Тема «Контрреформы Александра 3» является ключевой для понимания того, почему в России произошли три последующие революции, произошло убийство царской семьи и многое другое в первой четверти 20 века. И хотя Александр Третий предпоследний правитель династии Романовых (если не считать Михаила Романова), но акценты, сделанные в его царствование, были продолжены его сыном Николаем Вторым.

Причины контрреформ

Причины такой политики следует искать, на мой взгляд, в Манифесте «О незыблемости самодержавия» от 29 апреля 1881 года. В самом начале находим такие вот строки: «Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученической кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления».

Таким образом мы видим, что первая, и думается, основная причина политики контрреформ коренилась в авторе Манифеста: он искренне верил, что Бог на то и покарал его отца, Александра Второго, за его реформы и вот поставил на престол его сына, возложив на него «священных долг». Напомню, что в это время консервативная идеология в России была представлена Теорией официальной народности, и слова документа напрямую к ней апеллируют.

Вторая причина контрреформ вытекает из первой: правящие круги в России были против быстрого развития, быстрых изменений. А они уже начались: расслоение крестьянства, вызванное отменой крепостного права, усиление в деревне имущественного неравенства, рост пролетариата — рабочего класса. За всем этим старая власть не могла уследить, ведь она мыслила старыми архетипам: как общество можно охранить от его развития?

Характеристика контрреформ

Печать и образование

  • 1882 г. Ужесточение цензуры. Закрытие либеральных газет и журналов («Отечественные записки», «Дело»…)
  • 1884 г. Реакционный университетский устав. Отмена университетского самоуправления.
  • 1887 г. Циркуляр «О кухаркиных детях» (запрет приема в гимназии детей низших сословий).

Данные действия были предприняты против реформ Александра Второго, одна из которых вновь даровала стране университетское самоуправление.

Местное самоуправление

  • Вводился институт земских начальников (из дворян) для усиления контроля за земствами
  • Ограничены права и полномочия земств.
  • В земствах увеличено число депутатов от дворян за счет числа депутатов от других сословий

Эти действия были реализованы с целью преуменьшить роль местного самоуправления, превратить земства в сугубо исполнительный и административный орган управления государства. Последнее не доверяло своему народу. Как это он будет сам собой управлять?

Судебная контрреформа

  • Принят чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением (1881). В соответствии с ним при возникновении революционных волнений, губернаторы получили право вводить в губерниях чрезвычайное положение, что развязывало им руки в отношении революционеров, или их пособников.
  • Ограничена открытость судопроизводства по политическим делам (1887).
  • Ликвидированы мировые суды (1889), которые могли разбирать мелкие судебные дела.

Данные действия были направлены на ограничение возможностей судов. Многие знают, что суд стал более объективным, был введен суд присяжных, которые могли далеко пойти за стороной защиты. Недаром вторая половина 19 века — время расцвета адвокатуры, что, например, показало дело Веры Засулич.

Крестьянский вопрос

Хотя Александр Третий и не мог повернуть крестьянскую реформу вспять, вопреки нашим ожиданиям кое-что полезное для крестьян было сделано. Так в 1881 году было прекращено упразднено временнообязанное положение крестьянства. Теперь все крестьянские общины переводились на выкуп земли у помещика, попросту — на выкуп. В этом же году выкупные платежи уменьшались на один рубль.

В 1882 году был создан Крестьянский банк для расчетов по крестьянскому вопросу и выкупным платежам. А впериод с 1882 года по 1887 год была отменена подушная подать.

Но не все так было радужно. Так в 1893 году государство ограничило выход крестьян из общины. Александр Третий видел в крестьянской общине залог сохранения и самодержавия и стабильности в России. К тому же, сделав так, государство уменьшило поток крестьян в город и пополнение ими нищего пролетариата.

Последствия контрреформ

Политика контрреформ не способствовала развитию тех направлений, которые были заложены в предшествующее царствование. Быт крестьян как был убогим, так и оставался им. Для характеристики быта можно привести следующий пример.

Как-то Л.Н. Толстой, путешествуя по России, увидел крестьянина, который вез воз картофельной ботвы. «Куда везешь?» — спросил Великий русский писатель крестьянина.»Да, вот — от барина». «За что?» — спросил Толстой. «Мы за эту ботву, которую сейчас съедим, должны будем в следующем году поле барину засеять, взрастить и пожать» — отвечал бедолага (Рассказано по книге С.Г. Кара-Мурза «Гражданская война в России»).

Тем ужаснее остается смысл от слов Николая Второго, что все настроения на изменения — беспочвенны. Тем определеннее становится понимание причин трех революций в России в первой четверти 20 века.

Post Scriptum: разумеется, мы не смогли в этой короткой статье осветить многие важные аспекты темы. Получить целостное представление об истории России и Всемирной истории, а также понять, как решать тесты ЕГЭ по истории Вы сможете изучив наш видеокурс «История. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов», а также на наших курсах подготовки к ЕГЭ.

С уважением, Андрей Пучков

«Пути Господни неисповедимы» — кто автор фразы?

На самом деле, автором выражения, которое «ушло в народ» является никто иной, как апостол Павел: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим.11:33).

«Пути Господни неисповедимы» — смысл этих слов заключен в том, что человеческий разум не имеет возможности полноценно осознать ход исторических событий и понять причинно-следственные связи даже в собственной жизни. Лишь Господь знает Свой замысел о мире и о каждом из нас.

Апостол Павел не говорил о том, что за замыслом Господа надо следить, а восхищался мудростью Творца. Блаженный Феофилакт говорил о послании апостола: «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их».

«Неисповедимый» на старославянском языке так говорили не о поступке, которое нужно исповедовать, а о чем-то, что невозможно выразить словами или познать. Фактически «неисповедимо» в данном случае — синоним слова «неисследимо».

Известные слова встречаются и в Отечнике: «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?” Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно”».

«Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости», — писал Преподобный Иоанн Лествичник.

Та же мысль часто встречалась в произведениях древних писателей. Сюжет трагедии Софокла (496—406 гг. до н. э) «Царь Эдип» также строится вокруг непредсказуемости и неотвратимости Божественной воли.

На латыни фраза «пути Господни неисповедимы», глубокий смысл которой помогает людям пережить тяжелые испытания до сих пор, звучит как Investigabiles viae Domini или Viae Domini imperceptae sunt.

Существуют известные притчи, раскрывающие смысл фразы:

Спасение после крушения корабля

Потерпев крушение, корабль затонул неподалеку от острова. Выжил лишь молодой мужчина, который подплыл к острову и стал ждать спасения счастливый, что выжил.

День за днем он ждал и молился, но помощи все не было.
В один из дней он возвращался в дом, который построил и увидел, что дом горит. Сгорело и все имущество, которое он использовал для жизни на острове.

Мужчину охватили ярость и отчаяние.

— Я столько дней здесь молился! Я просил Тебя! — Обратился он к Господу, — Ты же не только не спасаешь меня, но отнимаешь все, что у меня было.

В изнеможении он заснул рядом с пепелищем.

Следующим утром мужчина проснулся и увидел на горизонте корабль, который подплыл и забрал его с острова. Он спросил у капитана: «Как вы меня нашли? Я ждал столько дней». «Мы увидели большой костер на острове», — ответил капитан.

О справедливости

Жил один старец, который мучился вопросом: «Почему одни становятся бедными, а другие богатыми? При этом бедняки часто одарены, а в богатых семьях растут обычные люди, которым просто повезло?». Он часто задавал этот вопрос Богу и однажды Бог послал к старцу своего ангела. Ангел поместил старца на высокое дерево и велел три дня наблюдать за тем, что происходит вокруг.

В первый день старец увидел всадника в дорогих одеждах и сверкающих латах. Всадник проскакал мимо на вороном коне и обронил мешок.

На второй день к тому же месту пришел пообедать фермер. Он увидел мешок, раскрыл его, в мешке было золото. Фермер бросил свою еду и скорее убежал с мешком.

На третий день появился нищий странник, который обрадовался еде и сел ее есть. Тут вдруг появился богатый всадник. Решив, что странник забрал его золото, всадник пытал странника, но, ничего не добившись, убил его.

Старец был возмущен, он сказал «я должен был увидеть высшую справедливость, но увидел еще больше несправедливости». Тогда к нему снова явился ангел, чтобы растолковать смысл увиденного. Ангел сказал: «Всадник был сборщиком податей. Его гнала прочь жадность, поэтому он потерял свой мешок. Фермер был разорен со злым умыслом. Если бы он не нашел мешок, погибла бы вся его семья. Нищий в молодости совершил страшное убийство, он раздал имущество и бродил по свету в поисках мученической смерти, моля о том, чтобы мученическая кончина искупила его тяжкий грех. Всадник, убивший его, от мук совести перестанет собирать подати и обратиться к Богу».

Примеры

Талеб Нассим Николас (рожд. 1960)

«Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» (2012 г.): «То, что я называю генератором исторических событий, не просматривается в самих событиях – так же как в деяниях богов не угадываются их намерения. Как говорится, неисповедимы пути Господни

.».

(1883 — 1923)

(1873 — 1950)

» » (1933—1948): «И вот, пишет ему старец из Оптиной, высокой жизни: «Не проникай земным разумом в Пути Господни

. Это вам во испытание крепости душевной ниспослано, а то и во избавление от скорбей горших. Молись, чадо малодушное, да просветит Всеблагий сердце твое. Аминь».»

(1829 — 1890)

«Княжна Тараканова»

— «
Судьбы божьи неисповедимы
. Мы выправили бумаги, кончили снаряжение, подняли паруса и поплыли. Но едва «Северный орел», нагруженный богатством графа, вышел из гавани, нас встретила страшная буря.»

«- После, дорогая барышня, со временем все узнаете, теперь лучше молчать, — сказал решительно отец Петр. — Пути божий неисповедимы

, враг же сеет незнаемое… молитесь, памятуя господа. Он воздаст.»

(1828 — 1910)

«Война и мир» (1863 — 1869 гг.), Том 3, часть III, XVII — «»Пути господни неисповедимы!

» – думала она, чувствуя, что во всем, что делалось теперь, начинала выступать скрывавшаяся прежде от взгляда людей всемогущая рука»

(1738—1833)

«Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков», 1738-1759 гг.

Болотов пишет про то, какой выбор стоял в его детстве перед ним — «Теперь одному Богу известно, лучше ли или хуже мы сделали, что не приняли ни одного из деланных нам предложений. Из всех оных определение в пажи казалось бы всех прочих для меня было выгоднее: я был бы при дворе, мог бы ко всему присмотреться, но, что всего лучше, мог бы продолжать свои науки, ибо известно, что пажей и языкам и всему учат, а сверх всего того, может быть, мог бы скорее и в люди выйтить. Однако и то еще сказать можно, что, может быть, я бы тут, по известной резвости и беспутству пажей, избаловался и сделался негодяем. Самая льстящая более всего надежда, что находиться бы я стал под покровительством г. Шепелева, была обманчива, ибо после услышали мы, что сей почтенный старичок в тот же год еще умер, а вскоре за ним переселился в вечность и г. Рахманов; следовательно, и в гвардейской службе была б мне не находка: я мог бы закостенеть в оной в низких чинах и потерял бы более, нежели нашел. Словом, судьбы Господни неисповедимы

, и, может быть, самой судьбе угодно было отвлечь меня от сих обоих служб и вести совсем иным путем и дорогою.»

Болотов пишет про то, что когда он приехал просить высшее командование о повышении в должности, которым его незаслуженно обошли, благодаря ему таковое получили и другие, давно дожидавшиеся просители — «Обстоятельство сие каково ни было натурально, но, судя об оном с другой стороны, можно некоторым образом сказать, что, может быть, помянутая медленность в произвождении оных происходила и не по слепому случаю, а имело в том соучастие и невидимое смотрение Божеское и святой его обо мне промысл. Всем им давно бы надлежало произведенными быть в офицеры, и тем паче, что во многих были сильные ходатаи и просители и даны были обещания все сделать, но господина Яковлева власно как нечто невидимое отводило от исполнения, и он власно как нарочно дожидался меня, чтоб в список их поместить и мое имя и тем удобнее доставить мне чин офицерский, а без того было ему гораздо труднее и может быть совсем невозможно для одного меня завоевать новое произвождение. Словом, судьбы и промыслы Господни неисповедимы и нами непроницаемы

Сон монаха-отшельника

В одной из пещер долгие годы праведно и в молитвах жил монах-отшельник. Но ему никак не давали покоя замыслы Бога, он мечтал проникнуть в их суть и обладать знанием. Однажды во сне к нему пришел человек и позвал за собой. Монах провел с ним в дороге три дня, и каждый из них приносил ему все большее разочарование в вере. В первую ночь спутник монаха похитил из дома крестьянина золотую чашу, подаренную соседом в честь примирения после долгой ссоры. После второй ночевки он поджог хижину приютившего их бедняка. А на утро третьего дня попросил в проводники сына одного из крестьян, давшего им кров, и сбросил его в бурную реку. Все возмущения монаха он пресекал фразой о замыслах Божьих.

В конце пути человек раскрыл старцу истинный смысл вещей, произошедших во время путешествия. Как оказалось, золотая чаша была отравлена, а на пепелище своего дома нищий найдет богатый клад, спрятанный его предками, и полностью изменит свою жизнь. А погибший малыш по наущению отца должен был стать кровожадным разбойником и погубить несколько тысяч невинных душ. После смерти единственного сына отец будет сильно скорбеть и станет самым набожным человеком в своем селе. Он сумеет помочь многим советом и делом и умрет в преклонном возрасте.

После этого рассказа загадочный человек исчез, а монах проснулся. С тех пор он научился доверять Господу, не спрашивая объяснений.

Библия — источник мудрости

Проповедники говорят о том, что Господь сам направляет человека в нужный момент к Библии и открывает перед ним ту самую страницу, строки с которой будут литься бальзамом на израненную душу. Поэтому не думайте, найдя в Священном Писании фразу «Пути Господни неисповедимы», что это значит. Будьте уверены — это напрямую связано с вашей жизнью и событиями, происходящими в ней. А иначе, зачем бы данное выражение попалось на глаза именно вам?

Не каждый обыватель правильно понимает, что значит фраза «Пути Господни неисповедимы». Еще меньше людей знают, откуда она появилась. Давайте проясним этот непростой вопрос.

Притчи, разъясняющие смысл

Первая притча

Фото: Privolgsk.cerkov.ru
В христианстве эта фраза встречается в двух известных причтах. Первая рассказывает о затонувшем корабле, с которого удалось спастись только одному моряку. Выбравшись на берег, он построил шалаш, начав ждать, когда его спасут. Прошло много времени, в его жилище случился пожар, уничтожив все, чем он успел запастись.

В этот момент юноша отчаялся, начав восклицать, что незаслуженно получил такое наказание. В это мгновение на горизонте появился корабль. Оказалось, что команда рассмотрела высокий костер, решив, что кому-то требуется помощь. Иначе они бы ни за что не прошли по этому маршруту вблизи острова.

«Пути Господни неисповедимы» — основополагающая фраза христианства

Многие богословы, уделяющие большое внимание изучению Библии, считают, что существует список фраз, которые наиболее точно характеризуют смысл христианства. Что означает фраза «Пути Господни неисповедимы» в этом смысле?

Все более чем просто, но одновременно удивительно сложно для понимания самостоятельных и самоуверенных жителей двадцать первого века. Богословы говорят, что смирение перед Богом выражается в благодарности за все приходящее в жизнь. Ведь только Господь знает прошлое, настоящее и будущее. Ему ведомо, как избежать опасностей и искушений или по какому пути пойти. Поэтому во многих притчах объясняется, как необходимо проходить испытания, чтобы обрести счастье. Они способны иносказательно донести важность принятия воли Господа.

Наш выбор определяет наше будущее.

Нам дана возможность в определённых ситуациях нашей жизни совершать выбор. Своим выбором мы определяем своё будущее, мы выбираем те энергии, которыми наполняется наша душа. Творим добрый поступок — наполняемся энергиями добра, творим злой поступок — накапливаем в душе энергии зла. Каких энергий в нашей душе больше после десяти воплощений на Земле, к той иерархии мы и становимся принадлежать — Бога или Дьявола.

Бог своим душа предоставляет свободу выбора до 30%, что означает, что небесные программисты при составлении программ для человека, принадлежащего к иерархии Бога, на 70% формируют жёсткий сценарий событий, которые человек никак не сможет избежать в своей жизни, но в 30% ситуаций ему предоставляются несколько различных ситуаций, среди которых он может выбирать.

Об авторстве выражения

Наиболее лаконично размышления по поводу неизбежности происходящего выразил апостол Павел. Именно из-под его пера вышло выражение «Пути Господни неисповедимы», которое на латыни звучит как Viae Domini imperceptae sunt или Investigabiles viae Domini. Найти эту фразу можно в новозаветном послании к римлянам, где ученик Христа пишет о непостижимости Божьих замыслов. Он проповедует восхищаться намерениями Создателя, а не пытаться понять их первопричины.

Найти фразу можно в новозаветном послании римлянам

Толкование смысла

Павел учил, что только Всевышнему известен путь, предназначенный для каждого человека. Именно поэтому попытки заглянуть в Божьи планы, приоткрыть тайную завесу над будущим с точки зрения христианской веры является страшным грехом.

Понять, что означает фраза «Пути Господни неисповедимы», можно только на духовном, бессознательном уровне, ведь уму человеческому это не под силу. Толкование этого библейского выражения имеет несколько интерпретаций:

  • Господь настолько величествен, что беспокойный людской разум не способен этого осознать;
  • будущее человека известно лишь Творцу, так как именно Он определяет достойную судьбу каждому отдельному Своему творению;
  • попытки разгадать тайные Божьи замыслы являются великим грехом, который страшно карается;
  • гордыня, подталкивающая человека к всемогуществу и всезнанию, не остается безнаказанной, ведь все, что творится в жизни мирянина, происходит только по воле Создателя.

Будущее человека известно лишь Творцу

Распространение выражения

Подобные мысли вполне могут встречаться в различных пословицах и народных поговорках. Мысль, заключенная в этой фразе, основывается на следующих постулатах:

  • простым человеческим умом не следует пытаться понять весь мир, такое не представляется возможным;
  • попытки понять мир полностью являются никчемными для человека;
  • во всем есть какой-то глобальный замысел, который многообразен и недоступен пониманию;
  • люди порой не понимают причин и результатов различных событий, многие взаимосвязи выше человеческого понимания;
  • лучше принять многообразие и сложность этого мира, чем стараться досконально разобраться во всем.

Конечно, не следует считать народную мудрость (выражается в пословицах «человек предполагает, а Бог располагает» и других) и рассматриваемую фразу как призыв к отсутствию познания и неведению, речь совсем не об этом.

Обратите внимание! Только по особой благодати и самым преданным подвижникам господь может приоткрыть завесу тайны. Некоторых святых Он наделяет даром прозорливости и в итоге такие люди могут предсказывать некоторые события или узнавать нечто сокрытое. Тем не менее и такие не обладают всеобъемлющим знанием, в глобальном масштабе они имеют только крупицы, хотя и немного более, чем остальные.

Рассматриваемая мысль проявляется в культуре многих народов, и это не удивительно. Когда люди доходят до определенного уровня духовного развития, они обретают схожие мысли и миропонимание, ведь оно является естественным, так устроен мир, нужно просто понять некоторые факты. Перевод фразы распространен в различных языках:

  • на английском — God moves in a mysterious way (эта фраза используется в различных песнях англоязычных поэтов, есть стих с таким названием) или The ways of God are inscrutable, также возможно сказать и Mysterious are the ways of the Lord;
  • на латыни — Investigabiles viae Domini или Viae Domini imperceptae sunt;
  • на украинском — шляхи Господні несповідимі;
  • на испанском – los caminos de Dios son inescrutables;
  • на французском — les voies de Dieu sont impénétrables.

ПУТЬ БОЖИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *