Республика Казахстан (РК) – большое государство Центральной Азии, которое интересно своей богатой историей, традициями, обрядами и вероисповеданием. Огромную территорию страны заселяет большое количество этносов, именно поэтому в Казахстане исповедуют различные религии. Тем более, что в государстве с 1991 года признана демократия, религии здесь существуют равноправно, если они не запрещены на уровне закона.

Процентный состав вероисповедания в Казахстане на 2019 год выглядит следующим образом: буддисты составляют 0.09% населения, христиане — около 20%, иудаисты — 0.03%, протестанты — 2%, католики — 1.3%, мусульмане — около 70%.

Казахстан, согласно конституции является светским государством

1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы.

2. Основополагающими принципами деятельности Республики является: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методом, включая голосование на республиканском референдуме или Парламенте.

— Статья 1 Конституции Республики Казахстан

Наиболее распространёнными религиями в Казахстане являются ислам и христианство. Также присутствуют иудаизм и буддизм.

В Республике Казахстан установлены специальные выходные дни связаные с основными конфессиями страны: 10 зуль-хидж (10 зуль-хидж по календарю Хиджры сдвигается ежегодно на 10—11 дней назад, в 2010 году приходился на 16 ноября, в 2011 году будет приходиться на 7 ноября) − Курбан-айт и 7 января − Православное Рождество.

В 2009 году (впервые после переписи 1897 года) была проведена перепись, в ходе которой респондентам задавался вопрос об отношении к религии. Результаты переписи показали, что подавляющее большинство жителей Казахстана отнесло себя к той или иной религии (ок. 97 % населения), лишь 3 % опрашиваемых заявили о том, что являются неверующими, либо отказались дать ответ на задаваемый вопрос.

Религиозная принадлежность населения Казахстана
(предварительные результаты переписи 2009 г.)

Ответы респондентов
об отношении к религии
Абсолютная
численность
тыс. чел.
Доля
в населении
%
мусульмане 11 237,9 70,19
христиане 4 190,1 26,17
иудаисты 5,3 0,03
буддисты 14,6 0,09
другие религии 30,1 0,19
неверующие 450,5 2,81
не дали ответа 81,0 0,51
Всего 16 009,6 100,00
Религиозная принадлежность этносов Казахстана
(предварительные результаты переписи 2009 г.)

Этническая
группа
Ислам Христианство Иудаизм Буддизм Другое Неверующие Отказались
дать ответ
Всего
Казахи 9928705 39172 1929 749 1612 98511 26085 10096763
Русские 54277 3476748 1452 730 1011 230935 28611 3793764
Узбеки 452668 1794 34 28 78 1673 722 456997
Украинцы 3134 302199 108 49 74 24329 3138 333031
Уйгуры 221007 1142 34 33 63 1377 1057 224713
Татары 162496 20913 47 58 123 16569 4023 204229
Немцы 2827 145556 89 66 192 24905 4774 178409
Корейцы 5256 49543 211 11446 138 28615 5176 100385
Турки 96172 290 7 6 20 321 199 97015
Азербайджанцы 80864 2139 16 16 24 1586 647 85292
Белорусы 526 59936 25 9 20 5198 762 66476
Дунгане 51388 191 4 15 19 179 148 51944
Курды 37667 203 11 6 9 285 144 38325
Таджики 35473 331 2 6 30 307 128 36277
Поляки 235 30675 14 4 45 2486 598 34057
Чеченцы 29448 940 6 3 16 653 365 31431
Киргизы 22500 206 6 6 4 352 200 23274
Другие
национальности
54533 82254 1286 1433 210 13266 4233 157215
Всего: 11239176 4214232 5281 14663 3688 451547 81010 16009597

За годы независимости произошёл настоящий ренессанс религии в Казахстане. За 18 лет численность религиозных объединений возросла в 6 раз, от 671 в 1991 году до свыше 4200 в 2009 году. В настоящее время действуют почти 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов.

Согласно International Religious Freedom Report 2010 в Казахстане имеются следующие религиозные организации:

  • Ислам: 2369 официально зарегистрированных мечетей, подавляющая часть которых объединена в Духовное управление мусульман Казахстана, по данным источника только ок. 70 мечетей находятся вне юрисдикции ДУМК
  • Православие: 299 официально зарегистрированных русских православных храмов.
  • Католицизм: 83 официально зарегистрированных римско-католических прихода и связанных с ними организаций, 5 официально зарегистрированных греко-католических приходов.
  • Протестантизм: официально зарегистрировано 1267 организаций, которые располагают 543 культовыми сооружениями. В Казахстане 2 группы баптистов: Союз Христиан-Евангелистов и Баптистов (Союз баптистов) с приблизительно 10 тыс. последователей и 227 зарегистрированными религиозными группами, а также Совет церквей христиан-евангелистов и баптистов (Совет церквей) с приблизительно 1 тыс. последователей. Совет церквей отвергает процедуру официальной регистрации по принципиальным соображениям. Другие официально зарегистрированные протестантские религиозные группы с заметным числом последователей это пресвитериане, лютеране и пятидесятники, а также свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня; имеются также небольшие общины методистов, меннонитов, и мормонов.
  • Иудаизм: имеется 5 синагог в Алма-Ате, Астане, Усть-Каменогорске, Костанае и Павлодаре.
  • Имеется 43 религиозные группы других конфессий, в том числе 4 буддистских, 12 отделений Общества Сознания Кришны, Церковь сайентологии, бахаисты, учёные-христиан и Церковь Объединения.

История христианства Казахстана

В VI веке в Средней Азии возникла новая кочевая империя. Новые завоеватели — тюрки, вышедшие из Алтая, в короткое время подчинили себе все народы от Великого океана до Чёрного моря. Образование тюркского каганата привело к восстановлению торговых путей, связывавших Иран с Центральной и Средней Азией и Дальним Востоком. С оживлением торговли происходит усиление миссионерской деятельности несторианской церкви.

После смерти тюркского хана Тобо (581 г.) империя тюрков распалась на два государства — восточное и западное. Центром последнего, как и большинства последующих кочевых государств в западной части Средней Азии, была прежняя земля усуней, то есть Семиречье. Наиболее распространённой религией среди тюрков являлось, вероятно, христианство манихейского толка. Но поскольку к тому времени в этих пределах благодаря согдийцам уже довольно широко распространилось христианство, последующие годы оно было воспринято и тюркскими племенами Средней Азии. По свидетельству писателя Феофана у восточно-тюркских пленных, захваченных византийцами в 561 году и отправленных Нарзесом к императору Маврикию, были заметны на лице чёрные точки, расположенные крестом. Пленники объяснили, что во время заболеваний от чумы соплеменники христиане научили их изображать крест на лбу во избежание болезни. Подобное свидетельство встречаем у писателя Феофилакта Симокатты, который отмечает, что в 591 году, когда был разбит отложившийся от Хосрова II военачальник Бахрам Чубин, в плен взяты воевавшие на его стороне тюрки — войско его союзника, тюркского правителя Бухары. Многие из них так же имели на лбу знак креста.

Другое направление христианства — несторианство, получило признание среди найманов, переселившихся в конце XII-нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье.

В настоящее время христиане являются второй по численности верующих религиозной группой Казахстана (св. 26 % населения).

Православие

Митрополичий округ РПЦ в РК: Красный — Уральская и Гурьевская епархия; оранжевый — Костанайская и Петропавловская епархия; жёлтый — Карагандинская и Шахтинская епархия; фиолетовый — Чимкентская и Акмолинская епархия; зелёный — Астанайская и Алматинская епархия; синий — Павлодарская и Усть-Каменогорская епархия Основная статья: Казахстанский митрополичий округ

Казахстан является канонической территорией Русской православной церкви Московского Патриархата. Он разделён первоначально на три епархии: Астанайскую и Алматинскую, Чимкентскую и Акмолинскую, Уральскую и Гурьевскую, позднее добавились ещё три: Карагандинская и Шахтинская, Костанайская и Петропавловская, Павлодарская и Усть-Каменогорская. Казахстанский митрополичий округ был образован 7 мая 2003 году решением Священного Синода.

На территории Казахстана существует 9 монастырей (из них 8 в Астанайской и Алматинской епархии и 1 в Уральской и Гурьевской), 230 приходов (из них 112 в Астанайской и Алматинской епархии, 40 в Уральской и Гурьевской, 78 в Чимкентской и Акмолинской, всё по старому разделению до 2011 года), более 300 священнослужителей.

Католицизм

Католические структуры Казахстана

В советское время Казахстан был местом заключения и многих репрессированных (этнических немцев, западных украинцев, поляков и др.), среди которых была значительная доля католиков. После освобождения многие из них оставались в республике. В подпольных или полуподпольных условиях в Казахстане служили священномученик блаж. о. Алексей Зарицкий, еп. Александр Хира, о. Владислав Буковинский, о. Алоизий Кашуба OFMCap и др. В казахстанских лагерях погибли блаж. епископ Никита Будка и многие другие.

Важным для католичества Казахстана явился официальный визит в Казахстан 22-25 сентября 2001 года папы римского Иоанна Павла II. Папа встретился с президентом страны Н. А. Назарбаевым и другими официальными лицами, а также с народом во время мессы на площади Матери-Родины в Астане; с молодёжью в Евразийском университете и с представителями науки и культуры в Конгресс Холле. Президент сделал следующее заявление:

«Сегодня Католическая Церковь активно восстанавливает свою традиционную миссию: возводятся храмы, открываются новые приходы. Велики её заботы в делах миротворчества, просветительства и благотворительности. Католики, как и представители других религий, стремятся к укреплению единства и согласия всего народа Казахстана.»

Папа римский в ходе встречи имел беседу с духовенством Казахстана, епископами, священниками, монашествующими и верующими. Папа посетил Казахстан в критический момент событий мирового масштаба (теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.), и в ходе визита он призывал верующих мусульман и христиан к тому, чтобы они вместе строили цивилизацию любви, а не насилия.

Папа говорил, что видит в Казахстане великую семью разных народов. Папа говорил о том, что тронут гостеприимством на всех уровнях.

«Долгое время я желал этой встречи, и велика моя радость — суметь заключить в объятия с восхищением и любовью всех жителей Казахстана»

В 1991 году была учреждена апостольская администратура Казахстана, руководителю которой была вверена временная опека верующих в Таджикистане, Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане (отдельные миссии sui iuris (собственного права) в этих странах были образованны в 1997 году, позднее в Узбекистане и Кыргызстане были установлены Апостольские администратуры). В настоящее время на территории Казахстана действует три епархии Католической Церкви латинского обряда: архиепархия Пресвятой Девы Марии с центром в Астане, Карагандинская епархия и епархия Пресвятой Троицы с центром в Алматы, а также Апостольская администратура Атырау. Действует также несколько приходов грекокатоликов. Общее число католиков по данным на 2004 год оценивается в 183 тыс. человек. По данным на тот же год, в стране было 72 католических священника и несколько сот монахинь.

Протестантизм

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Буддизм

наскальные изображения Будд Основная статья: Буддизм в Казахстане

Поскольку буддизм является одной из трёх мировых религий, то он разрешён официальными властями Казахстана. Согласно данным посольства США в Казахстане, буддизм в стране представлен четырьмя официальными организациями, три из которых представляют корейский сон-буддизм (в Казахстане проживает самая многочисленная диаспора корейцев в СНГ) и одна линию тибетского буддизма (это стало возможным благодаря расширяющемуся сотрудничеству Казахстана с Индией и Монголией).

В настоящее время буддизм в Казахстане представляют такие буддийские школы и направления:

  • Последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм).
  • Последователи тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг).

* Последователи дзэн-буддизма.

Пока буддизм в Казахстане представлен достаточно слабо (общее число верующих около 15 тыс. чел.). В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки. В официальной учебной литературе Казахстана отдельной графой описывается древняя тюркская религия — тенгрианство, отмечается схожесть между этой древней религией с исламом и буддизмом.

Иудаизм

Основная статья: Иудаизм в Казахстане

История проникновения иудаизма на территорию Казахстана имеет древние корни. В частности, иудаизм проник в Хазарский каганат — древнее тюркское государство. Известно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по собственной инициативе в нач. IX века. Позднее в связи с распадом Каганата хазары рассеялись среди тюркских народов Каспийско-Черноморского региона, в том числе среди казахов. По мнению отдельных учёных, прямыми потомками хазар являются представители казахского рода кердеры, относящиеся к Младшему жузу и проживающие на территории Западного Казахстана.

В 1827 году российский император Николай I подписал указ о натуральной воинской повинности для евреев (кантонисты), в соответствии с которым ежегодно царскую армию должны были пополнять по 10 рекрутов возрастом от 12 до 25 лет с каждой тысячи еврейских мужчин. Совершеннолетних определяли на действительную службу, а малолетних направляли в кантонистские школы «для приготовления к службе» в отдалённые, зачастую с суровыми климатическими условиями регионы Российской империи. Таким образом, множество еврейских юношей оказались в Казахстане.

Примерно в 1870 году в городе Верном (нынешней Алма-Ате) сложилась первая еврейская община, состоявшая из николаевских солдат и их потомков. Их было немного — не более ста человек. Они открыли первую синагогу в простой деревянной избе в 1884 году, а добились регистрации еврейского молитвенного общества только в 1907 году, когда в России была объявлена бо́льшая свобода вероисповедания.

Сегодня в Казахстане действует движение Хабад Любавич.

В настоящее время число верующих составляет всего 5,3 тыс. чел.

С 1994 г. главным раввином Казахстана является раввин Ешая Элазар Коген.

Открылись синагоги в Алма-Ате, Астане, Усть-Каменогорске, Павлодаре и Костанае. В каждом из этих городов теперь есть раввин, общинный центр, сеть синагог, учебные заведения для детей, поставка кошерных продуктов. В Казахстане в настоящее время представлена лишь одна ветвь иудаизма — ортодоксальная.

Ислам в Казахстане

Основной религией Казахстана, которую исповедует 70 % населения, является ислам. Процесс становления этой религии затянулся на столетия с VIII по X в. Ислам в Казахстане зародился после Таласской битвы в 751 году. В этой битве была остановлена экспансия Таньской империи на западе. Победа тюрков Тюргешского каганата и Аббасидского халифата дала возможность утвердиться исламу среди местных жителей Семеречья и Сырдарья. Сегодня ислам в Казахстане исповедуется тюркским, кавказским и таджикским народом.

Суннизм

Суннизм – это направление ислама, при котором верующие не признают никакую особенную духовную власть над собой любого человека. Власть принадлежит исключительно Великому Пророку, а его заповеди являются главным постулатом жизни верующего человека. Верховная власть передается в руки правителям-халифам, которые не пишут законодательство, а растолковывают религиозные тексты.

Ханафитский мазхаб

Суннизм охватывает четыре школы – мазхаба, самая большая из которых ханафитская. Ее основатель Абу Ханиф изложил методологию богословия. Своим ярким примером иллюстрировал верующим, как легко понять религиозные заповеди в обсуждениях, коллективных спорах и размышлениях. Главной задачей Ханифа было побуждение и вдохновение единомышленников к размышлениям и проведениям разнообразных исследований. Отличительными особенностями школы являются:

  • отрицание какого-либо единого религиозного лидера;
  • полная адаптация для использования в реальной жизни.

Насколько население исповедует ислам публично

Большинство населения Казахстана считает себя мусульманами, поэтому старается соблюдать и чтить традиции и обряды веры. Самым распространённым обрядом, который выполняют практически все казахские мусульмане, является обрезание. Также практически все они исполняют обряд погребения по-мусульмански. Сегодня на территории Казахстана действует около 2,5 тысяч мечетей, в то время как при СССР их было всего 63. Со времен распада Союза количество мусульман значительно выросло.

История казахского народа

Становление казахского народа началось еще в бронзовом веке и продолжалось на протяжении тысячелетия.

Происхождение

Зарождение казахского народа условно делят на 3 этапа:

  1. Заселение Центральной Азии кочевниками, которые активно занимались скотоводством. Большое влияние на кочевников оказывают андроновские и тюркские племена, переселение гуннов. Термин «казах», который означает «свободный», «вольный» и «независимы», появился на свет именно благодаря тюркскому языку.
  2. С VI века благодаря приходу арабов происходит активное распространение ислама. Позже в XI веке происходит объединение племен тюрков и появление Степи кипчаков.
  3. Соединение воедино всех тюркских племен и родов. В середине XV века первые казахские ханы Керей и Жанибек собрали возле себя около ста тысяч местных и увели их в Семиречье, позже их стали называть казахами.

Культура и традиции

Культура казахского народа самобытна, поэтому пестрит разнообразными традициями. Казахи уделяют огромное внимание убранством: одежде и жилищу. Национальная кухня отличается своим разнообразием, особенно мясные блюда. Казахи очень гостеприимные хозяева. Семья для казахов превыше всего, поэтому зачастую в их домах хранят любовь и уважение. С малку казахам прививают уважение к своим предкам, поэтому они досконально знают свое родовое дерево.

Шаманство

Небольшая прослойка казахского народа до сих пор верит в шаманство. К шаманам обращались за советом верховные правители кочевников. Простой народ искал у них спасения от разных болезней и злого рока. Главной задачей шаманов является предотвращение опасных явлений. Шаманы с помощью транса способны нейтрализовать негативную энергию. Мусульманство практически вытеснило шаманов из общественной жизни казахов, но некоторые люди продолжают верить в их способности. Особенно в критических ситуациях обращаются к ним за помощью.

Католицизм

В ХХ веке в результате Октябрьской революции в Казахстан переселили большое количество национальностей. Несмотря на то, что в Советском Союзе не было место для религиозных людей, всячески приветствовался атеизм, изгнанники были преданы предкам и своему вероисповеданию, поэтому исповедовали свою веру – католицизм. В основном это были поляки и немцы. Вера католиков была настолько сильна, что, несмотря на силу страха, они исправно посещали тайные службы и всяческими способами проповедовали.

Протестантизм

Протестантизм в Казахстане зародился в момент присоединения его к Российской империи в XVIII веке. Большой поток чиновников, ремесленников и крестьян немцев и прибалтов, хлынувший на эти земли, представлял из себя протестантов: баптистов, лютеранов и меннонитов. Протестанская вера набрала своей силы после того, как казахстанская католическая и реформаторская церкви стали получать поддержку из Польши и Германии. На благотворительную помощь были открыты школы, костелы, храмы.

Иудаизм

Во времена правления императора Николая I большое количество молодых евреев было направлено на обязательную воинскую службу в отдаленные части Российской империи, например Казахстан. В 1870 году на территории Казахстана начала действовать первая еврейская община, в которую входили солдаты и их предки в количестве чуть меньше 100 человек. Только через время они смогли открыть первую синагогу и официально зарегистрировать еврейское молитвенное общество. Сейчас действует движение Хабал Любавич, иудаизм исповедуют немного боле 5 тысяч евреев.

Основные религии Казахстана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *