Многие предполагают, что такие понятия, как «религия» и «вера» – это одно и то же, не видят в них существенной разницы. А между тем, это – совершенно разные вещи. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Что такое вера

Всем известно, что вера бывает разная. Например, кто-то верит в то, что на Луне живут человечки. Или верит, что у него получится какое-нибудь предприятие, что называется верой в себя, свои силы. Студенты верят в приметы, что если перед экзаменом не вымыть голову, то получится сдать на «отлично» и т.д.

Есть две разновидности веры:

  1. Вера истинная. В Единого Бога, в Пресвятую Богородицу, Ангельские Чины.
  2. Вера суетная, иначе – суеверия. Это –ложная, пустая вера.

В старо-славянском языке эти два слова писались по-разному, с разными буквами «е». Слово, означающее веру истинную, писалось с большой буквы.

Вера суетная может прекрасно существовать без религии, без церкви. Некоторые люди верят в существование Высшей Силы, но при этом отвергают мысль о воцерковлении. Вера же истинная не может без религии, потому что вера без дел мертва, как сказал апостол Павел.

Что такое религия

Этим словом называется свод церковных законов, обрядов, существующих для возвышения души, пробуждения духовности.

Религия не может существовать без веры, иначе она будет сухим, бездушным исполнением законов. Такое, кстати, может иногда встречаться у разных народностей. Это называется «обрядоверием», когда люди забывают об истинной вере и увлекаются обрядами, внешним исполнением законов. Хотя это им кажется делом благородным и возвышенным, но на самом деле это как раз проявление суетной веры.

Например, когда в православном храме некоторые пожилые прихожанки уверены в том, что передавать свечу надо именно правой рукой и через правое плечо. В противном случае они даже проигнорируют просьбу передать свечку.

Фарисеи были типичными представителями обрядоверия, за что были не раз обличаемы Спасителем. Их вера была суетной, мертвой. В результате этого они даже возненавидели Самого Бога и решили убить Его.

На самом деле, религия без веры – очень опасное явление, даже разрушительное.

В чем отличие веры от религии

Вера истинная способствует повышению духовности человека, продвижению его к Богу, улучшению моральных качеств. Человек работает над своим внутренним миром, борется со страстями, становится лучше.

Таинство Крещения

Религия помогает человеку в этом, если в нем есть истинная вера. С помощью Таинств, церковных обрядов человек очищает свою душу от страстей, приближаясь к Богу. Если же в человеке живет лишь вера суетная, то религия мешает духовному становлению и превращает его в чудовище.

Религия может передаваться из рода в род. По привычке молодое поколение принимает религию предков, хотя при этом веры может и не быть.

Веру нельзя воспринять по наследству. Без желания самого человека вера никак не войдет в него. Есть множество случаев, когда в одной семье были святые люди и абсолютно неверующие. Хотя некоторые и утверждают, что можно впитать веру и благочестие с молоком матери. Но на практике бывает, как правило, иначе.

Вера динамична, она может появляться в человеке, исчезать, расти, уменьшаться, развиваться. А религия – постоянна с течением времени. Вера направлена на внутренний мир, она – сакральна. Религия же – это внешнее проявление внутреннего или же просто исполнение положенных обрядов (в зависимости от наличия веры в человеке). Вера – понятие психологическое, а религия – социальное. Вера – просветление души, а религия – это следование установленным традициям, нарушать которые не принято.

Изучая историю религии я довольно быстро понял огромную разницу между всеми ранними «религиями» и так называемыми мировыми религиями, но долго по инерции считал это частями одного явления — религии. Это настолько общее представление, что никто в нем не сомневается. Началось ещё с раннего христианства, которое проводило параллели с язычеством. Язычество — якобы заблуждение относительно бога, но всё же религия. В 17-18 веках заговорили о «естественной религии» (как и о «естественном праве»), так как пытались найти новые основания для социального здания, которое начало качаться. Отсюда же разговоры о происхождении религии в «каменном веке», «первобытной религии» и так далее. Безусловно, некая связь и даже преемственность между верованиями и религиями есть. Но это не одно явление, а два разных явления, к тому же плохо совместимых. Не буду сейчас подробно прослеживать трансформацию верований через жреческие корпорации к религии. Заманчиво, конечно, показать, что в момент появления религии — буддизм и христианство — были бунтом против жречества, а потом были захвачены жречеством, уже новым, изнутри. Религия стала сплавом новых учений и жреческих корпораций. Но оставим историю. Давайте просто разграничим, перечислим различие верований и религий.

  1. Верования локальны. Путем смешивания они могут признаваться всем государством, но центр культа сохраняется. К примеру, Эфес был центром культа Артемиды. Религии изначально, с момента проповеди вероучителя, выходят за пределы ограниченной территории.
  2. Религия экспансивна, тогда как верования не имеют тенденции к миссионерству и прозелитизму. Модель доминирования в мире признающем множество верований, проста: бог победителя становится над богами побежденного народа. На исключительность своих богов не претендовала ни одна система верований.
  3. Верования всегда принадлежат данной этнической общности. Они могут быть очень похожи на верования соседей, но всё же обособлены. Религии космополитичны. Это полностью сочетается с их миссионерским духом. Правда, есть важный нюанс, которого многие не знают. Христианство изначально стремилось проповедовать «благую весть» о всему миру» не для того, чтобы все стали христианами, а для того чтобы приблизить Суд и Царствие божие.
  4. Верования не имеют общей мифологии. Система представлений, которая воспринимается нами как мифология данного народа, возникает в результате усилий сочинителей (сказителей) и писателей. В Греции — Гомера и Гесиода, прежде всего.Развитая мифологическая картина — выдумка позднейших исследователей, обобщающих мифы и выстраивающих схемы. В религии мифология единая, причем не заимствованная, а своя. Она несет догматическую нагрузку, обосновывая вероучительную систему, в том числе этику.
  5. Верования не имеют доктрины. Это не аналог философии и, тем более, не аналог идеологии. Характерная черта верований — многослойность, традиционность, тесная связь с обычаем и ритуалом. Мифы одного народа зачастую представляют обработку мифов других народов. Религию отличает наличие учения и большая цельность.
  6. Верования неотделимы от общества. Они порождены обществом и несут следы общественных интересов. Именно поэтому верования не «религиозны». Это часть общей культуры, часть быта. Жизнь древнего человека не делится на светское и религиозное, как мир не делился на «материальный» (вещный) и духовный. Религия вводит деление миров, религия разделяет сакральное и профанное. Отчасти это вызвано необходимостью конкурировать с государством. Сотрудничество с государством никогда не доходило в религии до отказа от автономии. Приглядевшись, мы увидим, что религия, создавая свои социальные институты, стремилась покорить всё государство и даже множество государств. В этом секрет того, что религия стала основной цивилизующей силой.
  7. Верование коллективно. Верования опираются на повторение, на неизменную передачу. При этом жрецы хранят свои секреты, они — посвященные. Религия делает посвященным каждого. В христианстве таинство совершает не священник, как многие думают, а собрание верующих — экклезия. Поэтому и название таинства — литургия — «общее дело». Религия апеллирует к личности, к индивиду. И спасение обещает не народам, а отдельным людям. Что логично для космополитической доктрины и международной организации. Если верования сближают входящих в сообщество людей, то религия отдаляет их друг от друга.
  8. Верования пластичны, как правило не кодифицированы. И довольно просты. Религия многократно сложнее верований, основана на разработанной системе догматов, правил, норм, предписаний. Даже у высших иерархов нет свободы что-то менять. В рамках верований достаточно просто прорицать от имени божества. На словах религия освобождает «душу» (разум), на деле напротив, порабощает. Древние люди больше ориентировались на окружающую реальность, чем на верования. Религиозный человек ориентируется только на религию. Любой глубоко религиозный человек — фанатик, и на нерелигиозных смотрит свысока.
  9. Религии, в отличие от верований, всегда имеют нескольких основателей. Можете их называть также вероучителями. Поэтому религия несет отпечаток авторства, примерно как бестселлер. Фанаты какого-либо писателя напоминают религиозных людей, так же как почитатели политического лидера. По системе принял/не принял. Если принял — никаких сомнений, беспрекословное послушание, что бы тебе не сказали. Верования вполне допускают богоборчество и даже порой восхваляют его, отголоски чего есть и в Библии. Ведь дух или божество не всегда доброжелательны к людям (в рамках верований). Гнев и наказания бога религии всегда «праведны» — то есть справедливы, а значит якобы заслужены.

Различий много, я перечислил наиболее яркие. Завтра попробую посмотреть, как изображаются верования в фэнтези. Писатели не видят разницы между религиями и верованиями, что дает интересный эффект.

Религия и вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *