Из своего жизненного опыта вам, наверное, уже известно, что одну и ту же работу можно сделать по-разному. Один человек выполнит работу качественно и быстро. Другой же затратит уйму Времени, устанет, а результат его труда будет желать лучшего.

Почему же так происходит? Дело в том, что каждый человек имеет различные представления о трудовой деятельности, ее организации, планировании, использовании различных информационных технологий, о технике безопасности, оформлении рабочего места. Отличается также и отношение людей к труду.

Все вышеперечисленное составляет содержание культуры труда. У каждого человека уровень развития этой культуры различен: у одних он более высокий, у других менее — отсюда и результат.

Под культурой труда понимается достигнутый уровень организации производства. Культура труда включает в себя следующие компоненты:

Культура труда включает прежде всего технологическую дисциплину, т. е. четкое соблюдение наиболее рациональной технологии выполнения работы и требований к ее качеству. Последовательность и точность выполнения технологических операций нужно согласовывать с маршрутными и операционными картами. Культура труда предполагает также наличие умения организовать свое рабочее место.

Рабочее место — зона трудовой деятельности человека, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым. для управления каким-то процессом или выполнением работ. Рабочее место должно обеспечивать максимальную надежность и эффективность работы, а значит, следующие основные условия:

  1. достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые Движения и перемещения при эксплуатации и обслуживании оборудования;
  2. наличие в рабочем пространстве «зоны свободной досягаемости», т. е. участка, на котором сконцентрировано все оборудование: инструменты, материалы, приспособления, которыми приходится часто пользоваться;
  3. хорошее естестве иное или искусственное освещение рабочего места;
  4. оборудование, предусматривающее быстроту, простоту и экономичность его обслуживания, удобную рабочую позу, снижение утомляемости и т.п.;
  5. соответствующие нормам воздухообмен, температуру и влажность.

При организации рабочего места нужно учитывать прежде всего свои антропометрические характеристики: размеры тела, высоту от пола до поднятой руки, до глаз в положении стоя и сидя, рост в положении сидя и стоя, ширину и длину кисти, длину руки и др. Необходимо определит преобладающую позу и, исходя из своих индивидуальных особенностей, обустроить свое рабочее место так. чтобы не приходилось дотягиваться до чего-нибудь и чтобы ничего не мешало выполнять работе. Все инструменты, оборудование, приспособления должны находиться на строго определенных местах. Не нужно упускать из внимания и дизайн в оформлении рабочего места.

Дизайн (англ. design — чертеж, рисунок, проект) — творческая деятельность, направленная на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, достижение единства ее функциональных и эстетических аспектов. Так же называется и результат этой деятельности.

Все детали интерьера, их форма, отделка, цветовое решение должны гармонично сочетаться и служить оптимизации условий труда. Важнейшим элементом дизайна является планирование и создание зоны отдыха (психологической разгрузки) вблизи рабочего участка, желательное «живыми уголками». Известно, что общение с миром природы способствует полноценному восстановлению сил.

При обустройстве рабочего места нужно устранять образование теней, скопление пыли. Размещать средства труда нужно таким образом, чтобы при необходимости все быстро убрать и провести уборку (не загромождать пространство, граничащее с рабочим местом).

В связи с развитием техники увеличивается число объектов труда и их параметров, которыми необходимо управлять. Развиваются системы дистанционного управления, человек все более удаляется от объектов, которыми управляет, об изменении их состояния он судит не по данным непосредственного наблюдения, а на основе восприятия определенных сигналов. Осуществляя такие опосредованные управление и контроль, человек получает информацию в закодированном виде (показания счетчиков, индикаторов, измерительных приборов), что требует ее декодирования и мысленного сопоставления с реальными данными. Этим объясняется необходимость применения информационных технологии, являющихся в настоящее время инструментом организации и осуществления практически любой деятельности.

В самом деле, разве помешает токарю применение компьютерной техники?

Наоборот, с ее помощью он сможет осуществлять разработку и усовершенствование изделия, не затрачивая лишнего материала и времени. «Изготовление» и «доработка» конструкционного решения идет на экране монитора. Поэтому нужно продумать возможность использования информационных технологий и технических средств, позволяющих наиболее рационально использовать и осуществлять ту или иную деятельность.

Важнейшей составляющей культуры труда является обеспечение его охраны и безопасности.

Техника безопасности — система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов, которые при водят при нарушении правил безопасности к травмам и несчастным случаям.

Каждому виду деятельности соответствуют определенные условия и правила, которые излагаются в инструкциях по технике безопасности. В большинстве случаев травмы получают из-за невыполнения предписаний инструкций.

Большое значение в обеспечении безопасности в работе имеет выбор рабочей одежды. Она не должна сковывать движения и в то же время свисать и путаться. Кроме того, рабочая одежда обеспечивает чистоту и продлевает срок службы личной одежды.

При выполнении работы надо особенно четко соблюдать правила пользования электричеством, требования пожарной безопасности и защиты от механических травм.

В любой деятельности необходимо уметь рассчитывать се экономическую эффективность, так как не всегда результаты работы покрывают затраты на ее выполнение.

Эффективность производства — экономический критерий, который характеризует соотношение между достигнутыми результатами производства и затратами различных ресурсов.

Прежде чем заняться какой-либо деятельностью, необходимо составить бизнес-план, в который войдут расчеты затрат электроэнергии, материалов, времени и др. Итоговую сумму этих затрат нужно сравнить с ориентировочной стоимостью ожидаемого результата работы.

Эффективность трудовой деятельности рассчитывается по формуле.

На экономическую эффективность деятельности влияет количество производимых изделий, рациональное использование информационных технологий, организация рабочего места. Эти факторы увеличивают производительность труда, уменьшают затраты.

Таким образом, культура труда включает в себя технологическую дисциплину, рациональную организацию рабочего места, соблюдение условий безопасности труда и производственной эстетики, бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии, умение определять и анализировать экономическую эффективность выполняемой работы.

Так как культура труда связана с конкретной профессиональной деятельностью, она является составной частью технологической культуры.

термины:

Культура труда, рабочее место, дизайн, техника безопасности, бизнес-план, эффективность производства.

Практическая работа

  1. Составьте план-схему «Мое рабочее место».
  2. Определите эффективность какого-либо вида трудовой деятельности, составьте бизнес-план.

Вопросы:

  1. Дайте определение и назовите основные компоненты содержания культуры труда.
  2. Что такое технологическая дисциплина?
  3. Каковы условия рациональной организации рабочего места?
  4. Как обеспечивается безопасность труда?
  5. Каким образом можно определить эффективность трудовой деятельности?
  6. Назовите факторы, способствующие повышению эффективности труда.

Тема 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Задания уровня А

А1. Первоначально культурой называли:

1) ораторское искусство 2) умение рисовать

3) способы возделывания почвы 4) воспитанность

А2. Культура в широком смысле слова — это:

1) все виды преобразовательной деятельности 2) виды искусства

3) производство духовных ценностей 4) образованность человека

A3. К духовным ценностям относится:

1) микроскоп 2) компьютер 3) научное открытие 4) телевидение

А4. Накопление культурных ценностей по вертикали означает:

1) появление новых произведений искусства

2) углубление знаний о культуре

3) передачу культурных ценностей от поколения к поколению

4) реставрацию памятников культуры

А5. Спецификой массовой культуры является:

1) зрелищность 2) доступность 3) оригинальность 4) узнаваемость

А6. Верны ли следующие суждения?

А. Элитарная культура враждебна массовой.

Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

А7. Верны ли следующие суждения?

А. Наука — это система знаний

Б. Наука — это производство знаний.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А8. Система образования регулируется:

1)государством 2) о0ществом 3) социальной группой 4) отдельными людьми

А9. Гуманизация образования — это:

1) уменьшение учебной нагрузки 2) возможность получить образование в другой стране

3) внимание к индивидуальным особенностям личности 4) свободное посещение занятий

А10. К мировым религиям не относится:

1). Христианство 2)буддизм 3) иудаизм 4) ислам

All. Искусство в широком смысле слова — это:

1) высокий уровень мастерства 2) художественное отражение действительности

3) правильное отражение действительности 4) все вышеперечисленное

А12. Мировоззрение формируется под влиянием:

A. Личного опыта.

Б. Окружающей культурной среды.

B. Образования и воспитания.

Г. Психологических особенностей личности.

1) верно А и Г 2) верно А В Г 3) верно В и Г 4) верно А Б В Г

А13. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью 2) убеждением 3) талантом 4) этикетом

А14. Осознание личностью своей значимости называется:

1) честью 2) достоинством 3) уважением 4)признанием

А15. Нормы морали охраняются:

1)государством 2) обществом 3) церковью 4) политическими партиями

А16. Реклама является обязательной и неотъемлемой частью:

1) национальной культуры 2) элитарной культуры

3) массовой культуры 4) народной культуры

А17. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по ис­пользованию ультразвука для сверления и резки металлов?

1) культурно-мировоззренческую 2) производственную

3)социальную 4) нравственную

А18. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.

Б. Цель науки — теоретическое отражение действительности в форме теоретических знаний.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А19. Верны ли следующие суждения о классификации культуры?

А. Формы культуры определяют ее носители.

Б. Формы культуры определяет природно-географический фактор.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А20. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. В процессе образования человек овладевает социальным опытом, происходит его социализация.

Б. Образование непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А21. К средствам массовой информации относится:

1) литература 2) телевидение 3) театр 4) киноискусство

А22. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющи­ми профессиональной подготовки, относятся к культуре:

1) массовой 2) народной 3)экранной 4) художественной

А23. Проблему повышения социально-нравственной ответственности уче­ного в наши дни определяет:

1) борьба за авторские права 2) появление новых научных открытий

3) стремление к научной истине 4) неоднозначность последствий научных открытий

А24. Экстенсивный путь развития образования означает:

1) увеличение разнообразных типов образовательных учреждений

2) увеличение количества преподаваемых дисциплин в школе

3) интеграция учебных дисциплин

4) повышение качества преподавания

А25. Какой признак характеризует среднее образование в РФ:

1) государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке

2) преподавание на иностранных языках является обязательным

3) среднее образование является в РФ обязательным

4) учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения

А26. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.

Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздейст­вием СМИ.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А27. Верны ли следующие суждения о СМИ?

А. СМИ способствуют поддержанию преемственности развития общества. Б. Содержание информации, распространяемой СМИ, отражает запро­сы определенной аудитории.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А28. Верны ли следующие суждения о самообразовании?

А. Самообразование необходимо для заочной формы обучения.

Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индиви­дуального уровня культуры.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А29. Духовный мир человека называется:

1) микрокосм 2) макрокосм 3) космос 4) душа

АЗО. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание 2) искусство 3)наука 4) культура

Задания уровня В

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Способность человека отдавать предпочтение высоким (художествен­ным, научным, религиозным) интересам перед корыстными, матери­альными, приземленными стремлениями — это …».

В2. Вставьте пропущенное слово:

«… — это особая форма общественного сознания и практически духов­ная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей, т.е. ценностей прекрасного».

ВЗ. Вставьте пропущенное слово:

«Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на от­ношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации — это …».

В4. Закончите фразу:

«Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении — это …».

В5. Что из перечисленного ниже характерно исключительно для элитар­ной культуры?

1) Общедоступность

2) Сложность и противоречивость

3) Расчет на узкий круг знатоков

4) Анонимность

5) Выражение изысканных вкусов привилегированной части общества

В6. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

НАУКА

1. Власть в обществе

А.

Психология

2. Поведение человека, его индивидуальные особенности

Б.

Экономика

3. Производство и обмен

В.

Политология

В7. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Создание художественного образа

А. Наука

2. Выдвижение гипотез

Б. Искусство

3. Эксперимент

4. Формирование чувства прекрасного

5. Новые, достоверные знания

В8. Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной куль­туре?

1) Мюзикл

2) Кино

3) Пляски

4) Анекдоты

5) Сказки

6) Поговорки

7) Законы

В9. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?

1) Фортепианный концерт

2) Философское эссе

3) Детективный роман

4) Героическая былина

5) Эпос

6) Телевидение

7) Радиотрансляция эстрадного концерта

В10. К моральным нормам относятся

1) Уважение к другим народам

2) Верховенство закона

3) Преданность и любовь к Отечеству

4) Бережное отношение к природе

5) Талант

6) Любовь к искусству

7) Честное исполнение долга

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Перечислите основные виды (формы) искусства.

С2. Какими путями идет накопление культурных ценностей? Раскройте их содержание.

СЗ. Назовите любые три типа общеобразовательных учреждений.

С4. «Наука — сила, она раскрывает отношение вещей, их законы и взаи­модействие». (А.И. Герцен)

1) Какую функцию науки выделяет Герцен?

2) Какие функции науки знаете вы? Перечислите их.

3) Как изменилась роль науки в современном обществе?

4) Приведите два примера возрастания роли науки в обществе.

С5. «Новая религия, как новое видение мира и человека, как новое открове­ние и новое постижение, всегда зарождается в глубинах человеческой личности. И именно через такую личность, поднявшуюся над други­ми, и проникает в народные массы влияние нового учения*.

М. Светлов

1) Дайте определение религии.

2) Какие компоненты включает в себя религия?

3) Что, на ваш взгляд, вкладывает в понятие «новая религия» автор высказывания?

4) Назовите мировые религии. Перечислите основные признаки миро­вых религий (не менее трех).

Сб. Наука — один из главных источников, «питающих» мировоззрение. Прочитайте следующие высказывания и ответьте на вопросы к ним.

«Кто двигается вперед в науках; но отстает в нравственности, тот боль­ше идет наздд, чем вперед». (Аристотель)

Кто из наук решил извлечь доход, Тот и себя обманет, и народ. Унизившись, чтобы снискать чины, Свои познанья он лишит цены.

(А. Навои)

«В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоя­щая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». (А. Эйнштейн)

1)0 каких этических ценностях науки идет речь в каждом из трех вы­сказываний? Назовите их последовательно, опираясь на высказы­вания.

2) Докажите на двух примерах, что мысли Аристотеля и Навои не по­теряли актуальности в наши дни.

3) Значит ли из высказывания А. Эйнштейна, что красота и истина связаны между собой? Ответ обоснуйте.

С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

… Термин «культура» может использоваться для обозначения конкрет­ного, уникального и отличного от всех остальных культурного организ­ма. И, действительно, русская культура значительно отличается от анг­лийской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются в культурных контактах.

Однако, пожалуй, в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные уни­версалии — это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, ко­торые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются. Американский социолог Джордж Мердок в 1959 г. описал такие уни­версалии. Он отнес к ним значимость различий между людьми по воз­расту, использование нательных украшений, спорт, космологию, га­дание, танцы. Декоративное искусство, ухаживание и другие культур­ные феномены (всего им было выделено 70 универсалий). Существует два крайних подхода к рассмотрению культурных универ­салий:

1) релятивизм, в основе которого лежит принцип: «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм». …

2) этноцентризм, основанный на цринципе: «Моя культура — лучшая, а остальные — хуже»…

Касьянов В.В.

1) Что может означать термин «культура» в понимании автора? При­ведите цитату из текста.

2) Что такое «культурные универсалии»? Какие культурные универ­салии называет автор? Не противоречит ли это первому утвержде­нию автора?

3) Сформулируйте с опорой на текст главное различие в рассмотрении культурных универсалий в приведенных в тексте подходах?

4) Приведите конкретный оценочный пример одного из подходов.

С8. Выберите одно из высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. В сочинении-эссе вы должны использовать поня­тия курса обществознания, приводить конкретные примеры из обще­ственной жизни и собственного опыта. Свою позицию необходимо ар­гументировать.

1. «Тот, кто не приобрел культурных навыков, — груб». (И. Кант)

2. «Жизнь коротка — искусство вечно». (Античный афоризм)

3. «Искусство без мысли, что человек без души — труп». (В.Г. Белин­ский)

4.1. Понятие «экономическая сфера и «экономика». Ресурсы и их ограниченность

Экономическая сфера — решающая в жизни общества – регулирует вопросы производства, собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Экономическая сфера формируется исторически. Ее развитие обусловлено переменами в общественном производстве, необходимостью так стимулировать деятельность производителей, как этого требует характер и содержание труда.

Понятие «экономика» часто используется для характеристики общественного производства. Существуют разные подходы к определению содержания экономики.

Во-первых, экономика рассматривается как совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы. В ней создаются блага и услуги, без которых человеческое общество не может существовать и развиваться.

Во-вторых, с экономикой обычно ассоциируется совокупность экономических отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Эти отношения образуют экономический базис общества.

В-третьих, под экономикой понимается отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

В-четвертых, исследователи имеют в виду экономику, когда выделяют микро– и макроэкономическое производство и интерэкономику. Микроэкономика выступает как обособленное производство или предприятие. Макроэкономика предстает как национальная экономика. Интерэкономика характеризует закономерности возникновения и развития мирового хозяйства.

В-пятых, выделяют различные формы экономики: рыночную, смешанную и др.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Социальная мобильность Любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую
Социальная … Существующее в обществе структурированное неравенство между различными социальными группами по уровню их богатства, власти или престижа

Пояснение.

Социальная стратификация — существующее в обществе структурированное неравенство между различными

социальными группами по уровню их богатства, власти или престижа.

Ответ: стратификация.

2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА

ПРАВОВОЙ СТАТУС ХАРАКТЕРИСТИКА
Правоспособность Способность иметь юридические права
Способность своими действиями приобретать и осуществлять юридические права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их

Пояснение.

Дееспособность — способность своими действиями приобретать и осуществлять юридические права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их. Правоспособность возникает с момента рождения. Полная дееспособность, согласно законодательству РФ, наступает с возраста 18 лет.

Ответ: дееспособность.

3. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИПЫ ОБЩЕСТВА ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
Сельское хозяйство, экстенсивные технологии, коллективный труд
Индустриальное Массовое промышленное производство

Пояснение.

К традиционному типу общества относятся сельское хозяйство, экстенсивные технологии, коллективный труд.

Ответ: традиционное.

4. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Система формирования выборных органов через персональное представительство, избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей
Пропорциональная Система формирования выборных органов власти через партийное представительство

Пояснение.

Система формирования выборных органов через персональное представительство, избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей — мажоритарная избирательная система.

Ответ: мажоритарная.

5. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Орган государственной власти Полномочия
Утверждение указа Президента РоссийскойФедерации о введении военного положения
Государственная Дума Решение вопроса о доверии ПравительствуРоссийской Федерации

Пояснение.

Совет Федерации осуществляет утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения (102 ст. Конституции РФ).

Ответ: Совет Федерации.

6. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Пояснение.

Власть — способность навязывать свою волю независимо от желания других людей.

Ответ: власть.

7. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Орган государственной власти Полномочия
исполнение бюджета
Государственная Дума принятие федеральных законов

Пояснение.

Правительство РФ осуществляет исполнение бюджета (114 ст. Конституции РФ).

Ответ: правительство.

8. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Орган государственной власти Полномочия
… РФ Разработка и исполнение государственного бюджета
Федеральное Собрание РФ Разработка и принятие законов РФ

Пояснение.

Разработка и исполнение государственного бюджета является функцией Правительства РФ (114 ст. Конституции РФ).

Ответ: правительство.

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Орган государственной власти Полномочия
Осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации
Правительство Осуществление управления федеральной собственностью

Пояснение.

Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (86 ст. Конституции РФ).

Ответ: президент.

10. Запишите словосочетание, пропущенное в таблице.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРИМЕРЫ
Свобода выбора занятия, профессии, места жительства и пребывания и др.
Имущественные Права и обязанности по поводу супружеской собственности

Пояснение.

Свобода выбора занятия, профессии, места жительства и пребывания и др. — личные неимущественные права и обязанности.

Ответ: личные неимущественные.

11. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Социальные нормы Система запретов, ограничений, разрешений, основанных на поддержке большинства членов общества
Социальные … Общественная реакция на поведение человека или группы

Пояснение.

Социальные санкции — общественная реакция на поведение человека или группы.

Ответ: санкции.

12. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Искусство Отражение мира и человека в художественных образах
Целенаправленный процесс обучения и воспитания

Пояснение.

Образование — целенаправленный процесс обучения и воспитания.

Ответ: образование.

13. Заполните пропуск в таблице.

Орган государственной власти Полномочия
… РФ Разработка и исполнениегосударственного бюджета
Федеральное Собрание РФ Разработка и принятие законов РФ

Пояснение.

Правительство РФ, согласно 114 ст. Конституции РФ, осуществляет разработку и осуществление государственного бюджета.

14. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Орган государственной власти Полномочия
объявление амнистии
Совет Федерации утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

Пояснение.

Государственная Дума осуществляет объявление амнистии (103 ст. Конституции РФ).

Ответ: Государственная Дума.

15. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ

ФАКТОРЫ
ПРОИЗВОДСТВА
ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ
Предпринимательство
(предпринимательские
способности)
Прибыль
Рента

Пояснение.

Рента как факторный доход соответствует земле.

Ответ: земля.

16. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА
Учение Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков
Вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями

Пояснение.

Деятельность — форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Типология деятельности: игра, учение, труд, общение.

Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

Ответ: общение.

17. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ПОНЯТИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Индивид Человек как представитель биологического вида
Человек как носитель социальных качеств

Пояснение.

Человек как носитель социальных качеств — личность.

Ответ: личность.

18. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМА ДУХОВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Искусство Форма духовной деятельности, направленная на освоение и создание эстетических ценностей
Форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов

Пояснение.

Формы духовной деятельности: мораль, искусство, религия, наука, право, идеология.

Наука — форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Ответ: наука.

19. Запишите слово, пропущенное в таблице.Виды социальных норм

ВИД ХАРАКТЕРИСТИКА
Правовые нормы Формально определённые правила поведения,установленные либо санкционированные государством
Нормы______________ Правила поведения, в которых выражаются представления людей о добре и зле

Пояснение.

Нормы морали — это конкретные нравственные требования к поведению людей, в которых сформулированы в обобщенном виде представления о базовых ценностях.

Ответ: морали.

20. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ ИХ СУЩНОСТЬ
Постоянные Издержки, размер которых в краткосрочном периоде не зависит от изменения объёма производства
Издержки, которые в краткосрочном периоде возрастают с увеличением объёма производства и снижаются при его сокращении

Пояснение.

Переменные издержки — издержки, которые в краткосрочном периоде возрастают с увеличением объёма производства и снижаются при его сокращении.

Ответ: переменные.

21. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Спрос Сложившаяся на рынке в определённый период времени зависимость объёма товара определённого вида, который потребители готовы приобрести, от цен, по которым эти товары могут быть проданы производителями/продавцами
Сложившаяся на рынке в определённый период времени зависимость объёма товара определённого вида, который производители/продавцы готовы продать, от цен, по которым этот товар может быть продан

Пояснение.

Предложение — сложившаяся на рынке в определённый период времени зависимость объёма товара определённого вида, который производители/продавцы готовы продать, от цен, по которым этот товар может быть продан.

Ответ: предложение.

22. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМЫ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН ХАРАКТЕРИСТИКИ
Выборы Участие граждан в формировании органов государственной власти, местного самоуправления или наделении полномочиями должностного лица
Голосование в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного и местного значения

Пояснение.

Голосование в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного и местного значения — референдум.

Ответ: референдум.

23. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Области (сферы) духовной культуры ХАРАКТЕРИСТИКИ
Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни
Образование Целенаправленный процесс обучения и воспитания

Пояснение.

Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни — мораль.

Ответ: мораль.

24. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМАОБЩЕСТВЕННЫХПРЕОБРАЗОВАНИЙ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Революция Коренное качественное изменение всех илибольшинства сторон общественной жизни,затрагивающее основы существующего строя
Усовершенствование в какой-либо сфереобщественной жизни посредством рядапостепенных преобразований, незатрагивающих фундаментальных основ

Пояснение.

Реформа — частичные усовершенствования в какой-либо сфере жизни, не затрагивающие основ существующего строя. Постепенные сверху частичные не во всех сферах.

Ответ: реформа.

25. Запишите слово, пропущенное в таблице.Факторные доходы

ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА ФАКТОРНЫЙ ДОХОД
Земля ___________________________
Труд Заработная плата

Пояснение.

Факторный доход земли — рента.

Ответ: рента.

Задание № 20 из ОГЭ по обществознанию

Эти два понятия отражают две основные взаимообусловленные тенденции в историческом формировании и развитии наций: первая — образование наций и национальных государств, вторая — становление и развитие межнациональных связей и взаимоотношений между ними. Национальное составляет объективную основу интернационального, представляющего собой процесс обогащения национального элемента общечеловеческими ценностями материальной и духовной культуры других наций.

Соотношение национального и интернационального находится в развитии, изменении: одно переходит в другое, оба явления взаимно обогащают друг друга. Они соотносятся как особенное и общее, находятся в диалектическом единстве. Интернациональное не существует само по себе, без национального, а находится в неразрывной связи с ним, Национальное не вытесняется интернациональным, а обновляется, обогащается интернациональными ценностями. Но этот процесс косит сложный диалектический характер. Все прогрессивное с национальном, развиваясь путем взаимосбегащения, становится интернациональным, а следовательно, достоянием других наций. Становясь неотъемлемой частью жизни народа, интернациональное дает новое, прогрессивное направление и национальным процессам. Именно в их взаимопереходах, взаимопроникновении, в благоприятном взаимовлиянии проявляются изменения в сочетании двух рассматриваемых факторов.

Отмечая ведущую роль интернационального в соотношении с национальным, в то же время не следует преуменьшать значение национального. Безразличное, а тем более нигилистическое, отношение к национальному может лишь нанести ущерб общественному развитию. Национальное ошибочно считать чем-то утратившим свое значение и прогрессивную роль, а потому подлежащим изживанию, игнорированию. На самом деле, национальное — не рудимент прошлого, а реальный фактор общественного развития. Его социальная роль в современном мире сохраняется и является весьма существенной. Не учитывать национальный фактор или, тем более, проявлять национальный нигилизм значило бы подрывать сложившийся баланс двух взаимосвязанных факторов в развитии человечества.

В этот день:

Дни рождения 1909 Родилась Мария Васильевна Фехнер — советский и российский археолог, историк, сотрудник Государственного исторического музея, специалист по связям Руси со Скандинавским миром. 1929 Родился Анатолий Николаевич Кирпичников — советский и российский археолог, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Ленинградской области, создатель школы современного отечественного оружиеведения, специалист по археологии и истории Древней Руси, многолетний руководитель раскопок в Старой Ладоге.

Понятие «культура труда»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *