Как зародились христианство и православие, в чём их отличие

Христианская религия — одно из трех монотеистических (монотеизм — единобожие) мировых верований, наряду с исламом и буддизмом. Самым древним христианским течением является православие, сложившееся в Византии и приобретшее совершенно особенные формы отличия на Руси. Два других основных христианских верования — это католицизм и протестантизм, господствующие в Европе и Америке.

В чём отличие православия от двух других христианских течений и какой под их влиянием складывался менталитет?

Зарождение христианской религии

Новая христианская религия появилась более двух тысяч лет назад и произошло это событие в Иерусалиме. В Пятидесятницу (иудейский праздник кущей, Суккот) после воскресения Иисуса Христа раздался шум с неба и на каждого из апостолов опустилось по одному языку будто огненного пламени. Святой Дух вошел во всех присутствующих и стали они глаголить на всех языках. Этот день ознаменовался обращением в христианство трех тысяч паломников и считается моментом рождения религии Христа.

Но христианская Церковь Нового Завета не осталась навсегда Вселенской — в 1054 году наступил раскол. Христианское вероучение разделилось на западную и восточную ветвь — католичество и православие, отличия между которыми с годами только крепли. Взаимные обвинения в еретизме и вражда поселились в христианской пастве на долгие века. Церковные иерархи, главы христианской православной и христианской католической церквей (Папа Римский и Патриарх Константинополя) наложили анафемское проклятие друг на друга.

Внутренние разногласия и отличия в этих двух христианских течениях — католичестве и православии, спустя некоторое время привели к новому расколу. От католицизма отделилось протестантское направление, а на Руси из христианского православия откололись староверы. Расколы церкви были трагедией для христианской веры, подрывали ее авторитет на фоне растущего распространения ислама.

Отличительные черты православия от других ветвей христианства

Официально православие как отдельное направление в христианстве оформилось в 1054 году, в день Великого Раскола, когда патриарх Константинополя прилюдно растоптал пресный хлеб, предназначенный для совершения таинства причастия. Раскол не был неожиданным в христианской церкви, это событие зрело довольно длительное время. Конфликт касался отличий в проведении христианских церковных обрядов, а также имелись разногласия по догматам веры. Чем это закончилось, известно всем. Единой христианской церкви не стало, а в последствии духовные главы католиков и протестантов прокляли друг друга. Обоюдная анафема была снята только спустя девять столетий.

Богослужения и главные положения символа веры в православии и в двух других ветвях христианства остались, тем не менее, разными. Эти отличия очень заметны даже при поверхностном наблюдении:

  • для православия, в отличии от католического и протестантского христианства, характерны пышные убранства и одеяния священнослужителей, а также ношение ими бород; разный чин богослужений;
  • православные христиане накладывают крест справа налево, паства Папы — наоборот;
  • у христиан католиков церковные службы сопровождаются звучанием органа, в отличии от православия, где можно слышать только пение без музыки.

Православные службы, в отличие от других конфессий христианства, по-византийски пышны. Во время православного богослужения зажигают свечи, священник кадит кадилом. Не принято играть музыку. Крестятся прихожане пальцами, собранными в щепоть (двумя, а в настоящее время — тремя). Православные крест накладывают справа налево и кланяются в пояс.

Восточные православные христиане веруют, что их церковь проистекает от распятия и воскресения Христа. Русь стала христианской в 988 году, крещение совершилось по духовной традиции Византии.

Какие аспекты православного учения отличают его от католического и протестантского христианства:

• триединство бога — в ликах Отца, Сына и Святого Духа;
• Святой Дух исходит только от Бога-Отца;
• Иисус является единородным Сыном Божьим;
• Сын Божий принял образ человека, вочеловечился;
• воскресение, как и Второе пришествие Христа, истинно;
• Богородица — мать Божия, смертная женщина, вознесена на небо душой;
• главой церкви является не Патриарх, а непосредственно Иисус Христос;
• крещение снимает прошлые грехи с человека;
• во время Таинства Крещения крещаемый омывается в купели;
• православные верят в мытарства души после смерти тела; после чего достигается спасение и обретение вечной жизни.

Православная христианская традиция проповедует о вечном спасении души после смерти тела. Всю земную жизнь верующие должны служить Богу и выстраивать свое поведение согласно его заповедям. Православные христиане не ропщут на любые испытания и даже радуются им. Уныние же считается одним из смертных грехов.

Православие и католическое христианство, в чём отличия

Католическое христианское течение отличается от православного христианства подходами к проведению богослужений и вероучению. В римско-католической традиции главой церкви является Папа Римский, не Иисус Христос, как в православии.

Отличия католического христианского вероучения от православного христианского:

• Святой Дух исходит от Божьего Сына в той же мере, что и от Отца;
• Богородица рождена непорочно и вознесена на небеса телом, а не только душой;
• католики почитают большое количество различных святых;
• все деяния Папы Римского, как верховного иерарха церкви, считаются непогрешимыми;
• после смерти тела душа не подвергается мытарствам, в отличии от православного христианства, а оказывается в чистилище, где ее ждут испытания;
• для таинства причастия необходим пресный хлеб.

Кардинальное отличие католического христианства от православия — это понятие искупления грехов за дары (индульгенция). Западная традиция считает, что Христос, Богородица и святые своими деяниями создали неисчерпаемый запас благости, которого хватит на покрытие грехов всей христианской паствы. Запас благости находится в распоряжении католической христианской церкви и продается грешникам в виде специальных грамот, индульгенций. Владельцы индульгенций получают отпущение грехов.

Католическая христианская служба носит название «месса”, в отличие от православной христианской литургии. Богослужение сопровождается торжественной музыкой, исполняемой на органе. Церковное пение в костелах исключительно мужское (мальчики с детскими голосами), тогда как в православных храмах поет смешанный хор.

Догмат о непорочности Богородицы — основная отличительная особенность западно-европейского христианства от православного. Католическая христианская паства верит в непорочное зачатие Девы Марии. Почитание Божьей Матери в православной среде не меньше, но восточная ветвь христианства, в отличии от католической христианской, считает ее смертной женщиной, вознесенной на небо после смерти душой, но не телом.

Еще для христиан католиков типично мистическое сосредоточение на крестных муках Иисуса. Иногда у верующих даже появляются раны на теле (стигмы) от тернового венца и гвоздей.

Помин умерших осуществляется на третий, седьмой и тридцатый дни после упокоения.

Отличается у христиан католиков и процедура миропомазания: оно может проводиться лишь людям, достигшим совершеннолетия, а не детям, прошедшим таинство крещения, как в восточной традиции.

Таинство причастия доступно только с семилетнего возраста, а для восточных христиан — с младенчества.

В костелах нет иконостаса.

Все священники не могут иметь семью (целибат), в отличии от белого духовенства в православном христианстве, наши священнослужители не обязаны давать монашеские обеты, часто создают семьи, имеют детей.

Православие и протестантское христианство, в чём отличия

В чем особенности и отличия протестантского христианского вероучения? Оно зародилось в недрах католического христианства, как протест против Папы — земного наместника Христа. Печально известное историческое событие во Франции 16-го века — Варфоломеевская ночь, когда тамошние христиане протестанты (гугеноты) подверглись массовому убиению под предлогом борьбы за веру.

Протестантские настроения распространялись по Европе, как пожар, и порождали восстания христианской паствы, вплоть до революции. Стоит только назвать массовое движение Лютера, возникшее в Германии, и вылившееся впоследствии в самостоятельное направление — лютеранство. Мартин Лютер проповедовал отказ от продажи индульгенций — грамот, отпускающих грехи их обладателю. К событиям этого же порядка можно отнести войны гуситов. Все это отдельные свидетельства, отражающие широкое распространение недовольства католическими христианскими догматами.

Главные отличия христианского протестантизма заключаются в некоем стремлении к минимализму. Из Таинств протестанты признают только причастие и крещение. Причастие укрепляет верующих, а крещение вводит человека в лоно церкви. Священнослужители являются не отцами, а духовными братьями для христианской паствы. Хотя апостольская преемственность и признается, но считается духовным действом.

Минимализм протестантов, в отличии от других христианских ветвей, проявляется в скромности богослужений: нет икон, нет горящих свечей, дыма от кадильниц. Отсутствует обряд отпевания, почитание пантеона святых. Брачующихся не венчают, нет исповеди.

Одно из главных отличий данного христианского направления в том , что понятие священства очень условно. Священнослужителями могут быть женщины. Жизнь в рамках общины протекает как в большой христианской семье, нуждающиеся получают помощь и поддержку. Развито миссионерство — проповедование Евангелия людям.

Службы в протестантских христианских храмах тоже отличаются и проходят по особенному чину. Сначала люди славят Господа песнями и даже танцами. После этого протестантский пастор приступает к проповеди, построенной на основе текстов из Библии. В конце богослужения повторяется прославление Бога.

В несколько последних десятилетий выделилось большое количество евангельских вероучений, чьей основной паствой стала молодежь. В нашей стране некоторые из этих христианских течений признаны сектами, в отличии от Западной Европы и Америки, где их существование и деятельность не противоречат закону.

Событие исторического масштаба для христианской церкви произошло в 1999 году. Католическая христианская церковь примирилась с лютеранским вероучением. Ранее, в 1973 году, лютеранские церкви объединились в евхаристии с реформаторскими. Окончательное примирение между направлениями христианства достигнуто в XX и XXI веке. Религиозная борьба и вражда стали прошлым.

Поделись с ближним

Армянская диаспора существовала с момента потери армянами государственности в 1375 (когда в борьбе с мамлюками пало Киликийское царство). Она сильно увеличилась после геноцида армян в Османской Турции в 1915 г. Существенный рост диаспоры обозначился в 1990-х годах, когда началась беспрецедентная миграция из Армении. Эта миграция была обусловлена социально-экономическими факторами: последствия землетрясения, война с Азербайджаном, блокада, развал СССР и всех его экономических связей и, как следствие, безработица и низкий уровень жизни. Большая часть, — около 1 млн мигрантов, осела в России, США и европейских странах.

Россия и Армянская церковь

История армянских общин в России неразрывно связана с историей конфессиональной, колонизационной и национальной политики России. Русь, Московское царство, а затем – Российская империя, как известно, были державами православными. Православная церковь и государство веками составляли неразрывное целое, и положение иностранцев зависело от того, к какой религии они принадлежали. Негативное отношение к Армянской церкви перешло на Русь из Византии. Суть его заключалась в том, что Армянская церковь рассматривалась как придерживающаяся учения о монофизитстве, которое, в представлении православных, состояло в признании только божественной сущности Иисуса Христа при отрицании человеческой. Для византийцев Армения была еще и внешним врагом, поэтому ненависть имела очень глубокие корни. Вот почему предстоятели Русской православной церкви считали армянскую веру худшей из ересей. Так, митрополит Киприан (1376-1406 гг.) отзывался о ней как о «ереси гнуснейши паче всех ересей». То же отношение к армянской вере сохранялось и в последующие столетия.

Признаки перемен обозначились в правление Петра I. Лояльное отношение властей к Армянской церкви в немалой степени было связано с политическими расчетами русского царя. В поисках возможных союзников российской политики на Востоке он обратил внимание на армян, которые уже много веков были рассеяны по территориям различных государств. Большая часть проживала в Турции. Вторая по численности община находилась в Персии. И хотя в местах компактного проживания армянами управляла их собственная знать — мелики и юзбаши, — тем не менее, единственной организацией, объединявшей всех армян, где бы они ни жили, оставалась Армянская церковь, которая, со времен Петра Первого, уверенно выступает в роли политического партнера России в регионе.

Позже, политику Петра в отношении армян подтвердила Екатерина II. 30 июля 1768 года она издала особую грамоту, в которой, в частности, давалось обещание по примеру предков «…весь честный армянский народ в Нашей Императорской милости и благоволении содержать…». Грамота имела очень важное значение и в том смысле, что признала юрисдикцию верховного католикоса на территории Российской империи. С этого времени начинается новый этап в развитии отношений России с Армянской церковью.

В 1780 г. Екатерина II одобрила план Григория Потемкина об отделении от Турции областей, населенных армянами, и создании государства под протекторатом России. Важнейшая роль в подготовке военной кампании отводилась именно Армянской Церкви. Вот почему активные консультации Г. Потемкин вел с Гукасом, с патриархом гандзасарским и архиепископом князем Иосифом Аргутинским-Долгоруким.

В 1779 г. по приглашению Екатерины II из Крыма на Дон переселились более 12,5 тысяч армян, притесняемых турками в Крыму. Помимо желания защитить единоверцев-христиан, другой причиной переселения было желание русского правительства поскорее положить начало колонизации тогда еще безлюдного Новороссийского края. В четырех километрах от крепости Св.Дмитрия Ростовского армяне заложили город Нахичевань, основали пять сел: Мец Салы, Султан Салы, Топты, Несветай и Чалтырь. Так на территории России была создана уникальная колония, внутренняя жизнь которой основывалась на национальных законах и традициях.

Сотрудничество продолжилось в годы правления Александра I. Новый император, вообще терпимо относившийся ко всем христианским исповеданиям, следовал политике своих великих предшественников. В рескрипте от 12 сентября 1801 г. главнокомандующему войсками в Грузии генералу Кноррингу император приказывал стараться привлечь симпатии армян, способствовать «утверждению вообще христиан, оказывая по возможности покровительство араратскому патриаршему монастырю Эчмиадзину, содержать с главою церкви онаго приязненные отношения».

Российские регионы проживания армян

Наиболее крупные армянские общины проживают преимущественно в городах на Северном Кавказе, в Москве, Московской области и Петербурге, а также в Поволжье. По состоянию на 2002 год, картина следующая:

Регион Численность (чел.)
Краснодарский край 274,566
Ставропольский край 149,249
Москва 124,425
Ростовская область 109,994
Московская область 39,660
Волгоградская область 26,974
Саратовская область 24,976
Самарская область 21,566
Санкт-Петербург 19,164
Республика Северная Осетия — Алания 17,147
Республика Адыгея 15,268

Республика Армения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *