Очень часто можно столкнуться с тем, что люди, у которых не сложилась жизнь, как бы им хотелось, перекладывают всю вину на родителей и прошлые поколения, мол, именно через их грехи они обязаны страдать. Но так ли это на самом деле, отвечают ли дети за грехи родителей, некоторые не пытаются даже разобраться, изучая мнение служителей церкви и саму Библию. Чтобы полностью ответить на вопрос, в него стоит вникнуть немного глубже, разобрав ряд важных моментов.

Как разъясняют ситуацию православные священники?

Фото: Flickr.com

Спросив у православного владыки, отвечают ли за грехи родителей их дети, интересующиеся данным вопросом люди, смогли получить следующие ответы:

  • в Евангелии нет указаний на то, что за грехи родителей должны расплачиваться дети, об этом говорится только в Ветхом Завете;
  • духовное состояние родителей может напрямую влиять на то, каким человеком вырастет ребенок и какие принципы по жизни будет иметь, но это явно не расплата за грех, просто результаты неправильно воспитания;
  • во время крещения, каждый ребенок духовно рождается во Христе, поэтому никакие греховные проступки родственников прямого влияния на него не имеют;
  • даже Христос не один раз говорил о том, что к возможности спасти свою душу родовые связи отношения не имеют, поэтому, какими бы серьезными не были грехи родственников, на судьбе детей они не отразятся;
  • если дети страдают, то это далеко не значит, что Бог их наказывает за грехи родителей, а явно говорит о том, что в своей жизни они тоже делают что-то неправильно.

Стоит отметить тот факт, многие поколения переживают ряд проблем из-за того, что существует генеалогия духовных болезней, которые переходят из поколения в поколение, потом рождая и заболевания телесные. До такого состояния не Господь людей приводит, наказывая их, а они сами не хотят понять, что духовное благополучие и единение с Богом намного важнее, чем жизненные утехи и греховные привычки.

Людям свойственно винить в своих проблемах всех подряд, но только не себя. Из-за такой привычки, многие и списывают свои страдания на грехи родственников, утверждая, что так карает Господь, но на самом деле, ничего подобного нет.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Когда пытаются решить вопрос о последствиях для детей и прямых потомков грехов родителей, приводят цитату: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого , ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:5-6). Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня) преемственно связана с грехами их отцов. Это понимание полностью подтверждается следующими местами:

— Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор.24:16).

— В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер.31:29-30).

— Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез.18:19-20).

Вопрос о наказании детей за грехи отцов настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда явственно наблюдается в нескольких поколениях духовное бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные неудачи. Сами представители этого рода нередко говорят о «родовом проклятии», о «родовом грехе». Но это не наказание за грехи дедов и отцов. Речь идет о некоторой генеалогии духовных болезней, нравственной черноте, которая переходит от одного поколения к другому. Этим можно объяснить проявления демонизма в очень раннем возрасте. Нравственные болезни рождают болезни телесные.

Уместен вопрос: в равных ли условиях находятся люди в отношении к спасению. На это нужно решительно сказать, что Господь Бог не только всем желает спасения, но и дарует каждому такую возможность. К какому бы роду человек ни принадлежал и в какой бы семье не родился, для каждого человека открыты врата Небесного Царства и возможность спасения. Человек не находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы условиях он ни находился. В этом тайна человеческой свободы. Это не отвлеченная возможность сделать выбор между добром и грехом, а реальная возможность, которой содействует Божественная благодать, когда Господь видит даже самое малое проявление благой решимости. Об этой неотъемлемой для каждого свободе говорит св. апостол Павел: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим.6:14). Если умножается грех, то преизобилует благодать (Рим.5:20). Следовательно, тем, кто, казалось, лишен благоприятных условий для духовной жизни, подается сугубая помощь Божия, восполняющая недостаток условий. От нашего свободного произволения зависит воспользоваться этим или нет.

Святые отцы говорят также и о том, что воздаяние Божие неодинаково. Кто, находясь в неблагоприятных условиях, явил плоды, тому награда особенно велика. «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий» (авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение шестое).

Еще немного рассуждений на тему

Фото: Flickr.com

Дети не отвечают за грехи родителей, ведь каждый человек, имея свободу выбора, несет ответственность только за свои поступки. Внимательно размышляя об этом, можно выделить следующие ответы:

  • как телесное, так и духовное здоровье может страдать от того, что ребенок вырос в среде, где о нем не заботятся, но это не плата за грехи, а небрежность самого человека;
  • реальные исследования доказывали тот факт, что, совершая тяжкие грехи и преступления, человек может поменять наследственность в худшую сторону, из-за чего рождаются дети нездоровые, как физически, так и психологически (опять же таки – это ответственность человека, а не Божье наказание);
  • родители должны понимать, что детям передаются их гены, а значит, унаследовать они могут, как хорошее, так и плохое.

Человек должен научиться понимать, что за его грехи, новые поколения будет наказывать не Бог, а он сам подписывает своим детям, внукам и правнукам приговор, передавая плохие гены. Наследственности никто еще не отменял – это закон природы, который является актуальным всегда, поэтому ни о какой Божьей каре и речи идти не может.

Фото: .com

Нужно понимать, что ребенок является частью той среды, в которой растет и воспитывается. Малыши впитывают, как губка, хорошее и плохое, поэтому родители должны задумываться о том, чем каждый день окружены их чада. Конечно же, если отец выкуривает пару пачек сигарет в день, есть вероятность, что сын еще со школьного возраста начнет это делать тайно, а потом начнутся проблемы с физическим здоровьем и повлекут за собой последствия. То же самое с наркотиками и алкоголем, вредными пищевыми привычками. Конечно же, если в семье каждый день ссоры и драки, то на эмоциональную и психическую стойкость детей рассчитывать не нужно, а ведь во взрослой жизни это будет иметь серьезные последствия.

Вот именно поэтому, говорить, что дети несут наказание за грехи родителей, списывая все на Божья кару, нельзя, так человек пытается сделать невиноватым себя, внушая себе иллюзию, что с его стороны все было идеально. Нужно научиться думать не только о себе, но и о будущих поколениях, подавая им пример того, какой должна быть жизнь духовная, физическая и социальная, чтобы потом воспитать достойное, здоровое поколение, не списывая все на грехи предков.

Евгений Стариков уверен, что оказался за решеткой из-за большой любви к сыну. Это тот редкий случай, когда борьба за ребенка закончилась арестом одного из родителей. Пока только домашним.

Мужчина уверяет, что на похищение семилетнего Саши пошел осознанно. Бывшая сожительница Анастасия Платонова, которая и родила ему сына, со слов обвиняемого, полтора года скрывала мальчика.

Евгений Стариков: «Как только его увидел, радость, счастье, эмоции переполняли. Первая реакция — взять ребенка, обнять, поцеловать. Но и так как рядом находилась мать, которая начала кричать, чтобы не травмировать ребенка, я решил его увезти».

Стариков обратился к частному детективу, чтобы разыскать ребенка. Когда адрес был установлен, отец, сыщик и охранник, которого они наняли, встретили Анастасию Платонову с ребенком у подъезда. Пока один удерживал женщину, отец схватил мальчика.

Они успели уехать за 400 километров от Москвы. Их остановили на трассе в Липецкой области. Со слов Старикова, хотел отвезти сына в Крым на море. Но путешествие пришлось отложить. За решеткой оказались все трое. И для отца, хоть он и вписан в свидетельство о рождении, не сделали исключение. Его считают организатором преступления. У матери Саши на руках решение суда, согласно которому, сын должен жить с ней.

После того, как беглецов доставили в Москву, малыша вернули маме. Теперь обвиняемым, в том числе отцу, грозит до 12 лет колонии. Под домашним арестом ближайшие два месяца будут находиться все участники преступления.

Павел Флоренский писал: «Род есть единый организм, и имеет единый целостный образ». В этом едином родовом организме может из поколения в поколение накапливаться благодать Святого Духа, укрепляющая каждого члена этого рода в перенесении болезней и жизненных обстоятельств. А может и бездарно растрачиваться, что непременно скажется на последующих поколениях нагромождением невероятных несчастий и даже приводит к ослаблению и пресечению рода. Благодать накапливается молитвой, церковными таинствами и добрыми бескорыстными делами.
Молодая женщина, впервые пришедшая в храм, пожаловалась на исповеди на обрушившиеся на неё несчастья: муж два года назад погиб в аварии, год назад – сын разбился на мотоцикле, но выжил. А в через год летом 12-ти летняя дочь утонула в озере … А причина оказалась в бабушке. Выяснилось, что она любила брать чужое и даже воровала у семьи с ребёнком-инвалидом. Грехи воровства, убийства, блуда и супружеской неверности страшным проклятием ложатся на потомков до четвёртого колена.
Одна женщина приехала в монастырь с грузом несчастий, печалей и недоумений. «У меня мама умерла от рака матки, я не хочу идти по её пути». Ей ответили, что девочки несут проблемы папы и папиного рода, мальчики несут проблемы мамы и маминого рода. Кстати, ещё Л.Н. Толстой наблюдал, что девочки наследуют характер отца, а мальчики – характер матери. «Вы несёте проблемы папы, у вас такого рака матки не будет. У вас брат есть?» Женщина удивилась: «У меня было два брата. Я средняя, был старший брат. Он был банкиром и в лихие 90-е годы его убил киллер, детей у него не было. А младший брат погиб от шальной пули, поскольку он был школьником, то у него детей тоже не осталось, продолжение рода пресеклось. Мама, похоронив двух сыновей, на нервной почве из-за стресса получила онкологию и ушла очень тяжело и этот род по этой ветви прервался». Её спросили: «А кто у вас был дедушка?» «А дедушка у меня был начальником НКВД». Ясно, что он повинен в расстрелах людей и, возможно, священников.
Для исцеления от груза наследственных болезней, существует чин чтения Псалтири по свт. Петру (Могиле). Когда он умер, то, как и все, душой побывал в аду. Увидел, как души там мучаются. Он был так потрясён увиденным, что начал молить Господа, чтобы Господь, хоть на короткое время, его воскресил. И он был явлен на 40-й день по кончине отцам Киево-Печерской лавры. Они, получив благословение, его раскопали. Митрополит Пётр оставил письменное указание о том, как нам надо отмаливать наш род, наших сродников по плоти. Читая Псалтирь, на всех 3-х «Славах» надо молиться об упокоении, как можно больше поминать имён наших усопших предков и читать Псалтирь 20 раз. Вот по прочтении 20 раз, как говорил митрополит Пётр (Могила), Господь прощает Своим милосердием грехи предков. Но, самое главное, когда грехи эти прощаются, то много проблем снимается с нас, и, в первую очередь, физических, физиологических, проблем, связанных с болезнями. Причём эти болезни часто проходят не постепенно, а получается, что человек утром просыпается вдруг абсолютно здоровым. Вот насколько важно отмаливать свой род, насколько это тесно связано с нашим физическим здоровьем.


Служба «Елицы.Записки»: Заказать молебны и молитвы на всякую бытовую и духовную потребу к достопочитаемым Православным Святыням России и мира:
zapiski.elitsy.ru/special/ozdravii?partner=elitsyweb

Отвечают ли дети за грехи родителей?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *