Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие к психологу на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, автор этой заметки Ольга Цейтлин считает, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации она помогает родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее автор приводит примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые были взяты с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Протирать пыль.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Протирать зеркала.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Пылесосить ковер.

Поливать цветы и растения.

Чистить овощи.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Выносить мусор.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс)

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Мыть пол.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Пришивать пуговицы.

Зашивать распоровшиеся швы.

Чистить кладовку.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Кормить ребенка.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Ходить в гости.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги.

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Косить газон.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

По возможности зарабатывать немного денег.

Важность разговора

Прежде всего, родителям нужно быть морально готовыми к тому, что беседа на неудобную тему состоится. По телевидению взаимоотношения мужчины и женщины активно обсуждаются в дневное время, деликатные вопросы проскальзывают даже в мультиках, рекламные ролики пестрят картинам оголенных человеческих тел. В подобных условиях стыдливая позиция, суть которой «ничего рассказывать не надо, сами все поймут» не просто неуместна, но и опасна. Ребенок действительно узнает все интересующее, но уже не от родителей, а от сверстников или детей постарше, нередко в самой грубой форме.

Задача родителей – своевременно познакомить ребенка с этим миром «запретного», разложить все по полочкам, ответить на самые неудобные вопросы. Не стоит думать, что такая откровенность лишает малыша невинности. Напротив, она спасает его от жизненных ошибок и стремлений «познать недозволенное». Согласитесь, гораздо лучше самим рассказать всю информацию малышу, чем «доверить» этот вопрос чужим людям, которые только исказят сведения.

Как это организовать

Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.

Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

У многих на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогает, направляя детей, и не нужно им ни о чем напоминать. Они могут в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Да, это не совсем идеальная схема, но расписание определенно помогает.

Как появляется ребенок: сердце и мозг

На 18-й день после зарождения эмбрион напоминает ушную раковину. У него еще нет скелета, но уже есть сердечко, которое начинает биться.

Эмбрион продолжает развиваться. Уже на 22-й день жизни в его организме образуется будущий головной мозг в виде серого вещества. А к 28-му дню после оплодотворения размер эмбриона составляет 5-8 мм. При этом у него уже заметны будущие глаза, уши, а также хвостик и жаберные щели.

Как появляется ребенок: лицо

На пятой неделе после оплодотворения зародыш достигает в длину 9 мм, и у него уже просматривается лицо. Начинает функционировать нервная система.

Как появляется ребенок: формирование плаценты

На 40-й день образовывается плацента — наружные клетки зародыша срастаются с рыхлой поверхностью матки. Плацента очень важна для плода — она формирует защитный барьер, обеспечивает его кислородом, транспортирует углекислый газ.

Еще через плаценту плод получает электролиты, воду, витамины, питательные и минеральные вещества.

Как появляется ребенок: чувства

Благодаря современным приспособлениям на 8-й неделе у плода уже можно рассмотреть пальчики на ногах и руках. У зародыша начинаются мышечные движения. Он может реагировать чувствами. Например, на раздражение ответить перемещением туловища и таза назад или вытягиванием рук и кистей.

Как появляется ребенок: изучение пространства

На 10-й неделе малыш начинает изучать пространство ручками. Его дыхательные пути уже готовы для первых дыхательных движений.

5 чувств новорожденного

Не все органы чувств развиты у грудничка в одинаковой степени.

Осязание — первое чувство, которое появляется во время внутриутробной жизни, поэтому с момента рождения оно действует превосходно. Ребенок реагирует на прикосновения и познает мир, ощупывая предметы и засовывая их в рот. Именно благодаря осязанию малыш запоминает размер, форму и текстуру.

Обоняние для новорожденного очень важно. Малыш способен различать многие запахи, и прежде всего — запахи мамы и ее молока, которые дарят ему ощущение покоя и защищенности.


Недоношенный малыш в инкубаторе

Вкус ребенка развит с рождения. Малыш явно выказывает предпочтение сладкому, как это было еще в животе мамы, а на горький вкус реагирует отрицательно.

Слух тоже хорошо работает с самого начала. Ребенок способен узнавать голоса и музыку, которые слышал в утробе. У него быстро развивается способность связывать звуки и слова с их значениями. Поэтому в возрасте 12–36 месяцев он научится говорить.

В течение первого года жизни будет постепенно улучшаться зрение. В темноте материнского живота оно развивалось в последнюю очередь, поскольку было не очень-то нужно.

Откуда берутся дети?

Начните с примера. Расскажите малышу, что он родился, потому что его мама и папа очень любят друг друга. Звучит банально, но для маленького человека важно знать, что его ждали, что он появился на свет не случайно. После переходите к главному. Кортни Адамо и Эстер ван де Паал в книге «9 месяцев в ожидании брата или сестры» предлагают простое и доступное объяснение: в один прекрасный день маленькая яйцеклетка в мамином животе встретилась с крошечным папиным семечком, которое называется сперматозоидом. Они соединились и дали начало новой жизни. После яйцеклетка начала быстро расти. Одновременно она стала передвигаться по специальной трубке в мамином животе, которая ведет в матку — теплый мягкий мешочек, напоминающий грушу. Здесь в течение девяти месяцев рос и развивался ребенок. Это время называется беременность. Здорово, если вы покажете несколько картинок.

9 месяцев в ожидании брата или сестры


Яйцеклетка, попавшая в матку, величиной с рисовое зернышко

Можно добавить, что так появляется любой человек и некоторые животные, например, кошки, собаки, лошади и даже слоны.

Как проходят роды?

Когда малыш готов появиться на свет, он выталкивается из матки в узкий проход, который называется родовым каналом. К этому моменту родовой канал становится мягким и сильно растягивается. Процесс происходит постепенно и занимает несколько часов. Обычно мамы рожают малышей в специальной больнице — роддоме, но некоторые хотят рожать дома.


Будущей маме помогает опытная медсестра — акушерка

В первую очередь на свет появляется головка ребенка, а затем его тело. После рождения маленький человек делает свой первых вздох и издает громкий крик.

Выбор игрушек

Современные игрушки могут стать причиной того, что малыш получит неправильное представление об особенностях представителей различного пола.

  • Некоторые миловидные пупсы имеют явно выраженные половые признаки. Поэтому куклы-мальчики привлекают чрезмерное внимание девочек к своим анатомическим особенностям.
  • Красивые куклы – «взрослые девушки» – нередко обладают ярко выраженным сексуальным образом, вызывая у детей или стремление подражать или же ощущение неполноценности из-за несоответствия.

Вот почему родителям нужно очень внимательно подходить к вопросу выбора игрушек.

Как появляется ребенок: гонки сперматозоидов

После семяизвержения мужчина производит 250 миллионов сперматозоидов. Теоретически их хватит, чтобы заселить Великобританию, Францию, Германию и даже часть Испании. Спросите, зачем их так много? Дело в том, что до яйцеклетки добраться крайне тяжело. Поэтому именно такого количества сперматозоидов достаточно. В маточную трубу уже попадают не 250 миллионов, а от силы несколько сотен. Оттуда они движутся к яйцеклетке со скоростью около 4 мм в минуту, пытаясь ее оплодотворить. Везет самому удачливому!

Самая большая клетка

Яйцеклетка — самая крупная клетка в человеческом теле. Ее ядро содержит генетическую информацию, а снаружи яйцеклетку окружает слой фолликулярных клеток — лучистый венец.

Яйцеклетки находятся в яичниках девочки с самого рождения, но созревать начинают только в пубертатный период — в 12–14 лет. Примерно до 50-летнего возраста у женщины раз в месяц происходит овуляция: зрелая яйцеклетка высвобождается из яичника и попадает в маточную трубу. В этот момент может произойти оплодотворение, или зачатие, то есть встреча женской половой клетки с мужской.


Вот так клетки встречаются и рождается новая жизнь. Иллюстрации здесь и далее из книги «Рождение»

Уникальное внутри нас

Ген хранит информацию о каком-то одном признаке человека: например, о цвете глаз, или росте, или форме носа. Гены в хромосомах держатся парами — один от отца, другой от матери. Совокупность генов называется «геном». Некоторые гены являются доминантными, другие — рецессивными. Доминантный ген, например ген карих глаз, всегда подавляет рецессивный.


Гены определяют, какого цвета будут глаза у малыша

Чтобы иметь глаза голубого цвета, необходимо обладать двумя рецессивными генами голубых глаз.

Карие глаза встречаются более чем у 80 % населения Земли, голубые — примерно у 10 %, зеленые — только у 2 %.

Сказка. Откуда берутся дети?

Где-то высоко-высоко в небе, на воздушном голубом облачке сидели ангелы. Все они были крохотные, розовощекие, с перетяжечками. Целыми днями они тихонько порхали с облачка на облачко, играя в догонялки, а иногда, словно забывшись, заходились солнечным, заливистым смехом. Устав, малыши садились на край кружевного облака, и, болтая ножками, смотрели вниз на землю и ждали своей очереди.

Внизу, на земле, жили люди. Они все время куда-то спешили. Время летело быстро, и рано или поздно наступал такой момент, когда человек останавливался и задумывался: «Зачем я спешу? Что для меня важно? Работа или семья?» Люди, делали свой выбор, но это решение давалось им очень тяжело.

В одном из многих городков, на Земле, жила семья: Мама, Папа и девочка Машенька. Они жили очень счастливо. Папа каждый день ходил на работу, трудился, чтобы его любимые ни в чем не нуждались. Мама отводила Машеньку в детский сад, а сама, вернувшись домой, прибирала их квартиру, чтобы в ней всегда было чисто и уютно, затем готовила для своих родных вкусную и полезную еду.

Машенька была самой счастливой и любимой девочкой на свете. Она всегда мечтала о том, что когда-нибудь у неё появится братик или сестричка. «Не интересно ведь быть единственным ребёнком в семье!», — так думала девочка.

Маша как-то раз сказала Маме.

— Мама, нам нужно срочно где-то второго ребенка доставать.

— Так, ведь, мы же с папой не против, — ответила Мама, — Ребенка людям посылает Бог. Нужно верить, очень сильно желать этого ребенка, и просить Бога, чтобы он послал нам свое Благословение.

Маша слушала Маму с открытым ртом:

— Я буду очень-очень сильно просить Бога, чтобы послал мне братика, — девочка была полна решимости.

На следующее утро была суббота. Маша растолкала сонную, ничего не понимающую, маму, и сообщила:

— Мама, собирайся, мы пойдем в церковь просить Бога о малыше.

Мама очень удивилась, но перечить девочке не стала. Собрались и пошли вместе, всей семьей: Мама, Папа и девочка. В церкви Маше очень понравилось. На высоком округлом потолке кружили нарисованные ангелы, через разноцветные окна лился тусклый свет, и пахло чем-то вкусным и странным, а еще было жарко от горящих повсюду свечей. Они купили в лавке свечу, поставили ту у иконы, и попросили послать им маленького мальчика или еще одну миленькую девочку.

Добрый Бог услышал их молитву, посмотрел на землю и принял решение. Он подозвал к себе ангелов, которые перелетали с одного облачка на другое, выбрал одного малыша и сказал:

— Пришла твоя очередь.

Другие малыши и малышки очень обрадовались. Они кружили вокруг счастливчика, смеялись, обнимали и целовали его.

— Удачи тебе! Удачи! – напутствовали они малыша.

— Счастливо оставаться! Надеюсь, скоро придёт и ваша очередь! – ответил он своим друзьям.

Бог, посадил малыша на ладонь, превратил его в маленькое зёрнышко, и подул на него. Зёрнышко плавно полетело в сторону Земли. Его дорога заняла очень много времени. Ведь это был долгий и сложный путь для такой крохи. Наконец, зернышко прилетело к семье и чудесным образом попало в животик к Маме. Зёрнышко стало потихоньку расти внутри, превращаясь в малыша. Скоро Мама поняла, что у нее в животике растёт малыш и рассказала об этом папе и Машеньке. Все очень обрадовались. Папа подхватил Маму на руки, долго кружил и целовал ее, а дочка прыгала и хлопала в ладоши.

Сначала никто не знал, кто живет и растёт в животе у Мамы, мальчик или девочка. Мама рассказала Маше, что родители не могут выбирать. Только Бог решает, кому суждено родиться. Через несколько месяцев Мама пошла в больницу и доктор сказал ей, что у неё родится сынок, а у Маши — братик. Девочка очень обрадовалась.

Маша часто гладила маму по животику и разговаривала с малышом. Она рассказывала ему, как хорошо им живется на Земле, какие цветочки цветут, как ласково греет солнышко. Она говорила братишке о том, что они с мамой и папой очень ждут его появления, и уже очень его любят.

Целых девять месяцев рос малыш в животике у мамы, а затем в один прекрасный день Мама поняла, что пора ему появиться на свет. Папа отвез Машу к бабушке, а Маму в больницу.

В больнице доктор сделал Маме укол, и она уснула. А когда проснулась, то малыш уже появился на свет. Сыночек был такой хорошенький, ну сущий ангелочек!

Когда они приехали домой, Маша все никак не могла на него налюбоваться. Он был совсем крохой! Только спал, кушал и снова спал, иногда плакал. Мама брала его на ручки, и он успокаивался. А Машенька рассказывала братишке сказки и пела песенки. Теперь она была настоящей старшей сестрой. Она с любовью и гордостью смотрела на своего братишку, готовая любить и оберегать его всегда.

Откуда берутся дети? Читайте об этом в сказках!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *