Семья – древнейший институт человеческого общества – прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития через «большую семью», вмещавшую под одной крышей несколько поколений, живших в тесном контакте, к нуклеарной, так называемой «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей.
Можно согласиться с утверждением, что каждая культура порождает определенную нормативную модель семьи, точнее группу моделей. Структура нормативной модели включает в себя элементы – членов семьи, каждый из которых характеризуется определенным статусом, то есть позицией с определенными правами и обязанностями, с которыми связано соответствующее поведение.
Языческая семья. Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье в XII–XIV вв. Отношения мужа и жены в семье в те времена строились не на принципах доминирования – подчинения, а «на изначальной конфликтности», как полагает В. Н. Дружинин. Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях нередко главную роль играла «большуха» – старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее, природное и социальное пространство, а женщина доминировала во внутреннем пространстве – в доме и семье.
Аналогичную картину можно увидеть, как считает В. Н. Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу.
В целом же нормативная дохристианская модель семьи описывается таким образом: родители (отец и мать) могут находиться в различных отношениях: доминирования – подчинения или конфликта, борьбы. Родители (как целое) противостоят детям, одно поколение борется с другим. Дети всегда в подчинении.
Конечно, если рассматривать жизнь языческой общины, то невозможно обойти молчанием факты промискуитета.
Но здесь есть как минимум два соображения, позволяющие рассматривать эти факты объективно и вне современных моральных оценок.
Во-первых, необходимо учитывать специфику психического развития, психического статуса предков. Они были носителями архаического, мифологического сознания и, переживая «мистическую сопричастность миру», не выделяли четких границ собственного психического «Я».
Индивид был предельно «влит» в общность, а общность – в природу. В силу этого и поведенческие паттерны (в частности, в плане межполовых отношений) являлись в значительной степени инстинктивными и к тому же – выражающими совокупную общественную потребность в продолжении жизни. Связано это с тем, что «…на заре развития общества половые отношения людей, ничем еще не ограниченные, лежали в сфере чисто инстинктивных отношений. Однако начавшееся постепенное сужение круга возможных отношений брачной общности между полами говорит о том, что и эти отношения вступают затем в сферу сознаваемых отношений. Уже тот факт, что некоторые из них становятся запретными, предполагает возможность сознавания отношений родства».
Иными словами, когда человечество в своем развитии достигает уровня, на котором индивид сознает себя в качестве отдельной персоны, понимает границы своего психического «Я», его межполовые отношения становятся регулируемыми.
Во-вторых, даже в архаических сообществах существовало временно́е и целевое регулирование промискуитетных отношений.
Анализ текстов эротического русского фольклора показывает, что, например, «страмные» песни, игры исполнялись в строго определенные периоды времени, причем, как правило, представляли собой часть (акт) обряда. Вначале они сопровождали действо, затем с ростом числа культурных запретов стали играть иллюстративную роль, не комментировали происходящее в реальности, а лишь создавали вербальный символический образ.
Чаще всего такие произведения звучали в рамках свадебного обряда, на Святки, троицко-купальские праздники.
Уже в XVI в. Стоглав указывал: «Русалии о Иоанновы дни (то есть на Ивана Купала. – М. З.) и навечерии рожьства Христова и богоявления сходятся мужие и жены девицы на ночное плещевание и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание и на скакание, и на богомерзкие дела, и то бывает отрокам осквернение и девам растление». Свидетельство XVI в. подчеркивает четкую временную ограниченность подобных явлений.
«Исполнение подобных произведений… в любое иное время вызвало бы глубокое неприятие со стороны крестьянской общины и могло бы повлечь не только осуждение, но и определенные меры наказания».
Учитывая характерное для всего человечества на его ранних ступенях развития обожествление половой силы, сексуальности как творящего начала, становится очевидной цель исполнения таких произведений: способствовать плодородию, продолжению жизни.
Повторимся: развитие общества определяет изменение норм сексуального поведения. Промискуитет архаического человека – это следование порядку. Чем более усложняется система связей общества, тем более дифференцированным становится сексуальное поведение.
Древнееврейская семья. Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с ней, она рожала ему детей и он имел абсолютную власть над потомством.
Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде вендетты – кровной мести.
«Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар – отчасти чтобы как-то компенсировать родителям потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.
В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.
И мужчины, и женщины вступали в брак молодыми. Инцестуозные браки были запрещены законом. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака являлось укрепление семьи, предпочтительно состоящей из Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна была делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социального статуса у женщины фактически не было, и все решения принимались мужчинами. Многие женщины, по мнению Дж. Ларю, обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств – гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина.
Брак в древнем мире. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившимся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.
В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.
Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья – управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.
В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство.
Так, Клеопатра (69–30 гг. до н. э.) сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти, – супругой брата младшего. Каждый такой брак сохранял за супругами право владеть Египтом.
Первые законы Римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужьям – управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя Римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.
В период рабовладения в Древней Греции было известно четыре типа женщин: 1) матроны – респектабельные, замужние женщины, матери детей; 2) гетеры – образованные и одаренные женщины; 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) жрицы – служительницы различных культов, «мистические» женщины.
Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был здоровый, крепкий мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.
Европейский брак в эпоху Средневековья. На протяжении IV и V вв. Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые внедряли свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены, строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.
С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.
Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны, девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой – мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и своих будущих детей. Представления о серенадах требуют некоторого уточнения: их, как правило, распевали под окном чужих жен. Но следует учитывать, что, в то время как женатый рыцарь пел под окном чужой жены, под окном его собственной супруги мог находиться другой мужчина. Представление о трубадурах Средневековья неплохо совмещается с образом «рогоносца».
К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.
Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.
В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя, Отца и Учителя является, как справедливо отмечает Б. И. Кочубей, характерной чертой патриархальной культуры.
Сделаем небольшое отступление для иллюстрации справедливости обратной связи: Вождь – Отец и ее распространенности в годы сталинизма. Д. Ранкур-Лаферриер приводит такую историю:
«Девочка трех с половиной лет однажды пришла домой и объявила своему отцу: «Ты мне больше не отец”.
«Что это значит – я не твой отец!” – воскликнул он в ужасе.
«Ты мне больше не отец, – повторила она. – Сталин мой отец. Это он дает мне все, что у меня есть”».
В этой ситуации любой отец, вступавший в спор со своим ребенком, ставил под угрозу себя и свою семью.
Вообще, как точно подмечено В. Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее, модели христианской семьи. Как отмечает В. Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную божественную и реальную, земную.
Идеальная христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Она строится на основе принципа власти – совмещения ответственности и доминирования. Иерархия по шкале доминирования – подчинения такова: отец – сын – мать. По шкале ответственности иерархия иная: отец – мать – сын. Жена находится в подчиненном положении, вместе с тем это положение предполагает включение жены в сферу психологической близости.
Кроме идеальной божественной семьи христианство предлагает вариант «земной» реальной семьи. Слова «Святое семейство» характеризуют земную семью Иисуса Христа: его самого, приемного отца – Иосифа, Деву Марию.
Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь – ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог-Отец. Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи. На шкале ответственности за семью члены ее располагаются в следующем порядке: отец – мать – сын. На шкале доминирования (причастность Божественной сущности) последовательность противоположна: сын – мать – отец. Психологически Мария ближе к сыну, а сын к матери, чем оба к отцу.
Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, девы Марии, акцентируется ее психологическая близость не только к сыну, но и к отцу (непорочная жена Бога-отца).
Напротив, протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было роль девы Марии. Семья протестантов – это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер выступал против традиционного таинства брака, считал целью последнего рождение детей и совместную жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы, освященной религией. Сведение на нет роли матери привело к ожесточению нравов, например в кальвинистских семьях (до 12–13 месяцев детей вскармливала кормилица, с 10–12 лет их отправляли учиться в соседские семьи). Вместе с тем к ХVII в. в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.
Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях, принятые в Европе, были перенесены в Новый свет первыми поселенцами. Например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго преобладали в колониях. Постепенно женщин нагрузили многими обязанностями при весьма малых правах. Они не могли владеть собственностью, подписывать бумаги. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображения удобства.
Основные каноны христианского брака заключаются в следующем: «цель – предотвращение соблазнов и разврата, предназначение – рождение себе подобных, условия – нерасторжимость, моногамия, публичность, церковное благословение, согласие обеих брачующихся сторон, исключение родственных союзов и т. п.».
Структура идеальной православной семьи является производной от общехристианской модели. Но выбор православие делает в пользу божественной семьи, а не «Святого семейства». Доминирует в триаде Бог-отец. Он как бы правит миром семьи издали, не присутствуя в нем. Мать и дитя предоставлены сами себе, но периодически ощущают незримую и грозную власть отца. А в целом божественную триаду можно представить так: отец – сын – мать.
Менее выражена ответственность Бога-отца. Отвечает за дела семьи мать. Сын психологически ближе к матери, чем к отцу, а мать также ближе к сыну, чем к отцу. Большая психологическая близость матери к сыну воплощается в доминировании одной из двух ипостасей Марии – роли матери. В православном вероисповедании роль Богородицы превалирует над ролью жены и, соответственно, материнское отношение – над отношением любовным (отношением полов). Не случайно в православной культуре нет акцента на эротических отношениях между супругами: они не отрицаются и не репрессируются, а как бы признаются малозначительными.
В христианском Писании затронуты некоторые касающиеся сексуальных отношений вопросы, однако сделано это в свете убежденности в приближении конца времен, скорого пришествия Христа и установления христианского Царства Божия.
Следовательно, во всех семейных отношениях присутствовал этот «эффект времени».

Найдите в списке характеристики патриархальной семьи. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать разницу между патриархальной и партнерской, нуклеарной и расширенной семьей. Для примера разберем задания из тестов прошлых лет по этой теме.

Задание 1. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Правильный ответ: 156

Задание 2. В семье N. под одной кры­шей живут су­пру­ги, их дети, внуки и пра­вну­ки. Гла­вой семьи яв­ля­ет­ся стар­ший муж­чи­на, чьи ре­ше­ния обя­за­тель­ны для осталь­ных до­мо­чад­цев. Жен­щи­ны за­ни­ма­ют­ся до­маш­ней ра­бо­той, а муж­чи­ны обес­пе­чи­ва­ют ма­те­ри­аль­ные усло­вия су­ще­ство­ва­ния семьи. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­ной семьи и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) нук­ле­ар­ная
2) партнерская
3) тра­ди­ци­он­ная
4) мно­го­по­ко­лен­ная
5) де­мо­кра­ти­че­ская
6) мо­но­гам­ная
Правильный ответ: 34

Задание 3. В сто­ли­це од­но­го из ев­ро­пей­ских го­су­дарств про­жи­ва­ет семья, со­сто­я­щая из су­пру­гов и двоих детей. Муж и жена ра­бо­та­ют в ре­клам­ном биз­не­се, сов­мест­но ре­ша­ют все во­про­сы жизни семьи. Еже­год­но, вме­сте с детьми они об­суж­да­ют во­про­сы ор­га­ни­за­ции лет­не­го от­ды­ха, при­ни­ма­ют ре­ше­ния о при­об­ре­те­нии всех круп­ных по­ку­пок. Ука­жи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не ха­рак­тер­ные при­зна­ки семьи, опи­сан­ной в за­да­нии.
1) де­мо­кра­ти­че­ская
2) пат­ри­ар­халь­ная
3) парт­нер­ская
4) нук­ле­ар­ная
5) мо­но­гам­ная
Правильный ответ: 1345

Задание 4. Най­ди­те в при­веденном ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки пат­ри­ар­халь­ной (тра­ди­ци­он­ной) семьи. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) сов­мест­ное про­жи­ва­ние не­сколь­ких по­ко­ле­ний
2) при­ня­тие ре­ше­ний всеми чле­на­ми семьи
3) эко­но­ми­че­ская са­мо­сто­я­тель­ность жен­щи­ны
4) ор­га­ни­за­ция быта как ос­нов­ная эко­но­ми­че­ская функ­ция
5) жесткое рас­пре­де­ле­ние муж­ских и жен­ских обя­зан­но­стей
6) сов­мест­ная про­из­вод­ствен­ная де­я­тель­ность
Правильный ответ: 156

Патриархат и матриархат — сравнение

Плюсы патриархата для мужчин

Ощущение счастья от того, что:
— тебя любит жена, настолько сильно, что готова пожертвовать своей жизнью ради тебя;
— ты любишь жену настолько сильно, что готов отдать жизнь, ради ее;
— тебя слушается и уважает жена;
— у тебя есть внутренний стержень, принципы, развита сила воли;
— тебе приятно возвращаться домой, быть дома – там ты хозяин, глава семьи;
— жена даёт секс по твоему желанию, а у тебя получается доводить ее до оргазма (потому что высокий тестостерон, а жена видит в тебе сильного мужчину);
— у тебя много детей, которые растут на правильном примере перед глазами – папа глава семьи, мама слушается папу, а значит и в их семьях будет такой порядок, следовательно будет много внуков и это прекрасно;
— тебя слушаются и уважают дети, потому что слушается и уважает жена;
— ты любишь своих детей, а они тебя;
— ты понимаешь свою силу так как сумел покорить и подчинить себе жену. Живёшь в патриархате, а большинство мужчин в современной России живут либо соперничая с жёнами, либо вообще «под их каблуком».
— твоя семья крепкая и устойчивая, в отличие от 80-90% семей России, которые разводятся за первые 5 лет своей жизни.
— жена хочет тебе угодить в кулинарии и готовит блюда ресторанного уровня по заранее составленному меню.
— жена изучила несколько видов массажа и регулярно делает тебе его.
— жена всегда рада тебя видеть — встречает с улыбкой и поцелуем.
— тебе настолько хорошо по жизни, что вообще не тянет на табак и алкоголь. Нет необходимости «убегать» от своего собственного мозга.
— жена моет тебе ноги, натирает их маслом, если ты разрешишь.
— сделал свою жену счастливой.

Плюсы патриархата для женщин

Ощущение счастья от того, что
— тебя любит муж, так сильно, что готов ради тебя отдать свою жизнь;
— ты настолько сильно любишь своего мужа, что готова отдать жизнь ради него;
— муж защищает тебя от проблем внешнего мира, содержит и обеспечивает;
— что твой муж может укротить тебя, подчинить себе, поставить на место. Его сила тебя заводит;
— у мужа есть внутренний стержень, принципы, развита сила воли;
— ты получаешь оргазм в постели, так как муж у тебя имеет высокий уровень тостетрона + физически вынослив, поэтому может делать это долго;
— твой муж один из самых сильных среди мужей родственниц, подруг и знакомых;
— у вас много детей и ты очень их любишь, а они тебя;
— дети уважают и слушаются отца, а он проявляет инициативу в мероприятиях по их развитию и воспитанию;
— ваша семья крепка и устойчивая, а почти все подружки уже развелись;
— твой муж идет до конца и никогда тебя не бросит, а многих твоих подружек бросили парни, после того как наигрались ими в кровати;
— от того, что у вас будет много внуков.
— от того, что ты духовно развилась (и будешь развиваться дальше) – слушаешься мужа, в то время как 90% жен в России качают права, считая себя очень умными (в этом они заблуждаются).
— что сделала своего мужа счастливым.

Минусы матриархата для мужчин

Ты несчастен и страдаешь от того, что:
— жена превратилась в врага – спорит с тобой, мотает тебе нервы. Где нет иерархии — там беспредел;
— не слушается, не выполняет свои обязанности – куча грязной посуды, невкусная и однообразная еда.
— тебя не любит жена, а ты ее;
— жена выматывается от работы вне дома за деньги + от работы по дому.
— не можешь довести жену до оргазма, так как от вечных споров у тебя упал тестостерон и тебе вообще не особо хочется спать с женой, так как она ведёт себя как мужчина.
— что жена не хочет рожать много детей – одного, двух, аргументирует это различными отговорками (например что денег мало).
— что детей воспитывают чужие люди (обычно женщины), а им все равно на твоих детей.
— что дети видят как папа и мама ругаются, делать власть, и от этого обоих родителей не уважают, так как видят их слабость.
— что заедая стресс ты набрал лишний вес и теперь в твою сторону не смотрят красивые девушки;
— что одурманивая мозг алкоголем ты стал страдать от алкоголизма и достойные люди видят это по твоим глазам и лицу и не хотят находится в твоей компании;
— что от постоянного стресса расшаталась твоя нервная система. Психосоматика разрушает здоровье физического тела.
— что ты потерял свою силу, стал пассивным.
— что понимаешь, что не смог стать хорошим мужем, и сделать свою жену счастливой.
— что твоя семья умерла – развод, алименты и так происходит со всеми семьями, которые ты создавал.
— что ты понимаешь что у тебя никогда не будет счастливой семьи – от этого опускаются руки, возникает апатия и депрессия. Пропадает смысл жить.
— матриархат порождает матерей одиночек, а 80% преступников воспитываются матерями-одиночками (из криминальной статистики). Дети, при матриархате, имеют большие шансы попасть в тюрьму. Пример из жизни в этой статье.

Минусы матриархата для женщин

Ты не счастлива от того, что:
— тебе не повезло с мужем, он какой-то слабый, хотя вначале отношений был мужественным и сильным, но ты его попыталась подмять под себя (сама не знаешь как это вышло – само собой), а он поддался и «залез под твой каблук»;
— тебя не любит муж, а ты мужа.
— тебе тяжело на работе, эти вечные пробки и давка в метро, ты мечтаешь о выходных и отпуске.
— тебе приходится брать на себя ответственность за семью — муж стал пассивным и безынициативным. Обязанность постоянно принимать решения изматывает тебя. Хочется опереться на сильной мужское плечо, почувствовать себя слабой девочкой.
— тебя не удовлетворяет муж в постели – он может лишь несколько минут + ты не видишь в нем не мужчину, а тряпку-подкаблучника. Не задумывались о феномене женского секс туризма из России в Турцию или почему среди русских женщин популярны кавказские мужчины? В обоих случаях причина — эти мужчины сохранили свою мужскую силу, могут легко поставить свою женщину на место (и ставят). Но какое отношение к русским женщинам у мужчин воспитанных в патриархальных обществах? Догадайтесь сами…
— муж начал пить (по вине жены в 99% случаев);
— не смогла стать хорошей женой и сделать своего мужа счастливым;
— что муж не проявляет инициативы по отношению к детям, не занимается с ними, так как ему стыдно за то, что он не смог сохранить лидерство в семье, и его за это никто не уважает.
— дети не любят своего отца.
— дети растут эгоистами, так как отец ими не занимается (опустил руки), а у тебя на это не хватает сил, времени и постоянной твёрдости характера;
— ты от всего этого устала и думаешь о разводе. 80% разводов в России происходят по инициативе женщин.
— матриархат порождает матерей одиночек, а 80% преступников воспитываются матерями-одиночками (из криминальной статистики). Дети, при матриархате, имеют большие шансы попасть в тюрьму. Пример из жизни в этой статье.
Пункты ниже присланы девушками, которым ближе матриархат, чем патриархат (их слова в кавычках). Прокомментируем их.

Минусы патриархата глазам матриархальных девушек.

— «ты полностью зависишь от мужчины, даже если все было хорошо по началу, не факт, что человек не изменится в худшую сторону. И в этом случае ты не сможешь уйти из ада».
Данная проблема актуальна для молодых парней, которые еще не проверены реальной жизнью. В 20 лет большинство парней думают, что достигнут успеха и транслируют эту уверенность девушкам, которых хотят получить. Эти девушки отдают себя им, но проходит время и оказывается что её парень слаб, достигнуть чего-то в жизни не может, от этого он разочаровывается в себе, опускает руки, начинает злиться и пить. Жизнь его спутницы точно превращается в ад. Хотя и в этой ситуации можно все наладить — превратить слабого парня в сильного парня.
Или еще чаще они просто бросают уже надоевшую молодую женщину и берут новую.
Хотя по правилу «Слава Богу за все» эта трагедия на личном фронте может заставить женщину переосмыслить свою позицию, и больше не идти за удобного, но слабого, человека, а пойти за сильного через подстраивание под него — нужно будет побороть свою гордыню.
Правильное решение идти за того, кто уже минимум лет 7-8 занимается своим делом (работа, бизнес и т.д.). За эти годы станет ясен его потенциал, в том числе в духовной сфере.
Человека, который превращает жизнь близких в ад, легко можно будет распознать в этом возрасте, а в 20 лет это еще «кот в мешке» (неизвестность).
Но выбирать холодной головой девушки, как правило, не могут – влюбчивые очень, теряют голову, а после сами не понимают как все так произошло (инстинкты, гормоны), поэтому в патриархальных обществах отец семейства проверяет (анализирует) потенциальных женихов и отказывает тому, с кем его дочь может попасть в неприятную историю.
— «Он манипулятор. Не хочешь делать как ему надо? Получай наказание».
То же самое происходит в жизни любого человека, только управляют жизненные законы.
Девушки Вы думаете что свободны? Нет. Например:
— подруга пришла в том же платье – вы не довольны (вы очень зависите от общественного мнения, своего мнения у вас, как правило, нет);
— что вы читаете в женских журналах, видите в женских фильмах, то вы и делаете (матриархальная прошивка от туда в том числе) – все знания в вашей голове кто-то вложил, вопрос только друг он вам или враг?
— если очень много едите – полнеете. Нельзя много есть и не полнеть;
— если быть циничной по отношению к парням – никогда не будет счастливой семьи;
— если нет внутри доброты – жизнь становится несчастливой.
То есть мы живем в мире, где действует закон причины и следствия (что посеешь, то и пожнешь). Нами управляет вселенная, если хотите Бог.
А что такое манипуляции? Это управление. Управление само по себе это ни плохо, ни хорошо, а вот управление от доброго и мудрого человека – это хорошо, а от злого и глупого – плохо.
Быть под управлением доброго и мудрого человека это счастье для его подчиненных, потому что он думает о благе своих людей, и самым коротким путем приводит их к процветанию – это элементарно)).
По поводу наказания – в наш век массовых разводов, абортов, безотцовщины люди сами себя так наказывают, что врагу не пожелаешь, на этом фоне наказания от мужа — мелкие и безобидные (это дозированные мероприятия, негативные для жены, которые помогают ее оградить от той безграничной боли, через которую учит людей жизнь, жизнь обычно учит очень больно).
Так же как отец дает ремня сыну, и благодаря этому он позже не попадет в тюрьму.
Что для сына тот ремень – добро или зло? Вроде бы зло – попе больно, но если через это сын научится не делать зла, и после, благодаря этому, не попадет в дурную компанию, из которой часто заезжают в тюрьму, то добро.
— «Он не считает вас за личность, хобби не направлены на интересы семьи (косплей, путешествия, участие в музыкальной группе)? Забудь про них»
Патриархальный мужчина видит в своей жене личность и разрешает ей хобби, которые не навредят ей. Он охраняет ее как отец охраняет своих детей.
Например косплей это когда жена оденется в манга стиле, поедет на некий фестиваль (одну отпускать нельзя – нужно сопровождать) и ее там будут фотографировать, а после (что она не понимает) на нее будут мастурбировать ребята в интернете.
Хочется ли мужчине чтобы на его жену мастурбировали другие мужчины? Нет, поэтому решение такое – одеваться косплейно можно, но только для мужа.
У любого человека есть тонкий план (аура), когда девушка показывает себя многим парням в привлекательном виде, а те думают о сексе с ней (а мужчины заточены на это – инстинкт размножения), то она теряет свою женскую энергию. Можно сравнить это с ментальным изнасилованием.
Хочет ли любящий муж чтобы его жену ментально насиловали? – Нет.
Путешествия – только с мужем.
Участие в музыкальной группе – карьера в шоу-бизнесе не совместима с полноценной счастливой семьей (репетиции, гастроли и т.д.) Подавляющее большинство людей из шоу-бизнеса не счастливые в личной жизни. Многие певцы сидят на наркотиках.
«У него все деньги, типа, женщина не может даже себе шоколадку купить? Эм, ну ладно это, но даже прокладки? Тампоны?»
Да даже это. Шоколад муж купит сам, но в объеме, который не навредит здоровью жены.
Вот вы пишите тампоны, а они вредны для здоровья. Муж не купит их вам, из-за заботы о вас, а сами бы вы их купили. Сами себя накажите из-за недостатка образования в этой теме (так обычно в жизни и происходит).
В чем проблема, обычно женщины смотрят только на шаг вперед, а мужчины на десять шагов вперед.
Мышление мужчины – мышление прогнозиста, мышление женщины – мышление человека который много хочет, и не умеет себя ограничивать.
Был такой эксперимент (примерно) – детям давали конфету и говорили что если вы не съедите ее некое время, то получите еще больше конфет.
Все девочки и часть мальчиков съедали конфеты, часть мальчиков с мудрым терпением охотника проходили испытание.
Для того чтобы семья жила лучше, все покупки должен контролировать мужчина.
— «И даже одежда на его выбор, он считает красный цвет сигналом «доступности», а ты красный любишь? Забудь»
Когда вы будете любить человека, то сами будете хотеть носить только то, что ему понравится, из-за желания быть для него привлекательной. Это очевидно.
Влюбленная девушка это пластилин – лепи из неё что хочешь, а если лепиться не хочет, значит не заинтересована в вас.
Любовь нельзя встретить (лишь влюбленность), любовь можно только создать в своем сердце через тысячи часов действий направленных на благо того, кого любишь (в кого вкладываемся, того и любим). Жена становится по-настоящему любящей к мужу, только на 4ом — 5ом ребенке (по опыту многодетных мужей). Хотите испытать настоящую любовь от жены? Родите 5 детей и жена начнет вас любить, так как вы даже представить себе не можете.
Большинство мужчин, которые ко мне обращаются, никогда не любили женщины. Только быстро проходящая влюбленность. Недолюбленность в наше время это норма.
Как вы поняли из вышеперечисленных пунктов, патриархат это счастье и жизнь для всех кто в нем живет, а матриархат это несчастье и смерть для всех кто в нем живёт. Смерть не быстрая, но растянутая во времени, смерть для семьи, рода.
Кто виноват в матриархате? Мужчины, которые настолько расслабились, что стали неспособны держать своих женщин в рамках нормы через воспитание.
Жену воспитывать тяжело, это трудный путь, но легкий путь – смириться с ее с матриархальной прошивкой (наблюдается у подавляющего большинства современных девушек в России) означает сделать зло себе, ей и вашим детям, то есть всей семье.
С уважением, семейный психолог Игорь Благов.

Традиционные ценности – что мы имеем в виду

– Часто можно услышать: «Все проблемы от того, что мы ушли от традиционных ценностей», а что такое эти самые традиционные ценности?

– Ценность – это то, через что удовлетворяется потребность. А удовлетворена потребность или нет – мы узнаем благодаря чувствам. Если есть неудовлетворенная потребность – мы испытываем неприятные чувства. И наоборот, если потребности удовлетворены – чувства приятные. Чувства и эмоции – это наша сигнальная система.

В современном мире мы слишком уповаем на свой разум, чувственно-эмоциональная сфера задвинута. Есть такая распространенная проблема, некоторые считают ее главной болезнью XXI века – алекситимия, неспособность осознавать и называть собственные чувства, как следствие – неспособность к эмпатии, к пониманию и приятию чувств других людей. Один не может понять другого, если не понимает, каково ему самому. В близких отношениях чувства, эмоции играют огромную роль. Важно дарить их друг другу.

Через традиционные духовные ценности мы удовлетворяем свои душевные потребности и дарим друг другу приятные чувства.

– Мы хотим от партнера удовлетворения потребностей?

– Люди потому и создают семьи, чтобы жилось лучше, чтобы было больше приятных чувств, которые говорят нам о том, что больше нет этой нужды, той нужды… Если в супружестве мои потребности удовлетворяются хуже, чем если бы я жил один, и оттого у меня много неприятных чувств, – такая семья дисфункциональна, она не выполняет своей основной задачи и обречена на развал, или должна измениться – выйти в функциональность, но над этим нужно взаимно начать трудиться.

– А как трудиться?

– С моей точки зрения, современным людям нужно проходить курсы, как быть мужьями, женами, папами, мамами, подобно тому, как, прежде чем получить права на езду на автомобиле, человек учится на курсах, изучает теорию и практику с инструктором, сдает экзамен в ГИБДД. Людей нужно учить осознавать и называть свои чувства, правильно их выражать, понимать чувства других людей, правильно выстраивать диалог с супругами, с детьми…

– А почему раньше было меньше разводов, хотя люди специально не учились?

– Я уже говорил, что раньше помогали традиции, на уровне быта. Это традиции, воспринятые от родителей: все роли были расписаны, не надо было придумывать, как относиться невестке к свекрови, кто главный – дед или отец. Так вопрос даже не ставился, из поколения в поколение передавались поведенческие паттерны.

– А что у нас сегодня? Психотерапия?

– Гуманистическая психология исходит из того, чтобы сделать лучше самому человеку здесь и сейчас, и чаще всего, если в семье нелады, это можно сделать ценой развода. От современного светского психолога можно услышать фразу: «Ты имеешь право на счастье, разводись». С моей точки зрения, это недопустимая вещь, психолог, как и священник, не должен рекомендовать или даже навязывать людям развод как метод решения семейной проблемы.

– Но ведь мы действительно имеем право на счастье. Для чего страдать, если брак не удался?

– Если у тебя голова болит, это не повод идти к гильотине и отрубать ее. Ампутация – это форма лечения, но не всегда лучшая. В функциональность можно выйти. Мне хорошо, когда мои потребности удовлетворены, мне плохо, когда мои потребности не удовлетворены. Про физические потребности мы знаем: есть, дышать, спать, быть в тепле, не болеть. Потребности есть у души – в безопасности, признании, достижениях, автономии, принадлежности, любить, быть любимым. Если я что-то делаю, я должен понимать, зачем я это делаю.

Для всех людей важен поиск смысла жизни. Потребности, как я уже говорил, удовлетворяются через ценности.

И здесь мы приходим к понятию «традиционные ценности» – любовь, верность, честность, дружба, поддержка, взаимопонимание. Это то, что ищет каждый человек.

И если этого у меня в семье больше, чем когда я жил один, если мои потребности удовлетворяются в этой семье, то зачем я буду из нее уходить. А вот если в семье мне стало менее безопасно, я не чувствую дружбы, поддержки, в мое пространство постоянно вмешиваются или меня постоянно бросают, предают, или если в семье постоянные проблемы с наличием еды, воды, возможности выспаться…

– Разве можно починить такую семью?

– Если хотя бы один не хочет чинить – невозможно. Если оба хотят – как бы плохо им ни было, – помочь им можно. Брак – это самая лучшая школа любви.

Когда повзрослеет мужчина

– Гендерная революция стирает границы в воспитании мальчиков и девочек?

– Не только я, но и несколько моих знакомых психологов за то, чтобы мальчики и девочки до определенного возраста учились отдельно. У них разные скорости развития. До определенного возраста мальчик несколько отстает. В начальных классах девочки – отличницы. Ближе к старшим классам мальчики догоняют, но за это время у них формируется ощущение, что девочки во всем первые. В Великобритании до сих пор есть обычные школы, где мальчики и девочки учатся вместе, а есть раздельные младшие и средние школы для девочек и для мальчиков, но они – частные и дорогие, только очень богатые люди могут позволить себе обучение детей в таких школах, и в них учится будущая элита их государства. Но никто не называет Великобританию отсталой страной из-за этого.

Мальчики и девочки, до определенного возраста учившиеся отдельно, как ни странно, потом легче находят общий язык, легче взаимодействуют, у них меньше комплексов, особенно у молодых людей.

В наши дни, когда мальчик учится достаточно долго с девочками, которые в учебе его обгоняют, дома всем руководит мама или бабушка, в школе – учительница, он привыкает слушаться женщин, признавать их лучше и умнее себя, а потом не может понять, почему, когда он женится, его жена начинает обвинять его в инфантилизме, несамостоятельности и безответственности. Вследствие ряда причин процесс взросления современных людей вообще оказался заторможен.

– А когда современная женщина становится женщиной, а мужчина – мужчиной?

Любовь Дягилева

– Про мужчин могу сказать – где-то к сорока годам, ну, может, кто-то к тридцати пяти. А вот про женщин лучше расскажет моя жена.

Любовь Дягилева:

Не все мужчины в двадцать с чем-то лет готовы взять на себя ответственность содержать семью. Мужской инфантилизм часто встречается. Поэтому бывает, что хозяином собственной жизни, главой семьи мужчина чувствует себя годам к сорока пяти. Женщина тем временем тащит на себе больше, чем это требуется. Быть бой-бабой устаешь, но пока мужчина не возьмет свои задачи на себя – деваться некуда.

И тут палка о двух концах. Когда женщина чувствует себя ответственной за детей, за бюджет, влезает в дела мужа – это говорит о ее безвыходном положении. Я сама пережила такой опыт, когда казалось, что я вынуждена быть ответственной за все. В тот период я не чувствовала себя женщиной. Когда смогла отдать супругу не свои задачи, а он – взять их на себя, тогда все встало на свои места. Сейчас я ощущаю легкость, ответственность за себя, за свой финансовый рост, но где-то подспудно в моей модели семьи мужчина – главный.

Я хочу, прислонясь к его плечу, вместе идти в семейной жизни. И чисто психологически я не беру на себя мужские задачи. Здесь очень важно доверять. Я не за патриархальную модель, но хорошо, когда есть партнерство, в котором каждый понимает свою роль.

Протоиерей Александр Дягилев – настоятель храма святого праведного Симеона Богоприимца в Скачках города Санкт-Петербурга, председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, председатель правления Благотворительного фонда поддержки семьи «Добрый дом», психолог.

– Иногда мы говорим «на Руси» и подразумеваем именно патриархальный семейный уклад. Когда и почему он сформировался?

Протоиерей Александр Дягилев

– Патриархат сформировался в самом начале человеческой истории по очень простым причинам. Какое главное преимущество мужчины перед женщиной? Физическая сила. Среднестатистический мужчина крупнее и сильнее среднестатистической женщины.

Когда в дикой природе стоит вопрос выживания, это преимущество становится ключевым для определения социальных ролей и статуса. Строить дом, таскать камни, копать колодец, убить медведя или кабана, валить деревья… Кто все будет делать? Конечно – мужчина! Женщину на такое не отправишь, в том числе и потому, что она репродуктивный ресурс. На все риски и опасности идет мужчина – строитель, добытчик, воин, охотник.

Задача женщины – хранить семейный очаг и рожать, рожать, рожать. Во-первых, для обеспечения выживаемости рода, во-вторых, пенсии нет – кто будет кормить стариков? Безусловно – дети, а если есть много детей – то это означает обеспеченную старость. А давайте еще вспомним, какая высокая была детская смертность. Сколько из рожденных выживет – неизвестно, значит, надо рожать с запасом. Подрастающие мальчики – это папины помощники в хозяйстве и будущие защитники, девочки – помощницы маме, кроме того, их можно будет потом выдать замуж за соседей и таким образом наладить с ними особые отношения. Родня на тебя уже не будет нападать, поэтому девочки становятся определенным гарантом стабильности.

– А почему подобная ситуация наблюдалась в Древнем Риме, Греции, Египте? Ведь цивилизация была достаточно развита.

– Массовой урбанизации в античном мире не было. Как бы ни были велики Фивы, Афины, Рим или Александрия, бо́льшая часть населения все равно жила в сельской местности по таким же законам. Кроме того, приходилось физически много воевать, физически тяжело трудиться. Механизация существовала, но, поскольку оставались рабы, сильного развития она не получала – бесплатной рабочей силы было слишком много. А женщина оставалась инструментом для рождения детей. Мужчина же имел возможность получить образование, был более мобилен, будучи не привязанным к дому, детям, позволял себе дальние походы, путешествия, у него был шире кругозор. Имея в руках все ресурсы, он был хозяином и принимал решения.

– То есть женщина расплачивалась за возможность производить детей?

– Отчасти так. Ее задачей было рожать и заниматься домашним хозяйством. Так жили ее мамы, бабушки. Ей в голову не приходило, что может быть как-то иначе. Это продолжалось до начала XX века, пока человечество жило в аграрном обществе, для которого характерно наличие традиций.

– Из века в век одно и то же. Что и когда коренным образом изменило ситуацию?

– Несколько процессов, которые начались в XIX веке. Эмансипация – женщины начали расширять свой кругозор, раскрывать свои возможности, получать высшее образование, стали бороться за свои права. Урбанизация, которая была спровоцирована индустриальной революцией и отменой крепостного права – общество из аграрного стало стремительно превращаться в индустриальное. Научный прогресс и развитие доступной медицины привели к тому, что из 10 рожденных детей часто стали выживать все 10. Куда их девать? Кусок земли по-прежнему уходил старшему сыну. Все остальные дети подрастали и должны были как-то устраивать свою жизнь.

К началу XX века большое количество бедного необразованного населения сконцентрировалось в городах, которые оказались не готовы к такому нашествию. Они только и могли, что грузчиками работать. Среди таких людей начинал свое служение святой праведный Иоанн Кронштадтский, о чем можно почитать в его житии. Ютились они в жутких бараках, их окружали болезни, проституция, алкоголь, бандитизм – в такой среде зарождалась будущая революция. Первая мировая война, две революции, гражданская война, волна репрессий, Вторая мировая война, еще одна волна репрессий – в это время физически уничтожалось большое количество мужчин. В том числе самые ответственные, сильные, смелые. Кто первым шел в атаку, кто не прятался за спины товарищей – тому доставалась первая пуля. Кого раскулачивали? Сильных, смелых, работящих, не боящихся принять решение и последовательно его выполнять. Почти все легли костьми на поле боя и в лагерях ГУЛАГа. А те, кто умудрился выжить и вернуться домой, пройдя через все эти ужасы, стали безбожно пить. Бывало так, что вернувшийся с фронта или из лагеря отец становился сущим наказанием, потому что пропивал последнее.

Женщины тем временем уже массово стали получать образование наравне с мужчинами, научились быть инженерами, во время войны были вынуждены вставать за станки, водить автомобили, трактора и паровозы. Индустриализация дала миру машины – их огромная сила стала приводиться в действие просто нажатием нужной кнопочки. А нажать кнопочку может и женский палец. Это был конец эпохи, когда превосходство мужчины было обусловлено его физической силой и лучшей образованностью.

– Получается, войны заставили мужчин признавать право женщин вставать за станок, садиться за руль. В советское время мы пришли к матриархату?

– Это называется патриархально-матриархальная семья. Когда по старинке декларируется, что мужчина – главный, но фактически рулит мама или старшая женщина в семье. Как правило, у кого ресурсы – тот и главный. А поскольку мужской алкоголизм стал массовым явлением… Мне рассказывали, как в 1960-е женщины выстраивались на проходной Кировского завода в две шеренги, чтобы поймать своего мужа на выходе в день получки. Потому что, если вот сейчас у него получку не отберешь – он ее пропьет и до дома вообще ничего не донесет.

– А зачем женщинам были нужны эти мужчины? Зачем они цеплялись за такой, в сущности, якорь?

– Отличный вопрос! Но, простите, без мужиков дети не родятся. И потом, мужчина «должен» быть в семье, так принято еще с патриархальных времен. А в послевоенное время мужчина – редкость, и иметь его в доме – это статус. Плюс розетку починить, кран прикрутить…

– Но мужчин на всех женщин все равно не хватало?

– Не хватало. Но какая ситуация была в советское время? В Бога верить нельзя, Библию читать нельзя. Морально-нравственные нормы, с одной стороны, еще остаются, по привычке, а с другой – под вопросом. Изменять вроде как плохо, все это понимают, но при этом – а почему бы и нет? «К соседке муж с войны вернулся, а ко мне не вернулся. Соседка мужа ругает, что он пьет, а я ему налью, так он сам ко мне придет и сделает мне ребеночка». Появились мамы-одиночки. Это даже стали социально поощрять.

Уже тогда институт семьи дал серьезную трещину. Зачем хранить верность? Непонятно. Разводы, которые до революции встречались в единичных случаях, стали происходить все чаще и чаще. Параллельные истории у супругов стали обычным делом. Стадия патриархально-матриархального общества – переходная и длилась от сороковых до шестидесятых годов. После войны мы еще пытались играть в патриархат. Фактически же свои лидерские качества и мужское начало мужчина реализовывал на стороне, либо с другой женщиной как любовник, либо в гараже, либо на рыбалке с мужиками. Мужское восприятие жизни претерпело изменения, возник вопрос: «А зачем мы нужны? Женщины и без нас прекрасно справляются. Что им нужно от нас? Секс и кран починить, а что дальше? Пойду-ка я на охоту и рыбалку. Удочки для приличия можно взять, но рыбалка, как известно – это та же пьянка, только в сапогах».

Патриархат

Патриархат в семье предполагает авторитете и единовластии мужчины. Многие исследователи считают, что история человечества изначально складывалась как история патриархата (мужского доминирования).

Так, английский социолог Э. Гидденс писал, что большинство известных обществ являлись патриархатными, хотя имеются различия в степени патриархатности и вариации власти мужчин.

«Хотя роли, которые играют в различных культурах мужчины и женщины, могут существенным образом различаться, до сих пор не обнаружено такое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины»

Всеобщая распространенность патриархата, по мнению исследователя, обусловлена не господством мужской физической силы, а в первую очередь материнскими функциями женщин, ввиду того, что роды и уход за детьми делают женщин реально зависимыми от мужчин во всех отношениях, в том числе и в материальном.

Патриархальный тип семьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *