Новоафонский монастырь, Абхазия: экскурсии, официальный сайт, фото, история

Оплот христианства на Кавказе и самая культовая достопримечательность Абхазии привлекает паломников и любопытных туристов со всего мира. Первые специально приезжают, чтобы побывать в сакральной святыне. Вторые – стремятся посетить Новоафонский мужской монастырь в перерывах между пляжем и развлечениями, чтобы осмотреть оригинальную архитектуру и расширить историко-религиозные познания. Но и тех, и других ожидает знакомство с миром, где сложно не задуматься о вечном – истинной вере, надежде, красоте и самопожертвовании.

В этой статье мы расскажем вам всё, что нужно знать про Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь — его историю и текущее состояние, какие экскурсии позволяют посетить монастырь и как добраться до него самостоятельно. Также ниже вы найдете адрес официального сайта монастыря, множество фотографий, как снаружи, так и внутри, ну и, конечно же, отзыв редакции Travel or Die с впечатлениями от посещения этой святой обители.

Пригодится: Лучшие экскурсии по Сочи | Топ-5 частных гидов Сочи | ТОП-20 достопримечательностей Нового Афона

Краткая история Новоафонского монастыря

На протяжении вековой истории Новоафонский мужской монастырь видел многое – и расцвет, и многочисленных паломников, и запустение, и смену назначения. А в последние годы он оказался в центре церковного раскола. Обо всем этом мы расскажем вам лишь вкратце — более полную информацию всегда можно найти в Википедии. 🙂

Вначале было…

В 1874 году царское правительство выделило греческим монахам Пантелеимоновского монастыря обширные владения в современной Абхазии и внушительную сумму денег на строительство у подножия Афонской горы обители. Строительство развернулось вблизи храма Симона Кананита – святого апостола и одного из 12 учеников Христа, который по преданию проповедовал и погиб в этих местах.

Для реализации проекта архитектора Никонова предстояло серьезно скорректировать ландшафт – срезать часть горы и расчистить большую площадку. Монахи вывозили с территории тысячи тонн камней и грунта, при этом возведение обители на возвышении и отсутствие удобного подъезда осложняли работы.

Забвение и воскрешение

Закончить строительство помешала Русско-турецкая война. Недостроенный монастырь в 1878 году был частично разграблен турками, поэтому после окончания войны его пришлось не просто достраивать, но и восстанавливать. Крупные пожертвования частных лиц (купцов и состоятельных людей империи), а также личное участие императора Александра III и помощь греческих афонских монахов помогли завершить богоугодный проект. К слову, русский царь подарил монастырю куранты, которые и сегодня украшают одну из колоколен обители.

Несмотря на все трудности, 28 сентября 1900 года обитель была достроена и освещена. Монастырский комплекс включает 6 храмов, а в окружении хозяйственно-административных корпусов возвышается пятикупольный Пантелеимоновский собор – главная святыня обители. Этот храм Новоафонского монастыря внутри украшен великолепной палехской росписью.

После Октябрьской революции для обители настали трудные времена. В ней размещали то склад, то военный госпиталь, то краеведческий музей. И только в 1994 году монастырь вернули монахам и верующим.

Как добраться в Новоафонский монастырь

Попасть в обитель несложно с любого курорта Абхазии на рейсовом автобусе/маршрутке. Проще всего – из Сухум, ведь в столице есть прямое транспортное сообщение с Новым Афоном. Доехать до станции «Новый Афон» можно даже из Москвы и Питера на поездах, следующих в Сухум.

С абхазских курортов

Из Сухум, Пицунды и Гудауты на личном авто можно доехать до Нового Афона по трассе E60: Тбилиси – Сенаки — Леселидзе. В зависимости от точки выдвижения доберетесь за 30-60 минут. Либо на рейсовых автобусах или маршрутках, следующих до Нового Афона. Еще один вариант – нанять такси. Но если на автобусе поездка обойдется в 150-200 рублей, то на такси – тысячи в 4-5.

Из Сочи и Адлера

Из Сочи и Адлера организуется много экскурсий с посещением Новоафонской обители — об этом расскажем подробно ниже. Тем, кто путешествует на личном авто, стоит придерживаться маршрута Сочи-Адлер-Псоу-Гадаута-Новый Афон. Расстояние от Сочи в 127,5 км по побережью преодолеете за 3-5 часов (в зависимости от количества остановок).

Прямого автобуса между сочинскими курортами и Новым Афоном нет, поэтому придется на № 125П доехать до Псоу или на №№105С, 125С, 124С (маршрутка) добраться до Адлера. Оттуда – до абхазского блокпоста на автобусах №№57, 117, 125, 173, и после таможенного контроля сесть на большой рейсовый автобус (ходит по расписанию), который через 3 часа доставит вас в Новый Афон. Если хочется прибыть на место побыстрее, выберите маршрутку (отбывает по мере заполнения) – доедите за полтора-два часа.

Из Нового Афона

Остановившимся в Новом Афоне нужно дойти до центральной площади и на остановке «Ракушка» выбрать один из маршрутов – к Новоафонской пещере и обители, либо к Новоафонскому водопаду и опять же обители. Подниматься к монастырю лучше не от водопада, а со стороны дачи Сталина – там тропа более пологая.

Новоафонский монастырь на карте Абхазии

Центрировать карту
Адрес монастыря: Абхазия, Гудаутский район, Новый Афон, Монастырь святого апостола Симона Кананита.

От Адлера монастырь находится примерно в ~85 километрах, а от Сочи — в ~110 км.

Экскурсии в Новоафонский монастырь из Сочи, Адлера, Сухуми

Всем желающим посетить Новоафонский монастырь, но при этом не метаться в поисках хорошего тура, да и в целом не сидеть над логистикой, мы рекомендуем заранее забронировать экскурсию в Новоафонский монастырь на сайте Трипстер. Популярный портал для планирования путешествий предлагает индивидуальные программы с посещением обители и выездом с абхазских или с российских курортов – Сочи, Адлера, Сухуми.

В октябре 2018 года редакция сайта лично пользовалась этим сайтом для экскурсии из Сочи в Новоафонский монастырь, поэтому исходя из нашего опыта мы можем посоветовать вам несколько популярных программ. В целом, программы делятся на 2 типа. К первому относятся экскурсии в Новый Афон через Гагру, где вы остановитесь посмотреть местные достопримечательности, а уже потом отправитесь к конечной точке дабы лицезреть знаменитую Новоафонскую пещеру и сам монастырь. Ко второму типу относятся туры по маршруту — Гагра — Озеро Рица — Новый Афон. Это более насыщенная экскурсия, которая позволяет посмотреть большинство интересных достопримечательностей в Абхазии за один день. Ну а теперь об обоих вариантах программ поподробнее и с конкретными примерами.

Экскурсии из Сочи и Адлера

Прежде всего рассмотрим туры с выездом из Сочи и Адлера — именно отсюда в Новоафонский монастырь едет большинство туристов, т.к. самостоятельно, без наличия автомобиля, добраться в обитель несколько проблематично.

  • «Через Гагру в Новый Афон – историческое достояние Абхазии»

    Базовый маршрут, по которому возит отличнейший гид Роман, с которым мы сами катались по Абхазии аж два дня. В эту программу входит и экскурсия в Новоафонский монастырь с соседствующей с ним дачей Сталина и посещение Новоафонской пещеры. При желании можно заскочить в Анакопийскую крепость VII века с прекрасными видами на черноморское побережье Нового Афона. Также Роман покажет вам несколько популярных «заброшек» — ж/д станцию и тоннель. Посмотрите вы также и водопад на реке Псырцха, прогулявшись до него тропой Александра III-го, а после наведаетесь на аутентичный базар, где можно будет купить первоклассные специи, местное вино и копчености, сувениры и прочее барахлишко по вменяемым ценам. Под конец экскурсии вас ждёт дегустация традиционных абхазских вкусностей — мамалыги, хачапури и сыров. 🙂

    Цена поездки — 7500 рублей за 1-3 человек. Отметим, что Роман гид весьма загруженный и поэтому летом расписание у него забито на 2-3 недели вперёд. Так что, если он не сможет подтвердить нужную вам дату поездки, то вы без проблем можете забронировать другие аналогичные по смыслу программы — «Лучшее в Абхазии: Новый Афон и Гагра из Сочи» и «Новый Афон — сердце Абхазии».

  • «Гагра, Новый Афон и озеро Рица. Открыть красоту и достояние Абхазии»

    Если рассматривать однодневные экскурсии в Абхазию из Сочи и Адлера, то этот вариант будет максимально полным. Вы успеете посмотреть и все те локации, что мы перечислили в описании предыдущей программы, включая Новоафонский монастырь, и прекраснейшее озеро Рица, о котором мы подробно писали в отдельной статье — «Горное озеро Рица — самое красивое место в Абхазии. А по пути на Рицу насладитесь отличными горными пейзажами, посетите пару водопадов, смотровую «Прощай, Родина», знаменитое Голубое озеро и эпичный каньон «Каменный мешок». В общем, программа действительно стоящая, проверено на собственном опыте! 🙂

    Стоимость экскурсии — 9500 рублей за 1-3 человек. Повторимся, если на нужные даты свободных мест не будет, то вот пара альтернативных вариантов не хуже — «Летние сказки Абхазии» или «Из Сочи в Абхазию: Гагра, Рица, Новый Афон»

Экскурсии из Сухуми

Пока что экскурсии в Новоафонский монастырь с территории самой Абхазии представлены на Трипстере слабо. Но если вам повезло остановиться в Сухуми, то из столицы государства вы сможете без проблем взять одну из экскурсий. Маршруты по своему наполнению практически идентичны тем, что описаны выше, изменится лишь место выезда. Самыми популярными являются две программы с включением Новоафонского монастыря — это расширенный тур c говорящим за себя названием «Главные достопримечательности Абхазии», куда входит посещение озера Рица и тур «Новый Афон. Истоки христианства на Кавказе», направленный сугубо на изучение достопримечательностей Нового Афона. Мы советуем вам именно первую программу, но решать конечно же вам.

Иконы и святыни Новоафонского монастыря

В обители хранится несколько христианских святынь, и чтобы не пропустить их во время экскурсии, предлагаем изучить православные реликвии.

Лик Святого Пантелеимона с житием

Небольшая икона была написана греческими афонскими монахами в 1896 году в честь коронации последнего русского царя и передана на хранение в соборный храм абхазского Новоафонского монастыря. В центре изображен Святой, вокруг – 14 сцен из его жизнеописания. Повреждения в нижней части остались от попытки распилить святыню для нелегальной продажи (предположительно во время ее нахождения у представителей криминального сообщества Луганской области Украины).

Лик Богоматери Избавительницы

Икона написана ориентировочно в конце 19 – начале 20 века монахами обители Симона Кананита Новоафонского монастыря. С левой стороны расположена фигура апостола Симона Кананита. С правой – великомученика-целителя Пантелеймона. Оба они поддерживают лик Богоматери – главную святыню новоафонских монахов, написанную в 17 веке. Сегодня икону можно увидеть в храме Святого апостола Андрея обители Симона Кананита Новоафонского монастыря.

Лик Богоматери Анакопийской

Канонический образ был воссоздан в 2005 году по летописям, повествующим о спасении Анакопийской крепости от разорения арабами. Всенощно находящиеся в крепости воины молились перед ликом Богоматери, прося о защите столицы Анакопии. После заступничества Богородицы Господь послал на врага «южный зной»: в арабском лагере началась холера. Благословленные Заступницей войны вышли из крепости и разгромили арабов, остатки войска которых бежали от стен Анакопии. Сегодня икона хранится в Пантелеимоновском храме.

Лик Богоматери Пицундской

Лик Богоматери был написан в 2009 году, но от оригинала икону отличает замена – место двух святых Иоаннов (Крестителя и Златоуста) заняли апостол Симон Кананит и Андрей Первозванный (их фигуры расположены внизу). В центре – Богоматерь с младенцем Иисусом. В верхних углах – архангелы Гавриил и Михаил. Сегодня икона хранится в алтаре собора Святого Андрея Новоафонского монастыря. Молящие просят у Богоматери об исцелении от недугов, избавления от душевных мук и пагубных привычек, а также о защите во время бед.

Другие святыни

Ревностно оберегают монахи и две другие святыни Новоафонской обители – щепу древа Животворящего креста Господня и святые мощи Симона Кананита.

Расписание богослужений Новоафонского монастыря

Новоафонский монастырь действующий, поэтому в нем проводятся главные православные таинства – крещение, венчание, исповедь, а также праздничные богослужения. К слову, посетителям необходимо соблюдать дресс-код, закрыв руки и ноги, а также голову. Но беспечным туристам, пришедшим в обитель в шортах и майках, на входе выдают подобающую одежду.

Меняющееся расписание богослужений регулярно публикуется на официальном сайте Священной митрополии Абхазии, поэтому всем желающим присутствовать на службах стоит ознакомиться с актуальными литургиями, вечернями и молебнами по .

Церковный раскол в Новоафонском монастыре

Разобраться с тем, что же происходит в Новоафонской обители и почему Русская православная церковь периодически рекомендует верующим воздерживаться от ее посещения, несведущему человеку почти невозможно. После распада СССР и грузино-абхазской войны абхазские священники вынужденно начали искать новые пути сохранения собственной Церкви. Фактически независимая Абхазская церковь сегодня формально остается под влиянием грузинской патриархии, при этом «раскольники» стремятся к независимости и признанию Абхазской церкви под руководством собственного епископа.

С одной стороны религиозных «баррикад» находится отец Виссарион – уважаемый этнический абхаз, участник Отечественной войны, пользующийся поддержкой Москвы. Его «противники» – один из первых лидеров «раскольников» отец Давид, а также «молодежь»: отец Дорофей и отец Андрей. В 2005 году при содействии Русской церкви управление Епархиальным советом было возложено на отца Виссариона и отца Андрея.

На текущий момент отец Виссарион управляет Абхазской епархией, при этом Новоафонский монастырь во главе с иеромонахом Андреем и архимандритом Дорофеем является оплотом Анакопийской епархии под крылом Константинопольского патриархата. Ни встречи в Москве, ни письма президенту, ни уж тем более публичные выступления со взаимными обвинениями не помогают разрешить затянувшийся конфликт, который носит политический, имущественный и даже поколенческий характер.

Часы работы Новоафонского монастыря

Чтобы посещение обители состоялось и при этом удалось осмотреть Новоафонский монастырь внутри, следует учитывать его режим работы. Монастырские ворота отворяются для туристов и паломником со среды по воскресенье с 12 часов – с этого времени возможно посещение внутренней территории монастырского комплекса и проведение экскурсий.

В выходные и праздники обитель «просыпается» в 7 утра, но, вероятнее всего, в храмах будут проводиться богослужения, поэтому экскурсионной группе с гидом или туристам-дикарям придется опять-таки ждать полудня. Закрывается Новоафонский монастырь для посетителей в 6 вечера.

Официальный сайт Новоафонского монастыря

К сожалению, как такового официального сайта Новоафонского монастыря в природе нет, но если вы забьете такой запрос в Яндексе, то получите ссылку на общий сайт Священной митрополии Абхазии. На нем фрагментарно представлена полезная информация, в том числе интересные статьи о Новоафонских святынях, о выпускаемых монахами книгах и фотоальбомах, о пополнении монашеской библиотеки и раритетных экспонатах онлайн музея. Там же можно изучить расписание богослужений и узнать последние новости о монастыре и других церквях и храмах Нового Афона.

Экскурсия в Новоафонский монастырь — отзыв Travel or Die

Ну а теперь немного наших личных впечатлений от посещения монастыря. Как мы уже упоминали выше, в Новоафонский мы заезжали в рамках большой индивидуальной экскурсии по Абхазии с частным гидом. Программа называлась «Гагра, Новый Афон и озеро Рица. Открыть красоту и достояние Абхазии» и мы её вам смело рекомендуем.

1. В Новый Афон мы приехали после обеда, сначала посетили Новоафонскую пещеру, а уже после отправились в монастырь. Вечерело, занимался закат и у нас оставалось не так много времени перед тем, как отправиться назад, в Сочи.

2. Мы припарковались и ускорив шаг устремились в сторону входа.

3. Что нас сразу удивило, так это…кхм…некая обветшалось всего монастыря.

4. Нет, в Абхазии в целом достаточно быстро привыкаешь к разрухе, но все же речь идёт о ключевой достопримечательности всей страны…

5. Но знаете, на наш взгляд, это все даже добавляет некоторой «трушности». Все же, когда ты смотришь на строение, возведенное энное количество веков назад, а оно всё такое вылизанное и сияет позолотой и белизной, волей не волей чувствуешь некий подвох.

6. В Новоафонском монастыре такого нет. Видно, что это действительно здание, которое несёт на себе отпечаток всех исторических перипетий, что ему удалось пережить.

7. Взять хотя бы эти куранты, что возвышаются на башне. Это не простые часы, их подарил монастырю сам Александр III во время своего визита.

8. На фотографии с дрона хорошо видно внутренний двор, где отведенную для туристов часть можно рассмотреть по установленным сетчатым ограждениям. Как видите, для свободного перемещения выделен лишь небольшой коридор от входа в дворик до самого монастыря.

9. Что ж, снаружи посмотрели, давайте зайдем внутрь. По регламенту оголённые части тела должны быть прикрыты, но даже если вы ничего для этого не предусмотрели, на входе можно взять накидки.

10. Заходим непосредственно в сам монастырь имени Симона Кананита.

11. Внутри скромно и торжественно одновременно.

12. Скажем честно, в редакции Travel or Die верующих нет, но даже мы смогли получить чисто эстетическое наслаждение от пребывания в монастыре и разглядывания различных фресок, узоров, лепнины.

13. Наверное большее впечатление до этого момента на нас произвела лишь Айя-София в Стамбуле.

14. В общем, если вы православный или просто получаете удовольствие от такого рода мест, то Новоафонский монастырь должен быть в вашем списке must-see во время поездки по Абхазии или отдыха на местных курортах.

15. Сложно даже как-то комментировать всё это увядающее великолепие — это нужно просто видеть, чувствовать, впитывать.

16. На наружный и внутренний осмотр мы потратили около 30 минут и пошли на выход. Кому-то безусловно понадобится больше времени, но мы не фанаты всей этой тематики, поэтому получаса хватило с лихвой.

17. Снаружи все ещё разгорался закат, который созерцал одинокий котейка. Мы составили ему компанию. 🙂

18. Горизонт заливало красно-оранжевыми красками, а мы стояли и любовались, наслаждаясь тишиной и безмятежностью.

19. Одним словом, прекрасное место для встречи заката. Лучше, наверное, только на вершине башни Анакопийской крепости, что виднеется на фото справа. 🙂

20. После монастыря мы ещё заскочили на дачу Сталина, которая находится совсем неподалёку и оттуда в последний раз взглянули на виднеющиеся в полукилометре золотые купола. На этом наша экскурсия в Новоафонский монастырь подошла к концу…

Оценка Новоафонскому монастырю: 8,5/10. Откровенно говоря, мы вообще не предполагали, что монастырь произведёт на нас хоть какое-то впечатление. Поэтому оставили его напоследок, под конец экскурсии. И, как это уже было до этого с Гегским водопадом и Новоафонской пещерой, по итогу вынуждены признать, что монастырь действительно прекрасный и стоит каждой потраченной на его осмотр минуты. Однозначно обязательно к посещению!

Новоафонский монастырь на фото

Предлагаем более детально рассмотреть Новоафонский монастырь в специальном фотоальбоме.

Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь основан в 1875 году. История его основания очень интересна.

2. В 1874 году на святой горе Афон возникла угроза закрытия Русского Пантелеймоновского монастыря. Греческое духовенство, стремившееся к господству на Афоне, предполагало тайно вывезти всю русскую братию на турецком корабле в Малую Азию и оставить насельников в каком-нибудь пустующем монастыре. Тогда-то игумен монастыря и обратился к русскому послу в Константинополе графу Н.П. Игнатьеву с просьбой ходатайствовать перед российскими властями о «даровании в Черноморском крае уголка земли для устройства там скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеймоновой обители».

27 ноября 1875 года последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии «327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времён генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха».

Первые посланцы с Афона прибыли сюда осенью 1875 года. Святогорская братия отрядила в Абхазию самых мастеровитых и искусных в строительных делах иноков. В течение зимы они проводили необходимые подготовительные работы – рубили лес и кустарники, расчищали непроходимые заросли, срывали каменистые горы, засыпали пропасти и ущелья.

Уже в марте 1896 года братия переехала в новоотстроенный нагорный монастырь, а спустя 4 года, 28 сентября 1900 года, состоялось освящение главного престола соборного храма.

Под бездонным синим небом на зелёном фоне гор раскидывалась широкая панорама монастырских храмов, увенчанных сияющими на солнце крестами.

3. К Святым вратам обители мимо цветущих оранжерей вела вымощенная камнем дорога, обсаженная пирамидальными кипарисами. Кстати, монахи обители первыми в Абхазии начали выращивать апельсины, мандарины и лимоны.

4. Не менее красочный вид открывался и с верхней площадки у монастырского входа. С левой стороны к обители примыкала сосновая роща. А чуть выше её – сад из вечнозелёных южных растений.

5. 1 июля 1901 года монастырь стал освещаться электричеством: рядом с водопадом, устроенным монахами, была построена гидроэлектростанция. Вслед за электричеством в обители появилась и своя… железная дорога. Протяжённость у неё была небольшая – всего около версты, но этого было достаточно, чтобы доставлять в небольших вагонетках с низменности в нагорные склады всё необходимое и спускать с крутого склона, где рос монастырский лес, дрова для отопления.

Прославился монастырь и своей благотворительностью. Помимо содержания школы, где обучались 50 абхазских мальчиков-сирот, обитель оказывала помощь всем нуждающимся, бесплатно раздавала местным жителям продукты питания и медикаменты, не говоря уже об иконах, религиозных книгах и церковной утвари. И, конечно же, всегда радушно принимала богомольцев, безвозмездно предоставляя им не только кров и пищу, но и нередко снабжая необходимой одеждой, обувью и деньгами на обратную дорогу. Так было вплоть до 1924 года, пока монастырь не постигла та же участь, что и другие православные обители.

6. Главный собор Обители — Пантелеймона Целителя. Длина — 53 м, ширина — 34 м, высота — 40 м. Будучи заложен в 1888 году в присутствии императора Александра III, Пантелеймоновский храм возводился довольно долго и был освящен лишь 29 сентября 1900 года.

7. Изнутри стены расписаны палехскими мастерами и живописцами М.В.Моловым и А.В.Серебряковым.

8. В центре западного корпуса возвышается 50-метровая колокольня с часами — даром царя Александра III. Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой расписаны фресками, выполненными известными волжскими иконописцами — братьями Оловянниковыми.

9. Надвратная церковь Вознесения Господня, 1896.

10. Больничная церковь мученика Иерона, 1895.

11. Церковь Преподобных отцов Афонских, 1895.

12. Территория монастыря.

13. Выход. И вход.

Я люблю посещать храмы. По многим причинам. Помолиться у икон, поклониться святыням, поставить свечки за здравие и за упокой, заказать сорокоуст своему любимому и единственному сыночку, и, конечно, пообщаться с Господом. За эти годы я побывала во многих храмах и монастырях. Есть такие, где сядешь на скамеечку и не хочешь уходить, до такой степени на душе хорошо и спокойно. Таких храмов, кстати, немного, но они есть. Энергетика в них душевная. Есть храмы, и их большинство, где просто и спокойно. Душа светлеет после их посещения. А есть храмы, откуда хочется вылететь пулей. Потому что чувствуешь, что это не твоё. Таких храмов очень мало, но они тоже есть.

Посещение Новоафонского монастыря оставило двоякое чувство. С одной стороны — великолепная архитектура, прекрасная природа, чудесные храмы. А с другой стороны — толпы туристов, шум, гам, повсеместная торговля, толкотня, невозможность общения с тем, ради кого всё это великолепие строилось. Свечку поставить невозможно, помолиться невозможно. Святости нет совершенно…Было одно только желание — сбежать отсюда побыстрее.

А вы посещали Новоафонский монастырь? Какие чувства он вызвал у вас?

Мой Храм меня встречает тишиной,
где свежий воздух- древних стен прохлада,
Вся суета осталась за спиной,
Душе уставшей церковь как награда.

Здесь нет призывов, суетных речей,
немыслимо злословие и крики,
мерцает пламя золотых свечей,
на тёмных досках оживают лики.

Их доброта струится от икон,
Под взглядами Святых немного трушу
и бьётся в сердце колокольный звон,
когда пред Богом обнажаю душу.

Хоругви тихо плещут за спиной,
у Царских врат склоню свои колени.
С престола Бог беседует со мной,
Ему раскаюсь в праздности и лени.

Мой храм меня встречает тишиной,
Привычны взгляду старые иконы.
Вся суета осталась за спиной,
Здесь мир иной и здесь свои законы.

Автор Юрий Соловьёв.

Перечень храмов и монастырей Абхазской Православной Церкви

    Гудаутский район

  • Храм в с. Амбара (Мугудзырхуа).
  • Наскальный монастырь в с. Отхара ( X век).
  • Храм в с. Джирхуа.
  • Храм Айлага-Абыкуа в с. Бамбора.
  • Храм Марии Магдалины в с. Бамбора ( XIX век).
  • Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута ( XX век).
  • Храм в крепости Абатаа в с. Лыхны ( VI век).
  • Храм Успения Богородицы в с. Лыхны ( IX — X века).
  • Храм-часовня в честь Пицундской иконы Божией Матери в с. Лыхны (2003 год).
  • Храм в с. Дурипш.
  • Храм Воскресения Христова на горе Дыдрипш (с. Ачандара).
  • Храм Гудил-иху в с. Хуап.
  • Второй храм Амбара в с. Хуап.
  • Третий храм в с. Хуап.
  • Храм в с. Куланурхуа.
  • Храм Мсыгухуа в с. Приморское.
  • Храм в с. Кутидзра (Аацы).
  • Храм Св. Ап. Симона Кананита в Н. Афон ( IX — X века).
  • Храм Анакопийской Богородицы в Н. Афоне ( VII — XI века).
  • Второй храм в Анакопийской крепости (Н. Афон).
  • Храм Покрова Богородицы в Н. Афон (1876 год).
  • Храм Св. Георгия Победоносца в с. Анухва.
  • Храм Ап. Андрея Первозванного в с. Анухва.
  • Храм Ачануа в с. Анухва.
  • Храм Аквача в с. Анухва.
  • Храм в с. Веселовка (Анухва).
  • Храм Св. Иоанна Крестителя в с. Анухва ( XIX век).
  • Монастырь Св. апостола Симона Кананита в г. Н. Афон ( 1875 г ).
  • Храм Вознесения Господня на территории Новоафонского монастыря (1894 год).
  • Храм Св. Ап. Андрея Первозванного на территории Новоафонского монастыря (1895 год).
  • Храм Всех Святых Афонских на территории Новоафонского монастыря (1896 год).
  • Собор великомученика Пантелеимона на территории Новоафонского монастыря (1900 год).
  • Храм мученика Иерона на территории Новоафонского монастыря.
  • Храм иконы Богоматери «Избавительница» на территории Новоафонского монастыря.
  • Часовня Святого Александра Невского ( XIX век).
  • Грот Св. Ап. Симона Кананита.
  • Святой источник Живоначальной Троицы на Анакопийской горе.
    Сухумский район

  • Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (1915 год).
  • Храм св. Георгия Победоносца на территории гостиницы «Аитар».
  • Октогональный храм в районе развалин Себастополиса ( V век).
  • Второй храм в районе развалин Себастополиса ( VI — VII века).
  • Храм на Сухумской горе.
  • Храм в с. Басла.
  • Монастырский храм в с. Басла.
  • Храм Святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа.
  • Храм Преображения Господня в с. Яштуха ( XX век).
  • Храм в с. Верхняя Яштхуа.
  • Храм в с. Гумиста.
  • Храм в с. Абыгрдзых в Верхней Эшере.
  • Монастырь Святого Иоанна Златоуста в Команах.
  • Храм Св. Иоанна Златоуста в Команах.
  • Храм Священномученика Василиска Команского в Команах.
  • Храм на горе Гумбиху.
  • Храм Илии Пророка в окрестности Коман (1910 год).
  • Храм Св. Андрея Первозванного в окрестности Коман (1894).
  • Храм в с. Шрома.
  • Храм в с. Келасур.
  • Втора церковь в с. Келасур.
  • Святой источник священномученика Василиска в Команах ( IV в).
  • Место Третьего обретения главы Иоанна Крестителя ( IX век).
  • Наскальные монашеские кельи в с. Басла.

    Ткуарчальский район

  • Лашкиндарский храм.
  • Храм в г. Ткварчал.
  • Домовая церковь в честь иконы Богоматери «Скоропослушница».
  • Бедийский собор ( X век).
  • Второй храм в кафедральном комплексе в с. Агу-Бедиа.
  • Третий храм в кафедральном комплексе в с. Агу-Бедиа.
  • Храм в с. Чхортол.
  • Храм в с. Аджапазара.
  • Второй храм в с. Аджампазра.
  • Храм Джгериан-Абаа в с. Джгериан (Река).

***

  • Гагрский район – 14 храмов.
  • Гудаутский – 32 храма.
  • Сухумский – 20 храмов.
  • Гульрипшский – 30 храмов.
  • Очамчирский – 30 храмов.
  • Ткварчальский – 10 храмов.
  • Гальский – 8 храмов.
  • ВСЕГО: 144 храма.

В данном списке не перечислены деревянные храмы, они полностью уничтожены. Их количество достигало около 20. В среднем, общее количество храмов на территории Абхазии в прошлом достигало 160.

-А А+ Фото:

В адрес Афинской архиепископии и других епархий Элладской церкви поступило циркулярное письмо Священного синода, в котором определяется новый порядок посещения греческих епархий насельниками монастырей Святой горы Афон — священнослужителями и монахами.

Об этом сообщает Agionoros.ru.

В документе, который получил название «О священнодействиях на канонической территории Элладской церкви», говорится, что отныне греческие иерархи могут приглашать на территорию своих епархий афонских игуменов и монахов, лишь получив предварительное письменное одобрение Священного синода Элладской церкви.

Основаниями для принятия такого решения Синод Элладской церкви называет, во-первых, желание следовать евангельскому образу добросовестного виноградаря, который «насадил виноградник, обнес его оградою» (Мф. 21:33), а во-вторых, необходимость соблюсти равноправие в отношениях с Константинопольским патриархатом: как известно, афонские монастыри находятся в каноническом подчинении Константинопольской православной церкви, и для посещения Святой горы требуется получить специальное разрешение Вселенского патриархата.

Неназванный источник греческого информационного агентства Romfea из числа иерархов так называемых Новых Территорий (епархий Константинопольского патриархата, находящихся на территории Греции (включают Эпир, Южную Македонию, Западную Фракию и большинство островов Эгейского архипелага) и управляющихся иерархами Элладской церкви в рамках межцерковного соглашения 1928 года) назвал принятое решение «неприемлемым» и отметил, что оно способно привести к обострению отношений Константинопольского патриархата и Элладской церкви.

«Святогорцы находятся в подчинении Вселенского патриархата, почему мы должны просить разрешения у Священного Синода?» — приводит издание слова этого епископа.

Комментариев со стороны Вселенской патриархии пока не поступало.

Однако решение Священного синода Элладской церкви может вызвать недовольство у верующих, поскольку монахи-святогорцы часто посещают приходские храмы и монастыри Греции, духовно окормляя верующих. Изменения канонической практики, принятые греческим Синодом, осложняют ситуацию, становясь серьезным препятствием для общения афонских духовников с их паствой.

Афон. Канонический статус

Афон — это сообщество двадцати православных монастырей, расположенных на одноименном полуострове в восточной Греции. С точки зрения государственного устройства Греции Афон обладает уникальным статусом и носит название «Автономное монашеское государство Святой Горы» (греч. Αυτόνομη Μοναστική Πολιτεία Αγίου Όρους).

Греция обладает суверенитетом на этой территории. Однако еще в 676 году император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам. А в 972 году император Иоанн Цимисхий утвердил первый Устав Святой горы Афон, в котором были сформулированы основные привилегии и принципы самоуправления этой «монашеской республики».

Действующая конституция Святой Горы — Уставная Хартия Святой Горы Афонской 1924 года, ратифицированная 10 сентября 1926 года — имеет силу государственного закона Греции. Особый статус Святой Горы закреплен в статье 105 действующей конституции страны.

Канонически Афон с начала XIV века подчиняется Константинопольскому патриархату. Хотя в Греции есть епископ с титулом «Иериссы, Святой Горы и Ардамериона», титул имеет чисто исторический характер, и никакой церковно-канонической власти на Святой Горе данный епископ не имеет. Статья 5 Устава гласит: «Не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского патриарха».

Православные клирики из любых других юрисдикций, кроме Константинопольского патриархата, для посещения Афон обязаны получить письменное разрешение Вселенской патриархии.

Для паломников-мирян также требуется разрешение — диамонитирион. Диамонитирионы бывают двух видов: общее разрешение выдается Бюро паломников министерства Македонии и Фракии в городе Салоники на 4 дня и дает право пребывания в любом монастыре; индивидуальное разрешение выдается любым из двадцати монастырей Святой Горы на неограниченный срок с правом ночевать только в монастыре, выдавшем приглашение.

На практике, как правило, паломник с таким разрешением может беспрепятственно переночевать в любом другом монастыре.

Ежегодно Афон принимает более 1 млн паломников и туристов.

4 сентября 2017 28 декабря 2016 25 октября 2016 теги: афон, каноническое право, константинопольский патриархат, святая гора, элладская церковь

Действующие храмы Абхазской Епархии

Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
Настоятель собора – священник Виссарион Аплиаа.
Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий.
Адрес: г.Сухум, ул.Абазинская 75. Тел. +7 (840) 226-33-33.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра.
Настоятель — иеромонах Павел (Харченко).
Адрес: г. Гагра

Храм Преображения Господня в с.Яштуха.
Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин).
Адрес: Сухумский район, с.Яштуха.

Храм Пророка Илии в п.Агудзера.
Адрес: Гульрипшский район, п.Агудзера. Тел. +7 (840) 227-44-70.

Драндский Успенский собор.
Настоятель – иеромонах Дорофей (Дбар).
Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Архангела Гавриила в п.Дранда.
Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда.

Моквский Успенский собор.
Священнослужитель – иерей Игорь Артемьев.
Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. +7 (840) 227-23-48.

Храм Святого Георгия Победоносца в с.Елыр.
Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа).
Адрес: Очамчирский район, с.Елыр.

Храм Святого Георгия Победоносца в с.Чубурхинджи.
Служащий священник – иерей Никита Адлейба.
Адрес: Галльский район, с.Чубурхинджи.

Новоафонский монастырь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *