого. Его наследие насчитывает немало декламаций. Из них можно увидеть, что в риторических школах поздней античности, кроме предоставления общеобразовательных знаний по различным дисциплинам, в учениках формировались навыки композиционного построения речи и нахождения элементов, которые оживляют материал.

Одним из самых известных произведений Либания является «Апология Сократа ритора Либания». Здесь он демонстрирует изящную аттическую язык и эрудицию. Эта торжественная риторическая упражнение написана как речь адвоката, выступающего на процессе 399 г. до н. Э. е.

В этой речи Либаний показывает свое владение средствами аристотелевской риторики. Благодаря этому мастерству он строит целый ряд энтимемам, которые помогают опровергнуть обвинения, которые были выдвинуты против Сократа Анита, Милетом и др. Затем автор «Апологии …» широко использует прием наведения через обращение к мифологии и аттической истории. Это делается в первую очередь для того, чтобы продемонстрировать свои глубокие знания в этих дисциплинах. Как и большинство эпидейктическом речей, «Апология …» Либания предназначалась для чтения и сохранения поклонниками и учениками.

Мастерство Либания воплощена также в эпитафии на смерть императора Юлиана, который был убит в 363 г.. Во время войны с Персией. Следует отметить, что эта речь была исключительно в письменном варианте и никогда не провозглашалась публично. Конечно, образцом для Либания был Исократ, который тоже был оратором, который только пишет. Эпитафий Юлиану построен по обычной схеме любой похвальной речи: происхождение, воспитание, характер, действия.

Либаний считал риторику необходимой как в общественно-политической сфере, так и в сфере воспитания. Благодаря этому она получала статус главного орудия в этом процессе и имела универсальный характер. Основная задача ораторского искусства признан языческих ритор видел в том, чтобы:

«делать граждан хорошими людьми и приучать их к добру и полезной деятельности».

В общем оценивая развитие риторики в античности, следует отметить, что это была эпоха, когда риторика действительно занимала центральное место в культуре. В течение дальнейшего исторического развития она уже никогда не будет занимать такого места. Античность — это эпоха и выдающихся ораторов, и блестящих теоретических работ по этой дисциплине. Одним из главных моментов развития риторики этого периода было осознание того, что она — это прежде всего воспитание слова. В современном мире особенно ощущается необходимость именно воспитание и слова, и мысли. А эти понятия находились в центре еще античного понимания культуры.

Кроме того, для дальнейшего развития риторики как науки важно, что в античности, по сути, сформировалось два основных традиции в понимании предмета этой дисциплины. Первая традиция получила свое теоретическое завершение в творчестве Аристотеля, у которого риторика — это искусство убеждения. Вторую традицию представляет Квинтилиан, у которого риторика — это искусство говорить изящно. Развитие риторики в последующие периоды происходит преимущественно в пределах второй традиции, что приводит определенным образом до сих пор распространено негативное отношение к этой дисциплине как к излишнему украшения речи, за которым, по сути, ничего не стоит.

ТЕСТ

1. Древнегреческий термин «пайдейя» означает

А) воспитание; Б) красноречие; В) философия.

2. Заступницей риторики является богини:

A) Пейто;

Б) две Эриды;

B) Пейто и две Эриды.

3. Учредителем риторики считается:

A) Горгий; Б) Корак;

B) Тисий.

4. В феномене софистики риторика и философия:

А) плодотворно сосуществовали; Б) постоянно конфликтовали.

5. Искусство ведения беседы, целью которой является достижение истинного знания, в эпоху Античности называлось:

A) диалектика; Б) эристика;

B) софистика.

6. Сократ придерживался положения о том, что:

А) риторика необходима для философа; Б) риторика не нужна философу.

7. По мнению Платона, подлинное красноречие свойственно:

А) оратору; Б) философу.

8. Исократ считал, что ораторская речь должна содержать такое количество частей:

A) трех;

Б) четыре;

B) семь.

9. Аристотель выделил такие виды речей:

A) совещательные, эпидейктическом, судебные; Б) академические, эпидейктическом, судебные;

B) совещательные, эпидейктическом, политические.

10. Канон десяти аттических ораторов состоит в:

А) Древней Греции классического периода; Б) эпоху эллинизма.

11. Видами риторических упражнений в античных риторических школах были:

A) декламации и контроверсии; Б) декламации и суазории;

B) контроверсии и суазории.

12. В эпоху эллинизма на первый план выходят речи:

A) эпидейктическом; Б) политические;

B) суду.

13. Цицерон среди трех компонентов, необходимых для красноречия, предпочитал:

A) природном дарованию; Б) навыкам;

B) знанием.

14. Творчество Цицерона — это:

А) философия под знаком риторики; Б) риторика под знаком философии.

15. В Древнем Риме периода империи снижается значение красноречия:

A) эпидейктическом; Б) политического;

B) судебного.

16. Высшей степенью в школьной системе образования Древнего Рима была:

A) школа грамматика; Б) школа литератора;

B) школа ритора.

17. Руководителем первой государственной риторической школы в Древнем Риме был:

A) Марк Фабий Квинтилиан; Б) Сенека Старший;

B) Марк Туллий Цицерон.

18. Основные причины упадка латинского красноречия Тацит видел в:

A) несовершенной системе воспитания молодежи; Б) политических изменениях;

B) несовершенной системе воспитания молодежи и политических изменениях.

19. Большинство латинских апологетов и первых отцов церкви до принятия христианства были:

А) риторами; Б) философами.

20. Выдающимся Ниццким ритором периода поздней античности был:

A) Либаний; Б) Ориген;

B) Тертуллиан.

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте реферат о выдающемся античного оратора или теоретика риторики (на Ваш выбор).

Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического

объединения по классическому университетскому

образованию в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по направлению

520300 и специальности 021700 — «Филология»

К 250-летию Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Издание осуществлено при финансовом участии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Рецензенты;

доктор филологических наук профессор М.Л. Ремнева,

доктор филологических наук профессор В.И. Аннушкин

Книга содержит систематическое изложение понятий и категорий общей риторики; она создана на основе курса лекций, который читается автором на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, и является руководством для студентов и аспирантов, изучающих риторику. Книга адресована также специалистам, интересующимся проблемами риторики, преподавателям риторики и всем, чья профессиональная или общественная деятельность связана с публичной аргументацией: юристам, политикам, журналистам, философам, педагогам.

  • ВВЕДЕНИЕ 1

  • Раздел первый. Образ ритора 1

  • РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. РИТОРИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ 19

  • РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. РИТОРИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ. РАСПОЛОЖЕНИЕ 40

  • РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. РИТОРИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ. ЭЛОКУЦИЯ 55

  • Примечания 64

Образовательная программа

кружка по развитию речи

«Риторика повседневного общения»

в коррекционной школе

Пояснительная записка.

Актуальность и перспективность программы

Образовательная программа кружка по развитию речи «Риторика повседневного общения» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ,концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС). Программа учитывает возрастные, психологические и физиологические особенности младшего школьника с ДЦП.

Для обучающихся с ДЦП характерны следующие причины недостатков речевого развития: ограниченный объем знаний и представлений об окружающем, недостаточность предметно-практической деятельности и социальных контактов. Дети имеют небольшой жизненный опыт, общаются с ограниченным кругом людей.

Несмотря на то, что контингент детей с двигательными нарушениями неоднороден, реализация программы обеспечит возможность получения помощи по развитию речи,социальной адаптации, развитию позитивного отношения к обществу, семье и обучению в школе, включению в коллективную деятельность обучающихся разного возраста и уровня развития.

Цели и задачи программы

Цель программы – организация коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, способствующей успешной социализации в обществе, адаптации в учебной деятельности; развитие правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом , с применением методов и приемов, направленных на развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых умений.

Задачи:

Обучающие

  • учить детей осваивать языковые понятия
  • обучить коммуникативным навыкам

Развивающие

  • развитие речевого аппарата
  • развивать пространственные представления
  • развивать чувство ритма, координацию
  • развитие общей и мелкой моторики

Воспитательные:
воспитывать и совершенствовать личностные качества;

  • воспитывать любовь к родному языку;
  • воспитывать уважение к старшим и сверстникам

Коррекционные:

  • развивать речевое дыхание;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать грамматический строй и связную речь;
  • формировать и развивать когнитивные функции .

Требования ФГОС к уровню развития речи учащихся с точки зрения развития коммуникативных УУД. ФГОС уделяет большое внимание развитию речи в рамках развития коммуникативных универсальных учебных действий.

Планируемые результаты обучения по данной программе применимые к уровню развития речи в соответствии с ФГОС НОО таковы:

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность научиться:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнера высказывания

• задавать вопросы

Регулятивные

• контролировать действия партнера;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные

  • сознательному отношению к языку как к ценности
  • бережному отношению к родному языку
  • осознанию личного влияние на ситуацию общения
  • пониманию принадлежности к русскому народу

Предметные

Обучающийся получит возможность научится:

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения

понимать отличие одних форм устной народной речи от других и использовать их.

• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

Основные методы и принципы работы

Основные методы обучения:

  • практические;
  • наглядно-демонстрационные;
  • игровые;
  • словесные;
  • игровое моделирование типовых ситуаций.

Основные принципы:

  • принцип гуманистической направленности педагогического процесса: развитие умений, позволяющих школьнику преодолевать трудности коммуникации( несмотря на дефекты речи).
  • принцип системно-деятельного подхода;
  • принцип дифференцированного подхода (учет различной структуры дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);
  • принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
  • принцип практичности (знания и умения могут использоваться в повседневной жизни и в учебной деятельности);
  • принцип комплексности (система занятий построена на межпредметных связях).

Каждое занятие предполагает в своей структуре разучивание детьми и применение упражнений на развитие речевого аппарата, пальчиковую гимнастику, задания на развитие мелкой моторики, теоретический материал, практические разноуровневые задания подобранные согласно возрастной категории обучающихся и их возможностей.

Организация работы кружка.

Программа предназначена для коррекционного обучения детей школьного возраста 7-11 лет (1-4 классы) уровня 6.2,6.3 с нормально развивающейся речью и имеющих отклонения в речевом развитии. Занятия в кружке проводятся с детьми в форме групповых занятий один раз в неделю во вторую половину дня в соответствии с годовым календарным графиком работы и утвержденной сеткой образовательного школьного учреждения продолжительностью 35-40 мин. Занятия проводит учитель начальных классов (учитель-логопед )в учебном классе .

Материально-техническое обеспечение:

  • Столы ученические
  • Стулья ученические
  • Зеркала индивидуальные
  • Набор игрушек
  • Настольные игры (лото, домино)
  • Альбомы для рисования
  • Цветные карандаши
  • Ученические тетради
  • Журнал посещения.
  • Материалы речевого обследования обучающихся.
  • Тематический план

    (1 раз в неделю,34 часа в год. )

    Тема занятия

    Задачи

    Кол-во часов

    Планируемый результат

    Контрольное

    мероприятие

    Вводное занятие

    » Что такое риторика»

    Ознакомить с понятием «риторика», научить выполнять речевые разминки, развивать речевой аппарат, воспитывать интерес к языку

    Слушать инструкцию и последовательно ее выполнять, Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора

    Диагностика уровня развития речи

    Волшебные слова

    Выявить знания детей о словах вежливости, научить правилам вежливого общения в разных ситуациях и с людьми разных возрастных категорий

    Научаться применять слова вежливости в различных ситуациях , строить фразу приветствия, прощания , просьбы, извинения, в зависимости от того к какой возрастной категории направлено высказывание

    Знакомство

    Активизировать коммуникативные умения в ситуации знакомства:учить задавать

    В ходе диалога

    Научатся использоваь формы вежливости при приветствии и прощании,называть своё имя,как настоящее,так и ролевое.

    Я и моя семья

    Активизировать коммуникативные умения в ситуации общения с членами семьи, учить строить высказывания на заданную тему

    Научатся описывать свою семью(cостав, занятия, обязанности и т.п), закрепят и пополнят словарь по теме семья.

    Диалог и монолог

    Научить различать понятия «диалог», «монолог», подбирать речевые средства в конкретной ситуации, продолжить учить выразительно говорить на родном языке.

    Пополнят и закрепят знание словаря по теме, научаться вести несложный диалог, использовать монологическую речь уместной эмоциональной окрашенности, научаться слушать собеседника и адекватно отвечать на вопросы.

    Речевые ситуации(говорить «по делу»)

    Раскрыть смысловое значение пословицы «Слово-серебро, а молчание -золото»

    Научатся строить высказывание, соответствующее ситуации, повысят коммуникативные навыки, научатся применять слова вежливости в беседе с посторонними людьми в общественных местах (поликлинике, магазине, школе, в развлекательных местах и т.п.)

    Разговор по телефону

    Научить пользоваться телефоном, развивать речевые навыки, воспитывать уважительное отношение к собеседнику.

    Научаться вести диалог по телефону, закрепят знания о вызове экстренных служб, научаться относится к телефону как к прибору для делового общения.

    Идём в гости и принимаем гостей

    Ативизировать речевые навыки в беседе по теме, учить соглашаться и возражать, одобрять собеседника, вести разговор в группе, воспитывать уважительное отношение к окружающи, патриотическое отношение к традициям русского народа.

    Научатся правилам приглашения в гости, закрепят навыки поведения в гостях, научатся вести беседу в группе, вступать в разговор не перебивая говорящих, предлагать тему для беседы и поддерживать разговор.

    Кого и как поздравить с праздником

    На примере общих праздников научить правилам поздравления, ознакомить с правилами дарения и принятия подарков, развивать речевую коммуникацию, воспитывать уважительное отношение к окружающи, патриотическое отношение к традициям русского народа.

    Научаться отличать поздравление близких людей от поздравления официального ,пополнят словарь, научаться вести диалог в ситуации ответного поздравления, составлять текст поздравительной открытки и правилам её оформления.

    Речевые ситуации.

    Закрепление.

    Отработать полученные знания на примере различных ситуаций, развивать умения строить речь, выбирать речевые средства, адекватно эмоционально окрашивать речь, воспитывать уважительное отношение к собеседнику.

    Научатся применять полученные знания , формировать фразовую речь

    Викторина «В стране вежливых слов»

    Закрепление полученных знаний, развитие речевых навыков, воспитание соревновательного духа не противоречащего уважительному отношению к сверстникам.

    Научатся применять полученные знания в ситуации конкурентной борьбы, получат опыт участия в соревновании, разовьют личностные качества(радость за успех товарища, умения правильно реагировать на неудачу и поражение)

    конкурсное мероприятие

    Богатство речи: синонимы

    Ознакомить с понятием, закрепить знания о группах слов,расширить словарный запас,упражнять в подборе синонимов к различным частям речи, воспитывать интерес к изучению родного языка.

    Расширят лексический запас, научатся употреблять синонимы для избежания повторов в высказывании,научатся лексически обозначать отличительные признаки предметов, строить развёрнутую фразу.

    Богатство речи: антонимы

    Ознакомить с понятием, закрепить знания о группах слов, расширить словарный запас, упражнять в подборе антонимов к различным частям речи, воспитывать интерес к изучению родного языка.

    Расширят лексический запас, научатся употреблять антонимы в высказывании, научатся лексически обозначать отличительные признаки предметов, строить развёрнутую фразу.

    Богатство речи: многозначные слова

    Ознакомить с понятием, развивать речь и словарный запас, воспитывать интерес к изучению родного языка

    Научаться понимать значения многозначных слов в контексте, составлять предложения различные по смыслу с многозначными словами, расширят словарный запас.

    Прямое и переносное значение слов

    Ознакомить с понятием,развивать понимание и объяснять переносное значение слов, красоту речи, воспитывать любовь к русской поэзии, природе родного края

    На примере отрывков стихотворений о прроде приобретут понимание переносных значений слов, навыки использования слов в прямом и переносном значении, навыки выразительного чтения, умения слушать и понимать поэтическое произведение.

    Загадка

    Научить раскрывать смысл загадки через понимание зашифрованных признаков предметов, упражнять в разгадывании загадок, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

    Научатся разгадывать загадки и придумывать собственные, приобретут навыки выразительного произнесения загадок.

    Крылатые слова

    Ознакомить с понятием, развивать понимание и переносное значение выражений, умение различать их в речевом потоке, воспитывать интерес к родному языку.

    Научатся отличать и понимать крылатые выражения в речи, подбирать подходящую иллюстрацию ,пополнят словарный запас, разовьют навыки художественного оформления речи.

    поговорка

    Ознакомить с определением поговорки, развивать умение применять поговорки в речи, воспитывать интерес и любовь к родному языку.

    Запомнят несколько поговорок, научатся выделять их в устной и письменной речи, составлять короткие тексты с использованием поговорок, расширят словарный запас.

    пословица

    Ознакомить с определением пословицы, развивать умение применять пословицы в речи, воспитывать интерес и любовь к родному языку.

    Запомнят несколько пословиц, научатся выделять их в устной и письменной речи, составлять короткие тексты с использованием пословиц, расширят словарный запас.

    Отличие пословиц и поговорок использование их в речи

    Научить отличать пословицы от поговорок, развивать художественную речь, воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

    Приобретут знания об отличительных признаках пословиц и поговорок, научатся замечать и выделять их в устной и письменной речи, в литературных произведениях, применять в речевых ситуациях.

    Закрепление

    Создание ситуации успеха в представлении полученных умений, закрепление изученного.

    Получат возможность проявить творческие способности,

    повысить самооценку, опыт публичного выступления.

    концерт ( стихи, песни , сценки)

    Список литературы.

    1.Примерная адаптированная образовательные программы для категорий, обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС (дети с нарушениями ОДА)

    2.Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата .Учеб. пособие для студентов обучающихся по спец. «Социальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» / Левченко Ирина Юрьевна, Приходько Оксана Георгиевна. — М. : Академия, 2001. — 186 с ; С.

    3..Программы специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8 вида.Москва «просвещение» 2009.Под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой.

    Значения в других словарях

  1. риторичный — прил., кол-во синонимов: 10 велеречивый 18 высокопарный 25 выспренный 16 надутый 65 напыщенный 45 пышный 46 риторический 9 украшенный 25 фразистый 12 эффектный 22 Словарь синонимов русского языка
  2. риторичный — РИТОРИЧНЫЙ -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. Книжн. = Риторический (2 зн.). Р. стиль. Р-ая пьеса. ◁ Риторичность, -и; ж. Р. описания. Риторично, нареч. Р. восклицать. Толковый словарь Кузнецова
  3. риторичный — Ритори́ч/н/ый. Морфемно-орфографический словарь
  4. риторичный — орф. риторичный; кр. ф. -чен, -чна Орфографический словарь Лопатина
  5. риторичный — риторичный кр. ф. -чен, -чна, -чно Орфографический словарь. Одно Н или два?
  6. риторичный — -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. книжн. Изобилующий красивыми, но малосодержательными словами, напыщенный. Пьеса казалась мне — местами фальшиво построенной, очень риторичной. Луначарский, «Фиеско». Малый академический словарь
  7. риторичный — риторичный прил. Изобилующий красивыми, но малосодержательными фразами и словами; эффектный. Толковый словарь Ефремовой
  8. риторичный — Риторичный, риторичная, риторичное, риторичные, риторичного, риторичной, риторичного, риторичных, риторичному, риторичной, риторичному, риторичным, риторичный, риторичную, риторичное, риторичные, риторичного, риторичную, риторичное, риторичных… Грамматический словарь Зализняка
  9. риторичный — РИТОР’ИЧНЫЙ, риторичная, риторичное; риторичен, риторична, риторично (·книж. ). Напыщенный, изобилующий красивыми, искусно подобранными выражениями мысли. Речь его слишком риторична. Толковый словарь Ушакова

Раздел первый. Образ ритора

Ритором называют человека, создающего влиятельные публичные высказывания. Высказывание — завершенное произведение слова, адресованное определенной аудитории. Высказыванием может быть реплика в разговоре, ораторская речь, научная статья, газетный материал, философский трактат, письмо, финансовый отчет и т. д. Большая часть высказываний используется однократно и исчезает; высказывания, которые сохраняются, воспроизводятся и многократно используются, составляют культуру языка.

Если кто-нибудь воскликнет: «Пожар!» в присутствии других людей, высказывание повлечет за собой немедленную реакцию в виде действия или вопроса. Если пожар действительно имеет место, его скорее всего потушат. Высказывание в таком случае оказывается действенным и влиятельным, так как оно было понято, ориентировало людей в обстановке, вызвало разумные действия, которые привели к благоприятному результату, организовало аудиторию, которая научилась тушить пожар совместными усилиями, а также повысило авторитет ритора, к суждениям которого аудитория, видимо, впредь будет прислушиваться с большим вниманием, чем прежде.

Если же подобное высказывание не соответствует действительности или сделано в среде людей возбужденных, неумелых или трусливых, оно может вызвать панику, которая приведет если не к жертвам, то к дезорганизации, и окажется неуместным, хотя и действенным в той мере, в какой возымело действие на аудиторию.

Риторика как наука

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *