Ножки, ножки! Я вас знаю,

Я вас утром одеваю.

Ручки, ручки! Я вас знаю,

Я водой вас умываю.

Пальчики я тоже знаю,

Ими нос я ковыряю.

Если носик ковыряю,

Значит, где он тоже знаю.

Зубки, зубки! Я вас знаю,

Вами всё подряд кусаю.

Щёчки, щёчки! Я вас знаю,

Я в вас воздух набираю.

Где мой ротик тоже знаю,

Им я кушаю, зеваю.

Ушки, ушки! Я вас знаю,

Вы всегда сидите с краю.

Глазки, глазки! Я вас знаю,

С вами мир я изучаю.

И где лобик тоже знаю,

Там я шишки набиваю.

Знаю спинку и бочок,

И живот, и язычок.

А ещё я точно знаю,

Что устал и засыпаю.

Ушки, как два мотылёчка,

Глазки, словно два цветочка…

Ножки Васи – топ-топ-топ,

Ручки Васи – хлоп-хлоп-хлоп.

Вася, Вася, милый стриж,

До чего ж хорош малыш!..

Где животик? Вот животик…

Где твой ротик? Вот он ротик…

Где у Васи лобик? Зубки?

Глазки? Ушки? Щёчки? Губки?

Пусть укажет Васин пальчик…

Всё-то знает, славный мальчик,

Всё-то знает Василёк,

Ненаглядный мой сынок.

Руки, плечи, голова,

Ротик, а во рту халва.

Щёчки, глазки, ушки, нос.

Эй, Андрюха, ты подрос!

Ноги, попа и живот.

В животе обед живёт.

Всё работает у нас —

Дышит носик, смотрит глаз.

Ушки слышат, рот смеётся,

Ручки тащат, что придётся.

Ножки топают по полу.

Ну, сыграем ещё в школу?

Вот у мишки голова –

чтобы думать и решать.

Вот у мишки носик –

чтобы нюхать и дышать.

Мишка нюхал ананас

и подумал — съем сейчас!

Вот у мишки глазки –

чтобы видеть все вокруг.

Вот у мишки ушки –

чтобы слышать каждый звук.

Слышит мишка — воет кто-то,

видит — волк упал в болото.

Мишка протянул корягу-

еле вытащил беднягу.

Вот у мишки ротик –

чтобы кушать, чтобы пить,

Чтобы улыбаться,

петь и говорить.

Мишке дали хлеб и рыбу,

мишка съел, сказал «Спасибо!

Вот у мишки ручки,

чтобы трогать и держать

Вот на ручках пальчики :

справа пять и слева пять.

Раз-два-три-четыре-пять,

любят пальчики считать!

Это плечи и спина,

кругленький живот,

Топ-топ-топ : ногами

мишка к нам идет.

Мишка — косолапый

косо ставит лапы.

Инна потеряла нос.

Между щёк он раньше рос.

А теперь совсем пропал,

В ухо, может быть, попал?

Может, скрылся в волосах?

Или поискать в глазах?

Он спускался по дорожке

И застрял на подбородке?

Переехал на живот

Или провалился в рот?

Подними-ка локоток,

Посмотри на ноготок…

Расхотел сопеть на месте

И сбежал с ногами вместе?

А, наверно, он залез

За ресницы, будто в лес!

Нет, смотрите на лицо –

Нос нашли в конце концов.

Просто спрятался в руке

Он у Инны в кулачке!

Глазки видят маму, папу,

Лежит мишка косолапый,

Носик нюхает, как вкусно

Пахнут яблоко и груша!

Ушки слышат: Ай -я — яй,

Книжки ты не рви, листай!

Ротик кушает чернику,

И бананы, и клубнику!

Ручки хлопают в ладоши,

Ножки ходят по дорожке!

А в кустах заметив кошку,

Догоняет понемножку,

Вот какая девочка,

Девочка – припевочка!

Любят мои ушки

Мягкую подушку.

Сразу глазки засыпают,

Ручки, ножки отдыхают,

Широко зевает ротик

И посапывает носик.

Ночь поёт мне:-Баю-бай!

Сладко спи и подрастай!

Это глазки, чтобы видеть.

Это носик, чтоб дышать.

Это ушки, чтобы слышать.

Это ножки, чтоб бежать.

Это ручки, чтобы маму

Очень крепко обнимать.

Ну ка милый мой дружок.

Нарисуй быстрей кружок,

Глазки, носик, ушка два.

Получилась голова.

Спит мой носик,

Спит мой ротик,

Язычек спокойно спит.

Он сегодня на работе

Очень много говорил.

Он рассказывал всем сказки

Про веселые салазки.

Песни пел, стихи читал,

К вечеру совсем устал.

Пусть немного отдохнет.

Утром снова запоет.

— Ротик есть?

— Ах, вот он ротик,

Глазки есть

и есть животик,

Ножки, ручки,

носик есть,

Есть на что Илюше

сесть.

Пальчики –

аж десять штук!

Барабанят:

тук- тук- тук.

Всё на месте

у Илюшки.

Даже маленькие

ушки.

Есть у мишки глазки, носик,

Есть два ушка. Где же хвостик?

У него четыре лапы.

Мы считали вместе с папой.

А куда же хвост девался?

Видно, просто оторвался

Хотите, чтобы ваш малютка скорее начал разговаривать? Развивайте его ручки с самого рождения. Разучите с ним игры для пальчиков и играйте в течение всего дня. Можете также сопровождать такими играми неприятные процедуры, например, подрезание ноготков. Мы расскажем вам о пользе пальчиковых игр для ребёнка и приведём пример некоторых из них.

Вы играете со своим чадом в «Ладушки» и «Сороку-ворону» и вряд ли сможете толком пояснить, зачем это делаете. Да и стоит ли? Так делала и ваша мама, и ваша бабушка. Кроме того, малыш радуется и хохочет, а что ещё нужно родителям. Между тем, пальчиковые игры для детей – не просто детские забавы, они имеют глубокий смысл.

Например, в Древнем Китае ещё во II веке считали, упражнения с пальцами положительно влияют на мозг и приводят к гармонии разум и тело. А всё дело в том, что на руках расположено много точек, массируя которые можно повлиять на работу разных внутренних органов. Так, массаж мизинца положительно скажется на работе сердца, большого пальца – на работе мозга, а безымянного пальца – на работе печени и почек.

Как видите, массажируя пальчики ребёнка, вы не только веселите его, но и укрепляете иммунитет. Конечно, не следует забывать и о развлекательной цели процедуры: делая массаж, улыбайтесь, корчите весёлые рожицы и ритмично приговаривайте в такт упражнениям разные потешки, меняя при этом тембр и интонацию. Помните, что ваши занятия должны вызывать у ребёнка эмоциональный отклик. Вот примеры пальчиковых игр для самых маленьких.

На зарядку! Становись!

Пусть к вашей ежедневной процедуре массажа станут обязательными и упражнения для пальчиков и ладошек крохи. Вот небольшая зарядка для ручек ребёнка.

  1. Несильно пощипайте внешнюю и внутреннюю поверхности кистей:
    Вышла курочка гулять,
    Свежей травки пощипать,
    А за ней ребятки –
    Жёлтые цыплятки.
  2. По очереди сгибайте и разгибайте пальчики ребёнка:
    Раз, два, три, четыре, пять
    Вышли пальчики гулять.
    Раз, два, три, четыре, пять
    В домик спрятались опять.
    Сели, встали, снова сели,
    А потом всю кашу съели.
  3. Сожмите в кулачок ладошку и повращайте по и против часовой стрелки:
    Тише, тише, не шумите,
    Наших деток не будите!
    Солнце красное взойдёт,
    Утро ясное придёт,
    Птички станут щебетать,
    Будут пальчики вставать (разожмите пальчики).
  4. Катайте по ладошке малыша грецкий орех. Так вы стимулируете нервные окончания.
    Сидит белка на тележке,
    Продаёт она орешки
    Лисичке-сестричке,
    Воробью, синичке,
    Мишке косолапому,
    Котику усатому.
  5. Выгибайте несколько раз каждую из кистей крохи:
    Наши милые ладошки
    Выгибаются как кошки,
    Выгибаются как кошки
    И мурлычут понарошку.
  6. Прикоснитесь подушечкой каждого пальчика правой руки к подушечке большого пальца левой руки и наоборот:
    Повстречались два
    Котёнка: «Мяу-мяу!»,
    Два щенка: «Ав-ав!»,
    Два жеребёнка: «Иго-го!»,
    Два тигрёнка: «Р-р-р!»,
    Две коровки: «Му!»
  7. Похлопайте ладошками ребёнка о свои ладони:
    Ладушки, ладушки,
    С мылом моем лапушки!
    Чистые ладошки,
    Вот вам хлеб да ложки!
  8. Постучите кулачками один об другой:
    Кулачки сложили,
    Кулачками били:
    Тук-тук, тук да тук,
    Тук-тук, тук да тук.

Отвлекаем и развлекаем.

Аналогичной всем известной «Сороке-белобоке» является следующая игра:
Варим, варим мы компот.
Фруктов надо много. Вот!
Будем яблоки крошить,
Груши резать и варить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот –
Угостим честной народ. (Разгибаем все пальчики.)
Пальчиковые игры могут помочь маме отвлечь внимание малыша от неприятной для него процедуры подрезания ногтей:
Раз, два, тир, четыре, пять!
Пошли пальчики гулять. (Перебираем пальчики, начиная с мизинца).
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё поел
Потому и растолстел.

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

При помощи спокойной потешки можно ребёнка и в кроватку уложить:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул,
Этот пальчик крепко спит.

Учимся играя.

Пальчиковыми играми можно и обучать малыша. Хотите просто и доступно рассказать о названиях пальцев на руке? Пожалуйста:
Ивану-большому – дрова рубить,
Ваське-указке – воду носить,
Мишке-среднему – печку топить,
Гришке без прозвища – кашу варить,
А крошке Тимошке – песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

А вот и маленький урок математики. Рассказывайте выразительно и весело, сначала загибая, потом – разгибая пальчики.
В этом доме пять этажей:
На первом – живёт
семейство ежей,
На втором живёт семейство зайчат,
На третьем – семейство рыжих бельчат,
На четвёртом живёт с птенцами синица,
На пятом сова – очень умная птица.
Ну, что же, пора нам
обратно спуститься:
На пятом – сова,
На четвёртом – синица,
Бельчата – на третьем,
Зайчата – втором,
На первом – ежи,
Мы ещё к ним придём.

Вы также можете позаниматься с малышом и английским языком. Главное – не забывайте переводить незнакомые ему слова на родной язык.
This little Pig went to the market,
(Загибаем по одному пальчику на каждое предложение стишка.)
This little Pig stayed at home,
This little Pig had roast-beef,
This little Pig had non?
And this little Pig cried «wee-wee-wee-wee-wee». (Хрюкаем.)

Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки. Видимо, Сам Господь вложил их в ум нашим предкам, потому что этот вид игр — уникальный способ развития ребенка.

Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком «иллюстрирует» рассказ. Уже давно известно, какую большую роль в развитии личности ребенка играет телесный контакт с любящим взрослым человеком. Ничто не может сравниться с пальчиковыми играми по той степени контакта, который устанавливается во время занятий. Во-первых, малышей обычно усаживают на колени и спинкой к себе. Это дает ребенку чувство защиты от кольца материнских объятий. Во-вторых, все действия, происходящие во время игры — поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков помогают установить и укрепить доверие, развивают коммуникативность ребенка, наконец, это огромный заряд положительных эмоций от общения и самой игры.

Научно доказано, что через мелкую моторику у детей развивается интеллект. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые получает малыш через ладошки и пальчики. Именно поэтому лучшими игрушками для маленьких считаются те, которые состоят из разных по текстуре и форме деталей, позволяющих понять ребенку разницу между мягким и твердым, жестким и нежным, гладким и шершавым. Но родители должны помнить о том, что даже самая лучшая игрушка в мире не заменит личного контакта, взгляда «глаза в глаза», одобрительной улыбки мамы или бабушки. Играйте со своими детьми! Посадите их к себе на руки и откройте для них волшебную страну пальчиковых игр.

Как надо играть с малышом?

— Перед игрой кратко в доступной форме объясните ребенку суть игры.

— Играйте сами с увлечением, погрузитесь в мир вашего малыша.

— Не давайте малышу сразу большой объем и много задач. Освоить одну-две пальчиковых игры в день — достаточно.

— Поощряйте успехи ребенка и закрывайте глаза на его ошибки.

— Игра должна доставлять радость вам обоим.

— Бывает, что маылшу вдруг приходится не по душе какая-то из пальчиковых игр. Не заставляйте его играть в нее.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Сорока-ворона

Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила,
деток кормила:

(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)

— Этому дала,
этому дала,
этому дала
этому дала,
а этому (покачивает посильнее) — не дала!

Ты в лес не ходил,
ты дров не рубил,
ты печь не топил!
Тебе нет ничего!

* * *

Пальчики-грибочки

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел!

* * *

Два козленка

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

* * *

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

* * *

Часы

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки ).

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

* * *

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Каркает: «Вот и обед!»
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь — а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

* * *

У жирафов

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

* * *

Наша семья

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

* * *

Качели

Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

* * *

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

* * *

Паучок

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)

* * *

Пчелки

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей»).

Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).

Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять!

* * *

Перчатка

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши «ковшом»).

Мышат позвала.
(Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест).

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

* * *

Поросята

(Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(«Фонарики»).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал,
(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

* * *

«Разминка»

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

Головами покиваем,
… Плечиками мы покрутим,…

* * *

«Улитка»

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт
(«Улитка» раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,
(«Улитка» заползает на «цветочек»).

Лепесточки погрызёт.
(«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).

Рожки в голову втянула,
(Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).

В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне»).

* * *

«Весна»

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
(Ладони сомкнуты «ковшом»).

Уже глядит цветок…
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

* * *

«Зайцы»

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём»
Двое закричали:
«Давайте убежим!»,
Двое прошептали
«Давайте помолчим!»,
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах!»
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать «Бах»?»
«Бах» — выстрелил охотник,
(Хлопаем в ладоши).
Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.

Пальчиковые игры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *