Определение 1

Сиротство — это отрицательное общественное явление, которое проявляется в образе жизни детей, утративших по какой-либо причине присмотр родителей.

Выделяют несколько типов сирот:

  • Дети, не достигшие совершеннолетнего возраста, чьи родители умерли
  • Дети тех родителей, которые лишены родительских прав
  • Дети тех родителей, которые отказались от родительских прав
  • Дети, которые почти всю свою жизнь проводят в интернате, а родители не участвуют в их воспитании
  • Дети, которые живут с такими родителями, которым нет дела до ребенка

Причины сиротства

К причинам сиротства можно отнести:

  • Ухудшение материального положения
  • Межнациональные и другие конфликты
  • Урбанизация
  • Кризис в сфере образования
  • Кризис в сфере воспитания

Данные причины можно наблюдать во многих странах. К тому же, все они очень плохо влияют на сложившиеся семьи и разрушают их. Стоит отметить, что снижается уровень и частота рождаемости, а количество неполноценных семей возрастает. Именно по этой причине появляются дети, у которых нет постоянного места жительства, дети-изгои, а также беженцы. Дети, потерявшие своих родителей, существуют в таком мире, где в отношениях между личностями каждая из них играет не одну, а множество разных ролей.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психологические особенности детей-сирот 470 руб.
  • Реферат Психологические особенности детей-сирот 260 руб.
  • Контрольная работа Психологические особенности детей-сирот 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Неблагоприятными факторами, которые ведут к разрушению семей, являются материальные трудности родителей, бытовые проблемы, безработица, неправильные отношения, безразличие и многие другие.

Из отрицательных факторов сиротства можно выделить рост числа неполных семей. Не менее важной причиной представляется преждевременная смертность, которая связана с неестественными причинами. Стоит отметить, что данный вид смертности в последнее время прогрессирует.

Психологические особенности детей-сирот

У детей, которые потеряли своих родителей по какой-либо причине, характерна социальная депривация. Также, стоит отметить, что такие дети часто бывают отсталыми в психическом развитии, заторможенными, эмоционально неустойчивыми, склонными к патологическим фантазиям.

У детей-сирот часто возникают различные отклонения и нарушения в интеллектуальной сфере. Они не способны нормально учиться и усваивать ту информацию, которую дает им учитель. Часто они просто бывают рассеянными и задумчивыми, что мешает им принимать и обрабатывать важные общеобразовательные сведения. Исключением здесь могут быть только те области, которые на самом деле интересны ребенку. Дети-сироты нерегулярно, а иногда и вообще не посещают школу. Стоит отметить, что у большинства таких детей родители сами имели низкий уровень интеллекта. Детей-сирот никто не мотивирует к процессу познания и успешной учебной деятельности. В результате такие дети очень сильно отстают от своих сверстников, которые живут в нормальных и полноценных семьях.

Когда связь ребенка и его родителей разрывается, могут начать формироваться психические расстройства. Эти расстройства выражены сильнее, если ребенок очень рано потерял своих родителей. В раннем детском возрасте такой разрыв приводит к появлению нарушений в развитии. Может появиться отставание в общем развитии, речевом развитии, а также недостаточное развитие мимики. Через некоторое время у таких детей наблюдаются нарушения в эмоциональном плане. Дети не могут правильно и полностью выражать свои чувства. Они боятся, их постоянно что-то тревожит. У детей-сирот могут быть проблемы при общении с окружающими. Одни боятся заговорить со своими знакомыми или просто завести друзей, а другие страдают от недостатка чувства дистанции при общении.

Тип личности, который формируется в результате отдаления матери, называют безэмоциональным. Такие дети не проявляют свои эмоции, все держат в себе и накапливают негативные эмоции и мысли. Данный тип детей не умеет налаживать отношения со сверстниками и взрослыми людьми. В результате это приводит к чувству неполноценности, страхам, фобиям, депрессии и низкой самооценке. Такие дети думают, что весь мир настроен против них.

Все проблемы психологического характера у детей-сирот зависят от недостатка родительской ласки, любви, доверия. Данный фактор оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка. Он может стать главной причиной уязвимости ребенка, его эмоциональной холодности и недоверия ко всем окружающим.

У детей, которые воспитываются в детском доме, можно наблюдать противоположные психологические проблемы. Ведь сначала они жили в теплых и доверительных отношениях с родителями, а потом оказались без родителей в чужом для них месте. Такие дети могут страдать от частных невротических срывов.

У детей-сирот можно наблюдать такие психологические особенности, которые связаны с неудовлетворенностью в межличностных отношениях. Причем эта неудовлетворенность может быть как на ранних, так и на поздних этапах развития личности. У детей, которым не хватало родительского тепла и заботы, можно заметить невротические расстройства, проблемы в коммуникации, учебе и другой деятельности.

Дети, которые воспитывались без родителей с самого рождения, отличаются своими глубокими личностными нарушениями и различного рода нарушениями. Когда у ребенка часто меняются люди, которые о нем заботятся, он к ним сильно привязывается, а в дальнейшем чувствует незаинтересованность в отношениях с социумом. Ведь образ взрослого у таких детей не может быть хорошим. Ребенок просто перестает доверять этим людям, а затем и всему окружающему миру.

Разрушение отношений между ребенком и матерью приводит к эмоциональным расстройствам, неврозам, депрессиям, гневу, неприязни. Когда происходит нарушение отношений между мамой и ребенком, у детей формируется склонность к частым агрессивным срывам, импульсивности при общении, непостоянству в связях с противоположным полом и друзьями. Дети-сироты очень часто страдают всю свою жизнь. Они не могут завести себе друзей, нормальную семью. Очень трудно им найти нормальную работу, которая будет приносить постоянный доход. Также они часто бывают очень одинокими.

5 главных особенностей детей-сирот

Ребенок вообще не выполняет самые элементарные просьбы и указания родителей, и, естественно, это ужасно раздражает взрослых. Они чувствуют свою беспомощность, когда не могут сподвигнуть ребенка к самым простым вещам — вымыть руки, почистить зубы, пойти завтракать.

Почему?

Объясняется это тем, что у ребенка нет нормальной модели отношений, когда родитель главный, он защищает ребенка, заботится о нем, дает еду, тепло, одежду. В своей кровной семье ребенок имел другую модель, другую систему координат — от взрослых исходила не забота, а опасность (например, мальчика или девочку могли продать за дозу, и у нас есть такой подопечный), ребенок привык сам отвечать за себя и сейчас просто не понимает, почему нужно слушаться. Здесь нужна специальная работа.

История:

В приемную семью Маша попала в три года. Ей было 14 лет, когда ее мама обратилась в фонд за помощью. Девочка перестала быть управляемой — прогуливала школу, постоянно угрожала побегами, говорила о суициде. Родители подумали, что это подростковый кризис, а психологи, пообщавшись с Машей, выяснили: она очень болезненно воспринимает отсутствие знаний о кровной семье, без этой информации считает себя неполноценной и обвиняет приемную маму. «Раз она ничего не делает, чтобы найти моих родных, значит, недостаточно любит», — сказала она специалистам.

А дальше была детективная история поиска семьи. Оказалось, что когда Анна и Олег забирали Машу из детдома, им сказали, что ее родная мама погибла и кровных родственников нет. Помог случай: специалист перечитывал личное дело девочки и нашел название деревни, откуда родом мама. Он позвонил в сельскую школу, и так мы вышли на семью, а дальше случилось совсем непредвиденное: мама была жива.

Ребенок был внебрачным, мама собралась отказываться от него, и врач предложил: «Хочешь, я скажу родственникам, что ребенок погиб при родах?» И он сказал, мама написала отказ, а родственники думали, что ребенок погиб, и все эти годы молились об упокоении младенца.

Мы организовали и модерировали знакомство девочки с кровной семьей, но Маша осталась в приемной, это был ее выбор. Сейчас она нормально общается и с кровной мамой, и с приемной. И внутренний дискомфорт исчез.

Конечно, причины такого дискомфорта и постоянной тревоги ребенок сам обычно не может распознать (особенно если он еще маленький), как и объяснить свое поведение. Тут может помочь только профессиональный психолог.

Немотивированная агрессия к окружающим

Ребенок без повода проявляет агрессию к родителям, братьям и сестрам, животным, воспитателям, учителям, одноклассникам — ко всем, с кем он контактирует. Обычно это очень пугает, и, естественно, у людей возникают мысли о неадекватности ребенка.

Почему?

Как правило, агрессия — это привычная защитная реакция ребенка на внешние воздействия. Он защищался так от взрослых, потому что у него есть опыт выживания в агрессивной среде. Когда ребенок сильно травмирован (было или жестокое сексуальное насилие, или истязание, то есть его не просто не кормили или заставляли попрошайничать), тогда агрессия — это выплеск боли и страха.

История:

В фонд обратилась женщина в состоянии нервного срыва. Полгода назад семья Семеновых взяла из приюта 6-летнего Лешу, и в их жизни «начался ад». По словам приемной мамы Евгении, мальчик оказался «настоящим чудовищем». Избивал ребят в детском саду, нападал на кровных детей — 8-летнюю дочь и 7-летнего сына, дрался с мамой. А взрослым мужчинам — папе и дедушке — он предлагал… заняться с ним сексом.

С Лешей стали общаться психологи и восстановили его прошлое. Оказалось, его кровные родители — наркоманы, избивали сына, держали в голоде, продавали за дозу наркотиков. Полицейские подобрали истощенного мальчика на улице и передали в приют.

Конечно, семья не была готова, что ребенок окажется таким травматиком, что в его прошлом — жесткое сексуальное насилие. Это вообще очень сложно понять сразу. Из-за «заморозки» даже сотрудники детских домов не всегда могут видеть травмы ребенка.

С Лешей больше года работали специалисты, стало полегче, но потом произошел серьезный откат. Тогда родители опустили руки, поняли, что не справятся, и решили отказаться. И специалисты центра начали подыскивать другую семью, которая будет готова взять такого травмированного и неадекватного ребенка, нам было важно не отдавать его обратно в детдом. И такая семья нашлась. Но в момент, когда Лешу стали готовить к другой семье, у него что-то переключилось. Впервые за практически два года семейной жизни он сказал маме: «Не отдавай меня никому, я тебя люблю и хочу быть с тобой». И Семеновы решили его оставить.

Мальчик стал спокойнее, у него появилась привязанность и доверие к родителям. Специалисты считают, что работать с такой травмой надо еще долго, но есть шанс на практически полную реабилитацию.

Причины трудного поведения

У любого трудного поведения приемного ребенка всегда есть какие-то причины. Мудрый родитель осознаёт, что поведение не скорректировать, пытаясь воздействовать только на внешние проявления — необходимо знать, чем они вызваны и работать именно с причинами. Однако зачастую бывает так, что, когда проблема проявляется, это говорит о том, что она возникла не вчера и к моменту, когда родители забили тревогу, ситуация уже запущена.

Безусловно, гораздо проще справляться с трудным поведением сына или дочери, проявляя внимание и не доводя ситуацию до состояния тяжелой проблемы. Для этого важно уметь вовремя заметить первые признаки будущего трудного поведения и правильно «расшифровать» их. Ведь одни проявления могут указывать на риск появления проблем в будущем, а другие — лишь выявляют естественные черты личности ребенка, которые могут быть дискомфортны родителям не по причине их возможной пагубности, а лишь потому, что непривычны.

Поэтому при столкновении с «трудными» проявлениями первым делом важно задать себе вопрос: какой вред несет данное проявление и кому? «Трудное» ли это проявление или является лишь закономерной реакцией ребенка на ситуацию или поведение других людей?

Всегда важно учитывать, что поведенческие особенности могут быть обусловлены самыми разными причинами:

  • ребенок может вести себя нежелательным образом в ответ на травмирующее обстоятельство или дискомфорт в отношениях с кем-либо;
  • сами взрослые могут быть не в том состоянии, которое позволяет правильно оценить реакции ребенка (быть уставшими, раздраженными, оказавшимися под влиянием неких обстоятельств и т. д.), в результате чего поведение сына или дочери трактуется попросту неверно;
  • может иметь место болезнь или отклонение в развитии ребенка, из-за чего и поведенческие особенности не соответствуют «нормальным».

Важно! Только правильно установив причину поведения, можно эффективно выстроить тактику реакции на него и коррекции нежелательных реакций на окружающий мир и людей.

Что должен уметь родитель

Не секрет, что приемными родителями дано стать далеко не всем, и именно в этом главная причина сложностей процедуры усыновления. Будущие мать и отец должны не только иметь материальную возможность принять в дом нового маленького члена семьи, но и обладать необходимыми знаниями, человеческими качествами и коммуникативными навыками. В числе главнейших умений можно выделить следующие:

  1. Понимание важности проговаривать с ребенком ситуацию и чувства, пережитые в ней. Нужно помнить, что до попадания в эту семью ребенок в любом случае пережил тяжелую душевную травму, которая оставила свой след в его эмоциональной сфере. Только разговаривая о произошедшим, можно сделать свои чувства понятными для ребенка, а его чувства — понятными не только для себя, но и для него самого. Благодаря этому у него со временем сформируется способность правильно понимать происходящее рядом с ним и адекватно реагировать.
  2. Умение анализировать поведение ребенка и свое собственное. Независимо от того, имеет ли поступок человека (взрослого или маленького) сознательную цель или мотив не осознавался — причины есть всегда. Агрессия — ответ на чувство опасности и бессознательное стремление «самому стать опасным» и избавиться от этого чувства, замкнутость — на неверие в понимание со стороны тех, кто рядом. Но у приемных детей нередко проявления их страхов выглядят не так явно и очевидно и для их распознавания требуется приложить усилия. Не меньших усилий порой требуют даже попытки правильно интерпретировать собственные мотивы. Но предпринимать такие усилия — значит уже двигаться в нужном направлении в налаживании контакта.
  3. Умение с уважением относиться к личным границам и следовать «правилам игры». Неверно думать, что уважения заслуживает только взрослый или что его «надо заслужить». С таким подходом отношения с ребенком наладить невозможно, а разладить — запросто! Поэтому учить уважению можно только одним путем — относясь с уважением и показывая на своем примере, как себя следует вести с другими людьми. Проблема в том, что многие взрослые сами не делают того, чего требуют от детей: не живут в установленном режиме, не держат обещаний, нарушают запреты и правила, ведут себя неуважительно к другим. А это делает невозможной идею заставить ребенка следовать родительским требованиям. «Делай, как я говорю, а не как я делаю» – не работает. Поэтому начинать поступать правильно следует самим, чтобы ребенок сам захотел стать таким же.

На последнем пункте остановимся подробнее. Несомненно, взрослые должны уметь правильно оценивать поведение младшего члена семьи, и в этом — первый шаг для исправления нарушения, если оно есть. Но одного осознания причины недостаточно, коррекция — это процесс, который не происходит мгновенно. И именно здесь особенно важен личный пример.

Взаимодействие выстраивается по правилам, которых придерживается взрослый и должен придерживаться ребенок. Установленная норма должна вводиться в привычку. Пугаться этого слова не стоит — психика детей гибче, чем у взрослых, и в привычку новые нормы входят быстрее — себя переучить на «новые рельсы» родителям зачастую сложнее, чем приемного ребенка. Но здесь крайне важна справедливость: «Как я могу требовать от ребенка того, чего не могу сам?»

Как справиться с трудным ребенком

Как мы уже отметили выше, эффективной мерой в семье служит пример родителей. Однако формы трудного поведения очень различны, и не во всех ситуациях личный пример приемлем или вообще возможен. В таких случаях может эффективно работать пример кого-то еще — реальных людей, о которых можно рассказать, или пример персонажей книг и фильмов. Однако здесь важно подчеркнуть, что индивидуальное начало в любом человеке гораздо сильнее, чем стремление подражать, и наивно думать, что одним лишь прочтением правильной сказки или показом фильма можно создать позитивный пример для ребенка.

Скорее всего, история будет воспринята в лучшем случае как интересная, но не более. Необходимо уметь после прочтения, просмотра или рассказа о человеке правильно расставить акценты, обсудить, вызвать у ребенка нужный эмоциональный отклик, способный оказать реальное влияние на корректируемый фактор. Работа с такими примерами сопоставима с настоящим искусством, но при большом желании его освоение посильно любому родителю.

Наказание и поощрение

Еще одна знакомая всем мера воспитания — грамотное использование поощрения и наказания. Наказание является агрессивной мерой, поэтому использовать его без риска усугубить ситуацию можно только продуманно и ни в коем случае не на эмоциях. Наказание должно соответствовать поступку, за который оно применяется — слишком мягкое наказание почти сродни безнаказанности, а слишком суровое наказание за мелочь вызовет справедливую обиду или агрессию. И даже если таким путем удастся добиться желаемого, ценой за результат обязательно станет проблема в чем-то другом.

Поэтому наказание должно быть не тяжелее и не легче, чем проступок. Кроме того, в применении этой меры от родителя требуется мудрость. Целью наказания не является стремление, чтобы ребенок почувствовал себя плохо. Важно, чтобы он действительно осознал, как поступать нельзя. Если ситуация предполагает, нужно, чтобы ребенок по мере сил принял участие в устранении последствий того, что он сделал. Если нет, наказанием может послужить, например, отмена какого-то ожидаемого удовольствия или развлечения.

Что касается поощрения, также крайне важно не недооценивать эту меру. Это касается воспитания любых юных членов семьи, но в отношении приемного ребенка приобретает особую актуальность. Не будем забывать, что до попадания в семью его вряд ли много хвалили и поощряли, скорее наоборот.

Важно! Перехвалить ребенка, особенно приемного, невозможно! Всегда, когда ребенок заслужил похвалу, его хорошие поступки необходимо отмечать.

Не надо опасаться, что чрезмерной похвалой можно ребенка разбаловать. Ничего подобного — в поощрениях маленькие члены семьи как ни в чем другом видят, что их любят, а их поступки ценят. И именно искренняя похвала будет побуждать поступать хорошо снова. Однако тут тоже важно учитывать соразмерность поступка и похвалы. Опасение «разбаловать» обоснованно, когда ребенка хвалят ни за что или чрезмерно преувеличивают маленькую заслугу. Поэтому тут также всё должно быть соразмерно. В то же время, необходимо избегать и другой крайности.

Если усилия по привлечению к каким-то полезным делам дали свои плоды, это не причина воспринимать долгожданные действия приемного ребенка как должное! Любое благое начинание, добрый поступок или действие, за которое можно похвалить, должно быть соразмерно вознаграждено — добрыми словами или как-то иначе. Однако к вознаграждению материальными ценностями следует относиться с большой осторожностью и хорошо понимать, в каком случае и в каком виде это уместно, а в каком может привести к нежелательным последствиям, устранить которые будет сложно.

Общение

Важно всегда помнить, что ответственность за адекватность диалога всегда несет взрослый, и по-другому быть не может. Поэтому именно взрослому предстоит развивать и использовать правильные коммуникативные навыки. Причем надо принимать во внимание, что с «трудным ребенком» мастерство общения требуется более высокого уровня, чем с другими людьми.

Важно! Установка контакта с приемным ребенком — это не разовый шаг, а непрерывный процесс.

Для того, чтобы эффективно устанавливать и удерживать контакт, требуются соответствующие навыки общения:

  1. Активное слушание. Этот подход предусматривает не только способность внимательно слушать, но и постоянную вербальную или невербальную реакцию на слова собеседника: смотреть на него, кивать, давать обратную связь междометиями и короткими словами, задавать уточняющие вопросы — иными словами, делать всё для того, чтобы он видел, что его внимательно слушают, сопереживают, понимают или стремятся понять.
  2. Умение договариваться. Если возникла ситуация, в которой стороны друг с другом не соглашаются, задача взрослого — искать компромисс, устраивающее обоих решение, разграничение зон ответственности и соблюдение установленных «правил».
  3. Правильная установка рамок общения. Важно понимать, что у любого общения есть рамки, коммуникация в которых обеспечивает и комфорт взаимодействия, и понимание между сторонами. И необходимо научить ребенка жить в этих рамках и контролировать их соблюдение.

Говоря о последнем пункте, отметим, что соблюдение рамок равно необходимо для всей семьи, не только для сына или дочери. Так, если ложь недопустима со стороны ребенка, она недопустима и со стороны взрослых. Если младший член семьи позволяет себе хамское поведение, взрослые должны своим примером показывать, что люди так общаться не должны — от такого плохо всем.

Распоряжение «чужими» вещами или, еще хуже, воровство — тоже недопустимое нарушение границ, и перед принятием мер родитель должен спокойно и без эмоций разобраться с мотивами и принять взвешенное решение о наказании, доходчивом, но не травмирующем. Если же ситуация ставит в тупик, необходимо обратиться к специалистам и принять квалифицированную помощь, которая поможет грамотно выстроить контакт с ребенком.

Почему приемных детей нельзя воспитывать так же, как родных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *