Пушкин Александр
ОТЦЫ ПУСТЫННИКИ И ЖЕНЫ НЕПОРОЧНЫ…
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
ОЦЕНКА с духовной точки зрения стихотворения А.С.Пушкина на молитву св. Ефрема Сирина иеромонах Иов (Гумеров)
Стихотворение Отцы пустынники и жены непорочны написано А.Пушкиным за полгода до гибели. Это было время духовного зрелости и просветления поэта:
Я возмужал среди печальных бурь,
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь.
Надолго ли?.. а кажется прошли
Дни мрачных бурь, дни горьких искушений.
В стихотворении Отцы пустынники выразился личный опыт переживания поэтом молитвы преподобного Ефрема Сирина. Она умиляет его и падшего крепит неведомою силой. Чаще всех других молитв она приходит на уста. Признание это весьма значимо, поскольку стихотворение написано 22 июля через четыре месяца после того, как закончился Великий пост. Последний раз в храме в 1836 году она произносилась 25 марта в Великую среду за Литургией Преждеосвященных Даров. Молитва А.Пушкина Владыко дней моих, которая составляет основную часть стихотворения, в целом представляет точную поэтическую обработку великопостной молитвы: Господи и Владыко Живота моего. Однако А.Пушкин внес определенные изменения. У преподобного Ефрема Сирина десять прошений, а в стихотворении их девять. А.Пушкин два различных греха (праздность и уныние) соединил в один: дух праздности унылой. В результате нравственно-аскетический смысл сузился. Св. Ефрем Сирин просит Господа сохранить его от мрачного духа уныния, последствием которого может быть губительное отчаяние. У А.Пушкина слово уныние используется лишь для образования эпитета праздности унылой. Опытно известно, что не всякая праздность сопровождается унынием. Оно приходит потом, как некое мучительное исчадие. Сам поэт с впечатляющей силой выразил это в Элегии:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
(1830 г.)
А.Пушкин в своей поэтической молитве, прося Господа избавить его от любоначалия, прибавил: змеи сокрытой сей. Изумляет точность метафоры. Страсть к любоначалию есть внешнее проявление гордости, которая у большинства людей бывает тайной, скрываясь подобно змее. Страсть любоначалия принимает личину заботы и попечения о других. Отсюда желание наставлять, учить, давать советы. Человек даже не замечает, что вместо мира и любви в отношениях между людьми он вносит болезненную напряженность, которая неизбежно кончается враждой.

Поэтическая молитва А.Пушкина существенно уступает великопостной молитве в композиционно-ритмическом отношении. У св. Ефрема Сирина четкая и выразительная последовательность прошений избавить его опасных и гибельных страстей завершается столь же сильной и решительной мольбой: Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. У А.Пушкина решительный тон первых четырех прошений внезапно сменяется пассивным обращением: Да брат мой от меня не примет осужденья. Необходимо отметить еще одну непоследовательность в стихотворении. Одни духовные дарования поэт просит Господа подать ему, а другие (дух смирения, терпения, любви и целомудрия) просит оживить, что предполагает обладание ими в прошлом при отсутствии других, которые он просит ему дать. Однако святые отцы-аскеты учат, что человек не может стяжать только часть добродетелей. Обладание одной из них не возможно без другой: все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависит: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. Бес.40).
Насколько глубоким и устойчивым было духовное состояние А.Пушкина, запечатленное в стихотворении Отцы пустынники и жены непорочны, можно судить по другим его произведениям этого времени. В издаваемом им журнале Современник он опубликовал в 1836 году (кн.3) рецензию на книгу поэта и драматурга Сильвио Пеллико (1789–1854) Об обязанностях человека. Заметка эта свидетельствует о светлой христианской настроенности поэта: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие… Сильвио Пеллико десять лет провел в разных темницах и, получа свободу, издал свои записки. Изумление было всеобщее: ждали жалоб, напитанных горечью, – прочли умилительные размышления, исполненные ясного спокойствия, любви и доброжелательства» (ПСС, Л., 1978, т.VII, с. 322-23).

Исторический контекст

Лето 1836 года стало последним в жизни Александра Пушкина. Он провел его на даче на Каменном острове под Петербургом. Именно здесь он создал свой последний лирический цикл — «каменноостровский». Поэт не успел опубликовать свои новые стихотворения: они вышли посмертно.

Надежда Осиповна Пушкина

Незадолго до этого, весной, после продолжительной болезни, скончалась мать поэта. Ее последние дни пришлись на заключительную неделю Великого поста, а умерла Надежда Осиповна в день Христова Воскресения, 29 марта. Во время болезни матери поэт сблизился с ней и очень тяжело переживал ее кончину. Пушкин сопровождал ее гроб в родовое имение Пушкиных — Михайловское. Это было последнее посещение поэтом знакового для его творческой биографии места.

В это же время не слишком удачно складывается судьба журнала «Современник», основанного Пушкиным.

На этом фоне Пушкин пишет несколько стихотворений. Три из шести произведений «каменноостровского цикла» написаны на евангельские события. Один из текстов сам поэт назвал «молитвой». Это стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…».

Автор

Русский мыслитель Семен Франк отмечал, что к своей поэтической деятельности Пушкин (1799–1837) относился с подлинно религиозным чувством. В его стихах явственно проступает «религиозное восприятие самой поэзии и сущности поэтического вдохновения».

Г. Гиппиус. «Портрет Пушкина». 1828 г. Литография

Пушкин хорошо знал Священное Писание. Несмотря на то, что в его время еще не существовало полного перевода Библии на русский язык, поэт читал ее на французском языке и использовал библейские сюжеты, мотивы и цитаты как в своем творчестве, так и в личной переписке. С самого детства писатель был знаком с православными традициями, посещал церковные службы, а также был внимательным читателем православной богословской литературы.

Несмотря на то, что поэт называл христианство «величайшим духовным переворотом нашей планеты», он пережил кризис и поиски веры. Но после ранения, полученного на дуэли, он исповедался и причастился. «Хочу умереть христианином…» — сказал Пушкин перед смертью, запретив друзьям мстить за себя.

Александр Сергеевич Пушкин как автор стихотворения

Кто же не знает талантливейшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина?! Каждый хоть раз в жизни читал его произведения. На протяжении уже трех веков популярность этого Мастера слова не снижается. И неизвестно, появится ли на свет поэт или писатель такой силы таланта. Имя его известно по всему миру, и мы можем гордиться тем, что он — наш соотечественник.

Биография

Великий русский поэт появился на свет 6 июня (по новому стилю) 1799 г. в столице России. Ему посчастливилось родиться в древнем дворянском роду, который корнями своими уходит к африканскому генералу Ганибалу — воспитаннику Петра Великого. Своим поэтическим талантом Александр обязан отцу, который тоже сочинял стихи. Детство Саша провел у бабушки в с. Захарово, которая замечала у внука переменчивый характер и страсть к чтению книг.

Затем мальчик был отдан в лицей в Царском селе. Учился он плохо, часто пропускал занятия, но все рано заметили его необычайный талант. И на выпускном Пушкин прочел свой стих, после которого председатель восторженно воскликнул: «Снимите шляпы, господа, перед вами — гений!»

После окончания лицея Александр служил в Коллегии иностранных дел и посещал литературное общество «Зеленая лампа». Здесь он познакомился с представителями движения декабристов.

Вдохновившись идеей свободы, поэт написал много стихов на эту тему:

  • «Вольность»;
  • «К Чаадаеву»;
  • «Деревня»;
  • «Н. Я. Плюсковой» и др.

За вольнодумство поэт не раз был сослан — то в Кишинев, то в Михайловское. Наибольшее вдохновение Пушкин испытал в Болдино (имении отца).

Именно там он написал свои незабываемые шедевры:

  • «Повести Белкина»;
  • «Маленькие трагедии»;
  • «Евгений Онегин»;
  • «Домик в Коломне»;
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
  • «История села Горюхина».

Известно пристрастие поэта к женскому полу, он пользовался успехом у дам. Множество стихов было посвящено красавицам, в т. ч. — известным в обществе (например, А. П. Керн). Но спутницу жизни он избрал одну — Н. Н. Гончарову, в которую влюбился с первого взгляда. Они обвенчались в 1831 г., за шесть лет совместной жизни супруга успела родить мужу четверых детей.

В 1837 г. стало известно, что некий кавалергард Дантес ухаживает за женой Пушкина, и что та кокетничает с ним. Была ли между ними греховная связь, неизвестно, но поэту пришлось вызвать соперника на дуэль. Они встретились на Черной речке 27 января, Пушкин получил смертельное ранение в живот. Истекая кровью, он был доставлен домой, где успел принять Таинства Исповеди и Причастия.

Тело великого поэта покоится в Святогорском монастыре под Псковом.

Творческий путь

Пушкин является непревзойденной звездой русской литературы. Ему одинаково блестяще удавалась как поэзия, так и проза. Легкий, словно детский, слог в сочетании с богатейшим словарным запасом, мудростью и эрудицией, служили характеристикой творчества Пушкина. Причем его талант был оценен еще при его жизни, что редко бывает. Поэта не раз в печати называли «гением», даже когда он был жив.

В начале Александр подражал творчеству своих предшественников: Державину, Давыдову. Но потом у него сложился собственный, непревзойденный стиль. У Пушкина прекрасно получалось писать абсолютно на все темы, будь то: патриотизм, свобода, лирика, природа и т. д. Его стихи легко запоминаются, а проза настолько легко читается, что называется, «на едином дыхании».

Самыми популярными являются стихотворения Александра Сергеевича:

Пушкин написал множество талантливых поэм.

Среди них наиболее известны:

  • «Евгений Онегин»;
  • «Цыгане»;
  • «Кавказский пленник»;
  • «Руслан и Людмила»;
  • «Полтава»;
  • «Медный всадник» и др.

Проза Пушкина не менее гениальна.

Самыми любимыми книгами у народа являются:

  • «Дубровский»;
  • «Капитанская дочка»;
  • «Повести Белкина»;
  • «Пиковая дама» и др.

Александр Сергеевич любил детей, им он посвятил значительную часть своего творчества.

Все мы с детства знакомы с его сказками:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
  • «Сказка о золотом петушке».

Идеи для сказок подавала поэту его няня — Арина Родионовна. Именно из ее повествований черпал Пушкин русский фольклор, народный слог, загадочные и красочные сюжеты. Любимой няне он посвятил много стихов (например, «Подруга дней моих суровых…»).

Большинство произведений великого поэта находятся в школьной программе. Стихи его дети учат наизусть, легкие, гениальные строки сохраняются в памяти на всю жизнь. Поэт оставил потомкам огромное наследие, но многое он не успел закончить. Некоторые его произведения были выпущены после его смерти, многие остались незаконченными.

Отношение к Библии и религии

Пушкин осознавал, что поэтический дар был послан ему Свыше, и ценил это. Конечно, он не всегда был примерным христианином, но в зрелом возрасте все чаще задумывался о Боге, о вечной жизни.

Об этом свидетельствуют стихотворения Пушкина:

  • «В часы забав»;
  • «Пророк»;
  • «Отцы пустынники и жены непорочны»;
  • «Напрасно я бегу»;
  • «Странник» и др.

В стихотворении «Пророк» особенно раскрывается его мировоззрение, отношение к своему дару. Неверующий человек не смог бы написать такое произведение. Еще это говорит о том, что поэт в совершенстве знал Библию, ведь сюжет его взят из Книги пророка Иезекииля.

Будучи в зрелом возрасте, Пушкин писал, что раскаивается в своей прежней греховной жизни и рад был начать жить сначала, чтобы все исправить. Он вел переписку с митрополитом Филаретом Дроздовым, иногда в стихотворной форме. Известен стих Пушкина, адресованный митрополиту : » Дар напрасный, дар случайный», на который Владыка ответил также в стихотворной форме: «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана».

Этот ответ так поразил поэта, что он пересмотрел свое мировоззрение и в ответ написал стих «Стансы» («В часы забав»). Первоначальный вариант окончания его звучал так:

«И внемлет арфе Филарета

В священном ужасе поэт».

Но цензор заставил его изменить эти слова, и получился тот конец, что нам известен: «внемлет арфе Серафима».

На смертном одре священник совершал Таинства Исповеди и Святого Причащения над Пушкиным. После кончины его отпевали в Соборе, и митрополит назвал поэта «любимым чадом Божиим».

Отцы пустынники и жены непорочны

Этот стих с тех давних пор до сегодняшнего дня пользуется популярностью. Тема актуальна и в наши дни, она продолжает трогать сердца.

Первоисточник произведения

Из текста этого произведения можно догадаться, что речь идет о молитве преподобного Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего». Ее читает священник с амвона в период Великого поста. Народ вместе со священнослужителями в это время кладут три земных поклона (после каждого предложения-прошения).

Звучит молитва так.

«Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.»

Ефрем Сирин жил в четвертом веке нашей эры в Месопотамии, которая принадлежала тогда к Римской империи. Он родился в семье благочестивых христиан. Известен как учитель Церкви и богослов. Ефрем Сирин оставил потомкам восемь томов своих трудов, которые состоят из проповедей, поучений, а также церковных стихов и гимнов. Был известен аскетическим образом жизни и духовными подвигами.

Известен случай из жизни святого, когда он был невинно заключен в темницу. Там находились еще несколько невиновных человек. Ефрем увидел видение, в котором к нему пришел незнакомец и напомнил ему о проступке, за который он не был наказан. Проснувшись, святой выяснил, что у всех заключенных были нехорошие поступки, за которые они избежали наказания. Таким образом свершилась справедливость. Вскоре их выпустили, а Ефрем отправился в пустыню, где совершал аскетические подвиги.

Ему предлагали неоднократно стать епископом, но он по смирению отказывался. Известен также случай, когда святого оклеветали в плотском грехе. Он не стал оправдываться, и по послушанию стал кормить мальчика, которого считали его сыном. Но однажды, взяв ребенка, которого по ложным слухам родила от него некая женщина, он вынес его на амвон и потребовал назвать имя настоящего отца. Младенец трижды выкрикнул имя другого человека и затем умер.

Ефрем Сирин причислен к лику святых, почитается в православной и католической Церквах.

История написания

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» написано автором летом 1836 г., за полгода до его смерти. В то время поэт немало думал о цели жизни, смерти, загробной участи. Это нашло отражение в творчестве последних лет. Пушкин хотел создать цикл стихов на духовную тему. Он успел написать шесть произведений, среди которых был и стих «Отцы пустынники». В черновике он имеет название «Молитва».

Назывался цикл «Каменноостровский», потому что Пушкин создал его, живя на острове Каменном, что под Питером. Данный стих расположен в цикле под номером II.

Из всех вошедших в цикл стихов пронумерованы только четыре:

  • «Подражание италиянскому» (III) — о предательстве Иуды;
  • «Мирская власть» (IV) — о распятии;
  • «Из Пиндемонти» (VI) — об истинной свободе творческого человека.

Поэт любил бывать на Богослужениях в последние годы жизни. Скорее всего, к этому его подтолкнула смерть горячо любимой матушки. Возможно, он предчувствовал собственную близкую кончину.

Особенно Пушкину нравились великопостные службы. Строгость и красота молитв на Преждеосвященной запала ему в душу. И он решил переложить одну из самых основных молитв поста в стихотворную форму.

Публикации текста

Ни одно стихотворение из этого духовного цикла не было опубликовано при жизни поэта. Впервые данный стих появился в печати в журнале «Современник» (который издавал сам поэт) в 1837 г. после смерти Пушкина. Вместе с ним был напечатан рисунок руки поэта, на котором изображен старец-схимник в темнице. Говорят, что прообразом его был святой Ефрем Сирин, невинно находившийся в заключении. Сам Государь Николай Первый пожелал, чтобы в первом выпуске этого журнала был напечатан именно этот стих Пушкина.

Произведение сразу было высоко оценено. Последующая публикация состоялась в посмертном томе сочинений поэта.

Литературные особенности произведения

Данное стихотворение имеет глубокий христианский смысл. Как и молитва, оно содержит все необходимые прошения для пользы души.

Главная мысль этого произведения — покаяние, исправление жизни и через это — приближение к Богу. Есть мнения, что Пушкин отождествлял себя с Ефремом Сириным, который в юности имел грех празднословия, но после раскаялся в нем. Поэт также просит Бога избавить его от этого греха в стихотворении. Оно перекликается с другим произведением его — «Пророк».

Так же, как и в том стихотворении, Пушкин делает акцент на том, что слово должно служить человеку во спасение, а не во грех. Именно дар слова дан поэту для пользы других людей: «Глаголом жги сердца людей». Кроме того, автор просит Бога избавить его от праздности (пустого времяпровождения), любоначалия (стремления к власти), осуждения других людей. И так же, как и в молитве, испрашивается у Бога дар смирения, терпения, любви, целомудрия.

Стих содержит личное отношение поэта к главной молитве поста. Он признается, что никакая другая молитва его не вдохновляет так, как эта. На самом деле, даже святые замечали, что именно молитва св. Ефрема Сирина содержит все необходимые прошения для души человека, хотящего спастись. Она, несмотря на свою краткость, наполнена глубоким содержанием. Несомненно, она написана по наитию Святого Духа.

Религиозные мотивы

Поскольку этот стих написан по мотивам православной молитвы, многим людям, далеким от Церкви, будут непонятны некоторые слова и выражения. Например, что такое «отцы пустынники». Имеются ввиду монахи-отшельники, молящиеся в одиночестве за весь мир. «Жены непорочны» — скорее всего, имеются ввиду святые преподобные монахини.

«Непорочны» — свободные от греха, порока. «Области заочны» — недоступные для земного взгляда Обители Небесные. Именно туда и желают попасть верующие, с этой целью каются, читают молитвы. «Дольние бури» — земные искушения. «Падшего» — грешного, унылого. «Зреть» — видеть.

Структура и композиция стихотворения

Стих делится на две части, первая — это вступление к переложению молитвы, отношение автора к ней. По сведениям современников, Пушкин в последние годы жизни знал много молитв наизусть и часто их читал. Поэтому у него был выбор, но дороже всех поэту оказалось именно это молитвенное воздыхание.

Автор говорит, что существует множество молитв, созданных святыми людьми по нашествию Святого Духа. Однако именно данная молитва умиляет его, укрепляет дух, оживляет унывающего. Поэт объясняет, что это за молитва, она читается в дни Великого поста священником.

Во второй части идет описание (стихотворное переложение) самой молитвы. Автор делает акцент на грехе любоначалия, потому что он много раз говорил, что власть действует на многих людей губительно. Он называет это стремление властвовать «змеей сокрытой».

Далее поэт описывает третье прошение молитвы, ставя его перед вторым: дай мне увидеть свои грехи и не осуждать ближнего. И затем следует описание второго прошения: автор вместе со святым просит у Бога терпения, смирения, целомудрия и любви.

Жанр и литературное направление

Данное произведение относится к жанру духовной лирики. Поздние сочинения Пушкина написаны в литературном направлении — реализм, этот стих тоже можно отнести к данному направлению. Потому что в нем прослеживается точность автора к деталям и развитие духовного состояния главного героя. Он видит свои согрешения и кается в них, стремится к исправлению.

Размер и рифмовка

Размер стиха — шестистопный ямб. В отличие от привычного для Пушкина четырехстопного, он более напевный, лучше передает чувства героя. Присутствует парная рифмовка.

Стилистическая специфика

Целью произведения является изображение покаянного настроения героя, для этого автор использует минимальное количество тропов. Он применяет церковно-славянские выражения для создания особой старинной, строгой атмосферы (» отцы пустынники и жены непорочны», «возлетать во области заочны», «дольних бурь» и т. д.). Эти словосочетания не употребляются в обыденной жизни, являются непонятными, загадочными, возвышенными.

Имеются выразительные эпитеты:

  • дни печальные (поста);
  • неведомая сила;
  • праздность унылая.

Есть в этом стихотворении сравнения и метафоры — любоначалие автор называет «сокрытой змеей».

Это произведение поражает своей глубиной, силой духа, красотой слога, еще раз доказывая высоту таланта поэта.

Видео о стихотворении

Из этого ролика можно узнать, как звучит произведение Пушкина из уст Народного артиста России Я. Смоленского.

Анализ стихотворения «Воспоминание» Пушкина

Стихотворение «Воспоминание» было написано Пушкиным в 1828 г. под влиянием петербургских белых ночей. Устав от светских развлечений, ощущая наступление периода реакции после подавления восстания декабристов, великий поэт часто задумывался над смыслом собственной жизни. В этот период он испытывал духовный кризис, выразившийся в печальных и грустных строках стихотворения. Первоначально Пушкин планировал назвать произведение «Бессоница» или «Бдение». Окончательный вариант для публикации получился вдвое короче, чем в рукописи.

Ночное уединение чрезвычайно способствовало философским размышлениям Пушкина. Страдая от бессонницы, он предается безрадостным воспоминаниям. Подавленное состояние вызывает в его памяти только печальные моменты жизни, к которым поэт чувствует отвращение. Вместе с тем он ни от чего не отрекается, ощущая ответственность за все совершенные в жизни поступки («но строк печальных не смываю»). Этой строкой заканчивается напечатанное стихотворение.

В неопубликованной части Пушкин раскаивается в том, что растратил молодые годы на увеселения и праздность. Даже сейчас до него доносится «предательский привет» его буйных товарищей.

Поэту все прошлое представляется в черном цвете. Его вновь и вновь больно ранят нанесенные когда-то обиды, клевета и предательство. Далее Пушкин говорит о двух ангелах, подаренных ему судьбой. Он имеет в виду двух женщин, однако до сих пор не установлены их имена. Воспоминание об этих «призраках младых» также мучает поэта, потому что ангелы «с пламенным мечом» охвачены жаждой мести.

Как уже было сказано, Пушкин вычеркнул вторую половину стихотворения. Можно только догадываться о причинах такого решения. Возможно, он хотел придать произведению более цельную и сжатую форму. Фраза «строк печальных не смываю» уже подводит окончательный итог безрадостным воспоминаниям. С другой стороны, во второй части размышления поэта носят очень личный характер. Пушкин просто не хотел выставлять их на всеобщее обозрение. Многие критики и почитатели таланта поэта считали, что неопубликованная часть нисколько не уступает первой по эмоциональности и искренности чувств. Но решение автора невозможно оспорить, поэтому «Воспоминание» обычно печатается в своем укороченном варианте.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.03.2010. Молитва прп. Серафима Вырицкого
  • 21.03.2010. Пушкин и молитва Ефрема Сирина

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Кабинет Ваша страница О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Пушкин и молитва Ефрема Сирина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *