Район улицы Петровки — настоящий заповедник истории и архитектуры Москвы, концентрация архитектурного наследия здесь зашкаливает. Вот, например, прямо напротив Константипольского подворья стоит старейший монастырь Москвы — Высоко-Петровский. Его территория занимает практически целый квартал между улицей Петровка, Крапивенским переулком и Петровским бульваром, и внутри оказывается гораздо больше, чем кажется снаружи. На самом деле, это огромный комплекс, который за один раз и не отснимешь.
Когда-то монастырь находился за пределами Москвы — в селе Высоком и защищал Москву с севера.

Высоко-Петровский монастырь имеет давнюю историю — ему более 700 лет, в ней отразилась вся история княжества Московского, а потом и государства Российского. Его основание связывается со временем Ивана Калиты, а название — с именем митрополита Петра, который Константинопольским Вселенским собором в 1339 году был причислен к лику святых. Расцвет обители приходится на 1680-1690-е годы, когда его главными жертвователями были Нарышкины – родственники Натальи Кирилловны, второй жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. Именно в это время формируется в целом существующий облик Высоко-Петровского монастыря. Его дальнейшая история отражает борьбу Нарышкиных и молодого Петра I за власть. Сам Петр активно укреплял Высоко-Петровсктий монастырь, тогда как его сестра Софья — Новодевичий.

На территории Высоко-Петровского монастыря разместились семь храмов. Основная часть современного архитектурного комплекса сооружена в XVII-XVIII веках.

Территория монастыря сложилась после присоединения в 1680 году нарышкинского владения и состоит из двух дворов: главного — северного, и хозяйственного — южного. Начнём с парадного двора монастыря.

План монастыря по первым этажам: 1 — Собор Петра Метрополита. 2 — Боголюбская церковь. 3 — Усыпальница К.П. Нарышкина. 4 — Колокольня с церковью Покрова над Святыми воротами. 5 — Настоятельный корпус. 6 — Церковь Сергия Радонежского. 7 — Братские кельи с палатами Нарышкиных. 8 — Монастырские службы. 9 — Толгская церковь. 10 — Церковь Пахомия над южными вортами. 11 — ограда.

Общий вид монастыря по Петровке. Фото 1980-х годов
Собор Петра Мирополита, церковь Толгской Богоматери, колокольня и церковь Боголюбская. Самое древнее здание Высоко-Петровского монастыря находится в центре его парадной площади. Собор, построенный в 1514-1517 годах является одним из самых ранних примеров столпообразных храмов в русском зодчестве. Восьмилепестковый нижний ярус храма несёт световой восьмерик, перекрытый сводом и завершённый гранёным шлемовидным покрытием.

В конце XV века Василий III задумал украсить Москву каменными зданиями и храмами, для этого пригласил в Москву итальянского зодчего Алевиза Фрязина Нового (Алевизио Ламберти ди Монтаньяно). Алевиз построил в Москве одиннадцать православных храмов. В их числе Архангельский собор Кремля, собор в честь Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря и собор во имя Петра Митрополита Петровского мужского монастыря на селе Высоком.

Во время реставрации собор восстановили в первоначальном виде. Так, оконным проёмам был возвращен прежний нерастесанный вид, кроме того грунт у южной стены собора был понижен на два метра. До реставрации собор Петра Митрополита выглядел вот так.
Собор Петра Митрополита
Церковь Боголюбская и усыпальница Нарышкиных. Постройку собора Боголюбской иконы Божией Матери датируют 1684 годом. На протяжении 100 лет она служила усыпальницей рода Нарышкиных. Гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви стояли рядами, наподобие великокняжеских гробниц в кремлевском Архангельском соборе. Это второй по значению храм монастыря. В декоре фасадов преобладают элементы традиционного узорочья: спаренные колонки, многопрофильный крепованный карниз, килевидные кокошники в обрамлении окон и в основании барабанов, которые украшены аркатурно-колончатым поясом.
Говорят, что Нарышкиных погребали в монастыре до эпидемии чумы 1771 года. До 1812 года каменные гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви были покрыты красным бархатом или сукном, а на каждом надгробии стояли образа святых. И когда французские солдаты ворвались в Петровский монастырь, они решили, что в гробах спрятаны несметные сокровища и вскрыли все могилы. Ничего не найдя, они похитили только дорогую ткань. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в пожаре. Их казнили перед монастырской стеной, выходящей на бульвар.
Усыпальница Нарышкиных. Небольшое каменное здание поставлено над могилой Кирилла Полуэктовича Нарышкина (1623-1691) — деда Петра I у Боголюбской церкви. Усыпальница отличается простотой наружной обработки. Внутри под сводом часовни находится сводчатый склеп.
Колокольня с церковью Покрова над святыми воротами. Основная вертикаль комплекса — колокольня, акцентирует главный въезд на территорию монастыря — Святые ворота. Святые ворота завершены открытой площадкой гульбища. Второй ярус — надвратная церковь Покрова, выше поднимаются два восьмерика колокольни, увенчанные небольшой главкой.
С 1703 года до конца XVIII века на колокольне существовали «немецкие» часы.
Святые ворота ведут с Петровки в парадный двор. Нижний ярус имел три арочных проезда, из которых средний был шире боковых.
Церковь Толгской Богоматери. Церковь в честь Толгской иконы Божией матери построена в 1744 году архитектором И. Ф. Мичуриным к югу от колокольни на средства Н. А. Нарышкиной в память о спасении Петра в Троице-Сергиевой лавре 8 августа 1689 г. от стрелецкого бунта 1689 года. Название свое получила, поскольку именно 8 августа (по ст. стилю) чествуется Толгская икона Богоматери.
Одноглавую церковь на подклети, прямоугольную в плане, бесстолпную, с пятигранной апсидой в стиле барокко возвели между колокольней и Братским корпусом. Западный фасад, на котором раньше в центре была икона, выходит на Петровку.
Церковь Сергия Радонежского (трапезная). Церковь стоит в середине монастырского комплекса, разделяя его территорию надвое. Представляет собой двусветный трёхапсидный четверик с примыкающей с запада трапезной и парадным крыльцом, на подклете, с гульбищем на аркадах. Построена как трапезная церковь в 1690-1702 годах в стиле нарышкинского барокко. Одновременно с церковью построены Братские кельи, соединенные с ней арочным переходом.
Центральный крест храма во имя Сергия Радонежского был украшен короной, чтобы показать, что здесь молельня будущего государя. При входе в храм было построено царское крыльцо. А Трапезная церковь повторила Трапезную Троице-Сергиевой Лавры в память спасения Петра I там во время стрелецкого бунта.
Дворы монастыря соединяются широким сводчатым проездом между Сергиевской церковью и Братскими кельями. В хозяйственный двор отправимся завтра…
Продолжение

Петров монастырь в Москве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *