Нам кажется, что мы знаем об истории нашей страны достаточно много, аж еще со времен основания Руси в IX веке. Однако это не так. Не то, что бы древняя история, которая является выдумкой довольно позднего времени, а даже история пятисотлетней давности нам совсем неизвестна. Многочисленные факты противоречат той картине прошлого, которую нам навязывают со школьных учебников. Взять хотя бы факты наличия в нашей культуре традиционно восточных, нерусских и даже — боже упаси — исламских элементов, особенно там, где их быть никак не может. Это — совсем другая история, другая Русь.
Полумесяцы на куполах православных храмов
На многих православных церквях на куполах помещен не просто крест, а крест с полумесяцем. Кажется странным, что символ другой веры венчает верх христианских храмов. Какие же объяснения этому даются?
Оказывается, что интерпретаций полумесяцу, помещенному под крестом много. Наиболее распространенные из них заключаются в том, что полумесяц это:
— купель, в которой крестилась Церковь;
— люлька Вифлеемская, в которой находился младенец Христос;
— чаша Евхаристическая, в которой находится тело Христово;
— чаша Грааля, в которую стекала кровь распятого Христа;
— церковный корабль, ведомый кормщиком Христом;
— образуемый вместе с крестом якорь, удерживающий корабль-храм в Царстве Небесном;
— якорь надежды, крестный дар Христа;
— древний змий, враг Божий, попираемый Крестом и ногами Христа;
— время, над которым возвышается Крест – символ вечности;
— поверженный ислам, память военной победы христиан над мусульманами.
Что мы здесь видим? Во-первых, то, что однозначного ответа, чем же является полумесяц под крестом, нет. Во-вторых, они неправдоподобны. Очевидно, что все эти люльки и купели вместе с якорями являются поэтическим отображением самого факта, красивой лирикой, воспевающей Божественное. Жизнь всегда проще, и появление стойкой символики всегда более прозаично.
Что же касается остального, то не может полумесяц изображать ни попираемых христианством врагов, ни, тем более, собственно сам полумесяц – символ ислама. Считается, что он якобы появился на православных куполах после покорения Иваном Грозным Казани. Однако невозможно представить, чтобы главные символы врага возносили на самый верх, пусть даже и с такой интерпретацией. Могла ли оказаться, например, фашистская свастика среди государственных символов Советского Союза, пускай и расположенная под звездой? Конечно же, нет! Даже изображение, не имеющее отношение к этой свастике и лишь отдаленно напоминающее ее, третируется властями, так как вызывает ассоциации с фашизмом.
В-третьих, большая часть вышеприведенных объяснений православного полумесяца дается самой Православной Церковью. И само их количество говорит о том, что ей, кому этот вопрос должен быть понятен лучше, чем кому-либо, ничего, на самом деле, неизвестно. Так откуда же взялся полумесяц?
Полумесяц на вершине главного христианского собора страны – храма Христа Спасителя в Москве.
Заметим, что речь идет только о православных храмах. На католических и протестантских церквях полумесяц ни в каком виде не помещается (поэтому все эти люльки явно надуманы). И это многое объясняет.

Хорошо известно, что православие по ряду своих аспектов ближе к мусульманству, чем к остальному христианству. Об этом даже свидетельствует сходство названий – православие и правоверие, — свойственное только этим религиям. Еще больше эта близость заметна у староверов, то есть древнее православие имело много общих черт с исламом. Это может говорить о том, что раньше, причем не так давно, это была единая религия. Возможно, что ее главным символом был полумесяц со звездой или солнцем. Позже, при расколе, религиозная символика претерпела изменения: у мусульман остался полумесяц, а у православных полумесяц с крестом. Ведь известно, что крест является также и упрощенным символом солнца.
Нечто похожее мы можем встретить в исторических источниках. В них упоминается, что полумесяц являлся символом, принятым в христианском Константинополе. Турки, захватив его в XV веке, переняли у византийцев этот знак, якобы добавив к нему звезду. Другие источники говорят, что полумесяц со звездой уже был символом древнего Византия. Ясно, что здесь какая-то хронологическая путаница, но, при этом, понятно, что полумесяц не является сугубо мусульманским знаком, а изначально существовал в Константинополе.
Но могли ли мусульмане-турки, победив в войне христиан-греков, перенять у них знак полумесяца? Вряд ли победители не имели собственной религиозной символики, да к тому же не придумали ничего лучше, как взять ее у побежденных. Скорее всего, мусульмане и православные не сильно тогда отличались и имели общий религиозный символ, включающий в себя изображение полумесяца. Эта форма правоверного христианства вместе с полумесяцем была тогда и на Руси.
Гербы ряда городов Российской империи включали в себя не только полумесяц, но и полумесяц с крестом, к тому же расположенных точно так же, как и на куполах церквей. Из чего понятно, что крест, охваченный снизу полумесяцем, представлял собой цельный и распространенный символ. Многие гербы остались таковыми и поныне.
Примеры гербов, содержащих изображение креста и полумесяца. Слева направо: герб Конотопа, герб Белозерска и герб Зенькова.
Продолжение следует…
Метки: история, религия

История полумесяца

Полумесяц, которой было принято называть также цатой, изначально считался государственным символом Византии, он символизировал власть.

После завоевания турками Константинополя и переименования его в Стамбул он стал знаком Османской империи. В Древней Руси полумесяц также считался символом власти, его было принято помещать на изображения князей.

Цату часто помещали на иконы в качестве дополнительного украшения. Полумесяц встречается на иконах Троицы и Богородицы, Николая Чудотворца.

Широкое распространение на Руси цата обретает в 17 в., ее было принято изображать в виде перевернутого кокошника. Кресты с полумесяцами часто устанавливались на церкви, которые постоянно посещали правители, князья. Символ венчает многие Кремлевские соборы, а также недавно возведенные в древнерусском стиле храмы.

Различия крестов в христианских конфессиях

Вариаций крестов в христианстве существует великое множество. Сие неудивительно, поскольку это одна из самых многочисленных конфессий − к ней себя относят около 2,5 миллиарда людей во всем мире. Мы уже выяснили, что означает полумесяц на кресте православного храма, но это не единственная его форма.

Принято считать, что в протестантизме и католицизме крест всегда имеет 4 конца. А у православного или ортодоксального крестов их больше. Это не всегда точное утверждение, поскольку даже Крест папского служения выглядит иначе, нежели 4-конечный.

На наших монастырях и церквях устанавливают крест святого Лазаря, а он 8-конечный. Также подчеркивает твердую веру полумесяц на православном кресте. Что значит косая перекладина под горизонтальной? На эту тему есть отдельное библейское предание. Как мы видим, христианские символы не всегда можно понимать буквально, для этого стоит более глубоко вникнуть в историю мировой религии.

Различие крестов в православной вере

Разновидностей крестов в христианстве довольно много.

Общепринятым считается отличие католического и православного крестов, первый из которых имеет четырехконечное изображение, у второго чаще их восемь.

Среди основных отличий православного креста можно выделить такие:

  • 3 поперечные линии;
  • концы креста оформлены в полукруг;
  • наличие полумесяца вместо самой нижней линии;
  • ноги Христа распяты 2 гвоздями.

Ложные трактовки

В поисках ответа на вопрос о том, почему на православном кресте полумесяц находится внизу, люди нередко связывают этот знак с мусульманством. Якобы христианская религия таким образом демонстрирует свое возвышение над мусульманским миром, попрание полумесяца крестом. Это в корне неверное убеждение. Полумесяц стал символизировать исламское вероисповедание только в XV веке, а первое зафиксированное изображение христианского креста с полумесяцем относится к памятникам VI века. Этот знак был найден на стене знаменитого синайского монастыря имени Святой Екатерины. Гордыня, угнетение другой веры противоречит главным принципам христианства.

Единство веры

Существуют версии, что полумесяц показывает связь между христианством и исламом, либо между христианством и язычеством, так как этот символ существовал как в той, так и в другой религии. Также имеет место быть версия о том, что крест с полумесяцем показывают, что существовала эпоха, когда ислам и православие были единой религией. И форма креста с полумесяцем символизирует эту эпоху. При современном разобщении двух религий – христианской и мусульманской, этот символ заставляет сожалеть о том, что единоверие было потеряно.

Ложные толкования

При поисках ответов на вопрос о значении полумесяца встречается мнение о связи с мусульманской религией. Христианство транслирует в мир свое превосходство над исламом, попирает его символ своим. Это мнение не соответствует истине. Полумесяц стал символом ислама только в 15 веке, а сочетание этого символа с крестом встречается на памятниках 6 века.

В данном случае обязательно следует учитывать, что угнетение другого вероисповедания вступает в противоречие с основными постулатами христианской религии.

Звезда и полумесяц

Эти символы были заимствованы мусульманами из Древней Византии, чего они не отрицают. Эти знаки имеют древнюю историю, насчитывающую не одно тысячелетие. В соответствии с некоторыми источниками эти символы широко использовались в языческих культах, существовавших в разных регионах России.

В раннем исламе также применялись самые разные символы, позднее они были вытеснены единственным. Сегодня существует большое количество храмов, святынь, украшенных звездой и полумесяцем. В сознании мусульман они тесно связаны с исламом.

Отличия крестов в христианстве

В христианской религии существует большое количество вариантов крестов, что связано с многочисленностью конфессий. Христианство исповедует 2,5 млрд человек в мине. Протестанты и католики устанавливают четырехконечный крест, в православии он может быть также и восьмиконечным.

На православных храмах часто храмах устанавливаются четырхконечные кресты с косой перекладиной, что также имеет объяснение в библейских преданиях.

Выводы:

  1. На многих церквях, храмах можно увидеть полумесяц (цану), размещенный в основании креста.
  2. В Византии полумесяц считался символом власти, в Древней Руси он обладал аналогичным значением, его было принято устанавливать в основании креста на куполе, изображать на иконах.
  3. В соответствии с другими толкованиями полумесяц символизирует победу света над тьмой, дня над ночью и т. д.

Полумесяц

История христианства насчитывает более двух тысячелетий, за этот период символика воспринимается прихожанами безусловно, многие не обращают внимание на определенные нюансы.

Некоторые задаются вопросом, что означает полумесяц в христианстве, ведь он считается один из символов мусульманства. Получить правильный ответ поможет рассмотрение нескольких версий.

Это интересно: Святые покровители семьи и брака

Что означает полумесяц на православном кресте

Полумесяц − символ сложный и неоднозначный. Многовековая история христианства наложила на него множество отпечатков и легенд. Так что означает полумесяц на православном кресте в современном понимании? Традиционная трактовка заключается в том, что это не полумесяц, а якорь − знак твердой веры.

Свидетельство этому утверждению можно найти в библейском Послании к Евреям (Евр 6:19). Здесь христианская надежда названа безопасным и крепким якорем в этом бушующем мире.

Но во времена Византии полумесяц, так называемая цата, стал символом царской власти. С тех пор храмовые купола стали украшать крестами с цатой у основания, чтобы напомнить людям о том, что Царь Царей владеет этим домом. Иногда этим знаком украшали и иконы святых − Пресвятой Богородицы, Троицы, Николая и других.

Полумесяц или лодка: версии происхождения знака

Существует несколько версий, что именно символизирует полумесяц на православном кресте. Среди них выделим следующие:

  1. Этот знак − вовсе не полумесяц. Существует еще один древний символ, который визуально похож на него. Крест как символ христианства был утвержден не сразу. Константин Великий утвердил христианство как главную религию Византии, а для этого потребовался новый узнаваемый символ. А первые три века могилы христиан украшали другие знаки − рыба (по-гречески «ихтис» − монограмма «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»), оливковая ветвь или якорь.
  2. Якорь в христианской религии также имеет особое значение. Под этим знаком понимают надежду и незыблемость веры.
  3. Также Вифлеемские ясли напоминают собой полумесяц. Именно в них нашли Христа младенцем. Крест при этом опирается на рождение Христа и произрастает из его колыбели.
  4. Евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христа, может подразумеваться под этим знаком.
  5. Это и символ корабля, ведомого Христом Спасителем. Крест в этом смысле − парус. Церковь под этим парусом плывет к спасению в Царстве Божьем.

Все эти версии в какой-то мере соответствуют истине. Каждое поколение вкладывало собственный смысл в этот знак, столь важный для верующих христиан.

Исторически Лунницы – металлические украшения из бронзы или серебра (реже золота) в виде полумесяца. Эти обереги отражают почитание луны, связанное с культом плодородия. В связи с универсальностью, украшения этого типа были распространены и в др. Египте, и у большинства земледельческих народов Европы и Азии.
Оберег (он же амулет), по замыслу изготовителя, обладает способностью оберегать его владельца от разных бедствий, в частности, от происков недоброжелательных духов. Лунница испокон веков является оберегом женского здоровья. Считается, что она предотвращает развитие различных заболеваний, способствует легкому течению беременности, уменьшает боль при родовых схватках. В X — XII вв., наряду с другими амулетами, оберегами и талисманами, на Руси были широко распространены в качестве женского оберега лунницы.

Носились они как элемент ожерелья, серьги, нагрудные подвески, элементы головного убора,а также крепились к поясу. Просуществовали вплоть до XIII века; в течение периода монголо-татарского ига эта традиция была утрачена, в то же время усиление христианства могло способствовать забвению языческого наследия.
Украшения в виде лунницы сохраняются и по сей день в составе национального костюма у некоторых народов Индии.

«лунница», Музей Древней Цивилизации АФН, Россия, Москва, 2007.
Эта «Лунница» датирована 8-ым – 11-ым вв., изготовлена литьём из меди. Найдена в Новгородской области России. Аналогичные «лунницы» распространены по Руси повсеместно

Лунница и её аналоги: слева сверху – «лунница» радимичей; слева снизу – «лунница» из Владимирских курганов, 10 – 12 вв. (по М.В. Седовой); справа сверху – «лунница» 10 – 13 вв.; справа снизу – копия «лунниц» радимичей, г. Воротынск и вятичей, р. Высса.
Изображение имеет три реперные символические точки:
Малый треугольник слева (1) – устоявшийся символ молодого месяца. Молодой месяц именно так и выглядит (выгнутостью вправо). К слову, на карте «Таро» «Колесница», как известно, несущих определённый символизм, пара месяцев расположена на плечах воина именно таким образом – на левом (от зрителя) плече молодой месяц, на правом – старый.
Соответственно, правый малый треугольник символизирует старый месяц (2). Астрономический знак спутника Земли Луны изображается именно так.
В центре композиции находится треугольник, расположенный вершиной вниз. Это также устоявшийся символ славянской богини Мары (женский символ) (3)
Исходя из описания, мы можем с твёрдостью констатировать — перед нами изображение астрономического цикла развития видимого диска Луны – от молодого Месяца до полной Луны и, далее, до старого Месяца.
Рассматривая полосы поднятия рельефа и его понижения как риски, сообщающие о чередовании неких событий, детализирующих указанное выше развитие Луны, мы обнаруживаем полное совпадение количества светлых и высоких рисок с количеством дней в астрономическом месяце.
Как известно, лунный месяц имеет 28 дней.

Считаем количество выступающих рисок в одной половине «лунницы» (от центра): 1 – луч малого угла, расположенного на оси симметрии; 2 – луч большого угла, расположенного там же; 3, 4, 5 – три наклонные полосы; 6, 7 – два луча молодого Месяца.
Между этими семью рисками находятся 7 рисок, образованных зоной понижения рельефа.
В сумме обе семёрки рисок дают нам 14 дней.
Таким образом, в обеих половинках «Лунницы» содержится рисок числом, соответствующим 28-и дням. Что составляет календарный лунный месяц.
Из книги Б. А. Рыбакова «Язычество Древней Руси», Часть третья «Двоеверие — 11-13 века», глава «Народные обереги»:
«Самой интересной для нас частью женских украшений являются специальные амулеты-обереги, включавшиеся в ожерелье или подвешивавшиеся особо (в области сердца или в «калите» y пояса). Обереги были как в виде отдельных подвесок, так и целыми наборами. Магическое и апотропеическое значение этих украшений не вызывает сомнений:
Лунницы (полумесяц, обращенный рогами вниз) зачастую рассматриваются как девичье украшение:
Возможно, что лунницы (сохраняя заклинательное обращение к ночному светилу(!)) изображали вместе с тем небосвод с его двумя небесами, нависающий над землей, которая представлена или в виде крестообразно расположенных пяти квадратиков или в виде креста.

На лунницах мы видим и три позиции солнца, и косые линии дождя, и зигзаговые или капельно-точечные линии, свидетельствующие о стремлении изобразить два слоя небесной воды: верхний слой — «хляби небесные» и нижний слой — «прапруда» — дождь, изливаемый на землю. Синтез трех элементов мифа дают подвески-кольца, у которых внутри кольца-солнца помещена лунница-небосвод, а под лунницей четкие, крестообразно расположенные квадратики земли.
Кроме небесных символов, на подвесках есть такие элементы, которые позволяют считать их символами земли. Таковы косые решетки, которые дают в центре архаичный узор из четырех косо поставленных квадратов.
Лунница — исключительно женский оберег, так как луна всегда считалась женской планетой. Лунница оберегала от ночных духов и нави, просыпающихся при свете луны. Их изготавливали, как правило, из серебра или другого серебристого металла, символизирующего луну. В XII-XIII вв., особенно на вятической земле, были распространены круглые прорезные подвески, в центре которых помещены изображения лунницы и креста. Такие подвески представляют собой единый солярно-лунарный символ. В языческих представлениях солнце и луна являются космической брачной парой и покровителями супружества. Солнце и луна благоприятствовали жизни, здоровью и благополучию человека — отсюда охранительное значение их символов на амулетах.
Наша подвеска повторяет привески на вятичском ожерелье XI в., хранящемся в ГИМ.»

Эта круглая прорезная привеска-лунница также объединяет в себе солярную и лунарную символику. Между рогов лунного серпа находится один из вариантов символа засеянного поля — знака плодородия и материнства, что еще более усиливает этот оберег, как универсальную защиту женщины в любом аспекте ее жизни. Узор на этой луннице отражает космогонические представления славян, связанные с земледельческой магией. Тут символически изображен небесный свод с солнцем посередине, земля и струи благотворного дождя, обозначенные косыми рядами мелкой зерни. Дождь есть акт бракосочетания земли и неба, в результате которого мать-земля родит всевозможные плоды и злаки.


>>.Иной ракурс.<<
Из материалов Общества «Белые традиции»:
<…..> «В. П. Даркевич, исходя из того, что в русском фольклоре «месяц» (луна) является мужским началом, считает возможным дать такое толкование разряду подвесок-лунниц с крестом: «Композиция из луны с крестом могла обозначать неразрывность, единство мужского (месяц) и женского (солнце) начал, быть символом супружества».

Неизвестно, представляется ли возможным восстановить то прежнее понимание предками лунницы, каким оно было на Руси, насколько вообще существующие официальные исторические работы правильно трактуют эту символику, ведь она связана конкретно с лунными, а значит темными богами.
Луна, месяц – мужское божество у германцев, балтов, вообще индоевропейцев, значит и русских. Мани (луна, месяц) у скандинавов имел два аспекта, две ипостаси, как и солнце. Священный духовный свет почитался особенно, поэтому у воды поклонялись луне, т.к. от воды отраженный солнечный свет отражался еще раз. Велес и Мара связаны с ночью, луной и смертью, потусторонним миром, обителями мертвых, водными пространствами, скрытой и первородной, особенной жизненной силой.
В русских и украинских стихах хозяин дома уподобляется месяцу, жена его солнцу, правда бывает и наоборот. Конечно, в русском язычестве наиболее вошло в обиход, что солнце – непременно мужской аспект, луна – женский, но другие ветви европейской традиции не дадут нам заблуждаться, потому что все-таки наши боги имеют андрогинную природу, а значит, верны различные суждения. Правда, все-таки есть разница в символическом отображении этих аспектов, но которой, по всей видимости, можно также придавать различные значения и подвергать различным трактовкам, арийское знание универсально. Так, например, открытая вверх дуга лунного серпа может означать не мужское, а опять же женское начало, чашу, собирающую и хранящую, Грааль, тогда опущенная вниз она будет чашей, дарящей и проливающейся, питающей. Данная работа посвящена лишь иному из многих пониманий (имеется в виду материал, подготовленный Общиной «Белые традиции»).
Лунница, которая рогами вниз, выражает женский аспект, являет собой темных, лунных, подземных, земных, водных богинь. Она более выражает пассивное начало, а визуально походит на врата, пещеру, ограниченный свод указывает на спуск, погружение. Окно, отверстие, скрытый выход. Куда? В пространства как их описывает Герман Вирт – к Белой Женщине (Белой Богине у кельтов — Арианрод), Великой Матери, Черной Матери, где скрыты безграничные космические потенции, священные знания рун, любви, преобразования и бессмертия. Она убивает своим серпом, но и воскрешает своей любовью. Символика лунницы хранит в себе не только обережью суть, но и мистерию смерти, поэтому Морану предки всегда изображали с серпом в руки, как устрашительницу Яви, воительницу Нави: «Подсече ему (Мара, Смерть) ноги косою, и взем серп — и захвати его за шею, и взем малый оскордец — и нача отсекать нозе и руце и вся составы его, и расслабеша жилы его». В чем мы видим забытую и уже не понимаемую предками гиперборейскую науку, где главной целью было достижение освобождения от животного, материального начала, бессмертия и тотального преображения. Знание было усечено Серпом Мораны.

Мужской аспекте — полумесяцем рогами вверх. Символ этот принадлежит по праву, как Яриле, так и Велесу, вообще не только подземным, но даже космическим божествам, ибо Велес ассоциируем с Млечным Путем. Они не являются собственно солнечными божествами, но, как и Митра, света вообще, так и сокрытого. Очевиден космотеистический их аспект, ибо Митра всегда изображаем на фоне многих космических светил. Визуально в символе отображено, что была достигнута самая низшая точка бессознательного, ночи и смерти, что отсюда уже начинается подъем, рождение, воскрешение новой личности. Это мужской, активный, воинственный принцип. Многие древние индоевропейские божества рогаты: Велес, Цернунн, Пан. Квинтэссенция этого образа плотно впечаталась в христианское сознание атмосферой непознанного, гибельного ужаса, стоит вспомнить хотя бы набеги викингов на христианский мир. И все равно тевтонские рыцари впоследствии водрузили на свои шлемы символ древнего Рогатого Бога, ибо архетип героя, воина, желания сражаться и побеждать был жив.<….> «
При подготовке использованы материалы:
©www.pewter.ru
©http://www.white-society.org
©http://www.dazzle.ru
Для любознательных: Статья про трёхрогие лунницы http://kronk.narod.ru/library/kargopolz ev-bazhan-1993.htm
Работы мастера Йоана (Москва. Наше время — http://www.silverwolf.ru/)
Славяне, 10 век, место находки Гнездово

И вместо постскриптума (с pewter.ru):
П
Эта трехрогая лунница изготовлена по мотивам находки в Лаа-на-Тае, Нижняя Австрия. Она относится к инвентарю из погребения знатного ругия и датируется первой половиной/серединой V в. Воины из племени ругиев по поручению Рима обеспечивали безопасность романского населения на территории от восточной части провинции Noricum ripense до границы с Паннонией, получая за это достаточно высокую оплату.
Оригинальная лунница изготовлена из золота и украшена вставками из альмандина. Представляет собой подвеску в форме лунницы с петелькой на верхнем крае и с треугольным выступом в центральной части выреза, обрамленную рифленой проволокой, украшенную группами зерни и тремя вставками из альмандина – одной миндалевидной и двумя круглыми. В настоящее время хранится в ГМИИ г. Москвы.

Полумесяц на православном кресте — значение символа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *