Целомудрие – это моральная добродетель, состояние души и тела индивида, при котором он выбирает для себя телесную и духовную чистоту. В настоящее время значение целомудрия отчасти забытое и для многих является даже смешным и ненужным. Положение дел таково, что с каждым годом технический прогресс развития общества дает все больше возможностей для подрастающих поколений избегать цензуры со стороны взрослых, родителей и обучающих наставников. Но при этом мало дается основ и понятий моральных ценностей, таких как благородство, честь, целомудрие, скромность. Быть таковым в сегодняшней действительности, особенно в мегаполисах, равно почти неспособности к выживанию. Однако у каждого из нас есть вероятность выбора, каким нам быть. Может осознанный выбор в пользу добродетелей и не принесет богатства и славы, но даст возможность оставаться самим собой.

Что такое целомудрие

Попробуем опереться на само слово «целомудрие». Если разбить на два слова, то получается, что целомудренным будет тот человек, который проявляет мудрость, оставаясь целым и цельным. Я и мой мир – единое сбалансированное целое. У Гераклита (Геракли́т Эфе́сский, древнегреческий философ, 544—483 гг. до н.э.) есть очень красивое определение мудрости, и звучит оно так: «быть мудрым это является высшей добродетелью и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и согласовать с нею свои действия, вопрошая природу для того, чтобы узнать истину».

Синонимами целомудрия являются такие понятия как непорочность, нравственность, честь, чистота, здравомыслие, невинность, девственность.

Всегда ли понятие целомудрия касается невинности и девственности? Вплоть до ХХ века целомудрие женщины имело огромное значение, особенно в жизни девушки, и было связано не сколько с положением в обществе, сколько обеспечивало отношение к ней окружающих и мужчин и женщин. Если девушка любого сословия, будь то Европа или Россия, берегла свою невинность до брака, то в обществе ей было гарантированно уважение. Например, в России еще с языческих времен с потерей девственности был связан очень серьезный и ответственный ритуал. Когда в соответствии со святками и праздниками был назначен день свадьбы, собирались гости и молодые усаживались между родителями и сватьями, начинались пожелания, тосты и ритуальные песни. Когда приходило время для новобрачных готовилось ложе, и они провожались дружками, сватьями, родителями и всеми желающими под песни и присказки в комнату. Это считалось самым ответственным моментом, так как именно признаки девственности – пятна крови при лишении целомудренности на белье невесты, и определяли ее честность перед будущей семьей и мужем. Если же девушка не была невинна, ее с позором могли вернуть родителям, и в будущем всю семью ждало очень неутешительное будущее.

Притча о лилии. У берега одной реки росла прекрасная белая лилия. И так она была прекрасна, что стал ее соблазнять омут. Он нашептывал, в какие дали он отнесет лилию, какие наслаждения ей подарит. И нежная лилия, обвороженная обещаниями и в предвкушении нового и неизведанного, уже была готова согласиться и прыгнуть в омут. Но тут вмешался соловей, который давно и страстно любил лилию. Они долго спорили, соловей умолял ее не делать этого, ибо там опасность и тьма, и ничего более. Но лилия не соглашалась. И чтобы доказать свою любовь и спасти нежную и доверчивую лилию, соловей взмыл вверх и камнем упал в омут. И омут поглотил его благородное и пылкое сердце навсегда. Только тогда прекрасная лилия поняла, от какой опасности она была спасена…

Всего несколько десятилетий назад западное и европейское общество ослабили жесткость в отношении невинности супругов до брака. Необходимо сказать, что христианские и православные церковные школы по сей день обучают своих воспитанников четким понятиям целомудрия, непорочности и чистоты.

В средних школах и университетах одной из провинций Китая будут преподавать предмет «учение о жизни», на котором будут рассматриваться межполовые отношения, любовь, понятия брака, а также и понятие целомудрия. Ученикам предлагается написать письмо своему сыну или дочери, в котором будет рассказано, с какими трудностями и соблазнами встречается человек в начале своего пути, а главное – почему они должны начинать вести половую жизнь только после вступления в брак. Какие преимущества дает сбережения чистоты, каково значение целомудрия в целом для создания счастливого будущего. В пособиях по обучению этого предмета целомудрие до брака предлагается, как единственный способ сохранить здоровье, не заразиться венерическими заболеваниями и не попасть в зависимость от нежелательной беременности, что в целом ежедневно изменяет многие судьбы навсегда.

Интересен опыт в вопросах значения целомудрия и полового воспитания одной из англиканских церковных школ в Великобритании. Здесь христианские ценности преподносятся воспитанникам как темы для размышления, а не незыблемые догмы. Учеников учат думать и высказывать мнение о происходящем в мире и одновременно опираться на христианские заповеди. Учат терпимости к другим личностям и к себе самим.

Само понятие целомудрия можно разделить на две парадигмы – религиозную (церковную) и социально-бытовую.

Рассмотрим сначала социально-бытовую. В каком возрасте может стать вопрос о принятии решения сохранять ли женщине целомудрие? Возрастная психология считает, что как раз в пубертате, т.е. половом созревании, когда вопросы становления и нахождения своего места подростка в своем сообществе становятся ведущей деятельностью на фоне все возрастающего интереса к интиму, исследования своего меняющегося тела, открытия связанных с этим удовольствий.

При разных темпераментах, характерах и социальных статусах решения сохранять ли целомудрие могут быть разными. Здесь необходимо проявлять самоконтроль и силу воли, чтобы не поддаться ложному поведению – если все мои подружки в четырнадцать занимаются интимом (хотя это, возможно, далеко не так), то я не хочу от них отличаться. Со стороны родителей должны быть проявлены максимальные тактичность и терпение по поводу поведения, важные не только для девочек, будущих женщин, но и в не меньшей степени для подрастающих мужчин.

Религиозное понятие. Это добродетель, направленная на победу над вожделением, особенно интимным, так как вожделеть человек может и материальные ценности, а не только плотские удовольствия.

В религии понятие целомудрия тесно связано с понятием греха. Защититься от греха добродетельному и религиозному человеку помогает обет или зарок. Обет существует как стимул для выполнения задуманного, будь то победа на бранном поле или духовное развитие.

Психологические травмы при потере девственности

Причина, по которой девушка или молодой человек решается на интимную близость в первый раз, во многом влияет на последующее отношение к самому процессу и к лицам противоположного пола в будущем. В тех случаях, когда первый секс не является обдуманным, взвешенным шагом любящих и доверяющих друг другу людей, и случается не от глубокого светлого чувства, а из-за того, что:

  • «давно пора»;
  • «у всех вокруг уже было»;
  • из желания поскорее стать взрослой/взрослым;
  • чтобы доказать любовь партнёру, из боязни потерять его;
  • по принуждению партнёра, и так далее;

впечатление от процесса может быть сильно и надолго испорчено. Чаще всего первый сексуальный опыт далёк от идеала, нередко после него могут остаться неоднозначные эмоции, даже разочарование, вызванное несоответствием радужным ожиданиям, болезненностью процесса, дискомфортом, грубостью или невнимательностью партнёра, осуждением окружающих. Неудачный опыт может закрепить в памяти отрицательные ассоциации, связанные с сексом, и даже отвратить от него. Так как человеку свойственно застревать в негативных воспоминаниях, любая попытка сблизиться с кем-то в дальнейшем будет вызывать панический страх, может развиться боязнь и отвращение к людям противоположного пола. Появляются фобии. Любое проявление чувств ассоциируется с сексом, который вызывает панику, поэтому человек запрещает себе идти на сближение и романтические отношения. Такое положение вещей вызывает чувство подавленности, отчуждённости. Помимо этого люди, как правило, стыдятся таких проблем, не могут ни с кем ими поделиться, из-за этого становятся замкнутыми и одинокими.

Кроме того, психологические травмы, связанные с потерей девственности, могут возникать «благодаря» социуму и близким людям. Так, например, девушка, получившая ханжеское воспитание родителей, внушающих ей, что секс – это грязно и отвратительно, после потери невинности может чувствовать себя чуть ли не преступницей, совершившей что-то непристойное, и если с этим не бороться, такие ощущения будут мешать ей вести полноценную сексуальную жизнь впоследствии.

В основном же проблемы, связанные с потерей девственности, возникают из-за недостаточной подготовленности к этому шагу. Готовность определяется не только физиологическим созреванием, но и уровнем психоэмоционального развития личности. Причём последний фактор имеет даже большее значение.

В каком возрасте лучше всего расстаться с девственностью, точно никто не скажет. В этом отношении всё очень субъективно и индивидуально. Нижний предел, помимо всего прочего, регулируется Уголовным Кодексом и традициями, принятыми в обществе, верхний же возрастной рубеж чётко не ограничен. По статистике в настоящее время средний возраст потери невинности 18-20 лет. Он считается самым оптимальным. Существуют понятия ранней (до 18 лет) и поздней (после 23-х) потери девственности.

Обет целомудрия

Обет целомудрия дается непосредственно Богу и считается невозвратным. Давший подобный обет уже не имеет права вступать в брак и иметь детей, а также заниматься интимом навсегда. Обет целомудрия могут давать и мужчины и женщины, и в монашестве и в миру. Мона̀шество, а также ѝночество – переводится как «уединённое, одинокое жительство».

Также существуют сходные понятия: аске́за (от греч. «упражнение»), как вид духовной практики, целью которой является достижение определённого духовного состояния либо приобретение сверхъестественных способностей, признана во всех религиях и культурах; целибат (букв. «безбрачие»), брахмача́рья – половое воздержание; самоконтроль над желаниями, стремление к чистоте помыслов, слов и дел всегда и при всех обстоятельствах.

Обет целомудрия, возможно, один из самых сложных обетов, так как он идет в разрез с самой природой человека. Выбравший этот путь столкнется с множеством соблазнов и сложностей в обуздании своих естественных желаний.

Полиграфолог спрашивал Вассермана о том, флиртовал ли он с женщинами с сексуальной подоплекой, целовался ли в губы, испытывая при этом сексуальное желание, занимался ли сексом мысленно. На все эти вопросы Вассерман ответил утвердительно.

На вопрос о том, встречались ли Вассерману женщины, которые провоцировали его на половую связь, эрудит тоже ответил «да». Как и на вопрос, есть ли среди его знакомых та, с кем он хотел бы вступить в интимные отношения. Слово «нет» из уст знатока прозвучало лишь однажды, когда его спросили, занимался ли он полноценным сексом хотя бы раз в жизни.

По результатам исследования графолог вынес свой вердикт: Анатолий Вассерман постоянно думает о женщинах. Но волнует его вполне конкретная особа.

Николай Туранов, полиграфолог: «Ответы ему давались тяжело. Женщины провоцировали его на сексуальный контакт. Он затруднялся в ответе на этот вопрос, но, тем не менее, могу сказать точно, пытались. И основываясь на тех результатах, что я получил, могу сказать — сексуального контакта с женщиной у него не было. Хотя он целовался с женщинами, и это ему нравилось».

Детектор лжи выдал и еще один секрет знатока. Его особое волнение вызвал вопрос, вступил ли бы он в половую связь, если бы его освободили от данного обета. Эрудит ответил: «Не знаю». Хотя, по словам графолога, глубоко в душе Вассерман признает отказ от секса своей самой большой глупостью. Позже он и сам признался, что с тех пор дает обещания гораздо осмотрительнее.

Анатолий Вассерман: «Я понимаю, что лишил себя в жизни очень многого. Причем безо всякой пользы. Если судить по коллегам, в том числе и по участникам интеллектуальных игр, то этот обет мне ни капли ума не прибавил».

Пояс целомудрия

Пояс целомудрия, по́яс ве́рности или «венециа́нская решётка» – кожаное или металлическое устройство, механически делающее половой акт невозможным.

Понятие «пояс целомудрия» упоминается впервые в древнегреческих текстах. Якобы он был создан для того, чтобы уберечь рабынь от нежелательной беременности, которая мешала бы использовать их труд.

Исторически сложилось, что упоминаний о поясе целомудрия больше всего приходится на эпоху средневековья. Когда муж отлучался из дома, чтобы его жена не подвергалась соблазну измены, ей на бедра одевался кожаный или металлический пояс, спереди крепилась полоска металла или кожи, проводилась через промежность и закреплялась сзади. Ключ от пояса вручался мужу. Сегодня считается, что пояс верности – это выдумка, если опираться на логику и представления, сколько можно проходить в кожаных или металлических «стрингах», не повредив кожных покровов, не говоря уже о невозможности соблюдать хотя бы частичную гигиену. Но история знает массу примеров истязания людей, особенно во имя сохранения целомудрия женщины. Но подобные пояса со временем стали создаваться не только для хранения женской верности. Разные модели поясов для мальчиков, препятствующие мастурбации до сих пор хранятся в некоторых европейских музеях.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Потеря девственности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *