Имя Георгия Победоносца вписалось в тысячелетнюю историю государства Российского.

Святой Георгий стал идеальным образом воина, защитника Родины. На Руси иконы с изображением Святого Георгия стали известны уже в XII веке:

Копье, меч, кольчуга – атрибуты воина.

Алый плащ, перекинутый через плечо – символ мученичества.

Георгиевская ленточка стала символом победы над фашизмом

В греческих редакциях сказания чудо описывается как единственное прижизненное и сообщается, что Георгий был военачальником, «войско его было распущено, а сам он шёл в Каппадокийскую землю, своё отечество».

Увидев плачущую царевну, он спросил у неё о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал её спасти. Затем «осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: — «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», — устремился на коне своём на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами»

В некоторых вариантах истории змей был поражён только силой молитвы святого. Затем Георгий приказал царевне связать змея поясом и вести его в город.

Змееборческая драма известна с древнейших исторических времен (например, шумеро-аккадский Мардук, ведийский Индра) и восходит к дохристианским культам. В мифологии у Египтян есть Змей Апоп, который воюет с Богом Солнца Ра каждую ночь, но Ра побеждает всегда и Змей вновь скрывается в подземелье.

Бой со змеем и победа над ним — один из главных подвигов героя многих сказок.

Образ святого Георгия Победоносца (Победоносного) символизирует победу добра над злом, света над тьмой, правды над кривдой. Это одна из причин, объясняющая, почему этот образ вошел в качестве символа-оберега в геральдику России и некоторых других государств Европы.

В иконописи широко распространено изображение св. Георгия Победоносца, сидящего на коне и поражающего копьем змея.

Что означает Змей, и чем он принципиально отличается от другой библейской живности.

На то есть два важных элемента.

Первый — это то, что живот Змея постоянно находится в контакте с землей. Что есть живот? — это сосредоточие жизни, обиталище жизненной силы. А что такое земля (прах)? — это мирская, материальная заинтересованность, это все то, что постоянно создается и разрушается, в чем нет «твердой» духовной основы. Змей накрепко привязан своим нутром к земле. Издревле поражала человека живучесть змеи. Продолжая извиваться, ее изрубленное тело вызывало трепет и благоговение перед ее особой жизненной силой

Второй элемент напрямую вытекает из первого. Ползая всю жизнь на брюхе, Змей вынужден постоянно извиваться. Что это значит на символическом языке? — это значит: подлость, ложь, лицемерие, интриги, провокации и т.п. Именно таким способом изображаются качества змея, из-за которых святые отцы называли его «отцом лжи». Змей лжив по своей природе, просто в силу того, что он не способен оторваться от материального, не способен повелевать им.

Пытаясь найти какой-то более-менее привычный нам образ такого библейского Змея я случайно наткнулся на такой мем как «плохишизм». Ну, помните, наверное, сказку -историю Мальчиша-Кибальчиша. Если да, то наверняка вспомните и Мальчиша-Плохиша, который продал своих друзей проклятым буржуинам за бочку варенья и корзину печенья. Вот именно эти отношения Буржуины-Плохиш аллегорически и рисуется как Змей. Вот чуть побольше по теме «плохишизма»:

Теперь, разобравшись со Змеем, мы можем вернуться к символике Георгия Победоносца. Помню протоиерей Олег Стеняев, описывал различие в иконографии Георгия в Католицизме и в Провославии. В Католицизме Георгий, это мощный мужик с огромными мускулами, который с невиданной силой загоняет в Змея копье толщиной с руку. В противовес этому в Православии Георгий далеко не атлет, копье у него тонюсенькое, и втыкает он его в Змея легонько так, как бы в шутку. Но при этом сверху сбоку иконы обязательно присутствует Христос или хотя бы его благословляющая рука. То есть в Православной традиции Змея побеждает не Георгий, а сам Христос. Георгий же является всего лишь проявлением воли Христовой.

Но что такое Христос. В христианской мифологии термин «Христос» означает тоже самое, что и «Просветление» у буддистов. Христос — это просветленное бытие.

Таким образом мы получаем, что в Православной традиции Георгий Победоносец — это человек (или люди), побеждающий ложь, опираясь на просветленное бытие.

Тут есть очень важный момент, на который важно обратить внимание — ложь очень трудно победить. Ложь запутывает, она лишает человека ориентации. Доброе начинает восприниматься как злое, а злое, как доброе. Причем ложь в своем апогее еще и умна. Она очень пристально изучает моральные ориентиры человека и стремится поразить его что ни на есть святая святых, сделать так, чтобы человек сам привел себя к погибели.

В такой ситуации животная или даже интеллектуальна мощь совершенно бесполезны. Они лишь ускорят самоубийственный процесс.

Но то что невозможно силе и интеллекту, возможно просветленному состоянию сознания.

Это состояние сознания обладает особой проницательностью, оно способно отличить правду от того, что очень на нее похоже. В этом суть.

Знаете, закаленное стекло очень прочно, просто так его не разобьешь. Но на нем есть точка сосредоточия напряжения. Стоит только удар осуществить в точности по ней, причем даже не очень сильный, как все стекло разлетится вдребезги. Приблизительно то же самое делает Георгий Победоносец. Он бдителен и внимателен. Его внимание направлено на Змея. Но он не спешит ввязываться в драку, потому что знает о вертлявой природе Змея. Он ждет момента, когда Змей станет уязвим в своей лжи, и лишь тогда наносит не очень сильный, но точный удар копьем. И этого оказывается достаточно! Змей побежден.

Мне кажется, именно это мы сейчас имеем на Украине. Россия не может позволить себя втянуть в прямые военные действия там. Вместо этого она заставляет США и ЕС делать все новые и новые ошибки, затягивает их ловушку, из которой те уже не смогут выбраться. В итоге США и ЕС скоро получат бунт на своей территории и им станет совсем не до России с Украиной.

И мне думается, что в цитате ниже очень хорошо пойман дух текущего момента:

Весь ополчившийся на Святую Русь западный мир в недоумении — почему молчит Путин …Почему русские молчат?Почему молчит русский президент?Почему русские не отвечают? Всё больше и больше страха в этих вопросах. Всё больше и больше правильного понимания ответов на них. России больше не с кем разговаривать в этом мире.У России нет достойных собеседников.У России нет предмета,который стоит с кем-либо обсуждать. Россия молчит.Россия ужасна в своём молчании. Страшен этот молчаливый,всё понимающий,пронзающий насквозь, не оставляющий места ни для какого лицемерия, не позволяющий закрыть от себя ни одну,хоть хорошо обдуманную подлость,ни одно предательство,как бы ни было оно завёрнуто в пелены оправданий, ни одно преступление,взгляд. Где?Где же можно было раньше видеть этот взгляд? Ах,да….Русские иконы. Так смотрит русский бог. И всё небесное воинство сегодня русское.И святой Георгий сменил копьё на РПГ-7. Это взгляд России.Это взгляд Бога. …..Страшно русское молчание.Потому что это приговор. «Мне отмщение и Аз воздам»- это она,Россия. Это про неё-она воздаст. А пока на мир сошла русская тишина. Слушайте тишину»

Роман Носиков. Слушайте русское молчание.

Ссылки:

Христианская традиция определять покровителей представителям разных профессий и видов деятельности уходит корнями в древнюю историю и существует во многих Церквах, признающих святость и небесное заступничество.
Олимпийцы сборной России православного вероисповедания считают своим покровителем святого Георгия Победоносца и перед отъездом на прежние Олимпиады собирались на богослужение в храме святого Георгия на Поклонной горе в Москве.
Георгий Храбрый, военачальник из Палестины, покровитель многих русских князей, был помещен на гербе Москвы и поэтому особенно близок жителям столицы. Изображение святого на коне, пронзающего копьем змея, — не только воспоминание о посмертном чуде, совершенном св. Георгием, но и символ главного в жизни христианина чуда — победы над страстями и неверием. Этот образ будет побуждать обращаться в молитве к святому Георгию и воина-новобранца, и того, кто трудится на благо российской государственности, и вообще всякого христианина, осознающего свою жизнь как борьбу со злом в себе и вокруг себя. Образ «Св. Георгий Победоносец».
До недавнего времени спорт в нашей стране был вне Церкви. Советское безбожное государство не поощряло религию. Однако в настоящее время все больше спортсменов приходит к Вере, и сейчас уже встают вопросы о том, какого святого избирать покровителем того или иного вида спорта, который, разумеется, не противоречит заповедям Божиим.
В нашей стране очень хорошо развиты различные виды борьбы. Это в первую очередь старейший вид – греко-римская борьба, которая истоками уходит в древний Рим и Грецию, а так же более современные виды: спортивное и боевое самбо, вольная борьба, дзюдо, рукопашный бой.
Борьба – благородный вид спорта, который готовит мужчину к исполнению главного его долга – защите Веры и Отечества. Церковь благословляет мальчиков заниматься этим видом спорта.
Сегодня Православная Церковь чтит память святого мученика Нестора. Он служил в дружине святого великомученика Димитрия, воеводы Солунского. В те времена, как впрочем и сейчас, воины непременно должны были владеть приемами какого-либо единоборства. Святой Нестор занимался борьбой. Житие не уточняет, каким видом борьбы он занимался, однако, памятуя о том, что в Греции была развита борьба, которая сейчас называется греко-римской, можно с большой долей вероятности предположить, что он упражнялся именно в этом виде спорта.
Святой Нестор жил в 306 году и был христианином. Однажды в Солунь приехал царь-язычник, который стал принуждать христиан отречься от своей Веры. Тех, кто не соглашался это сделать, он заставлял бороться со своим любимым борцом Лием, как сейчас скажут — супертяжеловесом. Вокруг арены были воткнуты копья лезвием вверх и побежденные сбрасывались на эти копья. Тогда святой Нестор вызвался побороться с Лием и победил его, сбросив на копья, за что был обезглавлен. Такова вкратце жизнь и подвиг покровителя борцов.
Но элементы греко-римской борьбы входят и в другие виды состязаний. По данной причине и борцы других стилей могут считать святого мученика Нестора своим покровителем.
В Оптиной Пустыни среди братии есть бывшие спортсмены-борцы, занимавшиеся «на гражданке» вольной борьбой, греко-римской борьбой, самбо, боксом.

Победоносец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *