Икона пишется по особым правилам, которые являются обязательными для иконописца. Совокупность определенных приемов иконописи, по которым строится изображение на иконной доске, называется иконописным каноном. «Канон» — слово греческое, оно означает: «правило», «мерило», в узком смысле — это строительный инструмент, отвес, по которому проверяют вертикальность стен; в широком — установленный образец, по которому сверяют нечто вновь созданное.

Зрение дает человеку почти 80% информации об окружающем мире.

И потому, сознавая важность живописи для святого дела благовествования, уже в раннехристианской церкви стали возникать попытки создать свой, отличный от окружающего языческого и иудейского мира язык священных изображений.

Иконописные правила создавались в течение длительного периода времени не только иконописцами, или, как раньше говорили, изографами, но и отцами Церкви. Правила эти, особенно те, которые относились не к технике выполнения, а к богословию образа, являлись убедительными аргументами в борьбе Церкви против многочисленных ересей. Аргументами, разумеется, в линиях и красках.

В 691 году состоялся Пято-Шестой, или Трулльский, собор, названный так потому, что проходил в зале императорского дворца — Труллуме. На этом соборе были приняты важные дополнения к решениям соборо Пятого и Шестого, а также некоторые, весьма знаменательные для формирования православной иконописи, постановления.

В правилах 73-ем, 82-ом и 100-ом Церковь начинает выработку канонов, которые становятся своего рода щитом против проникновения в православную икону изобразительной ереси.

А Седьмой Вселенской собор, состоявшийся в 787 году, утвердил догмат иконопочитания, обозначил место и роль священных изображений в богослужебной церквовной практике. Таким образом, можно сказать, чт в выработке канонических иконописных правил участвовала вся Церковь Христова, весь Ее соборный разум.

Канон для иконописца явился тем же, что и Богослужебный устав для священнослужителя. Продолжая служебный устав для священнослужителя. Продолжая это сравнение, можно сказать, что служебником для изографа становится иконописный подлинник.

Иконописный подлинник — это свод конкретных правил и рекомендаций, научающий, как надо писать икону, причем главное внимание в нем уделено не теории, а практике.

Очевидно, что самые первые установленные образцы для подражания существовали уже в начальной период становления канонической иконописи. Одним из ранних, дошедших до настоящего времени Иконописных подлинников, который основан, конечно, на еще более ранних, считается написанный на греческом языке отрывок из «Древностей церковной истории Ульпия Римлянина о наружном виде богоносных отцов», датируемый 993 годом. Он содержит словесные описания наиболее известных отцов Церкви. Вот, к примеру, описание святителя Иоана Златоуста: «Иоанн Антиохийский роста весьма малого, голову на плечах имел большую, крайне худощав. Нос имел длинноватый, ноздри широкие, цвет лица бледно-желтый, глаза ввалившиеся, большие, по временам светившиеся приветливостью, лоб открытый и большой, изрытый многими морщинами, большие уши, небольшую, очень редкую, украшенную сединой бороду».

Существуют подлинники, которые помимо сугубо словесных описаний содержат и живописные изображения святых. Их называют лицевыми. Здесь необходимо вспомнить «Менологий императора Василия II», составленный в конце X века. Книга, помимо жизнеописаний святых, содержит и 430 цветных миниатюр, которые служили авторитетными образцами для иконописцев.

Лицевой подлинник, или как его еще называют — образчик, персональник, распространился в среде иконописцев в различных редакциях. Можно называть «Строгановский» и «Большаковский подлинники», «Гурьяновский», «Сийский» и другие. Широкую известность преобрела книга, составленная в XVIII столетии иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноагрофиотом, под названием «Ерминия, или наставление в живописном искусстве».

Итак, изограф работал в довольно жестких канонических рамках. Но не явился ли канон чем-то сковывающим иконописца, мешающим ему? Такой вопрос наиболее характерен для людей, знакомых с историей изобразительного искусства, потому что светское искусствоведение именно так и выстраивает проблему: канон — тормоз, освобождение от него — творческая свобода самовыражения художника: от «Сикстинской мадонны» Рафаэля до «Черного квадрата» Малевича.

Один из современных исследователей иконы, академик Раушенбах, очень эмоционально и образно высказал свое мнение о том, к чему привел отказ от каких-либо канонических рамок в изобразительном искусстве: «…Средневековое искусство во многих отношениях выше искусства Возрождения. Я считаю, что Возрождение было не только движением вперед, оно свяано и с потерями. Абстрактное искусство — полный упадок. Вершиной для меня является икона XV века… С точки зрения психологии я могу объяснить так: средневековое искусство апеллирует к разуму, искусство Нового времени и Возрождения — к чувствам, а абстрактное — к подсознанию. Это явное движение от человека к обезьяне».

Именно по такому пути пошла иконография западной римской церкви. По пути разрушения канона, по пути любования телесной, эмоциональной красотой — той красотой, против которой было направлено 100-е правило упоминавшегося уже Трулльского собора: «Очи твои право да зрят, и всяцем хранением блюди твое сердце, завещавает Премудрость: ибо телесные чувствва удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на дисках или на ином чем представляемые, обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий, не позволяем отныне каким бы то ни было способом начертавати».

По словам архимандрита Рафаила (Карелина) — автора интересного очерка «О языке православной иконы», канон — «это многовековой драгоценный опыт всей Восточной Церкви, опыт духовного видения и трансформации его в визуальном изображении. Канон не сковывает иконописца, а дает ему свободу. От чего? От сомнений, от опасности разрыва между содержанием и формой, от того, что мы назвали бы «ложью на святого». Канон дает свободу самой форме…»

Ранее было упомянуто, что для предыдущих поколений, рождавшихся и живших в Православной среде, был вполне доступен язык иконы, ибо язык этот понятен только для людей, знающих Священное Писание, чинопоследование богослужения и учавствующих в Таинствах. Современному же человеку, особенно недавно пришедшему в Церковь, этого достигнуть значительно сложнее. Сложность заключается еще и в том, что начиная с XVIII века каноническая икона вытесняется иконами так называемого «академического» письма — по сути, картинами на религиозные темы. Этот стиль иконописания, для которого характерно откровенное любование красотой форм, подчеркнутая декоративность и пышность отделки иконной доски, пришел в Россию с католического запада и получил особенное развитие в послепетровское время, в синодальный период истории Русской Православной Церкви.

Период этот начался со специального указа Петра I, в котором он упразднил Патриаршество на Руси, а управляющим всеми делами Русской Православной Церкви назначил чиновника — обер-прокурора, который и возглавил руководство Священным Синодом. Восстановлено патриаршество было только на Поместном Соборе 1917-1918 годов.

Конечно, политическая и экономическая переориентация всей жизни Русского государства, активно начатая Петром и поддерживаемая последующими правителями, не могла не сказаться и на духовной жизни всех слоев общества. Коснулось это и иконописания.

В настоящее же время, несмотря на то, что современные иконописцы возрождают традиции древнерусского письма, во многих церквах в большинстве своем можно увидеть изображения в «академическом» стиле.

В любом случае, икона — это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была бы выполнена. Главное, чтобы всегда ощущалась степень ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он изображает: образ должен быть достоин Первообраза.

О лжеиконах, псевдоиконах и т.п. неканонических иконах Богородицы

Важно: я не священник, и этот текст — мое личное мнение. Если у вас есть икона, в каноничности которой вы сомневаетесь, вам следует обратиться к вашему духовному настоятелю.

В последнее время все чаще появляются новые иконы Богородицы, написанные не по канонам и отвергаемые некоторыми служителями Православной Церкви. Многие из этих икон мироточат и дают людям исцеления, на что церковь отвечает, что чудеса эти могут быть явлены не Богородицей, а Диаволом, и что вера истинного христианина не должна основываться на ожидании чудес. Я не чувствую в себе морального права участвовать в этом споре, потому что из множества статей «за» и «против», которые я нашел в Интернете я не смог принять определенного решения.

Безусловно, будучи православным человеком, я не могу игнорировать мнения уважаемых православных служителей, и действительно, многие «чудеса» и видения совершали диавольские силы под видом святых. Вполне возможно, что многие новые иконы Богородицы действительно были написаны на основе лжевидений. Я никоем образом не поощряю иконы Ленина с нимбом на голове и т.п. Много статей по этому поводу можно найти в Интернете.

Но какова вероятность, что из десятка созданных для намеренного разрушения православия икон, не найдется одной-двух, которые действительно были явлены по велению Богородицы, хотя и не соответствуют классическим канонам? Аргументы, которые мне встречались, иногда доходили до нелепостей, мол, если Богородица на иконе в белом одеянии, а не в красно-синем, как положено по канону, то эта икона является лжеиконой. Ну подумайте сами, кто может запретить Преблагой и Пречистой Деве Марии явиться перед людьми в белом одеянии!? Нельзя просто слепо отметать все иконы, которые не соответствуют сложившимся традициям иконописной школы. И в этом уважаемые служители церкви могут быть ослеплены диавольской силой, также как и те, кто рисует неугодные Богу иконы. Из-за этой слепой одержимости создается впечатление, что православие пытаются разрушить не только снаружи, но и изнутри. Вспомните, хотя бы рождение Христианства, когда тогдашние хранители веры «ошиблись» и распяли самого Спасителя на кресте. Если бы в те времена все слепо следовали словам одурманенных Диаволом священников, то Христианство вообще не зародилось бы! Вспомните, как была явлена Казанская икона, как Богородица явилась обычной девятилетней девочке Матроне, которой совсем никто не поверил, и если бы она сама не проявила настойчивость, была бы эта чудесная икона сейчас с нами? Я представил себе, что произошло бы, если бы настоящая Богородица сочла нужным донести до нас какую-то информацию. Каким образом она могла бы это сделать, как не своим явлением и чудесами, исходящими от ее икон? Если вы прочитаете все описания почитаемых канонических икон в каталоге pravicon.com, то узнаете, сколько действительно чудотворных старинных икон были явлены на основе видений не царям, не патриархам, а самым обычным верующим людям. Если бы высшие церковные власти с пренебрежением отнеслись бы тогда к этим иконам и назвали бы их «лжеиконами», то что сказала бы на это Богородица? Может «имеющие глаза не видят, имеющие уши не слышат»?

Еще раз повторяюсь, что я полностью поддерживаю православную церковь, однако я также призываю людей к бдительности, ведь у каждого свой путь ко спасению. И если на неканонической иконе изображена Богородица, и нет ничего чуждого Богу на изображении этом, и нет на нем ничего порочащего святость Богородицы, и если молитвы перед этой иконой дают вам благодать и исцеление, то я считаю, что эта благодать исходит от Богородицы, и не вижу причин полагать, что она может исходить от Диавола, как некоторые считают. Даже если какие-то иконы Богородицы действительно были написаны с дурными помыслами, то нет ничего, что мешало бы Богородице использовать эти образы на благо истинно верующим людям.

Хотя в Интернете очень много споров о лжеиконах, смешно, но я так и не нашел нигде списка икон, отвергаемых православной церковью. Поэтому здесь я собрал список икон Богородицы, о которых православная община отзывается недоброжелательно в Интернете. Если вы знаете другие подобные иконы, пишите мне с указанием на источник информации, и я добавлю их в список.

И еще раз напоминаю, не факт, что эти иконы от лукавого, просто православная церковь в лице определенных лиц на данный момент не благословляет молиться перед ними по разным причинам. Самый верный способ не ошибиться — это молиться только перед теми иконами, которые упомянуты в Православном Календаре.

Воскрешающая Русь. Эту икону считают «лжеиконой» по причине сомнительных (недостоверных) видений Богородицы и нетрадиционной иконографии. Говорят даже, что мироточения, чудеса и исцеления, явленные этой иконой, исходят от Диавола! Православная церковь открыто не поддерживает эту икону. Эта икона подняла больше всего шума по поводу лжеикон. Множество мнений ищите в Интернете.

Дары дающая. По причине того, что «Матерь Божия изображена в архиерейском облачении с евхаристической чашей в руках — то есть как «священница», а вернее «архиерейша», а православное христианство не признает женщин-священников». Также кому-то не понравилось изображение Саваофа*, благославляющего Богородицу с неба. Официальное мнение православной церкви неизвестно.

Московская и Всея Руси. Точно не понял, в чем обвиняют эту икону, вроде как «…икона эта неканонична, ее изображение включает неприсущую богородичным иконам символику». Официальное мнение православной церкви неизвестно.

Самодержавная. Есть две схожие иконы — «Самодержавная» и «Яко орля крылья». Официальных заявлений православной церкви по этому поводу я не нашел, но есть в сети любители хаять эти иконы. По мнению одних, эти иконы пропагандируют приход новой царской России, другие же увидели в иконе какие-то каббалистические знаки в виде двухглавого орла.

Святая троица с Богородицей. Комментариев православной церкви об этой иконе я не видел, но некоторые считают икону ересью из-за изображения Саваофа* в виде старца. Также видел мнение, что изображение Богородицы как части святой троицы делает ее «богиней» — в общем бред какой-то.

Явление Богородицы схимонахине Антонии. Ставится под сомнение само явление Богоматери. В частности, церковь отвергает правила, которые Богородица якобы дала для отмаливания греха абортов: в подобных «правилах» происходит подмена понятий: вместо покаяния в тяжком смертном грехе предлагается «вымаливание младенцев». А вот иное мнение из интернета: «Я против всякого отклонения от чистоты православия и в частности — обрядоведения. Но хочу сказать в защиту матушки Антонии: никакого конкретного правила о убиенных во чреве младенцев у неё не было. А то, что она молилась об этом — правда. И никаких абортов она не делала. А молитва её была исключительно из-за любви к людям. Кстати, православная церковь призывает молиться за младенцев, умерших во утробе. Елена.». Кому надо — споры на эту тему ищите в Интернете, там много всякого флейма по этому поводу.

Яко орля крылья (см. Самодержавная).

——————-
* Изображение Саваофа на иконах. Православным иконам не свойственно изображение Бога-Отца как человекоподобного старца. «Изображение Бога Саваофа является неканоничным, и было отвергнуто на Большом Московском Соборе 1665 года». На самом деле, есть немало почитаемых чудотворных икон с изображением Бога Саваофа, например «Рождество Пресвятой Богородицы Глинская», явленная в XVI веке чудесным образом, так что было бы абсурдно называть икону лжеиконой только на основании того, что на ней изображен Бог Саваоф в виде старца. Совсем недавно, в 2009 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, празднование в честь иконы Божией Матери Торжество Пресвятой Богородицы внесено в месяцеслов официального календаря Русской Православной Церкви, хотя на ней в самом верху изображен никто иной, как Бог Саваоф! Интересно еще и то, что при создании современных иконостасов для церквей вместо порушенных в советские годы, на самом верху часто изображают именно Бога-Отца в виде старца, и никого это особо не волнует, несмотря на запреты, а если в церкви можно такое на иконостасах рисовать, то о чем тут еще говорить…

Эта статья дается лишь для информации и никаким образом не призывает к созданию или распространению икон, не поддерживаемых официально церковью, так же как и не призивает к поруганию или уничтожению этих икон.

Анатолий, http://pravicon.com
PS: на письма, целью которых будет
флейм на тему лжеикон, отвечать не буду.

prostoierei

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *