14 января – праздник Обрезания Господня. Он был установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и Ему было наречено имя – Иисус (Спаситель). Митрополит Вениамин (Федченков) так говорил, объясняя смысл праздника: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».

Но для кого-то суть праздника – в том, что в этот день нельзя стирать, стричься, да и работать не желательно. Как объяснять таким людям, что все эти приметы не имеют к празднику никакого отношения? Стоит ли говорить, если тебя не спрашивают? А если спрашивают – как правильно отвечать? Советуют священники.

Запреты во время православных праздников

Проведение праздников подразумевает отказ от всякого рода суеверий. Если у тебя есть срочная работа, то, безусловно, ты её должен выполнить. Сфера обслуживания, транспортные предприятия, режимные и оборонные заводы не остановятся по причине церковного праздника, люди будет работать в соответствии с рабочим графиком. Однако существуют определённые и очень простые правила поведения православного человека во время христианских праздников:

  • С утра необходимо посетить храм и побывав на службе, помолиться и причаститься.
  • А весь последующий день провести в семейном кругу среди родных и близких людей.
  • При этом быть чутким и заботливым, соблюдая православные каноны.

Каких –то особых запретов для различной деятельности человека церковь не имеет, но соблюдение душевного спокойствия и совершение добрых дел всячески приветствуется. Работа не может служить осквернением души если, совершая её, человек помнит о заповедях Божьих и самом Отце Небесном. Для преумножения веры не стоит слушать тех, кто распространяет суеверия и различные домыслы. Часто старинные приметы имеют корни в язычестве, а это прямо противоречит заповедям Христовым.

Сравнение с другими странами

В других странах люди придерживаются различных религий, в которых тоже имеются свои запреты.

В Европе и Америке большинство людей предпочитают провести утро в воскресенье на службе в церкви. Истинные верующие не обращают внимания на приметы, а придерживаются традиций чтение молитв, благодарность Богу, еженедельное посещение церковных собраний и празднование религиозных событий.

Без непрошеных замечаний

Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее, декан миссионерского факультета ПСТГУ:

Протоиерей Николай Соколов

– Специально подходить и начинать вразумлять, когда тебя не спрашивают, не стоит. Есть вещи, которые можно постичь, придя в Церковь, читая Священное Писание, изнутри узнавая веру, а не заглядывая со стороны. От наших непрошеных замечаний и назиданий человек точно сразу не начнет воцерковляться.

«За питье и еду никто не сидит в аду», – говорил один священник. Каждому нужно следить за собой, показывать пример – каким следует быть христианину, – это и будет миссией. Возможно, к нему потом и захочется подойти с вопросами. А вот влезать с советами и объяснениями, когда нас не просят – это может дать абсолютно противоположный эффект.

Да, люди не понимают смысл праздников, не стирают, не убираются, волосы не заплетают, лезут купаться – это их личное дело. Что же, Господь их за это накажет? Хуже, когда люди всё понимают, знают, но злобятся и осуждают.

Если же человек сам подошел с вопросом, то важно отвечать не свысока, что вот, ты давно в Церкви, всё понимаешь, а он – такой «необразованный». Услышан может быть только доброжелательный ответ, с любовью.

Если чувствуешь, что не сможешь доходчиво объяснить и рассказать, лучше направить человека к священнику.

Не просто «транслировать»

Наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии игумен Зосима (Балин):

Игумен Зосима (Балин)

– Прежде чем начинать рассказ о празднике или церковном событии, стоит мысленно испросить помощи Божией и мобилизовать весь свой внутренний потенциал доброжелательности и человеколюбия. Без этих двух составляющих все ваши усилия будут тщетны.

Успех половины дела (как минимум) зависит от того, с каким настроем вы «миссионерствуете». Нужно быть готовым к тому, что ваш собеседник вовсе не жаждет погрузиться в пучину высокого богословия. Начните разговор на бытовом уровне, о свечках и к какой иконе их поставить. А уж затем поведайте о содержании праздника и его глубинном смысле.

Остерегитесь «вываливать» на собеседника весь свой духовно-интеллектуальный багаж.

Не надо просто транслировать, нужно видеть и чувствовать реакцию человека. Протяните связующие нити к вещам, ему знакомым, например, расскажите, в каком храме вашей местности есть икона, о которой зашел разговор. Предложите, быть может, заехать помолиться и поставить свечу, когда появится свободная минута.

Не стесняйтесь сами себе задавать почаще вопрос: «А как бы я построил рассказ о празднике церковном, или чтимом образе, или житии угодника Божия?»

И, главное, помните, что результат всегда зависит от Господа и Его всеблагой воли, дабы не расстраиваться, если ваше сеяние не приносит плодов сиюминутно.

Первый шаг, второй, третий…

Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:

Протоиерей Игорь Гагарин

– Дать один ответ на этот вопрос, посоветовать рецепт на все случаи жизни невозможно. Нужно иметь чувство такта. Иногда надо сказать, объяснить, а иногда – промолчать. Всё зависит от конкретной ситуации, от собеседника, от того, насколько он готов услышать.

С одной стороны, мы, конечно, должны свидетельствовать о своей вере и по возможности говорить людям о ней то, что считаем необходимым. Но делать это нужно разумно.

Все знают выражение «не мечите бисер перед свиньями» (Мф. 7:6). Оно вовсе не означает, что я на всех людей должен смотреть как на свиней. Но я должен трезво оценивать ситуацию и видеть, есть ли тут та почва, упав на которую, мои слова принесут должные плоды.

Люди в большинстве случаев не любят, когда их учат жить, раздражаются, когда их начинаешь поправлять, что-то им указывать. Нам точно не нужна такая реакция.

Пытаться подтолкнуть человека к вере – это лучший способ оттолкнуть от нее.

Поэтому подталкивать не надо. А вот если ты видишь, что сам человек ищет ответы на какие-то вопросы, с благодарностью примет то, что услышит от тебя, если ты видишь, что он сам тянется узнать, а не ты его подталкиваешь, – это совсем другое дело.

Говорить о вере нужно, но делать это очень осторожно, тактично, доброжелательно, с любовью. И только в том случае, если, повторяю, у меня есть основания предполагать, что буду услышан, что человек примет мои слова не как попытку навязать ему что-то.

А насчет «глупых» вопросов… Не стоит торопиться считать их глупыми. В вопросе по поводу веры, обращенному к нам, каким бы глупым этот вопрос ни казался, есть всегда что-то правильное и здоровое.

Ведь если человек подошел и просит, например, посоветовать икону «для удачи в работе», на ситуацию можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны, налицо какой-то магический подход. Человек думает, что вот нужно сделать то-то, то-то и то-то, и результат должен быть положительным. Нам сразу хочется осудить.

Но, с другой стороны, можно посмотреть иначе: человек понимает – своих сил у него недостаточно, ему нужна помощь свыше. Вот он и обращается за этой помощью. Но, поскольку у него нет никакого церковного опыта, он может делать это неуклюже и, на первый взгляд, даже глупо.

Отнесись к этому с уважением, скажи: «Очень правильно и хорошо, что вы пришли и понимаете – нужно обращаться за помощью к Богу и к Церкви, что вы ищете доброе, Божие, ищите святого, который поможет вам в этом обращении». Ну а дальше важно постараться доброжелательно объяснить ему, что дело не в том, перед какой иконой о чем молиться…

Важно не только то, что мы говорим, а еще – как мы говорим. Когда мы это делаем с терпением, доброжелательно, выражая, может быть, одобрение человеку, то есть шанс, что нас услышат и поймут правильно.

Доброжелательность, приветливость – это непременные условия для успешного миссионерства.

Мне кажется, об этом мы всё время должны помнить в нашем общении с людьми, которые делают только первый шаг в Церкви, чтобы общение с нами пробудило в них желание сделать и второй, и третий…

Без безграмотной демагогии

Протоиерей Максим Брусов, настоятель Троицкого собора в городе Яхрома Дмитровского района Московской области:

Протоиерей Максим Брусов

– С библейско-евангельских времен бытовое миссионерство часто приобретало назидательный характер. Миссионерское свидетельство вне контекста личного опыта легко уклоняется в демагогию, чаще всего безграмотную. Выровнять эту ситуацию может только «бытовая» проповедь людей, богословски грамотных и имеющих личный опыт применения данных истин в личной жизни, сопоставленный с опытом Христовой Церкви.

Общинность является противовесом персонифицированности и гарантом того, что личное свидетельство – лишь ключ к двери, за которой открывается опыт христианской жизни. Жизни евхаристической общины как единой семьи, глава которой Христос.

Если человек пока не готов войти в общину, то есть другой путь – самообразования. Условия для этого созданы идеальные – масса литературы, различные СМИ, дело за малым – желанием человека услышать слово проповеди, но и этот опыт необходимо сопоставить с опытом людей, которые составляют Церковь.

В отношении же вопроса личной проповеди, думаю, он возможен только в ситуации, когда вас хотят слышать. Ответы должны быть предельно честными, нелицемерными и не расходиться с вашими жизненными принципами. Только в этом случае можно достигнуть главной цели христианской, пусть даже и «бытовой» миссии – пробудить личное доверие ко Христу, к Церкви, пробудить в человеке произволение ко спасению.

Можно ли убираться перед Пасхой? Этот праздник православные верующие отмечают 19 апреля 2020 года. В старину бытовало множество обычаев, приуроченных к Пасхе. Некоторые из них соблюдаются до сих пор.

А в какой день перед Пасхой убирались дома? Согласно сложившейся традиции, уборку в доме обычно начинали первый день Страстной недели накануне Пасхи. В этот день также избавляются от старых ненужных вещей.

В среду уборка продолжалась: в домах выскабливали и мыли полы, приводили в порядок постельное белье, выбивали ковры.

Считается, что начиная со Страстной пятницы нельзя заниматься делами по дому и мыться.

Отвечая, почему нельзя убираться в субботу или пятницу перед Пасхой, надо сказать, что это самые строгие дни поста, когда верующим надлежит скорбеть о кончине Христа и молиться, а не заниматься насущными делами.

Зато, можно сделать это в другой день. Так, множество обрядов приурочено к Великому четвергу, который также называют Чистым. В этот день верующие старались мыться до первых лучей солнца, причем в холодной воде.

Мылись не только в бане, опустив в воду серебряные изделия, но и в проруби. Согласно народному поверью, в этот день вода способна исцелять и очищать душу от грехов, а тело – от болезней, в особенности до восхода солнца.

В какой день перед Пасхой можно убираться дома?

Считалось, что основную уборку нужно сделать именно в Чистый четверг, а потом, до конца следующей недели, заниматься такими работами нельзя.

Наши предки верили, что во время уборки в Чистый четверг можно найти вещи, которые прежде были утеряны. Согласно поверью, начиная с четверга и до пасхального воскресенья нельзя ничего отдавать или одалживать из дома.

Чтобы в доме водились деньги, окна в четверг мыли водой, в которую клали монетки. А после уборки выливали часть воды под молодую поросль (деревце). Оставшаяся часть закрывалась в банке и ставилась в дальний угол. Согласно примете, подобное действие привлекает в дом достаток.

Девушки подрезали концы волос, чтобы они быстрее росли. Считается, что волосы, обрезанные в Чистый четверг, забирают с собой болезни, а новые после этого растут крепкими.

Можно ли убираться перед Пасхой?

В старину в субботу накануне Пасхи иногда проводили «тихую» (небольшую) уборку, однако все значительные приготовления к празднику должны были быть сделаны накануне.

Пасху нужно встречать уже полностью подготовленным. Следовать этому правилу или нет, решать вам. Так или иначе, церковным уставом какие-либо ограничения в этом отношении не предусмотрены.

Приметы против приборки

В древние времена на Руси соблюдалось несколько основных правил:

  • Нельзя убираться в ночное время и после заката солнца, иначе можно смыть радость и семейное благополучие.
  • Пока кто-либо из близких находился в пути, не мыли и не мели полы. Считали, что это означает изгнание путника из дома и беду во время разлуки.
  • Уборку делали только при закрытых окнах, чтобы избежать ссоры в семье.
  • Запрещалось готовить еду и убирать избу одновременно, чем грешат современные хозяйки. Примете говорит, если так делать, в семье не будет еды.

Священники не придерживаются такого же мнения, следовать подобным приметам и суевериям, значит отклоняться от Священного писания. В Библии подобных запретов нет, единственное о чём в ней говорится, так это о запрете уборки по воскресеньям. В это день все заботы христианина должны быть связаны с заботой о душе.

Правила вовремя церковных праздников

  • Нельзя ругаться, ни в будни, ни в праздники, это связано с осквернением души. Сквернословие в церкви приравнивается к смертному греху. Православным людям запрещено выражаться бранными словами, матом. Таких называют «черноротыми».
  • Запрещено стирать, так как данная работа приравнивается к тяжёлой. Конечно, если совершается вручную, ведь вода берётся из колодца или речки, и её нужно принести, затратив не мало физической силы. Даже если в семье был новорождённый, стирку начинал после службы. Священники советуют часы до полудня провести в молитве.
  • Мыться тоже запрещается, иначе можно попасть на тот свет. Для того чтобы натопить баню, потребуются серьёзные усилия: колка дров, таскание воды, а это опять тяжёлая физическая работа. Тело должно в это время отдыхать, а душа трудиться за молитвой.
  • Не рекомендуется заниматься рукоделием. Спицы, иглы, крючки, коклюшки – все эти предметы рассматриваются церковью как острия, вонзающиеся в тело Христово. Разрешается рукодельничать, только в случае просьбы, так как доброе дело всегда востребовано.
  • Православные должны забыть в воскресенье и праздники об огороде. Такая деятельность под запетом, можно было ухаживать за домашним скотом. Работа в огороде считалась неуважением ко Господу и себе. Даже посев зерновых или картофеля откладывался на несколько дней, несмотря на благоприятные погодные условия. Люди не хотели грешить, так как боялись Божьего гнева.

Когда нельзя планировать дела

Основными христианскими праздниками, во время которых следует воздержаться от серьёзной физической работы считаются Пасха и Рождество. Постарайтесь закончить все серьёзные дела и уборку дома до наступления святых дней. Посвятите это благостное время своей душе, своим детям, родным. Пусть все они примут участие в праздничной службе и молитве, ведь именно во время праздничных богослужений, на нас снисходит Божья благодать. Почему не использовать это время для облегчения собственной участи, не позаботиться о спасении собственной души.

Православные праздники не запрещают трудиться, если это является крайней необходимостью, не стоит верить суевериям, но придерживаться церковных канонов нужно обязательно, такова Воля Божия. Сегодня всё больше людей входят в лоно Церкви, начинается возрождение русского православия, благодаря чему в России увеличивается количество продвинутых христиан и добрых последователей Христа.

При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

Почему нельзя убираться в церковные праздники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *