Эту статью можно не только прочитать, но и послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.

В Древней Греции хватало учений, которые и сегодня сохраняют актуальность. Однако киники выделялись на фоне благородных стоиков и жизнелюбивых эпикурейцев тем, что подвергали сомнению общественные устои. Смысл этого заключался не в простом хулиганстве, а в том, чтобы приобрести внутреннюю свободу и за счёт этого приблизиться к пониманию вещей.

Слово «киник» происходит от названия гимнасия Киносарг, что означает «Белая собака». Учение действительно предполагает, что жить нужно «подобно собаке». Но не просто спать где попало, питаться объедками и огрызаться (хотя этим всем киники тоже порой занимались), а быть храбрым и верным принципам.

Киники больше интересовались этикой повседневной жизни и местом человека в мире, чем высокой теорией. Поэтому ученикам, чтобы постичь кинические идеи, требовалось подтвердить их самим образом жизни — через различные освобождающие душу практики. Выдерживали не все. Слишком скромные и недостаточно закалённые сбегали.

Вот что кинические учителя могли предложить тем, кто хотел перенять у них философию.

Кто такой циник?

Напускной цинизм в современном обществе встречается гораздо чаще, нежели врожденный. Как правило, отъявленными циниками являются психопатичные личности и клинические социопаты. Их эмоции поверхностны, а людей они рассматривают только с позиции собственной выгоды. Однако, в этой статье тяжелый случай упоминается лишь вскользь. Речь больше пойдет о напускном цинизме, как о методе социальной адаптации.

Международная западная компания «Sirota survey intelligence», занимающаяся обучением сотрудников, провела любопытное исследование. В группу испытуемых входили люди, которые претендовали на новое место работы. Так вот, 85% из них на собеседовании проявляли качества, присущие цинику. Они желали казаться более хладнокровными, невозмутимыми и даже дерзкими. Как объясняют психологи, такое поведение говорит о страхе потерпеть неудачу. Поэтому человек облачается в щит, способный оградить его от разочарования и не выдаст истинных эмоций в минуту слабости. Именно это объясняет причины, почему многие циники стремятся казаться хуже, чем они есть.

Типы циников

Классификация условная и основана на наблюдениях. Однако, она четко дает понять, какой циник находится перед вами и как с ним взаимодействовать.

Мастер черного юмора

Типичный пример – главный герой сериала «Доктор Хаус». Оценить по достоинству его чернушные остроты в состоянии только сам дьявол или единственный закадычный друг. Он сторонник радикальных решений и всерьез считает, что для того, чтобы избавиться от голодных и бездомных, первым необходимо скормить вторых. Данный вид цинизма относительно невинен, поскольку, не смотря на столь специфические убеждения, такой человек с большой вероятностью пожалеет бездомного котенка и уступит место в транспорте беременной женщине. Симпатию черные юмористы вызывают только в том случае, если овладели его непростым искусством в совершенстве, а их добрые поступки говорят красноречивее любых слов.

Антиромантик

Типичный пример – Остап Бендер. Для достижения своих целей он не побрезгует обвести вокруг пальца и бедную вдову Грицацуеву, и экстравагантную Эллочку-людоедку. К большинству представителей общества антиромантик, будь это мужчина или женщина, относится весьма поверхностно и только в качестве инструмента для игры, которую ведет. Его жизнь сложная штука, но открывается просто, как ящик. Нужно только суметь его открыть. Если вы это сделаете, с большой долей вероятности обнаружите много приятных сюрпризов. Он способен на сильное и глубокое чувство, преданность в дружбе и любви.

Материалист

Типичный пример – Шерлок из одноименного сериала. Его действия координирует только расчетливый и холодный разум. Чувства и эмоции, по его мнению, являются лишь балластом, который способен испортить безупречно разработанный план действий. Поэтому балласт он сбрасывает. Материалист не страдает от безответной любви, поскольку это не рационально. Он видит людей насквозь и очень скрупулезно выбирает себе окружение. Однако, излишняя рассудительность и неумение сопереживать часто лишает его простых радостей жизни. Поэтому уделом материалиста нередко становится гордое одиночество.

Злодей

Типичный пример – Джокер из фильма «Бэтмен». Если злодей повстречался на вашем пути, скорее бегите в противоположном направлении. Перед вами самый невыносимый тип циника. Он безжалостен к окружающим. Он злораден по отношению к тем, кто слабее его. Он равнодушен к достижениям других. Все попытки сблизиться с таким человеком заканчиваются разбитым сердцем, рухнувшей под плинтус самооценкой, а иногда и поломанной судьбой. Меняться он ни при каких обстоятельствах не будет, поскольку прекрасно себя чувствует в этом амплуа. Но, не смотря на кажущуюся непобедимость, в глубине души злодеи очень несчастные люди, которые терпят себя только с помощью цинизма.

Здоровый циник

Типичный пример – Моника из сериала «Друзья». Здоровый цинизм позволяет этим людям пройти мимо попрошайки или объявления о сборе денег на операцию. Они прекрасно знают, что вокруг полно несчастных и обездоленных, но не считают, что сокрушения по этому поводу им помогут. Поэтому, концентрируют все внутренние ресурсы на обустройстве собственной жизни. Да, это эгоистично, но вполне разумно и оправданно. Как правило, здоровые циники имеют очень доброе сердце. Для тех, кого они впустили в узкий круг близких, такие люди отдадут все, что у них есть, плюс свою безграничную любовь.

Как общаться с циниками?

Презрительное отношение к обществу и его устоям, а также полное обесценивание моральных норм – это манера поведения, больше присущая ребенку, нежели взрослому. Однако, циники носят эту маску всю жизнь.

Цинизм – не что иное, как скрытый призыв о помощи.

Как правильно вести себя с циничным мужем (женой), ребенком, коллегой, знакомым?

  1. Не пытайтесь переубедить циника и не перетаскивайте на «светлую» сторону насильно. Его контратака последует незамедлительно, и он просто вычеркнет вас из своей жизни;
  2. При разговоре отталкивайтесь от цели общения и конкретной ситуации:
  3. На рабочем или в общественном месте открытого конфликта с циником лучше избегать. Если это невозможно, старайтесь минимизировать возможность проявления циником своих «талантов».
  4. Если общение происходит в неформальной обстановке, попытайтесь ненавязчиво выяснить, какое событие предшествовало появлению циничного поведения и дайте понять, что не осуждаете его. Если человек не идет на контакт, оставьте его в покое.

Не пытайтесь спасти циника. Даже, если у него на лбу будет написано: «Я циник: что делать?» Единственное, что вы можете, это установить с человеком доверительные отношения. Возможно, в вас он рассмотрит друга, перед которым можно без страха и опасений снять тяжелую маску безразличия.

Не привязываться к местам

Идея покупки жилья в ипотеку показалась бы киникам смехотворной. Сами они много странствовали и останавливались на ночлег в разных местах. Идеал крайней самодостаточности называли автаркией — то есть ситуацией, при которой зависимость от внешних обстоятельств минимальна. Вместе с тем речь не о бегстве от реальности и не о «замке из слоновой кости». Продолжая традиции Сократа, который тоже редко Платон «Пир» появлялся «умытый и в сандалиях», киники полагали, что мыслитель, отстраняясь от общества, может лучше видеть его и понимать.

Первый из киников, Антисфен, популяризировал среди своих последователей плащ, посох и котомку. Эти предметы позволяли странствовать по дорогам в любую погоду, отбиваться от врагов и складывать пищу. А самый известный киник, Диоген Синопский, осознал Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» прелесть кочевого образа жизни, когда увидел пробегающую мимо мышь, которая не заботилась о постели, не боялась темноты и не беспокоилась о том, где будет завтра столоваться. С тех пор Диоген тоже скитался и спал на сложенном вдвое плаще.

Сегодняшние миллениалы неохотно покупают недвижимость и новые автомобили (у компаний, торгующих машинами, это вызывает The Cheapest Generation тревогу). Многим съёмное жильё куда симпатичнее, ведь при необходимости можно просто перебраться в другое место. А такси или велосипед — более экологичные альтернативы собственному авто. Правда, в путешествии автомобиль может оказаться необходимым, но для этой цели его всегда можно арендовать.

Если раньше владение своим домом и «выездом» было обязательным условием успеха и богатства, то сегодня это уже не так, а вот мобильность ценится. Вполне в идеалах киников.

Не зависеть от материальных ценностей

Со временем Диоген всё-таки нашёл более-менее постоянное жилище в Метрооне (храме Кибелы). Вопреки распространённому мнению, это была не бочка. Древние греки не делали деревянных бочек, скреплённых ободами, а вино, зерно и масло предпочитали хранить в глиняных сосудах. Именно в таком большом сосуде — пифосе — и поселился Диоген, который всю жизнь имел минимум личных вещей.

Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек — самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой или богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.

Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»

Киник Кратет, который предположительно был учеником Диогена, сложил Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» такие строчки о материальных благах: «Все, что усвоил я доброго, мысля и слушаясь Музы, стало моим; а иное богатство накапливать тщетно».

Если жить в пифосе для вас — чересчур, можно присмотреться к принципам минимализма. Попробуйте начать с расхламления и осознанного отношения к покупкам. Вполне вероятно, что многие вещи, которые кажутся необходимыми, на самом деле лежат мёртвым грузом, а то, что вы покупаете спонтанно, просто присоединяется к нему.

Укреплять тело и дух

Чтобы стать автономным и вести кочевой образ жизни, нужно было иметь определённую закалку. Киники полагали, что самоограничения укрепляют дух, делая человека сильнее. Поэтому не только отказывались от комфорта, но также постоянно искали новые трудности. И искренне радовались, когда понимали, что можно прийти к ещё большей простоте. Такое суровое отношение к себе киники называли аскезис.

Однажды увидев, как ребёнок пьёт воду из ладони, Диоген выбросил свою чашу. Чтобы приучить себя к отказам, он просил у статуй милостыню. А для того, чтобы закалить тело, ходил босиком, в том числе по снегу.

Не отставали от него в самоистязании и ученики. О Кратете комический поэт Филемон писал Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов , что тот «зимой одет во вретище (грубая одежда из полотна. — Прим. авт.), а летом бродит, в толстый плащ закутавшись».

К аскезе многие люди обращаются и сегодня, причём она вовсе не обязательно должна быть связана с религиозными практиками. Для кого-то это способ развить волю, стать сильнее и сконцентрироваться на главном. Судя по всему, примерно так рассуждал Павел Дуров. Некоторое время назад он объявил, что сменил плавание в ледяной воде на временный отказ от пищи, поскольку «голодание улучшает ясность мысли».

Лезть в холодную воду или переставать есть для укрепления воли не обязательно. Достаточно развить внимательность: это позволит принимать осознанные решения, когда вы оказываетесь перед каким-то соблазном. Однократные экстремальные поступки могут надолго запомниться, но заметному укреплению тела и духа больше способствуют Супермен по привычке. Как внедрять и закреплять полезные навыки систематические и регулярные занятия, пусть даже и не слишком героические. Иногда внедрить полезную привычку труднее, чем прыгнуть в прорубь.

Не заискивать перед властью и авторитетами

Многие знают историю о том, как Александр Македонский пришел проведать Диогена и сказал, что тот может просить что угодно. Философ действительно попросил, без всякого пиетета ответив полководцу: «Не заслоняй мне солнце». (Этот анекдот, скорее всего, позднего происхождения, но выдержан вполне в киническом духе.)

Доставалось от киников не только сильным мира сего, но и другим философам. Антисфен с Диогеном откровенно издевались над величайшим мыслителем Греции Платоном, критикуя его за учение об идеях, которое считали слишком абстрактным и далёким от жизни. Кроме того, киники считали Платона заносчивым и спесивым, так что не ходили мимо платоновской школы без шуток.

Как-то раз Диоген принёс Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» туда ощипанного петуха, чтобы показать недостаточность определения Платона «человек есть животное с двумя ногами и без перьев». В другой раз предложил Платону сушёные фиги со словами «можешь взять». Когда тот действительно взял и съел фигу, возмутился: «Можешь взять, сказал я, а не съесть». А на одном приёме в доме Платона Диоген принялся топтать хозяйские ковры со словами: «Попираю тщеславие Платона».

Спорить с властью напрямую можно не всегда и не во всех ситуациях: иногда это может стоить слишком дорого. Но вот что точно можно сделать, так это отказаться от самоцензуры — то есть перестать ограничивать себя в действиях и волеизъявлениях ещё до того, как это действительно запретят.

Это позволяет вести открытую общественную дискуссию о тех или иных проблемах вместо того, чтобы их замалчивать.

Кроме того, не стоит пытаться выслужиться перед начальством — не важно, идёт ли речь о начальнике или неформальном лидере в компании. Ваши реальные заслуги и личные достоинства в любом случае будут заметны, а вот подобострастное поведение никого не красит.

Отвергать условности

Киники регулярно поражали своих сограждан, делая странные поступки или неподобающе ведя себя в публичных местах. Смысл этих выступлений состоял в том, чтобы показать относительность правил, побороть страх перед нарушением порядка и сместить фокус внимания с внешних деталей на жизнь разума и души.

Упоминают Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» о том, как киник Кратет заставил своего ученика Зенона Китийского идти через Афины с горшком чечевичной похлёбки, а увидев, что тот смущается и пытается спрятать ношу, и вовсе разбил горшок посохом. Облитый похлёбкой Зенон бросился бежать, а Кратет кричал ему вслед: «Что ж ты бежишь? Ведь ничего страшного с тобой не случилось!» Со временем, не выдержав таких испытаний, Зенон, который, как пишет Диоген Лаэртский, «при всей своей приверженности к философии был слишком скромен», ушёл от киников и основал школу стоиков. Там тоже учили самоограничению, но без испытаний и перформансов.

Однажды какому-то человеку, который хотел учиться философии, Диоген выдал рыбу и велел ходить за ним с ней наперевес. Когда тот бросил рыбу и ушёл, Диоген рассмеялся: «Нашу с тобой дружбу разрушила рыба!»

По словам Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов Диогена, большинство людей отделяет от безумия лишь один только палец. Ведь если кто-нибудь станет указывать на всё средним пальцем, то поду­мают, что он сошёл с ума, а если указательным, то это будет в порядке вещей. Сейчас в нашем мире куда меньше условностей, чем в греческом полисе, где жизнь была очень регламентированной. В то же время и сегодня хватает негласных правил, которые мы стесняемся нарушать.

Например, человек, который вышел во двор офисного здания выкурить сигарету или поговорить по телефону, считается нормальным. А тот, кто решит несколько минут просто стоять и молча смотреть в стену, покажется странным. Поэтому многим, чтобы побыть наедине со своими мыслями и разгрузить голову, приходится изображать какое-то занятие.

Цинизм сейчас в моде. Кто-то даже считает, что это признак ума и жизненного опыта. Правда, опыт это какой-то весь негативный. А ещё говорят, что «циники — это разочарованные романтики». Давайте разбираться.

По сути, цинизм — это обесценивание того, что задевает, вызывает бурю чувств, вынести которые трудно и быть в которых не хочется. Это способ защиты от боли и страха.

Чем дольше мы существуем, чем больше эмоциональных событий и потерь мы переживаем, тем труднее оставаться живым. Поэтому многие ассоциируют чёрствость, озлобленность и цинизм с опытом. Мол, это наивные создания, которым мало от жизни досталось, видят везде радугу и цветочки. «Нормальные» же, опытные (то есть раненые и не справившиеся со своими потерями) люди куда больше негатива источают. Конечно, источают. Ведь они носят его с собой, так и не пережив.

Цинизм — это не прожитая боль, которая вылезает при первом же случае — в шутках, колкостях, сарказме. Глубинная суть всего этого в том, чтобы заставить другого (того, который наивный и пока ещё верит в добро) почувствовать боль циника, чтобы хоть так «криво», но поделиться своими чувствами, заставить другого их принять. Когда «наивному» поплохеет или погрустнеет от циничных заявлений человека «опытного», то он почувствует его боль, тем самым разделив её. Можно сказать, что цинизм — это способ поделиться горем с другим человеком, чтобы уменьшить собственную боль. Она, как известно, слабеет, когда её кто-то принимает.

Циник безостановочно говорит о своей боли. Но он не делает этого прямо потому, что ему стыдно признаться в своих неудачах, он боится отвержения и насмешек. То есть ему страшно напороться на таких же циников. Но боль-то ищет выхода! Вот и приходится ему выражать её косвенно.

Когда он выдаёт что-то вроде «Любовь у вас, да? Ну-ну, радуйтесь, посмотрю я на вас через пару лет», на самом деле он сообщает о своих разочарованиях в любви. Он говорит о том, что его любовная лодка разбилась и он до сих пор не может пережить эту потерю. Когда циник обесценивает чужие успехи, в переводе это означает: «Я так хотел быть кем-то, но у меня не получилось. Мне больно и завидно смотреть на достижения других, потому что это напоминает о моей неудаче». Другой вариант перевода с циничного на русский: «Я тоже так хочу, но панически боюсь неудачи, поэтому даже не пробую». Зелен виноград, так сказать.

Но цинизм не всегда защищает от собственных боли и страха. Иногда способ не взять на себя слишком много чужого, защитить свои границы от переживаний других людей. Как известно, этим делом активно промышляют представители определённых специальностей, работа которых напрямую связана с большими объёмами чужих эмоций. Это те специалисты, которые работают либо с огромным количеством людей, либо с чувствами высокой интенсивности. То есть одних заставляет защищаться количество, а других — качество.

К первым относятся, например, руководители. Они отвечают за толпу людей, и если будут входить в положение каждого из сотрудников, то вся организация либо начнёт работать в убыток, либо вообще развалится. К этой же категории можно отнести и специалистов, через руки и головы которых проходит большое количество людей — консультанты, юристы и пр. Никаких душевных сил не хватит переживать за каждого клиента. Их много, а специалист один.

Сила же эмоций склоняет к цинизму тех, на чью долю выпадает работа с чужой болью. Это, как все уже догадались, врачи. Известный факт: самое грубое и циничное обращение с пациентами наблюдается именно в тех сферах, где пациентам труднее всего. То есть в отделениях, где люди сталкиваются со страхом смерти. Это, конечно, очень грустно: ведь так отчаянно нужна поддержка, а в ответ — хамство! С другой стороны, если врач (и не только, полицейские, пожарные, МЧСовцы — все сюда!) проявит сочувствие, возьмёт на себя хотя бы часть боли и страха своего пациента, то от этого самого врача к середине дня уже ничего не останется.

Но ведь не всегда циничное отношение к чужой боли является следствием профессиональной деформации. Иногда «передозировка» болью связана не с профессией. Наверное, каждый из нас сталкивался с обидной реакцией на собственное горе: делишься чувствами с человеком, ищешь поддержки, а он отвечает отнюдь не принятием, а циничными замечаниями. И как-то очень обидно становится.

Здесь причина может быть либо в передозировке (ну не способен человек выдержать столько горя, нет у него столько душевных ресурсов), либо в… обычной растерянности. Это очень интересная особенность нашего времени: нет готовых моделей поведения, нет инструкций о том, как обращаться с сильными чувствами. Они и сами-то по себе пугают, их хочется «заткнуть» любыми способами, только бы не быть в этом. А когда с ними нужно что-то делать, а рецептов нет — вообще паника наступает! Вот кого учили, что нужно делать и говорить, если у человека рядом, например, погиб близкий? Или если от подруги ушёл муж? Или если рядом тот, кто в ярости? О чём говорить, как себя вести? А свою злость — как правильно выражать?

Мы просто не знаем, что делать с сильными переживаниями. Отсюда и берутся эти нелепые «успокойся» и «всё будет хорошо», которые на деле мало кого приводят в норму.

В современном мире сложно не поддаться соблазну цинизма. Ведь это такой универсальный и даже «крутой» способ эмоциональной анестезии! Чувствуешь страх — цинизм, чувствуешь боль — цинизм, не знаешь, как помочь другому — цинизм. Правда, счастливые люди почему-то редко страдают этой модной штукой… цинизм как-то трудно сочетается с образом удовлетворённого, гармоничного и цельного человека. Он скорее несёт в себе привкус горечи и отчаяния, нежели счастья и спокойствия.

Теги: психологические трудности, психология общения, эмоции, переживания

Почему люди становятся циничными?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *