Одержимость бесами — для кого-то это история из фантастических фильмов, а для кого-то реальность, с которой пришлось столкнуться. К отцу Герману из Троице-Сергиевой Лавры верующие приезжают за отчиткой.

Блок: 1/3 | Кол-во символов: 238

Экзорцизм

Небольшое количество священников, которые занимаются этим чином, объясняется тем, что его суть заключается в изгнании бесов из человека, на профессиональном языке это называется экзорцизм. Когда человек одержим какими-либо страстями, управляется бесовскими желаниями, он не способен вести нормальную жизнь.

Случаи одержание бесами неоднократно описаны в Священном Писании.

Случаи одержания бесами неоднократно описаны в Священном Писании. Единственная сила, которой они боялись обладал Иисус Христос. При столкновении с Ним, нечисть не могла больше влиять, мучить человека. В дальнейшем, Господь передал этот дар своим ученикам, а также по Его воле тем, кто уверовал в Него. Когда апостол Иоанн рассказал Христу, что апостолы видели человека, который изгонял бесов и запретили ему это делать, Иисус ответил: не запрещайте, ибо тот, кто не против вас, тот за вас.

Отношение духовного священства к этому чину неоднозначное, но значение имеет не это. Отец Герман имеет благословение Патриарха на это служение, это и является определяющим фактором.

Отношение духовного священства к этому чину неоднозначное

Разумеется, необходимо духовное понимание необходимости посещения этого чина верующими, потому что человеку свойственно преувеличивать проблемы, неправильно искать их корень, соответственно и способ их решения. Троице — Сергиева Лавра, где служит отец Герман, имеет сайт, где есть информация, как попасть к нему.

Троице — Сергиева Лавра, где служит отец Герман, имеет сайт

Прежде чем, ехать к отцу Герману, надо поговорить со своим духовным наставником взять у него благословение, если такового нет, тогда желательно предварительно пообщаться либо с самим отцом Германом, либо с опытным батюшкой, понимающим, о чём идёт речь.

Это интересно: Православный священный хлеб (артос, просфора, антидор)

Порча и беснование

Сейчас многие говорят о порче или бесновании, но что это, мало кто знает. В Евангелии часто упоминается это явление, например, про отрока, который был мучим бесами, кидался в огонь и в воду, и никто не мог его исцелить.

Или история о бесноватом, в котором находился целый легион бесов, несчастный был связан цепями. Их исцелил Христос одним словом Своим, также из Марии Магдалины Он изгнал семь бесов. Но многим интересно, случаются ли в настоящее время подобные недуги?

В житии некоторых святых также упоминаются случаи беснования людей, которых исцелили эти святые. Например, святой Трифон исцелил бесноватую дочь правителя и пр. Значит, все это действительно было, и такой недуг, как беснование, существует на самом деле. Как же сейчас несчастные исцеляются от таких страшных напастей?

Это интересно! Изучаем историю святых: Житие пророка Илии.

В наше время, конечно же, встречаются бесноватые, но найти тех, кто им действительно поможет, – большая проблема. Современная медицина склонна считать таких людей сумасшедшими. Их обычно кладут в психиатрическую больницу и в течение долгого времени делают им инъекции сильных психотропных препаратов. Конечно же, бедным людям это приносит мало пользы, скорее наоборот.

Важно! Беснование попускается от Бога людям, которые часто грешат, нарушая заповеди Божии, а раскаяться и исправить свою жизнь не спешат.

Симптомы беснования обычно бывают следующие:

  • отвращение от Святынь, боязнь их, непереносимость;
  • страшные крики при приближении к церкви;
  • навязчивые действия;
  • причинение себе или близким вреда;
  • обмороки или судороги наподобие приступов эпилепсии.

В Евангелии описывается случай с бесноватым отроком, который при приближении Христа упал и стал сотрясаться судорожным приступом. Спаситель сказал Своим ученикам, что «сей род изгоняется только молитвой и постом».

Порча – тоже духовная болезнь, но пришедшая к человеку от других людей, как правило, недоброжелательно настроенных. Против этого недуга тоже помогает отчитка в церкви. Симптомы порчи немного иные, они возникают внезапно:

  • беспричинный страх, сильная тревога;
  • длительная неизлечимая физическая болезнь;
  • искажение истинных вещей, галлюцинации;
  • внезапная смерть.

Некоторые скептически относятся к этому явлению, говоря, то в наше время развития науки не должно быть подобных предрассудков. Православные тоже часто отрицают этот факт, говоря, что верующих и молящихся людей Благодать охраняет от всего плохого.

Однако даже святые пишут, что порча может быть попущена от Бога в наказание за нераскаянные грехи, за упорство в страстной жизни. Следовательно, и избавить от этого может только Сам Господь. Отчитка от порчи молитвами может совершаться при помощи священнослужителя.

Важно! При подозрении на порчу или беснование ни в коем случае нельзя обращаться к бабкам, колдунам, ведуньям, экстрасенсам потому что это может только усугубить состояние. На некоторое время человек и сможет получить облегчение, но потом будет еще хуже.

Сам Господь сказал, что нельзя изгнать бесов силой бесовской. Этот недуг может победить только пост, молитва, раскаяние и исправление. Истинный выход из такого плачевного положения – это отчитка в церкви. Стоит подробнее рассказать, что это такое.

Отец Герман

Архимандрит Герман (Чесноков) – настоятель храма Петра и Павла в Лавре. Об отце Германе говорят как о сердечном и необычайном человеке, который помогает бесноватым. В храме Иоанна Предтечи ежедневно совершается специальный чин, это молитвы над особыми людьми. Отец Герман уверен, что отчитка для многих – единственно возможное исцеление от душевных недугов. Русская Православная Церковь знает случаи, когда человек страдает оттого, что в его душу проник нечистый дух. Тем не менее, мнение Церкви об отчитке остается неоднозначным.

Святые отцы еще в IV веке составили молитвы, которые читаются над бесноватыми. Отец Герман помогает им, а Троице-Сергиева Лавра принимает людей, чтобы помазать их святым елеем, и окропить Богоявленской водой, осеняя крестом.

При этом многие представители Церкви не считают отчитку аналогом обряда экзорцизма и панацеей от одержимости.

«Кто-то считает ее «лекарством от всех болезней», кто-то не вообще воспринимает ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами”, – считает протоиерей Дионисий Свечников.

При этом протоиерей Дионисий не отрицает, что люди могут сталкиваться с одержимостью: «Стоит человеку отступить от противления дьяволу и полностью отдать себя греху, и тогда падшие духи уже не извне будут действовать на человека, а войдут в него и он станет жилищем бесов. А вот когда воля человека полностью будет подчинена бесам, и он уже не сможет контролировать себя. Примером такого состояния можно послужить евангельское повествование о гадаринском бесноватом: «когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк. 5, 2-5)”.

Биография у отца Германа необычная: был военным, учился на экономическом факультете, но предпочёл стать священником и изгонять бесов

Александр Чесноков родился года.

в этот день родился отец Герман (Александр Чесноков)

1941 — год рождения отца Германа.

Служил в Средней Азии в довольно сложный период — боевых действий в Афганистане.

Отец Герман

Александр Чесноков задерживал лазутчиков, за что едва не получил звание Героя Советского Союза. Но требовалось вступить в КПСС, чего будущий священник не хотел.

Он отказался от военной карьеры и поступил в Московский автодорожный институт на экономический факультет.

Александр Чесноков мог стать Героем Советского Союза, но предпочёл не вступать в КПСС.

Хотя образование обещало большие карьерные и финансовые перспективы, Александр Чесноков решил не идти по этому пути. Духовный отец советует ему связать жизнь со служением Богу.

Александр Чесноков поступил сперва в духовную семинарию, а потом — в академию.

Профессор Московской духовной академии А.И. Осипов отмечает, что этот студент ничем не отличался и не выделялся среди прочих слушателей. Не демонстрировал большую тягу к знаниям и не имел больших успехов в богословии.

Троице-Сергиева лавра

Это самый большой православный мужской монастырь на территории России. Его история насчитывает много веков. Годом основания Троице-Сергиевой лавры принято считать 1337 — тогда в тех местах поселился преподобный Сергий Радонежский.

Сперва он жил там в одиночку, но со временем к нему присоединились другие насельники. Произошло это где-то в 1340-х годах. С тех пор монастырь разрастался до нынешних масштабов.

года в нём открыли духовную семинарию. С тех пор Троице-Сергиева лавра подверглась множеству перестроек и реставраций.

В последний год учёбы Александр Чесноков становится послушником Троицесергиевой лавры. Ему предстоит решить, стать ли монахом или ограничиться службой священника в миру.

Троице-Сергиева лавра — здесь был послушником Александр Чесноков (будущий отец Герман)

Найти ответ самостоятельно он не смог и сомневался до последнего. В итоге Александр Чесноков попросил у высших сил знак: если в последние полчаса до ответа кто-то что-то попросит, то, значит, нужно остаться в монастыре.

В дверь постучали: один из иеромонахов попросил соли.

Впоследствии этот иеромонах утверждал, что никуда не стучал и соли не просил. Однако Александр Чесноков принял монашеский постриг.

Уже ни одно десятилетие архимандрит Герман — настоятель храма Воскресения Словущего в Сергиевом Посаде (другое название — Петропавловский храм). Там он регулярно совершает чин изгнания злых духов. На эту деятельность его благословил патриарх Алексий II.

Храм Воскресения Словущего, архимандрит Герман в нём настоятель

Старец в Сергиевом посаде настолько известен, что к нему едут не только со всей России, но и из-за рубежа.

Чин изгнания бесов

На вопрос, что такое отчитка, есть ответ в Евангелии. Христос изгонял бесов одним лишь Своим словом. В Евангелии сказано: «сей род изгоняется только молитвой и постом». Конечно, редко кто самостоятельно справляется с этим недугом, даже если будет усердно молиться. Нужна молитва извне праведного человека, желательно священника.

В требнике есть специальная молитва, называется она «запрещательная молитва святого Василия над страждущими от демонов». Но многие считают, что читать ее могут не все священники, а только высокодуховные люди. Чаще всего отчитка бесноватых – прерогатива монашествующих, потому что бес, выйдя, может повредить малодуховным священникам.

Подобный случай был описан в Деяниях апостолов, когда некто решил попробовать изгнать злой дух из одержимого человека. В ответ бес сказал: «Христа я знаю, Павла тоже, а ты кто такой?!» и, накинувшись, стал душить новоиспеченного экзорциста.

Именно поэтому за изгнание демонов берутся не все священники, а лишь просвещенные, подготовленные и имеющие на это благословение свыше. Кроме того, существует еще одна проблема: бесноватых очень непросто бывает привести в церковь, а тем более на отчитку.

С этой целью часто используются веревки и даже цепи, чтобы с помощью их связать одержимого и привести его в храм на отчитку.

Во время самого процесса изгнания духов одержимые ведут себя крайне беспокойно и даже агрессивно, часто совершают навязчивые и однообразные действия. Они издают ужасные крики (часто не человеческие, а звериные), кидаются на пол, на стены, а бывают, что и прыгают до потолка.

Часто бесы говорят голосами одержимых, произнося проклятия на священнослужителей и разные ругательства. А иногда бесноватые вертятся на месте, не могут стоять спокойно, говоря стоящим рядом, что они им мешают. Некоторые одержимые сбегают с молебна, прячутся, и просто невозможно их найти нигде. Они слушаются бесов, которые «спасают» их от этого чина.

Из-за того что некоторых просто невозможно привести в церковь (бывали случаи, что даже четверо здоровых мужчин не могли удержать бесноватую женщину), можно заказать заочную процедуру отчитыванияу в церкви.

Это интересно! Молитва Неупиваемая Чаша от пьянства: как ее читать…

Алкогольная зависимость тоже относится к беснованию, ведь человек не может самостоятельно отказаться от этой страсти. Некоторые пьяницы даже видят бесов, которые принуждают их пить. А при изгнании беса в некоторых случаях были физически видны «зеленые змии». Поэтому таким несчастным тоже необходима отчитка от пьянства.

Важно! После прохождения чина изгнания бесов из человека обязательно должно следовать раскаяние в прежней греховной жизни, исправление. Бывший одержимый должен стать церковным человеком, начать молиться по утрам и вечерам, часто приступать к Таинствам покаяния и Причащения Святых Таин. Иначе возможно возвращения недуга, но уже в более страшном виде.

Об этом предупреждает Христос в Евангелии, говоря, что когда демон исходит из человека, бродит по пустынным местам, а затем видит свое место в человеке незанятым. Тогда он возвращается в несчастного, захватив с собой семь лютейших бесов.

Это интересно: Отношение православной церкви к проклятиям — мнение и способы борьбы

Кому действительно нужна отчитка

Как же разобраться, нужно ли человеку ехать на отчитку, или он просто прячется от собственных неурядиц за мнимой одержимостью? Опытные духовники советуют обратить внимание на то, как человек реагирует на святыни. Действительно, одержимые злыми духами люди (которых, на самом деле, встречается не так уж и много) совершенно не могут выносить святую воду, запах ладана, крестное знамение и любые другие священные предметы и действия.

Очень часто люди думаю, что проведения обряда достаточно, чтобы удалить зло из своей жизни. На самом деле, это совершенно не так, даже если беснование действительно имеет место быть. Злые духи просто так не могут поселиться в душе у человека, но только если сам человек позволяет им туда проникнуть.

Мы, своими грехами и отступлением от Господа, освобождаем душу для зла. Если в душе не царит Христос, там появляется место для его врагов. Но избавиться от злых духов мы можем единственным действенным путем — личным покаянием. Поэтому отчитка никак не может рассматриваться как единственный и достаточный инструмент для исцеления души.

Применяется чин Отчитки только для людей, одержимыми злыми духами

Человек, который действительно одержим силами зла, не способен к покаянию, он не может вынести причастия, нахождения в Церкви, прикладывания к иконам, святым мощам. Кто хоть однажды видел поведение бесноватого, запомнит это на всю жизнь — такие люди воют, рычат, лают, валяются по полу, царапаются и кусаются. Зачастую, чтобы завести бесноватого в храм, необходимы силы нескольких крепких здоровых мужчин — настолько бесы сопротивляются. Бесноватых приходится связывать, тащить силой в храм, с трудом удерживая их перед священником. Конечно, это зрелище не для слабонервных, поэтому отчитки всегда проводятся отдельно от основных церковных богослужений.

Важный аспект — уметь определять различие между беснованием и помешательством, психическим заболеванием. Люди, страдающие шизофренией и другими тяжелыми поражениями психики, могут вести себя аналогично и очень агрессивно. Но далеко не всегда это именно влияние злых сил. Поэтому очень важно вовремя обращаться за медицинской помощью, посещать психиатра, выполнять все назначения врача, если наблюдаются странные проявления психического спектра.

Никогда не нужно впадать в крайности. Да, злые силы могут влиять и влияют на человека, но никогда это не происходит просто так. С другой стороны, сейчас наблюдается явный нездоровый интерес к изгнанию бесов, когда на эту процедуру идут все подряд, даже те, кто просто хочет «очистить энергетику», улучшить качество жизни и тому подобное. Такое отношение к чину недопустимо и должно строго пресекаться священнослужителями.

Важно! Решение о поездке и участии в отчитке никогда не стоит решать самостоятельно. Тут обязательно нужно посоветоваться с опытным духовником, который поможет разобраться в духовном состоянии человека.

Суть отчитки

Если говорить о положительном эффекте чина изгнания бесов из человека, то он нужен для того, чтобы вернуть страждущему контроль и волю идти к Господу. Бесы могут настолько сильно завладевать душой, что сам по себе больной уже не способен ни на что. Вот в таких случаях отчитка очень помогает — она позволяет людям вернуться на путь духовной жизни, сновать начать вести свою собственную борьбу со злом.

Другими словами, отчитка позволяет восстановить силы настолько, чтобы можно было опять идти к Богу. Совершенно бессмысленно прийти на отчитку, а потом забыть дорогу в храм на долгие годы. Напротив, после чина человек должен с особым усердием начать молиться, обязательно исповедоваться и причащаться, вести углубленную духовную жизнь.

Одержимые бесами не могут все это выполнять, поскольку зло в них не дает даже приблизиться к храму. После отчитки становится легче, но нужно помнить, что полностью искоренить зло мы можем только покаянием, поэтому обязательно нужно его совершать. Именно для этого мы ходим в храм, молимся, приступаем к Таинствам. Если именно так подходить к чину изгнания бесов и использовать его строго тогда, когда необходимо, то духовная польза будет неоценима.

Рекомендации по чину отчитки

Официальный сайт Троице — Сергиевой Лавры даёт информацию, когда настоятель храма Петра и Павла отец Герман проводит отчитку в Сергиевом Посаде, там же можно найти расписание на 2019 год.

Поскольку возможны изменения предварительно лучше созвониться, контактный телефон 7 (496) 547-36-45 – храм апостолов Петра и Павла.

Отец Герман опытный духовник. Его не однажды пытались обмануть. На этот чин приходят не только одержимые нечистой силой, приходят и душевнобольные люди, и откровенные симулянты. Батюшка знает, когда, после какой молитвы выходит бес, поэтому имитировать, разыграть отца Германа не получится.

Отец Герман опытный духовник

Попавшим на чин отчитки родственникам болящего нужно быть готовым к разного рода проявления бесов. Они могут кукареть, гавкать, грязно ругаться, издавать различные непристойности, телодвижения, поэтому запастись терпением и устойчивостью придётся.

Прежде чем попасть к нему, отец Герман, как и в предыдущие года, рекомендует в 2019 году посетить Троице — Сергиеву Лавра не один раз, а как минимум трижды.

На чин отчитки так же нужно побывать не менее трёх раз

На чин отчитки так же нужно побывать не менее трёх раз для болящих одержимостью, поэтому расписание составлено удобно, чин совершается три дня подряд. Но нужно помнить, что панацеи от грехов нет, только искреннее желание христианина избавиться от них является спасающим фактором.

Изгнание демонов в Лавре

В Свято-Троицкую Сергиеву Лавру каждый день стекаются толпы людей с целью попасть на отчитку у о. Германа. Кто такой отец Герман? Это иеромонах, самый известный экзорцист в России. Отец Герман Чесноков давно уже занимается изгнанием бесов из людей. Со всей страны приезжают к отцу Герману на молебен люди, привозят своих близких, просят у него совета, духовной помощи. И еще никому этот святой человек не отказал! Каждого выслушает, утешит, даст совет, о нем оставляют только положительные отзывы. Как попасть к отцу Герману?

Любой человек в монастыре расскажет, как попасть на отчитку к отцу Герману. Свято-Троицкая Сергиева Лавра находится в Сергиевом Посаде под Москвой. Отчитку бесноватых отец Герман проводит в надвратной церкви святого Иоанна Крестителя. Найти этот храм очень легко – надо подняться в арку над входом в монастырь.

Расписание отчитки у отца Германа знают все местные – процедура эта начинается в час дня каждый день. Молебен у отца Германа имеет всегда неизменное расписание, без выходных.

К отцу Герману на чин изгнания злых духов пускают абсолютно всех желающих, нет ограничений ни для кого. Эта процедура бесплатная, только просят пожертвовать на храм, кто сколько пожелает.

Перед началом чина необходимо в лавке оставить имена отчитывающихся: батюшка будет поминать их на молитве. Есть в Интернете видео, снятое в ходе этого молебна.

Служба начинается с проповеди батюшки. Она всегда примерно одинаковая, есть брошюры и аудиозаписи этой проповеди. На ней он говорит о том, что одержимые часто виноваты в своей беде, рассказывает, за какие грехи посылается свыше эта напасть. Батюшка неустанно твердит о том, что надо воцерковиться, чаще причащаться, избегать смертных грехов, исправить свою жизнь. Ведь без этого невозможно избавление от одержимости.

Важно! Сильная молитва Ангелу хранителю на каждый день.

Отчитка отца Германа длится примерно часа два, проповедь перед этим около получаса. Сам он – человек очень добрый, светлый, обладает тонким чувством юмора и человеколюбием. Отзывы об отце Германе только положительные.

Многие благодарят его за исцеление свое или близких, просят совета в Интернете. Но понятно, что батюшка не сидит на сайтах и в соцсетях, поэтому ответить не может.

Отчитка отца Германа (это можно увидеть на видео) состоит из:

  • предварительной проповеди;
  • водосвятного молебна;
  • чтения запретительной молитвы от бесов;
  • окропления святой водой;
  • помазания освященным маслом;
  • целования креста.

Как попасть к отцу Герману

Если все же есть уверенность, что нужна именно помощь в изгнании бесов, можно поехать в Сергиев Посад на отчитку к отцу Герману. Лучше всего заранее созвониться с Лаврой и узнать точное расписание богослужений, поскольку всегда возможны непредвиденные изменения.

Обычно отец Герман служит в надвратном храме Лавры, отчитки проводятся почти каждый день, кроме понедельников, двунадесятых праздников и других особенных дней. Для точного расписания необходимо позвонить в храм и узнать дни ближайших богослужений.

Отец Герман (Чесноков)

Для приезжих издалека рядом с Лаврой можно найти паломническую гостиницу со всеми удобствами — это позволит остаться в Сергиевом Посаде на несколько дней. Если состояние человека или его близких позволяет — замечательно побывать на других богослужениях в Лавре, приложиться ко святым мощам, помолиться в храме.

Зафиксированной цены за проведение отчитки у отца Германа нет, но в Лавре всегда будут рады посильным пожертвованиям от прихожан и паломников. Нужно понимать, что в современном мире все стоит денег, и Церковь также вынуждена платить по многим счетам, поэтому всегда нуждается в средствах. Но при этом никто не вправе вымогать у верующих людей строгой оплаты за проведение Таинства или какого-либо обряда.

Если поискать отзывы об изгнании бесов у отца Германа, можно найти множество удивительных историй. Бывали случаи, когда даже несколько сильных мужчин не могли совладать с хрупкой женщиной, одержимой бесами — так сильно она сопротивлялась, кричала, вырывалась. И только по молитве отца Германа потихоньку затихала, приходила в себя.

Интересно, что перед отчиткой батюшка всегда говорит проникновенную проповедь для всех собравшихся. В ней он объясняет важность духовной жизни для каждого христианина, необходимость личной борьбы с силами зла, участия в Таинствах Церкви. Очень важно слушать подобные проповеди хороших благочестивых священников, ведь они помогают нам выстроить правильный вектор в своей духовной жизни.

Чин Отчитки отца Германа в Троице-Сергеевой Лавре

Полезное видео

Где можно послушать проповеди о. Германа

Проповеди можно услышать перед отчиткой в Петропавловском храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Это уютная церковь 1818 года постройки, собирающая православных верующих со всей страны. График работы Воскресенской церкви – ежедневный.

Подведем итоги

Также можно в Лавре заказать заочную, на расстоянии, отчитку. Кроме чина изгнания духов в Троице-Сергиевой Лавре существуют подобные процедуры в других монастырях и храмах страны. В Санаксарском монастыре тоже изгоняют бесов, а также можно поинтересоваться в близлежащих приходах и монастырях, где совершают чины отчитывания бесноватых.

Сколько стоит отчитка у о. Германа

Вход в храм, как и процедура избавления от одержимости, проводятся совершенно бесплатно. По велению души посетители могут оставить добровольные пожертвования на нужды храма.

Отец Герман вот уже почти 30 лет силой молитвы помогает страждущим, чью душу поработили бесы.

Одержимость — это знамение Божие. Она должна восприниматься верующими, как знак о неправильности выбранного жизненного направления. Отчитка же служит первым этапом на пути к духовному очищению. Важно, получив толчок от профессиональных борцов с нечистой силой, двигаться дальше, соблюдая заповеди и молясь Богу о спасении.

«Молитва мадам Бовэ»••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••Все называли ее «мадам», даже водовоз Федор. По утрам он привозил на подмосковную дачу, где жила мадам, воду в большой зеленой бочке. Мадам выходила из дому, чтобы помочь Федору перелить воду из бочки в кадушку, и выносила кусок хлеба старой водовозной кляче. Сонная кляча тотчас просыпалась, осторожно брала хлеб из руки у мадам теплыми губами, долго его жевала и кивала мадам головой. — О-о! — смеялась мадам. — Она меня благодарит, эта старая лошадь. Мадам не знала, что ее, Жанну Бовэ, кое-кто из соседей тоже называл «старой клячей». Мадам была стара, но ходила и говорила так быстро и у нее были такие румяные щеки, что это обманывало окружающих, и ей давали меньше лет, чем было на самом деле. Уже давно мадам жила в России, в чужих семьях, учила детей французскому языку, читала им нараспев басни Лафонтена, водила гулять и прививала хорошие манеры. В конце концов мадам почти забыла Нормандию, где когда-то росла голенастой девчонкой. Когда немцы обошли с севера линию Мажино и вторглись во Францию, — когда французская армия, преданная генералами, сдалась, и пал Париж, — мадам не сказала ни слова. В это утро она только не вышла к чаю. Дети — две девочки — вполголоса рассказывали родителям, что видели, как мадам стояла на коленях в своей комнате перед окном, выходившим в лес, и плакала. — Теперь она никогда не перестанет плакать, — сказала отцу старшая девочка с двумя выгоревшими от солнца косами. — Почему? — Потому что у нее нет больше Франции, — ответила девочка и начала теребить косу. — Не расплетай косу, — ответил отец. — Франция будет. Мадам спустилась из своей комнаты только к обеду. Она сидела за столом строгая, сухая. Губы ее были, стиснуты, и румянец исчез с ее маленьких щек. Никто не заговорил о Франции. Мадам тоже молчала. На следующее лето Германия напала на Советский Союз. Немцы налетали на Москву. Тяжелые бомбы падали невдалеке от дачи. В это трудное время мадам поражала всех своей суетливостью. С раннего утра до ночи она хлопотала, ездила в Москву за продуктами, стирала, штопала, готовила скудную пищу, шила ватники для солдат. И все время, возясь, работая, она напевала про себя французскую песенку: «Quand les lilas refleuriront». — «Когда опять зацветет сирень», — перевела слова этой песенки старшая девочка. — Почему вы все время поете эту песенку, мадам? — О! — ответила мадам. — Это старая песенка. Когда надо было терпеть и ждать чего-нибудь очень долго, моя бедная мать говорила мне: «Ничего, Жанна, не горюй, это случится, когда опять зацветет сирень». — А сейчас вы чего-нибудь ждете? — спросила девочка. — Не спрашивай меня об этом, — ответила мадам и посмотрела на девочку строгими серыми глазами. — Ты поняла меня? Все чаще девочке мерещилась пышная весна, тихие утренние сады и заросли сирени над прудом. Quand les lilas… quand les lilas refleuriront,.. refleurironf… Конец весны в 1944 году был теплый и свежий от частых и коротких дождей. В начале июня в саду около дачи зацвела сирень. Ее холодные гроздья всегда были покрыты росой, и когда кто-нибудь нюхал сирень, все лицо у него делалось мокрым. В лесу перекликались птицы. Но лучше всего были сумерки, когда над седыми березовыми рощами подымалась туманная луна. На вечернем небе виднелись тонкие тени плакучих ветвей. В сизом воздухе стояли над лесом облака и тлели слабым светом. Мадам укладывала детей спать, выходила в сад, садилась отдохнуть на скамейку около сирени и прислушивалась. Мадам впервые пошла этой весной в церковь, в соседнюю деревню. Был Троицын день. Церковь была убрана березками. Каменный пол посыпали травой. Она была примята ногами и пахла печально и сладко — осенью, увяданьем. Дряхлый священник служил с трудом, очень медленно, и потому мадам многое поняла. Она вздохнула, когда священник читал молитву «о благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временах мирных». Когда придут эти времена для ее далекой-далекой, почти забытой страны! Вечером в этот день мадам вышла в сад позже, чем всегда. Хозяйка дома уехала в Москву, и мадам пришлось работать больше обычного. В саду было очень тихо. Луна бросала прозрачные тени. Мадам сидела задумавшись, сложив на коленях руки. Потом она оглянулась, встала — кто-то бежал мимо дачи. Мадам подошла к калитке и увидала соседского мальчика Ваню. — Иван! — окликнула мадам. — Я из Москвы! — крикнул мальчик, пробегая мимо.— Вторжение началось! Сегодня утром. В Нормандию! Наконец-то! — Как, как! — спросила мадам, но мальчик, не отвечая, побежал дальше. Мадам сжала руки, быстро пошла к себе в комнату. В столовой сидел хозяин дома и, как всегда, читал книгу за стаканом остывшего чая. Мадам на мгновение остановилась и сказала очень быстро, задыхаясь. — Они высадились… у нас… в Нормандии. Я говорила… Quand les lilas refleuriront… Хозяин швырнул книгу на стол, вскочил, дико посмотрел вслед мадам, взъерошил волосы, прошептал: «Вот здорово!» — и пошел на соседнюю дачу узнавать новости. Вернулся он через час и остановился на пороге столовой. Комната была ярко освещена. Горели все лампы. На рояле пылали, дымя, восковые свечи. Круглый стол был накрыт тяжелой белоснежной скатертью. На ней черным стеклом блестели две бутылки шампанского. И всюду — на столах, окнах, на рояле, на полу — громоздились в вазах, кувшинах, в тазах, даже в деревянном дубовом ведре груды сирени. Мадам расставляла на столе бокалы. Пораженный хозяин смотрел на нее и молчал. Он не сразу узнал ее — свою старую мадам, всегда озабоченную, суетливую, с покрасневшими от работы руками — в этой тоненькой седой женщине в сером шелковом платье. Такие изящные, но старомодные платья хозяин видел только в детстве на балах и на семейных праздниках. Жемчужное ожерелье светилось на шелку, и черный веер с треском закрылся в руке мадам и повис на золотой цепочке, когда она, увидев хозяина, улыбнулась и вкрадчиво сказала: — Простите, месье, но я думаю, что по этому случаю можно разбудить на одну минуту девочек. — Да… конечно! — пробормотал хозяин дома, еще ничего не понимая. Мадам вышла, но запах тонких, должно быть, парижских духов остался в комнате. «Что же это? — подумал хозяин. — Блеск глаз, улыбка, свободный жест, которым мадам захлопнула веер! Откуда все это? Боже мой, как она, должно быть, была хороша в молодости! И это платье! Единственное платье, которое она надевала на единственный бал где-нибудь в Кане или Гранвиле. Никто в доме до сих пор не знал, что у мадам есть такое платье, и ожерелье, и веер, и эти духи. И где она прятала бутылки с шампанским?» Сверху спустились девочки, удивленные и взволнованные. Мадам быстро сошла за ними, села к роялю, поправила волосы и заиграла. Да, хозяин угадал! Как всегда, у него начало холодеть под сердцем от этой звенящей томительной музыки: — Подымайтесь за Родину! День славы настал! «К оружию, граждане!» — гремела «Марсельеза», заполняя дом, сад, казалось, весь лес, всю ночь. Мадам плакала, закинув голову, закрыв глаза, не переставая играть. Мерным громом пел рояль. Они идут! Они идут, дети Франции, сыновья и дочери прекрасной страны! Они подымаются из могил, великие французы, чтобы увидеть свободу, счастье и славу своей поруганной родины. «К оружию, граждане!» Ветер Нормандии, Бургундии, Шампани и Лангедока сдувает слезы с их щек — слезы благодарности тем тысячам английских, русских и американских солдат, что смертью своею уничтожили смерть и вернули жизнь, отечество и честь благородному измученному народу. Мадам перестала играть, обняла за плечи девочек и повела их к столу. Девочки прижимались к ней, гладили ее руки. На рассвете старшая девочка проснулась, тихо встала, накинула платье и пошла в комнату к мадам. Дверь была открыта. Мадам в сером шелковом платье стояла на коленях у открытого окна, прижавшись головой к подоконнику, положив на него руки, и что-то шептала. Девочка прислушалась. Мадам шептала странные слова, — девочка не сразу догадалась, что это молитва. — Святая дева Мария! — шептала мадам. — Святая дева Мария. Дай мне увидеть Францию, поцеловать порог родного дома и украсить цветами могилу моего милого Шарля. Святая дева Мария! Девочка стояла неподвижно, слушала. За лесом подымалось солнце, и первые его лучи уже играли на золотой цепочке от веера, все еще висевшего на руке у мадам. 1945 г. Константин Паустовский Источник: © 2012-2020 «Храм Зачатия Иоанна Крестителя»

Отчитка отца Германа в Сергиевом Посаде

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *