Пюхтицкий монастырь в Эстонии – это особое место паломничества не только православных из России и Прибалтики, но и из многих других стран. Сюда едут из самых разных уголков мира, невзирая на визовый режим и пограничные формальности. Едут в одиночку и группами, надолго и на один – два дня. Кто-то приезжает на экскурсию, чтобы познакомиться с жизнью монастыря, кто-то едет для труда и молитвы, а иные направляют свои стопы в эти края для того, чтобы понести нелёгкий, но благословенный иноческий подвиг.

Настоятельница Пюхтицкого монастыря матушка Филарета (Калачева). Фото: Пеэтер Лиллевяли / sp.pohjarannik.ee

Сам монастырь расположен в небольшом селении Куремяэ, что означает «Журавлиная гора», на северо-востоке Эстонии, примерно в 30 километрах от границы с Россией. Два раза в неделю (по понедельникам и пятницам) из Таллина до Куремяэ ходит прямой автобус (дорога обычно занимает около трёх часов). В остальные дни добраться сюда тоже несложно: на междугородном автобусе можно доехать до города Йыхви, а из Йыхви на пригородном автобусе до Куремяэ (в будни 7 – 8 рейсов в день, в выходные автобусы ходят реже).

Указатель на Святой источник. Фото: С.Мудров / Православие.Ru

Поездка от Йыхви до Куремяэ заняла у меня около часа. Вышел я на последней остановке, около продуктового магазина. К монастырским воротам вверх вела широкая дорога, с симпатичными берёзками, окаймляющими её с обеих сторон. Подойдя к воротам, я перекрестился и с благоговением вошёл внутрь. «Какое счастье, что наконец-то удалось приехать в Пюхтицу», – порадовался я, ступив на землю обители.

Центральный вход в монастырь. Фото: С.Мудров / Православие.Ru

Дороги к игуменскому дому я не знал, никаких указателей у входа не было, и дежурных я тоже найти не смог. Следуя указаниям встретившейся мне монахини, я вышел к трём одинаковым домикам, расположенным напротив входа в самый большой храм – Успенский собор. После дополнительных расспросов удалось узнать, что дом игумении – это тот, что посредине.

Пюхтицкий монастырь. Фото: С.Мудров / Православие.Ru

Оказалось, я попал в монастырь через хозяйственные ворота. Святые врата расположены вблизи Успенского собора, и там, конечно, есть дежурный, готовый помочь приезжему богомольцу.

Монастырь приятно поразил меня своей аккуратностью и чистотой. Также аккуратно и чисто было в паломнической гостинице, где меня разместили на два дня. Трапеза для паломников была необыкновенно вкусной и питательной; особенно мне понравился яблочный конфитюр и монастырские творог и сметана. Конечно, за всей этой красотой, благолепием и аккуратностью кроется кропотливый ежедневный труд сестёр и тех паломников, которые приезжают в обитель разделить с насельницами часть их забот.

Пюхтицкие поленницы. Фото: С.Мудров / Православие.Ru

Пюхтицкий Успенский женский монастырь был основан в 1891 году. По преданию, у горы в селении Куремяэ в XVI веке было явление Божией Матери. Вблизи того места, где явилась Божия Матерь, в ветвях дуба была обретена икона Успения Пресвятой Богородицы. С того времени местные жители стали называть гору Пюхтицкой, в переводе с эстонского – Святой. Большую роль в становлении обители сыграл святой праведный Иоанн Кронштадский, покровитель и духовный наставник первых сестер. С 1891 года Пюхтицкий монастырь не закрывался ни на один день; значительное попечение о нём ещё со времени управления Таллинской епархией проявлял Патриарх Алексий II. С июня 1990 года монастырь является ставропигиальным, то есть находится в прямом подчинении Святейшему Патриарху.

Матушка Филарета о себе и о монастырской жизни

Дуб, в дупле которого была обретена икона Успения.

С момента основания монастыря в нём сменилось семь настоятельниц. С 1968 до февраля 2011 года обителью управляла игумения Варвара (Трофимова). Восьмой настоятельницей в ноябре 2011 года стала игумения Филарета (в миру – Ксения Викторовна Калачёва). Родом она из Самары, в монастырь поступила в 1992 году.

Матушка Филарета рассказывает:

– Я родилась в православной семье, биография у меня самая обычная: школа, затем биологическое отделение химико-биологического факультета Куйбышевского государственного университета. Я очень люблю город, где родилась, Волгу, среднюю полосу России. Это моя родина, и к ней всегда относишься трепетно – ведь невозможно забыть то место, где прошло твоё детство, тех людей, с которыми ты вырос. Родители каждое лето старались вывезти нас, детей, на Чёрное море. Я занималась серьёзно плаванием, и эти поездки к морю не только приносили радость, но и положительно сказывались на здоровье. И вот как-то я вернулась после очередной такой поездки домой, вся загорелая. Может, на третьем курсе тогда училась или на четвёртом, точно не помню. После воскресной Литургии решила подойти побыстрее ко кресту, чтобы приложиться и бежать по своим делам. А в это время наш самарский владыка Иоанн (Снычёв) говорил проповедь.

– Будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский?

– Да, он с 1969 до июля 1990 года управлял Куйбышевской епархией. Мама была его духовной дочерью, очень его любила и обращалась к нему за советом. Так вот, в то воскресенье владыка говорил о том, что люди бессмысленно проводят дни, беспечно тратят своё время. Говорил, что они лежат на пляже, подобно свиньям, сгорая под солнцем. Я почувствовала, что это сказано для меня. Ко кресту решила не подходить, тихонечко отошла и со стыдом покинула храм. Дома посоветовалась с мамой: может быть, нам съездить в монастырь, потрудиться, помолиться? И монастырю поможем, и для своей души польза будет. Мама ответила: «Давай у владыки спросим, куда он посоветует, туда и съездим». Владыку как раз перевели в Петербург, и он нас благословил поехать в Пюхтицу. Так произошло моё знакомство с Пюхтицким монастырём.

Купола Успенского собора монастыря.

– Летом 1991 года, после сдачи экзаменов я поехала с мамой в Эстонию, – продолжает матушка игумения. – Мама потом вернулась в Самару на работу, а я на всё лето осталась, не хотелось уезжать. Стала проситься в монастырь. Мама, конечно, всё поняла, но попросила, чтобы я окончила университет, получила диплом. У меня же было другое настроение: ну кому в обители пригодится моя профессия – эмбриолог и генетик? Что я буду делать с этим дипломом? Однако владыка Иоанн тоже сказал, что учёбу нужно завершить. Я спросила у игумении Варвары, но и её ответ был таким же: «Заканчивать учебу!» Мне тогда показалось, что двери монастыря для меня закрыты.

– Вероятно, для вас это стало большим огорчением?

– Да, для меня настал год горького ожидания и испытания. Мне ведь очень понравилось в монастыре, хотя я сразу заметила, какой колоссальный труд несут сёстры. Трудились все. Я помогала в гостинице, с утра до ночи и с ночи до утра. Свободного времени совсем не было. Порой даже на службу не успевали: надо за гостями убрать, помыть, протереть пыль… Некоторые говорят, что всё это суета. Конечно, во всех делах человеческих от суеты никуда не денешься, но, несмотря на постоянную занятость, сёстры никогда не забывали о молитве. И труд был созидающий, во славу Божию и на благо святой обители. Как говорила матушка Варвара, труд можно приравнять к молитве, если он выполняется с чувством благодарности Богу и воспринимается как служение Господу.

– Что, наверное, непросто, особенно если труд изматывающий и тяжёлый…

– Я вспоминаю, как мы ездили на покос. Сёстры постарше ехали, чтобы косить, а мы выезжали попозже – сушить сено. Начинаешь ворошить это сено (а места здесь влажные, жара тяжело переносится), с непривычки утомляешься не столько от работы, сколько из-за жары. К тому же в поле летали огромные оводы и наводили ужас. И вот среди этой жары и пугающих насекомых звучит голос: «Сёстры, идите чай пить!». Это сестра-самоварница растопила самовар и зовёт. Все приходят уставшие, садятся пить чай, друг над другом подшучивают, но по-доброму, без всякой злости, без сарказма. Сразу легко и хорошо становилось, и даже усталость проходила. Это меня покорило, а потому уже хотелось с ними трудиться, хотелось остаться с ними навсегда. Меня покорила эта сестринская любовь, хотя, конечно, могли ненадолго и повздорить, все же люди. Но это было так непохоже на то, что происходит в миру, всё было по-другому, с иным отношением друг к другу. Я не видела раньше такой жизни… Но увы, пришлось вернуться в Самару, на учёбу. После Пюхтицы всё вдруг стало дома для меня чужим, даже моя комната. Мама, конечно, расстроилась, понимая, что я уйду.

– Матерям тяжелее всего, – говорит игумения Филарета. – Они первые возлагают на себя этот крест: ведь непросто благословить своё дитя на монашеский путь, отдать Господу и не жалеть об этом. Хотя, думаю, материнское сердце всегда будет скорбеть. Каждому родителю хочется, чтобы ребёнок был с ним, поддерживал в старости, утешал, укреплял. Родители идут на подвиг, отпуская своё чадо в монастырь и лишая себя утешения, но Господь воздаст им за это сторицей.

Дорога к хозяйственным воротам монастыря. Фото: С.Мудров / Православие.Ru

В Самаре Ксения Калачёва успешно закончила последний курс университета и получила диплом, как и велели ей владыка Иоанн и игумения Варвара. Распрощавшись с родными краями, она купила билет на поезд и уехала в Эстонию, в столь полюбившуюся Пюхтицу, мечты о которой переполняли её весь прошедший год. Здесь Ксения снова окунулась в монастырскую жизнь, но уже не в качестве паломницы, а как полноправная насельница обители, несущая вместе со всеми сёстрами подвиг труда и молитвы, избранный ею на всю оставшуюся жизнь. Вначале она помогала в монастырской гостинице, трудилась на скотном дворе, потом снова были труды в гостинице и, наконец – послушание в игуменской. В рясофор Ксения была пострижена в ноябре 1993 года, а в мантию – в марте 2002 года. В ноябре 2011 года монахиня Филарета стала игуменией Пюхтицкого монастыря.

Кто поступает в монастырь

Сейчас игумения Филарета несёт нелёгкий труд по управлению обителью, в которой живёт около 120 сестёр (из них примерно 90 – монахини и инокини, а остальные – послушницы). До распада СССР монастырь, в основном, пополнялся сёстрами из России. А в наши дни, при закрытой восточной границе и визовом режиме со странами СНГ, это, вероятно, стало затруднительным. Я спросил об этом у матушки настоятельницы.

– Конечно, стало труднее в связи с закрытием границ. Людям приходится оформлять загранпаспорта, получать визы, но, как и прежде, желающие имеют возможность приехать в монастырь, а также поступить в обитель. Принятые в число сестёр со временем получают вид на жительство в Эстонии. Так что и в наши дни монастырь пополняется, в основном, сёстрами из России и стран СНГ.

– В самой России в последние годы открылось много монастырей, так что имеется большая конкуренция, – с улыбкой замечает матушка Филарета. – А прежде наш Пюхтицкий монастырь был единственной женской обителью на территории СССР, куда можно было поступить молодой девушке, не считая единичных маленьких монастырей, сохранившихся на территории Украины, Латвии, Литвы и Молдавии. Но в наше время есть и другие проблемы. К сожалению, очень немногие сейчас идут в монастырь. И в России такое положение, и в других местах. Не знаю даже, с чем это конкретно связано, но предполагаю, что причин много… Наше время очень непростое. Распалась огромная страна, низложены привычные идеалы – всё это, конечно, отразилось на новом поколении. Не представляю, какими стали бы мы, если бы росли в таких же условиях. А сколько неправды, цинизма обрушивается на молодёжь через средства массовой информации! Стираются такие понятия, как верность, постоянство, преданность… Люди становятся все более непостоянными. Если такие и приходят в монастырь, то не остаются, а переходят из одного места в другое. И это тоже проблема. Правда, у нас такой текучки меньше, – в связи с визовым режимом. Среди причин, почему в наши дни немногие идут в монастыри, можно еще упомянуть и тот факт, что сегодня мало молодежи проживает в сельской местности, и по окончании школы многие из них стараются перебраться в город. А ведь всегда в монастырях было больше всего насельников именно из крестьянского сословия, которые умели и любили работать на земле.

Слушая матушку Филарету и во многом разделяя её мнение, я всё же говорю и о положительных сторонах падения коммунистического режима. Ведь именно благодаря развалу тоталитарной советской системы Церковь наконец-то обрела свободу. Не стало препятствий для открытия новых приходов, совершения богослужений в тюрьмах и больницах, миссионерства и церковной проповеди.

– Да, свобода Церкви существует, – соглашается со мной матушка. – Но вы посмотрите, сколько всплыло сект, сколько людей вообще ушло на сторону. Не знаю, как это объяснить, но, несмотря на период церковного возрождения, не так уж и много молодежи стало ходить в храм, и малая доля из них выбирает иноческую жизнь.

В день водосвятного молебна. Коровы с бантиками. Фото: С.Мудров / Православие.Ru

Я вспоминаю, как раньше игумения Варвара выбирала насельниц. Перед ней стояли тридцать молодых девушек, а она говорила: «Нет, девочка, у тебя не монашеский путь, нет, тебе в монастырь нельзя…» В результате из тридцати выбирала троих или четверых. Много тогда было желающих жить в монастыре. А что сейчас? К примеру, в 2011 году к нам обратилось всего четыре девушки, трое из России, а одна из Прибалтики. Двоим пришлось отказать – одна была тяжело больная, не смогла бы нести монастырские послушания, а вторая с маленькими детьми (разведённая). Я ей объяснила, что нужно вначале детей воспитать и поставить на ноги, и что в обители не спрячешься от своих обязанностей и скорбей. Конечно, многие люди, приезжающие в монастырь, видят внешнее благолепие, окунаются в благодать, но порой не совсем понимают, какой титанический труд за этим стоит.

«Действительно, труд немалый, – подумал я. – Ведь это не только ежедневные богослужения, уборка, приготовление еды и заботы по приёму паломников». У монастыря имеется крупное подсобное хозяйство: 75 гектаров земли, на которых выращивают зерновые культуры, различные овощи и фрукты (включая яблоки, из которых затем делают столь понравившийся мне конфитюр). Есть скотный двор, где обитают коровы, козы и куры. В мае, в день памяти св. Георгия Победоносца, перед тем, как выпустить скот на пастбище, на скотном дворе служат водосвятный молебен (по монастырской традиции к рогам коров в этот день привязывают цветные бантики). Также в монастыре есть пошивочная, художественная и переплётная мастерские. Словом, всё в обители направлено на то, чтобы жить за счёт труда своих рук, без излишней помощи извне.

– Слава Богу, всё в монастыре действует хорошо и отлажено, – подчёркивает матушка. – Хотя не скрою, всё-таки нужен приток новых насельниц, нужны молодые силы. Тем более, мы же единственный ставропигиальный монастырь Московского Патриархата в Евросоюзе.

В Пюхтице почти всегда немало паломников и экскурсантов. Едут сюда и эстонцы, никак не связанные с православием. Интересно, что же движет коренными жителями Эстонии, направляющими свои стопы в стены обители: сугубо культурологический интерес, желание познакомиться с одной из достопримечательностей своей страны, или всё-таки стремление узнать о той вере, которую исповедуют насельницы обители?

– Я думаю, эстонцы любят монастырь как памятник архитектуры, как одно из красивейших мест своей страны, гордятся им, любят сюда приезжать и привозить гостей; они любят монастырь, – подчёркивает матушка Филарета. – Уважают тот образ жизни, которого мы придерживаемся. Не раз мне говорили, что всё это очень высоко и прекрасно, и можно всем этим восхищаться. И звучало это очень искренно.

Монастырские службы

Водосвятный молебен на скотном дворе. Фото: С.Мудров / Православие.Ru

Жизнь в Пюхтице, как и в любом другом монастыре, немыслима без ежедневных богослужений. Главный храм, в котором совершаются службы – это Успенский собор. Именно в нём находятся икона Успения Пресвятой Богородицы, чудесно обретенная более 400 лет назад, а также чудотворный образ святителя Николая, Пюхтицкая икона Божией Матери и другие святыни монастыря.

Иногда службы совершаются и в других храмах – в церкви преп. Сергия Радонежского, что на вершине Пюхтицкой горы, Трапезном храме во имя святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в домовой церкви в честь святителя Алексия и великомученицы Варвары, а также в кладбищенской Церкви во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого. Богослужения совершаются по традиции на церковнославянском, но в некоторых случаях, при соборных богослужениях, отдельные ектении и возгласы могут произноситься по-эстонски. Сейчас в монастыре служат три штатных священника: протоиерей Димитрий Ходов, игумен Самуил (Караск), иерей Вячеслав Карягин.

– Протоиерей Димитрий является старшим священником нашего монастыря, он служит у нас более тридцати лет, – рассказывает игумения Филарета. – Второй наш священник, отец Самуил – эстонец, принявший православие. Есть ещё отец Вячеслав, клирик Эстонской епархии, но он имеет светскую работу (трудится инженером-автодорожником), поэтому имеет возможность служить в монастыре только в субботу и воскресенье.

Что ж, через духовников и Таинство исповеди Господь исцеляет души насельниц монастыря, а также души тех, кто едет в обитель за духовным окормлением. И хотя местечко Куремяэ для граждан СНГ находится за завесой визового режима, люди находят возможность приезжать на «Журавлиную гору» (как правило, работники консульских служб доброжелательно относятся к паломникам). Кроме того, у Эстонии нет границ со странами Евросоюза (входящими в Шенген), а ведь в ЕС живёт несколько миллионов православных русских, а также православные других национальностей. И для всех открыты двери Пюхтицкой обители, где под Покровом Богородицы и по ходатайству св. праведного Иоанна Кронштадского совершается великая молитва за весь мир и, конечно, за эстонскую землю, на которой, волею Божией, выпало оказаться этому удивительному и прекрасному монастырю.

Паломничество в храм

В женский монастырь паломничество совершить могут и мужчины. При целенаправленном визите необходимо написать письмо на электронный адрес, указанный на официальном сайте обители.

Требуемые данные:

  • ФИО на латинице;
  • дата рождения;
  • паспортные данные;
  • место проживания;
  • консульский отдел, в котором будет оформляться виза.

Приезжающим в монастырь бесплатно предоставляются пища и проживание.

Паломничество совершается с разными целями:

  1. Для ознакомления с женской обителью и постройками, расположенными на ее территории.
  2. Для ознакомления с жизнью монахинь и внесения своего вклада в их будни.
  3. Для проверки собственных намерений и испытания сил (желающие стать монахиней).

Богослужения и другие возможности посещения

Обитель доступна для простых посещений и экскурсий. Их проводят сами монахини, рассказывая историю строений и показывая их внутреннее убранство. В действующей достопримечательности проводятся церковные службы, в которых каждый может принять участие. Можно воспользоваться и предложениями туристических служб.

В экскурсионный тур входит посещение следующих мест:

  • шесть храмов комплекса;
  • кладбищенская церковь;
  • трапезная;
  • Спасов ключ;
  • мемориальный музей.

История

Звонари и сторожа кремлевских церквей и соборов были поселены слободой (современный Звонарский пер.) около 1505 г. Они поставили для себя церковь Николая Божедомского, в прежнее время при ней был убогий дом. В источниках церковь упоминается с 1619 г.

С 1657 г. церковь — каменная.

С 1677 г. в документах впервые появилось обозначение «в Звонарях».

В 1762 г. было разрешено строительство новой колокольни. Генерал — поручик И.И.Воронцов, владелец соседней усадьбы на Рождественке, заказал проект архитектору Карлу Бланку.

В 1781 г. церковь была перестроена. Здание сочетает старые традиции с приемами позднего барокко. Схема обычная: храм — трапезная — колокольня. Композиция основного объема ярусная — восьмерик на четверике.

В 1921 году 4 октября патриарх Тихон служил здесь литургию.

Укрупненный, сильно вытянутый по поперечной оси объем контрастно подчеркивает стройность восьмерика с высоким куполом. Крупные детали отделки создают типичный для барокко парадный образ здания. Восточная стена широкой прямоугольной апсиды вынесена на линию улицы.

Церковь поставлена на высокой точке рельефа и играет роль доминанты в окружающем ансамбле Рождественки.

Престолы: главный — Благовещения Пресвятой Богородицы, приделы — свт. Николая, приставной — свт. Алексия; усекновения главы Иоанна Предтечи; прп. Сергия Радонежского; Успения Божией Матери, свт. Димитрия Ростовского.

Храм был закрыт весной 1934 г. и до последнего времени принадлежал Московскому архитектурному институту, находясь под охраной государства.

Был открыт в 1994 году, при нем было учреждено подворье Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря.

Святыни: чтимая икона Божией Матери «Взыскание погибших», икона Успение Божией Матери.

Богослужение: в будние дни (по расписанию) — Литургия в 8.00, по воскресным и праздничным дням Литургия в 9.00, накануне — всенощная в 17.00. Монашеский хор поет пюхтицким распевом.

Духовенство

Настоятели

  • Лебедев Алексей Александрович
  • Богородицкий Александр Георгиевич, прот. — 1914 г.
  • Зверев Александр Александрович 1919-1933
  • Берёзкин Иван Михайлович 1933-1934

Священики

  • Берёзкин Иван Михайлович 1929-1934
  • Грузинов Сергей Петрович — 1933 г.

Диаконы

  • Рождественский М.П. +1898 г.
  • Успенский Михаил Васильевич — 1914 г.
  • Барабанов Матвей Григорьевич — 1933 г.

Настоятельница подворья – игумения Филарета (Смирнова). Духовенство: иером. Досифей (Мялкин), иерей Максим Шевцов.

Использованные материалы

  • — сайт о Фаустовских новомучениках
  • — Православное духовенство Москвы на 1914 год

Месторасположение храма

Монастырь находится в северо-восточной Эстонии, в небольшом селении Куремяэ. Оно расположено примерно в 30 километрах от российской границы.

Как добраться

Из Таллина до женской обители можно доехать на автобусе, такси или личном транспорте. По понедельникам и пятницам до Куремяэ ходит прямой автобус. Дорога занимает около трех часов. Во все остальные дни потребуется пересадка.

Способы добраться из других городов:

  1. Из Москвы. Нужно сесть на поезд Москва–Таллин и выйти на станции Йыхви, а там — сесть на 116 автобус.
  2. Из Санкт-Петербурга. Можно доехать на междугороднем автобусе, который отправляется прямиком до Йыхви.

Архитектура и убранство

В настоящее время Успенский собор является главным храмом монастыря.

Внешний вид

Здание представляет собой интересную архитектурную достопримечательность.

Технические характеристики храма (в метрах):

  • высота — 38,4;
  • ширина — 21,3;
  • дина — 40,5.

Изначально постройка была в виде креста, но потом к ней добавили боковые крылья, и форма сменилась на квадратную. Рядом стоят две часовни: в память святых Исидора и Николая Чудотворца. Крыша украшена центральной и боковыми башнями с позолоченными крестами на них. Четырехугольная колокольня, примыкающая к собору, постепенно переходит в острый длинный шпиль.

Внутреннее оформление

Собор является трехпрестольным.

Приделы:

  1. Главный посвящен Успению Божией Матери.
  2. Правый — преподобным Иоанну Лествичнику и Серафиму Саровскому.
  3. Левый — святому великомученику Димитрию Солунскому Мироточивому и Николаю Чудотворцу.

Главным украшением Успенского собора является икона Божией Матери, история которой чудесным образом связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1894 году монахини написали и подарили в день Ангела горячо любимому пастырю икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы у источника. Этот образ пребывал с пастырем до самой его кончины.

Святыни храма

На территории монастыря находится множество почитаемых икон, а также купель. Люди приезжают с разных стран, чтобы окунуться в святую воду.

Спасов ключ

Одной из главных святынь обители является источник ключевой воды. На нем до сих происходят удивительные исцеления людей от разных недугов.

Некоторые из совершенных чудес:

  1. При игуменье Варваре I исцелилась девочка, потерявшая зрение после тяжелой болезни. В благодарность мать оставила ребенка в монастыре на год, но потом девочка вновь начала слепнуть. Вернувшись, женщина молила о новом чуде, и просьба ее была удовлетворена. После этого она благословила свою дочь остаться в обители на всю жизнь.
  2. В тридцатые годы XX столетия храм посетила семья английского лорда. Его дочь была парализована, к источнику ее доставили на носилках. Назад девушка возвращалась уже сама. После этого все семейство приняло православие.
  3. В то же время накануне празднования Тихвинской иконы в монастырь приехал И. Г. Пинус. После службы вся его семья пошла на Спасов ключ. Раньше всех прибежал мальчик и увидел изображение Божией Матери. Вскоре подошли взрослые и тоже удостоились чудесного видения. Оно было настолько ясное, что сначала все посчитали его мозаикой на дне резервуара. Приглядевшись, люди заметили, что образ сквозной. На следующий день на источнике отслужили молебен, но изображение уже исчезло. И.Г. Пинус, пораженный чудесным явлением, построил каменную часовню вместо деревянной.
  4. В конце восьмидесятых годов XX века храм посетил один американец. Позже выяснилось, что он увез с собой маленький пузырек ключевой воды и по капельке поил ей свою больную сестру, прикованную к постели. Совершилось чудо, и девушка поправилась.

Недалеко от часовенки построили деревянную купальню. Круглый год у людей есть возможность окунуться в воды святого источника (зимой он не замерзает). Как говорят паломники, он снимает усталость и дарует душевный покой. За все время было множество случаев исцеления, в том числе и от раковых заболеваний.

Икона, именуемая «У источника»

История образа связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он опекал сестер обители, словно родной отец. Помогал духовно и материально. Великий пастырь был желанным гостем, все надеялись на его поддержку и молитвенную помощь. Чудотворную икону монахини преподнесли ему в дар на день Ангела. Именно с ней связано явление Божией Матери протоиерею Иоанну. Ныне светозарный образ встречает всех входящих в собор.

Архитектурный ансамбль

В конце XIX столетия М. Т. Преображенский занялся устройством монастырского комплекса. Он постарался расположить все строения таким образом, чтобы они не попадали на окружающую болотистую местность. Получился довольно необычный и обширный проект, послуживший основой сегодняшней женской обители.

В его состав входят:

  1. Пятиглавый Успенский собор. Возведен в 1910 году. Является главным храмом во всем комплексе зданий. В нем находятся мощи святых угодников, Владимирская икона и другие ценности. Дорога к собору проходит через Святые врата, имеющие четырехугольную форму. Они всегда открыты, поэтому существует возможность спокойно погулять по территории комплекса.
  2. Симеоно-Аннинская церковь. Построена в 1895 году, в ней находится трапезная. Рядом со зданием стоят известные поленницы Пюхтицы. Они дополняют древний дух святого места на Журавлиной горе.
  3. Сергиевская церковь. Строгий абрис и ее шатровое завершение усиливают впечатление вознесенности к небу. Удивительный по изяществу и красоте резной иконостас выполнен из светлого дуба. Привлекают внимание уникальные металлические венки с фарфоровыми цветами — последний дар князю Сергею Шаховскому.
  4. Монастырская гостиница. Здесь дают приют странникам. Три дня их бесплатно кормят и обеспечивают ночлег.
  5. Дом врача. При монастыре действовал сиротский приют и больница. С 1996 года в здании находятся архив и библиотека.
  6. Святой источник. Давно известны лечебные свойства появившегося на склоне горы водного резервуара. Со всех сторон Эстонии и близлежащих стран сюда спешат люди за исцелением и помощью.
  7. Часовня у дуба. То самое дерево, под которым была найдена икона.
  8. Хозяйственные помещения монастыря. Там располагаются рукодельные, хозслужбы и келейные корпуса.
  9. Крестильная церковь во имя Иоанна Предтечи и священномученика Исидора . Здесь совершается Святое Крещение взрослых и детей.

Пюхтицкий женский монастырь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *